"Профессиональная культура педагога"
статья по теме

Колосова Наталья Семёновна

Доклад,  подготовленный для выступления на  I международном научно-методическом семинаре "Специальное и интегрированное образование: организация, содержание , технологии" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professionalnaya_kultura_pedagoga.docx25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

 «Профессиональная культура учителя»

Проблема профессиональной культуры педагога предполагает комплексный подход к раскрытию сущности и слагаемых данного феномена. Определение содержания категории “профессиональной культуры учителя ” возможно путем раскрытия содержания основных понятий и их производных, образующих вкупе с основной категорией своего рода “категориальное дерево”.

Согласно концепции М.С.Кагана, сущность культуры следует понимать как определенную форму сосредоточения духовной энергии человечества в единстве с совокупностью идеально-практических способов и результатов освоения и преобразования мира (11).

Основой и центральным звеном культуры является структура культуротворческой деятельности, так как культура, в первую очередь, – это созидание системы ценностей, творчество нового, обновление и увеличение разнообразия мира. Стабилизирующим фактором культуры выступает культурная традиция.

На уровне личностного социально-ролевого проявления одной из слагаемых культуры выступает профессиональная культура, включающая в себя, по утверждению А.М. Трудкова, многоуровневый комплекс, слагаемыми которого выступают:

  1. Система ценностей, определяющая общественную и индивидуальную значимость средств, результатов и последствий профессиональной деятельности.
  2. Целеполагание, характеризующее уровень представлений личности о нормах в сфере профессиональной жизнедеятельности.
  3. Система средств и методов профессиональной деятельности, включающая в себя научный понятийный аппарат и знание нормативного использования профессиональных технологий и мыслительных операций с целью преобразования проблемных ситуаций.
  4. Информационно-операциональные ресурсы профессиональной культуры, наработанные предыдущей практикой.
  5. Объекты профессиональной деятельности, состояние которых требует определенных нормативных изменений (23).

Термин “профессиональная культура учителя” зачастую используется в качестве синонима таких понятий, как “педагогическая культура учителя”, “педагогическая компетентность учителя”. По утверждению А.Ситника, профессиональная культура учителя включает такие составляющие, как общая культура, педагогическая культура, этическая культура, эстетическая культура, философская культура и т.д. Отсюда А.Ситник определяет ее как совокупность общей культуры личности и профессиональных знаний по основным направлениям педагогической деятельности – теории и методики преподавания предмета, педагогике как науке о воспитании, возрастной и социальной психологии, психологии педагогического труда, возрастной физиологии, основам гигиены и медицины, основам этики и эстетики, практической экономии и экологии, философии и социологии – и умения применять эти знания в педагогической практике (20).

Профессиональная культура учителя соединяет в себе элементы формального (следование определенным нормам, инструкциям, наработанным приемам) и неформального (творчество, индивидуальность, импровизацию) плана. Чаще всего данные элементы характеризуются взаимосвязанностью и органичным переходом друг в друга. Однако, как утверждал П.К. Энгельмейер, “хороший воспитатель тем и отличается от ремесленника, что, тогда как последний руководствуется только стереотипными приемами, первый вживается в индивидуальные особенности воспитанника и к ним прилаживает свой идеал доброго гражданина” (цит. по: 12,с.9)

Способность верно разбираться в личности и поведении своих учеников, адекватно откликаться на их поступки, выбирать адекватную систему методов обучения и воспитания, наилучшим образом отвечающих индивидуальным особенностям детей, – показатель высокой профессиональной культуры учителя, его педагогического искусства. В свою очередь, последнее выступает, как считает Б.Т.Лихачев, в качестве совершенного владения учителем всей совокупностью знаний, умений и навыков, соединенного с профессиональной увлеченностью, развитым педагогическим мышлением и интуицией, нравственно-эстетическим отношением к жизни, глубокой убежденностью и твердой волей (16).

