Главные вкладки

    План-конспект по теме:
    Конспект логопедического занятия "Прогулка в зимний лес"

    Корниенко Людмила Владимировна

    Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Конспект логопедического занятия

     в старшей группе для детей с ОНР

    «Прогулка в зимний лес»

    Цели: - Обобщить и систематизировать знания детей о зиме.

               - Расширять и активизировать словарь.

               - Формировать умения образовывать притяжательные прилагательные от            

                 существительных.

               - Закрепить навыки образования однокоренных слов.

               - Развивать умения подбирать имена существительные к глаголам.

               - Упражнять в подборе имён прилагательных к именам существительным.

               - Закрепить знания о диких животных и их жилищах.

               - Закреплять навыки употребления родительного падежа множественного числа    

                 существительных.

               - Упражнять в правильном использовании предлогов в речи.

               - Продолжать формировать умения составлять предложения, восстанавливать  

                 деформированные предложения, составлять схемы предложений.

               - Развивать речь, память, внимание.

               - Воспитывать умение слушать, не перебивая, работать в коллективе.

    Оборудование: аудиозапись, конверт с письмом, ёлка, дерево с птицами, следы зверей,                                    

                снегирь, картинки к дидактической игре «Кто, где живёт?», наборы для  

               составления схем предложений, волшебный сундучок.

    Индивидуальная работа: Игнат  - продолжать учить чётко проговаривать окончания            

               прилагательных; Аня  – продолжать учить согласовывать слова в предложениях.

    Словарная работа: метель, снегопад.

    Ход занятия:

    1.Орг. момент.

    - Собрались все дети в круг.
     Я – твой друг, и ты – мой друг.
     Крепко за руки возьмёмся.

      И друг другу улыбнёмся.

    2. Беседа.

    -  Ребята, отгадайте загадку:

       Тройка, тройка прилетела.
      Скакуны в той тройке белы.
      А в санях сидит царица –
      Белокоса, белолица.
      Как махнула рукавом –
     Все покрылось серебром.

    - Кто это? (Зима)

    - Как её называют в загадке? (Царица)

    - А как её ещё можно назвать? (Волшебница)

    - Почему зиму называют волшебницей?

    - Без чего не может быть зимы? (без снега, метелей, вьюги и т. д.)

    - Зимой так чудесно вокруг, хочется отправиться куда-нибудь на прогулку, подышать морозным воздухом. А вам, ребята, хочется?

    -  В лес на зимнюю прогулку

       Приглашаю вас пойти

       Интересней приключенья

       Нам¸ ребята¸ не найти.

       Друг за другом становитесь,

       Крепко за руки беритесь.

       По сугробам¸ по тропинкам,

       По лесу гулять пойдём.

       И зимующих зверюшек

       Может мы в лесу найдём.

    3. Дидактическая игра «Чей след?»

    - Мы на зимней полянке.

    - Что остаётся на снегу¸ когда по нему пробежит зверь? (Следы.)

    - Кажется, здесь кто-то побывал. Давайте отгадаем, где, чей след.  

    На ковре разложены карточки с изображением следов диких животных. Дети называют, какое животное прошло по дорожке, чьи это следы.

    По моей дорожке прошла лиса, это лисьи следы и т. д.

    4. Сюрпризный момент.

     (на пенёчке конверт с письмом)

    - Смотрите, здесь какое-то письмо. Но от кого оно? Давайте посмотрим.

    «Здравствуйте, ребята! Очень рад, что вы пришли в моё лесное царство. Я приготовил для вас волшебный сундучок с сюрпризом. Но отыщите вы его тогда, когда выполните все мои задания. Старичок – Лесовичок».

    - Давайте присядет на пенёчки и посмотрим, какие задания приготовил для нас Старичок – Лесовичок.

    5. Дидактическая игра «Доскажи словечко».

    - Чем покрыта зимой земля? (снегом)

    - У слова снег есть слова-родственники, а какие это слова, мы сейчас узнаем. Они очень похожи по своему звучанию. Я буду читать стихотворение, а вы – добавлять слова, похожие на слово «снег».

    Тихо, тихо, как во сне,

    Падает на землю… (Снег.)

    С неба всё скользят пушинки –

    Серебристые… (Снежинки.)

