Игры и игровые упражнения для детей с задержкой речевого развития 3- 4 лет. Из опыта работы
методическая разработка на тему

Кантур Татьяна Георгиевна

представлены игры и способы общения с неговорящими детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и игровые упражнения для детей с задержкой речевого развития 3-4 лет.

        Ваш малыш не говорит. Вы в растерянности. Это еще одна проблема, а у Вас их итак достаточно. Мы спешим помочь Вам.

        Медикаментозное лечение, квалифицированную логопедическую и психологическую помощь, лечебную физкультуру и массаж.

        Ваше участие родители в этом  сложном   процессе ускоряет и облегчает реабилитацию ребенка. С этой целью мы разработали систему домашних заданий, благодаря которой у родителей формируется правильное отношение к интеллектуальному и речевому дефекту ребенка, раскрываются пути его преодоления, создаются условия для полноценного общения с ним.

        Дети с диагнозом «Задержка речевого развития», как правило, имеют отягощенный неврологический статус. Внешне это выражается в особенностях поведения: дети либо гипервозбудимы, расторможены, либо, наоборот, пассивны, инфантильны. Внимание таких детей непроизвольное, неустойчивое. Игровая деятельность – на уровне нецеленаправленного манипулирования игрушками.

        Чаще дети с патологией речи моторно неловки, у них плохо развиты движения кисти, тонкие движения пальцев, к двум годам отсутствует «щипцовый» захват, дети не могут точно, координировано выполнить движения губами, языком после показа взрослыми.

        Пассивный словарь чаще всего на номинативном уровне, т.е. дети ориентируются в названиях предметов, показывают некоторые изображения, но не понимают вопросов косвенных падежей, с трудом ориентируются в названиях действий. Активный словарь состоит из 5-10 слов модели СГ (согласный звук + гласный звук (НА), СГ-СГ (МА-МА).

        Иногда вместо слова ребенок воспроизводит один слог, как правило, ударный. Такие дети надолго «застревают» на уровне полисемантических слов, например, «КИ» - киска, мех, волосы.

        Дети с задержкой речевого развития затрудняются передавать акцентно-просодическую модель слова. При полном отсутствии словесных сочетаний словарь ребенка с задержкой речевого развития может включать до 100 слов, в основном существительных, произносимых с множеством звуковых и слоговых пропусков и перестановок.

   

Если при нормальном речевом развитии однажды воспроизведенная форма быстро захватывает ряды слов, то при речевых нарушениях дети не способны использовать подсказывающий образец. Поэтому их речь изобилует аграмматизмами неограниченное время. Характерная особенность речи детей с задержкой речевого развития - неправильное звукопроизношение, которое при отсутствии квалифицированной помощи сохраняется неопределенно долгий срок.

   Предлагаемые нами способы общения с неговорящими детьми, помогут родителям в домашних условиях стимулировать моторное, сенсорное, перцептивное, речевое развитие ребенка, позволит постепенно, естественно пройти ступени речевого развития. Сообразуясь с закономерностями формирования речевых категорий при онтогенезе.

Игровое   упражнение   «Поем  гласные  звуки  с длительным плавным движение рук». 

- «А»: широко разводим руки вперед – в стороны;

- «У»: плавное движение обеих рук вперед;

- «О»: плавное движение обеих рук в стороны – вверх;

- «И»: плавное движение обеих рук в стороны;

- «Ы»: присесть, кисти в кулачках, руки согнуты в локтях;

- «Э»: плавное движение рук в стороны вниз.

        

Игровое упражнение «Колобок»

Цель: Развитие мелкой, артикуляционной моторик.

   Мама читает сказку (выполняет движения руками и поет гласные звуки А, О, У, И – ребенок повторяет).

Жили-были дед и баба.

Испекла баба колобок.

Лежал колобок, лежал,

Да и покатился.

Навстречу ему зайка:

«Колобок, колобок, я тебя съем»

«Не ешь меня, я тебе песенку спою. А-а-а», - и покатился.

Навстречу ему волк:

-поднять указательный палец левой руки, правой руки;

-соединить указательный и большой пальцы одной руки, изобразив колечко;

-потряхивая кистью руки, изображающей колобок, выставить вверх указательный и средний пальцы свободной руки, остальные пальцы в кулачке;

 «Колобок, колобок, я тебя съем»

«Не ешь меня, я тебе песенку спою. О-о-о», - и покатился.

