Главные вкладки

    Рабочая программа (5 класс) по теме:
    Рабочая учебная программа по курсу "Чтение" для учащихся 5 класса на 2011-2012 учебный год

    Федосова Анна

     

    Рабочая учебная программа по курсу «Чтение» в 5 классе ГОУ ЛО «Сиверская специальная (коррекционная) школа» на 2011-2012 учебный год составлена на основе типовой учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 — 9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. — Сб. 1.— 224 с. и соответствует учебному плану школы. Данная программа ориентирована не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей»[1] и формирует целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.

    Предлагаемая программа по чтению учитывает особенности познавательной деятельности (своеобразие речевого и психофизиологического развития) детей с ограниченными возможностями здоровья (VIII вид), направлена на всестороннее развитие личности учащихся и способствует их умственному развитию, что необходимо для их последующей социальной адаптации.  Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    programma_po_chteniyu.doc261 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГОУ ЛО «Сиверская специальная (коррекционная) школа-интернат»

    Рабочая учебная программа

    по курсу

    «Чтение»

    для учащихся 5 класса

    на 2011-2012 учебный год

    Разработана

    учителем русского языка и чтения

    Федосовой А.Е.

    2011г.

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая учебная программа по курсу «Чтение» в 5 классе ГОУ ЛО «Сиверская специальная (коррекционная) школа» на 2011-2012 учебный год составлена на основе типовой учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 — 9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. — Сб. 1.— 224 с. и соответствует учебному плану школы. Данная программа ориентирована не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей»[1] и формирует целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.

    Предлагаемая программа по чтению учитывает особенности познавательной деятельности (своеобразие речевого и психофизиологического развития) детей с ограниченными возможностями здоровья (VIII вид), направлена на всестороннее развитие личности учащихся и способствует их умственному развитию, что необходимо для их последующей социальной адаптации.  Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению.

    Цели программы:

    1. развивающая: развитие личности ребенка на основе формирования учебных универсальных действий средствами предмета «Чтение»;
    2. образовательная: продолжение формирования
      у школьников техники чтения -
      на основе понимания читаемого материала;
       
    3. воспитывающая: продолжение воспитания потребности в самостоятельном чтении произведений;
    4. коммуникативная: продолжение совершенствования культуры речи и развития устной речи.

    Задачи курса:

    — развивать у детей способность полноценно восприни мать художественное произведение, сопереживать героям;

    — учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

    — формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству,

    — расширять кругозор детей через чтение книг различ ных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обо гащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

    — обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

    — работать с различными типами текстов;

    — овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

    Периодичность уроков чтения в 5 классе - 170 часов в год (5 час в неделю), что соответствует учебному плану школы.

    Срок реализации программы – 1год

    Общая характеристика курса.

    На уроках чтения в 5 классе продолжается формирование
    у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразитель-
    ности на основе понимания читаемого материала. Изучение каждого художественного
    произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании
    содержания, т.к. изучаемые в 5 классе произведения разножанровые и при
    работе с ними требуется большая методическая вариативность.

    В 5 классе ведется работа по развитию полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений, правильному установлению смысловых связей с ориентацией не только на предметный план произведения, но и на его внутренний подтекст. Чрезвычайно важно добиваться эмоционального отклика на прочитанное, проводить направленную работу на понимание образного языка литературного текста, на использование выразительных средств (тон голоса, синтаксические паузы, логические ударения).

    Чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом, развитие умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения, активно используя лексику и образные выражения текста.

    С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.

     Следуя основным положениям уроков литературного чтения, рекомендуется сообщать учащимся некоторые литературоведческие понятия, отрабатывая их в процессе практической деятельности. Среди них жанры народного творчества (сказка, былина, песня, пословица, поговорка, потешка, загадка); виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных); языковые особенности сказки (присказка, зачин, троекратные повторы); жанры художественных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение, поэма). Учащиеся учатся различать тему и идею произведения, выявлять характерные черты литературного героя, понимать юмор как способ выражения авторского замысла, овладевать средствами выразительности чтения. В ходе обучения дети учатся овладеть монологической и диалогической речью.

    Внеклассное чтение в специальной (коррекционной) школе VIII  вида носит рекомендательный характер с постепенным увеличением доли самостоятельности учащихся в чтении дополнительной литературы.

