Образовательная программа специальных(коррекционных)классов 8- вида
материал по теме

Черенков Геннадий Александрович

Программа  специальных(коррекционных) классов VIII-вида разработана для специальных учебных учреждений закрытого типа ( спец. училищ), для обучения детей с девиантным поведением. Программа основывается на обязательных рекомендациях Министерства образования и базисных учебных планов заместителя министра Е.Е.Чепурных. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnaya_programma_specialnyh.doc211 КБ

Предварительный просмотр:

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО
 КЛАССА VIII ВИДА

Майкопского спец ПУ

для детей с умственной отсталостью

 2011 – 2012  учебный год

Приоритетные направления образовательной деятельности.

Федеральное  государственное бюджетное специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением  «Майкопское специальное профессиональное училище закрытого типа»  (Майкопское спец ПУ)  реализует  специальную (коррекционную) образовательную программу для детей с умственной отсталостью VIII вида для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество. Учреждение обеспечивает:

1) условия для обучения, воспитания,  социальной адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья;

2) формирование общей культуры личности учащихся на основе усвоения специального государственного образовательного стандарта;

3) адаптацию и социализацию учащихся к жизни в обществе;

4) обучение различным профилям труда с учетом психофизических особенностей детей в местных условиях;

5) формирование здорового образа жизни.

Учреждение создает условия для максимального развития учащихся. В работе педагогического коллектива обеспечивается полная реализация возрастных возможностей и резервов детей с опорой на сензетивность того или иного возраста, на зону ближайшего развития и т.д.

 

Цели и задачи образовательного процесса  Майкопского спец ПУ

 

Целевые ориентации, заложенные в образовательной программе специального коррекционного класса VIII вида  следующие:

Личность ребенка

  1. Помочь ребенку преодолеть социально-педагогические трудности, «перешагнуть» через возникший кризис.
  2. Коррекция отклонений, имеющихся в развитии и поведении.
  3. Создать положительную « Я» концепцию, снять «синдром неудачника».
  4. Укреплять положительные нравственные начала личности ребенка.
  5. Адаптироваться в коллективе сверстников, включаться в социальные и внутри - коллективные отношения.
  6. Социальная реабилитация: восстановить отношения со средой.
  7. Привлечь ребенка к социально значимой и трудовой деятельности.

          Педагогический коллектив Майкопского спец ПУ учитывает, что личность ребенка – это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе  общественных форм сознания и поведения. Развитие ребенка и формирование личности его возможно только в общении с взрослыми и происходит в процессе ведущей деятельности – обучении.  Развитие обусловлено и определяется обучением, воспитанием, общением и зависит от особенностей организации  учебно-воспитательного процесса в классах VШ вида.

Основными условиями развития учащихся считаем:

  1. учет возрастных особенностей;
  2. развитие в учебно-воспитательном процессе индивидуальных особенностей;
  3. создание благоприятного психологического климата при наличии продуктивного общения ребенка и взрослого, учащегося  и сверстников.

Образовательная программа учитывает региональные, местные условия и особенности самой школы. В ней отразилась система работы образовательного учреждения по реализации специальных коррекционных учебных программ. Даная образовательная программа  содержит стратегию и тактику, присущую в целом специальному образованию.

       Деятельность психологической службы в Учреждении ориентирована на учащихся, имеющих трудности в обучении, установлении контактов в среде сверстников, самоопределении; на педагогов, имеющих потребности в составлении психологической характеристики обучающихся и класса, в помощи по выбору форм и средств обучения на основе данных психодиагностики;

Таким образом, психологическая служба обеспечивает:

  1. развитие системы психологической поддержки, психодиагностики  учащихся;
  2. обеспечение взаимодействия Учреждения и законных представителей обучающих;
  3. выявление нарушений речи и их коррекция;
  4. консультирование учителей и родителей (законных представителей);
  5. диагностика учащихся.

             Психологическая служба училища совместно с классными руководителями ведет работу по формированию у ребенка качеств личности, обеспечивающих хорошую адаптацию в коллективе, дальнейшее физическое и эмоциональное развитие.

Основными направлениями образовательной деятельности являются:

  1. охрана и поддержание здоровья детей;
  2. формирование основ здорового образа жизни обучающихся;
  3. обеспечение общеобразовательной подготовки с учетом психофизических особенностей обучающихся;
  4. подготовка учащихся к профессиональной деятельности в условиях производства;
  5. обновление содержания образования;
  6. повышение специальной компетентности учащихся;
  7. усиление функциональной грамотности выпускников.

