Домашние задания для родителей направленные на развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза
методическая разработка по теме

Данный материал поможет закрепить в домашних условиях навыки звуко-буквенного анализа ,полученные ребенком на логопедичсеких занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuki-bukvy.doc429.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Домашние задания

по развитию навыков звуко - буквенного анализа

 у детей дошкольного возраста

Тема: Предложение

   Закрепите правило: предложения состоят из слов.

Каждое слово в предложении схематично  обозначают линией.

В предложении есть начало и конец.

Первое слово – начало предложения – обозначаем    

В конце ставим точку.

Слова в предложении «дружат» и следуют в определенном порядке.

Образец схемы предложения нарисован в тетрадке ребенка ( №1)

2. Составить рассказ о любимой игрушке. Записать предложения с помощью схем.

Тема: Слово, слог, ударение

1.Предложения состоят из слов.

Слова делятся на слоги.

Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

В каждом слове есть ударный слог, в котором гласный звук произносится с силой и длительно.

Ударение помогает различать слова.

2. Проговорите дома слова и сосчитайте хлопками количество слогов:

градусник, милиционер, температура.

3. Составьте вместе с ребенком графическую схему предложений.

Дети

Дети учатся.

Дети учатся читать.

4. Придумайте 5 слов, которые состоят из 2 и 3 слогов.

5. Нарисовать в тетради бордюры.

6. Наклеить картинки, названия которых состоят из 2 слогов. Составить с этими словами предложения

Памятка-задание для родителей

Тема: Звук. Звуки гласные и согласные

  1. Звук – это самое маленькое, что можно услышать и произнести. Произносить его нужно четко и ясно, без «примесей» других звуков. Например, не ПЭ, а П, не СЭ, а С.
  2. Эвуки образуются при помощи воздушной струи. При образовании гласных звуков воздушная струя проходит свободно, они поются и тянуться. В русском языке существует шесть гласных звуков – А, У, И, Ы, Э,О.

  1. Если воздушная струя встречает во рту преграду (зубы, губы или язык), то образуются согласные звуки. Согласные звуки бывают звонкие и глухие, мягкие и твердые.

  1. Гласные звуки обозначаем красными квадратиками, а согласные синими.

1. Наклеить картинки, названия которых начинаются с гласных звуков. Составить с ними предложения.

2.  Придумайте 5 слов, которые состоят из 1, 2 и 3 слогов.

Определите, какой первый звук в слове – гласный или согласный.

3. Дорисовать узор в тетради.

4. Игра «Геометрический квадр Нарисовать в верхнем левом углу – треугольник, посередине – круг, в нижнем правом углу – овал, в левом нижнем углу – квадрат, верхнем правом – прямоугольник.

5. Нарисовать в верхнем правом квадрате – 1, в нижнем левом – 5, в среднем центральном – 9, в верхнем левом – 7, в нижнем правом – 2, под 1 – 6, над 5 – 3, справа от 7 – 4, слева от 2 -8.

Задание – памятка для родителей

Тема: Звонкие и глухие согласные

    Согласные звуки бывают звонкими и глухими. 

Звонкие согласные напоминают чем-то звучание колокола, а глухие  произносятся приглушенно.

    Если при произнесении согласных звуков ладонь положить на горлышко и оно вибрирует (дрожит), значит это звук звонкий, если нет – глухой.

  1. Придумать и записать в тетрадь 5 слов, начинающихся  звонким  согласным и 5 слов – глухим согласным. Составить с этими словами предложения и записать в тетрадь.

  1. Дорисовать строчку в тетради.

  1. Игра «Геометрический квадрат»

Начертите в тетради аналогичный квадрат, и продиктуйте задание ребенку. Нарисовать в верхнем левом углу – треугольник,  посередине – круг,  в нижнем правом углу – овал, в левом нижнем углу – квадрат, верхнем правом – прямоугольник

Тема: Мягкие и твердые согласные

   Согласные звуки различаются по твердости и мягкости. Согласные мягкие звуки будем обозначать зелеными квадратиками, твердые согласные – синими.

  1. Игра «Скажи ласково»

Например: комар-комарик

Шар-                     нос-                                               глаз-

дом-                      лоб-        сад-

кот-                       стул-        вода-

рот-                       стол-        волос-

  1. Придумайте 5 слов, которые состоят из 2 и 3 слогов. Определите,  какой по звучанию первый звук в каждом слове – мягкий или твердый.
  2. Составьте предложения к схеме.

___________.

___________      __________.

___________      __________     __________.

  1. Дорисовать строчку в тетради (ребенку предлагается образец геометрического орнамента)

Тема: Звук А. Буква А, а

  1. Вместе с ребенком подберите 5 слов со звуком  А, запишите их в тетрадь.

Составьте с этими словами предложения.

