Дополнительный методический материал по математике для учителей коррекционных школ VIII вида.
методическая разработка по теме

Миргородская Галина Сергеевна

В данном материале представлен методический материал, состоящий из пояснительной записки, сборника задач практической направленности и сборника контрольных работ по четвертям.

Используя предлагаемые задачи на уроках, учитель реализует межпредметные связи и профориентацию школьников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon dopolnitelnyy_metodicheskiy_material_dlya_uchitelya.zip18.35 КБ

Предварительный просмотр:

«Няганская Специальная (коррекционная) Общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Дополнительный методический материал для учителей начальных классов коррекционных школа VIII вида

Из серии «В помощь учителю»

Составила: учитель начальных классов

    Миргородская Г.С.

г.Нягань, 2014г.

Пояснительная записка.

        Настоящий материал предлагается учителям начальных классов для проведения уроков математики  в 4 классах коррекционных школ VIII вида.

        Коррекционно-развивающее обучение (КРО), как тип дифференцированного учебного процесса, определяет методические пути содержания обучения, которые нацелены на обеспечение системного усвоения знаний:

- активизация сущностных признаков изучаемых явлений;

- структурирование учебного материала с опорой на объективные внутренние связи между элементами;

- соблюдение в определении объема изучаемого материала требования необходимости и достаточности.

        В связи с этим разрабатываются материалы, помогающие учителю формировать общеучебные интеллектуальные умения на уроках математики.

        Исходя из основной задачи коррекционных школ VIII вида, как воспитания, обучения и подготовки к социально-трудовой адаптации различных категорий детей с отклонением в развитии, следует отметить, что обучение должно быть тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой.

        В связи с этим кажется возможным предложить настоящий методический материал, который состоит из 2 разделов:

1. Сборник задач практической направленности.

2. Сборник контрольных работ.

        Целью 1 раздела является – представление материала, способствующего практическому усвоению полученных знаний, содержащихся в предлагаемых задачах, которые, в свою очередь, носят предметно-практическую направленность и в тоже время, в целом, представляют необходимый для данного курса объем арифметических задач, которые должны уметь решать учащиеся.

        2 раздел представляет собой сборник контрольных работ, которые также предлагаются учителям , работающим в классах КРО, как дополнительный материал по теме «Сотня».

        Все контрольные работы составлены в соответствии с программным материалом соответствующего курса обучения для каждой четверти.

        Процесс обучения математике постоянно сопровождается контролем. Целью проверки знаний является выявление наличия и качества усвоенных учащимися знаний; установление пробелов в З.У.Н., с последующим их устранением.

        В данном сборнике предложены контрольные работы, позволяющие проверить знания учащихся в конце четверти (триместра), то есть предполагающие итоговый контроль.

        Предложенные контрольные работы разработаны в 3 вариантах, деление на которые происходит в зависимости от уровня познавательных возможностей учащихся.

        Форма проверки знаний – письменный фронтальный контроль.

        Структура урока проверки, оценки и коррекции знаний включает следующие этапы:

  1. Организация учащихся на урок.
  2. Сообщение цели урока.
  3. Ознакомление с содержанием контрольной работы и порядком ее выполнения.
  4. Самостоятельное выполнение контрольной работы учащимися.

Оценка письменной контрольной работы производится по пятибалльной системе, в соответствии с существующими требованиями:

Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок;

Оценка «4» ставится, если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки;

Оценка «3» ставится, если решена задача, хотя и с негрубыми ошибками и правильно выполнена большая часть других заданий;

Оценка «2» ставится, если не решена задача, но сделана попытка ее решить и выполнено менее половины других заданий;

Оценка «1» ставится, если ученик не приступал к решению контрольной работы.

        Итоговый контроль позволяет учителю сделать анализ объема знаний, полученных учащимися, который должен соответствовать основным требованиям к знаниям и умениям учащихся, предусмотренных программой, рекомендованной Министерством просвещения.

Содержание.

  1. Пояснительная записка.
  2. Сборник задач практической направленности.
  3. Сборник контрольных работ.

Литература.

  1. Барменкова В.В. «Педагогические основы создания культурно-развивающихся условий для детей с трудностями в адаптации и школе»/ автореферат, Тюмень, 1998
  2. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2008
  3. Перова М.Н. методика преподавания математики в специальных общеобразовательных учреждениях / учеб. для студ. дефектол.фак-тов пед.инс-тов, 3-е издан., перераб.- М.:Просвещение, 1989

Сборник задач практической направленности.

1.        В ателье было 83м шерсти. На пошив костюмов израсходовали 40м, а на пошив платьев – 23м. сколько метров шерсти осталось?

