Главные вкладки

    Материал (7,8,9,10 класс) по теме:
    Пояснительная записка к рабочей программе по трудовому обучению (Обслуживающий труд), специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида

    Пояснительная записка к рабочей программе по трудовому обучению (Обслуживающий труд), составленной на основе авторской рабочей программы для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, 2001. Цель программы - успешная подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к условиям самостоятельной жизни, в том числе и труда.

    Программа состоит из  завершенных циклов, следующих один за другим в полном объёме:

    7 класс - "Подготовка младшего обслуживающего персонала";

    8 класс - "Рабочий по кухне";

    9 класс - "Помощник воспитателя в детском учреждении";

    10 класс - "Санитарное дело".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    k_6-10.doc.doc305 КБ

    Предварительный просмотр:

    МС (К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа                  VIII вида»




    Рассмотрена и рекомендована                    



    к утверждению на заседании



    методического совета



    учителей начальных классов



    Протокол № 4                                                



    от 26.05.2011 г.                  



                                                                                                                           





    Утверждена



    Приказ  № 192



    от 30.08.2011 г.



    Директор школы



    _______________



    В.А.Баева


                                                                                                                           

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по курсу

     обслуживающий  труд

    в  7 - 10 классах

                                                              Автор-составитель –

                                                                                 учитель трудового обучения                                              

                                                                                 Арестова Т.П.

    Мичуринск  

    2011 г.

    Пояснительная записка

    Рабочая программа по обслуживающему труду составлена на основе:

    авторской учебной программы для  специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2001 г.

    Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

    1. Закон РФ «Об образовании»
    2. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Постановление Правительства РФ от 10.03. 2000 г.№212.,  23.12.2002 г., № 919
    3. Методическое письмо «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от26.12.2000г.
    4. Базисный учебный план специальной школы (VIII вида) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Приказ № 29/2065-п от10.04 2002
    5. Положение о порядке  разработки и утверждения рабочих программ в специальной (коррекционной) школе VIII вида.  Приказ № 62-а от 04.09.2009 г
    6. Единая  концепция  специального Федерального государственного стандарта  для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.

    Цель: успешная подготовка ребенка с ограниченными возможностями здоровья                                                       к условиям самостоятельной жизни, в том числе и труда

    1. коррекция личности умственно отсталого ребенка;
    2. формирование социального опыта и поведения;
    3. практическая подготовка к самостоятельной жизни и труду;
    4. формирование знаний, умений и навыков, способствующих обслуживанию себя и других.

    В связи с этим обучение обслуживающему труду идет по двум направлениям:

    1. Обслуживание себя (домашний труд).
    2. Обслуживание других, профессиональный труд.

    Задачи:

    Воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.)

    воспитание уважения к рабочему человеку;

    Воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на производстве;

    Формирование у школьников эстетического отношения к труду;

    Наряду с этими задачами на занятиях по обслуживающему труду в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся. Коррекционная работа выражается в формировании умений:

    1. ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
    2. предварительно планировать ход работы (устанавливать логическую последовательность этапов выполняемой работы, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения, отчитываться о проделанной работе);
    3. контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество выполненной работы).

    Обучение учащихся по программе «Обслуживающий труд» предусматривает сообщение учащимся специальных знаний, выработку умений и навыков, необходимых для обслуживания себя и близких, ведения домашнего хозяйства, а также подготовку учащихся к профессиям обслуживающего труда, основным содержанием которых является уборка помещений различного назначения (детский сад, школа, больница, офис, частная квартира), уборка уличных территорий, работа в сфере общественного питания и оказание других услуг населению. В процессе занятий по санитарному делу обучающиеся не только получают сведения о работе лечебных учреждений, обязанностях младшего медицинского персонала, но и приобретают практические навыки ухода за больными, навыки оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях.

    Этапность трудового обучения представлена в виде следующих завершенных циклов:

    7 класс – 70 часов    «Подготовка младшего обслуживающего персонала»

    8 класс – 140 часов   «Рабочий по кухне»

    9 класс – 140 часов   « Помощник воспитателя в детском учреждении»

    10 класс – 204 часа «Санитарное дело»  

    Программы следуют одна за другой в полном объеме.

    Программный материал составлен с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.

    Основной базой обучения служит специально оборудованный кабинет, (имеющий учебную зону, рабочие столы, кухонное оборудование и инвентарь, уборочный инвентарь, предметы санитарного оборудования), школьные помещения, школьный земельный участок, учреждения сферы бытового обслуживания.

    Основными формами и методами обучения являются беседы, практические работы, сюжетно-ролевые игры. В целях ознакомления обучающихся с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии на предприятия бытового обслуживания, в детские и медицинские учреждения.

    При обучении по данной программе следует использовать специфические для вспомогательной школы методы: опираться на наглядные примеры, включать в подготовительную деятельность предметные действия, проговаривание вслух, работать с демонстрационными технологическими картами, дидактическими играми. Особое внимание уделяется повторению учебного материала.

    Обязательным при обучении обслуживающему труду является изучение и соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при работе на всех рабочих местах, при проведении практических работ.

    Особое значение придается развитию коммуникативных навыков поведения в общественных местах. Подготовка к работе уборщицей, санитаркой и др. предусматривает также необходимость сформировать навыки правильного поведения с различным контингентом; этичного и культурного поведения вообще, так как при выполнении своих функциональных обязанностей работники обслуживающего труда вступают в личный контакт с незнакомыми людьми. Для этого большое значение имеют разнообразные сюжетно-ролевые игры.

    К концу обучения учащиеся должны

    а) как младший обслуживающий и медицинский персонал:

    -знать и соблюдать правила личной гигиены;

    -знать и соблюдать правила санитарии и гигиены в убираемом помещении;

    -удалять пыль, подметать мусор, мыть вручную или с помощью приспособлений стены, полы, потолки, оконные рамы и стекла, дверные блоки, мебель, чистить ковровые покрытия;

    -мыть и дезинфицировать ванны, раковины и другое санитарно-техническое оборудование;

    -убирать двор, ухаживать за растениями на приусадебном участке;

    -знать устройство и назначение обслуживаемого оборудования и используемых приспособлений;

    -знать и соблюдать правила обращения с моющими, дезинфицирующими и дезодорирующими средствами;

    -соблюдать правила безопасности при мытье холодильников, пользовании другими электроприборами;

    -овладеть элементарными приёмами общего ухода за больными людьми, маленькими детьми;

    -мыть посуду, сервировать стол, чистить овощи и выполнять другие работы помощника повара, соблюдая санитарно-гигиенические правила и правила безопасной работы на пищеблоке;

    -соблюдать этические правила при взаимоотношениях с окружающими людьми (больными, маленькими детьми и другими).

    Предлагаемая программа имеет коррекционно-развивающую направленность, позволяет подготовить выпускников коррекционной школы к обучению в училище, адаптирует их к самостоятельной трудовой деятельности в обществе.

