Игры и упражнения по коррекции письменной речи
методическая разработка на тему

Тишинская Алла Евгеньевна

Материал предназначен для родителей и учителей начальных классов для занятий с детьми, имеющими нарушения процесса письма и чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_uprazhneniya_po_korrektsii.docx65.93 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗГОВОР С РОДИТЕЛЯМИ

Готовя детей в школу, родители учат с ними алфавит, учат читать и писать, считать, некоторые развивают мелкую моторику, а на звуковой анализ слов никакого внимания не обращают. Между тем работать со звуком не менее важно, чем знать азбуку. Например, первоклассник должен ясно слышать, есть ли звук Д в слове «дом». Уметь определять, где он находится – в начале, в середине, в конце слова; какой звук идет раньше – Д или М. Неумение различать звуки речи, находить тот или иной звук в слове и определять его место относительно других – самая частая причина возникновения проблем с чтением и письмом. Поэтому подготовительная работа должна вестись в комплексе, включая в себя различные направления.

  1. Развитие умения правильно слышать и выделять звуки речи

Ребенку важно уметь:

  • определять место заданного звука в слове (в начале, середине, конце);
  • делить слова на слоги;
  • различать твердые и мягкие согласные;
  • различать гласные и согласные звуки;
  • различать слова похожие по звучанию;
  • различать слова, отличающиеся одним звуком;
  • находить слова, в которых нет заданного звука;
  • осознавать основные элементы языка – слово, слог, звук.

  1. Формирование правильного звукопроизношения

Причины нарушения звукопроизношения различны – привычка вяло и нечетко произносить звуки, подражание речи взрослых, органические нарушения центральной нервной системы и речевого аппарата.

Родители должны сами говорить правильно, называя все предметы соответствующими словами, не коверкая их, не подражая речи детей.

Если ребенок после пяти лет произносит отдельные звуки неправильно, родителям необходимо обратиться за консультацией к логопеду. К моменту поступления в школу желательно устранить ошибочное произношение звуков. Иначе ошибки в устной речи спровоцируют появление ошибок при чтении и на письме.

Занятия эффективнее проводить в игровой форме. Продолжительность занятия должна быть не более 15-20 минут.

Начало отчета всегда ведётся от центра квадрата. Вначале дети должны двигать фишкой (ручкой) по квадрату, затем мысленно представлять её перемещение. На следующем этапе дети с закрытыми глазами должны определить путь мухи и ответить, где она остановилась.

В дальнейшем предлагается рисование букв. 5клеточек - вниз, 1- вправо, 4- вверх, 2 вправо, 1-вверх, 3-влево.Должна получиться буква "Г", которую можно заштриховать.

3. "Перевёрнутый текст ". Страница обычного текста поворачивается на 90,180, 270 градусов. Ученик должен, двигая глазами справа налево, прочитать текст.

4. " Чтение слов по полубукве ". Чтение строк с прикрытой нижней половиной строки (с прикрытой верхней половины строки).

Цель: формирование зрительного представления о букве. Формирование способности быстрого схватывания одного и даже нескольких слов.

5. "Деформированный текст". Цель: развивать умение видеть слова, написанные разным шрифтом.

Дети выпал идут первый в пушистый школу снег. У ребята них вышли в руках на портфели улицу.

Алгоритм работы: Прочитать предложение. Выяснить о чем говорится в предложении. Отметить особенности прочитанного текста. Прочитать, что написано печатным шрифтом, а потом курсивом. Списать предложения, написанные печатным шрифтом. Прочитать текст.

Итак, данные упражнения направлены не только на коррекцию письменной речи, но и на развитие высших психических функций: памяти, внимания, восприятия, мышления, речи, на развитие мелкой моторики, нормализацию эмоциональной сферы. Дидактические упражнения расширяют арсенал педагогических средств. У детей в игровой форме формируются необходимые предпосылки для успешного развития письменной речи, повышения речевой культуры, расширения словарного запаса, развития языкового чутья.

