КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «ВЕСНА!ВЕСНА!ПОРА ЗА ДЕЛО!-звенят пичужек голоса…» в старшей возрастной группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи
план-конспект занятия на тему

Степанкова Марина Владимировна

Закрепление знаний детей по темам "Весна", "Перелётные птицы".Обогащение  словарного запаса по темам «Весна», «Перелётные птицы»,путём  составления распространённых предложений самостоятельно и по заданному образцу.

3.Закрепление навыка использования словосочетаний «существительное + прилагательное» посредством лексико-грамматических упражнений.

4.Умение читать наизусть, прослушивать и анализировать текст, отгадывать загадки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №30 «Лукоморье» муниципального образования город-курорт Геленджик

КОНСПЕКТ

ИТОГОВОГО ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ:

«ВЕСНА!ВЕСНА!ПОРА ЗА ДЕЛО!-звенят пичужек голоса…»

в старшей возрастной группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи

Учитель-логопед

Степанкова

Марина Владимировна

Коррекционно-образовательные цели:

1.Закрепить знания детей по темам  «Весна», «Перелётные птицы».

2.Обогащать словарный запас по темам «Весна», «Перелётные птицы», составляя распространённые предложения самостоятельно и по заданному образцу.

3.Закрепить навык  использования словосочетаний «существительное + прилагательное» посредством лексико-грамматических упражнений.

4.Уметь читать наизусть, прослушивать и анализировать текст, отгадывать загадки.

Коррекционно-развивающие цели:

1.Развивать диалогическую речь.

2.Развивать логическое мышление, аналитико-синтетическую деятельность, внимание.

3.В работе с разрезными картинками корригировать мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные цели:

Воспитывать любовь к природе, родной земле,окружающему миру.

Предварительная работа:

-отгадывание и заучивание загадок о весне, о перелётных птицах, наблюдение примет наступающей весны в природе с воспитателями на прогулке и родителями;

-повторение и различение перелётных и зимующих птиц, игры и упражнения «4 лишний»;

-прослушивание фонограмм с голосами птиц;

-чтение стихотворения Т.А.Шорыгиной «Весна» и словарная работа по данному стихотворению;

-рассматривание картин, изображающих весенние заботы птиц;

-знакомство с народными приметами, связанными с птицами.

Оборудование:

 декорация- «Опушка весеннего леса» с признаками весны- первоцветы, проснувшиеся насекомые, дикие животные(игрушки); макеты с 3-4 видами деревьев с набухшими почками, первыми листочками, на одном- гнездо с птенцами;

демонстрационные картинки  с изображением перелётных птиц; разрезные картинки для игры «4 лишний»,карты-схемы для игры «Весенний ветерок»(родственные слова),костюм Скворушки, картина о весенних заботах птиц(из «Экологии»),игра на развитие мелкой моторики рук, памяти ,внимания «Радужное лукошко».

ТСО:

ДВД-плеер, диск с записью звуков природы, голосами птиц.

Ход занятия:

Работа по теме занятия(вхождение в тему занятия)

Декорация опушки весеннего леса с признаками весны-первоцветы, проснувшиеся насекомые(муляжи),дикие животные(игрушки),макеты деревьев с набухшими почками, первыми листочками, на одном из деревьев- гнездо с «птенцами».

Дети стоят полукругом.

Логопед :Мы на месте покружились- на полянке очутились.

Дети поворачиваются вокруг себя, и оказываются на лесной полянке.

Логопед: Давайте присядем на лесной опушке, послушаем звуки леса.

(Звучит фонограмма со звуками природы, голосами птиц).

Расслабление, слушание с закрытыми глазами.

По окончании звучания дети открывают глаза.

Логопед: Какое время года напоминают вам эти звуки, звонкие голоса птиц? Что особенного вы услышали? Что видите на лесной опушке?

(Ответы детей).

Логопед: Сегодня мы с вами вспомним о весне, о перелётных птицах.

Предлагаю подойти поближе к весенней полянке.