    На посёлки, на лужок

    Всё снижается … (Снежок.)

    Вот веселье для ребят –

    Всё сильнее… (Снегопад.)

    Все бегут вперегонки,

    Все хотят играть в … (Снежки.)

    Словно в белый пуховик

    Нарядился… (Снеговик.)

    Рядом снежная фигурка –

    Это девочка - … (Снегурка.)

    На снегу-то посмотри –

    С красной грудкой… (Снегири.)

    Словно в сказке, как во сне,

    Землю всю украсил…(Снег.)

    - Давайте вспомним, какими «снежные» слова мы называли.

    - Молодцы! С первым заданием вы справились. А теперь посмотрим, какое следующее задание.

    6. Игра «Подбери предмет»

    -Придумайте слова, которые отвечают на вопрос кто? или что? (все слова о зиме)

    Наступает (что?) – … зима; лежит - … снег; валит - … снег; кружатся - … снежинки; свищет - … ветер; катаются - … дети; бушует - … буря; лепят - … снеговика; замёрзли- … реки; съёжились - … снегири; блестит - … снег; метут - … метели; ударили - … морозы; хрустит - … снег; висят - … сосульки.

    7. Игра «Подбери признак»

    - Порадуйте меня, ребята, расскажите, что вы знаете о диких животных?

    Заяц (какой?) – быстрый, трусливый, белый и т. д.

    Лиса (какая?) – пушистая, хитрая и т. д.

    Белка (какая?) – рыжая, ловкая и т. д.

    Волк (какой?) – голодный, серый и т. д.

    Лось (какой?) – рогатый, длинноногий и т. д.

    Медведь (какой?) – косолапый, неуклюжий и т. д.

    Ёж (какой?) – колючий, умный и т. д.

    - Кого из этих животных мы зимой в лесу не увидим? Почему?

    8. «Кто, где живёт?»

    На доске картинки с изображением жилищ животных, на мольберте картинки-животные.

    - Расселите животных в их жилища.

    9. Логоритмика «Мороз».

    10. «Каких птиц много на дереве?»

    - Вспомните и назовите зимующих птиц.

    На дереве картинки с изображением зимующих птиц.

    - Скажите, каких птиц на дереве много?

    На дереве много синиц и т. д.

    11. Игра «Где снегирь?»

    - К нам прилетел снегирь и решил покружиться возле ёлочки. Расскажите, что делает снегирь.

    Снегирь спрятался под елью.

    Снегирь подлетает к ёлочке.

    Снегирь слетел с ёлочки.

    Снегирь прыгает возле ёлочки.

    Снегирь сидит на ели.

    Снегирь перелетает с ветки на ветку.

    Снегирь летает над деревом.

    Снегирь выглядывает из-за дерева.

    12. Составление предложений «Путаница»

    - Зимой часто дуют сильные холодные ветры. Ветер перепутал все слова в предложениях о зиме. Я буду называть слова, а вы постарайтесь составить из них правильное предложение:

    - Холодная, зима, наступила, снежная.

    - Дорожки, ребята, от, чистят, снега.

    - Из, дети, горку, снега, сделали.

    - В, звери, спрятались, норы.

    - Кружатся, в, пушинки, пушистые, воздухе.

    13. Пластические этюды «Зимние забавы»

    Изобразить: вы катаетесь на коньках, играете в снежки, лепите снежную бабу, везете на санках малышей, ходите на лыжах.

    Изобразить зимующих птиц: дятла, ворону, высиживающую птен цов, и замерзшего воробья.

    Изобразить зверей в зимнее время: зайчика, притаившегося под кустом; лису, прислушивающуюся к шороху мышки под снегом; голодного волка; спящего медведя.

    14. Составление схемы предложения.

    Наступила холодная, снежная зима.

    15. Подведение итогов занятия.

    - Вот мы и выполнили все задания Старичка – Лесовичка.

    Под ёлкой волшебный сундучок.

    - А вот и волшебный сундучок. Здесь какая-то записка.

    «Какие же вы молодцы! Сколько интересного вы знаете. Я приготовил вам сюрприз: раскраски о зиме. Они помогут вам составить интересные рассказы о зиме».

    - Что сегодня в нашей прогулке было для вас самым интересным? Что особенно понравилось?

    - Молодцы!