Организация учебно-воспитательного процесса.                                         

     Учебный год в Учреждении начинается 1 сентября. Продолжительность учебного года определяется годовым календарным графиком, согласованным с директором Майкопского спец ПУ    Хут. А.Т.

   Вопросы организации трудовой практики регулируются годовым календарным учебным графиком.

Продолжительность каникул устанавливается в течение учебного года не менее 30 календарных дней. Сроки предоставления каникул согласовываются с комитетом муниципального образования  «Город Майкоп».

Расписание составляется с опорой на санитарно-гигиенические нормы с учетом всех требований  Роспотребнадзора по РА.

Режим работы специального коррекционного класса:

Продолжительность учебной недели 5 дней.

Продолжительность уроков:  40 минут.

В специализированном классе в течение урока (после 15 – 20 минут работы) проводятся динамические паузы продолжительностью 1 – 2 минуты.

Продолжительность перемен:

10 минут, 10 минут, 15 минут, 10 минут, 10 минут.

Домашнее задание дается учащимся с учётом возможности их выполнения.

   Перерыв между образовательными предметами и началом занятий в кружках, составляет 45 минут. В это время организуется  отдых воспитанников.

    Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок, который строится на принципах коррекционно-развивающего обучения. Широко используются нетрадиционные формы проведения урока: экскурсия, деловая игра, видеоурок. Разнообразны и формы работы с детьми на уроке: проведение опыта, лабораторная работа, работа с картой, рисование по воображению, работы в группах, составление плана и т.д.

     Одним из основных средств коррекции отклонений развития обучающихся, развития, прежде всего, сохранного интеллекта, является подготовка обучающихся с интеллектуальной недостаточностью по общеобразовательным предметам.

    Задача училища при обучении учащихся специализированного (коррекционного)   класса VIII вида по традиционным для всех общеобразовательных школ предметам заключается в обеспечении их тем уровнем знаний, практических умений и навыков, которые необходимы для успешной социальной адаптации в современном обществе.

    Математика, русский язык, природоведение, история, география, биология, обществознание – основные предметы образовательного блока, которые строятся на основе усвоения элементарных теоретических знаний при усиленной роли практической направленности. В тематическом планировании по этим предметам указывается наличие оборудования по данной теме, предусматривается работа со словарем, различные формы практической деятельности обучающегося и предусматривается объем теоретических знаний и практических умений во всем уровням обучения.

    Предназначение учебных предметов данного блока – способствовать развитию всех высших психических функций, расширению кругозора, формированию социального опыта.

     Психофизические особенности учащихся в училище учитываются при уровневой дифференциации учебного материала. Во всех реализуемых учебных программах, тематических планах прописаны минимальные требования к базовому (2), минимально необходимому (3), индивидуальному (4) уровням элементарного усвоения общеобразовательных дисциплин. Принцип дифференциации обучения, необходимый в работе с учащимися специального (коррекционного) класса VIII вида, осуществляется на практике благодаря данному подходу к организации образовательной деятельности. На основе диагностики усвоения программного материала по предмету учителю дается возможность дифференцированно подходить к оценке фактических знаний, умений и навыков. Данный принцип соблюдается и при осуществлении контроля над соответствием уровня знаний требованиям нормативно-правовых актов (при проведении контрольных работ, проверки знаний обучающихся).

      Второй блок общеобразовательных дисциплин: трудовое обучение, профессионально-трудовое обучение. Изобразительное искусство; физическая культура – способствует коррекции двигательно-моторной, сенсорной, эмоционально-волевой сферы. Они способствуют развитию у обучающихся эстетических чувств, художественного вкуса, физической работоспособности, привычек, направленных на здоровый образ жизни. Динамика результативности данных предметов более очевидна в практическом плане.

Программы по изобразительной деятельности внедряются с применением нетрадиционных методик, что способствует, в первую очередь, развитию творческого воображения учащихся.

      Основной задачей специального (коррекционного) класса VIII вида является подготовка выпускников к жизни в обществе, профессионально-трудовой деятельности в условиях производства. Поэтому  одним из важнейших предметов на протяжении всего периода обучения в училище  является трудовое обучение. Профессионально-трудовое обучение – единственный учебный предмет, по которому проводится в выпускном классе государственная (итоговая) аттестация.

     В соответствии с требованиями нормативно-правовых документов освоение основного общего  образования  заканчивается государственной (итоговой) аттестацией по трудовому обучению, результаты которой являются одним из показателей успешности образовательной деятельности училища.

     По типовым государственным программам ведется обучение столярному делу.

