Готовность к школьному обучению детей с общим недоразвитием речи
статья по теме

Коряушкина Юлия Владимировна

Статья посвящена вопросу подготовки к школе дошкольников с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovnost_k_shkolnomu_obucheniyu_detey_s_onr.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коряушкина Юлия Владимировна

учитель-логопед ГБС(к)ОУ №5 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Готовность к школьному обучению детей с общим недоразвитием речи

Общее недоразвитие речи у детей изучается давно, но и поныне это одна из самых актуальных проблем логопедии.

ОНР распространено не только среди воспитанников   специализированных детских садов, но и среди детей, посещающих массовые дошкольные образовательные учреждения, и оказывает отрицательное влияние на весь процесс воспитания и обучения, на психическое и речевое развитие ребенка.

Правильное понимание структуры ОНР, причин, лежащих в его основе, различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для отбора детей в специальные учреждения, для выбора наиболее эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в школьном обучении.

Современные исследования показывают, что 30-40% первоклассников оказываются неготовыми к обучению в массовой школе.

         Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

В психологическом словаре понятие  «готовность к школьному обучению» рассматривается как совокупность морфо–физиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению.

Наиболее полно понятие «готовность к школе» дано в определении Л.А.Венгера, под которой он понимал определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющими этого набора   прежде всего является мотивация, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность.

Важным аспектом в вопросе изучения школьной зрелости является изучение проблемы психологической готовности к обучению в школе.

Составными компонентами психологической готовности ребенка к школе являются:

  1. мотивационная (личностная),
  2. интеллектуальная,
  3. эмоционально – волевая.

Мотивационная готовность – наличие у ребенка желания учиться. Возникновение осознанного отношения ребенка к школе определяется способом подачи  информации о ней. Важно чтобы сообщаемые детям  сведения о школе были не только поняты, но и прочувствованы ими. Эмоциональный опыт обеспечивается    включением детей в деятельность, активизирующую как мышление, так и чувства.

Личностная готовность к школе выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности ,  включает так же формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с учителями и одноклассниками.

Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

Ребенок, идущий в школу, должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. При этом важно положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач.

Обсуждая проблему готовности к школе, Д.Б.Эльконин  на первое место ставил сформированность  необходимых предпосылок учебной деятельности.

Анализируя эти предпосылки, он и его сотрудники выделили следующие параметры:

  1. умение детей сознательно подчинять свои действия правилам, обобщенно определяющим способ действия,
  2. умение ориентироваться на заданную систему требований,
  3. умение внимательно  слушать  говорящего  и точно выполнять задания, предлагаемые в устной  форме,
  4. умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Эти параметры развития произвольности являются частью психологической готовности к школе, на них опирается обучение в первом классе.

Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе, исследователи (Г.А.Каше, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Д.Б.Эльконин, А.Л.Венгер) выделяют уровень развития речи.

 Речевая готовность детей  к обучению прежде всего проявляется в их умении пользоваться для произвольного управления поведением и познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как средство общения и предпосылки усвоению письма. Об этой функции речи следует проявлять особую заботу в течение среднего и старшего дошкольного детства, так как развитие письменной речи существенно определяет прогресс интеллектуального развития ребенка.

В соответствии с принципом рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития можно проанализировать те особенности, которые накладывает неполноценная речевая деятельность на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Дошкольники с общим недоразвитием речи часто отличаются повышенной нервно-психической истощаемостью, эмоциональной неустойчивостью, проявляют недостаточность нейродинамического компонента психической деятельности, проявляющуюся в легкой отвлекаемости, неустойчивости внимания, неустойчивой работоспособности. У этих детей отмечаются низкий уровень запоминания, неготовность принять предлагаемую задачу.  Дети испытывают затруднения в ориентировке по схеме. Замечено, что их движения достаточно неловки, некоординированны, неточны. Связная речь характеризуется ошибками в передаче логической последовательности, пропусками отдельные звеньев, «потерей» действующих лиц. Часто наблюдается следующая взаимосвязь: чем тяжелее анамнез, тем выраженнее недостаточность со стороны речевого и психического развития детей (см. Приложение).

