Синквейн – технология развития связной речи
методическая разработка на тему

Шибанова Марина Павловна

Теоретический и практический материал по написанию синквейна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sinkvey1.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 МБОУ Мотмосская СОШ

Синквейн – технология развития связной речи

Выполнила: учитель-логопед

Шибанова Марина Павловна

2014 г.

                                                СИНКВЕЙН

Мы часто слышим о том, что современные дети другие. В 1990-е годы появился термин «децелерация», сущность его заключается в замедленном темпе роста и развития детей.

Уровень сформированности языковой компетенции определяется по лексическому запасу ребенка, умению актуализировать слова в самостоятельной речи.

Дети, даже не имеющие речевой патологии, медленно актуализируют слова, долго их вспоминают (до 20 при норме 5-7 секунд), у них происходит сужение значения слов, замена названия частей предмета названием целого предмета.

Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой, даже в ежедневной обстановке, лаконичной, сухой, лишенной образности, яркости. Хорошее владение словом – это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера.

    Одним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро  получить результат, является работа над  созданием синквейна.

    Жизненные впечатления рождают переживания, поэтому любое лирическое произведение - рефлексия.  Стихотворных форм, основанных на рефлексии и построенных "по правилам", мы знаем не так уж много: японские танку, хокку; сонеты. К таким формам относится синквейн.
   

   СИНКВЕЙН – приём технологии развития критического мышления, малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций. Синквейн  – это инструмент для синтеза и обобщения сложной информации, средство творческого самовыражения.

   Синквейн требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.

  

       Синквейн  возник в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стал использоваться (с 1997 года и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.

      Слово синквейн происходит от французского " пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчёте слогов в каждом стихе: его слоговая структура — 2—4—6—8—2, всего 22 слога. Авторы, развивавшие форму в дальнейшем, предложили ряд её вариаций:

  • Обратный синквейн— с обратной последовательностью стихов;
  • Зеркальный синквейн— форма из двух пятистрочных строф, где первая — это традиционный, а вторая — обратный синквейны;
  • Синквейн-бабочка— девятистрочная форма;
  • Корона синквейнов (Crown cinquain) — 5 традиционных синквейнов, образующих завершенное стихотворение;
  • Гирлянда синквейнов (Garland cinquain) — аналог венка сонетов, корона синквейнов, к которой добавлен шестой синквейн, где первая строка взята из первого сиквейна, вторая строка из второго, и т. д.

Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

  • Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. Свои чувства, своё мнение или же это логическое завершение начатой фразы.
  • Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта. Ассоциации к теме, синонимы.

   Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

     Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии.

   В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения  и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей. Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.

   Для того, чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас.    Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов. Обучающиеся осознают, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Эти знания необходимы для создания синквейна.  

    Для успешного усвоения новых слов нужно, чтобы учащиеся являлись активными, заинтересованными участниками процесса.

   Чтобы дети активно заработали, их надо заинтересовать. Для этого существует стадия вызова. Именно на этом, очень важном этапе ребенка вовлекают в работу. Здесь поможет либо элемент неожиданности (о занятии или его теме никто ничего не знал), либо  неординарная формулировка первого вопроса, активизируют интерес загадки.

   На следующем этапе (осмысления) обдумывается выявленная информация, привлекаются имеющиеся у ребят знания. Здесь дети размышляют, вспоминают, собирают крупицы собственного опыта, учатся грамотно выражать именно свои мысли.  Большое значение уделяется работе над семантикой слов.

  Когда же начинать знакомство с этим приёмом? В первом классе! Целесообразно вначале предлагать детям для прослушивания готовые  синквейны, например:

 

 Осень

 Осень

солнечная, тёплая

серая, холодная

дарит, светится, радует.

дождит, шумит, прячет.

В парке осыпаются листья.

Люди смотрят в окна.

Золото!

Грусть!

Предложить детям найти различное и общее в строках, обратить внимание не только на содержание, а и на построение стихов, пересчитать количество строк и слов в каждой строке. 

На первых занятиях сочинять синквейн лучше коллективно. Если дети будут испытывать затруднения (с онр), то можно предложить дополнять словами недописанный синквейн.

Ученик

аккуратный, …  .

читает,  … , ... .

Он всё успел сделать.

Радость!

   После этого сообща составляется стихотворение с противоположным значением, о нерадивом ученике.

Ученик

неряшливый, … .