     Коррекция специфических нарушений, затрудняющих формирование жизненно необходимых знаний, умений и навыков, осуществляется также и на занятиях по специальным коррекционным предметам. Федеральный компонент коррекционного блока представлен учебными предметами интегративного характера: развитие  устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Уроки развития устной речи способствуют более активному усвоению знаний и практических умений при обучении русскому языку, чтению, биологии, истории, географии и другим предметам.

    Формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышению общего развития, практической подготовке к самостоятельной жизни осуществляется на уроках социально-бытовой ориентировки.

Цели и задачи коррекционных  занятий:

- способствовать личностному развитию обучающихся, развитию механизмов компенсации;

- способствовать подготовке учащихся к профессиональному труду в условиях предприятия.

- специфической формой учебных занятий являются индивидуальные и групповые занятия, к которым относятся коррекционные, факультативные, коррекционные занятия.

Для более успешного осуществления социализации обучающихся, адаптации их к жизни в обществе в учебный план в обязательном порядке включена такая дисциплина как социально- бытовая ориентировка.

 

Характеристика специфики содержания образования.

Учебный план специализированного (коррекционного) класса VIII вида.

                                                                                                                                                                                                                                      Федеральное  государственное бюджетное специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением «Майкопское специальное профессиональное училище закрытого типа»  (Майкопское спец ПУ) обеспечивает систему обучения и воспитания учащихся с умственной отсталостью, обеспечивающую адекватный их возможностям уровень общего образования и первоначальную профессиональную подготовку.

На сегодня разработана концепция развития образовательной и реабилитационной помощи лицам с умственной отсталостью. В понятие общеобразовательного стандарта заложено несколько идей, которые призваны сохранить единое образовательное пространство.

Базисный учебный план специального (коррекционного) класса VIII вида Майкопского спец ПУ  выполняет функцию путеводителя по областям знаний и является нормативным документом для школы.

На основе базисного учебного плана школа вправе разработать собственный план, который будет отражать тип класса его специфику.

Стандарт образования раскрывает ступени обучения, их продолжительность, допустимую учебную нагрузку на каждой ступени, а также дает представление о содержании и структуре образования как целого, в котором присутствует федеральный, региональный и  школьный компоненты.

Стандарт образования дает возможность училищу, имеющему специальные (коррекционные) классы для детей с нарушениями интеллекта выбрать те образовательные области, которые в наибольшей мере соответствуют возможностям этой категории аномалии, определяют возможные ступени и сроки их обучения.

Именно эти параметры соблюдались при разработке учебного плана специального (коррекционного) класса, программ учебных предметов, структуры управления и организации учебной деятельности с учетом решения специфических задач.

Учебный план учреждения позволяет выполнить требования государства, предъявляемые к специальному образовательному стандарту для учащихся с особыми образовательными потребностями.

Контингент обучающихся специального (коррекционного) класса VIII вида прибывающих в Майкопское спец ПУ по решению органов субъектов судов Российской Федерации формируется, в основном, из числа  учащихся, которым медико-педагогическом консилиумом  по месту их жительства рекомендовано обучение в специальных (коррекционных) классах VIII вида.

Учебный план учреждения составлен на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений, классов VIII вида и позволяет выполнить требования государства, предъявляемые к специальному федеральному государственному образовательному стандарту для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Учебный план специализированного (коррекционного) класса VIII вида.

 (5 – дневная учебная неделя)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Образовательные области

Учебные предметы

8 класс

1

Язык и речь

1.1. Русский язык

4

1.2. Чтение

3

2

Математика

2.1. Математика

5

3

Обществознание

3.1. История Отечества

2

3.2. СБО

1

3.3. ОБЖ

1

4

Естествознание

4.1. География

2

4.2. Естествознание

2

5

Искусство

5.1. ИЗО

1

6

Физическая культура

6.1. Физкультура

3

всего

24

часов

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

1

СБО

1.1

1

ШКОЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

1

Психология

1.1.Психология

2

2.

Искусство

1.2. ИЗО

1

Всего:

28 часов

Образовательная область «Общеобразовательные курсы»:

1.  Язык и речь – все предметы представлены полностью, распределение часов соответствует Базисному плану.

2.  Математика - распределение часов соответствует Базисному плану.

3. Природа – все предметы представлены полностью, распределение часов соответствует Базисному плану.

4.   Обществознание – все предметы представлены полностью, распределение часов соответствует Базисному плану.

5.   Искусство -  предмет представлен полностью, распределение часов соответствует Базисному плану.  

