Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс
рабочая программа (5 класс) по теме

Карась Елена Анатольевна

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству  5 класс для учителей коррекционных школ.

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы  VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.

Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rabochaya_programma_po_izobrazitelnomu_iskusstvu_5_klass.zip23.07 КБ

Предварительный просмотр:

Половинкина Елена Анатольевна 2012-2013 уч.год

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы  VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.

Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.

Школьный курс по изобразительному искусству в 5 классе направлен на продолжение решения следующих основных задач:

  • коррекции недостатков развития познавательной деятельности путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
  • развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения;
  • совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;
  • улучшение зрительно-двигательной координации путем    использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
  • формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;
  • развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
  • ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;
  • расширение и уточнение словарного запаса детей за счет специальной лексики, совершенствование фразовой речи;
  • развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию.

Основные направления коррекционной работы:

  1. Коррекция мышц мелкой моторики.
  2. Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.
  3. Коррегировать познавательную и речевую деятельность учащихся.
  4. Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
  5. Развитие самостоятельности, аккуратности.

Общая характеристика курса

Программа по изобразительному искусству включает четыре вида занятий:

  • рисование с натуры;
  • декоративное рисование;
  • рисование на темы;
  • беседы об изобразительном искусстве.

Рисование с натуры

 Совершенствование умения учащихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объема предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску.

Декоративное рисование

Составление узоров из геометрических т растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения).

Рисование на темы

Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе – дальше); передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного; выбирать в прочитанном наиболее существенное, то что можно показать в рисунке; работать акварельными и гуашевыми красками.

Беседы об изобразительном искусстве

Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; формирование общего понятия о художественных средствах, развивая чувство формы и цвета; обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства; воспитание умения определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства.

Структура курса

Рабочая программа по изобразительному искусству рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

Таблица основных тем по четвертям.

Тема занятия

четверти

Итого:

1

2

3

4

1

Рисование с натуры

2ч.

3ч.

5ч.

2ч.

12ч.

2

Декоративное рисование

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

4ч.

3

Рисование на темы

4ч.

3ч.

2ч.

4ч.

13ч.

4

Беседы об изобразительном искусстве

1ч.

1ч.

2ч.

1ч.

5ч.

Итого:

8ч.

8ч.

10ч.

8ч.

34ч.

Межпредметные связи

Письмо и развитие речи. Развитие мелкой моторики.

Математика. Правильное расположение рисунков относительно друг друга (ближе – дальше).

         Чтение и развитие речи. Восприятия произведений изобразительного искусства. Обучение высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

по изобразительному искусству

Базовый  уровень

Учащиеся должны уметь:

- передавать в рисунке форму изображаемых предметов, их строение и пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому);

- определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю (осевую) линию как вспомогательную;

- составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии;

- передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин предметов с учетом их положения в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения);

- ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;

- пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения);

- самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей; употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов;

- рассказывать содержание картины; знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства; определять эмоциональное состояние изображенных на картине лиц.

Минимальный  уровень

Учащиеся должны уметь:

- передавать в рисунке форму изображаемых предметов;

- составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии;

- ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;

- пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения);

- самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей;

- рассказывать содержание картины.

Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по изобразительному искусству

Оценка «5» ставится, если: учащийся  полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике; верно, решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка «4» ставится, если: учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

Оценка «3» ставится, если: учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала.

Литература:

  1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы  VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.
  2. Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 4-5 классов «Разноцветный мир». – М.: Баласс: Школьный дом, 2012,  - 80с., ил.


Изобразительное искусство (34ч.)

  №

п/п

Дата

Кол-во

часов

Тема урока

Коррекционная работа

1 четверть

  1

1

Рисование узора в полосе из повторяющихся (или чередующихся) элементов (стилизованные ягоды, ветки, листья).

Развитие правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов их положения в пространстве, устанавливать сходство и различие.

Корректировать искаженные представления о жизни, природе, обществе.

Формировать мотивы и потребности, побуждающие к трудовой деятельности.

Совершенствовать перенос опыта, умение воспроизводить знания в новых условиях.

   2

1

Самостоятельное составление в полосе узора из растительных элементов (чередование по форме и цвету).

3

1

Рисование геометрического орнамента в круге (построение четырех овалов-лепестков на осевых линиях круга; круг – по шаблону).

4

1

Рисование простого натюрморта (например, яблоко и керамический стакан).

5

1

Рисование симметричного узора по образцу.

6

1

Декоративное рисование – изобразительный узор в круге из стилизованных природных форм (круг – по шаблону диаметром 12 см).

