Развитие фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза как основа коррекции нарушений устной речи и профилактики нарушений письменной речи.
статья по теме

Кулькеева Елена Викторовна

Поиск новых путей повышения результативности логопедической работы привёл к тому, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми с ОНР можно, если изменить форму и содержание обучающих занятий и использовать комплексно — игровой метод организации индивидуальных занятий. Сюжетно — тематическая организация занятий более целесообразна для активизации речи, познавательных процессов, коррекции звукопроизношения и соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза как основа коррекции нарушений устной речи и профилактики нарушений письменной речи.

"При выборе путей и средств, преодоления и предупреждения речевых нарушений у детей необходимо ориентироваться на узловые образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов".

Левина Р.Е.

Таким узловым образованием, ключевым моментом в системе коррекции речевых нарушений являются фонематическое восприятие и звуковой анализ. "Формирование узловых образований, - отмечает Левина Р.Е., - позволяет с наибольшей экономией и целесообразностью достигать педагогического эффекта" (т.е. коррекции речевых нарушений).

В своей работе по коррекции речевых нарушений ведущее место я отвожу формированию фонематического восприятия и звукового анализа, т.е. способности воспринимать, различать и выделять звуки речи (фонемы). Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи том числе слоговой структуры слов, лексико- грамматического строя речи, а является основой успешного овладения грамотой.

1.1. Развитие фонематического восприятия - основная задача в коррекционной работ по устранению нарушений устной речи.

При недоразвитии фонематического восприятия наблюдаются нарушения устной речи, которые проявляются в полиморфном нарушении звукопроизношения в виде искажения, замены звуков, в искажениях звуковой структуры слова, а также недоразвитии лексико - грамматического строя речи. В работе по устранению нарушений звукопроизношения, следует учитывать, что постановка звуков только с помощью выработки артикуляционных навыков эффект чаще всего бывает минимальный и как правило временный. Следовательно, стойкое исправление звукопроизношения может быть достигнуто только при опережающем формировании фонематического восприятия. Поэтому уже на этапе постановки звука логопедическая  работа обязательно включает в себя развитие восприятия речи (используются задания на имитацию слогов) и формирование фонематического восприятия, анализа и синтеза (формирование умения выделять отрабатываемый звук в слове, определять его мест дифференцировать от других звуков, прежде всего от далёких артикуляторно и акустически). На этапе автоматизации звука проводится работа и над сложными формами звукового анализа и синтеза, по формированию умения выделять звук из слова, определять его место по отношению к другим звукам, сравнивать с фонетически далёкими звуками. Умение четко и быстро определять звуковую структуру слова является необходимым для правильного быстрого протекания этапа автоматизации, дальнейшем на этапе дифференциации проводится сопоставление отрабатываемых звуков с фонетически близкими звуками. В процессе коррекции нарушений звукопроизношения анализируются различные слова по количеству звуков, месту отрабатываемого звука в слове. Четкие фонематические представления о звуковом составе языка способствуют совершенствованию правильного произношения звуков. Несомненна связь фонематических и лексико - грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончание слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т.п.

1.2. Развитие фонематического анализа и синтеза - основная задача при профилактики нарушений письменной речи. Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа. В свою очередь, при недоразвитии звукового анализа и синтеза дети с трудом овладевают грамотным письмом и чтением. В процессе чтения осуществляется воссоздание звуковой структуры слова по его графической модели, в процессе письма - наоборот, воспроизведение буквенной модели слова по его звуковому составу. В связи с этим одной из важнейших предпосылок успешного формирования процессов чтения и письма является не только  умение выделять и различать звуки речи, но и производить более сложные операции с ними: определять звуковой состав слова, последовательность звуков в слове, место каждого звука по отношению к другим звукам. Написанное слово моделирует звуковую структуру слова, трансформируя временную последовательность звуков речи в последовательность букв в пространстве. Поэтому воспроизведение буквенной моде; невозможно без четкого представления о звуковой структуре слова. Преобладающее большинство нарушений письменной речи является проявлением недоразвития звукового анализа, т.е. снижение способности детей с нормальным слухом улавливать звуковые отношения, составляющие систему фонем родного языка.  Среди ошибок письма Садовникова И.Н. в первую очередь выделяет ошибки на уровне буквы и звука, которые отражают трудности формирования фонематического восприятия и звукового анализа. Т.е. легко соотносятся с буквой звуки, которые точно воспринимаются и правильно произносятся детьми. Когда же звуки плохо различаются  на слух, искаженно произносятся или заменяются в произношении другими, обобщеное  представление об этом звуке носит нечеткий характер, восприятие букв затрудняется Не усвоение букв в этом случае обусловлено недостаточным уровнем развития фонематического восприятия. Чтобы обеспечить прочную связь между звуком и букве необходимо достичь четкого произношения всех звуков, от дифференцировать фонемы  сформировать у ребенка навыки звукового анализа и синтеза. . На важность этого этапа, а также на то, что он должен предшествовать обучению грамоте, указывают следующие исследователи: Егоров Т.Г., Левина Р.Е. , Каше Г.А., Ястребова А.В. , Спирова Л.Ф.