  1. Наклеить (или нарисовать) в тетради картинки, в названии которых встречаются звук А
  2.  Печатание буквы в тетради

Тема: Звук У. Буква У, у

  1. .Вместе с ребенком подберите 5 слов со звуком У, запишите их в тетрадь.

Составьте с этими словами предложения.

  1. Наклеить (или нарисовать) в тетради картинки, в названии которых встречается звук У
  2. Печатание буквы в тетради

Тема: Звуки А, У. Буквы А, а. У, у    

1. Вместе с ребенком подберите  по 5 слов со звуком  А и У, запишите их в тетрадь. Составьте с этими словами предложения.

2. Наклеить (или нарисовать) в тетради картинки, в названии которых встречаются звуки  А, У.

3. Выполните  звукобуквенный анализ: АУ, УА

     

Например: АУ –                        первый звук  А, он гласный обозначается красным цветом, второй звук У – гласный, обозначаем красным цветом.

  1. Печатание буквы в тетради.

 Тема: Звук И. Буква И, и

1.Вместе с ребенком подберите слова со звуком И, запишите их в тетрадь.

2. Наклеить (или нарисовать) в тетради картинки, в названии которых встречается звук И.

3. Чтение звукокомплексов: АУИ, УАИ, ИАУ, ИУА, УИА. УАИ

4. Печатание буквы в тетради  

                                                                                                                                                       

                                                                                     

Тема: Звуки О, И, Ы. Буквы О, о. И, и, ы

1. Вместе с ребенком подберите слова  со звуками  О, И,  Ы. Запишите их в тетрадь.

2. Наклеить (или нарисовать) в тетради картинки, в названии которых встречаются звуки  О, И, Ы.

3. Чтение и выполнение звукобуквенного анализа  звукокомплексов: ИАО, АУИ, ОУА, У АЫ.  Например: звукосочетание АОИ  - обозначается  

   

   

        

4. Печатание в тетради.

                                                     

Тема: Звук Ы. Буква Ы

1. Вместе с ребенком подберите  5 слов со звуком Ы, запишите их в тетрадь.

2. Наклеить (или нарисовать) в тетради картинки, в названии которых встречается звук Ы. Например  ( дым, усы, губы, киты).

3. Чтение звукокомплексов: АУЫ, ИОЫ, АУЫИ, АУИОЫ

                                   

4. Печатание в тетради.

Тема: Звуки М, МЬ. Буква М, м

 

1. Вместе с ребенком подберите  5 слов со звуками  М и Мь,  составьте с ними предложения и запишите  в тетрадь.

2. Наклеить (или нарисовать) в тетради картинки, в названии которых встречается звуки  М, МЬ                                                .

3. Чтение и печатание в тетради слогов:

 АМ, ОМ, УМ, ЫМ, МО, МУ, МЫ

(интервал между слогами 2 клетки).    

                         

                                       

Тема: Звуки Х, ХЬ. Буквы Х, х

1. Наклеить (или нарисовать) в тетради картинки, в названии которых встречается звуки  Х и Хь.

2. Выполнить звуковой анализ слов: МОХ, УХА 

Например: УХО           

3. Чтение и печатание в тетради слогов и слов: АХ, ОХ, УХ, ИХ, ХО, ХУ, ХА, МУХА. (интервал между слогами 2 клетки).

                                               

 Тема: Звуки П. ПЬ. Буквы  П, п

1. Наклеить (или нарисовать) в тетради картинки, в названии которых встречается звуки  П и Пь.

2. Выполнить  звуковой анализ слов: ПУХ, ПАПА. 

3. Чтение и печатание в тетради слогов и слов:

 АП, ОП, УП, ЫП. ПА, ПО. ПУ, ПЫ, ПУХ, ПАПА

(интервал между слогами 2 клетки).                                  

                     

Тема: Звуки Т, ТЬ. Буквы  Т, т

1. Наклеить (или нарисовать) в тетради картинки, в названии которых встречается звуки Т и Ть.

 

2. Выполнить звуковой анализ слов: ТАК, УТКА, КОТ, ТОК.

3. Чтение и печатание в тетради слогов и слов:

АТ, ОТ, УТ, ЫТ, ТА, ТО, ТУ, ТЫ, ТОМ, ТАМ, ТУТ, ХАТА.

 (интервал между слогами 2 клетки.

                   

Тема: Звуки К, КЬ. Буквы К, к

1. Наклеить (или нарисовать) в тетради картинки, в названии которых встречается звуки К и Кь.

2. Выполнение в тетради звукового анализа слов: КИТ, МАК, МУКА.

3.Чтение и печатание в тетради слогов и слов: АК, ОК, УК, ЫК, КА, КО, КУ, КЫ, КОТ, КАК, КТО.

