Организация внеклассной работы по экологическому воспитанию школьников с интеллектуальной недостаточностью в СКОУ VIII вида
статья по теме

Стативо Татьяна Сергеевна

Проблема экологического воспитания является важной и необходимой составляющей частью при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Работа по экологическому воспитанию проводится как на уроках, так и во внеурочное время. В работе со школьниками используются следующие формы экологического воспитания: экскурсии, кружки, олимпиады, конкурсы, викторины, выставки, кружки юннатов, игры, праздники и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация внеклассной работы по экологическому воспитанию школьников  с интеллектуальной недостаточностью в ГКОУ «СКОШ № 3 VIII вида» г. Улан-Удэ

Стативо Татьяна Сергеевна,

 учитель биологии

 ГКОУ «СКОШ № 3 VIII вида»

  г. Улан-Удэ

В ГКОУ «СКОШ № 3 VIII вида» проблема экологического воспитания является важной и необходимой составляющей частью при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Работа по экологическому воспитанию проводится как на уроках, так и во внеурочное время.

В работе со школьниками используются следующие формы экологического воспитания: экскурсии, кружки, олимпиады, конкурсы, викторины, выставки, кружки юннатов, игры, праздники и т.д.

Экологическое воспитание немыслимо без проведения экскурсий в мир природы. Экологическая экскурсия – это форма экологического образования, представляющая собой групповое посещение природных комплексов или учреждений культуры в воспитательных целях. Экологические экскурсии имеют свою специфику. Она заключается в том, что во время экскурсии кроме образовательных задач решаются и экологические проблемы. Учащимся можно поручить выполнение какой-либо полезной работы, направленной на выявление нарушений в природе. Это выявление загрязнений территории, состояние растительного покрова т.д. Предварительная беседа перед экскурсией поможет заинтересовать учащихся, раскроет необходимость личного участия в деле охраны природы. Перед началом экскурсии необходимо познакомить с элементарными правилами поведения в природе. Можно дать задание выявить состояние зеленых насаждений, степень вытоптанности участков парка, загрязненности водоема. Такая работа вызовет у детей большой интерес, желание сделать что-то полезное, помогает воспитывать бережное отношение к природе.

На экскурсии дети учатся ориентироваться на местности, наблюдать мир природы, делать сопоставления. Здесь формируется система представлений о природных комплексах.

Экскурсия начинается с определения природного материала, его краткой характеристики, особенностей в данный сезон, Обращается внимание на своеобразие и красоту природного пейзажа, отдельных объектов. После экскурсии школьники обрабатывают собранный материал: составляют коллекции опавших листьев, семян, плодов, пишут сочинения, рисуют картины, оформляют альбомы. Важное место в экологическом воспитании занимают обобщения по материалам периодической печати о разных объектах, находящихся в критических состояниях и о мерах по их защите и восстановлению.

Знакомство учащихся с природой происходит и во время их прогулок с родителями. Большое влияние на ребенка оказывает личный пример родителей в общении с природой. Например, посадка растений, ухаживание за ними. К этому тоже надо привлекать ребенка. Чем чаще ребенок видит коллективный труд и принимает посильное участие в нем, тем глубже закладывается у него правильное отношение к труду.

Вечером, в выходные дни, гуляя с детьми, родители также могут знакомить детей с природой. Эти прогулки важны еще и тем, что они сближают родителей с детьми, способствуют созданию между ними дружеских отношений, взаимопонимания. Дети доверчиво рассказывают родителям о своих переживаниях, делятся с ними своими маленькими секретами. А это важно для своевременного воздействия на ребенка.

Для того чтобы заинтересовать детей природой, дать им необходимые знания и воспитать правильное отношение к ней, родители сами должны знать и любить родную природу.

Групповая внеклассная работа наиболее успешно протекает в кружке. Учащиеся проводят коллективные наблюдения за объектами природы, ставят опыты, собирают результаты. Задача учителя - организовать занятия детей таким образом, чтобы работа в кружках не дублировала классную работу. Работа детей в кружках дает возможность глубже изучить предмет, способствует развитию интереса к предметам естественного цикла. Работа в кружке является хорошим средством воспитания. Часто в результате этих занятий неуспевающие ученики начинают проявлять интерес к учебе. Кроме того, кружок способствует экологическому и природоохранительному воспитанию. У детей развивается чувство любви к природе, ответственности за сохранение ее богатств. Они приучаются заботиться о живых организмах. Работа в кружке проводится систематически, по программе, которую определят учитель, часто исходя из запросов детей. В кружке сочетается индивидуальная работа каждого ученика с коллективной, объединенной общей целью. Число участников кружка должно быть не более 5-8 человек. Работа кружка должна быть тщательно спланирована и продумана. Так, для первого года можно предложить тему “Сезонные изменения в природе”, работу в уголке живой природы. Для кружков 2-3 года тематика более разнообразна “Птицы наших лесов”, “Лекарственные растения”, “Полезные ископаемые нашей местности”, а также сбор материала и составление коллекций.