2.        В мотке было 85см тесьмы. Сначала отрезали 25см тесьмы, потом еще 30 см. какова   длина оставшейся части?

3.        В одном куске 28м кружева, а в другом – 12м. на отделку платья пошло 9м кружева. Сколько метров кружева осталось?

4.        На автостоянке было 37 машин «Волга», а «Жигули» - на 9 меньше. Сколько машин «Жигули» было на автостоянке?

  1. В кулинарном цехе работают 100 рабочих, из них 78 мужчин, остальные – женщины. Сколько женщин работает в кулинарном цехе?
  2. После того, как пассажир в автобусе проехал 7 остановок, ему осталось проехать еще 8 остановок. Сколько всего остановок нужно было проехать пассажиру?
  3. тракторист получил 93л горючего. После работы у него осталось 15л горючего. Сколько литров горючего он израсходовал?
  4. Строители за год построили 37 деревянных домов, а каменных на 27 меньше. Сколько всего домов построили строители за год?
  5. Какие гири нужно взять, чтобы взвесить 100г масла?
  6. В хлебопекарню привезли 3ц ржаной муки и 7ц пшеничной. Сколько центнеров муки привезли в хлебопекарню?
  7. Назовите здания, деревья, улицы, которые находятся на расстоянии 100м от школы?
  8. Начертите одну полоску длиной 75 мм, а другую на 5 см длиннее.
  9. Бригада рабочих за 1 день должна была отремонтировать 80м дороги, а отремонтировала на 10м больше. Сколько метров дороги отремонтировала бригада?
  10. Завод за первый месяц выпустил 30 верстаков, а за второй – на 7 верстаков больше. Сколько верстаков выпустил завод за два месяца?
  11. В первом полугодии на заводе отремонтировали 55 станков, во втором полугодии – на 5 станков меньше. Сколько станков отремонтировали во 2 полугодии?
  12. На елочный базар привезли в первый день 49 елей, во второй день – на 10 елей больше, чем в первый, а в третий – на 4 ели меньше, чем во второй. Сколько елей привезли на елочный базар в третий день?
  13. В куске 100м ткани. Покупательнице отрезали 3м ткани. Сколько метров ткани осталось в куске?
  14. На фабрике за 1 день сваляли 57 пар валенок, из них 22 пары детских. Сколько взрослых пар валенок сваляли за 1 день на фабрике?
  15. В первый день ученицы швейного цеха пришили 48 пуговиц, во второй – в 8 раз меньше, чем в первый, а в третий – на 16 пуговиц меньше, чем в первый. Сколько пуговиц пришили ученицы швейного цеха за три дня?
  16. Одна тракторная бригада израсходовала 23л горючего, другая – на 33л меньше, а третья столько, сколько первая. Сколько литров горючего израсходовали три бригады?
  17. В столовую завезли 24кг моркови, 32кг свеклы и бочку капусты, массой 20кг. Сколько килограммов овощей завезли в столовую?
  18. Соревнуются 2 бригады. Одна бригада перевозит в неделю 45ц нефти, а другая – на 16ц меньше. Поставьте вопрос и решите задачу.
  19. В городском саду высажено 24 розы, хризантем – на 14 меньше, чем роз, а саженцев гвоздики – на 20 больше, чем саженцев роз. За сколькими саженцами должны ухаживать садовники в городском саду?
  20. С пришкольного участка собрали 44кг картофеля, а лука – на 14кг меньше. Сколько всего кг овощей собрали с пришкольного участка?
  21. За один месяц произведен ремонт 36 квартир жилого дома, а за второй – на 10 квартир больше. Сколько квартир было отремонтировано за 2 месяца?
  22. В одном совхозе 32 трактора, а в соседнем на 16 тракторов больше. Сколько тракторов в двух совхозах?
  23. В столовую для праздника привезли 24кг яблок, апельсинов – на 14кг меньше, чем яблок, а бананов – на 12кг больше, чем яблок. Сколько всего фруктов привезли в столовую для праздника?
  24. В столовую завезли 32кг картофеля, свеклы – на 11кг меньше, чем картофеля, а капусты на 10кг больше, чем картофеля. Сколько кг овощей завезли в столовую?
  25. на заводе за 1 месяц выпущено 23 трактора, а за второй – на 16 тракторов больше. Сколько тракторов выпущено на заводе за 2 месяца?
  26. За 1 день на ферме надоили 34л молока, за второй на 10л больше, чем за первый, а за третий на 24л меньше, чем за второй. Сколько литров молока надоили на ферме за три дня?
  27. Одна корова в неделю дает 42л молока. Сколько литров молока получат в неделю от двух таких коров?
  28. Для работы слесарь приготовил 28 заготовок и 16 шайб. На сколько заготовок слесарь приготовил больше. Чем шайб?
  29. Строителям выдали 57 штук красного кирпича, а им потребовалось для укладки 52 кирпича. Сколько кирпичей сэкономили строители после укладки стены?
  30. Для школьной столовой привезли лук. В мешке 36кг лука, а в трех одинаковых ведрах 27кг лука. Во сколько раз больше лука в мешке, чем в одном ведре?
  31. В автобусе Москва- Санкт-Петербург едут 28 человек, а в трех машинах 12 человек. Во сколько раз меньше человек едут в одной машине, чем в автобусе?
  32. В магазин привезли 24 электроутюга, а гладильных досок в 7 раз меньше. Сколько гладильных досок привезли в магазин?
  33. Столовая отпустила учащимся 28 завтраков, а обедов – на 16 больше. Сколько завтраков и обедов отпустила столовая?
