Конспекты коррекционно-развивающих занятий. Русский язык.
план-конспект занятия на тему

Кузьменцова Анна Сергеевна

Гласные после шипящих.

Словообразовательная роль приставок  и суффиксов в русском языке.

Парные звонкие и глухие согласные.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ ЦЛПДО

Конспект дефектологического

занятия.

Тема: «Гласные после шипящих».

                                                           учитель-дефектолог

                                                      Кузьменцова А.С.

Москва

2013 г.

Тема: «Гласные после шипящих».

Цель: закрепить знания о грамматическом правиле «гласные после шипящих» в слогах жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Задачи: 1) образовательные:

  • закрепить знания о правописании жи-ши, ча-ща, чу-щу;
  • учить применять знания на практике;
  • тренировать и упражнять учащегося, отрабатывать умение без ошибочно писать слова с данными сочетаниями;

  2) коррекционно - развивающие:

  • коррекция памяти и внимания;
  • развитие связной речи учащегося;
  • коррекция и развитие зрительного восприятия;

  3) воспитательные:

  • формировать навык самостоятельной работы

Ход занятия.

        

1. Предложить ученику повторить правило на тему: «Гласные после шипящих».

Запомни:

жи-ши — пиши с и

ча-ща — пиши с а

чу-щу — пиши с у

2. Задание № 1.

Буквы упали и слово образовали. Напиши слова, которые получились из этих букв.

Закружились, случай, машина, лыжник, чащоба, бежит.

3. Задание № 2.

         Все обдумай, не спеши, а потом уже пиши.

Ча             жы             жы       щу          чя

      йка,  е      ки,   чи      ки,        ка,          йка.

Чя             жи             жи        щю         ча

 

4. Задание № 3.

Дополни стихотворные строчки.

Кот живёт у нас на крыше,

А в чулане живут ...

Не поедет без бензина

Ни автобус, ни...

По полям бегут ручьи,

На дорогах...

Скоро выйдут муравьи

После зимней...

                     (С. Маршак)

5. Задание № 4.

Из данных слов составь и запиши слова.

6. Физкультминутка.

        Игра «Пальчики».

Пальцы сжаты в кулачок. Поочередное разгибание пальчиков, начиная с большого.

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья.

7. Задание № 5.

Расположи предложения так, чтобы получился связный рассказ. Напиши его.

В мутной воде щука сама попалась на удочку.

 Щука хотела поймать леща.

Жила в пруду щука.

Она стала мутить воду.

8. Задание № 6.

        Восстанови стихи с помощью сочетаний жи, ши, чу, щу.

      ли  на        мы      ,     

За трубой на крыше.

Там        десное местечко,

Потому что рядом печка.

Су     т печка сухари,

Мы        и      т  крошки.

Знают даже малы      ,   

Что и      т  мышек кошки. 

9. Задание № 7.

        Запиши слова под диктовку.

Шина, машина, чайка, чаща, щука, чулок, шишка, жираф, чулан,  машинист.

10. Итог урока.

Какое правило мы сегодня проходили?

Какие слова ты запомнил с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу?



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения ЮАО

Тема: Словообразовательная роль

приставок и суффиксов в русском языке.

Учитель-дефектолог: Кузьменцова А.С.

                                                                 Ученик 4го класса: Сорокин И.

Москва

2013г.

Тема: Словообразовательная роль приставок и суффиксов в русском языке.

Цель: формировать умение выделять приставку и суффикс в слове, развивать умение образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов.

Задачи:

  1. Образовательные:

- формирование умения выделять приставку и суффикс в слове.

  1. Коррекционно-развивающие:

- коррекция и развитие связной устной речи (во всех упражнениях и на вопросы в подготовительном этапе дети учатся давать полный ответ на поставленный вопрос).

  1. Воспитательные:

- воспитывать интерес к учебе.

  1. Здоровьесберегающие задачи:

- следить за правильной посадкой детей

- планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости детей

- чередовать статические и динамические задания

Ход урока:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

На доске: корень, окончание, глагол, суффикс, приставка.

Ребенку предлагается прочитать слова, найти лишнее слово, далее задаются вопросы что такое корень, что такое окончание, для чего они служат? Сегодня на уроке мы повторим части  слова такие как суффикс и приставка.

  1. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА.

- Наблюдение над ролью приставок.

Ребенку предлагается прочитать слова : выходить, заходить, переходить, уходить. Далее задаются вопросы: что общего в этих словах?  (однокоренные), чем отличаются? (значением), какая часть придает им разное значение? (приставка).

- Работа с правилом.

Ребенок проговаривает правило, вспоминает как образуются слова? (с помощью приставок и суффиксов), для чего служит приставки?

- Упражнение в определении приставок.

Ребенку предлагают списать слова в тетрадь и выделить приставку.

Безоблачный, выписать, надставить, проверить, заплакать, сгореть, доплыть, расцвел.

  1. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Ветер по лесу летал, ветер листики считал,

Вот дубовый, вот кленовый,

Вот рябиновый резной, вот с березки золотой,

И последний лист с осинки, ветер кружит над тропинкой.

(Ребенок повторяет вместе с дефектологом стихотворение и выполняет упражнение).

– Наблюдение над ролью суффиксов.

Ребенку предлагается прочитать слова : лисица, лисичка, лисонька, лиса. Далее задаются вопросы: что общего в этих словах?  (однокоренные), чем отличаются? (значением), какая еще часть слова служит для образования новых слов? (суффикс).

- Упражнение в определении суффиксов.

