Обобщение опыта по теме: ""Использование информационных технологий в логопедической работе с учащимися начальных классов специальной (коррекционной) школы - интерната VIII вида"
материал на тему

Гаврищук Александра Евгеньевна

электронные ресурсы делают процесс коррекции речи более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в ней представлены в игровой, интерактивной форме. Все это повышает мотивационную готовность ребенка к занятию, что положительно сказывается на результатах логопедической работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otzyv.docx12.66 КБ
Файл obobshchenie_opyta_ikt.docx32.6 КБ

Предварительный просмотр:

ОТЗЫВ

на обобщение опыта по теме:

«Использование информационных компьютерных технологий в логопедической работе с обучающимися начальных классов в специальной (коррекционной) школе VIII вида»

на учителя-логопеда ГКС (К) ОУ «Каргапольская школа-интернат VIII вида»

Нелюбиной Александры Евгеньевны

В настоящее время все большую популярность в организации коррекционно-развивающей работы  приобретает использование компьютерных технологий. Компьютерные технологии являются эффективным средством, так как позволяют педагогу разнообразить формы и методы педагогического воздействия, варьировать задания, предоставить обучающемуся возможность выбора форм и средств деятельности, индивидуализировать педагогический процесс.

Учитель-логопед,  Нелюбина А.Е. обобщила опыт логопедической работы  с использованием информационных компьютерных технологий в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Раскрыла возможности использования информационных компьютерных технологий на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста в специальной (коррекционной) школе VIII  вида и подробно рассмотрела некоторые из них. Таким образом, использование компьютера в логопедической работе способствовало активизации произвольного внимания, повышению мотивации к учению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, повышению эффективности коррекционной работы, интенсификация работы с результатами логопедических мониторинговых исследований, повышение качества делопроизводства.

Данный опыт работы был представлен на курсах повышения квалификации по теме: «Современные подходы к диагностике и коррекционно-развивающие аспекты сопровождения детей с нарушениями речи».

Научный куратор курсов: ____________(С.А. Мусихина)

Методический (учебно-методический) куратор курсов: ____________(З.Г. Фролова)



Предварительный просмотр:

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования и социальных технологий»

Государственное казенно специальное   коррекционное образовательное учреждение «Каргапольская школа – интернат VIII вида»

 Тема курсов: «Современные подходы к диагностике и коррекционно-развивающие аспекты сопровождения детей с нарушениями речи».

Обобщение опыта

Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

Составитель:

Нелюбина Александра Евгеньевна

учитель-логопед

ГКС(К)ОУ «Каргапольская школа – интернат VIII вида»

р.п. Каргаполье

доцент кафедры психологии и

здоровьесбережения к.п.н.

Мусихина Светлана Александровна

Курган 2014

Актуальность темы

Различные формы и виды речевых нарушений детей с отклонениями в умственном развитии влияют на развитие познавательной деятельности ребёнка. У ребенка c ограниченными возможностями здоровья , как слуховое различение, так и произношение слов и фраз возникает значительно позже, чем у здоровых детей. Он долгое время не может дифференцировать звуков речи окружающих людей, не усваивает новых слов и словосочетаний. Это не означает, что ребенок глух, он слышит даже тихий шорох или изолированный звук, но звуки связной разговорной речи воспринимаются им нерасчлененно. Поэтому разговорную речь он воспринимает так, как например, взрослые воспринимают иностранную речь. Такой ребенок выделяет и различает лишь немногие слова, так как процесс выделения  адекватно воспринимаемых им слов происходит в более медленном темпе, чем  в норме и требует специально организованной коррекционно-развивающей работы.  Умственно отсталые дети плохо различают сходные звуки, особенно согласные, например: бочки-бошки, утка-удка, балка-палка и т.д. Ребенку трудно установить, в каком порядке следуют друг за другом звуки в словах, он плохо различает на слух окончания слов – все это существенно препятствует усвоению им грамматических форм. Недостатки фонематического слуха умственно отсталых детей, дефекты произношения, трудность расчленения слова на звуки – все это приводит к тому, что при письме дети допускают множество ошибок. Кроме того, при обучении письму и чтению обнаруживаются дефекты зрительного анализатора и пространственной ориентировки. Это проявляется в том, что учащиеся коррекционных школ с трудом различают начертания сходных букв, пишут иногда зеркально, теряют строки при письме и чтении.

Для эффективности коррекционной работы по развитию связной выразительной речи у детей с недоразвитием интеллекта логопед должен учитывать не только особенности их зрительного и слухового восприятия, но и отсутствие произвольных познавательных процессов.