    Требования к результатам изучения данного учебного предмета включают формирование всех видов универсальных учебных действий.

    Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) – основное доступное всем средство самопознания, самовыражения, поэтому овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей.

    Важнейшей функцией  художественной литературы является трансляция духовно-нравственного опыта общества. В связи с  этим в 5 классе наиболее важным является  формирование у учащихся понимания авторской позиции, отношения автора к героям произведения  и отображаемой действительности. Концептуальной особенностью кур са «Чтение» является осознанная установка на дистанци онное (посредством чтения текста) общение с писателем, откуда вытекают базовые позиции курса «Чтение»:

    1. обеспечение мотивационной стороны (же лание вступить в общение с писателем посредством чтения);
    2. бережное отношение к авторскому замыс лу, реализовавшемуся в отборе, трактовке со держания и придании ему той или иной формы;
    3. наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической).

    Планируемые формируемые учебные универсальные действия.

    Ценностно-смысловые личностные универсальные учебные действия формируются при изучении всех разделов учебника для 5 класса и предложенных произведений художественной литературы (см. в содержании курса).

    Основы гражданской идентичности формируются при чтении и обсуждении произведений о героическом историческом прошлом России в разделе «Из прошлого нашего народа».

    Выработке нравственно-этической ориентации способствует чтение, фактически, любых художественных произведений эпической формы. Этому вопросу, например, посвящен  раздел  учебника по чтению  «Спешите делать добро». В курсе «Чтение» с помощью специальных заданий формируются такие психические качества, как способность и привычка к рефлексии (этому способствуют вопросы и задания типа: «Представь себя в такой ситуации. Как бы ты повел себя на месте …?»), эмпатия (на основе сопереживания героям литературных произведений), эмоционально-личностная децентрация (на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их взглядов и позиций).  

    Способность к самооценке вырабатывают задания типа: «Оцени свой пересказ. Что тебе удалось, а что не получилось?»; «Оцени своё исполнение» и другие.

    Учебный курс «Чтение» закладывает основы  всех  регулятивных учебных действий. Наибольшее внимание уделяется развитию способности к прогнозированию (типичные задания: «Прочитай заголовок следующего произведения. Подумай, о ком оно, страшное или нет, сказка или рассказ»; «Как, по-твоему,  развернутся события дальше и чем они закончатся?»). Способность к контролю,  самоконтролю и  к коррекции вырабатываются, в частности,  при выполнении  упражнений,  типа: «Читай внимательно», «Найди, исправь ошибки и прочитай правильно» (редактирование).

    Особое внимание в курсе «Чтение»  уделено заданиям,  формирующим такие общеучебные универсальные  действия, как: выделение ключевых (опорных) слов; выделение главного; составление различных видов плана (цитатного, простого и сложного). Кроме того учебник по чтению содержит задания,  направленные на формирование логических операций: анализ содержания, установление причинно-следственных связей, сравнение персонажей одного произведения и персонажей из разных произведений. Умение обосновывать свои суждения вырабатывается благодаря  типичным  подвопросам, сопровождающим задания учебника: «Почему ты так думаешь (считаешь, полагаешь)?», «Обоснуй свое мнение», «Подтверди  словами из текста»  и т.п.  

    Формированию коммуникативных УУД способствует проведение бесед по прочитанному, викторины, конкурсы чтецов и некоторые другие.  

     Формированию способности к управлению поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действий партнера) способствует  совместная  деятельность учащихся, а также  специальные  задания учебника, направленные  на  взаимный анализ учащимися  результатов учебных действий (например: «Оцени, как ты считаешь, что тебе особенно удалось? Согласны ли с тобой одноклассники?» и т. п.)

       Работа над умением с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации,  владеть монологической и диалогической формами речи традиционно является приоритетной для курса «Чтение». Развитию монологической формы речи способствует работа над пересказом прочитанного. В 5 классе ведется обучение подробному и краткому пересказу. Творческие задания на словесное иллюстрирование, составление словесного диафильма и воображаемую экранизацию также  имеют прямое отношение к освоению монологической и диалогической форм речи. Кроме того, обучению адекватному  использованию речевых средств в целях эффективного решения разнообразных коммуникативных задач  способствует качественная организация  языкового анализа литературных произведений.