  34. Один закройщик  за неделю выполнил 16 выкроек платьев, а другой – на 5 выкроек больше. Сколько выкроек изготовили за неделю оба закройщика?
  35. Учащиеся сделали на уроках труда лопатки. 27 лопаток они подарили детскому саду. Осталось 19 лопаток. Сколько лопаток сделали учащиеся?
  36. Осенью садовники обработали 26 деревьев яблонь. А груш – на 12 больше. Сколько всего деревьев обработали садовники?
  37. за один час токарь обточил 27 детали, а его ученик за 1 час обточил 9 деталей. На сколько деталей меньше обточил ученик токаря?
  38. В одном поселке отремонтировали 98 квартир. А во втором на 19 квартир меньше. Сколько квартир отремонтировали во втором поселке?
  39. Чтобы доставить заказное письмо из города в деревню почтальон проехал 50км на машине и 5км прошел пешком. На сколько км расстояние, которое почтальон прошел пешком меньше расстояния, которое он проехал на машине?
  40. В августе наловили 40кг речной рыбы, а в сентябре на 12кг больше. Сколько ку речной рыбы наловили в августе и в сентябре?
  41. За три дня рабочий на рыбном заводе закатывает 93 банки консервов. В первый день он закатал 22 банки, во второй день – на 18 банок больше. Сколько банок консервов закатано в третий день?
  42. Бригада рыбаков за три дня выловила 82кг рыбы. В первый день рыбаки выловили 23кг рыбы,  во второй день – на 6кг больше, чем в первый. Сколько кг рыбы выловили рыбаки за третий день?
  43. Одной бригаде сантехников для работы выдано 45м проволоки и 9 плоскогубцев, а второй бригаде 39м проволоки и 6 плоскогубцев. На сколько метров выдано проволоки больше 1 бригаде и на сколько штук меньше плоскогубцев 2 бригаде?
  44. В магазине «Мебель» в первый день продали 38 стульев, во второй день – на 9 стульев меньше, чем в первый, а в третий – на 5 стульев больше, чем в первый и во второй дни вместе. Сколько стульев продано в третий день?
  45. Школьники вырастили на своем участке для столовой 36кг капусты, моркови – на 27кг меньше и 52кг свеклы. Сколько килограммов овощей вырастили школьники?
  46. Сшили 4 обеденных салфетки, на каждую израсходовали по 1м ткани, после чего в куске осталось 7м ткани. Сколько метров ткани было?
  47. (Задача на смекалку): сколько рейсов нужно сделать, чтобы перевести 9ц пшеницы с ржаного поля, если за один рейс перевозят по 3ц?
  48. Для ремонта квартиры купили 5 банок лака и 1 банку мастики. Во сколько раз купили больше лака, чем мастики?
  49. Ребята собрали 10кг малины, черники- в 2 раза больше, чем малины, а земляники – в 5 раз меньше, чем черники. Сколько земляники собрали ребята?
  50. За день почтальон доставил по адресам 30 журналов и 10 конвертов с заказными письмами. Во сколько раз больше почтальон доставил журналов, чем заказных писем?
  51. При раскрое блузке на отделку отмерили 10дм тесьмы. Сколько это метров?
  52. Столяру до начала отпуска осталось 6 недель. Сколько это дней?
  53. С птицефабрики для школьного буфета привезли 5 коробок яиц по 10 штук в каждой. Израсходовали 45 яиц. Сколько яиц осталось?
  54. В магазин привезли 100кг фруктов. Яблок привезли 65кг, апельсинов – 23кг, остальные лимоны. Сколько килограммов лимонов привезли в магазин?
  55. Корове в день нужно 8кг зеленой массы. Сколько килограммов зеленой массы потребуется для 5 коров? 7 коров?
  56. Для оборудования в слесарных мастерских в трех школах прислали 30 станков. Сколько станков получила каждая школа, если их распределили между школами поровну?
  57. Из 60м ситца сшили 6 комплектов постельного белья. Сколько метров ситца пошло на 1 комплект?
  58. В трех одинаковых банках 15л молока, а в двух одинаковых бидонах 40л молока. Во сколько раз больше молока в бидоне, чем в банке?
  59. В столярную мастерскую с завода отправили 64 коробки с молотками по 8 штук в каждой и 81 ящик с ножовками – по 9 штук в каждом. На сколько штук молотков в одной коробке меньше, чем ножовок?
  60. В мастерскую привезли 30 ножниц, а запасных втулок в 5 раз меньше. Сколько всего швейного оборудования привезли в мастерскую?
  61. в 7 одинаковых мешках 70кг риса. Сколько килограммов риса в одном таком мешке? Сколько килограммов риса в 9 таких мешках?
  62. На корм птицам израсходовали кукурузы 12кг, овса в 3 раза меньше, чем кукурузы, а проса в 4 раза меньше, чем овса. Сколько всего килограммов кукурузы, овса и проса израсходовали на корм птицам?
  63. На садовом участке выращено 100 гвоздик, а роз в 10 раз меньше. Сколько роз выращено на садовом участке?
  64. За 1 час сварено 3м металлических труб. Сколько метров металла будет сварено в результате четырех часов работы?
  65. Для кабинета столярного дела привезли 48 электровыжигателей. По сколько электровыжигателей достанется каждой группе, если всего в столярной мастерской занимаются 6 групп учащихся?
  66. На пошив костюмов для утренника швейный цех получил 7 рулонов ткани по 10м в каждом. Сколько метров ткани получил швейный цех?