    Программа рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю в 7 и 8 классах , 34 часа (1 час в неделю) в 6 классе, 102 часа (3 часа в неделю) в 9 классе, 136 часов (4 часа в неделю) в 10 классе.

    Учебный план программы по предметам

     «Младший обслуживающий персонал».

    Тема

    Всего часов

    Теория

    Практи-

    ка

    Контроль

    МОП (70 ч.)

    (2 часа  в неделю)

    Вводное занятие

    1

    1

    -

    Работа на пришкольном участке, в школьном дворе

    12

    6

    6

    Качество выполненной работы.

    Уход за зелеными насаждениями

    12

    6

    6

    Качество выполненной работы.

    Подготовка помещения к зиме

    7

    3

    4

    Качество выполненной работы.

    Уборка внутри помещения

    15

    5

    10

    Качество выполненной работы.

    Уход за комнатными растениями

         13

    5

    8

    Качество выполненной работы.

    Уборка лестницы в помещении

    10

    5

    5

    Качество выполненной работы.

    Итого

    70

    30

    40

    Подготовка

    младшего обслуживающего персонала .

    7 класс (70 ч.)

    Вводное занятие (1 ч)

    Беседа о подготовке школьников к труду и рабочих профессиях. Профессии родителей учащихся. Необходимость разных профессий. Профессии, изучаемые в школе. Простейшие профессии обслужи вающего труда. Кабинет обслуживающего труда: оборудование, пра вила работы и поведения. Распределение учащихся по рабочим ме стам. Ознакомление с рабочим местом и правилами ухода за ним. Обязанности дежурных.

    Работа на пришкольном участке, в школьном дворе 

    Объект работы. Газоны, дорожки.

    Теоретические сведения. Инструменты и  хозинвентарь, условия  его хранения.

    Правила техники безопасности при работе с хозинвентарем. Виды покрытий ( твердое, грунтовое, газон). Уход и полив различных  видов покрытий. Сбор и утилизация мусора..

    Практические работы. Сбор и утилизация мусора. Уборка дорожек. Уход и полив различных  видов покрытий.

    Уход за зелеными насаждениями

    Объект работы. Деревья на пришкольном участке, клумбы.

    Теоретические сведения. Осенний уход за де ревьями. Секатор: устройство, наладка и правила безопас ной работы.

    Умения. Ориентировка по образцово обработанному дереву. Планирование работы по инструкции учителя. Работа секатором.

    Практические работы. Определение зеленых насаждений на конкретном участке. Обрезка сухих и поломанных веток.

    Подготовка помещения к зиме

    Объект работы. Окна.

    Теоретические сведения. Средства для мытья окон. Правила безопасной работы при мытье и оклеивании окон. Способы утепления окон.

    Практические работы. Мытьё и оклеивание окон (на первом этаже).

    Уборка служебного помещения

    Объект работы. Письменный стол, настольный светильник, шкаф, пол.

    Теоретические сведения. Гигиенические требования к служебному помещению.

    Ежедневная сухая и влажная уборка помещений. Уборка письменного стола, настольного светильника. Правила электробезопасности. Виды полов, их покрытие.

    Моющие средства для ухода за полами. Правила культурного поведения в служебной обстановке.

    Практические работы. Уборка стола, наружных поверхностей шкафа, подоконника, радиатора отопления, дверей. Очистка корзины для использованной бумаги. Мытье полов. Уход за руками до  и после работы  с моющими средствами.

    Уход за комнатными растениями

    Объект работы. Комнатные растения.

    Теоретические сведения. Ежедневный уход за комнатными растениями.

    Инвентарь для ухода за комнатными растениями (горшки, кашпо, посадочный совок, опрыскиватель, лейка, поддон, ножницы,). Пересадка комнатных растений.

    Практические работы. Полив и мытье растений. Приготовление почвенной смеси. Размножение комнатных растений (черенкованием, укоренением). Подкормка растений

    Уборка лестницы в помещении

    Объект работы. Внутренняя лестница здания.

    Теоретические сведения. Лестница в школе: устройство (сту пени, пролет, площадка, ограждение (перила или поручни), мате риалы для изготовления). Моющие средства. Правила безопаснос ти при уборке лестницы. Резиновые перчатки: назначение, правила бережного обращения.

    Практические работы. Подметание лестницы. Уборка мусора. Протирка перил (поручней). Мытье лестницы моющими средствами.

    Самостоятельная работа (1ч.)

    Уборка лестницы.

    Учебный план программы по предмету

     «Обслуживающий труд. Рабочий по кухне».

    Тема

    Всего часов

    Теория

    Практи-

    ка

    Контроль

    (140 ч.)

    (4 часа в неделю)

    Обработка оборудования и уборка на кухне.

    20

    8

    12

    Качество выполненной работы.

    Работа с пищевыми продуктами

    24

    10

    14

    Качество выполненной работы.

    Подготовка столового зала к приему посетителей

    22

    10

    12

    Качество выполненной работы.

    Работа в пищеблоке

    24

    12

    12

    Качество выполненной работы.

    Обработка кухонной и столовой посуды, инвентаря, тары на предприятии общественного питания.

    24

    12

    12

    Качество выполненных работ

    Уборка территории и помещений на предприятии общественного питания

    26

    12

    14

    Качество выполненной работы.

    Итого

    140

    64

    76

    Обработка оборудования и уборка на кухне.

    Цель. Знакомство с общим объемом работ на кухне.

    Тематика. Гигиенические требования к кухне. Кухонное оборудование и принадлежности. Ознакомление с посудомоечной машиной и холодильником.

    Практические работы. Уборка и мытье кухонного оборудования (кастрюли, сковороды). Мытье посуды (обеденной, чайной). 

    Основные требования к знаниям и умениям

    Учащиеся должны знать:

    название кухонного оборудования и принадлежностей;

    назначение кухонного оборудования;

    технику безопасности при работе с кухонным оборудованием и приспособлениями;

    принципы уборки кухни (технологическую последовательность);

    санитарно-гигиенические средства, используемые на кухне;

    название и назначение столовой посуды;

    правила мытья посуды;

    назначение и правила эксплуатации посудомоечной машины;

    технику безопасности при работе с посудомоечной машиной;

    гигиенические требования к кухне;

    назначение холодильника;

    правила ухода за холодильником;

    технику безопасности при отключении и включении холодильника.

    Учащиеся должны уметь:

    пользоваться кухонным оборудованием в соответствии с его назначением;

    правильно мыть посуду и кухонное оборудование с использовани ем моющих средств;

    правильно выбирать моющие средства;

    пользоваться посудомоечной машиной;

    мыть холодильник;

    чистить раковины и плиты;

    Работа с пищевыми продуктами.

    Цель. Знакомство с основными приемами обработки овощей.

    Тематика. Пищевая ценность блюд. Виды блюд: (холодные блюда, супы, мясные и рыбные блюда, соусы, сладкие блюда). Определение качества пищевых продуктов. Хранение продуктов.

