Главные вкладки

    Методическая разработка по теме:
    Программа логопедического обследования детей.

    В данной программе представлено методическое обеспечение логопедического обследования детей (от 2 до 15 лет) с учетом возраста по всем компонентам речи. Указаны цели и задачи логопедического обследования.

     

     

    Пояснительная записка

     

    Дифференциальная диагностика уровня актуального развития ребенка с отнесением его к определенной категории (группе) детей и выбор соответствующего выявленным возможностям ребенка вида образовательной программы является наиболее сложной диагностической задачей. Наиболее эффективно эта задача решается специалистами МПМПК в рамках комплексного обследования ребенка.

    Цель комплексного обследования – выявление особенностей и уровня актуального развития ребенка, определение путей развивающей и коррекционной работы, вида и формы обучения,  адекватных возможностям  ребенка.

    Одним из этапов комплексного обследования ребенка является логопедическое обследование.

    Цель логопедического обследования – выявление у детей нарушений в устной и/или письменной речи.

    Задачи:

    ·        определение уровня речевого развития ребенка;

    ·       разработка рекомендаций по коррекции речевых нарушений;

    ·       определение адекватных условий обучения ребенка.

    Логопедическое обследование детей разных возрастных групп и разной степени обученности будет строиться по  разному. Однако существуют общие принципы и подходы, определяющие последовательность проведения обследования:

    ·       принцип индивидуального и дифференцированного подхода;

    ·       обследование рационально проводить от общего к частному;

    ·       внутри каждого вида тестирования предъявление материала дается от сложного к простому (это позволяет ребенку закончить каждую пробу успешно, что создает дополнительную мотивацию и положительный эмоциональный настрой);

    ·       от продуктивных видов речевой деятельности – к рецептивным(исходя из данного принципа,  в первую очередь обследуются такие виды речевой деятельности, как говорение и письменная речь: письменные высказывания, сочинения);

    ·       последовательность процедуры обследования – от экспрессивной языковой компетенции к импрессивной (сначала исследуется объем и характер употребления языковых единиц, и только при наличии трудностей в их использовании переходить к выявлению особенностей пользования ими в пассиве).

     

    При проведении логопедического обследования детей для обеспечения объективной последующей оценки состояния ребенка соблюдаются следующие условия:

    ·       создание в   ходе всего обследования комфортности, установление эмоционального контакта с ребенком;

    ·       предъявление в начале обследования задания повышенной трудности для создания ситуации успеха, вызывающей у ребенка желание дальнейшей работы с экспериментатором;

    ·       чередование словесных и наглядных методик для предупреждения утомления;

    ·       предъявление заданий в  игровой форме;

    ·       экономичность предъявляемого материала;

    ·       учет уровня развития познавательной деятельности ребенка;

    ·       учет работоспособности ребенка;

    ·       четкое и доступное предъявление инструкции к заданиям.

    В качестве критериев адекватности процедуры логопедического обследования ребенка выступают:

    ·     наличие контакта логопеда с обследуемым ребенком;

    ·     доступность, результативность, успешность деятельности ребенка в процессе обследования с учетом необходимых мер помощи;

    ·     своевременная компенсация состояния ребенка или прекращение обследования при возникновении по ходу обследования психосоматических, выраженных нейродинамических, невротических, психопатических или психотических расстройств;

    ·     исключение неэтичных ситуаций при обследовании ребенка и сообщении родителям о результатах диагностики и рекомендаций по дальнейшему виду обучения;

    ·     возникновение у родителей (законных представителей) доверия к логопеду, готовность воспринимать логопедическое заключение и следовать рекомендациям специалиста.

     

     

     

    Программа логопедического обследования детей

    составитель: Самойленко В.В. учитель – логопед МПМПК г. Таганрог

     

     

     

    п/п

     

     

     

    Компоненты  речи и цель их обследования

     

    Возрастные категории детей

     

    Младший дошкольный возраст 2 – 4 года

    Старший дошкольный возраст 5 – 7 лет

    Младший школьный возраст 1 – 4 классы

    Средний школьный возраст 5 – 9 классы

     

    Методическое обеспечение логопедического обследования

     

    1.