(интервал между слогами 2 клетки

Тема: Звуки С, СЬ. Буквы С, с

  1. Наклеить (или нарисовать) в тетради картинки, в названии которых встречается звуки  С и Сь.

  1. Выполнить в тетради звуковой анализ слов: СОК, САМ, ОСЫ, СУП, СИМА.

  1. Напечатать под диктовку:

АС, ОС, УС, ЫС, СА, СО, СУ, СЫ, СОК, УСЫ, СОМ, СОТЫ, ОСЫ

         

                 

   (интервал между слогами 2 клетки

Тема: Звуки   З, Зь.  Буква  З

  1. Печатание буквы в тетради.

  1. Выполнить в тетради звуковой анализ  слов:

Зубы  ваза  коза  зима  обоз

  1. Напечатать под диктовку

Зубы  козы  база  забота  

У Зины заноза.

Вот у козы зубы.

У папы два туза.                                                

Тема: Звуки Н, НЬ. Буквы Н, н

1. Напечатать в тетради буквы Н, н

2. Напечатать предложение: У Наты ноты.

Запомнить правило:

Начало предложения и имена людей  пишутся с большой буквы, в конце ставится точка.

3. Выполнить в тетради звуковой анализ слов: КИНО, НОТА, НАТА.

4. Напечатать в тетради слоги и слова под диктовку: АН, ОН, УН, ИН, НА, НО, НУ, НИ, НОС, НАС, НОТЫ,  САНКИ.

         

(интервал между слогами 2 клетки)

Тема: Звуки Л, ЛЬ. Буквы Л, л

1. Напечатать в тетради буквы Л, л

2. Напечатать предложение:

 У лисы лапы.

У  Милы  мыло.  

Запомнить правило:

Начало предложения и имена людей  пишутся с большой буквы, в конце ставится точка.

3. Выполнить в тетради звуковой анализ      слов: ЛАК, ЛУПА, ЛУНА. ЛИСА, МИЛА

4.Напечатать в тетради слоги и слова

 под диктовку:                  

 ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛАПА, ПОЛ, ЛИПА, ЛИСА

(интервал между слогами 2 клетки)

Тема: Звук Ш.  Буква Ш

ЗАПОМНИТЬ ПРАВИЛО: ПОСЛЕ Ш – ВСЕГДА ПИШИ И.Характеристика звука Ш - согласный, всегда твердый, шипящий. 

1. Напечатать в тетради буквы Ш, ш.        

2. Наклеить картинки слов со звуком Ш

3. Выполнить в тетради звуковой анализ слогов и слов: 

ША, ШО, ШИ, ШИНА, ШИПЫ                                                    

  1. Напечатать под диктовку слова   и предложения:

Шапка   шишка    шутка   камыш    пушка  мишка  

 У Миши шапка.      

 У мышки ушки.  

Тема: Звук Ж.  Буква Ж

ЗАПОМНИТЬ ПРАВИЛО: ПОСЛЕ Ж – ВСЕГДА ПИШИ И.

Характеристика звука Ж - согласный, всегда твердый, звонкий.

1. Напечатать в тетради буквы Ж, ж.

2.  Выполнить в тетради звуковой анализ слогов и слов:

ЖА, ЖО, ЖУ, ЖИ, ЖУК, ЖАБА,

3. Напечатать под диктовку слова   и предложения:

ЖИВОТ, УЖИ, БАГАЖ, ЖАБА, НОЖИ

 

 У Жоры ужи..  

   

 У Вани ножик.  Под кустом ужи..    

Тема: Звуки Г, ГЬ. Буква Г                                     

  1. Печатание буквы в тетради.
  2. Выполнить в тетради звуковой анализ  слов:

Гуси    гол  сапоги  губа

  1. Напечатать под диктовку

Гости когти гусак губы

У гусака пух.

Гости у хаты.

У кота когти.

Повторение пройденного

  1. Напечатать в тетради букву Я, я    

  1. Напечатать под диктовку:

Жук   санки  шуба   кот   бусы  лапы  лиса

С каждым  словом составить предложение.

  1. Выполнить звуковой анализ слов:

Определить сколько гласных звуков в каждом слове.

Ухо   сом   кукла   книга    шубка    живот

 Тема: Звук и буква Э

1. Наклеить картинки слов со звуком Э.

  1. Придумать 10 слов со звуком Э, с каждым

словом составить предложение,

  1. Напечатать под диктовку:                                            

Нос   сын   насос  санки сутки это  эти

Это мак.    Это сын.

Это сок.   Это кубик.

Тема: Звуки Б, Бь.  Буква  Б                                                                    

1.Печатание буквы в тетради.

2.Придумать  5  слов со звуком Б,  с каждым

словом составить предложение.

3.Напечатать под диктовку:

Бак   бык  бок   баба хобот   кубик

У быка бока.

