Протокол логопедического обследования детей 5-6 лет.
методическая разработка на тему

Евсеенко Юлия Анатольевна

Предлагаются этапы обследования устной речи детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Протокол обследования устной речи

Фамилия, имя ребенка_________________________________________________________

Дата рождения, возраст (лет, мес.)_____________________Время обследования________

Строение и подвижность артикуляционного аппарата

Губы (толстые, тонкие, укороченная верхняя губа, неполное смыкание губ)_______________________

Зубы(диастема(щель между верхними резцами),кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов), крупные_________________________________________________________________________

Прикус прогнатия(выступание верхней челюсти), прогения(выступание нижней челюсти), боковой открытый прикус, передний открытый прикус, норма_________________________________________

Небо(твердого, мягкого): излишне низкое твердое небо, уплощенное,»готическое», куполообразное; укороченное мягкое небо, раздвоение маленького язычка, норма______________________________

Язык: излишне толстый, не уменьшающийся во рту, излишне узкий, укороченная подъязычная связка, маленький, норма________________________________________________________________

Подвижность артикуляционного аппарата

Для губ: вытянуть вперед-покой_________________________оскал-покой________________________

 круговое движение губ хоботком_______________________поднять вверх верхнюю губу опустить_________________________________ вниз нижнюю губу_____________________________

Для языка: показать широкий язык________________________узкий язык_______________________

Лакательные движения языком___________________________пощелкать языком________________

Присасать к твердому небу_______________________________________________________________

Состояние общей и мелкой моторики

  • Попрыгать на одной ноге, на обеих ногах.
  • По команде логопеда «Раз» одновременно поставить ноги на ширине плеч, руки на пояс_____________________________________________________________________________
  • Положить обе ладони на стол и раздвинуть пальцы(«пальчики поссорились»), сдвинуть их вместе(«Пальчики помирились»). Повторить 5-6 раз;
  • Поочередно поднимать от стола большие пальцы обеих рук, указательные, средние, безымянные, мизинцы. Повторить 5-6 раз._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Состояние звукопроизношения

Инструкция: «Повтори за мной предложение».

Бабушка сушила мокрое белье на веревке.

(если выявляются дефекты звукопроизношения, то предлагаются слова)

Инструкция: «Повтори за мной слова».

Собака – маска – нос_________________щука-вещи-лещ__________________

Сено – василек – высь________________чайка-очки-ночь_________________

Замок – коза________________________рыба-корова-топор_______________

Зима – магазин______________________река-варенье-дверь_______________

Цапля – овца – палец_________________лампа-молоко-пол_______________

Шуба – кошка – камыш______________лето-колесо-соль_________________

Жук – ножи_________________________

Свистящие(характер нарушений)

Шипящие(характер нарушений)

С

Ш

С '

Ж

З

Ч

З '

Щ

Ц

Сонорные (характер нарушений)

Другие звуки (характер нарушений)

Л

Л '

Р

Р '

Состояние слоговой структуры слова

Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова

  • Повтори слова

Светофор _____________________сковорода_____________________фотограф___________________

Вертолет _____________________велосипед_____________________автомобиль_________________

Парикмахер __________________мотоциклист___________________

  • Повтори предложение

Мальчики слепили снеговика_____________________________________________________________

Водопроводчик чинит водопровод_________________________________________________________

Волосы подстригают в парикмахерской_____________________________________________________

Саше понравился пластмассовый кораблик_________________________________________________

У девочки Дины котенок Тима.____________________________________________________________

Регулировщик стоит на перекрестке._______________________________________________________

Состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений

Проверка состояния фонематического восприятия

  • Повтори за мной слоговые ряды и слова

та-да-та ____________________________                        да-та-та ___________________________

ка-га-га ____________________________                        га-га-ка ___________________________

па-ба-па____________________________                       ба-ба-па___________________________

кот-год-кот______________________________ том-ком-гном _____________________________