    Связная речь

     

    Цель:выявить уровень сформированности связной речи ребенка

    - «Расскажи стишок» (выясняется уровень развития связной речи);

    - беседа по сюжетной картинке (ребенок отвечает на вопросы логопеда);

    - рассказ знакомой сказки по опорным картинкам

    - составление описательного рассказа по впечатлению, с опорой на объект или по картинке;

    - составление повествовательного рассказа по впечатлению, по сюжетной картинке;

    - составление повествовательного рассказа по серии сюжетных картинок

     

    - составление рассказа – описания по памяти;

    - составление рассказа с опорой на картинку или серии сюжетных картинок

    - беседа с ребенком;

    - пересказ прочитанного рассказа

     

     

     

     

     

     

     

    2.

    Понимание речи

    (речевой инструкции)

     

    Цель: выявить особенности понимания речи (речевой инструкции) ребенком

    - «Покажи игрушку» (выбор из 3 – 4 игрушек);

    - «Понимание слов» - ребенка просят показать определенную предметную картинку или предмет;

    - выполнение поручений ребенком, включающих два взаимосвязанных действия («Найди и принеси сюда мяч»)

     

    - показ ребенком находящихся перед ним или изображенных на картинках обиходных предметов;

    - ответить на вопросы по содержанию небольшого рассказа или сказки (для выяснения понимания содержания)

     

    - выполнение ребенком ряда словесных инструкций (простых – из одного звена и сложных – многозвеньевых);

    - понимание значения предлогов (в, на, над, за, под, из) и наречий (позади, впереди, между);

    - понимание падежных окончаний;

    - понимание логико – грамматических конструкций;

    - понимание связного текста: ребенку предлагается прослушать рассказ и ответить на вопросы

     

    3.

    Словарный запас

     

    Цель: выявить умение ребенка соотносить слово (как звуковой комплекс) с обозначаемым предметом, действием и правильно употреблять его в речи

    - выясняется состояние пред­метного словаря по темам:  «Игрушки»,   «Одежда», «Наше тело»;

    - обследуется состояние глагольного словаря: называние слов -  действий (картинки с изображением действий, зна­комых детям из их опыта);

     - проверяется наличие у ребенка слов, обозначающих признаки предметов.

    - работа с набором картинного материала:  изображение предметов, действий, качеств, часто встречающихся в обиходе, но не очень распространенных;  изображения целого предмета и его частей; изображение картинок с однородными предметами по тематическому признаку (одежда, игрушки, посуда и т.д.);

    - называние предмета по описанию;

    - употребление слов в речи: составление предложения с заданным словом, по предметной картинке, добавление одного – двух слов в незаконченное предложение

    - исследование предметного, глагольного словаря, словаря признаков предмета, обобщающих понятий;

    - употребление слов в речи: составление предложения или рассказа с заданными словами; добавление одного – двух слов в незаконченное предложение

    - называние предмета по описанию;

    - составление рассказа по серии сюжетных картинок;

    - пересказ прочитанного рассказа

     

     

    4.

    Грамматический строй

     

    Цель: установить состояние сформированности грамматического строя речи

     

    - «Расскажи» - ребенок самостоятельно рассказывает по сюжетной картинке или с помощью наводящих вопросов;

    - «У кого кто?» - ребенку предлагается назвать детенышей животных с опорой на картинку.

    - составление предложений из слов в начальной форме;

    - добавление предлогов в предложение;

    - «Назови ласково» - образование уменьшительной формы существительных;

    - образование мн.ч. существительных в И.п. и Р.п.;

    - употребление предлогов ребенком

    - выявление типов употребляемых предложений: ребенку предлагаются предметные картинки, по которым он может составить предложения различных конструкций: простые, простые распространенные и т.д.;

    - употребление имен существительных в разных падежах: по предъявленным картинкам ребенка просят ответить на вопросы;

     - употребление ребенком предлогов в самостоятельной речи (ребенок отвечает на вопросы логопеда); составление по картинкам предложений с использованием сложных предлогов;

    - согласование существительных с прилагательными, числительными в роде, числе, падеже (ребенку предъявляются картинки, изображающие различные признаки предметов, а так же несколько однородных   предметов);

    - образование множественного числа от существительных в единственном числе и наоборот

     

    5.

