Тема урока:«Значение вторых блюд. Приготовление вторых блюд из овощей, рыбных и мясных продуктов»
методическая разработка (7 класс) по теме

Альманова Мария Васильевна

                                                                       Тема урока:

«Значение вторых блюд. Приготовление вторых блюд

из овощей, рыбных и мясных продуктов»

( Урок  СБО в 7 классе)

 

 

Цель: Углубить знания учащихся о приготовлении различных блюд из  овощей, рыбных и мясных продуктов, с новыми для них вторыми блюдами из этих ингредиентов и их значением для организма человека.

Задачи:

Образовательная  (информационная):

        Сообщение сведений о блюдах из  овощных, рыбных и мясных продуктах, с новыми вторыми блюдами из этих ингредиентов и их значением для организма человека.

 

Коррекционно-развивающая:

        Развитие знаний, умений, навыков приготовления блюд из овощей, рыбных и мясных продуктов, расширение знаний о способах их приготовления, способности к обобщению, классификации, совершенствование навыков в выборе продуктов к приготовлению вторых блюд, обогащение словарного запаса учащихся.

 

Воспитательная:

        Воспитание аккуратности, качеств будущей хозяйки (хозяина).

 

Наглядные пособия. Иллюстрации и таблицы по теме «Питание», книги по кулинарии из личной библиотеки, фотографические или художественные изображения вторых блюд из мяса, овощей и рыбы, карточки  для самостоятельных работ учащихся «Составь рецепт  второго блюда из предложенных ингредиентов».

 

ТСО: Ноутбук для просмотра диска «Кулинарная энциклопедия», доска.

 

Ход урока.

  1. Актуализация прежних знаний.

Проверим домашнее задание.

-Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

(«Значение вторых блюд.

Приготовление вторых блюд

из овощей, рыбных и мясных продуктов»)

-Сейчас мы выполним с вами задание «Составь первое блюдо из предложенных ингредиентов»

(Учащимся раздаются карточки для индивидуальных работ «Составь рецепт первого блюда из предложенных ингредиентов». Предлагаются следующие блюда:

Карточка 1.Рассольник.

Карточка 2.Московский борщ.

Карточка 3.Тройная уха.

Карточка 4.Грибной суп-пюре.

Карточка 5.гречневый суп с курицей.

Карточка 6.Куриный суп с рисом и черносливом.

Карточка 7.Суп из баранины с овощами, ячневой крупой и кукурузой.

Карточка 8.Яичный суп с рисом и сыром.

(После выполнения задания учитель собирает карточки для индивидуальных работ и тетради.)

  1. Изучение новой темы.

-Вы прекрасно справились с заданием, а сегодня мы поговорим на тему: «Значение вторых блюд. Приготовление вторых блюд из овощей, рыбных и мясных продуктов».

Пища - одна из основ здоровья человека, его работоспособности, жизнерадостности и долголетия. Но это достигается только при правильном  питании, при своевременном снабжении организма всеми необходимыми ему разнообразными ему веществами в нужном количестве и соотношении.

Пища должна содержать белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и воду.

У детей и у взрослых потребность организма зависит от возраста, от затраченной энергии в сутки, от условий жизни, от вида труда. Пища – это не только источник энергии, но и материал, из которого строится человеческий организм.

Для правильной организации питания надо знать, сколько калорий  в  день потреблять, белков, жиров, углеводов, витаминов. Углеводов, например, много в продуктах растительного происхождения – в  хлебе, крупах, картофеле, овощах, фруктах, ягодах.

Витамины – это дополнение ко всему. Они оказывают большое внимание на обмен веществ, непрерывно совершающихся в организме. Если вместе с пищей мы не получаем какого-либо одного и несколько витаминов, то в организме возникают серьёзные нарушения, называющиеся  «авитаминоз». Если в организм длительное время поступает недостаточное количество витаминов, то возникают нарушения другого рода - гиповитаминозы.

Выводы: Пища должна быть прежде всего полезной, благотворно влияющей на здоровье человека, его физическое и моральное состояние.