Сущностные характеристики профессиональной культуры учителя  следует рассмотреть, на наш взгляд, через призму ее основных структурных подсистем. В их качестве, согласно А.М. Трудкову (23), могут выступать социально-мировоззренческая, методологическая, психологическая и коммуникативная подсистемы профессиональной культуры учителя.

1. Социально-мировоззренческая подсистема профессиональной культуры учителя.

Социальный аспект требований к учителю  отражается в его готовности осуществлять активную деятельность с учетом социально-объективной ситуации и в соответствии с личной моральной позицией и осознанной ответственностью. Школе необходим учитель, не только высокопрофессионально подготовленный, но воплощающий идеал в своей личности, которая, по словам К.Д.Ушинского, является ничем незаменимым животворным источником света для молодой души (24).

Сложность профессии учителя определяется как высокими требованиями общества, так и огромными затратами умственной, психической, душевной энергии, на реализацию которой указывал Я.А.Коменский: “Учителями должны быть люди… честные, деятельные и трудолюбивые; не только для вида, но и на самом деле они должны быть живыми образцами добродетелей, которые они должны привить другим” (13, с.600).

Социально-ценностная позиция учителя  основывается на мировоззрении и нравственной ответственности. Мировоззрение составляет ведущее звено профессиональной культуры, отражая все стороны специалиста как человека и профессионала. Оно является упорядоченной системой взглядов на окружающую действительность, совокупностью принципов и убеждений, определяющих направления деятельности и отношений. Образуя систему морально-нравственных ценностей личности учителя, мировоззрение является ключевой характеристикой специалиста и служит высшим регулятором его деятельности и поведения. Духовный стержень мировоззрения, считает Г.Сараф, отчетливо отражает готовность личности к самоотдаче, к такому поступку, в котором отчетливо прослеживается стремление к добру, истине, справедливости и красоте (19).

Нравственно-моральный опыт личности отражает этический аспект, как мировоззрения учителя, так и его профессиональной культуры в целом. Этический аспект профессиональной культуры учителя  проявляется в его нравственной культуре как системе нравственных установок, выступающих основаниями каждого педагогического действия, мышления и общения. Поведение, поступки, по мнению А.А.Гусейнова, являются основой нравственного самовоспитания учителя, а также, главным каналом, по которому он нравственным образом влияет на окружающих (7).

Нравственная культура педагога включает в себя культуру мышления, культуру чувств и культуру поведения, рассматриваемого под углом зрения моральной ценности его субъективных побуждений. Являясь составной частью духовной культуры личности, она раскрывает объективный нравственный смысл поведения учителя и субъективную оценку этого поведения.

2. Методологическая подсистема профессиональной культуры учителя.

Понятие “учитель-исследователь” в педагогике употребляется как характеристика высшего уровня профессиональной культуры личности человека, занятого педагогической практикой. Мотивация к поиску, детерминирующая интерес к профессиональной деятельности, присуща творческой личности педагога. В этой связи В.В.Краевский утверждает, что, главным образом, целостная методологическая культура будет способствовать  педагогу,  отличать настоящую науку от имитации, новаторство от прожектерства (14).

Е.В. Бережнова определяет в качестве главных признаков методологической культуры учителя: навыки проектирования педагогического процесса; умение осознавать, формулировать и творчески решать задачи; способность к осуществлению методической рефлексии; потребность в научных педагогических знаниях (4).

Методологическая культура учителя  предстает, исходя из концепции Э.Б. Абдуллина, в виде многокомпонентной и многоуровневой структуры, включающей в себя педагогический философское мировоззрение, методологическую рефлексию и операциональную сферу, выражающуюся в комплексе способов познавательно-преобразующей деятельности. Целостность структуры методологической культуры охватывает духовно-нравственную, мотивационную, интеллектуальную и деятельностную сферы личности учителя  и определяет инновационный характер его мышления и активность педагогической деятельности (1).

Философское мировоззрение в самом общем виде представляет собой целостную совокупность представлений о природе, обществе, культуре, человеке и находящий выражение в системе ценностей, идеалов, убеждений личности педагога.