3.

Напиши буквы, в которых содержится данный элемент (показывая элемент строчной буквы)

например: О - этот элемент при письме есть в строчных буквах: Б, В, О, А,Ф, Я, Ю

4.

Подчеркнуть те слоги и слова, которые написаны до черты. СЕ

СЕЕССОСЕЕССОСЕСЕОСЕССЕ

ОБ

БОБИОБОВБАБОБАОБВОБООББО

КОТ

ТОК ОТК КОТ КИТ ТАК НОТ НОК КТО КОТ КТО

ЧАШКА

ЧАЩКА КАЧАШ ЧАКАШ ЧАШКА ШКАЧКА ЧАШКА

5.

Найди спрятанное слово

ГАЗЕТАВРОАТИВСЛШКТДОМТРЬНА(газета, дом) ШАОНИПАМВЕЬТРИОЧКИТРАПАКЕТ(очки,пакет)

6.

Вписать вместо буквы Д стрелку вниз, Б - стрелку вверх

ДЕНЬ, ДРУГ, БАБУШКА. ДЕДУШКА, ДРОБЬ, БРОВЬ, ВОДА, ТРУБА, БЕГЕМОТ, ЛАНДЫШ.

7.

Перепиши без ошибок следующие строки

ЕНАЛССТАДЕ НОРАСОТАННА
ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА АММАДАМА

  1. "Муха". Данное упражнение помогает развивать у детей ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги, и различать букву и её зеркального двойника.

  1. Развитие моторики и графических навыков

Необходимо тренировать:

  • пространственное восприятие (расположение предметов по отношению к ребенку, между предметами, ориентация в понятиях «справа», «слева», «внизу» и т.д.)
  • общую моторику;
  • мелкую моторику – развитие (игры с мелкими предметами, шнуровки и т.д.).

Используя приемы:

  • пальчиковые игры;
  • штриховки (вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые, узоры в тетради в клетку, дорисовывания предметов и т.д.).

  1. Развитие звуко – буквенного анализа

Ребенка надо научить:

  • устанавливать последовательность звуков в словах, обозначать их соответствующими буквами;
  • понимать смыслоразличительную роль буквы.

  1. Развитие словаря

Формировать умения:

  • определять количество и последовательность слов в предложении;
  • составлять предложения, рассказ по сюжетным картинкам;
  • пересказать текст;
  • рассказать сказку.

  1. Обучение чтению

Если ребенок учится читать, необходимо помнить, что чтение должно быть осмысленным, ребенок должен помнить прочитанный текст, уметь его пересказать.

Если Вы внимательно относитесь ко всем направлениям, то это будет хорошей профилактикой нарушений письма.

Если же время упущено, и ошибки уже присутствуют регулярно и стойко, тогда Вам поможет этот материал: «Задания, способствующие устранению нарушений процесса письма» и «Дидактические игры по коррекции письменной речи». 

ЗАДАНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСТРАНЕНИЮ

НАРУШЕНИЙ ПРОЦЕССА ПИСЬМА

Лексико-грамматический анализ

 

Игровые приемы, способствующие формированию умения выделять предложения из потока речи, грамматически правильно составлять предложения, вычленять из предложения слова, закрепить знание терминов «слово», «предложение».

  1. Журналисты

Детям показывают сюжетную картинку и предлагают одним предложением сказать, что на ней нарисовано. Затем необходимо подсчитать количество слов в этом предложении.

  1. Какое число  я задумал?

Ведущий предлагает детям отгадать, какое число он задумал. Для этого им нужно правильно посчитать, сколько слов в предложении, которое он скажет.

  1. Я начну, а ты продолжи

Играть можно парами или группой. Первый ребенок говорит предложение из 2 слов. Каждый следующий должен добавлять по 1 слову, чтобы предложение получилось развернутое и красивое. Кто не придумал слово – выбывает.

  1. Кто самый внимательный?

Ведущий читает предложение, а дети должны определить место заданного слова (какое по счету) в предложении.