Из овощей мы готовим салаты - одно из лучших закусочных блюд. В меню как праздничного, так и повседневного обеда, который начинается с подачи многочисленных закусок, непременно входят первые блюда. После них радушные хозяева подают горячие вторые блюда из рыбы, птицы, из мяса свинины, говядины, баранины или из овощей. В особенных случаях в меню праздничного обеда может входить два или даже три горячих блюда.

Принят следующий порядок подачи вторых горячих блюд: рыбное, мясное и блюдо из овощей. Что именно приготовить, чтобы порадовать, а может быть даже удивить своих гостей, родных и близких, зависит от хозяйки, её вкуса и умения.

Значение вторых блюд.

Рыбные блюда.

Главная ценность рыбы – легкоусвояемый полноценный белок. Рыбная пища усваивается организмом легче, чем мясная. В рыбе очень много витаминов. Если в человеческом организме не хватает какого – либо витамина, который содержит рыба, это приводит к задержке роста, уменьшению массы тела, к  различного рода заболеваниям.

Мясо рыбы всегда обладает приятным ароматом, который возбуждает аппетит и способствует выделению желудочного сока. В организме человека всегда должен присутствовать витамин F, а в морской рыбе он есть всегда. Витамины  А, Д, Е тоже можно найти в рыбе.

Мясо рыбы весьма ценно тем, что в нём много йода, марганца, меди, цинка, необходимые для нормального обмена веществ.

-Что можно приготовить из рыбы?

(Далее просмотр диска «Кулинарная энциклопедия» :см. рецепты «Картофель с сельдью по-фински», «Рыба жареная» и другие. )

Салаты.

Салаты – это одна из самых больших групп кулинарных изделий. Они украшают стол, возбуждают аппетит и разнообразят пищу. Салаты бывают мясные, рыбные, овощные, фруктовые и грибные. Калорийные салаты могут подаваться в качестве основного блюда к завтраку или к         ужину, витаминные – как дополнение к горячим блюдам, фруктовые служат прекрасным десертом.

Занимаясь приготовлением салатов, необходимо тщательно соблюдать правила санитарии, так как основные компоненты этих блюд не подвергаются тепловой обработке, обеззараживающей продукты.

Закусочные салаты всегда должны быть красиво оформлены, потому что их основной функцией является возбуждение аппетита. Готовить эти блюда нужно перед подачей на стол ( от 30 минут до 2 часов), чтобы ингредиенты могли пропитаться заправкой или соусом. А оформлять салаты нужно таким образом, чтобы показать все компоненты.

-Как можно нарезать?

(Ломтиком, кубиком, соломкой.)

Иногда порционные салаты из свежих овощей и фруктов подаются несмешанными, и к ним предлагаются 2-3 различные заправки на выбор. Диетологи считают, что так гораздо лучше сохраняются питательные вещества.

Готовя салат, каждая хозяйка может проявить фантазию и внести в блюдо нечто новое, изменив его вкус или внешний вид.

( См.  «Кулинарную энциклопедию» раздел «На скорую руку»: салаты с мясом и рыбой, из овощей и яблок.

Запись в тетради  рецепта «Салата оливье».)

 

Повторение Т Б при приготовлении пищи. Полезные советы.

- С целью экономии времени и сил на кухне полезно иметь часы-таймер и небольшие весы для взвешивания определёных порций продуктов.

-Чтобы не обжечься паром во время приподнимания крышки кастрюли, надо всегда под рукой иметь специальную прихватку из плотного материала.

-Для того,  чтобы облегчить и ускорить процесс приготовления пищи, в домашних условиях можно сделать различные полуфабрикаты – котлеты, гуляш, фарши и потроха.

 

III. Закрепление нового материала.

-Что нового сегодня мы узнали на уроке?

(О значении вторых блюд из овощей, рыбы и мяса, новые рецепты блюд.)

-Какие полезные вещества содержатся во вторых блюдах?

(Во вторых  блюдах содержатся белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, воды.)