Дело в том, что недостаточная активность восприятия умственно отсталых детей свидетельствует об их неумении внимательно всматриваться, искать и находить какие-либо объекты, избирательно рассматривать изображения, видеть все детали на предметных или сюжетных картинках. У них с большим трудом формируется способность к активному, критическому рассматриванию и анализу содержания сюжетных картинок, поэтому они неправильно толкуют их, руководствуясь случайным впечатлением.

Опыт показывает, что очень трудно бывает удержать внимание у умственно отсталых детей, пробудить у них интерес к содержанию занятия, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти и использовался в новых условиях. Как построить обучающий процесс, чтобы способствовать развитию у детей познавательной активности и потребности к изучению родного языка, а в дальнейшем ко всему процессу обучения?

В настоящее время все большую популярность в организации коррекционно-развивающей работы  приобретает использование компьютерных технологий. Компьютерные технологии являются эффективным средством, так как позволяют педагогу разнообразить формы и методы педагогического воздействия, варьировать задания, предоставить ребенку возможность выбора форм и средств деятельности, индивидуализировать педагогический процесс.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что многие авторы отмечают, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями речи и значительно повысить эффективность коррекционного обучения (Р.Ф. Абдеев, В.П.Беспалько, Ю.Б. Зеленская,  Е.И.Машбиц, О.И. Кукушкина, И.А. Филатова, Л.Р. Лизунова и др.).

Цель нашего исследования: теоретический обосновать, разработать и апробировать содержание логопедической работы  с использованием информационных технологий в начальных классах специальной (коррекционной ) школы VIII вида.

Объект нашего исследования – обучающиеся с нарушением речи.

Предмет нашего исследования - практическое значение использования ИКТ на логопедических занятиях для повышения эффективности работы логопеда.

          Задачи:

1. Проинформировать о возможностях использования ИКТ на логопедических занятиях;

2. Объяснить, как средства ИКТ могут способствовать развитию речевых умений навыков;

3. Сформировать представления о том, где можно найти средства ИКТ и какие умения они развивают;

4. Научить использовать различные средства ИКТ.

Гипотеза: мы предположили, что коррекция речи у обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида будет более эффективной с использованием информационных компьютерных технологий. Чтобы заинтересовать таких детей, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, новые технологии. Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к непосредственно-образовательной деятельности использование компьютерных программ может служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.

Методологическая основа:

 В основу использования новых информационных технологий в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др.

Практическая направленность

Материалы исследования могут быть использованы учителями начальных классов, воспитателями, родителями при планировании логопедической работы

В рамках экспериментальной работы были определены следующие направления работы по развитию связной выразительной речи:

-формировать правильное произношение;

-развивать зрительно-моторную координацию, пространственное восприятие;

-развивать произвольность зрительного и слухового восприятия;

-пополнять и активизировать словарный запас;

-развивать навыки звукобуквенного анализа.

В соответствии с перечисленными направлениями были обозначены основные этапы коррекционно-развивающей работы, сформулированы задачи.

I этап (Подготовительный).

Задачи подготовительного этапа:

- развивать зрительное и слуховое восприятие;

- развивать артикуляционную моторику;

- развивать навыки произвольного поведения;

- развивать зрительно-моторную координацию.

II этап (Формирование произносительных умений и навыков).

Задачи второго этапа:

- устранять дефекты звукопроизношения;

- развивать умения и навыки дифференциации артикуляционно и акустически сходных звуков;

- автоматизировать произношение звуков;

- формировать навыки грамматически правильной речи.

III этап (Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, коррекция звукопроизношения).

Задачи третьего этапа:

- учить детей выделять звук из состава слова, устанавливать линейную последовательность звуков;

- учить определять местоположение звука (начало, середина, конец слова);

- развивать фонематическое восприятие;

- учить устанавливать различительные функции фонем.

IV этап (Развитие познавательной сферы).

- развивать познавательный интерес;

- развивать произвольность восприятия, внимания, мышления, памяти;

- пополнять и активизировать словарный запас.

V этап (Развитие связной выразительной речи).

- развивать связную речь;

- развивать навыки интонационно выразительной речи;

- учить определять логическую последовательность рассказа по сюжетным картинкам;

- формировать навыки рассказывания  в логической последовательности.

Где же ИКТ могут помочь современному педагогу в его работе?

1. Подбор иллюстративного материала к совместной организованной деятельности педагога с детьми и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация) .

2. Подбор дополнительного познавательного материала.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.