    Звукопроизношение

    Слоговая структура слов

     

    Цель: выявить возможные дефекты звукопроизношения (отсутствие, искажение, замена звука) и состояние слоговой структуры слов

     

    - «Назови, что нарисовано на каждой картинке» -

    при обследовании произношения отдельных звуков де­тям предлагаются звуки раннего онтогенеза:

    гласные: а, и, у, о;

    согласные:  м, п, б, т, д, н, в, ф, к, г, х;

    йотированные: я, ю, е, ё;

    мягкие согласные: «сь», «зь», «ль».

    - «Повтори за мной» - выясняется умение ребенка про­износить слова различной слоговой структуры. Слова да­ются с учетом усложнения. Ребенок отраженно повторяет за логопедом двух- и трехсложные слова с от­крытыми слогами, односложные без стечения согласных, двусложные с закрытым слогом, двусложные со стечени­ем согласных в середине слова.

    - ребенок самостоятельно называет предметы, изображенные на предметных картинках;

    - повторение слов за логопедом;

    - изолированное воспроизведение звука;

    - повторение одного – двух предложений со словами, максимально насыщенными проверяемым звуком;

    - самостоятельное и отраженное произношение слов различной слоговой структуры – со стечением согласных в начале, середине и конце слова, многосложные слова и слова, состоящие из сходных звуков

     

    - повторение одного - двух предложений со словами, максимально насыщенными проверяемым звуком;

    - самостоятельное и отраженное произношение слов различной слоговой структуры – со стечением согласных в начале, середине и конце слова, многосложные слова и слова, состоящие из сходных звуков

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    6.

    Фонематический слух

     

    Цель: выявить умения дифференцировать звуки речи

     

     

     

     

     

     

     

    - «Покажи, кто как голос подает» (проверяется слу­ховое восприятие близких по звучанию звукоподражаний - с опорой на предметную картинку);

    - «Дай картинку» (выясняется умение ребенка дифференцировать слова, близкие по звучанию).

     

    - определить звук среди других звуков, как различных, так и близких по звучанию;

    - повторить слоговые сочетания (для детей младше 5,5 лет предлагается прослушать и воспроизвести 2 слога, для детей старше 5,5 лет – 3 слога);

    - дифференцировать слова, состоящие из акустически и артикуляторно близких звуков;

    - придумать слова с определенным звуком;

    - отобрать картинки с заданным звуком

     

     

    7.

    Письмо

     

    Цель:

    -выявить готовность ребенка к письму и способность ориентироваться в тетради

     

    -выявить специфические ошибки, обусловленные несформированностью устной речи

     

    -выявить уровень практического осознания элементов речи (дифференциация понятий «звук – слог – слово – предложение»)

     

    - соединить две – три точки;

    - обвести клетку на листе бумаги в клетку;

    - написать печатные буквы по опорным точкам и без них (для тех, кто знает буквы);

    - выделить строку и провести карандашом по всей её длине;

    - повторить предложение из 2 – 3 слов, выделить в нем отдельные слова, указать количество и порядок слов;

    - выделить первый и последующий звуки в слове;

    - сложить из разрезной азбуки односложные и двухсложные слова (если ребенок знает буквы)

     

    - анализ письменных работ ребенка;

    - анализ результатов списывания и письма под диктовку во время обследования;

    - анализ результатов самостоятельной письменной речи (мини – сочинение);

    - пробы на языковой и звукобуквенный анализ, требующие определить количество слов в предложении, количество слогов, звуков в слове и т.д.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    8.

    Чтение

     

    Цель:

    -определить на каком этапе усвоения навыка чтения находится ребенок

     

    -выявить ошибки допускаемые ребенком при чтении

     

    - проверка знания букв;

    - проверка умения чтения слогов, слов

     

    - чтение связного текста;

    - чтение предложений;

    - чтение слов;

    - чтение слогов;

    - чтение отдельных букв;

    - пересказ прочитанного текста (повтор прочитанного предложения);

    - ответы на вопросы по тексту

     

    - чтение связного текста;

    - чтение предложений;

    - чтение слов;

    - пересказ прочитанного текста (повтор  прочитанного предложения);

    - ответы на вопросы по тексту

     

     

     

    9.

    Артикуляционный аппарат

     

    Цель: выявить возможные аномалии строения и подвижности органов артикуляции (челюсти, зубы, небо, язык, губы)

     

     - осмотр ротовой полости;

    - ребенку предлагается воспроизвести на основе показа или речевой инструкции основные движения языка, губ, мягкого неба