забыл, … , … .

Перепутал на уроке тетрадки.

Досада!

      Ещё один приём – «Мозаика». Уже составленный синквейн, отпечатанный крупными буквами, педагог разрезает на слова. Задание группе: опираясь на схему, восстановить и прочитать синквейн.   Возможно  даже соревнование между  подгруппами. 

   Подобная работа увлечёт школьников. Когда педагог  почувствует, что дети легко дополняют начатые строки, правильно расставляют части речи, следует переходить на следующих занятиях  к самостоятельному сочинению синквейнов (или в парах ). Слабым обучающимся предложить несколько опорных слов, которыми они смогут воспользоваться в работе.

   Так, первая пара – подбирает и пишет слова-предметы цветными маркерами  на полоске бумаги, 2-ая – слова-признаки, 3-я – слова- действия. Затем сообща  отбирают наиболее подходящие, прикрепляют их на  доске согласно схеме.

Может быть такое преподнесение материала:

● прилагательные и глаголы, относящиеся и не относящиеся к теме,    написаны на доске и обучающиеся самостоятельно выбирают подходящие, на их взгляд, слова;

● лексический материал может  быть написан на карточках и каждый ребёнок самостоятельно  занимается подбором слов, а  затем  объясняет,  почему именно эти слова он выбрал.

Возможны также варианты с:

•        составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);

•        коррекцией и совершенствованием готового синквейна;

•        анализом  неполного синквейна для определения отсутствующей части;

•     использованием синквейна в качестве загадки, упустив при чтении первое слово (существительное).

……..  ,                                                         ………..    ,

Печатные, письменные.                             Гласные, согласные.

Читаются, пишутся, печатаются.             Произносятся, слышатся,поются            

Их учат в первом классе .                        Они есть только у людей.

Трудность!  (Буквы)                                Речь.                    (Звуки речи)

   При написании синквейна можно  использовать  изобразительное искусство, художественное слово (поэзию), музыку (голоса природы, народные мотивы, классические произведения, доступные для восприятия, например, «Времена года» Чайковского).  Дети могут двигаться под музыку, могут слушать с  закрытыми глазами и рисовать воображаемую картину, можно провести медитацию, создавая положительный эмоциональный настрой.

   Важным моментом является обязательное зачитывание перед товарищами своих произведений. При этом учитывается выразительность прочтения синквейна. Для  этого можно создать специальное «читательское кресло» (обычный стул, украшенный уютным чехлом), что вызывает у детей массу положительных эмоций, оттесняет скованность и неуверенность. Дома ребята оформляют свой синквейн на альбомном листе. Далее делается выставка работ, потом наиболее удачные я оставляю в своём портфолио, где есть раздел «Творчество учащихся».  

   Синквейн тем универсален, что его можно писать на любом уроке, на любую тему  (не только на уроках чтения, литературы, но и истории, обществоведения, биологии, химии итд)   Составлять синквейны можно и с дошкольниками, используя алгоритм – модели (метод наглядного моделирования). 

   Итак, синквейн – концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет.

   А самое главное - эта работа является неиссякаемым источником для творчества всех – и детей и взрослых.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы по развитию связной речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи

В докладе рассмотрена проблема развития связной речи у обучающихся школы VIII вида, предложены приемы работы по развитию монологической и диалогической речи у обучающихся...

Использование технологии ТРИЗ(теория решения изобретательских задач)в образовательной деятельности по развитию связной речи

Статья опубликована в сборнике научно-методических материалов " Инклюзивное образование: инновационные проекты,методика проведения, новые идеи"...

«Использование приёмов мнемотехники на уроках технологии» (развитие связной речи).

Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов,   обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение ин...

Семинар-практикум на тему: «Использование творческих методик и технологий в развитии связной речи дошкольников»

ЦЕЛЬ: обобщение материала по применению различных методов и приёмов в работе педагогов по формированию связной речи у дошкольников. Задачи семинара: Систематизировать знания педагогов ...

Развитие связной речи младших школьников.Предложение.Текст.формирование связной речи у обучающихся 2-х классов с ЗПР, способствующая усвоению школьной программы по русскому языку и литературному чтению.

Формирование связной речи у обучающихся 2-х классов с ЗПР, способствующая усвоению школьной программы по русскому языку и литературному чтению....

Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников.

Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников.«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития, только тогда она сумеет ...