7

1

Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы (ваза керамическая).

8

1

Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (керамика: посуда, игрушки, малая скульптура).

2 четверть

1

1

Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы («Крутой спуск», «Дорожные работы»).

Развитие мелкой моторики.

2

1

Рисование с натуры объемного предмета конической формы (детская раскладная пирамидка разных видов).

Развивать аналитико-синтетическую деятельность: умение обобщать, ориентироваться в задании, планировать работу.

Развитие глазомера, зрительного восприятия и анализа (правильно передавать зрительное соотношение величин предметов).


Совершенствовать зрительно-двигательную координацию.

Развивать и обогащать словарь, активную речь, художественный вкус, интерес  к изобразительной деятельности.

3

1

Беседа на тему «Народное декоративно-прикладное искусство» (богородская деревянная игрушка: «Кузнецы», «Клюющие курочки», «Вершки и корешки», «Маша и медведь» и др.)

4

1

Декоративное рисование – оформление новогоднего пригласительного билета (формат 7x30 см).

5

1

Рисование новогодних карнавальных очков (на полоске плотной бумаги размером 10x30 см).

6

1

Рисование новогодней елки.

7

1

Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (телевизор, радиоприемник, часы с прямоугольным циферблатом).

8

1

Рисование на тему «Лес зимой» (примерное содержание рисунка: на переднем плане пушистая ель и небольшая березка; затем полянка, по которой бежит лыжник, чуть дальше – заснеженный лес с четко выделяющимися верхушками деревьев). Рисунок выполняется на серой или голубой бумаге с использованием белой гуаши.

3 четверть

1

1

Беседы об изобразительном искусстве «Картины художников о школе, товарищах и семье» (Д. Мочальский «Первое сентября»; И. Шевандронова «В сельской библиотеке»; А. Курчанов «У больной подруги»; Ф. Решетнеков «Опять двойка», «Прибыл на каникулы»).

Формировать у детей эстетическое отношение к действительности.



Развивать активное внимание, наблюдательность, память, воображение, мышление.

2

1

Рисование с натуры игрушки (по выбору учеников).

3

1

Рисование на тему «Зимние развлечения» (примерное содержание рисунка: дом и деревья в снегу, дети лепят снеговика, строят крепость, спускаются с горы на лыжах и санках, играют на катке в хоккей, катаются на коньках и т.п.).

4

1

Рисование с натуры цветочного горшка с растением.

Совершенствовать зрительно-двигательную координацию.

Развивать и обогащать словарь, активную речь, художественный вкус, интерес  к изобразительной деятельности.

Формировать навыки коллективной работы и самоконтроля.

Развитие правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов их положения в пространстве, устанавливать сходство и различие.

5

1

Рисование в квадрате узора из растительных форм с применением осевых линий (например, елочка по углам квадрата, веточки – посередине сторон).

6

1

Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин на тему «Мы победители» (В. Пузырьков «Черноморцы»; Ю. Непринцев «Отдых после боя»; П. Кривоногов «Победа»; М. Хмелько «триумф победившей Родины»).

7

1

Декоративное рисование плаката «8 Марта».

8

1

Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (чемодан, ящик, коробка).

9

1

Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета, повернутого к учащимся углом (коробка с тортом, перевязанная лентой; аквариум с рыбками).

10

1

Рисование с натуры объемного предмета, расположенного выше уровня зрения (скворечник).

4 четверть

1

1

Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выборы учителя с учетом возможностей учащихся).

Корректировать искаженные представления о жизни, природе, обществе.


Формировать мотивы и потребности, побуждающие к трудовой деятельности.

2

1

Рисование с натуры игрушки (грузовик, трактор, бензовоз).

3

1

Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору учителя с учетом возможностей учащихся).

4

1

Декоративное рисование. Самостоятельное составление узора из растительных декоративно переработанных элементов в геометрической форме (по выбору учащихся).

5

1

Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукции картин на тему о Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков (А. Пластов «Фашист пролетел»; С.Герасимов «Мать партизана»; А. Дейнека «Оборона Севастополя»).

Развивать и обогащать словарь, активную речь, художественный вкус, интерес  к изобразительной деятельности.


Совершенствовать перенос опыта, умение воспроизводить знания в новых условиях.

6

1

Рисование симметричных форм: насекомые – бабочка, стрекоза, жук – по выбору (натура – раздаточный материал).

7

1

Рисование с натуры весенних цветов несложной формы.

8

1

Составление узора в круге с применением осевых линий и использование декоративно переработанных природных форм (например, стрекозы и цветка тюльпана).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.Неменского.

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  программы «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.

Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...