Навстречу ему медведь:

«Колобок, колобок, я тебя съем»

«Не ешь меня, я тебе песенку спою. У-у-у», - и покатился.

Навстречу ему лиса:

«Колобок, спой мне песенку».

Колобок запел песенку:

«И-и-и-и», - а лиса его – ам» - и съела.

-ладонь ребром, 4 пальца свободной руки, кроме большого соединены, большой выставлен вверх.

-попеременные движения вперед указательным и средним пальцами свободной руки.

-ладонь ребром, 3 пальца (мизинец, безымянный и средний) соединены. Указательный прижат к ладони, большой выставлен вверх.

-рука, изображающая лису, хватает руку, изображающую колобка.

Игры на классификацию «Цветные лепестки» № 1.

Инструкция: выложить цветочки, подбирая лепестки по цвету серединки.

Игровые задания на понимание действий.

Предлагаемые инструкции и вопросы:

- Кто это? (Побуждать ребенка к произнесению звукоподражания или звукокомплекса).

- Покажи картинку, где ТАТА (девочка) «ляля»рисует?

- Покажи картинку, где ТОЛЯ (мальчик) «ляля» ест, пьет?

- Угости «лялю», который(ая) (ест, пьет) побуждать ребенка к произвольному или отраженному высказыванию типа: «На, ляля» и «На ТОЛЯ»)

- Что делает этот мальчик? Покажи (Взрослый указывает на определенную картинку и побуждает малыша к имитирующим действиям)

- Спрятать (накрой рукой), того кто (пьет, ест, рисуют)

- Найди ребенка, который пьет. Дай ему одну фишку (это могут быть кружочки 4-х цветов (синий, красный, зеленый, желтый)

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ «АУ», «УА»

Инструкции и вопросы к ребенку:

1. Покажи девочку. Девочка заблудилась и зовет: «АУ».

2. Покажи малыша. Он плачет: «УА» (взрослый побуждает ребенка к отраженному звукопроизношению)

3. Спрячь девочку (малыша). Как он кричит? (побуждать ребенка закрывать ладошкой картину).

- Кто спрятался? Как он кричит? (одна из картинок закрыта листом бумаги);

- Видишь девочку (малыша)? (взрослый побуждает ребенка к произнесению слов «да», «нет»);

4. Положи девочке игрушку! (использовать мелкую игрушку).

- Как она зовет? (побуждать к произвольному или отраженному звукопроизношению);

5. Пальчики побежали к (малышу/девочке) (побуждать ребенка к произвольным или совместным движения рукой в заданном направлении).

6. Девочка позвала малыша? Как? Проведи малыша к девочке? Малыш позвал девочку. Как? Проведи девочку к малышу?

7. Учить ребенка включать отработанные звукопроизношения в стихи.

8. Наш малыш кричит с утра: УА – УА, УА – УА!

9. Заблудились мы в лесу, закричали все: «АУ – АУ – АУ!

АУ ____УА

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моторно-двигательная стимуляция Игры и игровые упражнения для детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Игры на  стимуляцию моторно-двигательной сферы направлены на обеспечение и развитие не только восприятия, двигательных компонентов познавательной деятельности, но и сенсомоторных инте...

Логопедические занятия для детей с задержкой речевого развития

Хочу предложить Вашему вниманю серию логопедических занятий для детей с ЗРР 2, 5 - 4 лет. Свои конспекты я представила в виде таблиц,в которых отражены: номер этапа занятия, цели и задачи, подробные и...

Семинар – практикум для педагогов по теме: «Развитие фонематического восприятия через игры и игровые упражнения у детей дошкольного возраста»

Формирование  мотивации  у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического восприятия через использование игр, игровых упражнений....

Формирование навыков словообразования у детей с задержкой речевого развития.

Статья предназначена логопедам, работающим с детьми с нарушениями речи и представляет собой наглядную план - таблицу для удобства планирования работы по словообразованию...

КИНЕЗЕТЕРАПИЯ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

КИНЕЗЕТЕРАПИЯ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ...

Статья учителя-логопеда Ивановой Т.А. на тему: Психолого-педагогическая диагностика детей с задержкой речевого развития раннего возраста.

Наиболее распространенный диагноз, который ставят детям раннего возраста, отстающим в речевом развитии- ЗРР («Задержка речевого развития»), т.е. отставание речевого развития от возрастной ...


 

Комментарии

Татьяна Георгиевна, большое спасибо за материал! Беру на заметку.