Сборник

контрольных работ.

 1 четверть.

1 вариант.

1). Решите задачу:

        Юннаты вырастили в питомнике 24 саженца дуба, саженцев яблони на 14 меньше, чем дуба, а саженцев белой акации на 20 больше, чем саженцев дуба. Сколько всего саженцев вырастили юннаты?

2). Выполните действия:

34 + 47 – 26

54 + 14 – 35

84м – 63м

37м + 15м

3). Сравните:

38 . . . 27 – 15

43 . . . 25 + 13

77 . . . 34 – 20

4). Постройте треугольник со сторонами  5см, 3см, 3см.

2 вариант.

1). Решите задачу:

        За первый час мотоциклист проехал 45км, а за второй час – на 12км меньше. Сколько километров проехал мотоциклист за 2 часа?

2). Выполните действия:

19 + 22

82 – 80

15м + 31м

13р – 12р

3). Сравните:

14 … 10

25 …52

30 …30

4). Постройте треугольник, обозначьте его вершины.

3 вариант.

1). Решите задачу:

        В одном доме 23 жильца, а в соседнем на 18 жильцов больше. Сколько жильцов в соседнем доме?

2). Выполните действия:

37 – 32

34 + 27

54 + 20

3). Сравните:

12 … 20

32 …42

50 …49

4). Начертите отрезок и найдите его длину.

  2 четверть.

1 вариант.

1). Решите задачу:

        Для школы приобрели 80 тетрадей. Из них 72 тетради в линейку, а остальные в клетку. Во сколько раз больше было тетрадей в линейку, чем в клетку?

2). Выполните действия:

74 + 16 – 52

80 – (34 + 40)

3). Выразите в более мелких мерах:

5м = …дм

10см = …мм

4). Сравните:

10дм … 1м

1р …100к

5 см…70мм

5). Постройте прямоугольник с основанием 7см5мм и боковой стороной на 3см короче.

2 вариант.

1). Решите задачу:

        В буфете было 5 коробок яиц по 10 штук в каждой. Израсходовали 35 яиц. Сколько яиц осталось?

2). Выполните действия:

41 – 38

23 + 17

3) Выразите в более мелких мерах:

2дм1см = … см

3м = … дм

4). Сравните:

5дм …30см

1р …50к

5). Постройте прямоугольник с основанием 45мм и боковой стороной 3см.

3 вариант.

1). Решите задачу:

        30г семян разложили в 10 одинаковых пакетиков. Сколько семян укропа в одном пакетике?

2). Выполните действия:

41 + 19

34 – 17

3). Сравните:

56 …23

12 …21

100 …10

4). Постройте квадрат со стороной 45мм.

    3 четверть.

1 вариант.