  1. Тишина

Ведущий читает предложение, а детям необходимо поднять цифру, соответствующую количеству слов в этом предложении. Разговоры при этом не разрешаются, кто заговорит – проиграл.

  1. Закончи рассказ

Детям предлагают прослушать рассказ и добавить одно предложение так, чтобы рассказ оказался завершенным.

2. Пальчиковая гимнастика

2.1. Игры - потешки с пальчиками.

А) Вышли пальчики гулять, а вторые догонять (два пальчика). Пальчики двигаются по столу.

Третьи пальчики пешком (три пальчика), а четвёртые бегом (четыре пальчика).

Пятый пальчик поскакал и в конце пути упал (большой палец).

Б) Большой палец поочередно прикасается с нажимом к указательному, среднему, безымянному, мизинцу.

2.2 Волшебная палочка.

Свернуть из листа бумаги волшебную палочку (можно менять инструкцию: кто тоньше, длиннее, аккуратнее, быстрее сделает волшебную палочку). Из данной палочки сделать букву (О,П,Б,В,Р,З)

2.3. Массаж. Взять ручку или карандаш, лучше с ребристыми краями, положить между ладошками и покатать по всей длине ладони.

3. Штриховка. Любые геометрические фигуры штриховать тонкими линиями слева направо, сверху вниз.

Работа над зрительным восприятием

1. Для развития зрительного внимания, при зеркальном написании букв хорошим упражнением служат корректурные пробы

 

Инструкция

Предлагаемый материал

1.

Зачеркни неверные буквы или обведи в кружок правильно написанные буквы.

 

2.

Напиши буквы, в которых содержится данный элемент (показывая элемент строчной буквы)

например: О - этот элемент при письме есть в строчных буквах: Б, В, О, А,Ф, Я, Ю

развивает фонематический слух каждого ребёнка; уточняет артикуляцию звуков, отрабатывает чёткость артикуляции; развивает память; способствует снятию страха перед произнесением трудных слов; работает над памятью; обеспечивает благоприятный эмоциональный настрой ученику; развивает правильное дыхание; помогает почувствовать мелодию, ритм, темп речи; способствует увеличению скорости не только говорения, но и чтения.

Скороговорка - это интеллектуальная и артикуляционная игра. Правила скороговорки требуют неукоснительного, точного воспроизведения сказанного. Перед тем, как быстро проговорить скороговорку, её нужно выучить. У каждой скороговорки своя игра звуков, слов. Секрет их заучивания в том, что каждая решает новую задачу: языковую, артикуляционную, смысловую, предлагает свой рисунок в перестановке звуков и созвучий, представляет свою мелодию и ритм. Например: "Топали мы, топали, до тополя дотопали", "Пошла Поля полоть в поле", "Мама мылом Милу мыла, не любила Мила мыло", "Попугая не пугают, попугая не купают, попугая покупают", "Тощий немощный Кащей, тащит ящик овощей", "У Влада брат, Влад брату рад".

Работа над мелкой моторикой

  1. Росчерк.

Определённую роль в развитии ребёнка играет мелкая моторика, которая находятся в прямой связи с развитием речи и формируется к 7-8 годам. Работая с росчерком необходимо соблюдать следующие условия: темп речи, при произнесении стиха, должен совпадать с темпом работы руки. На каждое движение руки есть свой слог или слово. При этом ребёнок должен сам себя контролировать: совпадает ли движение руки с тем, что он говорит. Сначала ребенок за педагогом повторяет эти движения в воздухе, приучая руку плавно двигаться, а потом переносит эти движения на бумагу. Росчерк позволяет решать такие задачи: развитие мелкой моторики; синхронизация зрительного, двигательного, речевого анализатора.

Лепесток, лепесток получается цветок

 

Вот лошадка у ворот, уши, грива, глазки, рот.