Содержание и тематика кружковых занятий зависит от того, какое направление во всей экологической работе будет принято за главное. Разрабатывая тематику кружковых занятий, необходимо исходить из условий и возможностей школы, состава учащихся, их общего развития, индивидуальных способностей и интересов.

В экологическом воспитании школьников велика роль массовых экологических кампаний, знаменательных дней (например “День окружающей среды”), игр на экологические темы, экологические праздники. Экологический праздник – это форма экологического образования, представляющая собой совокупность экологических мероприятий, приуроченных к определенной дате (например “День птиц” - Всемирный день охраны среды). Традиционно в российских школах в марте во время весенних каникул отмечается День птиц. Время проведения праздника приурочено к началу прилета птиц в России. Этот праздник, как правило, является мероприятием, подводящим итог работе, которая ведется школьниками в течение года. Проведение Дня птиц позволяет вести широкую пропаганду экологических знаний, дает импульс экологической активности детей.

За два месяца до проведения праздника в школе создается оргкомитет, в который входят наиболее активные натуралисты, педагоги, представители школьной администрации. Оргкомитет руководит подготовкой сценария праздника, экспонатов для выставки, вопросы для орнитологической викторины, разрабатывает программу и задания для игры «Что? Где? Когда?».

За месяц до Дня птиц начинается конкурс стенгазет ”Птицы Бурятии”, проводится викторина, где могут принимать участие учащиеся всех классов. Лучшие газеты и альбомы отмечаются.

В день птиц могут проводится выставки “Птицы нашего края”, экскурсоводами на выставке будут сами школьники, проводившие исследования птиц. Во время праздника проводится лекторий с приглашенными специалистами. Кульминаций ей становится игра «Что? Где? Когда?», а завершается праздник акцией по развешиванию заранее сделанных гнездовий.

Традиционно-игровые методы широко используются в практике экологического образования и воспитания. В играх в полной мере раскрываются творческие способности школьников, игра всегда несет дух непринужденности и раскованности, благодаря чему большое количество учащихся, порой незаметно для себя, вовлекается в процесс экологического образования. В процессе игры ученик выходит из роли пассивного слушателя и становится активным участником. Активность проявляется в самостоятельном поиске средств и способов решения поставленной проблемы, в приобретении знаний. Игру можно определить как непродуктивный вид деятельности, мотив которой заключается не в результате, а в самом процессе, в ходе которого совмещаются знания и умения.

Экологические игры – это форма экологического образования, основанная на развертывании особой, (игровой) деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса и эмоциональной включенности.

Однако, какая бы форма воспитания со школьниками ни избиралась учителями, нельзя обойтись без беседы, умного проникновенного слова. Оно должно быть содержательным, доходчивым, эмоциональным, убедительным и непременно связано с деятельностью, с практичным, конкретным делом самих учащихся.

Эффективность процесса воспитания (в нашем случае – экологической культуры) возрастает при использовании метода проектов – некогда популярного в отечественной педагогике, а сегодня вновь возвращающегося в российскую систему воспитания. Он позволяет реализовать ряд важнейших теоретических положений экологической концепции воспитания, открывает новые возможности в программировании воспитательного процесса.

Метод проектов – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.

Учитывая расширение сферы применения метода проектов от процесса обучения до воспитания, развития личности ребенка, целостного педагогического процесса, сущность метода проектов следует понимать как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанника между собой и окружающим миром в ходе реализации проекта – поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Специфика метода проектов, заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка и окружающей среды, освоения ребенком окружающего мира, педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, опирается на собственный опыт ребенка. Можно сказать, что работая по методу проектов, учитель осуществляет педагогическое сопровождение ребёнка в деятельности по освоению окружающего мира, взаимодействии с окружающей средой.