том-дом-ком____________________________ мак-бак-так _______________________________

Состояние фонематического анализа и синтеза

  • Скажи, какой первый звук в слове

А – Аня, аист, астра_____________

О – осы, Оля, окна______________

И – Ира, ива, ил________________

У – улица, уши, Уля_____________

  • Определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце)

С – сад_____________________фокус______________________лиса_____________________

К – кошка____________________окно______________________мак_____________________

  • Определение последовательности звуков в слове САНИ (МАК, СОК)

Какой звук ты слышишь в начале слова сссани?__________

 Какой звук ты слышишь после звука с? и т.д_____________

Фонематический синтез

  • Составь слова из звуков

[с],[а],[д]__________________[д],[о],[м]___________________[р],[у],[к],[а]_________________

[п],[о],[ч],[к],[а]_______________

  • Фонематические представления

Подбери слово на заданный звук. Инструкция: «Назови слово со звуком [с],[з],[ц],[ш],[ж],[ч],[щ]». (отобрать картинки, в названии которых имеется данный звук.

Например, на звук  [с ]: самолет, стакан, сыр, сумка, сосна_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности словарного запаса

Исследование номинативного словаря

  • Назови, какие ты знаешь?

•овощи_____________________________________________________________________

•фрукты ____________________________________________________________________

•одежда ____________________________________________________________________

•обувь ______________________________________________________________________

•мебель_____________________________________________________________________

•времена года _______________________________________________________________

•транспорт __________________________________________________________________

•дикие животные_____________________________________________________________

•домашние животные _________________________________________________________

•птицы _____________________________________________________________________

•цветы______________________________________________________________________

•деревья ____________________________________________________________________

•грибы _____________________________________________________________________

•ягоды _____________________________________________________________________

•профессии _________________________________________________________________

  • Назови предмет по его описанию

Инструкция: «Как называется предмет, в котором варят суп?_________________________

Как называется предмет, которым копают землю?__________________________________

Как называют место, на котором выращивают овощи?_______________________________

  • Знание обобщающих слов

Яблоко, груша,банан, слива_____________________________________________________

Картофель, помидор, огурец_____________________________________________________

Платье, кофта, юбка, майка______________________________________________________

Кеды, сапоги, тапки, кроссовки___________________________________________________

Диван, кровать, шкаф, кресло______________________________________________________

Зима, весна, лето, осень__________________________________________________________

Автобус, мотоцикл, машина, ______________________________________________________

Лиса, заяц, волк, медведь_________________________________________________________

Корова, лошадь, коза, свинья______________________________________________________

Сорока, дятел, воробей___________________________________________________________

Мак, роза, василек_______________________________________________________________

Береза, сосна, рябина____________________________________________________________

Маслята, подберезовик, сыроежка__________________________________________________

Малина, земляника, смородина, ежевика____________________________________________

Повар, маляр, врач_______________________________________________________________

  • Подбор синонимов

Радость ________________________печаль___________________________________________

Врач___________________________шофер____________________________________________

Исследование атрибутивного словаря

  • Подбор определений к словам:

Например: Туча черная

Лес _____________________________________дом____________________________________

Небо ___________________________________дорога___________________________________

Мама __________________________________книга____________________________________

  • Подбор относительных прилагательных

Стол какой(деревянный), а стакан?»

Вата_________________________________замок_______________________________________

Ранец _______________________________шуба________________________________________

Ваза ________________________________снег_________________________________________

Ремень______________________________море________________________________________

Мед________________________________лист_________________________________________

  • Подбор антонимов

широкий ____________________ длинный _________________ высокий ___________________

весёлый _____________________ светлый _________________ больной ___________________

прямой _____________________ сухой ____________________  холодный _________________

Исследование предикативного словаря

  • Называет действия. Кто как передвигается?

Собака _________________________лошадь__________________________________________

Ворона _________________________человек_________________________________________

Червяк __________________________бабочка________________________________________

Рыба ___________________________черепаха________________________________________

  • Кто как голос подает?