    Планируемые предметные результаты обучения на конец учебного года:

    К концу учебного года пятиклассники должны

    1 уровень:

    знать:

    наизусть 6—8 стихотворений;

    виды произведений устного народного творчества, уметь приводить примеры;

    уметь:

    читать осознанно, по слогам (сложные случаи) и целыми словами (слова из 3-4-х слогов) вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;

    отвечать на вопросы учителя;

    пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты — самостоятельно;

    распознавать стихотворение, рассказ, басню, доказывать жанровые особенности басни.

    2 уровень (учащиеся Кугаппи С, Астапкова И., Григорьева А., Кондрат Е., Биркайм К.):

    знать:

    наизусть 6—8 отрывков из стихотворений (от 4-х до 12 строк);

    уметь:

    читать по слогам и целыми словами (слова из 2-3-х слогов) вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;

    отвечать на вопросы учителя с помощью наводящих вопросов;

    пересказывать текст по плану с помощью учителя.

    Содержание курса.

    Примерная тематика

    Рассказы, стихотворения о прошлом нашего народа, его
    героизме в труде и ратных подвигах; политических событиях в
    жизни страны; труде людей, их отношении к Родине, друг к другу;
    родной природе и бережном к ней отношении, жизни животных.

    Навыки чтения

    Понимание изучаемых текстов, чтение слов по слогам (сложные случаи) и целыми словами (слова из 3-4-х слогов). Работа над беглостью и
    выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и
    смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса),
    «драматизация» (чтение по ролям).

    Чтение «про себя» с выполнением заданий.

    Выделение с помощью учителя главной мысли художественного
    произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц.
    Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, кар-
    тины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений,
    пользование подстрочным словарем.

    Ответы на вопросы к тексту.

    Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание
    частей текста и составление с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений.

    Пересказ по плану и с помощью наводящих вопросов учителя. Использование при пересказе слов и оборотов
    речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению
    по вопросам учителя.

    Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением
    различных заданий учителя: найти ответ на поставленный вопрос,
    подготовиться к пересказу, выразительному чтению.

    Заучивание наизусть стихотворений.

    Внеклассное чтение[2] 

    Формирование читательской самостоятельности школьников.
    Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем
    тему, чтение статей из детских газет, журналов. Беседы о прочитан-
    ном, чтение и пересказ интересных отрывков.

    -

    Примерная тематика чтения

    Устное народное творчество

    Словесные забавы. Считалки. Заклички-приговорки. Потешки. Пословицы и поговорки. Загадки.

    Сказки.Русские народные сказки. Сказки народов мира. Литературные сказки.

    Картины родной природы. Лето. Осень. Зима. Весна.

    О друзьях-товарищах.

    Басни. И.А.Крылов.

    Спешите делать добро.

    О животных.

    Из прошлого нашего народа.

    Произведения зарубежных писателей.

    Рекомендуемая литература

    (на выбор)

    Бажов П.П. «Солнечный камень».

    Бианки В.В. «Тигр-пятиполосик», «Снегурушка-милушка», «Муха и чудовище», «Музыкальная канарейка», «Храбрый Ваня».

    Волков А.М. «Волшебник изумрудного города», «Семь подземных королей»,

    «Урфин Джюс и его деревянные солдаты».

    Житков Б.С. «Пожар в море», «Наводнение», «Обвал», «На льдине», «Ком-
    пас».

    Мамин-Сибиряк Д.Н. «Сказочка про Козявочку», «Сказка о том, как жила-была последняя муха», «Сказка про храброго зайца —          

    длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

    Носов Н.Н. «Огурцы», «Веселая семейка».

    Осевва В.А. «Синие листья», «Плохо».

    Паустовский К.Г. «Похождение жука-носорога».

    Пермяк ЕА. «Семьсот семьдесят семь мастеров».

    Пришвин ММ. «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Ярик», «Муравьи», «В краю дедушки Мазая».

    Скребиикий ГА. «Лесной голосок», «Сиротка».

    Календарно-тематическое планирование

    I четверть

    № п/п

    Тема урока

    Кол-во часов

    Дата

    Планируемый результат

    Корр. направление

    Словарь

    1.    Устное народное творчество

                 1.1. Словесные забавы

    Считалки.

    Заклички-приговорки.

    1

     Знать: особенности пр-ний устн. нар. тв-ва, их виды;

    Уметь: выразительно читать пр-ния данных жанров; объяснять пословицы и поговорки; отгадывать загадки

    Активизация словаря;

    развивать логическое мышление

    считалки

    заклички-приговорки потешки пословицы

    поговорки

    загадки

     

    Потешки.

