Готов ли ваш ребенок к школе?
материал по теме

Аксайская Маргарита Викторовна

 Значение правильной речи огромно для человека любой специальности. Неправильная речь ребёнка затрудняет его общение с окружающими, отражается на его общем развитии, характере, и в будущем может быть причиной его неуспеваемости в школе.

       Речь ребёнка развивается путём подражания речи окружающих его людей. В связи с этим ребёнок должен слышать только грамматически правильную речь в своём окружении.

Первый образец речи для ребёнка— это речь его близких. Родители являются первыми учителями родного языка для своего ребёнка. Семья - первая школа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл советы логопеда21.23 КБ
Файл для родителей15.09 КБ

Предварительный просмотр:

Готов ли Ваш ребенок к школе?

Советы логопеда.

Поступление ребенка в школу – важный и ответственный момент для всей семьи. Родители часто волнуются не меньше, чем будущий первоклассник, а то и гораздо сильнее. Между тем именно в руках пап и мам находятся широкие возможности для подготовки будущего  ученика к новому этапу жизни – школьному. Конечно, к услугам родителей в наше время множество различных центров, групп, студий и т. д., но и сами мамы и папы могут сделать очень многое для того, чтобы ребенок был готов к обучению в школе.

Иногда родители думают, что если ребёнок перед школой умеет читать, писать и считать, то успех ему обеспечен. Однако практика показывает, что часто читающий, пишущий и считающий ребёнок, вдруг совершенно неожиданно для родителей, начинает снижать свои успехи. Почему?
Готовность к школьному обучению начинает формироваться задолго до поступления в школу и не завершается с приходом в первый класс. Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу у ребёнка были развиты такие познавательные процессы, как внимание, память, воображение, мышление; пространственные и временные ориентировки, двигательные функции руки, слухо-моторные координации. Чрезвычайно важно, чтобы речь ребёнка к 6-7 годам была логичной, связанной, с богатым словарным запасом. Малыш должен правильно слышать звуки и правильно произносить все звуки родного языка, причём не только изолированно, но и в связной речи. Развитие устной речи - основное условие успешного овладения письмом и чтением. У детей нередко наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом и приводит к появлению в нем специфических ошибок, не поддающихся устранени
 ю обычными школьными методами.
Далее трудности овладения чтением и письмом распространяются на все виды учебной деятельности, когда ребёнок не может при увеличивающейся учебной нагрузке продолжать маскировать свои трудности. В этом случае сложнее выявить дисграфию (нарушение письма), кроме того много драгоценного времени. Следствием нарушения письма и чтения являются трудности решения текстовых задач по математике, в геометрии усвоение понятий (площадь, объём, высота и др.). При изучении географии и истории - те же трудности при обращении к карте или план - схеме. При изучении иностранного языка дети путают одинаковые по написанию буквы двух алфавитов, связывая их со звуками обоих языков.
Не выявленные своевременно механизмы затруднений в учебной деятельности, недостаток понимания и помощи со стороны родителей и учителей обычно влекут за собой изменения в характере ребёнка. Ребёнок обнаруживает агрессивность, нередко отказывается от выполнения учебных заданий, либо работает только под страхом наказания, либо прогуливает уроки.
Такие вторичные наслоения могут принять необратимый характер, усиливается нагрузка на нервную систему, что ведёт к неврозам, социопатическим нарушениям поведения, может привести к нарушению структуры личности ребёнка.
Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть их преодолеть до начала его обучения.
Если ваш ребёнок испытывает трудности при произнесении отдельных звуков или плохо различает звуки на слух (например, слова "кора-гора", "бочка-точка", воспринимаются им как одинаковые); если ваш ребёнок не знает значения многих слов (словарный запас ребёнка старшего дошкольного возраста должен составлять 2000 слов); если ваш ребёнок не умеет активно пользоваться имеющимися словами, строить из них предложения, четко и последовательно излагать свои мысли, составлять развёрнутый рассказ по сюжетной картинке; если ваш ребёнок в повседневной речи неправильно употребляют предлоги, неправильно произносит окончания имён существительных (например, "книга лежит около столу", "по столе", "дереви", "пять стулов" и т.д.), то вам следует обратиться за помощью к логопеду.
Чрезвычайно важно своевременное выявление такого рода незрелости детей и возможно полное её преодоление ещё в дошкольном возрасте, что позволит предупредить само возникновение многих проблем.
Родители будущих первоклассников могут обратиться за консультацией к специалистам школы - психологу, логопеду. Мы поможем вам определить степень сформированности у ребёнка различных психических функций, уровень его речевого развития, владение элементарными математическими представлениями.
Родители могут получить рекомендации по проведению тренировочных упражнений, рассчитанных на развитие и усовершенствование "западающих звеньев". Целенаправленные домашние занятия с ребёнком обычно дают хороший результат и помогают детям справиться со многими проблемами.