6.   Физическая культура - распределение часов соответствует Базисному плану.

Образовательная область «Коррекционная подготовка».

К обязательным коррекционным предметам относятся:

  1. Социально – бытовая ориентировка.

 Она направлена  на решение задачи социальной адаптации и реабилитации учащихся.  На занятиях осуществляется практическая подготовка обучающихся к самостоятельной жизни.

Все предметы представлены полностью. Образовательная область «Школьный компонент» направлена на усиление общеобразовательных курсов и учитывает индивидуальные особенности обучающихся.

Для реализации программы обучения согласно новым требованиям образования в класс компенсирующего обучения вводится  факультатив-  азбука компютора.

Реализация учебного плана обеспечена необходимым количеством кадров соответствующей квалификации.

Количество часов не превышает предельно допустимой максимальной нагрузки обучающихся. Исключения предметов из базисного учебного плана нет. Региональный и федеральный компонент реализуется полностью.

В учебном плане учтены интересы и права учащихся и возможности педагогического коллектива. 

 

Учебно-методическое обеспечение образовательного  процесса формируется на основе нормативных документов:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

1.      Типовым программам Министерства образования Российской Федерации, в которых осуществляется преемственность между ступенями и классами.

«Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида». 5-9 классы, под редакцией В.В.Воронковой, Москва, «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2001 год (сборник №1 и №2);

Специальная (коррекционная) образовательная программа для детей с умственной отсталостью от.26.03.1980г..№075-100/16.

Приказ МОРФ от 10.04.2002г.№29/2065-п.

 

Содержание программ  по всем учебным предметам имеет практическую, коррекционную  направленность. Учреждение готовит своих воспитанников к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного производства.

В программах принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В них конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития умственно отсталых детей в процессе овладения каждым учебным предметом, а также в процессе трудового обучения.

Обучение в школе носит воспитывающий характер. При отборе программного учебного материала учтена воспитывающая направленность, необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.

Объяснительные записки к программам по всем предметам дают основные методические рекомендации по специфике обучения, формам и методам организации учебного процесса. В учебных программах сформулированы основные требования к знаниям и умениям.

Содержание обучения отражено в оригинальных учебниках для специальных (коррекционных) школ VIII вида, которые издаются по всем основным учебным предметам. В общей и специальной подготовке учебник рассматривается как книга для ученика, которая является важнейшим инструментом для учения. Вместе с тем она служит и методическим ориентиром для учителя.

Учебники для специального (коррекционного) класса VIII вида удовлетворяют общепедагогическим, методическим и полиграфическим требованиям, т.е.:

- обеспечивают воспитывающий характер обучения и формируют материалистическое мировоззрение;

- соблюдают научно достоверные данные в пределах, обозначенных программой;

- развивают мышление, внимание, память учащихся; формируют основные приемы умственной деятельности, развивают речь;

- обеспечивают подготовку к самостоятельному (в достигнутых пределах) приобретению знаний;

- соответствуют возрастным особенностям учащихся по содержанию, эмоциональному воздействию;

- четкое структурное членение и графическое видение выводов, ключевых понятий и т.п.;

- достаточное количество иллюстраций, облегчающих восприятие, понимание и запоминание учебного материала, удобно расположенных и увязанных с текстом;

- включение заданий, стимулирующих развитие в некоторой степени самостоятельности при решении поставленных задач, формирование умений пользоваться запасом имеющихся знаний;

В учебниках соблюдается принцип коррекционной направленности обучения, индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся, как необходимое условие продвижения в развитии каждого умственно отсталого ребенка.

Вся иллюстрированная наглядность в учебниках выполнена в реалистическом плане и в цветном изображении. Иллюстрации использованы в качестве непосредственного источника знаний и направлены на общее усвоение изучаемого материала.

 

 

СВЕДЕНИЯ ОБ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ ИЛИ ИНЫМИ ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ

№ п/п

 

Предмет

Автор, название, издательство, год издания учебника

 

Чтение и развитие речи

З.Н. Смирнова, Г.М, Гусева. Чтение. Москва «Просвещение» 2007

З.Ф.Малышева. Чтение. Москва «Просвещение» 2009

Русский язык

 Н.Г.Галунчикова. Русский язык.  Москва «Просвещение» 2009

Математика

 Г.М.Капустина, М.Н.Перова. Математика. Москва «Просвещение» 2010

Природоведение

Хлебосолова О.А., Хлебосолов Е.И. Природоведение. Учебник для 5класса. М.:ВЛАДОС, 2005.