4. Оформление групповой документации, отчётов. Компьютер позволит не писать их каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми и педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских собраний.

При создании единой базы методических и демонстрационных материалов у педагога появляется больше свободного времени.

В результате работы по внедрению информационных технологий отмечено преимущества ИКТ перед традиционными средствами обучения:

1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;

2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;

3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;

4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;

5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т. д.) ;

6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;

7. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.

Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

ИКТ могут быть использованы на любом этапе совместной организованной деятельности:

1. В начале для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;

2. Как сопровождение объяснения педагога (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты и т. д.)

3. Как информационно-обучающее пособие

4. Для контроля усвоения материала детьми

В настоящее время использование в образовательной деятельности с детьми школьного возраста информационно – коммуникационных технологий стало необходимым условием обучения и социальной адаптации ребенка, а особенно детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Инновационные технологии позволяют поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении и закреплении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме. Реализуя данные технологии в образовательном процессе коррекционной школы, решаются следующие задачи:

1. Повышение качества образовательной и коррекционно - развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ;

2. Развитие интеллектуального, эмоционального потенциала и позитивных личностных качеств ребенка, компенсация у него первичных нарушений и коррекция вторичных отклонений.

3. Формирование мотивации и поддержание интереса детей во время непосредственной образовательной деятельности.

4. Приобретение детьми практических навыков работы с компьютером.

Преодоление системного недоразвития речи не зависимо от степени тяжести, как правило, имеет длительную и сложную динамику. Поэтому, применение в коррекционно - образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с общим недоразвитием речи, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи.

Использование в коррекционной работе нетрадиционных методов и приемов, например, мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Их применение на логопедических занятиях интересно, познавательно и увлекательно детям. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с детьми.

Создан банк электронных образовательных ресурсов: компьютерные логопедические программы, компьютерные обучающие игры, мультимедийных презентаций, аудиоматериал по следующим направлениям работы:

• Формирование произношения.

• Развития фонематического восприятия, овладение элементами грамоты.

• Формирование лексико-грамматических средств языка.

• Развитие связной речи.

• Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, здоровьесберегающие технологии.

Таким образом, электронные ресурсы делают процесс коррекции речи более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в ней представлены в игровой, интерактивной форме. Все это повышает мотивационную готовность ребенка к занятию, что положительно сказывается на результатах логопедической работы.

Электронные ресурсы основополагаются на основных принципах:

- игровая;

- интерактивность;

- полисенсорное воздействие, т. е. слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и дает возможность создания эффективный компенсаторных механизмов;

- дифференцированный подход к обучению - содержит различные по сложности или объему варианты заданий и имеет возможность индивидуальной настройки;

- объективность –позволяет зафиксировать начальные данные состояния корригируемой функции. Ее состояние в процессе работы и конечные данные.

В своей работе по коррекции речи у обучающихся с интеллектуальным недоразвитием использую ИКТ с 2012 года, кабинет логопеда оснащён компьютером с его составляющими. Использование компьютера в логопедической работе способствовало активизации произвольного внимания, повышению мотивации к учению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, повышению эффективности коррекционной работы, интенсификация работы с результатами логопедических мониторинговых исследований, повышение качества делопроизводства.

За последнее время была проделана следующая работа по использованию ИКТ в логокоррекционной работе:

1. Отобраны, установлены и используются в работе коррекционно-развивающие логопедические программы и программы по коррекции психических процессов:

Компьютерные логопедические программы

№ п/п Наименование программы

1 Специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры»

2 Обучающая и развивающая игра «Веселые игры для развития речи и слуха»

3 Компьютерная обучающая игра «Веселая читайка»

4 Компьютерная обучающая программа "Баба-Яга учится читать"

5 Компьютерная обучающая программа «Баба –Яга учится считать»

6 Программа говорящая русская азбука Azbuka Pro

7 Детская развивающая игра Домашний логопед. Учимся говорить правильно

8 Мультимедийная игра "Развитие речи. Учимся говорить правильно"

9 Развивающий мультфильм Роберта Саакянца А, Б, В, Г, Д - Учимся читать

10 Азбука для малышей Развивающий мультфильм Роберта Саакянца

13 Серия «Учимся и оздоравливаемся»

2. Созданы или закачаны из интернета и используются презентации по различным направлениям логокоррекционной работе.

Мультимедийные презентации позволяют привнести эффект наглядности в занятие, повысить мотивационную активность, способствовали более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка. В использовании мультимедийных презентаций учителем-логопедом можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность.