 

  1. Мы – тоже

Дети шагают на месте, пока учитель читает рассказ. В конце предложения нужно остановиться и, если по смыслу это подходит, хором сказать «Мы – тоже».

Поход в лес

Дети пошли в лес. Они хотели набрать много грибов и ягод. Они взяли с собой корзины. Все ребята собрались на опушке и вместе пошли в лес. Он был густой, дремучий. Сосны там были высокие – высокие. Ребята стали кричать друг другу «Ау». Лес отвечал им эхом. Грибы и ягоды быстро очутились у ребят в корзинах. Довольные, дети вернулись домой.

  1. Посмотри, что получилось

Ведущий предлагает диктуемые отдельные слова записывать в тетрадь, а предложения на листочках. После того, как задание будет записано, ответить на вопросы:

- Что вы записали на листочках?  (Предложения)

- Что получилось? (Рассказ)

- А что записали в тетрадях? (Слова)

- Можно ли это назвать предложением?  (Нет)

- Как из этих слов получить предложение? (Изменить слово осень, изменить порядок слов: Октябрь – это второй месяц осени.)

Октябрь. Наступила поздняя осень. Месяц. Второй. На дворе ненастье. Часто льют дожди. Осень. Птицы улетают в теплые края. Люди называют это время грустным.

  1. Или «Нет», или «Да», а не знаешь – беда

Ведущий задает вопросы (на любую тему). Ребенок, если правильно – говорит «да», если неправильно – «нет». Если ответ неверен – «попадешь в беду» и получает штрафной флажок. По окончании игры нужно спасать проигравшего, задав ему посильное задание. Например: придумай предложение из 3 – 4 – 5 слов, подбери 2, 3, 4 слова со звуком с, ж, л, р и т.д.

Звуки – это то, что мы слышим? (Да)

Буквы мы слышим и произносим? (Нет)

Стрекоза – это маленькая птица? (Нет)

Зимние дни короче, а дни длиннее? (Да)

  1.  Конвейер

Дети должны собрать предложение из слов. На доске 3 – 5 сюжетных картинок. Один ученик мысленно выбирает одну из них, придумывает по ней предложение и называет только первое слово. Остальные участники игры добавляют к услышанному слову каждый свое так, чтобы получилось грамматически верное предложение, соответствующее сюжету. Контролер произносит получившееся предложение. Ученик, начавший игру, произносит свой вариант. И так по всем картинкам.

  1.  Стрелочники

Стрелочники (дети) слушают рассказ и «пропускают поезд» - поднимают карточку (говорят количество) с нужной цифрой, соответствующей количеству предложений в рассказе. Кто ошибается – выбывает из игры. Можно так же определять количество звуков в слове.

12. Точка, найди свое место

Прочитать текст и разделить его на предложения. Списать текст, расставить знаки препинания.

13. Обозначь цифрой

Необходимо прослушать предложения. В каждом из них определить, на каком по счету месте находится слово солнце, цифру записать в тетрадь. В конце игры полученные числа. Тот, у кого получилось число 20 – выиграл.

Зимой солнце светит, но не греет. Живя на юге, мы видели, как солнце садится прямо в море. Зимнее солнце освещало сосны. Поднявшись на вершину горы, мы увидели заходящее солнце.

Ответ: 2+1+7+2+8=20

1.1.Поглаживание носа от кончика вверх - вдох, при выдохе похлопайте пальцами по ноздрям со звуком МММ.

1.2.Расширьте ноздри - вдох, расслабьте - выдох.

1.3. Широко открыть рот и подышать носом.

1.4. Четырехфазное дыхательное упражнение. Вдох - задержка - выдох - задержка.

2. Беззвучно произнести А - Э - О, с поворотом головы.

Цель: активизировать работу мягкого нёба и глотки.

3. Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога.

Цель: отработка дыхания, ритма речи, укрепления мышц губ и языка.