Биология

А.И.Никишов. Биология. Москва «Просвещение» 2009

 

  1.  

География

Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина. География. Москва «Просвещение» 2009

История России

Б.П. Пузанова. История России. Москва «Просвещение» 2008

Обществознание

Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф, Матвеев А.И. Обществознание. Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Боголюбова Л.Н. Москва. Просвещение. 2009.

Изобразительное искусство

Программа  Автор  И.А. Грошенков

 

Физическая культура

Программа  Авторы  В.М. Белов, В.С. Кувшинов, В.М. Мозговой.

 

Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.

Худенко Е.Д. , Терехова И.А. Знакомство с окружающим миром. Учебник для 3 класса – М.: АРКТИ, 2004.

Социально-бытовая ориентировка

Программа. Автор В.И. Романина, Н.П. Павлова

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ

1. Авторы программ Аксенова А.К. и др. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. М. «Просвещение», 2003.

2. Свириденков В.П. Сборник упражнений по русскому языку для V-VIII классов вспомогательной школы. М.:, «Просвещение», 1969.

3. Барская Н.М., Нисневич Л.А. Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1992.

4. Пименов А.В., Пименова Е.А. Биология: Дидактические материалы к разделу «Животные». 7-8 класс.-М.: Изд – во НЦ ЭНАС, 2006.

5. Герасименко Н.А. Русский язык. Имя прилагательное: Тематическая тетрадь. М.: Дрофа, 2003.

6. Герасименко Н.А. Русский язык. Имя числительное: Тематическая тетрадь. М.: Дрофа, 2003.

7. Евтушенко И.В. Гражданско – правовое воспитание в специальной (коррекционной) школе – интернате VIII вида.- М.: В. Секачев, 2008.

8. Великородная В.А. и др. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию:    5 -11 классы. – М.: ВАКО, 2006.

9. Т.П. Шабалкова  Сборник диктантов и изложений . 5-9 классы: коррекционное обучение. Волгоград: Учитель, 2007.

10. Русский язык и чтение. 5-7 классы: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения. Авт. – сост. М.Е.Прокопенко. – Волгоград: Учитель, 2009.

11. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь 1 по русскому языку. Состав слова. Для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Москва Просвещение 2005.

12.  Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное. Для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Москва Просвещение 2005.

13.   Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное. Для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Москва Просвещение 2005.

14.  Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь  по русскому языку. Глагол. Для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Москва Просвещение 2005.

15. Математика. 5-9 классы: Коррекционно – развивающие задания и упражнения. Составитель С.Е. Степурина. – Волгоград: Учитель, 2009.

16.  Математика. 7 - 8 классы: Коррекционно – развивающие задания и упражнения. Составитель С.Е. Степурина. – Волгоград: Учитель, 2008.

17. Г. Александрова. Занимательный русский язык (серия «Нескучный учебник»). СПб, «Тригон»,1997.

18. Внеклассные мероприятия в коррекционных классах. Автор – составитель Н.М. Гончарова и др. – Волгоград: Учитель, 2007.

19. Арсенина Е.Н. .Внеклассные мероприятия в 5-11 классах: тематические игротеки, конкурсы, викторины, диско – вечера. Выпуск 2. – Волгоград: Учитель, 2007.

20. Календарные праздники. 5-7 классы. Автор – составитель Г.П. Попова, Н.В. Грицаева. – Волгоград: Учитель, 2007.

21. Души прекрасные порывы: классные часы на нравственные и патриотические темы. 5-7 классы. Автор – составитель Е.В. Васильева. – Волгоград: Учитель, 2008.

22. Специальное (коррекционное) обучение: проблемы, опыт, решение. Выпуск 1. Вологда, 2006.

23. Обучение в коррекционных классах. Работа со слабоуспевающими школьниками. Пособие для учителей. Под редакцией Г.Ф. Кумариной- М., 1991.

24. В.В. Воронкова, С.А. Казакова Социально – бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специально (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Москва. ВЛАДОС, 2006.

 

Наглядно – методические пособия:

«Большой театр», «Батумский дельфинарий», «Ленинград», «Вологда», «Вологда и храмы», глобус.

Демонстрационный материал: «Грызуны и зайцеобразные», «Репродукции картин русских художников. И. И. Шишкин, И. И. Левитан», «Внутренние органы человека», «Земноводные пресмыкающиеся».

 

Диски:

«Валаам – жемчужина Ладоги», «Золотое кольцо России», «ВВС: Джунгли», «Экзотический зоопарк», «Спас на крови», «Школьный курс. По странам и континентам», «Белозерск – былинный город».