    1

    Пословицы и поговорки.

    1

     

     

    Загадки.

    1

    Уметь: самостоят-но подобрать загадки по тематике

    Развив-ть чит. самостоят-ть

                      1.2  Сказки

                 Русские народные сказки

    «Никита Кожемяка»

    1

    Знать: особ-ти построения сказок;

    Уметь: бегло и выразительно читать пр-ния, драматизация (чтение по ролям); пересказывать по плану (с пом. уч-ля); выявлять гл. мысль и отношения к поступкам героев (с пом. уч-ля); делить текст на части (с пом. уч-ля); работать с планом

    Развивать устную речь, эмоционально-волевую сферу; совершенствовать технику чтения

    сказка

    (бытовая, волшебная, сказки-объяснения…);

    поучение обычаи

    поступок

     

     «Морозко» (1,2ч.)

    2

     «Два Мороза»

    1

                       Сказки народов мира

    «Как наказали медведя» (тафаларская сказка)

    1

    «Золотые руки» (башкирская сказка)

    1

       

    «Три дочери» (татарская сказка)

    1

    Вн. чтение. Урок-КВН.

    1

    Знать: жанры устного народного творчества;

    Уметь: самостоятельно подобрать загадки для конкурса

    Развивать познавательную и творческую активность, читательскую самостоят-ть

    № п/п

    Тема урока

    Кол-во часов

    Дата

    Планируемый результат

    Корр. направление

    Словарь

              2.  Литературные сказки               

              А.С. Пушкин.

    «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (1-4ч.).

    По страницам сказки А.Пушкина «Сказка о мертвой царевне»

    5

    Знать: содержание произведения;

    Уметь: рассказать отрывок из сказки наизусть

    Развивать память, монологическую речь

    описание

    содержание

    иллюстрация

            Д.Мамин-Сибиряк. 

    «Серая шейка»(1-5ч.)

     «Про Комара Комаровича, длинный нос»

    6

    Знать: содержание произведения;

    Уметь: озаглавить части сказки (с помощью учителя)

            Бажов П.П.

    «Малахитовая шкатулка». «Серебряное копытце».

    «Горный мастер».

    3

    Знать: содержание произведений;

    Уметь: пересказывать кратко содержание произведений (выделять главное)

    Вн. чтение. Моя любимая сказка.

    1

    Знать: содержание выбранной сказки;

    Уметь: кратко передать содержание сказки

    Развивать читательскую активность

                  3. Картины родной природы                

                                 3.1. Лето

    Г.Скребицкий. «Июнь»

    1

    Знать: главные приметы лета; стихотворения (по выбору) наизусть;

    Уметь: выбирать слова и

    выражения, характеризующие картины природы

    Развивать память, эмоционально-волевую сферу

    приметы

     

    И.Суриков. «Ярко солнце светит»

    Ю.Гордиенко. «Вот и клонится лето к закату»

    1

    № п/п

    Тема урока

    Кол-во часов

    Дата

    Планируемый результат

    Корр. направление

    Словарь

    А.Платонов.

    «Июльская гроза» (1-4ч.)

    Картины природы в произведении А. Платонова «Июльская гроза»

    5

    Знать: содержание произведения;

    Уметь: выбрать слова и выражения, характеризующие героев, кар-
    тины природы

    Развивать умение устанавливать причинно-следственные связей

     

    А.Прокофьев. «Березка»

    1

    Знать: стихотворение наизусть;

    Уметь: делать языковой анализ

    Развивать память

    1.    3.2. Осень

    «Сентябрь» по Г.Скребицкому

    1

    Знать: стихотворение наизусть, приметы осени

    Уметь: делить текст на части (с пом. уч-ля); использовать при пересказе слова и обороты речи из текста.

    Развивать память, устную речь, эмоционально-волевую сферу

    заголовок

    форзац

    «Золотая осень» по И.Соколову-Микитову

    1

    «Добро пожаловать» по

    Г. Скребицкому

    1

    «Осенние грусти…»

    по В.Астафьеву

    1

    К.Бальмонт. «Осень»

    И.Бунин. «Первый снег»

    1

     

    Знать: стихотворение наизусть (по выбору)

    Развивать память

         4.    О друзьях-товарищах

               Ю. Яковлев. 