Необходимо комплексно обследовать детей с ОНР, тщательно изучать состояние не только речевых, но и неречевых психических функций. Индивидуально-типологические особенности неречевых и речевых психических функций у дошкольников с ОНР необходимо учитывать при планировании и организации коррекционно-развивающей работы. В системе логопедической работы по преодолению ОНР у детей и формированию у них готовности к школьному обучению необходимо особое внимание уделять развитию неречевых психических функций, выделить данное направление работы как равноценное развитию речи.


Таким образом, основными задачами при подготовке детей к школьному обучению являются следующие:

  1. развитие умения подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого (волевая готовность),
  2. воспитание интереса и желания учиться в школе (мотивационная готовность),
  3. развитие речи,
  1. развитие внимания,
  2. развитие памяти,
  3. развитие наглядно-образного мышления,
  4. развитие мелкой моторики (зрительно-моторная координация).

Работа по подготовке детей с ОНР к школе должна включаться  в каждое логопедическое занятие. Основными формами этой работы являются упражнения, игровые приемы и игры, т.к. ведущим видом деятельности дошкольников является именно игра.                                                          

Логопед должен также создать доброжелательную обстановку на своих занятиях, укрепить веру детей в собственные возможности, сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к занятиям. Чтобы  усилия педагога были эффективными необходимо:

•        нe допускать, чтобы ребенок скучал во время занятии. Если ребенку весело учиться - oн учится лучше. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетво-рение от интеллектуальных занятий, 

•        повторять упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, нужно сделать перерыв, вернуться к нему позднее или предложить ребенку более легкий вариант,

•        не проявлять излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса,

•        быть терпеливым, не спешить, не давать ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности,

•        в занятиях с ребенком нужна мера. Не нужно заставлять ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен,

•        дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго ре-гламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия, поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму,

•        развивать в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научить ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы,

•        избегать неодобрительной оценки, находить слова поддержки, чаще хвалить ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивать его слабости в сравнении с другими детьми. Формировать у него уверенность в своих силах.

Формированию качеств, необходимых будущему школьнику, помогает комплексная система педагогических воздействий, основанных на правильной ориентации детской деятельности и педагогического процесса в целом. Необходимо активно включать педагогов ДОУ и родителей в процесс комплексной подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста.

Приложение

Сравнительная  характеристика нормально развивающихся детей 7 лет и  детей с ОНР

Нормально развивающиеся дети 7 лет

Дети  7 лет с ОНР

Дети  7 лет  отличаются:

  1. достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные формы мышления, смысловое запоминание;
  2. у ребенка формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать;
  3. его поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью достаточно адекватной оценки результатов собственной деятельности и своих возможностей.

Характерными психологическими особенностями детей  старшего дошкольного возраста являются:

  1. умение детей сознательно подчинять свои действия правилам,
  2. умение ориентироваться на заданную систему требований,
  3. умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, прелагаемые в устной форме,
  4. умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Основными показателями речевой готовности  к обучению являются:

  1. более сложная самостоятельная форма речи – развернутое монологическое высказывание,
  2. развитие звуковой стороны речи, завершается процесс фонематического развития,
  3. развитие грамматического строя речи,
  4. усвоение закономерностей морфологического порядка и синтаксического,
  5. усвоение грамматических форм языка и приобретение большего активного словаря,
  6. совершенствование словесно – логического мышления.

У детей с ОНР отмечается:

  1. низкий уровень развития  мотивационной готовности,
  2. общая эмоционально-волевая незрелость,
  3. слабая регуляция произвольной деятельности.
  4. недоразвитие всех сторон речеязыковой системы: фонематической, лексической, морфологической, синтаксической,
  5. низкий уровень развития связной речи.


При минимальной мозговой дисфункции:

  1. двигательная расторможенность, отвлекаемость, быстрая истощаемость,
  2. неустойчивость внимания,
  3. неустойчивая работоспособность,
  4. низкой уровень запоминания,
  5. мышечная дистония, общая моторная неловкость,
  6. недостаточная  сформированность навыков интеллектуальной деятельности,
  7. недостаточность тонких дифференцированных движений пальцев рук,
  1. неготовность принять предлагаемую задачу.