Гербарии:

«Лекарственные травы», «Деревья и кустарники».

Коллекции:

«Почва и её состав», «Каменный уголь», «Минералы и горные породы», «Металлы», «Полезные ископаемые», «Набор удобрений», «Зерновые культуры».

 

Муляжи овощей, грибов, фруктов.

 

Географические карты:

«Австралия», «Южная Америка», «Месторождения полезных ископаемых мира», «Южная Азия. Социально – экономическая карта», «Климатическая карта мира», «Центральная и Восточная Азия», «Географические пояса и природные зоны мира», «Африка», «Карта океанов», «Природные зоны Евразии», «Политическая карта мира», «Северная Америка», «Карта растительности мира».

 

Карты по истории:

«Древнейшее человечество», «Древнерусское государство. Киевская Русь», «Русские княжества в 12-13 веках», «Борьба народов нашей страны против захватчиков в 13 веке» «Образование Российского централизованного государства», «Великая Октябрьская социалистическая революция», «Россия после реформ 1861-1900 гг.», «Индустриальное развитие СССР в годы первых пятилеток», «Иностранная интервенция и гражданская война в России», «Великая Отечественная война Советского Союза. 1941-1945гг.»

 

Воспитательный процесс в коррекционном классе.

Воспитательный процесс в специальном коррекционном классе ориентирован на создание условий для воспитания культурного человека,  способного адаптироваться к жизни в обществе,  усвоившего нравственные ценности.

Воспитательные задачи :

 1. Развитие познавательного интереса, повышение интеллектуального уровня учащихся посредством внедрения инновационных технологий в образовательный процесс, создание разнообразных форм внеурочной деятельности.

2.  Повышение эффективности работы по гражданско-патриотическому  воспитанию

3. Организация психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие каждого обучающегося в соответствии с возможностями и интересами.

4. Оказание помощи ребенку в преодолении трудностей в различных видах деятельности, в формировании самостоятельности.

5. Воспитание общительности, своей общности с коллективом, духа товарищества и сотрудничества, желания оказывать помощь друг другу.

6. Способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире и приобщению к национальным традициям.

7. Формирование важных трудовых навыков и нравственных представлений.

 

Воспитательная работа:

В связи с настоятельными требованиями сегодняшнего времени, обеспечит высокий образовательный, творческий и социальный уровень учащихся при максимально полезном и плодотворном использовании свободного времени и сохранения их здоровья, назрела осознанная необходимость создания единой воспитательной системы.

Именно воспитательная работа в школе выстраивается на основе интересов и собственном выборе видов и форм занятий  с учащимися.

Центральное место в воспитательной системе занимают классные часы, они служат для организации коллективной жизнедеятельности и социализации личности, для коррекции поведения, формирования нравственной позиции и гражданских мотивов. Приоритетным направлением воспитательной работы школы является нравственное,  патриотическое и трудовое  воспитание

Правильно выбранные направления развития школы позволяют решать вопросы сохранения и укрепления физического здоровья, учащихся, выравнивания нравственного здоровья, поддержания комфортного психологического климата в школе.

Деятельность данного модульного блока в образовательном пространстве школы обеспечивает:

развитие системы мероприятий по сохранению и упрочению здоровья детей с учетом увеличения учебной нагрузки, проведение специализированных оздоровительных мероприятий, спортивных соревнований, организация мероприятия по пропаганде здорового образа жизни.

Внеурочная деятельность в школе осуществляется по ряду важнейших направлений.

Направление

деятельности

Задачи

Формы и методы воспитательной работы

1. Воспитание познавательных интересов.

Воспитание отношения к учебе как к главному труду. Воспитание у учащихся понимание значимости образования. Развитие сознательной учебной дисциплины.

1. Интеллектуальный марафон

2. Неделя детской книги.

2. Трудовое воспитание.

Воспитание отношения к труду как к высшей ценности жизни. Развитие  потребности в творческом труде. Развитие навыком самообслуживания; общественно-полезный труд.

1. Организация дежурства по уборке территории и помещений.

2. Изготовление подарков и сувениров (к празднику).

3. Гражданское воспитание.

Воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни. Воспитание патриотизма на материалах краеведения, истории, традициях школы.

1. «День знаний», «Государственные символы. Герб. Флаг. Гимн», «Последний звонок».

2. Конкурс «Ученик года», «Класс года»

3. «Митинг памяти»

4. Урок Мужества

5. Праздник – День защитника Отечества.

6. Сбор материалов по истории.