    «Колючка» (1,2ч.)

    2

    Знать: содержание произведений;

    Уметь: выбирать слова и выражения, хар-ризующие героев, события; находить ответ на поставленный вопрос, озаглавливать части текста (с пом. уч-ля); читать осознанно, правильно;

    читать по ролям; выделять гл. мысль; выявлять отношение к поступкам героев; хар-ризовать героев.

    Формировать у детей дружелюбное отношение на основе знакомства с жизнью своих сверстников Развивать умение вести диалог

     

    эпизод

    действующие лица

    главные герои

    главная мысль

    Ю. Яковлев. «Рыцарь Вася»

    1

    II четверть

    № п/п

    Тема урока

    Кол-во часов

    Дата

    Планируемый результат

    Корр. направление

    Словарь

         4.    О друзьях-товарищах (продолжение)

                  Н. Носов. 

    «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок) (1,2ч.)

    «Огурцы»

    3

     

    Знать: содержание произведений;

    Уметь: выбирать слова и выражения, хар-ризующие героев, события; находить ответ на поставленный вопрос, озаглавливать части текста (с пом. уч-ля); читать осознанно, правильно;

    читать по ролям; выделять гл. мысль; выявлять отношение к поступкам героев; хар-ризовать героев

    Формировать у детей дружелюбное отношение на основе знакомства с жизнью своих сверстников Развивать умение вести диалог

                 В.Медведев. 

    «Фосфорический мальчик»(1,2ч.)

    2

               Л.Воронкова. 

    «Дорогой подарок» (1-3ч.)

    3

     

    Я.Аким. «Твой друг»

    1

    Гайдар А.П. «Чук и Гек» (отрывки).

    3

    Внеклассное чтение. Н.Носов. «Фантазеры»

    1

    Инсценирование произведения

    Развивать творческую активность

    1.  Басни И.А. Крылова

    «Ворона и Лисица»

    1

    Знать: басню наиз. (по выбору); особ-ти басенного жанра.

    Уметь: выразительно читать басни, драматизация пр-ний.

    Развивать творческие сп-бности

    басня

    жанр

    персонаж

    поучение

    мораль

    «Щука и Кот»

    1

    «Квартет»

    1

    Особенности басенного жанра

    1

    Вн.чтение. Драматизация басен И.Крылова

    1

    № п/п

    Тема урока

    Кол-во часов

    Дата

    Планируемый результат

    Корр. направление

    Словарь

    1.   Спешите делать добро

    Н.Хмелик. 

    «Будущий олимпиец»

    1

    Знать: содержание произведений;

    Уметь: передать содержание р-за по вопросам; назвать гл. мысль, гл. героев; делить текст на части, озаглавить части (с пом. уч-ля); пересказать текст по плану; читать «про себя» с выполнением заданий

    Развивать произвольное внимание, умение сравнивать

    прямой и переносный смысл

    строфа стих-я

    О.Бондарчук. «Слепой домик»

    1

                    В.Осеева. 

    «Бабка» (1-5ч.)

    Ростки добра в душе Борьки (по рассказу В.Осеевой «Бабка»)

    «Волшебное слово»

    6

    Вн.чтение. Л.Н. Толстой. «Старый дед и внучек»

    1

               А.Платонов. 

    «Сухой хлеб» (1-2ч.)

    2

    В.Распутин. «Люся» (1-2ч.)

    2

     

    В.Брюсов. «Труд»

    1

    Знать: стих-е наизусть;

    Уметь: делать языковой анализ

    Развивать умение сравнивать, сопоставлять

    Р.Рождественский. «Огромное небо»

    1

    Уметь: оценить поступок героев

       3.     Картины родной природы (продолжение)

                           3.3. Зима

             Г.Скребицкий. 

    «Декабрь».

    «Всяк по-своему» (1, 2ч.)

    3

    Знать: содержание произведений;

    Уметь: делать подробный пересказ (близко к тексту)

    III четверть

    № п/п

    Тема урока

    Кол-во часов

    Дата

    Планируемый результат

    Корр. направление

    Словарь

    3. Картины родной природы (продолжение)

                              3. 3. Зима

    Ф.Тютчев. «Зима».         