    Практические работы. Приготовление блюд из овощей (виды ово щей, пищевая ценность овощей, виды обработки овощей, виды нарез ки овощей).

    Основные требования к знаниям и умениям

    Учащиеся должны знать:

    название блюд;

    название продуктов, используемых для приготовления тех или иных блюд;

    критерии и методы определения качества продуктов;

    способы хранения продуктов;

    виды овощей;

    виды обработки овощей (первичная);

    нарезка овощей (формы);

    виды тепловой обработки (варка, пассировка).

    Учащиеся должны уметь:

    пользоваться кухонными приспособлениями;

    сортировать овощи;

    чистить и удалять загрязнения с овощей;

    мыть овощи;

    нарезать овощи соответствующим образом;

    делать заправки для салатов;

    делать овощные салаты (из сырых овощей, из отварных овощей);

    подавать блюда к столу.

    Работа в пищеблоке

    Цель. Познакомить учащихся с работой школьного пищеблока.

    Теоретические сведения. Столовая посуда и ее назначение. Санитарно-гигиени ческие требования к столовой посуде. Правила пользования столовой посудой и столовыми приборами. Обязанности мойщицы посуды. Спецодежда работ ника кухни (куртка, фартук, косынка, резиновые сапоги): уход и хранение. Личная гигиена работника кухни. Правила безопасности при работе в моечном цехе. Посудомоечная машина: ознакомление с работой, правила безопасности.

    Практические работы. Сбор и транспортировка использован ной посуды в моечное отделение. Очистка от остатков пищи. Сбор пищевых отходов. Мытье посуды вручную в 2-х и 3-х ваннах. Суш ка посуды и столовых приборов. Уборка моечного отделения.

    Основные требования к знаниям и умениям

    Учащиеся должны знать:

    виды посуды;

    материал, из которого изготовлена посуда;

    качественные характеристики посуды;

    правила пользования столовыми приборами;

    правила сервировки обеденного стола;

    правила пользования вилкой и ножом;

    санитарно-гигиенические требования к столовой посуде.

    Учащиеся должны уметь:

    правильно сервировать стол к обеду;

    соблюдать поэтапность при подаче блюд и уборке со стола;

    правильно пользоваться столовыми приборами.

    Подготовка столового зала к приему посетителей.

    Цель. Формирование навыков подготовки помещения к приему пищи.

    Тематика. Значение эстетического оформления стола. Понятие о сервировке стола. Санитарные требования и правила этикета при сбо ре грязной посуды со столов. Правила обращения с тележками для сбора посуды при транспортировке.

    Умения. Ориентировка в задании по образцу подготовленного уча стка столового зала. Планирование работы в беседе с учителем.

    Практические работы. Подготовка и укладывание салфеток в салфетницы. Наполнение и установка приборов со специями. Правиль ное расположение стульев. Сбор грязной посуды и укладывание на тележки. Разгрузка тележек. Выполнение правил обращения с тележкой при транспортировке грязной посуды.    

                                             

    Обработка кухонной и столовой посуды, инвентаря, тары на предприятии общественного питания.

    Цель. Сформировать навыки самообслуживания в школьной сто ловой, мытья столовой посуды (в условиях кабинета, в школьной сто ловой).

    Тематика. Виды и назначение столовой посуды. Керамическая и стеклянная посуда. Свойства керамики и стекла. Правила и средства дни мытья столовой посуды. Столовые приборы. Их назначение. Прави ла чистки и мытья. Обязанности мойщицы посуды. Рабочая одежда работника кухни (куртка, фартук, косынка, резиновые сапоги). Уход и хранение спецодежды. Личная гигиена работников кухни.

    Правила безопасности при работе в моечном цехе. Ознакомление с работой посудомоечной машины и правилами безопасности.

    Умения. Ориентировка в работе по образцам вымытой посуды. Определение рациональной последовательности работы в коллектив ной беседе.

    Практические работы. Сбор использованной посуды и транспортировка в моечное отделение. Очистка от пищи. Сбор пищевых отхо дов.

    Мытье посуды вручную в двух и трех ваннах. Сушка. Уборка моеч ного отделения школьного пищеблока.

    Уборка территории и помещений на предприятии общественного питания

    Цель. Научить применять ранее сформированные умения в новых условиях.

    Тематика. Санитарные требования к территории и помещениям предприятий общественного питания. Правила уборки помещений. Правила сбора, хранения и удаления отбросов. Уборочный инвентарь. Контейнеры для мусора. Моющие средства. Их назначение и правила неопасного использования.

    Умения. Ориентировка по устной инструкции и образцам убран ных участков. Планирование работы в беседе с учителем. Отчет уча щихся о выполненной работе.

    Практические работы. Сгребание, сбор и удаление мусора. Обработка мебели столового зала. Подбор инвентаря, приспособлений, моющих средств. Мытье стен и полов с различным покрытием.

    Практическое повторение (4 ч.)

    Виды работы. Чистка и мытье кухонной и столовой посуды.

    Контрольная работа (1ч.)

    Мытье определенного количества столовой посуды с фиксацией времени и качества.

    Учебный план программы по предмету

     «Обслуживающий труд. Помощник воспитателя  детского сада».

    Тема

    Всего часов

    Теория

    Практи-

    ка

    Контроль

    (140 ч.)

    (4часа в неделю)

    Уход за ребенком

    6

    4

    2

    Ответы учащихся

    Знакомство со структурой детского учреждения.

    12

    2

    11

    Качество выполненной работы.

    Ежедневная уборка  спального помещения.

    23

    11

    12

    Качество выполненной работы.

    Уход за мебелью

    8

    5

    3

    Качество выполненной работы.

    Уход за ковровыми покрытиями

    8

    5

    3

    Качество выполненной работы.

    Общее знакомство с помещениями детского сада и их назначением

    4

    2

    2

    Качество выполненной работы.

    Знакомство с функциональными обязанностями помощника воспитателя

    4

    3

    1

    Ответы учащихся

    Санитарно-гигиенический режим

    12

    8

    4

    Качество выполненной работы.

    Уборка спален, игровых, раздевалок.

    12

    6

    6

    Качество выполненной работы.

    Уборка санузла, сантехоборудования.

    12

    6

    6

    Качество выполненной работы.

    Кормление детей

    10

    5

    5

    Ответы учащихся

    Мытье посуды

    12

    6

    6

    Качество выполненной работы.

    Уход за комнатными растениями

    10

    4

    6

    Качество выполненной работы.

    Правила должностных и межличностных отношений сотрудников в детском учреждении.

    7

    4

    3

    Ответы учащихся

    Итого

    140

    72

    68

    ЗНАКОМСТВО СО СТРУКТУРОЙ ДЕТСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

    Содержание учебного материала. Штат детского учреждения: администрация (заведующая детским садом);

    педагогический персонал (воспитатели, логопеды, методисты);

    медицинский персонал (врач, медсестра, диетсестра);

    работники пищеблока (повар, посудомойка, рабочий по кухне);

    завхоз, кастелянша, кладовщик;

    младший обслуживающий персонал (помощник воспитателя, убор щик служебных помещений, машинист по стирке белья, дворник, ра бочий по зданию, сторож).