При дизартрии:

  1. изменения мышечного тонуса,
  2. ограничение подвижности артикуляционных мышц.


           У детей старшего дошкольного возраста с ОНР отмечается недостаточная  сформированность школьных навыков по сравнению с возрастной нормой.


Список используемой и рекомендуемой литературы:

1.        Агаева Е.Л., Венгер А.Л., Бардина Р.И. Психолог в детском саду: методические рекомендации к практической деятельности – М., 1995.

2.        Анастази А. Психологическое тестирование // Под ред. К.М.Гуревича, В.И.Лубовского – М., 1982.

3.        Бардин К.В. Подготовка ребенка к школе – М., 2003.

4.        Безруких М.М. Ступеньки перед школой – М., 2001.

5.        Безруких М.М., Ефимова С.П., Князева М.Г. Как подготовить ребенка к школе – Тула, 1997.

6.        Бугременко Е.А., Венгер А.Л. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов – М., 1990.

7.        Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления для шестилетних детей – М., 1985.

8.        Венгер Л.А. Восприятие и обучение – М., 1969.

9.        Диагностика готовности детей к обучению в школе. Методические рекомендации / сост. Л.Д.Василенко – Пермь, 1993.

10.        Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций – СПб, 2002.

11.        Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников – М., 1981.

12.        Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б Логопедия – М., 2003

13.        Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников – М., 1990.

14.        Забрамная С.Д. От диагностики к развитию – М., 1998.

15.        Кабанова М.Н. Готовимся к школе – С.-Пб, 2001.

16.        Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи – М., 1985.

17.        Козырева Л.М. Развитие речи детей 5-7 лет – Ярославль, 2002.

18.        Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В  Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников – СПб, 1999.

19.        Луговская А. Если ребенку трудно учиться – М., 2002.

20.        Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития ребенка – М., 1998.

21.        Матвеева Л.Г., Выбойщик И.В., Мякушкин Д.Е. Практическая психология для родителей или что я могу узнать о своем ребенке – М., 1997.

22.        Новоторцева Н.В. Развитие речи детей / Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников – Ярославль, 1997.

23.        Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет – М., 2001.

24.        Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера – М., 1988.

25.        Парамонова Л.Г. Как воспитать гения – М., 2002.

26.        Преодоление общего недоразвития речи дошкольников // под ред. Т.В.Волосовец – М., 2002.

27.        Психологическая диагностика / под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой  - М., 1997.

28.        Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / под ред. А.В.Запорожца и Д.Б.Эльконина – М., 1964.

29.        Психология. Словарь / под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского – М., 1990.

30.        Словарь практического психолога / сост. С.Ю.Головин – Минск, 1998.

31.        Туманова Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи – М., 2002.

32.        Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика – М., 2001.

33.        Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста – М., 2000.

34.        Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада – М., 1993.

35.        Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольников – М., 2003.

36.        Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста – М., 2004.

37.        Шевцова Е.Е., Воробьева Е.В. От первого слова до первого класса – М., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный подход к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи в условиях детского сада.

Эффективные приемы, используемые для обучения чтению по следам звукового анализа и синтеза, апробированные в нашей практической логопедической работе....

Коррекционно-развивающая работа по подготовке к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи

В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием речи и нарушением чтения существует тесная взаимосвязь. Дети с общим недоразвитием речи — это особая категория дошкольников с недоста...

Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для детей с общим недоразвитием речи.

Материал о роли дидактических игр в работе по развитию речи детей дошкольного возраста....

рабочая программа по реализации "Программы воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи" образовательная область "Речевое развитие" группы детей старшего дошкольного возраста (второй период обучения) от 6-7 лет

Программа ДОУ включает в себя три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом  из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками  образовате...

«ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ »

ГБОУ  №698 прогимназия  « Пансион» Московского района           «ИГРЫ И  ИГРОВЫЕ  ПРИЕМЫ  В  ОБУЧЕНИИ  ДЕТЕЙ  ...

Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".

Опыт работы по взаимодействию  учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей,  представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...