Главные вкладки

    Проект по теме:
    Загороднева И.П., Колычева Е.Л., .Ненашева Е.М., учителя-логопеды ГБОУ детский сад №1428 "Мы - москвичи: Использование детско-взрослых культурно-исторических проектов для повышения уровня коммуникативной компетенции у детей с ОВЗ"

    Загороднева Ирина Павловна

    В данной работе показаны возможности повышения эффективности коррекционной работы, в том числе и в условиях поликультурной среды, путем использования совместных детско-взрослых проектов. Использованы материалы культурно-исторического наследия России.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tekst_dlya_publikatsii.doc47.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Теги (ключевые слова): дети с ОВЗ, коммуникативная компетенция, социальная адаптация, культура, история, Россия.

    Тезисы (аннотация): Данная работа посвящена вопросам формирования коммуникативной компетенции детей с ограниченными возможностями здоровья,  в силу различных социальных факторов слабо знакомых с российской историей,  культурой  и  языком. Наш опыт позволяет успешно решать проблему интеграции и социальной адаптации таких детей  в обществе. 

     СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ ПУТЕМ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ НА МАТЕРИАЛЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ

    Загороднева И.П., Колычева Е.Л., .Ненашева Е.М.,

    учителя-логопеды ГБОУ д\с №1428 комбинированного вида г. Москвы

    ПЛАН:

    1. Вступление.
    2. Об основных разделах адаптивной работы:

    - социальная адаптация путем коррекции общей речевой недостаточности;

    - социальная адаптация путем коррекции речевой недостаточности на материале культурно-исторического наследия нашей Родины.

          3.   Заключение.

    ТЕКСТ:

             

        Уникальная особенность нашей страны – многонациональный состав ее населения. При  том, что русский народ является основным и по количеству носителей национальности, и по роли в формировании российской государственности, множество народов, населяющих Россию, внесли огромный вклад в ее историю, культуру, науку. Не были исключением и иностранцы, сделавшие Россию своей второй Родиной. Достаточно назвать такие великие имена, как Пушкин, Багратион, Даль… Исторические предки этих выдающихся россиян не были русскими людьми, однако именно Россия чтит их, как своих славных сынов.

         Многонациональным городом является и столица нашей Родины – Москва. Реалии нашего времени таковы, что большое количество семей различных национальностей выбирают своим местом жительства Россию, Москву. Однако в силу различных социальных факторов дети из этих семей зачастую слабо знакомы не только с русской историей и культурой, но и недостаточно хорошо владеют русским языком. Можно спорить о первичности и вторичности факторов, вызывающих недостаточную коммуникативную компетенцию у таких детей, однако факт остается фактом: в коррекционных группах с каждым годом  все больше становится детей двуязычных или даже иноязычных, имеющих ограниченные возможности здоровья. Без успешного формирования коммуникативной компетенции у детей с ограниченными возможностями здоровья невозможна их интеграция и социальная адаптация в российском обществе. Таким образом, перед коррекционными педагогами встает задача преодоления трудностей речевого общения и взаимодействия у детей с ОВЗ, слабо знакомых с русской историей и культурой  и недостаточно хорошо владеющих русским языком.          

           Мы хотим поделиться с коллегами опытом решения этой задачи в нашем дошкольном учреждении.

    Работу можно разделить на два основных раздела:

       - адаптация детей с ОВЗ путем коррекции речевых нарушений на широком материале общепринятых  лексических тем с применением как традиционных, так и инновационных технологий;

       - адаптация детей с ОВЗ путем коррекции речевых нарушений на материале культурно-исторического наследия наше Родины и ее столицы - Москвы.

         Первый раздел нашей работы посвящен первичному преодолению барьера недостаточной коммуникативной компетенции у детей с ОВЗ. Мы сгруппировали приемы работы по нескольким направлениям: семья, детский коллектив, сотрудники детского сада, мотивация ребенка, артикуляционная моторика, речевое дыхание, фонематический слух, сенсомоторика, лексика и грамматика, связная речь, элементы грамоты.

         Работа с семьей начинается с тщательного сбора речевого анамнеза. Для правильной диагностики важно выяснить особенности речевого развития ребенка. После тщательного анализа собранных данных легче определить реальные особенности речевой компетенции и, что самое главное, - наметить зону ближайшего развития ребенка.