Наиболее распространенными среди детей являются нарушения, связанные с недоразвитием функций фонематической системы (фонематическая дислексия, дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания и нарушения языкового анализа и синтеза). С учетом несформированности основных функций фонематической  системы можно выделить две группы нарушений:        

  1. Нарушения чтения, связанные с недоразвитием фонематического восприятия, которые проявляются в трудностях усвоения букв, обусловленных нечеткостью слухопроизносительных представлений о звуках, а также в заменах звуков, сходных акустически и артикуляторно. В устной речи недифференцированность фонем вед к заменам и смешениям звуков. В процессе чтения, у этих детей обнаруживаются трудности в усвоении и различении соответствующих букв, что проявляется в заменах букв, обозначающие фонетически сходные звуки.
  2. Нарушения чтения и письма, обусловленные недоразвитием фонематического анализа и синтеза. У детей с фонематической дислексией и дисграфией на почве нарушения языкового анализа и синтеза, отмечаются затруднения во всех формах фонематического анализа. Несформированность действий звукового анализа проявляется в побуквенном чтении, искажении звуковой структуры слова, в письме виде следующих типов специфических ошибок: пропуск, перестановка, вставка бук или слогов.

Поэтому следует своевременно и в полном объёме проводить профилактику дислексии  и дисграфии с помощью специально подобранных игр и упражнений по развитию фонематического восприятия , звукового анализа и синтеза. Проводимые на логопедических занятиях игры и упражнения включаются в различные виды деятельности.

2.Методика преодоления недоразвития фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза.

Основное внимание в методике формирования восприятия устной речи направлено на развитие дифференциации как смыслоразличительных (фонематических) признаков, и признаков, не являющихся смыслоразличительными (фонетических). При проведении логопедической работы по преодолению фонематических нарушений следует учитывать, что:

  1. Процесс восприятия речи имеет многоуровневую структуру, включающую сенсорный, перцептивный, языковой, смысловой уровни.
  2. Развитие фонематических функций (дифференциация фонем, фонематический анализ и синтез) опирается на достаточно сформированные функции восприятия речи.
  3. Рабата по развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза основывается на закономерностях формирования фонематических функций в онтогенезе и проводится в определенной последовательности: выделение звука на фоне слога и слова; выделение первого, последнего звука слова; выделение звука в  середине слова, определение последовательности и количества звуков; определение местоположения звука в слове по отношению к другим. Логопедическая работа по данному направлению проводится постепенно: от создания мотива задания, формирование интереса к его выполнению, осознание его содержания, освоения действий, переноса действий в умственный план к окончательному становлению умственного действия (по Гальперину П.Я., Эльконину Д.Б.):
  • выробатка умения анализировать звуковой состав слов с опорой на вспомагательные средства;
  • формирование действия звукового анализа в речевом плане;
  • овладение операциями фонематического анализа в умственном плане.

Работа по преодолению фонематических нарушений строится поэтапно.

2.1. Первый этап. Формирование восприятия устной речи на _        фонетическом уровне.

Задачами этого этапа являются:

  • развитие распознавания звуков речи;
  • развитие стимулирующей функции речеслухового анализатора;
  • формирование слухового контроля за качеством собственного произношения:
  • создание благоприятных условий для последующего формирования фонематических  функций.

Логопедическая работа на данном этапе проводится по двум направлениям:

  1. Формирование восприятия устной речи в процессе имитации слогов.

Методом имитации слогов у детей формируется навык направленного восприятия
звуков речи, способствующий развитию умения слушать и слышать речевой
материал.