Речевые нарушения у детей - серьезная проблема нашего времени. Почему-то все чаще перед поступлением в школу родители с удивлением узнают, что их семилетний ребенок не выговаривает один или несколько звуков родного языка, а милая и забавная, для родителей, картавость - отклонение от нормы, которое будет мешать ребенку полноценно заниматься в школе. Самое неприятное - это то, что нет тенденции к уменьшению количества таких детей, - напротив, с каждым годом все больше детей нуждаются в помощи логопеда. В чем причина этого явления в наш просвещенный век? И что в связи с этим необходимо знать родителям? Об этом мы поговорим в наше         статье.

Нарушение речи определяется отклонением речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде. 

Возникнув, речевые нарушения самостоятельно не исчезают, а закрепляются, не соответствуют возрасту говорящего, требуют того или иного логопедического вмешательства. Неправильная речь ребенка может отражаться на его дальнейшем развитии, задерживая и искажая его, может затруднять обучение в школе.

От чего зависят речевые нарушения, с чем они связаны?


Речевые нарушения разнообразны, они зависят, во-первых, от сложности анатомо-физиологических механизмов, участвующих в формировании и протекании речи; кроме того, от тесного взаимодействия человеческого организма с внешней средой и от социальной обусловленности речи в отношении как её формы, так и содержания.

Нарушения речи могут возникнуть в любом возрасте, но наиболее «ранимой» речь оказывается у детей и у людей пожилого возраста.

В чем состоит работа логопеда по формированию или восстановлению речи?

Преодоление и предупреждение нарушений речи основаны на компенсаторных возможностях человека, его головного мозга.

Речь развивается в процессе общения. На этом основана организация всего комплекса работ, направленных на преодоление и предупреждение речевых дефектов. Логопедические воздействия (артикуляционная гимнастика; постановка звуков; автоматизация звуков; формирование слухового и зрительного внимания; фонематического слуха, то есть способности различать звуковые единицы родного языка; совершенствование пальцевой моторики рук; постановка речевого дыхания и голоса) полноценны и эффективны, если они систематически связаны с повседневной работой по преодолению речевого дефекта родителей, воспитателей, педагогов в детском саду, в школе и дома. Должны учитываться особенности каждого ребенка, то есть работа по воспитанию правильной речи индивидуальна. Обязательно нужно консультироваться и проводить курсы лечения у врачей - невропатолога и психиатра. Необходима каждодневная, кропотливая работа по закреплению правильного произношения, контроль со стороны взрослого за правильным произношением при спонтанной (свободной) речи ребенка, нужно неукоснительно соблюдать и выполнять все задания, требования и рекомендации специалиста. Во многих случаях следует настроиться на длительную помощь своему ребенку и не унывать.   

 Причины речевых нарушений:
- ухудшение экологической обстановки;
- особенности региона по йодо - и фтор - дефицитности;
- увеличение числа патологий беременности;
- увеличение количества родовых травм;
- ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;
- различные социальные причины.

