Выступление на форуме: Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании учащихся с ОВЗ"
консультация по теме

Круглова Ольга Валерьевна

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании учащихся с ОВЗ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ind.-dif.podkhod.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании учащихся с ОВЗ.

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении учащихся имеет немаловажное значение. Это связано с тем, что дети приходят в школу с разным уровнем подготовленности. Учебные мотивы, как правило, не сформированы, преобладают игровые. Период адаптации к школьной жизни, к учебной и трудовой деятельности у них протекает очень медленно и по-разному. В начальном периоде  обучения всем  детям свойствен очень низкий уровень самостоятельности, все они нуждаются в помощи учителя. Результаты выполнения ими заданий нередко зависят от незначительных факторов (ребенок хочет домой, его обидели). Поэтому один и тот же ученик может по-разному выполнять одинаковые по сложности задания.

Данная работа ведется по этапам.

1 этап  Цель: определить возможности и трудности школьников, сгруппировать их с целью дальнейшего обучения.

   Это возможно лишь в результате комплексного и динамического  исследования детей. Предварительное изучение материалов, собранных медико-педагогической комиссией (протокол, медицинская карта, личное дело), и беседы со школьным врачом предоставляют необходимые сведения. Это  данные о внимании и памяти учеников, их работоспособности, об умственном развитии, практическом опыте, а также о структуре дефекта и наличии различных осложнений (церебрастенический синдром, психопатоподобное поведение, нарушение зрения, двигательной сферы и т. д.)  

   Основное значение для изучения школьников имеют текущие наблюдения, проводимые планомерно и систематически

      Фиксируя свое внимание на трудностях, мешающих ребенку справиться с работой, учитывая уровень его знаний и возможностей, варьируется задания, намечаются пути и приемы работы с конкретными детьми.

   В качестве сопоставляемых показателей могут выступать следующие: понимание материала при фронтальном объяснении; умение обобщить полученные знания и применить их при выполнении однотипных или новых простых или сложных заданий, в самостоятельной работе; восприимчивость к помощи.

2 этап.  Учащиеся делятся на группы.

   Первая группа – ученики, успешно овладевающие умениями и навыками при фронтальном обучении.

      Работоспособность учащихся чаще всего высокая или устойчиво средняя. Для учащихся данной группы характерными являются более высокие возможности и при обучении общеобразовательным предметам.

Дифференцированный подход по отношению к ним применяется эпизодически.

   Вторая группа – учащиеся, испытывающие несколько большие трудности, чем уч-ся 1 группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение, нуждаются в дозированной направляющей помощи.

   Третья группа – учащиеся, которые с трудом усваивают программный материал во время фронтальных занятий, нуждаются в разнообразных видах помощи (стимулирующей, направляющей и обучающей).  Учащиеся этой группы продвигаются в обучении крайне медленно и нуждаются в постоянном дифференцированном подходе.

Четвертая группа – уч-ся, которые овладевают учебным материалом на самом низком уровне, нуждаются в ведении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках.

Следует отметить, что отнесенность уч-ся к той или иной группе не является стабильной. Под влиянием корригирующего обучения уч-ся развиваются и переходят в группу выше или занимают более благополучное положение внутри группы.

3 этап.  Планируется дифференцированный подход к учащимся на уроке,  необходимо придерживаться следующих положений: 

  • Дифференцированный подход осуществляется с опорой на сохранные возможности учащихся.
  • Дифференцированный подход осуществляется планомерно и систематически.
  • Дифференцированный подход направлен на всемерное продвижение детей в обучении, овладение ими в силу возможностей программным материалом.

    Продумывая ход урока, необходимо предусмотреть дополнительные методические приемы, наглядность, практические задания, различные приспособления, позволяющие успешно осуществлять дифференцированный подход к учащимся при формировании умений и навыков, учитывать индивидуальную работоспособность.

С помощью, каких же методических приемов организуется дифференцированный подход?

Помимо фронтальных вопросов, предназначенных для всего класса, некоторым уч-ся в случае затруднения предлагаются дополнительные вопросы:

вопрос – побуждение, активизирующий внимание детей («Посмотри внимательно»); развернутый вопрос, сопровождаемый жестом, чтобы привлечь внимание.

Как правило, умение выполнять прием все уч-ся класса закрепляют путем тренировочных упражнений. Однако для тех, кто работает медленно и быстро устает,  необходимо несколько сократить объем работы.  Необходимо стараться также подбадривать неуверенных учеников, внушать им веру в собственные силы.

Немаловажное значение имеет правильное размещение учеников за партами: учеников третьей и четвертой группы на занятиях можно посадить рядом с сильными учениками за первые и вторые парты на крайние места вдоль центрального прохода. Это позволит более оперативно оказывать им помощь, предъявлять дополнительную наглядность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития.

Данный материал поможет понять смысл и применение индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития....

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития.

Данный материал поможет понять смысл и применение индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития....

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития.

Данный материал поможет понять смысл и применение индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития....

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития.

Данный материал поможет понять смысл и применение индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития....

Индивидуальный и дифференцированный подход к слепым и слабовидящим учащимся в процессе обучения и воспитания

Курсовая работа для студентов и педагогов, работающих с детьми, имеющими нарушения зрения...

Совершенствование урока и внеурочной деятельности как основных форм осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к обучению и воспитанию учащихся в условиях ФГОС.

«Никого и ничему научить нельзя - в конечном счете каждый ученик учится сам». Развитие ребенка возможно лишь тогда, когда ему дают задания, соответствующие уровню его индивидуального развития.»...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ СТОЛЯРНОГО ДЕЛА

Педагогами в каждом классе применяется индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, учащиеся делятся на группы по уровню усвоения программного материала, используемые разно-уровневые задания...