         Родителей мы всегда стремимся сделать союзниками, ведь от их умения, терпения, доброжелательности во многом зависит успех нашей работы. Нами разработаны и своеобразные "обучающие тетради" для родителей из двуязычных семей.

         Той же цели служит и активное включение родителей в жизнь детского сада - участие в театрализованных праздниках, конкурсах, присутствие на занятиях. Не менее важно создание доброжелательной обстановки в детском коллективе. Ведь детский сад - это мини-проекция нашего общества, и от того, как сложатся отношения в коллективе, будет зависеть и речевое развитие, и психологическое благополучие ребенка. Здесь нам помогут и сюжетно-ролевые игры, и беседы, и шуточные сценки из повседневной жизни, и чтение русских национальных сказок с обсуждением прочитанного, и фольклорные конкурсы, праздники. От усилий логопеда во многом зависит, чтобы дошкольный этап стал началом именно интеграции ребенка в обществе.

           Следующие три направления работы являются традиционными в логопедии: развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, фонематического слуха. Особенностью нашей работы в этих направлениях является активное применение инновационных технологий. Наши учителя-логопеды создают собственные презентации, электронные тренажеры, а также используют готовые компьютерные обучающие программы из сетевых ресурсов. Доступность визуальных образов, эффекты анимации, повышающие эмоциональную заинтересованность детей - все это наши надежные помощники в создании современной среды обучения, своеобразной атмосферы "погружения" в русский язык.

          Серьезным подспорьем в работе, обеспечивающим комплексное воздействие на разные стороны личности ребенка, для нас стали элементы фонетической ритмики. Эмоциональный подъем во время двигательных упражнений, улучшение речедвигательной координации вызывают значительное продвижение в речи детей. Универсальность метода позволяет применять его как на индивидуальных, так и на подгрупповых, и на фронтальных занятиях.

          Одной из эффективных находок на пути коррекции речевого дыхания является метод биологической обратной связи (БОС). Тот же метод эффективен в обучении грамоте.

          Развивать мелкую моторику и сенсорные функции нам помогает инновационное оборудование, работа с лего-конструктором, мультимедийные средства.

          Следующее направление нашей работы - развитие лексико-грамматических категорий и связной речи. Здесь интересным дополнительным средством нам представляется использование различных компьютерных программ по введению в речь и закреплению антонимов, синонимов, притяжательных прилагательных, глагольного словаря. Все приведенные приемы работы отображают системный подход к коррекции речи, учитывают связь развития речи со становлением всех психических функций ребенка. Мы с удовлетворением можем отметить эффективность применяемых нами технологий.

       Второй раздел нашей работы посвящен коррекции речевых нарушений на материале культурно-исторического наследия нашей Родины и ее столицы - Москвы. Особенность нашей работы состоит в широком использовании детско-взрослых культурно-исторических проектов. При этом мы опираемся на возрастные особенности дошкольников. Как известно из исследований множества детских психологов, ребенок примерно до 6-7 лет остается как бы связанным с матерью своеобразной духовной пуповиной. То есть именно мать является для него главным авторитетом. Это после 7-8 лет Ваня, прийдя из школы, заявит  маме: «А Нина Петровна не так, как ты, учит!» Пока же, в 4-5 лет, ребенок находится под преобладающим влиянием родителей, впитывая, как губка,  их установки, интересы, мировоззрение. Поэтому мы считаем необходимым широко вовлекать семью ребенка в коррекционную работу, опирающуюся  на освоение культурно-исторического наследия нашей Родины и ее столицы – Москвы. Для этого в  нашем дошкольном учреждении осуществляются различные детско-взрослые проекты:  экскурсионный проект «Походы выходного дня», музейный проект «Дела минувшей старины», книжный проект «Пригласим гостей в столицу».

          Совместная проектная деятельность взрослых и детей реализуется при изучении целого ряда лексических тем, дающих возможности для ознакомления маленьких москвичей с историей и культурой столицы: «Мой город. Достопримечательности Москвы», «День Победы», «Защитники Отечества», «Семья», «Игрушки».

          Этапов  работы над  проектом несколько: подготовительный,  основной  и заключительный.