Речевые нарушения разнообразны: от нарушения произношения отдельных звуков (р), (л), (ш, ж, ч, щ), (с-з, ц) и т. д.; нескольких групп звуков - свистящих, шипящих, соноров (р, л) и т. д. (что ведет к непониманию речи говорящего) - до полного отсутствия речи в случае тяжелых речевых расстройств (алалия и афазия), когда ребенок или взрослый объясняются отдельными звуками и жестами. Часто встречается такой вид речевого нарушения, как заикание (логоневроз) - от легкой формы до тяжелой, когда, из-за нарушения речевого дыхания, спазмов и судорог в речедвигательном и дыхательном аппарате, речь практически невозможна. Встречаются тяжелые речевые нарушения (ринолалии), связанные с грубыми врожденными анатомическими аномалиями - это расщелины нёба, верхней губы, крыльев носа. У таких детей из-за аномалии в строении речевого аппарата не могут самостоятельно формироваться звуки родного языка. Речь непонятна, с носовым оттенком. Неправильное произношение может формироваться и у детей с аномальным прикусом, с неправильным строением зубов, зубного ряда. Отрицательное воздействие на формирование речи может оказать неправильная языковая среда, в которой воспитывается ребенок, дефекты речи взрослого (родителей, воспитателей…), ограниченное языковое общение с ребенком. Беседы, чтение, ответы на вопросы, совместные игры, где ребенок, подражая взрослому, развивает и совершенствует свою речь, - если в семье этого нет или присутствует в ограниченном объеме, то у ребенка формируется задержка речевого и психического развития. Плохое воздействие на развитие речи детей раннего возраста (от 1 года до 4 лет) оказывает телевидение, если оно заменяет общение с близким человеком (мать, отец, брат, сестра, бабушки, дедушки). Ребенок при просмотре телепередач занимает пассивную позицию, принимает информацию (хорошо, если положительную), сам не участвует в игре, в сказке, не может задать вопроса - он молчит. Чем больше он «общается» с телевизором, тем больше он молчит, тем более тормозится его речевая активность. Для детей более старшего возраста (5-7 лет) длительные телевизионные просмотры также вредны для формирования речи, так как самый активный период речевого развития происходит до 7 лет. Выбирайте для своего ребенка телепередачи и видеофильмы сами. Смотрите с ним, поясняйте и рассуждайте вместе. Ограничивайте телевизионное общение во времени (от 15 минут до 1 часа): или один фильм, или одна сказка.

Неправильное речевое окружение и воспитание так же может являться причиной возникновения у детей дефектов речи (по типу искажения). При таком положении вещей маленький ребенок не в состоянии воспринять языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируется неправильное или неточное восприятие речевых звуков. А это, в свою очередь, приводит к появлению дефектов звукопроизношения.

По мнению многих специалистов, начало целенаправленной работы по формированию правильного звукопроизношения уже с трехлетнего возраста помогает предотвратить появление многих нарушений речи, а зачастую и выявить у детей данного возраста другие, более сложные речевые патологии, что способствует их ранней коррекции.


Какие меры профилактики можно посоветовать родителям, бабушкам, дедушкам? 

Для правильного речевого развития и профилактики речевых нарушений у детей необходимо здоровое речевое окружение с самого рождения ребенка. Разговаривайте с ним, не подстраиваясь под него, «сюсюкая и ломая язык». Говоря «детским» языком с малышом, Вы лишаете его правильного образца речи, так как его речь формируется в общении с Вами. Вредно сказывается на звукопроизношении и длительное сосание соски или пальца, за этим необходимо следить. Читая ребенку книги, беседуя с ним, отвечая на вопросы, Вы тем самым развиваете и совершенствуете его речь. Внимательно слушая ребенка, Вы побуждаете его к высказываниям, к активной речи, развивается её грамматический строй, совершенствуются речевые обороты, обогащается словарь ребенка. Никогда, даже если Вы устали, не говорите ребенку: «отстань», «некогда» - этим Вы тормозите развитие ребенка, снижаете или сводите на нет его речевую активность, его мыслительную деятельность. Будьте другом и помощником ребенку, вместе с ним совершенствуйте и свою речь.

Методические рекомендации родителям для домашних занятий с детьми при закреплении произносительных навыков

Уважаемые родители!

 Если ваш ребенок посещает логопеда, знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно и даже за несколько занятий. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и его родителей.

Исправление звуков проводится поэтапно:

1-й этап – подготовительный (специальные упражнения для губ, языка, голоса, дыхания и др.);

2-й этап – постановка (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов);

3-й этап – автоматизация (закрепление звука в слогах, словах, предложениях);

4-й этап – дифференциация (в случаях замены одного звука другим).

Подготовительный этап и этап закрепления нового звука у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки.

Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого, свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться. Потренируйтесь, пожалуйста, дома!

Если звук еще не произносится, выполняйте артикуляционную гимнастику.

Если звук поставлен, закрепляйте его: называйте картинки, определите место звука в слове (начало, середина, конец слова), составьте с данными словами предложения, выучите с ребенком речевой материал, записанный в тетради, обязательно следите за поставленными звуками в повседневной речи.

Обращайте внимание на записи, которые пишет логопед, потренируйтесь в произношении речевого материала, если у ребенка возникают трудности в его усвоении.

Пожалуйста, не забывайте тетради дома в дни занятий.

По интересующим вас вопросам вы всегда можете получить консультацию у учителя -логопеда МОУ гимназии №1 Аксайской Маргариты Викторовны.