Собака __________________утка________________________петух________________________

Гусь_____________________ворона_____________________лошадь______________________

Жук_____________________кошка______________________волк_________________________

  • Действия людей различных профессий

Маляр___________________________портной_________________________________________

Врач_____________________________парикмахер_____________________________________

Летчик___________________________тракторист______________________________________

Исследование грамматического строя речи

  • Исследование способности словоизменения

  • образование множественного числа существительных и родительного падежа существительных множественного числа:

множ.число им.пад.

множ.число родит.пад.

стул

ведро

воробей

дом

пчела

ухо

утёнок

окно

  • Образование существительных множественного числа

Дом-дома-домов

Дерево-________________________________________________________________________

Яблоко_________________________________________________________________________

Окно-окна-окон

Марка_________________________________________________________________________

Стол___________________________________________________________________________

Шар___________________________________________________________________________

Книга_________________________________________________________________________

Вишня_________________________________________________________________________

  • Согласование прилагательных с существительными

(используются предметные картинки. Образец: шар-красный, чашка-красная, платье-красное.)

Шарф____________________________Шапка_________________________________________

Пальто___________________________

  • Образование названий детенышей

у кошки ____________________ у собаки __________________ у свиньи ___________________

у медведя ___________________ у зайца _________________ у лисы_____________________

у коровы ___________________ у лошади __________________ у овцы_____________________

у мыши ____________________ у лягушки _________________ у курицы __________________

Исследование способности словообразования

  • образование уменьшительно-ласкательной формы:

дом______________________ ёлка ______________________ Женя _______________________

стул_____________________гриб _______________________ Костя _______________________

кровать__________________ложка______________________кукла________________________

  • образование прилагательных от существительных

Дерево-деревянный

Резина________________________стекло__________________хрусталь___________________

Кожа_________________________железо__________________шелк______________________

Бумага_______________________кружево_________________

  • образование глаголов префиксальным способом

Инструкция: «Покажи где мальчик пришел……..?!»

Шел (пришел, ушел, подошел, дошел)

Ходит (уходит, подходит, заходит, переходит)

Наливает (поливает, выливает, переливает, доливает)

  • образование притяжательных прилагательных

У зайца хвост заячий, а у волка?_____________________________________________________

 У лисы?_________________________________________________________________________

У зайца голова заячья, а у волка?____________________________________________________

У лисы?_________________________________________________________________________

  • Согласование существительных с числительными

- 1 -

ухо

- 2 -

- 5 -

помидор

стул

ручка

Обследование связной речи

  • составление рассказа по картинке__________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • составление рассказа по серии картин ________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • пересказ_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Протокол логопедического обследования.

Даны этапы обследования устной речи учащихся 1-4 класс....

Протокол логопедического обследования

Данное методическое пособие используется логопедом  при обследовании детей первого года обучения в начале учебного года, для зачесления их на школьный логопункт....

Протоколы логопедического обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста

Методики логопедического обследования устной и письменной речи...

Протокол логопедического обследования детей средней группы по методике Нищевой Н.В.

Протокол логопедического обследования предназначен для выявления уровня речевого развития детей 4-5 лет в условиях логопункта....

Протокол логопедического обследования детей старшей группы по методике Нищевой Н.В.

Протокол логопедического обследования предназначен для выявления уровня развития речи детей 5-6 лет в условиях логопункта....

Протокол логопедического обследования детей подготовительной к школе группы по методике Нищевой Н.В.

Протокол логопедического обследования предназначен для выявления уровня развития речи детей подготовительной к школе группы 6-7 лет в условиях логопункта....

Протокол логопедического обследования детей с нарушениями зрения

Мною разработан протокол речевого обследования детей старшего и подготовительного возраста для детей с нарушениями зрения. Применяю его для первичного обследования на начало учебного года и на конец. ...