-Одинаковое ли количество пищи употребляет ребёнок и взрослый человек? От чего это зависит?

( Ребёнок  и взрослый  человек  употребляет неодинаковое количество  пищи.  Это зависит от возраста,  от затраты  энергии в сутки, от условий труда и вида труда.)

-Как нужно правильно питаться?

(Надо знать, сколько калорий в день нужно употреблять.)

-Почему у человека бывает авитаминоз?

(Если вместе с пищей мы не получаем какого-либо одного или несколько  видов витаминов, то в организме возникают серьёзные нарушения, которые называются «авитаминоз».)

-Какие вы знаете пословицы и поговорки о еде и пище?

( «Весенний день год кормит».

«Кто не работает тот не ест».

«Аз ашасан – куп ашарсын».

«Больше думай – меньше ешь».

«Рыба гниёт с головы»).

-Когда блюдо готово, что мы говорим друг другу?

(Спасибо, приятного аппетита и другие вежливые и волшебные слова.)

-Ребята, я не зря вам принесла диск «Кулинарная энциклопедия». Посмотрите, какая маленькая вещь и как много информации помещается в ней! Целых несколько книг!

-А сейчас, ребята мы переходим к практической части. Представим себе, что сегодня к вам придут гости,  и вам надо накрыть стол на несколько персон, и обязательно приготовить второе блюда. У нас много рецептов, которые мы можем сегодня выбрать.

(  Раздаю каждому книги с рецептами различных блюд. Учащиеся должны выбрать среди разнообразия блюд  вторые блюда.)

 

IV. Подведение итогов урока.

-Назовите известные вам первые и  вторые блюда.

-Что нового и полезного узнали?

-Какие книги рецептов больше всего вам понравились и почему?

-Хотите ли вы пролистать их ещё раз?

-Зачем нужны вторые блюда?

-Чем они полезны, ценны?

 

V. Оценка знаний учащихся и домашнее задание.

 

-Следующий урок будет проходить в столовой. Мы будем готовить с вами  блюда «Винегрет» и «Селёдку под шубой». Нужно будет повторить «ТБ при приготовлении пищи», принести косынку, фартук.

 

 

Использованная литература:

  1. Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова и др. СБО в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Москва: «Владос», 2005.
  2. С.А. Львова. Практический материал к урокам СБО специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида. Москва: «Владос», 2005.
  3. Книги по кулинарии.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: значение физических упражнений для развития и укрепления сердечнососудистой системы.

Интегрированный урок. Тема урока: значение физических упражнений для развития и укрепления сердечнососудистой системы....

Фрагмент урока физической культуры Большаковой Е.В. с пименением Дальтон-лаборатории. Тема урока: «Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечнососудистой системы».

Фрагмент урока физической культуры Большаковой Е.В. с пименением Дальтон-лаборатории. Тема урока: «Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечнососудистой системы»....

Тема урока Значение насекомых в природе и жизни человека"

урок с применением технологии развития критического мышленния...

Тема урока: "Значение животных в природе и жизни человека."

биология – 5  классТема урока: Значение животных в природе и жизни человека. Цель урока: Обеспечить в ходе урока закрепление раздела «Многообразие живых организмов» Задачи: Образовательные: ...

Тема урока: ″Значение живых организмов в природе и жизни человека. Обобщение и систематизация знаний по теме 2 Многообразие живых организмов″

Цели урока:Содержательная  (предметные результаты):- формировать умение объяснять значение живых организмов в природе и жизни человека;Деятельностная:- формирование у учащихся умений реализовать ...

Урок биологии в 7 классе. Тема урока: Значение птиц в природе и жизни человека. Птицеводство. Охрана птиц.

Цель урока :формировать знания обучающихся о значении птиц, их охрану и миграционные процессы; раскрыть  роль птиц в экосистемах и хозяйстве человека; продолжать формировать умение обобщать, сопо...

ПРИГОТОВЛЕНИЕ ВТОРЫХ БЛЮД

подготовка детей к самостоятельной жизни, развитие коммуникативных навыков...