Ребенку предлагают списать слова в тетрадь и выделить суффикс.

Дом-домик-домишко-домино, брат-браток-братец-братишка.

  1. ИТОГ УРОКА.

- Какие части слова служат для образования новых слов?



Предварительный просмотр:

ГБОУ ЦЛПДО

Конспект коррекционно-развивающего занятия

Тема: Парные звонкие и глухие согласные.

                                                                    Провела: Учитель-дефектолог

                                                 Кузьменцова А.С.

                                                             Ученик: Смирнов А..

Москва

Январь 2014

Тема: парные звонкие и глухие согласные.

Цель: сформировать у детей знание о парных звонких и глухих согласных.

Задачи:

- Сформировать знания о способах проверки слов с парными согласными в конце и в середине.

- Актуализировать , уточнить и конкретизировать знания учащихся о парных и непарных звонких и глухих согласных;

- Учить анализировать звуковой состав слова; писать слова с парными согласными звуками.

- Воспитывать интерес к родному языку.

- Развивать внимание, орфографическую зоркость, устную и письменную речь.

- Развивать речь, память, внимание, умение сравнивать и обобщать.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Орг. момент

- Записать число,

классная работа

Гимнастика для пальцев

  • Растираем ладони между собой.
  • «Моем» руки: поочередное скольжение с надавливанием кистей друг на друга.
  •  «Монетки» - круговые движения большим пальцем по кончикам всех других пальцев поочередно по и против часовой стрелки.

Ребенок повторяет действия учителя.

Новая тема

- Я  прочитаю стихотворение , а ты скажешь о чем оно и догадаешься какая тема урока у нас сегодня будет.

Парные согласные – самые опасные!

Слово смело изменяй –

Рядом гласный подставляй.

Плот – плоты, плод – плоды,

Этаж – этажи, шалаш – шалаши.

- О чем это стихотворение?

- Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать?

Слушает стихотворение

О парных согласных

Парные звонкие и глухие согласные.

Физкультминутка

- Прежде чем продолжить работу надо немного нам отдохнуть.

- Я буду читать строки, а ты дополнять слова.

1. Возле поля, мимо ржи

    Шли колючие ………(ежи)

2. В поле травы хороши,

А в озерах ……(камыши)

3. С неба падают снежинки,

   Словно белые пу……….(…шинки)

4.  Не шумите! Тише, тише!

В темной корке дремлют мыши!

Шагает на месте

Разводит руками

Руки вверх сомкнуты.

Кружится на месте

Присаживается на корточки.

Работа по учебнику

- Давайте вспомним парные звонкие и глухие согласные.

- Как можно проверить звонкие и глухие согласные?

- Вставьте вместо точек подходящие слова и запишите предложения.

Поставить после парных согласных гласные буквы.

Подбирают нужные слова и записывают предложении в тетрадях.

Гимнастика для глаз

  • Горизонтальные движения глаз: направо-налево.
  • Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз.
  • Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.
  • Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе.
  • Сведение глаз к носу. Для этого к переносице поставьте палец и посмотрите на него - глаза легко "соединятся".
  • Частое моргание глазами.

Ребенок повторяет за учителем

Работа в тетради.

- 1)Прочитайте слова.

- Назовите выделенные согласные.  

- Какие они, звонкие или глухие?

Лиза - ….

Горка - …..

Дело - …….

2)  Подбери слова с парными глухими согласными.

3) Вставь эти слова в предложения. Предложения запиши.

Приехала сестра …….  . …… запутала след. На столе осталась только хлебная …….    .   …….  стала скользкой.   Сделал ……. – гуляй смело.   ….. птицы покрыто перьями.

З, г, д

Звонкие

лиса

корка

тело

Приехала сестра Лиза. Лиса запутала след. На столе осталась только хлебная корка. Горка стала скользкой.   Сделал дело – гуляй смело.   Тело птицы покрыто перьями.

Закрепление

- Я буду называть слова с парной согласной на конце слова.

Ты должен  назвать мне проверочное слово.

Клуб, обрыв, пирог, народ, груз, сторож, арбуз, след, хлеб, дуб, снег.

Называет проверочные слова.

Итог

Оценки

Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая коррекционно-развивающая программа по русскому языку для учащихся 4-6 классов с нарушением интеллекта

Рабочая коррекционно-развивающая программа по русскому языку для учащихся 4-6 классов с нарушением интеллекта...

Конспект коррекционно-развивающего комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи "Транспорт"

Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте. Задачи:Образовательные:уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт»;закреплять знания о видах транспорта, названия транспортных средств, действиях...

Коррекционно-развивающая программа по русскому языку в спец. (корр.) кл.VIII вида

Данная программа предназначена для  проведения коррекционных занятий по русскому языку в 6,8 классах, в которых ведется обучение по программам общеобразовательных учреждений VIII вида, с целью ко...

Конспект коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия.

Цель занятия: коррекция агрессивных проявлений у детей.Задачи занятия:- создание в группе доверительной обстановки;- тренировка умения выражать свои эмоции в мимике, пантомимике;- развитие навыков общ...

Рабочая коррекционно-развивающая программа по русскому языку 11 класса школы 8 вида

Представленная рабочая программа по русскому языку для учащихся 11 класса коррекционной школы 8 вида для детей с легкой умственной отсталостью....

Коррекционно-развивающие упражнения по русскому языку на тему "Местоимение"

Разноуровневые коррекционные развивающие упражнения по русскому языку на внимание, мышление, память на тему "Местоимение" можно использовать на урока русского языка и на индивидуально-коррекционных за...