У собаки бок.

Тема: Звуки    Р, Рь.  Буква Р

 1.Печатание буквы в тетради.

2.Придумать  5  слов со звуком Р, с каждым словом составить предложение.

3.Напечатать под диктовку:

Рот   рыба  рак   хор  робот   рука  радуга  рама

У  Ромы рыба.  

У Раи рак.  

                                               

 Тема: Звук Ч.  Буква Ч. 

Характеристика звука Ч – согласный, мягкий, глухой.   

  1. Печатание буквы в тетради.  Придумать 5 слов со звуком Ч.

  1. Выполнить в тетради звуковой анализ слов: 

Чудо    туча    чайка   час

  1. Напечатать под диктовку:

Лучи   бочка   чашка   дочка   внучка     тучка

У мамы дочка.

У Ниночки сумочка.

Тема: Звук Щ.  Буква  Щ, щ

Характеристика звука Щ – согласный, мягкий, глухой.

  1. Печатание в тетради.

Придумать 5 слов со звуком Щ                                  . 

  1. Выполнить в тетради звуковой анализ слов:

Плащ   щука   щит   пища

  1. Напечатать под диктовку:

Овощи     щука     хищник    чаща

Мышка пищит.

      У Вани щука.              

Тема: Звук Ц.  Буква  Ц, ц

Характеристика звука Ц – согласный, твердый, глухой.

!. Печатание в тетради.

  1. Придумать 5 слов со звуком Ц

  1. Выполнить в тетради звуковой анализ слов:

Овца   птица  цапли  лисица

  1. Напечатать под диктовку:

Овцы   концы  пуговица  лисица

У папы зайцы.

Птица сидит на суку.

Тема: Звуки  Ф, ФЬ. Буква Ф,ф

  1. Печатание в тетради
  2. Придумать 5 слов со звуком Ф
  3. Выполнить в тетради звуковой анализ слов:

Фокус фикус фата фото

  1. Напечатать под диктовку:

Флаг Фома  форма  филин

У Фомы фикус.

У мамы фото.

Филин сидит на суку.

Тема: Звуки   В, Вь.  Буква  В, в

  1. Печатание в тетради.

  1. Придумать 5 слов со звуком В, с каждым словом составить предложение

  1. Напечатать под диктовку

Вот вата  киви  сова буквы    

Вот тут сова.

Вова в ботах.

Вот   вата.

В кустах собака.

Тема: Звуки  Д, Дь.  Буква  Д

  1. Печатание в тетради

  1. Выполнить в тетради звуковой анализ  слов:

Дом  Дима дыни  домик Дина

  1. Напечатать под диктовку

Дом  домик   дымок   дыни   Дина  

У Дины дыни.

У Димы вода.

В саду дубы.

       

В саду дубы.

Тема: Звук  Й.  Буква Й, й

Звук Й – согласный, мягкий, звонкий, обозначается

 зеленой фишкой.

  1. Печатание буквы в тетради.

  1. Придумать 5 слов со звуком Й 

  1. . Выполнить в тетради звуковой анализ слов:

Май   мой   рисуй   майка   зайка

  1. Напечатать под диктовку

Дай май свой  твой  гайка сайка

У Вовы зайка.

У Зои новый зонт.

  Тема:  Буква ь

  1. Печатание в тетради.
  2. Придумать 5 слов со звуком
  3. . Выполнить в тетради звуковой анализ слогов и слов: 
  4. Напечатать под диктовку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыка звуко-буквенного анализа и синтеза

В презентации дано описание учебно-методического пособия "Формирование навыка звуко-буквенного анализа и синтеза", которое было создано мною для работы с учащимися специальной (коррекционной) начально...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ЗВУКО-БУКВЕННОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ФФН ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ

Условия овладения звуко-буквенными обозначениямиОсобенности звукового анализа у детей с фонетико-фонематическим недоразвитиемЭтапы формирования навыков звуко-буквенного анализа и синтеза у детей с ФФН...

Методическая разработка логопедического занятия "Развитие навыка звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слов"

Темы:- Коррекционная - развитие навыка звуко-буквенного и слогового анализа и   синтеза слов;- Грамматическая - деление слов на слоги, правила переноса слов;- Лексическая – «Во...

Консультация для родителей на тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ».

Консультация для родителей на тему:  «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ...

РАЗВИТИЕ НАВЫКА ЭЛЕМЕНТАРНОГО ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

   В данной статье вы найдете для себя подборку игр и упражнений для развития навыков звукового анализа и синтеза...

Конспект консультации для родителей на тему: «Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста»

Консультация позволяет познакомить родителей с определениями «звуковой анализ и синтез». Убедить в  важности этих процессов для дальнейшей профилактики дисграфии в школьные годы. Пока...