Желаем успехов в обучении вашего ребенка правильной речи!



Предварительный просмотр:

Советы логопеда.

Речь ребенка развивается пол влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которое начинается с первых дней его жизни.

Разговаривайте со своим ребенком во время игровой деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание, раздевание, игра, прогулка и т.д. интересуйтесь, что делает ребенок, что делают другие люди. Говорите о том, что вы делаете, что видит ваш ребенок.

Говорите, используя правильно построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у вашего ребенка. Если ваш ребенок пока ещё изъясняется только односложными предложениями, то ваша фраза должна состоять из двух слов.

Задавайте открытые вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите «Что он делает?» вместо «Он играет?»

Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

Слушайте звуки и шумы. Спросите: «Что это?» это может быть собака, шум ветра, мотор самолета и др.

Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь ещё.

Если Ваш ребёнок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и называйте их ребёнку. Давайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребёнок произнесет их отлично. Воодушевите ребёнка и продолжайте их заучивать. После того, как ребёнок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребёнок не узнает большинство предметов окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.

Если ребёнок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые Ваш ребёнок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребёнок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «большой мяч», «Ванин мяч», «круглый мяч» и т. д. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребёнком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память, внимание.

Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребёнка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».

Речь является не врожденной способностью ребёнка, а приобретенной. Поэтому надо, чтобы речь окружающих была образцом для подражания. В общении с ребёнком нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять усеченные слова. Ребёнок должен видеть и слышать Вашу мимику, артикуляцию. И подражать Вам.

Как организовать занятия с ребёнком дома.

  1. Занятия должны быть регулярными, носить занимательный, никак не принудительный характер, не превращаться в дополнительные учебные часы.

  1. Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательно спокойной деловой обстановки, а также отсутствие отвлекающих факторов.

  1. Необходимо приучать ребёнка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задания, даже если ребёнок огорчен неудачей. Помощь ребёнку должна носить своевременный и разумный характер.

  1. Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления, пресыщения. Желательно сообщать ребёнку о том, какое задание он будет выполнять завтра.

  1. Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятий, чередовать задания по обогащению словаря с заданиями по развитию памяти, внимания, звукопроизношения, развития речи.

  1. Необходимо поддерживать у ребёнка желание заниматься, стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.

Что делают логопеды?

Широко распространено мнение о том, что  логопеды только «ставят» звуки, то есть исправляют неправильное произношение. Это не совсем так.

Глобальной целью логопедического воздействия является РАЗВИТИЕ ВСЕЙ РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ в целом, а именно:

- развитие общей речевой активности;

- накопление словаря;

- развитие физического и речевого слуха;

-развитие грамматической стороны речи;

- обучение навыкам словообразования и словоизменения;

- развитие артикуляционной моторики;

- развитие связной речи;

- коррекция произношения.

В ходе работы попутно решается ряд дополнительных ЗАДАЧ:

- развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);

- формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);

- формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение» и др., развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки);

- профилактика нарушений письма и чтения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готов ли ваш ребенок к школе?

Данный материал поможет родителям определить подготовленность ребенка к школе при помощи теста, а также поможет рекомендациями, как лучше подготовить ребенка к школе. Может быть рекомендован психолога...

Готов ли ваш ребенок к школе

Ваш ребенок скоро  пойдет в школу. Это очень ответственный этап в его жизни: появятся новые обязанности, откроются новые горизонты.   Вашему вниманию представлены практические советы...

Тест-диагностика "Готов ли ваш ребенок к школе?"

Статья включает тестовый  материал для диагностики одного из ведущих факторов  готовности к школьному обучению - сформированности зрительного восприятия ребенка. . Выполнив серию субтестов м...

Готов ли ваш ребенок к школе?

Данная методика определения готовности ребенка к школе полезна родителям, логопедам, учителям начальных классов и воспитателям ДОУ....

Готов ли ваш ребенок к школе? Методика определения и советы логопеда.

Данная методика определения готовности ребенка к школе полезна родителям, логопедам, учителям начальных классов и воспитателям ДОУ....

Готов ли Ваш ребенок к школе?

ГОТОВ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК К ШКОЛЕВаш ребёнок идёт в первый класс, Вы счастливы и горды. И Вы, естественно, волнуетесь. Вы думаете о том, как сложится у него в дальнейшем школьная жизнь. И даже если он непл...