Спецификой метода обусловлен его воспитательный потенциал. Особая значимость метода проектов заключается в том, что:

метод проектов открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;

является педагогической технологией, актуализирующей субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе, стимулирующем детскую активность;

метод, выводящих педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду.

Кроме того, метод проектов способствует актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающей средой, самовыражении в творческой личности и общественно значимой деятельности, реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе, является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет вести ребенка по ступеням роста от проекта к проекту. В течение трех лет учащиеся школы со своими проектами принимают участие в Республиканской научно-практической конференции для учреждений интернатного типа «Шаг в будущее», где являются лауреатами и призерами. Работа по экологическому воспитанию была представлена на Фестивале инновационных проектов «Педагог будущего» (Волгоград, 2014г.)), где получила 1 место.

Огромное воспитательное значение имеют экологические сказки, в которых в интересной и ненавязчивой для детей форме рассказывается о значении леса для людей, показывается неприглядность потребительского отношения к природе, пагубное воздействие производств, загрязняющих среду. Авторы сказок призывают детей беречь и ценить природу.

Таким образом, формы внеклассной работы могут быть весьма разнообразны. Необходимо стремиться использовать все многообразие форм воспитания. Чем разнообразнее и богаче по содержанию формы организации воспитательного процесса, тем он эффективнее. Системная работа по экологическому воспитанию детей школьного возраста решает свои задачи. В сознании ребенка закрепятся знания, правила построения мира, понимание природных явлений.

Повзрослев, такой человек вряд ли станет вредить природе, потому как даже простейшие экологические знания помогут ему правильно оценивать результаты своего влияния на природные объекты. Важно, чтобы в школьном возрасте у него закрепилась в сознании достаточно полная информация о природных закономерностях - экологических правилах.

Список использованной литературы

1. Базарнов, В.Ф. Экскурсия как форма экологического образования текст./В.Ф. Базарнов. - Томск, 1997. - 65 с.

2. Бобылева, Л.Д., Экологическое воспитание младших школьников текст. / Л.Д. Бобылева, О.В. Бобылева // «Начальная школа». - 2003. - №5. - С.64-75.

3.  Бабакова, Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками текст./ Т.А. Бабакова // «Начальная школа». - 1993. - №9. - С.16-20.

4. Дагбаева, Н.В. Экологическое воспитание школьников с помощью Интернета текст. Н.В.Дагбаева // «Воспитание школьников» - 2005. - №1. - С.22-23.

5. Данилова, М.И. Занимательная экология текст. М.И.Данилова // «Воспитание школьников». - 2005. - №5. - С.25-33.

6. Дежникова Н.С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков текст: учеб. пособие / Н.С.Дежникова, Л.Ю.Иванова, Е.М.Клемяшова, И.В.Снитко, И.В.Цветкова. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеклассной работы по экологическому воспитанию в МОУ «Лицей №1» в среднем и старшем звене.

"В современном сложном, многообразном, полном противоречивых тенденций мире проблемы окружающей среды приобрели глобальный масштаб. Экологическая ситуация приобрела такую остроту, что возникла необход...

Обучение некоторым приемам работы с древесиной (долбление) на уроках столярного дела в СКОУ VIII вида

(из опыта работы )         Долбление, наряду с пилением, строганием и разметкой, относится к числу операций, составляющих фундаментальную базу профессии столяр.Изуч...

Доклад на тему" Экологическое воспитание учащихся с интеллектуальной недостаточностью на занятиях ".

При работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью, необходимо уделять  внимание - экологическому воспитанию. Работу в этом направлении важно построить так, чтобы учитывались индивидуальные,...

Автореферат "Экологическое воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью"

Современное содержание воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Немаловажную роль в реализации этой проблемы отводится экол...

"Организация внеклассной работы по экологическому воспитанию в МАОУ «Лицей №1» в среднем и старшем звене."

В данной статье описана организация внеклассной работы по экологическому воспитанию  в МАОУ Лицей №1 в среднем и старшем звене....

«Экологическое воспитание учащихся с интеллектуальной недостаточностью в процессе изучения биологии»

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем ...

Методические рекомендации по созданию здоровьесберегающих условий в процессе обучении и воспитании школьников с интеллектуальной недостаточностью

В коррекционном образовательном учреждении значительная часть педагогов не только знакома с понятием «здоровьесберегающие технологии», но и активно их применяет как во время учебного проце...