  1. Формирование восприятия устной речи в процессе различения правильно и
    искаженно произнесенного звука.
  • распознавание дефектного произношения, отличающегося от собственного, в чуж(
    речи;
  • распознавание дефектного произношения, аналогичного собственному, чужой реч

2.2. Второй этап: Формирование восприятия устной речи на  фонологическом уровне.

Многие исследователи (Р.Е.Левина, Г.А. Никашина, Р.М.Боскис, Г.А. Каше) отводят ведущую роль формированию фонематических представлений о звуковом составе языка, способствующих совершенствованию правильного произношения, успешному овладению грамотой.

Основной задачей этого этапа является развитие функции фонематической системы.

Формирование фонематических функций осуществляется в двух направлениях:

  • Развитие фонематического восприятия (дифференциации фонем);
  • Развитие фонематического анализа и синтеза.

Формирование навыков звукового анализа и синтеза проводится только на правильно произносимых звуках. Однако знакомство с буквой следует начинать по мере введет речь соответствующих звуков, не дожидаясь коррекции недостатков произношения в целом. Элементы заданий по коррекции звукопроизношения включают и обучение грамоте (профилактики дислексии и дисграфии).

Логопедическая работа на этом этапе начинается с последовательного уточнения произносительного и слухового образов отрабатываемого звука и ведётся по трем направлениям:

А. Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.

Т.е. при уточнении артикуляции звука обращается внимание на работу артикуляторнь органов при его произнесении.

В своей работе я использую следующие виды работы: Краткое описание:

Звук "С"- ребёнку предлагается произнести звук "с" и обратить внимание: на положе* губ (губы растянуты в улыбке); куда спрятался кончик языка (за нижние зубки); какая струйка воздуха выходит, когда мы произносим звук "с" (холодная); на звучание какогс предмета похож звук "с" ( выходящий из шарика воздух, вытекающая из крана струйке воды); показать ладошкой положение языка (пальчики опущены вниз).

** Звук "С".

"В море плещется вода
Слышишь, как поёт она.
Эту песенку водички
Капли, звонкие сестрички
Исполняют в тишине.

Б. Выделение звука на фоне слога.

Детям предлагается прослушать слоги, из которых нужно выделить заданный звук.

  • Данное задание можно выполнять до постановки звука, что способствует развитии
    умения слушать и слышать речевой материал (фонематическое восприятие).
  • После формирования правильного произношения этого звука проводится его
    выделение из слога при произнесении. Слоги на должны включать оппозиционные
    звуки.

** "В стране маленьких человечков". Логопед говорит на языке маленьких человечков (проговаривает слоги). Дети поднимают маленького человечка, если в слоге есть заданный звук.

** "Попугайчики".

Логопед проговаривает слоги, из которых нужно выделить заданный звук. При наличии
звука в слоге дети поднимают картинку с изображением попугая.

В. Выделение звука на фоне слова.

Работа проводится на материале слов, включающих данный звук и не имеющих его. Исключаются слова со сходным акустически и смешиваемыми в произношении звукап При работе следует учитывать, что сначала наличие звука определяется на слух, и нг основе собственного произношения, затем или только на слух, или только на основе собственного произношения и, наконец, по слухопроизносительным представлениям, т.е. в умственном плане.

В логопедической работе по развитию фонематического анализа и синтеза необходиг учитывать сложность различных форм этой деятельности и последовательность её формирования в онтогенезе. В связи с этим развитие звукового анализа и синтеза проводится в следующей последовательности;

  • выделение звука на фоне слова;
  • вычленение звука из начала и конца слова; нахождение местоположения заданного звука;
  • определение последовательности звуков в слове; определение количества звуков в слове;
  • определение места звука по отношению к другим.

В своей практической работе я использую систематизированный материал, включающий игры и упражнения по развитию фонематических функций. Данные игры могут быть использованы в различных видах деятельности.

Выделение первого и последнего звука в слове, нахождение местоположения
заданного звука.

На данном этапе важно обратить внимание на различение понятий "первый- последж Различение этих понятий закрепляется с опрой на зрительное восприятие звуков, поскольку артикуляция звуков уже уточнена. Работа проводится по следующим направлениям:

  • вычленение первого ударного гласного из слова;
  • вычленение первого согласного из слова;
  • определение конечного согласного в слове.