           Подготовительный этап включает беседы, ознакомление с художественной литературой по выбранной теме, составление рассказов по сюжетным картинам и сериям картин. Осуществляется  сбор материалов в музеи ДОУ, в котором широко участвуют как педагоги, так и родители с детьми. Каждая группа выбирает свое направление, свою музейную тему. Логопедами  на этом этапе проводятся  лексико-грамматические упражнения. Также нами разработаны листы домашних рекомендаций по выбранной теме

    и  задания на  развитие  мелкой моторики.

         На следующем, экскурсионном  этапе  родителям предлагаются различные экскурсионные маршруты согласно выбранной теме. Инициатива в данном случае приветствуется. Семьи наших детей посещают музеи Москвы и  музеи, созданные в разных группах нашего ДОУ.  Родители, как показывает наш опыт, с большим интересом включаются в работу, подбирают необычные маршруты, создают целые фото- и видео-шедевры.  Для совместных походов  иногда объединяются несколько семей из одной или  из разных групп. Помогают работе в этом направлении Дни бесплатного посещения музеев Москвы, введенные по инициативе Департамента культуры Москвы.

          На заключительном этапе дети с помощью взрослых показывают фото- и видеоотчеты, фотодневники, с гордостью рассказывают о совместных походах. Проводим мы и открытые показы фрагментов непосредственно-образовательной деятельности  для родителей, и досуги совместно с родителями; формы могут быть самыми разными по выбору педагогов, родителей и детей. Очень нравится нашим дошколятам почувствовать себя взрослыми в ходе игры «Я – экскурсовод».  

       Этот этап очень интересен, так как дети любят делиться впечатлениями, для родителей он тоже является дополнительной мотивацией, а для нас, учителей-логопедов,  служит целям закрепления навыков связной речи и своеобразного мониторинга состояния детской речи в самостоятельной деятельности. А самое главное, знания у детей перестают быть абстрактными, схематичными, наполняются конкретным объемным содержанием, обогащаются личным опытом.

          В планах наших педагогов использовать для ознакомления с культурно-историческим богатством Москвы книжный проект, когда дети сами, опираясь на помощь педагогов и семьи,  создают книги-буклеты, книги-рассказы, книги-сказки  о Москве. Такой опыт ранее успешно использовался нами при обучении грамоте, знакомстве детей с различными видами спорта, с фольклором разных народов.

          Таким образом, коррекционная работа, проводимая в нашем ДОУ с совместным  участием взрослых и детей, позволяет успешно решать задачу формирования коммуникативной компетенции детей с ограниченными возможностями здоровья, адаптировать их к жизни в российском обществе. И мы очень надеемся годы спустя среди выдающихся деятелей нашей Отчизны увидеть и своих выпускников!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ДДИ»

    В статье описано понятие коммуникативной компетенции,  структура и её составляющие, а так же описан мой опыт работы в этом направлении....

    Использование специальных технологий, методов и средств обучения и воспитания, направленных на формирование социальной компетенции у детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы

    Статья о методах, средствах обучения и воспитания, направленных на решение  проблем  успешной   социальной адаптации  и обеспечения полноценного участия в жизни общества детей...

    Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через вербальные и невербальные средства общения. Фотоальбом.

    В статье предложено описание вида работы по формированию коммуникативных и  социально-бытовых  знаний, умений и навыков у детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью. Сформированные з...

    Формирование коммуникативных умений у детей с ОВЗ

    Это материал предназначен для воспитателей коррекционных школ.В этой статье я делюсь опытом работы с детьми по данной проблеме....

    Статья "Формирование жизненной компетенции у детей с ОВЗ

    Практическая значимость исследования может считаться попытка разработки новых элементов образовательного процесса для воспитания детей с ЗПР....

    Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через игру.

    Игра – это одно из ведущих средств  воспитания и развития личности ребенка. Обучение детей с ОВЗ наиболее успешно осуществляется в повседневной жизни, путем интеграции естественных для детей видо...

    Моделирование технологии оценки состояния коммуникативных УУД у детей с ОВЗ.

    Индивидуализация обучения является одним из ведущих принципов. При работе логопеда этот принцип является основным т.к. речь ученика с ОВЗ является иногда единственным средством выражения его сугубо ин...