БА-БА-БА

БА-БА-БА

БА-БА-БА

ВО-ВО-ВО

ВО-ВО-ВО

ВО-ВО-ВО

ПЫ-ПЫ-ПЫ-ПЫ

ПЫ-ПЫ-ПЫ-ПЫ

ПЫ-ПЫ-ПЫ-ПЫ

ПЫ-ПЫ-ПЫ-ПЫ

ЛА-ЛА-ЛА-ЛА

ЛА-ЛА-ЛА-ЛА

Ла-ЛА-ЛА-ЛА

ЛА-ЛА-ЛА-ЛА

4. Орфографическое чтение вслух. 

Под орфографическим чтением понимается чтение слова так, как оно пишется. Это просто необходимо, потому, что дети помогают себе, проговаривая, правильно артикулируя слова при чтении именно так, как они пишутся, Не карабль, не кораболь, а именно кОраБЛь.

5. Чтение чистоговорок Цель: отрабатывать чёткую артикуляцию; развивать чувства ритма и рифмы; развивать творчество детей (придумывание чистоговорок)

РА-РА-РА - В КОМНАТЕ ЖАРА

ЧИ-ЧИ-ЧИ- У ДОМА КИРПИЧИ

6. Скороговорки. Очень важным этапом работы над речевым аппаратом является работа со скороговорками, работая с которыми, педагог решает многие задачи:

 

5.10.2.Прочитай слово по слогам, начиная с конца.

ХА-ПА-РЕ-ЧЕ

 

5.10.3.Прочитай слово, пропустив первый или несколько заданных слогов

РЕ-ПА-ХА

 

5.10.4.Прочитай слово по заданной последовательности 2,4,1,3; 4,1,3,2

РЕ-ХА-ЧЕ-ПА, ХА-ЧЕ-ПА-РЕ

Работа над развитием речевого аппарата и голоса

Недостаточная артикуляторная подвижность речевого аппарата (смазанная невнятная речь), неправильное дыхание могут привести к проблемам в обучении. Работа над развитием речевого аппарата включает артикуляцию и правильное дыхание. Надо помнить, что постоянный вдох ртом может ухудшить слух.

Выработка правильного дыхания оптимизирует газообмен и кровообращение, способствует общему оздоровлению. Правильное дыхание успокаивает и способствует концентрации внимания. Ритм дыхания - единственный из всех телесных ритмов подвластный спонтанной, сознательной и активной регуляции со стороны человека. "Дышать ртом, то же самое, что есть носом" (восточная мудрость).

Упражнения на дыхание можно проводить в начале урока, во время физкультурной минутки или в конце урока. Чтобы сконцентрировать внимание ребёнка на выполнение того или иного задания, можно использовать упражнение на дыхание: рука идёт вверх - вдох через нос, рука опускается на уровень диафрагмы - выдох через рот (повторить 3-5 раз).

Свист, игра на духовых инструментах, "разговаривание" через дырочки в бумаге, через бахрому бумажных усов, имитация сосания, зевание полезны для развития правильного дыхания. Ребёнок может задержать воздух в ротовой полости путём надувания щёк, зажатия ноздрей и попеременного выпускания воздуха изо рта и носа.

1. Дыхательная гимнастика.

Цель: выработка правильного носового дыхания.

Слоговой анализ и синтез

 Игровые приемы служат  для закрепления умения делить слова на слоги, вычленять из слова заданный слог, определять количество слогов в слове.

1. Только гласные

Ведущий называет слова, а дети указывают только гласные, записывают их.

2. 1,2,3,4

а) Ребенку предлагают картинки. Ему необходимо разложить их по группам в зависимости от количества слогов. Победит тот, кто быстрее справится с задачей.

б) Ведущий показывает картинки, а дети выбирают в соответствии со своим номером: 1 – в слове должен быть один слог, 2 – в слове 2 слога и  т.д.

3. Шифровальщики

а) Выделить устно из слов первый слог.

Хорек, рокот, шорох, хорошо, носорог, отлично.

б) Выделить в словах первые слоги, записать. Составить из них предложение.

Улей, домик, машина, луна, жаба. (У дома лужа.)