При подборе дидактического и речевого материала учитывается, что согласные звук! легче распознаются , если они находятся в прямом слоге в начале или в середине слова, в обратном слоге в середине слова, а также в стечении с другими согласными звуками.

** "Знакомство".

Задание: Назвать первый звук в именах детей.

** "Пропой звук" (гласные звуки).

Задание: Пропеть звук, который слышится в начале слова.

** "Вот со звуком ... игра".

Задание: Подобрать слова ( картинки), начинающиеся с заданного звука.

** "Кто здесь живёт?" (по всем лексическим темам).

Задание: Отобрать картинки с изображением предметов , в названии которых есть
заданный звук (см.таблицы).

** "Выполни движение".

Задание: Выполнить соответствующее движение , если в слове есть заданный звук (с
таблицы).

** "Спрячь картинку".

Задание: Детям выдаются цветные кружки ("с"- синий) и картинки с изображением
предметов, в названии которых встречается и не встречается заданный звук. Цветныг

кружками ребёнок должен закрыть картинки, в названии которых есть нужный звук.

Выделение звука на фоне слова.

** "Звук из слова выделяю    

      Молоточком ударяю".

Задание: Прослушать слово, если в слове есть заданный звук, ребёнок должен ударить молоточком.

** "Собери картинки".

Задание: Назвать картинки и определить, с какого звука начинаются их названия.

** "Вот флажочек я держу,

А услышав звук взмахну". Задание: Прослушать слова, если в слове есть заданный звук, ребёнок поднимает флажок. На флажке нарисована картинка к данному звуку (звукоподражание).

** "Фишки" (с картинками по звукопображанию).

Задание: Выложить фишку, если в слове есть заданный звук.

** "Повтори за мной слова".

Задание: Повторить только те слова, в которых есть заданный звук.

 

Определение последовательности и количества звуков в слове.

Логопедическая работа по формированию сложных форм фонематического анализа проводится в тесной связи с обучением чтению на основе современного понимания процесса овладения этим навыком.

В процессе формирования данных форм фонематического анализа учитывается фонетическая трудность слова и осуществляется переход от опоры на проговаривану слова к формированию фонематического анализа в умственном плане, без опоры на проговаривание.

** "Звуковая линейка".

Задание: Последовательно назвать звуки в слове, открывая "окошечки" на линейке, а затем определить количество звуков.

** "Звуковые мячи".

Задание: По порядку назвать звуки слова , ударяя мячом об пол. Затем определить
количество звуков в слове.

** "Пирамидка".

Задание: Разложить картинки в пирамидке соответственно количеству звуков в слове

** "Звуковые мячи" (в соответствии со звуком).

Задание: Выкладываются цветные кружки: красный обозначает гласные звуки, синий - согласные твердые, зеленый - согласные мягкие звуки.

По порядку назвать звуки, ударяя мячом по соответствующему цветному кругу. Затем определить количество звуков в слове и найти этой картинке место на звуковой пирамидке.

** "Живые звуки".

Задание: "Дети - звуки" встают так, чтобы получилось слово. Затем проговаривают
последовательность и количество звуков в слове.

** "Отбери картинки".

Задание: Отобрать картинки, в названии которых заданное количество звуков.

3. Формирование фонематического восприятия.

Работа по дифференциации фонем проводится при устранении недоразвития фонематических функций и имеет большое значение при профилактики дислексии и дисграфии. Нарушение слуховой дифференциации звуков речи проявляется в неусвоении букв, в заменах фонетически близких звуков при чтении. Формирование дифференциации звуков проводится с опорой на различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный. Необходимо также учитывать, что совершенствование слухопроизносительных дифференцировок осуществляется более успешно в том случае, если проводится в тесной связи с развитием фонематического анализа и синтеза. Чем точнее представляет ребёнок звуковую структуру слова, место каждого звука в нем, тем четч определяет он его характер, правильнее дифференцирует звуки речи. Наиболее часто у детей нарушается дифференциация следующих оппозиционных звуков: аффрикат и звуков, входящих в их состав, звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих и шипящих.