4. Духовно-нравственное воспитание

Формирование общечеловеческих норм гуманистической морали, развитие культуры общения. Развитие внутренней свободы, чувства собственного достоинства.

1. День учителя .

2. Осенины.

3. Праздник русских ремесел.

5. Спортивно-оздоровительное воспитание.

Развитие потребностей заниматься физкультурой и спортом. Воспитание потребностей в здоровом образе жизни, формирование рациональной организации учебного процесса труда и отдыха.

1. Общешкольные спортивные соревнования.

2. Дни здоровья.

3. Акция «Мы против наркотиков».

 

6. Эстетическое воспитание.

Развитие индивидуальных задатков и способностей. Развитие чувственных мироощущений, потребности к прекрасному.

1. Выставки рисунков.

2. Выставка цветов.

3. Новогодние праздники

7. Экологическое воспитание.

Воспитание бережного отношения к природе, формирование чувства необходимости беречь и защищать ее.

1. Посадка деревьев, кустов, разбивка цветников  

2. День птиц.

3. День Земли.

4. Дни защиты от экологической опасности.

Управление реализацией образовательной программы представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата. Реализация образовательной программы происходит на основе мониторинга. Всегда в поле зрения находится:

  1. нормативно-правовое обеспечение;
  2. кадровое обеспечение;
  3. методическое обеспечение;
  4. материально-финансовое обеспечение выполнения образовательной программы.

Образовательная деятельность школы регулируется нормативно-правовыми актами федерального, регионального, муниципального уровня и локальными актами, разработанными школой в рамках своей компетентности.

Внедрение образовательной программы предполагает достижение желаемого результата, который заложен в:

- модели учителя;

- модели ученика;

- модели школы.

Модель педагога, который может работать в специальных (коррекционных) классах VIII вида, должна иметь следующие черты:

Критерии

Показатели

Личностные критерии

  1. Низкий уровень тревожности.
  2. Адекватная самооценка.
  3. Мотивация на достижение результатов в профессиональной деятельности.

Коммуникативные возможности

  1. Способность и склонность к педагогическому общению, способность к симпатии, низкий уровень конфликтности.

Профессиональная деятельность

  1. Профессиональная компетентность, знание педагогики и психологии.
  2. Активность, следование профессиональным нормам, отсутствие склонности к проявлению негативных реакций в профессиональной деятельности.
  3. Умение обеспечивать эмоциональное благополучие и развитие учащихся. Умение создать условия для социальной адаптации детей.
  4. Обладание цивилизованным отношением к детям с ограниченными возможностями здоровья: толерантность, терпимость, забота.
  5. Умение обеспечить условия развития каждому ребенку, адекватные его дефекту. Соблюдать щадящий охранительный режим.
  6. Умение владеть методами своевременной диагностики и умением выбирать адекватные возможностям ребенка образовательные программы.
  7. Способность вырабатывать трудовые навыки, ориентировать учащихся на посильную трудовую деятельность, проводить профориентацию.
  8. Умение проводить реабилитацию средствами образования при медицинском сопровождении, способствовать интеграции выпускников в современное общество.

Модель ученика:

Критерии

Показатели

Когнитивный (познавательный)

  1. Уровень обучения в соответствии с требованием специального образовательного стандарта.
  2. Максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности.

Ценностный

  1. Максимальное снижение имеющейся социальной недостаточности.
  2. Ориентация на активную жизненную позицию.
  3. Приобретение необходимых знаний и навыков жизни в обществе, освоение доступных профессий через трудовое обучение.
  4. Трудотерапия – как метод адаптации, реабилитации и успешной социализации в обществе.
  5. Овладение  навыками культуры поведения и общения как необходимыми условиями социализации.

Уровень воспитанности

  1. Выработка положительных качеств.
  2. Формирование правильной оценки окружающих и самих себя.
  3. Формирование нравственного отношения к окружающим.
  4. Повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и разных видах деятельности.

Состояние здоровья

  1. Охрана и укрепление психофизического здоровья учащихся.
  2. Снижение уровня тревожности.
  3. Формирование положительного отношения к здоровому образу жизни (ЗОЖ).

 

Данные модели не только являются прообразом и желаемым результатом, это отправная точка планирования и важное звено в управлении реализацией образовательной программы.

На основе моделей строится стратегическое и тактическое планирование, происходит регулирование и коррекция процессов, в целях достижения запланированных положительных результатов.