    1

    Знать: приметы зимы;

    стих-я наиз-ть (по выбору);

    Уметь: находить сравнения и эпитеты

    Развивать память, эмоционально-волевую сферу

    сравнение

    эпитет

    К.Бальмонт. «К зиме»  

    1

              С.Есенин.

    «Поет зима – аукает…».

    «Береза»

    2

    Знать: приметы зимы;

    стихотворение наизусть (по выбору);

    Уметь: выразительно читать стихотворения

     

    А.С.Пушкин. «Зимняя дорога»

    1

    Знать: приметы зимы;

    Уметь: находить сравнения и эпитеты

    Вн. чтение. А.Пушкин.

    «Зимнее утро», «Зимний вечер»,

    «Опрятней модного паркета…»

    1

    Уметь: сравнивать произведения, делать языковой анализ; делать рисунки к произведениям,

                          3.4. Весна

               А.Толстой. 

    «Вот уж снег последний в поле тает …».

    «Весенние лучи»

    2

    Знать: приметы весны; стихотворения наизусть (по выбору);

    Воспитывать бережное отношение к природе; развивать память

              Г. Скребицкий. 

    «Март»

    «От первых проталин до первой грозы»,

    «Весна-красна»,

    «Грачи прилетели», «Заветный кораблик»,

    «В весеннем лесу»

    5

    Знать: приметы весны; стих-е наиз-ть (по выбору);

    Уметь: выразительно читать стих-я; выбирать слова и выражения из текста, характеризующие картины природы; находить сравнения и эпитеты.

    Развивать умение делать языковой анализ произведения;

    развивать память

    А.Блок. «Ворона»

    1

    № п/п

    Тема урока

    Кол-во часов

    Дата

    Планируемый результат

    Корр. направление

    Словарь

    А.Пушкин. «Гонимы вешними лучами…»

    1

    Знать: наизусть 2 стихотворения (по выбору учащихся)

    Развивать память

    Е.Серова «Подснежник»

    1

    И.Соколов-Микитов. «Весна»

    1

    Я.Аким. «Весна, весною, о весне»

    1

    С.Есенин. «Черемуха»

    1

    И.Бунин «Крупный дождь в лесу зеленом…»

    1

    Вн. чтение. В.И.Белов. «Весна»

    1

    Знать: содержание и уметь делать пересказ (полный)

    Обобщающий урок по теме: «Весна»

    1

    1.          О животных

     

        Н.Гарин-Михайловский. 

    «Тёма и Жучка» (1,2ч.)

    Особенности повествовательного жанра.

    3

    Знать: содержание пр-ний; особенности повести, отличие повести от других (сказка, рассказ) жанров литературы; Уметь: читать по ролям.

    Развивать устную речь; аналитико-синтетическую деятельность

    повесть

    повествователь

    развитие действия

                А.Толстой. 

    «Желтухин»(1-3ч.).

    Мягкий, добрый юмор в повести А.Толстого «Желтухин»

    4

     

     Знать: содержание произведений;

    Уметь: читать по ролям; выделять гл. мысль; характеризовать героев и их поступки; озаглавливать части текста, пересказывать по плану.

    Развивать монологическую речь

    юмор

    эпизод

             К.Паустовский. 

    «Кот Ворюга» (1,2ч.)

    «Заячьи лапы» (1-3ч.)

    Смешное и грустное в рассказах К.Паустовского о животных.

    6

    № п/п

    Тема урока

    Кол-во часов

    Дата

    Планируемый результат

    Корр. направление

    Словарь

                 Б.Житков. 

    «Про обезьянку» (1-3ч.)

    Смешное и грустное в рассказе Б.Житкова «Про обезьянку»

    4

    Знать: содержание произведений;

    Уметь: читать по ролям; выделять гл. мысль; характеризовать героев и их поступки; озаглавливать части текста, пересказывать по плану.

    Развивать произвольное внимание

    ключевые слова

    Ф.Абрамов. «Из рассказов Олёны Даниловны»

    1

    Э.Асадов.

    «Дачники»

    1

    Уметь: выразительно читать произведения, определять ключевые (опорные) слова

    С.Михалков. «Будь человеком»

    1

    Вн.чтение. В.Драгунский. «Похититель собак»

    1

    Знать: содержание произведения;

    Уметь: читать произведение по ролям

    Развивать познавательную активность

    Скребицкий ГА.

     «Догадливая синичка», «Воришка»,

    «За-
    ботливая мамаша»,

    «Ушан».