Логопедическая работа по формированию слуховой дифференциации конкретных naf смешиваемых звуков включает два этапа:

  1. На        первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится по следующему плану:
  • Уточнение артикуляции звука;
  • Выделение звука на фоне слова;
  • Формирование умения определять наличие звука в слове;
  • Определение места звука в слове.
  • Выделение слова с данным звуком из предложения.
  1. На втором этапе проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков осуществляется в той последовательности, что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого из звуков. Однако основная цель этого этапа - различение звуков, поэтому речевой материал должен включать слова со смешиваемыми звукам! Дифференциация фонем осуществляется согласно традиционной методики.

Дифференциация твердых и мягких звуков.

Распространенными ошибками среди детей являются неумение дифференцировать у слух твердые и мягкие звуки, трудность ориентировки на последующую гласную. Для преодоления этих ошибок необходима следующая работа:

  • слуховая и произносительная дифференциация твердых и мягких согласных;
  • уточнение двузначности многих звуков, т.к. один и тот же звук предполагает двоякое звучание, в зависимости от последующего звука.
  • усвоение мягкости согласных звуков перед И, Е, Ё, Ю, Я.
  • чтение с ориентировкой на последующую букву.

Логопедическая работа по дифференциации твердых и мягких согласных
осуществляется по аналогичному плану: дифференциация изолированных звуков,
дифференциация в слогах, словах, предложениях и связной речи.


Определение местоположения звука в слове по отношению к другим.

При формировании указанного действия проводится работа по анализу слова, выяснению, какой звук слышится в слове перед заданным и после заданного звука. В процессе формирования фонематического анализа учитывается фонетическая трудность слова и осуществляется переход от опоры на проговаривание слова к формированию фонематического анализа в умственном плане, без опоры на проговаривание. Во всех случиях речевой материал исключает фонетически сходные звуки.

При формировании фонематических функций в процессе выполнения предложенных заданий рекомендуется следующее содержание и последовательность предъявления речевого материала:

  1. Слоги структуры типа СГ. (ка, су, ко, са).
  2. Односложные слова без стечения согласных звуков, состоящие из открытого слогг (мак, дом. рак, лак).
  3. Двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов, (мама, рама, луна, коса)
  4. Двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов, (сахар, кубок, сокол, гамак).
  5. Двусложные слова со стечением согласных звуков на стыке слогов.

• (санки, марка, сумка, карман).

  1. Односложные слова со стечением согласных звуков в начале слова, (стол, стук, крот, слух).
  2. Односложные слова со стечением согласных звуков в конце слова, (куст, мост, танк, лист).
  3. Двусложные слова со стечением согласных звуков в начале слова, (дрова, столы, трава, скала)
  4. Двусложные слова со стечением согласных звуков в начале и середине слова, (правда, ступка, клумба, кружка).

Ю.Трехсложные слова.

(самолет, капуста, скамейка, настойка).

После отработки отдельного звука по указанному плану проводится его сопоставление с

другими звуками: сначала с артикуляторно близкими, но акустически далекими, затем

артикуляторно и акустически близкими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно- развивающих занятий с младшими школьниками с функциональным нарушением зрения 1 класс (IV вида) по профилактике нарушений письменной речи

Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1 класса  с ОВЗ  адресована  педагогам  коррекционных  школ,   классов  IV вида при ОУ....

Презентация " Развитие и формирование навыков звукового анализа и синтеза".

Презентация " Развитие и формирование навыков фонематического анализа и синтеза". Консультация для воспитателей....

Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одно из условий подготовки ребенка к школе.

1.Введение2. Проблема развития фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста2.1. Основные фонематические процессы2.2. Особенности фонематического восприятия у де...

Рабочая программа по коррекции устной речи и профилактике нарушений письма у младших школьников.

В методической разработке представлена рабочая программа по коррекции устной речи и профилактике нарушений письма у младших школьников,  имеющих общее недоразвитие речи III уровня. Рассматриваютс...

"ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ" Опубликована в альманахе МИР специальной педагогики и психологии Научно-практический альманах. Выпуск 7. - М.: ЛОГОМАГ, 2017

Предупреждение нарушений письма и чтения — одна из важнейших задач дошкольного возраста.В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием речи, связанным с замедленным темпом пс...

«Развитие неречевых психических функций методами кинезиологии, как фактор профилактики нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР»

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения....

Основные принципы в процессе коррекции и профилактики нарушения письменной речи

Дисграфия и дислексия не являются изолированными друг от друга. Они имеют единые механизмы и тесно связаны с нарушением устной речи.  Поэтому логопедическое воздействие охватывает все стороны реч...