Анализ состояния здоровья детей, социального статуса семей обучающихся, психологического портрета педагогического коллектива, уровня квалификации специалистов школы позволил определить основные цели, задачи и направления образовательной деятельности. Успешность образовательной деятельности зависит от:

  1. состояния здоровья учащихся;
  2. психологической и социальной защиты  детей;
  3. комфортных условий в классе,  школе;
  4. типа взаимодействия и общения взрослых и детей;
  5. наличия коррекционно-развивающих программ, направленных на исправление недостатков психофизического и личностного развития детей.

Образовательная программа учитывает региональные, местные условия и особенности самой школы. В ней отразилась система работы образовательного учреждения по реализации специальных коррекционных учебных программ. Образовательная программа специальных (коррекционных) классов VIII вида содержит стратегию и тактику, присущую в целом специальному образованию.

Основными направлениями образовательной деятельности являются:

  1. охрана и поддержание здоровья детей;
  2. формирование основ здорового образа жизни обучающихся;
  3. обеспечение общеобразовательной подготовки с учетом психофизических особенностей обучающихся;
  4. подготовка учащихся к профессиональной деятельности в условиях производства;
  5. обновление содержания образования;
  6. повышение специальной компетентности учащихся;
  7. усиление функциональной грамотности выпускников.

Управление реализацией образовательной программы.

Реализация программы потребует создания условий, обеспечивающих достижение ее целей. Управление реализацией образовательной программы – это деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и проведение итогов на основе достоверной информации.

Управление реализацией образовательной программы представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата.

Реализация образовательной программы происходит на основе мониторинга. Всегда в поле зрения находится:

  1. нормативно-правовое обеспечение;
  2. кадровое обеспечение;
  3. методическое обеспечение;
  4. материально-финансовое обеспечение выполнения образовательной программы.

Образовательная деятельность школы регулируется нормативно-правовыми актами федерального, регионального, муниципального уровня и локальными актами, разработанными школой в рамках своей компетентности.

Нормативно-правовая база способствует обеспечению образовательного уровня подготовки обучающихся в соответствии с требованием государственного специального стандарта с учетом психофизических параметров личности детей с нарушениями интеллекта.

Образовательная программа учитывает политику государства  в период модернизации системы специального образования и учитывает особенность самой школы. В образовательной программе отражена система работы образовательного учреждения по реализации специальных коррекционных учебных и дополнительных программ. Образовательная программа  специального (коррекционного) класса VIII вида  содержит  стратегию и тактику присущую в целом всему специальному образованию.

В процессе реализации образовательной программы все участники нацелены и организованы на деятельность по следующим направлениям:

  1. охрана и поддержание здоровья детей;
  2. формирование основ здорового образа жизни обучающихся;
  3. обеспечение общеобразовательной подготовки с учетом психофизических особенностей обучающихся;
  4. подготовка учащихся к профессиональной деятельности в условиях производства;
  5. повышение социальной компетентности учащихся;
  6. усиление функциональной грамотности выпускников.

Кадровому потенциалу школы в целях внедрения и получения позитивных результатов образовательная программа уделяет особое внимание:

1. Работа с кадрами проводится с целью добиться осознанного отношения всех участников педагогического процесса к необходимости, возможности и целесообразности перехода на индивидуальную образовательную программу, на поиск оптимальных решений задач школы;

2. Обеспечение педагогическим коллективом выбора образовательного маршрута для всех обучающихся с учетом их дефектов и психофизических возможностей;

3. Обеспечение администрацией и педагогами внешних связей и взаимодействия с другими учебными организациями для создания условий успешного выполнения образовательной программ.

Важным звеном в схеме управления реализацией образовательной программы является методическое обеспечение. Для успешной работы по образовательной программе необходимо:

1. Обеспечить теоретическую и практическую подготовку педагогов;

2. Оснастить учебно-воспитательный процесс учебно-методическими пособиями и техническими средствами обучения;

3. Приобрести диагностический инструментарий в кабинеты педагога-психолога, дефектолога и социального педагога.

Материально-техническое и финансовое обеспечение внедрения образовательной программы заключается в:

1. Привлечение денежных средств и материальных ценностей для оснащения учебно-воспитательного процесса (оборудование, учебные кабинеты, ТСО);

2. Создание нормальных санитарно-гигиенических условий;

3. Укрепление имеющейся материально-технической  базы.

Контроль, анализ и регулирование хода выполнения программы имеет следующую цель:

1. Выявить затруднения педагогов;

2. Выявить недостатки и препятствия для успешного выполнения образовательной программы;

3. Внести своевременные изменения в программу;

4. Оказать необходимую помощь учителям.

                                        Заместитель директора по учебной работе                                                Черенков Г.А.