Для повышения эффективности логопедических занятий используется двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными. Каждый слайд презентации несет большую смысловую и образную нагрузку, позволяющую задействовать правое полушарие, более развитое у детей с речевыми проблемами.

Презентационные материалы применяются для:

развития речевого дыхания;

гимнастики для глаз;

автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной речи;

дифференциации акустически близких звуков и графически сходных букв;

развития фонематического восприятия,

развития элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза;

усвоения лексических тем;

развития навыков словообразования и словоизменения;

развития связной речи и познавательных способностей и т. д.

Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

С помощью мультимедийных презентаций проводятся физминутки и зрительная гимнастика.

Мультимедийные презентации используются на занятиях по постановке и автоматизации звуков, когда упражнения появляются мониторе в ярком виде.

3. Подобраны и систематизированы по папкам картинки для коррекции звукопроизношения, пополнения словаря и развитие связной речи по различным лексическим темам.

4. Использую задания для профилактики дисграфии и дислексии в электронном виде, которые частично заменяют раздаточный материал.

5. Использую специальные компьютерные программы, наглядно моделирующие произношение отдельных звуков речи.

6. Использую аудиапрограммы:

1. «Веселая Логоритмика» серия «Развивалочка от 1 до 5» Екатерины Железновой.

2. «Абсолютный слух» серия «Развивалочка от 1 до 5» Екатерины Железновой.

3. «10 мышек – пальчиковые игры с музыкой» серия «Развивалочка от 1 до 5» Екатерины Железновой

4. Электронная аудиоэнциклопедия дяди Кузи и Чевостика.

5. «Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры» Н. В. Нищева, Л. Б. Гавришева

6. «Логопедические распевки» Т. С. Овчинникова

7. «Детские песенки».

8. Аудиокниги сказок, потешек и др.

Использую аудиопрограммы для автоматизации и дифференциации звуков речи, коррекции голоса, просодии, дикции, на логопедических занятиях с элементами логоритмики.

7. Систематизированы диагностические материалы, документация учителя-логопеда (отчёты, планы, речевые карты, списки детей и др.) в электронном виде.

8. Регулярно использую в работе интернет-ресурсы, создан личный сайт.

9. Собрана в электронном виде Библиотека книг по логопедии.

10. Таким образом, использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повысить интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы, значительно облегчает деятельность учителя-логопеда

Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны

Анализ результатов 

Как показали результаты экспериментальной деятельности, применение компьютерных технологий значительно повышает эффективность коррекционно-развивающей работы по формированию грамматически правильной речи детей с умственной отсталостью, формирует у них интерес к занятиям, развивает познавательную сферу.

Литература

Интернет-сайты с логопедическими онлайн-играми

[1]

http://www.solnet.ee

http://www.logoped1965.narod.ru

http://www.detiseti.ru

http://www.teremoc.ru

http://www.lohmatik.ru

http://www.internetenok.narod.ru

http://www.nachalka.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике для учащихся 2 класса специальной ( коррекционной) школы- интерната VIII вида

Рабочая программа по математике для учащихся 2 класса специальной ( коррекционной)  школы- интерната  составлена на основе программы специальных ( коррекционных) образовательных  у...

Программа факультативного курса по географии для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида

Программа факультативного курса разработана для учащихся 7 класса. Цель программы познакомить учащихся с природой края, сообщить о современных проблемах экологии.Основными принципами построения програ...

внеклассное мероприятие "Югра - моя малая Родина" для учащихся 7-9 классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида

обзорная информация о Югре современной и о легендарном прошлом Югры. Презентация создана чуть позже, но ее содержание  соответствует конспекту ( можно изменить даты Юбилея). В познавательной и до...

Адаптивная программа курса "Этика и психология семейной жизни" для учащихся 8-9 классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида №7

Данная программа направлена на формирование у подростков с нарушением интеллекта представлений о семье и ее значении в жизни человека....

Перспективный план логопедической работы с обучающимися начальных классов специальной коррекционной школы VIII вида

В планировании представлены темы и содержание логопедических занятий для начальных классов специальной коррекционной школы VIII вида....

Конспект урока по музыке и пению для учащихся 5 класса специальной (коррекционной) школы- интерната VIII вида

Тема урока : "Многожанровость музыки"Тип урока: Урок обобщения пройденного материала....

Доклад и презентация на тему "Игровые технологии на уроках музыки и внеклассных мероприятиях в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида".

Нетрадиционные методы и приёмы обучения на уроках музыки и пения, на внеклассных мероприятиях. В материале представлены доклад и презентация на тему "Активизация познавательной деятельности и развитие...