в) Детям нужно выделить в словах ударные слоги (письменно) и составить из них предложение.

Горы, пилоты, сова, без, удочка, зима, капуста, красота, яма, рисунок, маленький.

(Голова без ума – пустая сума).

г) Выписать третий по счету слог. Из полученных слогов составить слово, обозначающее часть речи:

Учительница, дорога, кимоно, пение, пастила, гостеприимство.

(При-ла-га-тель-но-е)

4. Внимание и счет

Внимательно прослушать предложение и записать все слова, состоящие из трех слогов.

Около школы был пустырь. Стадо прошло мимо нашего домика. Под окном стояла лошадь. В клетке сидит белая мышь. Весной береза оживает. (Около нашего домика стояла береза.)

Фонематический анализ и синтез

В процессе игр дети учатся определять наличие и место заданного звука в слове, вычленять из слова первый или последний звук, определять последовательность и количество звуков в слове.

1. Угадайка

Дети учатся определять количество звуков в слове, придумывать слова с заданным количеством звуков.

Ученику дается карточка с написанной на ней цифрой. Ученик, не показывая ее товарищам, придумывает слово с количеством звуков, соответствующим указанной цифре. Остальные должны угадать, какая цифра написана на карточке. Или ученик произносит слово и просит товарищей определить количество звуков.

2. Узнай, кто ты

Из первых звуков сложи слово.

Муха, остров, лужа, одежда, день, ель, цирк (Молодец)

3. Последний звук

Вычленить последний звук в слове, записать, составить слово.

        Кенгуру, мяч, кружки, уметь. (Учить)

        Хожу, дом. (Ум)

4. Внимание, на старт!

Учитель показывает картинку. Нужно выделить первый звук в ее названии, затем подобрать у себя изображения предметов, начинающихся с этого же звука (можно устно). Определить сколько звуков в каждом слове, сколько слогов в слове.

5. Кто дальше

На доске или листе бумаги две дорожки, разделенные на клеточки. Участвуют два участника – они водители. У каждого машинка,

5.4.

Составь слова из данных букв. ((л,к,ж,у,а) (р,ы,б,а,к)

Лужа, жук, лук, уж, лак.

Рыба, бык, рак, бак, краб, брак, рыбак

5.5.

Придумай из каждой буквы данного слова другие слова КОШКА

Кол-книга, окно-озеро, шар-шуба, кот-кефир, аист-арбуз

5.6.

Запиши слова, в которых 3,4,5,6 букв

Кот, каша, булка, машина

5.7.

Составить как можно больше слов из букв данного слова. СТРОИТЕЛЬ

Соль, тесто, роль, рис, отель, лес, лось, литр, лист, :..

5.8.

Расшифруй слова и назови одним словом.

а) п,и,к,а,т, т,ф,и,у,л, б,и,и,т,н,о,к, г,а,о,п,и,с

б) ь,о,ч,н, ч,е,е,р,в, у,о,р,т, н,е,д,ь

а) тапки, туфли, ботинки, сапоги - обувь

б)ночь, утро, вечер, день - сутки

5.9.

"Арабское письмо". Записать слова, начиная с правой стороны строчки и наоборот, то есть задом наперёд, при нормальном чтении (слева направо) слова должны читаться в их естественном виде. Начинать с коротких слов.

(карандаш, окно, книга, домик)

школу в идут дети

(Дети идут в школу)

5.10.

"Путаница". В сложных словах дети часто при чтении и письме пропускают или меняют местами буквы и слоги, укорачивают слово. Выполняя это упражнение, произнося бессмысленные слова, развиваем навык правильного чтения, т.к. это сложнее, чем читать знакомое слово, которое дети могут прочитать по догадке.

 

5.10.1.Раздели слово ЧЕРЕПАХА на слоги

ЧЕ-РЕ-ПА-ХА

Ход игры: педагог, бросая мяч, произносит слово. Ребёнок, поймавший мяч, определяет количество звуков в слове.