Методологическая рефлексия обусловливает развитие  у учителя  потребности в творческом мышлении и его реализации на индивидуально-личностном уровне. Это позволяет педагогу осознавать, осмысливать диалектическую природу педагогической действительности и собственного “Я”, познавать и преобразовывать их в зависимости от личностно-профессионального целеполагания и уровня развития методологического информационно-операционального багажа знаний, умений и т.д.

Прикладной аспект методологической культуры учителя  отражает такой ее содержательный компонент, как педагогическое проектирование и конструирование учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, методологическая культура учителя  есть творческая самореализация его личности в процессе проектирования педагогической деятельности и собственного профессионального уровня. Реализуя в педагогической деятельности свой методологический багаж, учитель раскрывает перед учащимися картину мира, собственную систему ценностей, что в наибольшей степени способствует обогащению чувственной сферы школьников, их знаний и норм освоения культуры, развитию личностной культуры детей.

3. Психологическая подсистема профессиональной культуры учителя.

Высокий уровень профессиональной культуры учителя  немыслим без адекватного уровня развития ее психологического компонента. Это обусловлено значением психологии как теоретического и практического фундамента общей и  педагогики и частных методик преподавания. Еще выдающийся педагог К.Д.Ушинский по этому поводу писал: “Мы не говорим педагогам – поступайте так или иначе; но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить” (24, с.55).

Роль психологических знаний в формировании профессиональной культуры учителя  трудно переоценить. Они выступают катализаторами правильного понимания учителем самого себя, совершенствования отношений с другими людьми, бережного отношения к внутреннему миру другого человека, формирования соответствующей мотивации и т.д. Главная цель психологической образованности – способствование профессиональной пригодности и росту личности учителя.

В качестве фундаментального фактора, определяющего эффективность и оптимальность протекания развивающих процессов, выступает психологическая культура учителя, которая, считает А.Б.Орлов, “предполагает культуру его убеждений, переживаний, представлений и влияний, проявляющуюся в отношении и к самому себе (прежде всего!), и к учащимся” (17, с.146). Психологическая культура учителя  складывается из следующих компонентов:

  1. социально обусловленные культурные нормы и ценности, научно-теоретические, практические и обыденные психологические знания;
  2. приемы и способы организации активной, творческой педагогической деятельности, постижения возрастно-психических явлений, законов освоения действиями;
  3. культура общения, речи, поведения, чувств, мышления и т.д.

Необходимость обладания учителем  развитой психологической культурой определяется также спецификой преподаваемого предмета.

Совершенная психологическая культура учителя  является важнейшим созидательным фактором воздействия на духовный мир подрастающего поколения. Педагог, стремящийся по праву называться психологически культурным, помимо правил внешнего поведения и профессионального этикета, обязан досконально изучить, в том числе, и правила психогигиены и психопрофилактики. Без этих знаний не будет иметь возможности широко раскрыть свои общие и педагогические способности и ощутить полноту и богатство жизнедеятельности.

4. Коммуникативная подсистема профессиональной культуры учителя.

Профессионально-педагогическое взаимодействие должно обладать взаимообогащающим и взаиморазвивающим характером и являться, по мнению В.С. Библера, развивающим диалогом (5). Отсюда проистекает необходимость наличия у учителя  высокой коммуникативной культуры, которая, согласно И.И. Рыдановой, является профессионально-личностным свойством личности, обеспечивающим продуктивность педагогического взаимодействия (18). В качестве существенных признаков коммуникативной культуры учителя  И.И. Рыданова выделяет:

  1. потребность в диалогическом общении с учащимися;
  2. положительное эмоциональное самочувствие до, во время и после общения;
  3. коммуникативные умения и навыки.
  4. конструктивное разрешение межличностных противоречий;
  5. гуманизм и демократизм общения;
  6. эстетика общения.

Структура данного социально-психологического образования представляет собой совокупность достаточно сформированных компонентов, среди которых важное место занимаютзнания в области коммуникативных дисциплин (педагогика и психология, конфликтология, логика, риторика, культура речи и т.д.); коммуникативных и организаторских способностей; способность к эмпатии; способность к самоконтролю; культура вербального и невербального взаимодействия.