На одном из «деревьев» обнаруживаем гнездо с птенцами.

Логопед: Ребята, смотрите, в гнезде уже вывелись птенцы и у них есть задания для вас.

Давайте им поможем.

Вспомните,пожалуйста,как называют учёных, которые изучают перелётных птиц?

Правильно,- это орнитологи. И мы с вами немного станем орнитологами.

(Посадка на места).

Пальчиковая гимнастика «Колечки» (выполняется с помощью пружинок Су-джок):

Птичек мы окольцевали,

Наблюдали, узнавали,

Улетев, в какие дали,

Где морозы переждали,

Что пернатые клевали,

Гнёзда где свои свивали.

Где вы яйца отложили,

Как вы бури пережили,

Сколько вы в конце концов

В гнёздах вывели птенцов?

Работа над заданиями.

I.Лексико-грамматические упражнения на словообразование,обогащающие речь и представления о перелётных птицах.

Работа по карточкам (на примере аиста и ласточки).

1 ребёнок: У аиста клюв (какой?) длинный,узкий,крепкий.

2 ребёнок: У аиста крылья (какие?)длинные, крепкие.

3 ребёнок: У аиста нет голоса - он безголосый.

4 ребёнок: У аиста шея (какая?)длинная.

5 ребёнок: У ласточки крылья (какие?) чёрные, быстрые, острые.

6 ребёнок:  У ласточки хвостик (какой?) острый, длинный, похожий на вилочку, на ножницы ,раздвоенный.

7 ребёнок: У ласточки голос (какой?) звонкий.

8 ребёнок: У ласточки грудка(какая?) белая.

9 ребёнок: У ласточки голова (какая?) чёрненькая, маленькая.

II.Образование  родственных слов.

Игра «Весенний ветерок».

На доске открывается демонстрационный плакат с изображением грачей.

Чтение логопедом загадки про грача:

Он чёрный, проворный,

Кричит: «Крак!»,

Всем червякам враг.

Логопед: Правильно, ребята, это грач. Давайте подберём слова-родственники к слову «грач».

Дети подбирают родственные слова, и объясняют их значение.

(Грач - перелётная птица; когда их много - они грачи; птенец(-цы)-грачонок(грачата);мама(грачиха);клюв(грачиный),крыло(грачиное),перья (гнёзда)-(грачиные); скопление гнёзд на дереве называется грачевник.

III.Индивидуальная работа по наглядным картинкам (у доски).

Составление простых распространённых предложений по данной теме.

(Существительное в И.п.+ Глагол+Прямое дополнение в Пр.п.)

«Кто где живёт?»

Ответы детей:

Ласточка живёт под крышей.

Аист живёт на крыше(на старом дереве, на трубе).

Цапля живёт на болоте.

Грачи селятся на деревьях.

Скворец живёт в скворечнике.

Кукушка своего гнезда не строит, подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда.

Логопед:Ребята, а кто знает народные приметы,связанные с прилётом или местом обитания некоторых из птиц?

(Ответы детей): «Если аисты вьют гнёзда на крыше, значит, в этом доме, в этой семье «царит» счастье и любовь».

«Ласточки прилетели, значит, наступило лето».и др.

IV.Работа по подгруппам.

Игра-пазл «Угадай ,кто из птиц здесь спрятался?»

Дети разбиваются на две подгруппы. Каждой группе раздаётся по большой карточке, разрезанной на 4 части, в форме пазла.

На центральной карточке изображены силуэты птиц(3 из них-перелётные,1-другая).

После того, как пазл составлен и птицы соотнесены по силуэтам, обратить внимание на то, кто из птиц «лишний» и объяснить, почему.

Например, аист, ласточка, скворец-это перелётные птицы, а синица -зимующая.

Логопед: Молодцы, ребята, вы все отлично справились с этим заданием.

А теперь пришла пора немного отдохнуть.

Подвижная игра с речевым сопровождением.

«Ласточки»

(Дети выполняют движения соответственно тексту стихотворения).