На начальных этапах называть слова, состоящие не более чем из 4 звуков. Такая игра в увлекательной форме позволяет быстро выработать у детей умение представить графическое выражение слова, отрабатывается механизм переключения.

5. Игры со словами.

Практика показывает, что одним из любимых занятий детей являются упражнения с буквами и словами. Подобные задания со словами и буквами продуктивны по профилактике дисграфии. Дети активно составляют и загадывают слова. Это работа-игра, от которой они получают удовольствие и эмоциональный заряд.

Цель: активизировать все анализаторы, принимающие участие в письменной речи; закрепить звукобуквенный анализ слов; различать гласные и согласные.

2

5.1.

Зашифруй слово: вместо согласных ставит чёрточки, а гласные пишет (мак, книга). Используется при работе со словарными словами

-а-, - - и- а .

3

5.2.

Угадай слово. *Педагог на доске пишет только согласные буквы с-п-г-, м-л-к-.

*Затем предлагается самостоятельно записать слова, предложения только согласными.

Школа, улица, сумка. Ветер по морю гуляет.

(Отрабатывается механизм избирательности при письме).

Сапоги, молоко (Используется при работе со словарными словами.)

Шк:л:, :л:ц:, с:мк:

В:т:р п: м:р: г:л::т.

5.3

Подбери слова к заданным схемам.

-а-, -а-а,

Мак, лак, сад, бак, бал, зал, шар. Каша, Маша, папа, жаба, лама.

ракетка или лодка. Дается по три хода. Нужно подобрать как можно длиннее слова (каждое деление – слог или звук).

6. Кто быстрей

В течение двух минут:

- составить как можно больше слов на определенный звук;

- составить предложение с большим количеством слов;

- составить слова из 1,2,3 и более слогов;

В течение трех минут составить 3 слова и 3 предложения и т.п.

7. Звук и буква

а) Написать 2 буквы и 3 звука. Записать буквы, которые не обозначают звука. Назвать слово с заданным звуком и составить с этим словом предложение и т.п.

б) Подобрать и записать в тетрадях и на доске слова: слово, в котором 4 буквы и 4 звука; слово, в котором количество букв равно количеству звуков, больше или меньше.

в) Подобрать слово, начинающееся с пятой буквы алфавита. Составить с ним предложение. Произвести звуко-буквенный анализ слова.

г) Назвать слова с двумя гласными. Определить количество звуков, букв, слогов.

д) Записать в тетради первые буквы диктуемых слов.

8. Игра в кубик

Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из такого же количества звуков, сколько выпало на кубике.

9. Слово – загадка

На доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается вторая буква и т.д.

10. Цепочка слов

На доске написано слово, каждое следующее должно начинаться с последней буквы предыдущего слова. (Дом – мак – кот и т.д.)

11. Составь слово

Детям предлагается слово, например, картинка. За определенный отрезок времени нужно составить как можно больше слов, состоящих из данных букв: карта, ракита, рана, тина, тара, рак, кит, нитка, танк.

12. Различные ребусы, кроссворды

Развитие  пространственного восприятия

зрительного внимания, закрепления образа букв

При оптической форме дисграфии буквы похожие по начертанию дети не различают. При устранении оптической дисграфии на первое место выступает развитие пространственных восприятий, зрительного внимания и памяти. Полезно проводить игры:

  1. Что изменилось?

Ведущий раскладывает 4-6 картинок, дети запоминают их расположение. Затем ведущий незаметно меняет их расположение. Дети должны сказать, что изменилось и сделать как было первоначально.

  1. Чего не стало?

Дети рассматривают и запоминают 5-6 предметов или картинок. Затем один убирает. Детям нужно назвать, чего не стало.

  1. Что добавилось?

Дети рассматривают 5-6 предметов, затем ведущий незаметно добавляет еще 1-2 предмета. Необходимо определить, что появилось.

  1. Сделай, как было

Необходимо разложить буквы, конструктор, палочки, как было первоначально.