Большое значение для педагогической коммуникации имеют вербальные и невербальные средства педагогического общения. Содержание первых, представляет культура речи – дикция, интонация, орфоэпия (orthos – правильный + epos – речь), правильное дыхание, постановка голоса. К невербальным средствам педагогического общения относятся:

  1. экспрессивно-выразительные движения учителя: мимика, поза, жест, походка, визуальный контакт;
  2. просодика и экстралингвистика: интонация, громкость, тембр, пауза, смех и др.;
  3. такесика: рукопожатие, похлопывание, поглаживание, прикосновение;
  4. проксемика: ориентация, дистанция.

Доброжелательные, благоприятные взаимоотношения учителя и учащихся обеспечивают личностную защищенность и переживание эмоционального благополучия каждым субъектом педагогического взаимодействия. Последнее обусловлено тем фактом, что педагог, как утверждает                         Ш.А. Амонашвили, нуждается в защите своих воспитанников даже более чем они – в его покровительстве (2).

Список литературы

  1. Абдуллин Э.Б. Методологическая культура педагога-музыканта: Учебное пособие. – М., 2002.
  2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.. 1996.
  3. Ангеловски К. Учителя и инновации. – М., 1991.
  4. Бережнова Е.В. Формирование методологической культуры учителя // Педагогика. – 1996. - № 4.
  5. Библер В.С. Философия диалога культур. – М., 1993.
  6. Глазырина Е.Ю. Музыка в четвертом измерении: Вопросы методологии, теории и методики музыкального обучения и воспитания школьников. – М., 2001.
  7. Гусейнов А.А. Нравственное воспитание // Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1999. – Т. 2.
  8. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М., 2000.
  9. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991.
  10. Кабалевский Д.Б. Дорогие мои друзья. – М., 1977.
  11. Каган М.С. Философия культуры. – СПб, 1996.
  12. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 1990. – С. 9.
  13. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. – М., 1955.
  14. Краевский В.В. Три измерения в педагогике // М.Н.Скаткин и современное образование: Материалы научно-практической конференции: В 2 т. – М., 2000. – Т. 1.
  15. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М., 1985.
  16. Лихачев Б.Т. Педагогика: Учебное пособие. – М., 1998.
  17. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. – М., 1995.
  18. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. – Минск, 1998.
  19. Сараф Г. Культура – духовность – профессия // Высшее образование в России. – 1996. - № 2.
  20. Ситник А. Профессиональная культура учителя: исторические аспекты проблемы // Школа.- 1998. - №1.
  21. Тарасов Г.С. Музыкальная психология // Спутник учителя музыки. – М., 1993.
  22. Тельчарова Р.А. Музыка и культура. – М., 1986.
  23. Трудков А.М. Профессиональная культура учителя музыки. – Мурманск, 2005.
  24. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1974. – Т. 1.
  25. Шевченко Г.П. Эстетическое воспитание школьников. – Киев, 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация этика в профессиональной культуре педагога

презентация к проекту "этика в профессиональной культуре педагога"...

"Профессиональная культура педагога как условие развития личности учащегося"

Представлены основные взгляды на  значимые качества  педагога общеобразовательной школы, его профессиональной культуры и их влияние на развитие личности учащихся....

Составляющие профессиональной культуры педагога

Составляющие профессиональной культуры педагога...

Этика в профессиональной культуре педагога

Данная работа может быть использована на заседаниях ШМО и РМО, педагогических советах, производственных совещаниях....

Практико-значимый проект"Конфликтологическая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога"

Цель проекта: создание алгоритма формирования конфликтологической компетенции педагога как составляющей его профессиональной культуры...

Конфликтологическая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога

Практико-значимый проект  по курсу " Образование и общество.Актуальные проблемы по психологии и педагогики" Разработка  семинара-практикума  "Конфликс в школе:  можно ли его п...