    Правила должностных и межличностных отношений сотрудников учреждения: взаимоотношения с заведующей детского учреждения, персоналом кухни, другими сотрудниками, взаимоотношения с воспи тателями группы, взаимоотношения с детьми.

    Практические работы. Ролевые игры на темы: «Знакомство с кол легами по работе», «Ты опаздываешь на работу», «Ты заболел и не мо жешь выйти на работу», «У тебя возникли вопросы по работе», «Роди тели задают тебе вопрос, на который ты не можешь ответить», «Дети балуются в отсутствии воспитателя» и т.д.

    Учащиеся должны знать:

    функции, которые выполняют люди перечисленных должностей, их связи по должностям;

    субординационные правила в отношениях между сотрудниками одного учреждения в рабочее время;

    какие действия необходимо предпринять при возникновении про блем на рабочем месте и к кому обратиться.

    Учащиеся должны уметь:

    устанавливать контакты и вежливо разговаривать с коллегами по работе, с родителями, с детьми.

    ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С ПОМЕЩЕНИЯМИ ДЕТСКОГО САДА И ИХ НАЗНАЧЕНИЕМ

    Содержание учебного материала. Знакомство с помещениями детского сада и их назначением: групповая (раздевалка, игровая, спальня, санузел), физкультурный зал, зал для музыкальных занятий, кабинет заведующей, кухня, прачечная, медицинский кабинет, прочие помещения.

    Практические занятия. Экскурсия в детский сад, ознакомление с помещениями детского сада и их назначением.

    ЗНАКОМСТВО С ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ ПОМОЩНИКА ВОСПИТАТЕЛЯ

    Содержание учебного материала. Ознакомление с должностной инструкцией помощника воспитателя.

    Практические занятия Заполнение рабочей тетради (запись ежедневных и еже недельных работ).

    Учащиеся должны знать должностные обязанности помощника воспитателя в детском саду.

    САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

    Содержание учебного материала. Понятие о санитарии. Дезин фекционные и моющие средства. Личная гигиена помощника воспитателя.

    Практические работы (на базе школьного кабинета адресной подготовки). Приготовление моющего раствора из жидких и порош кообразных средств. Использование и хранение инвентаря в соответ ствии с маркировкой.

    Учащиеся должны знать:

    правила обработки рук до и после работы;

    правила использования спецодежды.

    Учащиеся должны уметь:

    соблюдать правила личной гигиены;

    правильно пользоваться спецодеждой при выполнении различных работ;

    правильно применять и хранить инвентарь в соответствии с мар кировкой.

    УБОРКА СПАЛЕН, ИГРОВЫХ, РАЗДЕВАЛОК

    Содержание учебного материала. Уход за поверхностями, окра шенными масляной краской (двери, стены, радиаторы отопления, по доконники, мебель и т.д.). Уход за полами, покрытыми линолеумом.

    Практические занятия. Мытье поверхностей, окрашенных масля ной краской. Протирка линолеума.

    Учащиеся должны знать:

    виды покрытий полов;

    моющие и чистящие средства для покрытий, окрашенных масля ными красками;

    хозинвентарь и приспособления, необходимые в работе.

    Учащиеся должны уметь:

    пользоваться моющими и чистящими средствами и хозинвентарем;

    выбирать моющие и чистящие средства в зависимости от степени загрязнения и вида покрытия поверхностей;

    выполнять работу в соответствии с технологией с хорошими резуль татами.

    УХОД ЗА МЕБЕЛЬЮ

    Содержание учебного материала. Виды и назначение мебели в детском учреждении, виды покрытий поверхности мебели (пластик, масляная краска), средства и правила ухода за мебелью в зависимо сти от покрытия. Правила личной гигиены и безопасности при работе со средствами ухода за мебелью, приспособления и инвентарь для ухо да за мебелью, правила его хранения. Технология обработки различ ных поверхностей мебели.

    Практические работы. Определение вида покрытия поверхности мебели.

    Удаление пыли с поверхности мебели в зависимости от ее водо стойкости.

    Подбор чистящих, моющих средств в зависимости от покрытия по верхности мебели.

    Учащиеся должны знать:

    виды и назначение мебели в детском учреждении;

    виды покрытий поверхности мебели;

    средства для ухода за мебелью и правила их применения в соот ветствии с инструкцией и в зависимости от материала покрытия;

    технологический цикл ухода за различными поверхностями мебели;

    правила личной безопасности при применении средств ухода за мебелью.

    Учащиеся должны уметь:

    определять виды и назначение мебели в детском учреждении;

    определять виды покрытий поверхности мебели;

    выбирать средства и применять их в соответствии с инструкцией и в зависимости от материала покрытия;

    соблюдать технологический цикл ухода за различными поверхнос тями мебели;

    соблюдать правила личной безопасности при применении средств ухода за мебелью.

    УХОД ЗА КОВРОВЫМИ ПОКРЫТИЯМИ

    Содержание учебного материала. Виды ковровых покрытий. Спо собы ухода за ковровыми покрытиями (вручную, пылесосом). Устрой ство пылесоса. Правила безопасной работы с пылесосом. Уход за пы лесосом.

    Практические работы. Работы по чистке ковров вручную и пыле сосом. Уход за пылесосом: освобождение пылесборника, установка фильтров и других необходимых приспособлений в пылесосе.

    Учащиеся должны знать:

    свойства ковровых покрытий различного вида;

    устройство пылесоса, правила его эксплуатации.

    Учащиеся должны уметь:

    чистить ковровые покрытия вручную и пылесосом.

    УБОРКА САНУЗЛА, САНТЕХОБОРУДОВАНИЯ

    Содержание учебного материала. Санузел: причина повышенной чисто ты. Устройство. Спецодежда (резиновые сапоги и перчатки, непро мокаемый фартук). Средства для обеззараживания санузла. Виды сантехоборудования и его назначение: душ, ванна, унитаз, раковина для умывания, детские гор шки, раковина для мытья ног и т.д. Унитаз: устройство (клозетная чаша, смывной бачок, состоящий из корпуса, поплавкового и спускного клапанов). Засор унитаза: причины и следствия. Приспособления для обработки саноборудования: виды (щетка, вантуз), назначение, пользование. Средства для чистки керамики и эмали. Правила безо пасности при употреблении раствора хлорной извести. Общие пра вила при уборке санузлов. Подготовка к использованию и хранение спецодежды и орудий труда. Обработка резиновых перчаток (мытье, стерилизация, сушка). Соблюдение личной гигиены.

    Практические работы. Определение степени загрязнения санузла и сантехоборудования. Применение в соответствии со степенью заг рязнения моющих средств. Чистка и мытье сантехоборудования. Чист ка и мытье кафеля и метлахской плитки.

    Учащиеся должны знать:

    названия, назначение сантехоборудования;

    чистящие, моющие и дезинфицирующие средства;

    название, назначение хозинвентаря, уход за ним и способы хра нения.