1). Решите задачу:

        В магазин «Детский мир» привезли 36 ранцев, а портфелей, в 6 раз меньше. На сколько больше привезли ранцев, чем портфелей?

2). Решите примеры с проверкой:

9 х 3

2 х 7

8 : 4

48 : 6

3). Выполните действия:

6 х 0 + 71

1 х 4 + 27

100 – 3 х 10

4). Решите примеры:

5см1мм + 2дм

11р70к – 50к

5). Незамкнутая ломаная линия длиной 16см состоит из 4 равных отрезков. Постройте такую ломаную линию.

2 вариант.

1). Решите задачу:

        С одного участка собрали 12ц картофеля, а с другого в 4 раза меньше. Сколько центнеров картофеля собрали с двух участков?

2). Выполните действия с проверкой:

12 :3

7 х 9

3). Выполните действия:

21 : 3 + 34

6 х 7 – 22

4). Решите примеры:

23м 1дм + 8дм

8дм 7см – 26см

5). Постройте незамкнутую ломаную линию АВСО с длиной отрезков: АВ = 5см, ВС = 2см, СО = 4см.

3 вариант.

1). Матери 36 лет, дочь в 6 раз моложе матери. Сколько лет дочери?

2). Выполните действия:

8 : 2 + 45

3 х 9 – 11

2 х 3 + 67

81 : 9 + 14

3). Решите примеры:

5ц + 3ц

27р + 53р

75см +16см

4). Начертите незамкнутую ломаную линию из трех отрезков. Обозначьте ее буквами.

     4 четверть.

      1 вариант.

1). Решите задачу:

        Школьники вырастили на своем участке для столовой 36кг капусты, моркови – на 27кг меньше и 52кг свеклы. Сколько килограммов овощей вырастили школьники?

2). Выполните действия:

72 : 9 + 15 : 3

27 : 3 – 24 : 6

100 – 3 х 1

8 х 4 – 3 х 6

3). Решите примеры:

7ц 76кг + 14кг

4ц + 11ц

59ц – 46ц

4). Сравните, не вычисляя. Проверьте вычислением:

1 х 3 …10 х 3

14 : 2 … 14 : 7

5). Начертите прямоугольник, длина которого 5см, ширина на 3 см короче. Обозначьте одну пару противоположных сторон синим цветом, другую пару противоположных сторон красным цветом.

2 вариант.

1). Решите задачу:

        На детскую простыню идет 2м полотна, а на пододеяльник в 2 раза больше, чем на простыню. Сколько пододеяльников можно сшить из 32м полотна?

2). Выполните действия:

61 – 2 х 3

17 + 4 х 10

81 : 9 + 27

99 – 4 х 5

3). Замените крупные меры более мелкими:

3дм 5 см = …

3м 1дм = …

4). Числа 7, 9, 10 увеличьте в 10 раз.

5). Начертите квадрат со стороной 35мм и прямую так, чтобы она пересекала две боковые стороны квадрата.

3 вариант.

1). Решите задачу:

Хозяйка купила 2 сервиза по 6 чашек в каждом и еще 2 большие чашки. Сколько всего чашек купила хозяйка?

2). Выполните действия:

63 : 7

42 : 6

5 х 6

2 х 8

3). Решите примеры:

22 + 45          70 - 34

80 – 39          17 + 44

4). Сравните числа:

85м …87м

13р …6р

5). Начертите квадрат со стороной 4см и отрезок, длиной 5см вне квадрата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

творческий отчет учителя математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Творческий отчет подготовлен мною по итога работы за 2008-2011 учебные годы, преподавая математику детям с ограниченными возможностями здоровья....

"Коррекционно-развивающие задания, способствующие активизации познавательной деятельности и развитию внимания на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида"

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний...

Методическая разработка урока по математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида в 7 классе. Тема: "Обыкновенные дроби"

Данная разработка предназначена для обучающихся 7специального класса. Содержит конспект урока....

Урок геометрического материала в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний  учащихся  Цели урока:повторить понятие  окружности, круга и их элементов;упражняться в построении окружности;развивать познавате...

Доклад на тему: «Использование картографического материала на уроках географии в коррекционной школе VIII вида».

Карта – уменьшенное обобщённое изображение земной поверхности на плоскости в определенной проекции, показывающее размещение, сочетания и связи природных и общественных явлений, отбираемых и характериз...

Методическая разработка годовой контрольной работы по математике, 5 класс, коррекционная школа VIII вида

Методическая разработка годовой контрольной работы 5 класса коррекционной школы VIII вида включает в всебя 4 варианта, разработанных по типогруппам обучающихся....