    4

    Знать: содержание произведения;

    Уметь: делать краткий пересказ

    Развивать монологическую речь

     

    Обобщающий урок по теме: «О животных»

    1

      8.      Из прошлого нашего народа

    Н.Некрасов.

    «Мороз, Красный нос» (отрывок из поэмы).

    Уклад крестьянской жизни в поэме Некрасова «Мороз, Красный нос»

    3

    Знать: особенности крестьянского быта;

    Уметь: выразительно читать произведение

    Развивать нравственные и этические чувства

    поэма

    IV четверть

    № п/п

    Тема урока

    Кол-во часов

    Дата

    Планируемый результат

    Корр. направление

    Словарь

      8.      Из прошлого нашего народа (продолжение)

    По О. Тихомирову.

             «На поле Куликовом».

    «Москва собирает войско»; «Куликовская битва»;

    «Слава героям»

    4

    Знать: какому событию посвящены произведения;

    Уметь: пересказывать содержание, делить текст на части и озаглавливать их, выделять гл. мысль произведения

    Развивать гражданственную идентичность

    Историческое повествование

    По С.Алексееву.

    Рассказы о войне 1812 года

    «Бородино»;

    «Ключи»;

    «Конец похода» 

    3

    А.Куприн.

    «Белый пудель» (1-4ч.)

    Сходство и различие образов Трилли и Сережи в повести А.Куприна «Белый пудель»

    5

    Знать: содержание произведения;

    Уметь: ответить на вопросы к тексту, давать сравнительную характеристику героев

    образ героя

     

    По Л.Жарикову.

    «Снега, поднимитесь метелью!»

    Образ солдата-защитника в рассказе «Снега, поднимитесь метелью!»  

    2

    Знать: содержание произведения;

    Уметь: выразительно, читать произведения

    Развивать память, выразительность речи

    Полевой Б.Н.

    «Сын полка» (отрывки) (1-6ч.)

    6

    Знать: содержание произведения;

    Уметь: составлять характеристику героя с помощью вопросов

    Развивать читательскую активность

    № п/п

    Тема урока

    Кол-во часов

    Дата

    Планируемый результат

    Корр. направление

    Словарь

    Ю. Коринец. «У могилы неизвестного солдата»

    1

    Знать: стих-е наизусть;

    Уметь: определять главный смысл произведений

    Развивать память

    Вн. чтение. Час мужества. Стихи о Великой Отечественной войне.

    1

        9.       Произведения зарубежных писателей

    В.Гюго.

    «Гаврош».

    «Маленький Гаврош»;

    «Гаврош опекает малышей».

    2

    Знать: содержание произведения;

    Уметь: оценивать поступки героев

    Развивать умение сравнивать, анализ и синтез

    зарубежные произведения

     

    М.Твен.

    «Приключения Тома Сойера» (1-5ч.)

    5

    Знать: содержание произведений;

    Уметь: находить в тексте непонятные слова и выражения, пользоваться подстрочным текстом; озаглавливать части, кратко пересказывать содержание

    Формировать интерес к зарубежной литературе

    С.Лагерлеф.

    «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (1-4ч.)

    4

    Г.Х.Андерсен.

    «Русалочка» (1-3ч)

    3

    Волков А.М.

    «Волшебник изумрудного города» (отрывок) (1-3ч.)

    3

    Вн. чтение. Дж. Родари. Сказки по телефону.

    1

    Знать: содержание произведения;

    Уметь: выбрать сказку самостоятельно и объяснить свой выбор

    Развивать читательскую активность


    Методологическая основа написания Программы:

    Методическая литература:

    Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 — 9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. — Сб. 1.— 224 с.

    Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей  (вспомогательная школа). Сб.1. М., «Просвещение», 1986.

    Методические рекомендации по организации образовательного процесса в начальной школе (система Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова)\\ Первое сентября, №19, 2004.

    Сайты:

    http://archive.kremlin.ru/text/docs/2002/04/57884.shtml

    http://www.ug.ru/download/2009/fp1_23.pdf

    Учебник: З.Ф.Малышева. Чтение 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. 10-е издание. М. «Просвещение» 2010 и произведения, рекомендуемые для внеклассного чтения (на усмотрение учителя).


    [1] http://archive.kremlin.ru/text/docs/2002/04/57884.shtml

    [2] Урок внеклассного чтения проводится один раз в месяц.