    Учащиеся должны уметь:

    пользоваться защитными средствами (халат, перчатки) для соблю дения санитарно-гигиенического режима;

    выбирать чистящие или моющие средства;

    мыть, чистить сантехобрудование;  хранить инвентарь и приспособления для ухода за санузлом; соблюдать правила личной гигиены.

    КОРМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ

    Содержание учебного материала. Подготовка зала к кормлению детей согласно санитарно-гигиеническим требованиям (протирка сто лов моющими средствами, сервировка). Получение пищи на кухне. Помощь воспитателю в подготовке детей к приему пищи (мытье рук, надевание фартуков, усаживание за стол). Уборка обеденного зала после кормления детей (протирка столов и влажная уборка пола). Мытье и хранение обеденной посуды.

    Практические работы. Протирка столов. Сервировка. Получение пищи на кухне. Раздача пищи детям, уборка обеденного зала после кормления детей, мытье посуды и ее хранение.

    Учащиеся должны знать:

    правила санитарии при подготовке зала к приему пищи;

    последовательность операций при сервировке и уборке стола;

    технологию мытья посуды;

    правила пользования и хранения посуды.

    Учащиеся должны уметь:

    готовить столы к приему пищи согласно санитарно-гигиеническим требованиям;

    сервировать и убирать обеденные столы;

    мыть и хранить посуду.

    МЫТЬЕ ПОСУДЫ

    Содержание учебного материала. Оборудование и приспособле ния для мытья посуды (мойки, тазы, щетки, губки, салфетки, ерши). Санитарно-гигиенические требования к ним. Уход и хранение приспо соблений для мытья посуды. Виды столовой посуды и столовых прибо ров, используемых в группе. Санитарно-гигиенические требования к ним. Маркировка посуды для получения пищи с кухни. Чистящие, мою щие, обезжиривающие и дезинфицирующие средства для посуды. Тех нологический цикл при обработке столовой посуды: сбор и эвакуация пищевых остатков, замачивание посуды, мойка посуды. Хранение чис той посуды. Правила техники безопасности при работе с моющими, чистящими средствами. Требования к санитарно-эпидемиологическо му режиму детского учреждения (состояние кожи рук, уход за ногтями, регулярность смены спецодежды). Спецодежда для мытья посуды (ха лат, фартук, косынка).

    Практические работы. Выбор моющих и чистящих средств в за висимости от типа поверхности моечной ванны, мытье моечной ван ны. Определение типа покрытия металлической посуды. Уход за ме таллической посудой с применением соответствующих моющих и чис тящих средств. Уход за стеклянной и фарфоровой посудой. Чистка сто ловых приборов.

    Учащиеся должны знать:

    требования к санитарно-эпидемиологическому режиму (состояние кожи рук, уход за ногтями, регулярность смены спецодежды);

    свойства моющих, чистящих растворов и инструкцию по их приго товлению;

    виды и свойства покрытия моечных ванн, способы ухода;

    свойства металлической, фарфоровой и стеклянной посуды и чис тящие и моющие средства для ухода за ними;

    приспособления для мытья посуды;

    правила техники безопасности при работе с моющими, чистящими средствами, санитарно-гигиенические нормы при мытье посуды;

    технологический цикл мытья посуды.

    Учащиеся должны уметь:

    соблюдать требования санитарно-эпидемиологического режима;

    готовить моющие, чистящие растворы и соблюдать инструкцию по их приготовлению и применению;

    определять виды и свойства покрытия моечных ванн;

    ухаживать за моечными ваннами;

    ухаживать за металлической, фарфоровой и стеклянной посудой с применением соответствующих чистящих и моющих средств;

    пользоваться приспособлениями для мытья посуды;

    соблюдать правила техники безопасности при работе с моющими, чистящими средствами;

    соблюдать санитарно-гигиенические нормы при мытье посуды;

    соблюдать технологический цикл мытья посуды;

    эвакуировать пищевые отходы.

    УХОД ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ

    Содержание учебного материала. Виды комнатных растений. Ежедневный уход за комнатными растениями.

    Практические работы. Полив и обмывание растений, удаление су хих листьев.

    Учащиеся должны знать:

    виды комнатных растений;

    условия ухода за ними (полив, протирка от пыли, обмывание лис тьев, мытье поддонов);

    инвентарь, необходимый для ухода за комнатными растениями.

    Учащиеся должны уметь:                                                               |

    правильно ухаживать за комнатными растениями: поливать, протирать, обрезать сухие листья;                                                              I

    пользоваться инвентарем, необходимым для ухода за комнат ми растениями.

    Правила должностных и межличностных отношений сотрудников в детском учреждении.

    Содержание учебного материала. Взаимоотношения с сотрудниками, детьми и их родителями.

    Практические работы. Ролевые игры на темы: «У тебя возникли вопросы по работе», «Родители задают тебе вопрос, на который ты не можешь ответить»

     Учащиеся должны знать:

    функции, которые выполняют сотрудники детского учреждения, их связи по должностям, субординационные правила в отношениях меж ду сотрудниками одного учреждения в рабочее время;

    нормы этики, правила культуры поведения в обще ственных местах и на рабочем месте;

    необходимые действия при возникновении каких-либо проблем на рабочем месте, к кому обратиться.

    Учащиеся должны уметь:

    соблюдать субординацию в отношениях с персоналом.

    устанавливать контакты и вежливо разговаривать с коллегами по работе, родителями;

    Учебный план программы по предмету

     «Обслуживающий труд. Санитарное дело».

    Тема

    Всего часов

    Теория

    Практи-

    ка

    Контроль

    (204 ч.)

    (6 часов в неделю)

    Вводное занятие

    1

    1

    -

    Личная гигиена медицинского персонала.

    18

    9

    9

    Качество выполненной работы.

    Изготовление перевязочного материала

    9

    5

    4

    Качество выполненной работы.

    Гигиена лечебно-профилактического учреждения

    8

    5

    3

    Ответы учащихся

    Ежедневная уборка помещений, открытых для доступа посетителей в лечебно-профилактическом учреждении

    20

    13

    7

    Качество выполненной работы.

    Общие требования к уходу за больным

    4

    3

    1

    Ответы учащихся

    Работа санитарки в приемном отделении больницы.

    18

    13

    5

    Качество выполненной работы.

    «Понятие об инфекционных заболеваниях

    8

    6

    2

    Ответы учащихся

    «Общий уход за больными»

    72

    40

    32

    Ответы учащихся

    Качество выполненной работы.

    Организация оказания медицинской помощи в стационаре.

    4

    3

    1

    Ответы учащихся

    Правила должностных и межличностных отношений сотрудников в лечебном учреждении.

    6

    3

    3

    Ответы учащихся

    «Само- и взаимопомощь при поражениях и травмах»

    36

    18

    18

    Качество выполненной работы.