Ласточки летели-все люди глядели,

Ласточки садились,все люди дивились.

Сели,посидели,

Взвились,полетели!

Полетели,полетели-песенку запели: «твить-твить»

Дети возвращаются на свои места.

Логопед: А к нам Сковорушка прилетел. Давайте его послушаем.

Выходит ребёнок в костюме Скворушки:

Скворушка, Скворушка к нам прилетел!

Скворушка, Скворушка песню запел:

«Мне не до сна, мне не до сна,

В гости пришла весна!

Как хорошо, что пришла весна,

Песенки буду я петь без конца!»

Чтение и анализ стихотворения «Весна»(автор Шорыгина Т.А.)

Логопед: А теперь давай те послушаем стихотворение, в котором говорится о том ,что ещё происходит в природе с наступлением весны.

Трава опять зазеленела

И закудрявились леса

«Весна !Весна! Пора за дело!-

Звенят пичужек голоса.

Сухие прутики, солому.

Кусочки мха они несут-

Всё пригодится им для дома,

Чтоб для птенцов создать уют.

И заливаются на ветках

Синицы, зяблики, скворцы

Ведь скоро в гнёздах будут детки-

Их желторотые птенцы.

Проводится словарная работа: объяснить значение подчёркнутых слов.

Анализ стихотворения.

Ответы на вопросы логопеда:

-Что понравилось(запомнилось) в стихотворении?

-Как вы понимаете фразу «Весна!Весна! Пора за дело!...»

-Чем заняты птицы весной? Зачем им гнёзда? Из чего птицы делают свои гнёзда?

Давайте  мы поможем нашим птенцам утеплить их гнёздышко(утепляем с помощью мха, перьев и соломы).

А чем люди занимаются в весенние дни?

(Звучат ответы детей).

Задание на развитие мелкой, тонкой  моторики рук, логического мышления и внимания. Соотнесение по цвету, форме, размеру.

Логопед: Скажите, пожалуйста, почему в апреле отмечают день птиц?   (1 апреля).

(Ответы детей).

Логопед: Совсем скоро наступит светлый и радостный праздник великой Пасхи.

Что мамы и бабушки делают в этот праздник?( «Красят яйца.

Пекут куличи»).

-Вы знаете, у меня сегодня приключилось недоразумение: в нашем лукошке яйца треснули, разбились. Помогите собрать их в одно целое.

(Каждому ребёнку раздаю по одной части от «яйца»,а дети самостоятельно соотносят и находят остальные недостающие детали, собирают их в единое целое, перекладывают в «Лукошко-матрицу»-по форме и цвету).

Подведение итогов занятия.

Логопед: Почему и люди, и животный мир радуются приходу весны?

(Ответы детей).

Поощрение  детей за участие в занятии(сюрпризный момент- в лукошке шоколадные яйца «киндер-сюрпризы»).

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы по коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи на подгрупповых занятиях (подготовительная группа)

В подготовительной к школе группе по мере овладения навыком чтения по слогам всё внимание детей переносится на чёткое послоговое произношение слов, чёткие слуховые и моторные дифференцировки согласных...

Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.

Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи "В поисках Немо"

Данное занятие нацелено на активизацию и закрепление словаря по лексической теме "Животный мир морей и океанов", закрепление умения употреблять в речи простые и сложные предлоги, а также развитие...

Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). Н.В. Нищева

Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических груп­пах для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 4 до 7 лет, предусматривающей полное взаи...

Родительское собрание в группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи

Цель: Повышение логопедической компетентности родителей в вопросах взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми в группе компенсирующей направленности дл...

Родительское собрание в группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи

Цель: познакомить родителей с дидактическими играми, направленными на формирование и развитие фонематического слуха и зрительного восприятия, грамматического строя речи, связной речи....

Семинар – практикум в группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи

Цель: Обеспечить педагогическую поддержку и повысить компетентность родителей в использовании игровых упражнений в развитии речи у детей с ОНР....