    Итого

    204

    119

    85

    Личная гигиена медицинского персонала

    Теоретические сведения. Значение личной гигиены для меди цинского персонала. Самооценка состояния здоровья. Наиболее ча сто встречающиеся инфекционные заболевания: виды, признаки, профилактика. Уход за руками и спецодеждой.

    Умения. Ориентировка по показу и объяснению учителя. Уход за руками. Обработка спецодежды.

    Практические работы. Стрижка ногтей. Мытье рук со щеткой. Смазывание рук кремами, спирто-глицериновыми смесями. Оценка состояния спецодежды. Подготовка спецодежды к стирке. Подкрахмаливание, сушка, утюжка и мелкий ремонт спецодежды.

    Работа санитарки в приемном отделении больницы

    Теоретические сведения. Приемное отделение в больнице, на значение помещения. Требования к санитарной обработке больных.

    Правила и способы транспортировки больных. Прием и хранение вещей больного. Больничная кровать: виды и правила пользования. Гигиенические требования к больничному белью. Правила и поря док смены постельного и нательного белья у больного. Положение больного при различных заболеваниях.

    Практические работы. Уборка ванной комнаты. Подготовка гигиенической ванны. Дезинфекция губок, мочалок. Помощь больным в одевании. Транспортировка больных в отделении (перевозка, пе реноска, сопровождение). Подготовка кровати для приема больно го. Перекладывание больного с тележки (носилок) на постель. Убор ка помещений приемного отделения.

    Понятие об инфекционных заболеваниях

    Теоретические сведения. Роль микроорганизмов в инфекцион ном процессе. Источники и пути передачи инфекции. Признаки наи более распространенных инфекционных заболеваний (повышение температуры тела и др.). Дезинфекция и дезинсекция: виды, значе ние, проведение, препараты, правила безопасности.

    Упражнение. Стерилизация предметов по уходу за больным  

    Общий уход за больными

    Теоретические сведения. Общее представление о деонтологии (долг медицинского работника перед больным, уважение к больно му, сострадание к больному, ответственность за состояние больно го). Возможный контакт санитарки с больным и ее поведение в этом случае. Разбор конкретных примеров из практики санитарок.

    Личная гигиена больного: основные требования, значение. Туалет больного (обработка рук и ног, естественных складок тела). Приго товление постели. Сроки и способы смены постельного белья. По рядок выдачи постельного белья и одежды. Правила пользования дезинфицирующими растворами. Создание лечебно-охранительного режима при уборке палаты. Холодильник: устройство, правила размораживания и уборки.

    Практические работы. Помощь больному в утреннем туалете. Приготовление постели для больного. Смена постельного белья. Сбор и транспортировка использованного постельного белья. Убор ка палаты. Обработка и стерилизация предметов по уходу за боль ным (Выполняется на учебном оборудовании). Размораживание и уборка холодильника.

    Уход за больными в неврологическом отделении больницы

    Теоретические сведения. Особенности работы санитарки в не врологическом отделении больницы. Ознакомление с состоянием больных при наиболее распространенных нервных болезнях. Ослож нения при нервных болезнях. Особенности ухода за больными с на рушением кровообращения головного мозга с парезами и паралича ми. Уход за больными с частичной или полной потерей речи. Пра вила кормления больных, которые не могут принимать пищу самостоятельно.

    Практические работы. Помощь медсестре в уходе за больными. Подготовка постели для различных неврологических больных. Об работка кожи больного. Кормление больного. Очистка ротовой по лости влажным тампоном. Подготовка клизмы, грелки. Уборка и проветривание палаты исходя из состояния больных.

    Уход за больными в отделении заболеваний внутренних органов

    Теоретические сведения. Понятие о болезнях внутренних ор ганов. Особенности работы санитарки терапевтического отделения больницы. Уход за больным с заболеваниями органов дыхания. Уход за больным с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

    Наблюдение за кожей больного. Профилактика пролежней. Осо бенности работы санитарки гастроэнтерологического отделения. Уход за больным при рвоте, остром гастрите, язвенной болезни. Участие санитарки в подготовке больного к рентгеноскопии желуд ка и кишечника.

    Умения. Ориентировка в выполнении заданий и планирование последовательности действий - по устным инструкциям работни ков больницы. Отчет о проделанной работе.

    Практические работы. Помощь медсестре в уходе за больными. Измерение температуры тела у больного. Приготовление грелки, пу зыря со льдом, горчичников.

    Уход за больными в хирургическом отделении больницы

    Теоретические сведения. Особенности работы санитарки в хи рургическом отделении больницы. Понятие об асептике и антисеп тике. Понятие о предоперационном периоде. Участие санитарки в подготовке больного к операции. Понятие о послеоперационном периоде. Правила транспортировки больного. Правила подготовки палаты и постели для больного после операции. Содержание и уход за больными с ушибами, растяжением, вывихом, переломом. Осо бенности ухода за больным в гипсовой повязке.

    Практические работы. Помощь медсестре в уходе за больными. Подготовка гигиенической ванны. Оказание помощи больному в принятии ванны. Транспортировка больного. Уборка и проветри вание палаты. Подготовка постели для больного с различными ви дами травмы. Приготовление гипсовых бинтов, лангетов, грелки, пузыря со льдом. Переворачивание и перекладывание больного. Подача больному судна, мочеприемника.

    Само- и взаимопомощь при поражениях и травмах

    Теоретические сведения. Понятие о ране, классификация ран. Виды кровотечений. Первая помощь при ранениях. Понятие об асептике и антисептике. Повязка и перевязка, перевязочный материал. Правила наложения повязок на голову, грудь, живот, конечности. Понятие о переломах. Первая помощь при переломах. Правила наложения шин. Правила транспортировки больных с переломами. Первая помощь при несчастных случаях (ожоги, обморожения, солнечные и тепловые удары, отравления).

    Практические работы. Оказание первой помощи при кровотечениях, наложение повязок, наложение шин и иммобилизация при переломах, действия при несчастных случаях.

    Умения и приемы. Приемы остановки кровотечений, умение наложить повязку, шину на поврежденный участок, навык оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях.

    Практическое повторение

    Виды работ. Уход за больными.

    Общие требования к уходу за больным

    Цель. Воспитание чувства сострадания к больному, ответственности за его состояние, формирование элементарных навыков ухода за больным в домашних условиях.

    Тематика. Знакомство с некоторыми особенностями психики больного человека.

    Задача ухода - облегчить страдания больного. Возможный контакт с больными и правила поведения в этих случаях. Домашняя аптечка: перечень лекарств и средств по уходу. Сроки и условия хране ния лекарств.

    Умения. Измерение температуры. Пользование горчичниками. Правила обработки посуды больного.

    Практические работы. Измерение температуры. Наложение горчичников. Обработка посуды больного. Приготовление лекарственного настоя и отвара.

    Подготовка спецодежды 

    Цель. Закрепить навыки ухода за спецодеждой.

    Тематика. Требования к внешнему виду работников медицинских учреждений. Гигиеническое значение спецодежды. Правила выдачи и сроки носки спецодежды. Виды ремонта. Последовательность выполнения настрочного машинного шва при наложении заплат. Уход за спецодеждой. Устройство бытовой стиральной машины. Виды моющих

    средств и условия их применения. Электроутюг. Его устройство и регулировка. Безопасность работы с моющими средствами. Электробезопасность.

    Умения. Ориентировка в задании по образцам обработанных изделий. Планирование с применением письменных инструкций.

    Практические работы. Ремонт, стирка и утюжка косынок, шапочек, халатов.

    Организация оказания медицинской помощи в стационаре.

    Содержание учебного материала. Штатное расписание стацио нара: администрация, медицинский персонал (врачи, медсестры, стар шая медсестра, младший обслуживающий персонал, работники кухни и др.).

    Общее знакомство с помещениями стационара и их назначением. Внутренний распорядок работы стационара. Правила поведения в стационаре.

    Практические занятия. Экскурсия в стационар; занятия по ориентировке в помещениях стационара.                                                      

    Учащиеся должны знать:                                                              

    штатное расписание стационара;                                                    

    должностные обязанности сотрудников;                                        

    расположение и назначение помещений стационара;                  

    внутренний распорядок работы стационара;                                  

    правила поведения в стационаре;                                                  

    Учащиеся должны уметь:                                                                

    ориентироваться в помещениях стационара;                                

    соблюдать правила поведения в стационаре.    

                               

    Правила должностных и межличностных отношений сотрудников в лечебном учреждении.

    Содержание учебного материала. Взаимоотношения с лечащими врачами, старшей медсестрой, постовыми медсестрами, другими сотрудниками. Нормы медицинской этики. Правила охранительного режима в стационаре.                                            

    Практические работы. Ролевые игры на темы: «Знакомство с коллегами по работе», «Ты опаздываешь на работу», «Ты заболел и не можешь выйти на работу«, «У тебя возникли вопросы по работе», «Посетители задают тебе вопрос, на который ты не можешь ответить»

     Учащиеся должны знать:

    функции, которые выполняют сотрудники лечебного учреждения, их связи по должностям, субординационные правила в отношениях меж ду сотрудниками одного учреждения в рабочее время;

    нормы медицинской этики, правила культуры поведения в обще ственных местах и на рабочем месте;

    психологические особенности больного человека;

    необходимые действия при возникновении каких-либо проблем на рабочем месте, к кому обратиться.

    Учащиеся должны уметь:

    соблюдать субординацию в отношениях с медперсоналом, больны ми и посетителями;

    устанавливать контакты и вежливо разговаривать с коллегами по работе, посетителями, больными;

    учитывать состояние и психологию больного человека во время уборочных работ в палате, кормлении больного.

    Практическая работа.

    Уборка палаты.

    Личная гигиена медицинского персонала.

    Цель. Объяснить значение соблюдения правил личной гигиены для |здоровья и ознакомить с приемами ухода за руками и спецодеждой мри уходе за больным.

    Тематика. Значение личной гигиены. Самооценка состояния здоровья. Признаки наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний. Основные меры профилактики. Правила ухода за руками и одеждой.

    Умения. Практический показ и объяснение приемов ухода за ру ками и обработка спецодежды.

    Практические работы. Стрижка ногтей. Мытье рук со щеткой. Смазывание их кремами, спиртоглицериновыми смесями. Оценка состояния спецодежды. Подготовка спецодежды к стирке. Сушка, утюжка и мелкий ремонт спецодежды.

         

    Изготовление перевязочного материала                                                       

    Цель. Дать представление о назначении перевязочного материла и его видах, способах изготовления, обучить приемам оказание первой помощи при порезах.                                                              

    Тематика. Назначение салфеток, тампонов, турунд и шариков. Требования к их изготовлению. Различие между тампоном и турундой по назначению и изготовлению. Гигиенические требования к лицам, выполняющим указанную работу.                                                            

    Умения. Ориентировка по образцам. Планирование по показу и обсуждению порядка изготовления изделий.                                          

    Практические работы. Раскрой марли и бинтов. Изготовление и складывание салфеток и тампонов. Контроль выполненной работы. Упражнения по оказанию первой помощи с использованием изучаемых перевязочных материалов при порезах.                                              

    Гигиена лечебно-профилактического учреждения (21 ч.)

    Теоретические сведения. Понятие гигиены. Факторы внешней среды, влияющие на здоровье человека. Санитарный режим в ле чебном учреждении. Загрязнение воздуха в больничном помещении и меры противодействия этому. Борьба с пылью. Общие обязаннос ти санитарки по уборке помещения. Виды уборки помещения (текущая, генеральная, сезонная).

    Практические работы. Проведение влажной уборки в помещениях поликлиники.

    Учебный план программы по предмету

     «Обслуживающий труд.  Санитарное дело».

    Тема

    Всего часов

    Теория

    Практи-

    ка

    Контроль

    (136 ч.)

    (4 часа в неделю)

    Вводное занятие

    1

    1

    -

    Ответы учащихся

    Гигиена лечебно-профилактического учреждения

    21

    19

    2

    Качество выполненной работы.

    Личная гигиена медицинского персонала

    12

    9

    3

    Работа санитарки в приемном отделении больницы

    18

    12

    6

    Понятие об инфекционных заболеваниях

    8

    7

    1

    Качество выполненной работы.

    Общий уход за больными

    12

    9

    3

    Качество выполненной работы.

    Уход за больными в неврологическом отделении больницы

    8

    4

    4

    Качество выполненной работы.

    Уход за больными в отделении заболеваний внутренних органов

    8

    4

    4

    Качество выполненной работы.

    Уход за больными в хирургическом отделении больницы

    8

    4

    4

    Качество выполненной работы.

    Само- и взаимопомощь при поражениях и травмах

    36

    24

    12

    Практическое повторение

    4

    -

    4

    Ответы учащихся

    Итого

    136

    93

    43

    Гигиена лечебно-профилактического учреждения (21 ч.)

    Теоретические сведения. Понятие гигиены. Факторы внешней среды, влияющие на здоровье человека. Санитарный режим в ле чебном учреждении. Загрязнение воздуха в больничном помещении и меры противодействия этому. Борьба с пылью. Общие обязаннос ти санитарки по уборке помещения. Виды уборки помещения (текущая, генеральная, сезонная).

    Практические работы. Проведение влажной уборки в помещениях поликлиники.

    Личная гигиена медицинского персонала (12 ч.)

    Теоретические сведения. Значение личной гигиены для меди цинского персонала. Самооценка состояния здоровья. Наиболее ча сто встречающиеся инфекционные заболевания: виды, признаки, профилактика. Уход за руками и спецодеждой.

    Умения. Ориентировка по показу и объяснению учителя. Уход за руками. Обработка спецодежды.

    Практические работы. Стрижка ногтей. Мытье рук со щеткой. Смазывание рук кремами, спирто-глицериновыми смесями. Оценка состояния спецодежды. Подготовка спецодежды к стирке. Подкрахмаливание, сушка, утюжка и мелкий ремонт спецодежды.

    Работа санитарки в приемном отделении больницы (18 ч.)

    Теоретические сведения. Приемное отделение в больнице, на значение помещения. Требования к санитарной обработке больных.

    Правила и способы транспортировки больных. Прием и хранение вещей больного. Больничная кровать: виды и правила пользования. Гигиенические требования к больничному белью. Правила и поря док смены постельного и нательного белья у больного. Положение больного при различных заболеваниях.

    Практические работы. Уборка ванной комнаты. Подготовка гигиенической ванны. Дезинфекция губок, мочалок. Помощь больным в одевании. Транспортировка больных в отделении (перевозка, пе реноска, сопровождение). Подготовка кровати для приема больно го. Перекладывание больного с тележки (носилок) на постель. Убор ка помещений приемного отделения.

    Понятие об инфекционных заболеваниях (8 ч.)

    Теоретические сведения. Роль микроорганизмов в инфекцион ном процессе. Источники и пути передачи инфекции. Признаки наи более распространенных инфекционных заболеваний (повышение температуры тела и др.). Дезинфекция и дезинсекция: виды, значе ние, проведение, препараты, правила безопасности.

    Упражнение. Стерилизация предметов по уходу за больным  

    Общий уход за больными (12 ч.)

    Теоретические сведения. Общее представление о деонтологии (долг медицинского работника перед больным, уважение к больно му, сострадание к больному, ответственность за состояние больно го). Возможный контакт санитарки с больным и ее поведение в этом случае. Разбор конкретных примеров из практики санитарок.

    Личная гигиена больного: основные требования, значение. Туалет больного (обработка рук и ног, естественных складок тела). Приго товление постели. Сроки и способы смены постельного белья. По рядок выдачи постельного белья и одежды. Правила пользования дезинфицирующими растворами. Создание лечебно-охранительного режима при уборке палаты. Холодильник: устройство, правила размораживания и уборки.

    Практические работы. Помощь больному в утреннем туалете. Приготовление постели для больного. Смена постельного белья. Сбор и транспортировка использованного постельного белья. Убор ка палаты. Обработка и стерилизация предметов по уходу за боль ным (Выполняется на учебном оборудовании). Размораживание и уборка холодильника.

    Уход за больными в неврологическом отделении больницы (8 ч.)

    Теоретические сведения. Особенности работы санитарки в не врологическом отделении больницы. Ознакомление с состоянием больных при наиболее распространенных нервных болезнях. Ослож нения при нервных болезнях. Особенности ухода за больными с на рушением кровообращения головного мозга с парезами и паралича ми. Уход за больными с частичной или полной потерей речи. Пра вила кормления больных, которые не могут принимать пищу самостоятельно.

    Практические работы. Помощь медсестре в уходе за больными. Подготовка постели для различных неврологических больных. Об работка кожи больного. Кормление больного. Очистка ротовой по лости влажным тампоном. Подготовка клизмы, грелки. Уборка и проветривание палаты исходя из состояния больных.

    Уход за больными в отделении заболеваний внутренних органов (8 ч.)

    Теоретические сведения. Понятие о болезнях внутренних ор ганов. Особенности работы санитарки терапевтического отделения больницы. Уход за больным с заболеваниями органов дыхания. Уход за больным с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

    Наблюдение за кожей больного. Профилактика пролежней. Осо бенности работы санитарки гастроэнтерологического отделения. Уход за больным при рвоте, остром гастрите, язвенной болезни. Участие санитарки в подготовке больного к рентгеноскопии желуд ка и кишечника.

    Умения. Ориентировка в выполнении заданий и планирование последовательности действий - по устным инструкциям работни ков больницы. Отчет о проделанной работе.

    Практические работы. Помощь медсестре в уходе за больными. Измерение температуры тела у больного. Приготовление грелки, пу зыря со льдом, горчичников.

    Уход за больными в хирургическом отделении больницы (8 ч.)

    Теоретические сведения. Особенности работы санитарки в хи рургическом отделении больницы. Понятие об асептике и антисеп тике. Понятие о предоперационном периоде. Участие санитарки в подготовке больного к операции. Понятие о послеоперационном периоде. Правила транспортировки больного. Правила подготовки палаты и постели для больного после операции. Содержание и уход за больными с ушибами, растяжением, вывихом, переломом. Осо бенности ухода за больным в гипсовой повязке.

    Практические работы. Помощь медсестре в уходе за больными. Подготовка гигиенической ванны. Оказание помощи больному в принятии ванны. Транспортировка больного. Уборка и проветри вание палаты. Подготовка постели для больного с различными ви дами травмы. Приготовление гипсовых бинтов, лангетов, грелки, пузыря со льдом. Переворачивание и перекладывание больного. Подача больному судна, мочеприемника.

    Само- и взаимопомощь при поражениях и травмах ( 34 ч.)

    Теоретические сведения. Понятие о ране, классификация ран. Виды кровотечений. Первая помощь при ранениях. Понятие об асептике и антисептике. Повязка и перевязка, перевязочный материал. Правила наложения повязок на голову, грудь, живот, конечности. Понятие о переломах. Первая помощь при переломах. Правила наложения шин. Правила транспортировки больных с переломами. Первая помощь при несчастных случаях (ожоги, обморожения, солнечные и тепловые удары, отравления).

    Практические работы. Оказание первой помощи при кровотечениях, наложение повязок, наложение шин и иммобилизация при переломах, действия при несчастных случаях.

    Умения и приемы. Приемы остановки кровотечений, умение наложить повязку, шину на поврежденный участок, навык оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях.

    Практическое повторение ( 4 ч.)

    Виды работ. Уход за больными.


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков

    Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению "Швейное дело, 6 класс", специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида

    Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) в 6 классе разработана на основе государственной ...

    Речевая карта учащегося МОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида"

    При обследовании детей, поступивших в нашу школу, я столкнулась с проблемой выбора речевой карты для детей с  тяжёл...

    Пояснительная записка к рабочей программе по математике для специальных коррекционных школ VIII вида

    Пояснительная записка к рабочей программе по математике для специальных коррекционных школ VIII вида...

    Ответы на билеты по профессионально-трудовому обучению (швейное дело). Коррекционная школа VIII вида

    Билет №11.Блузка. Анализ модели. Контурные срезы, детали. Ткани для блузки.Ответ:Блузка для повседневной носки шьётся из...

    Экзаменационные билеты по профессионально-трудовому обучению (швейное дело). Коррекционная школа VIII вида.

    Билет №1 1.     Блузка. Анализ модели. Контурные срезы, детали. Ткани для блузки.2.  ...

    Рабочая программа по предмету "Швейное дело, 5 класс", специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида

    Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) в 5 классе разработана на основе государственной ...

    Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению в 8 классе "Столярное дело".Вспомогательная (коррекционная) школа VIII вида.

     Программа  рассчитана на профориентацию учащихся коррекционной школы YIII типа.  Срок обучения по програ...