  1. Штриховка

Заштриховать круг (любую фигуру) вертикально, горизонтально, наклонно и т.п.

правой рукой

левой рукой

двумя руками

руками поочередно

Я знаю пять слов со звуком "С"

Я знаю пять слов со звуком "З"

Я знаю четыре слова со звуками "С" и "З"

Я знаю четыре слова со звуками "С" и "З"

Санки - раз

Зубы - раз

Санки -раз

Сова - раз

Сова - два

Зонт - два

Зубы - два

Зубы - два

Салат - три

Зима - три

Сом - три

Снег - три

Самолёт - четыре

Заяц - четыре

Звезда - четыре

Заяц - четыре

Снег - пять

Зал - пять

 

 

4.2.Любопытный. 

Цель: развитие фонематических представлений и воображения, развитие навыков структурирования предложений.

Ход игры: педагог объясняет суть игры и показывает образец. Выбирается звук, на который будут начинаться слова в предложении. Педагог задаёт вопрос и бросает мяч ребёнку. Учащиеся должны ответить так, чтобы слова ответа начинались с заданного звука.

КТО

ЧТО СДЕЛАЛ

КОМУ

ЧТО

Дима

дал

другу

дневник

Соня

связала

сестре

свитер

Повар

приготовил

приятелям

пирог

4.3. Будь внимательным.

Цель: - развитие умения определять количество звуков в слове.

2. Найди по звуку слово.

После того, как ребенок понял разницу в произношении звонких и глухих звуков, готовим две карточки. На одной рисуем знак " + ", соответственно эта карточка, обозначающая звонкий звук; на второй карточке рисуем знак " - ", который обозначает глухой звук. Произносим слова с начальными звонкими и глухими согласными и предлагаем ребенку поднимать карточку с плюсом или с минусом.

З-С

Б-П

Д-Т

В-Ф

Г-К

Ж-Ш

Сыр

Палка

Дыня

Фокус

Голос

Шуба

Зонт

Банка

Тыква

Вата

Кошка

Жук

Сани

Блузка

Тело

Фабрика

Губы

Штанга

После устной работы предложить записать слова, которые запомнили, в левый столбик с глухими звуками, а в правый столбик слова со звонкими.

3. Назови слово, которое отличается от остальных.

Цель: различать на слух оппозиционные звуки; правильно произносить цепочки слов.

УДОЧКА-УДОЧКА-УТОЧКА-УДОЧКА; ДАЧКА - ТАЧКА - ТАЧКА -ТАЧКА

4. Игры с мячом.

Игры с мячом направлены не только на развитие фонематических процессов, но и: на развитие общей и мелкой моторики; на ориентировку в пространстве; на регуляцию силы и точности движений; на развитие глазомера, ловкости; на активизацию непроизвольного внимания; на нормализацию эмоциональной сферы.

4.1. "Я знаю пять слов".

Цель: развивать координацию движений; расширять словарный запас; находить нужные слова.

Ход игры: ребёнок произносит ряд слов, одновременно с каждым словом ударяя мяч об пол.

  1. Художники

Разукрась рисунки, обведи по контуру.

  1. Орнамент

Нарисовать орнамент по памяти (ведущий показывает и убирает).

  1. Скульпторы

Лепка из пластилина, глины.

  1. Мозаика

Выложить из мозаики заданную фигуру.

  1.  Кто быстрей

Дети работают с пазлами. Необходимо сложить картинку как можно быстрей.

  1.  Конкурс внимательных и находчивых
  • Устное описание характерных отличительных признаков двух букв («Р» и «П», «Х» и «Ж»)
  • Обведение, раскрашивание, вырезание, демонстрация образа букв.
  • Трансформирование букв («И» в «Ш», «Т» в «П»).
  • Найди недостающий элемент буквы.
  • Угадывание букв в разных положениях.
  • Чтение по горизонтали и вертикали.
  • Работа с разными шрифтами (Рассыпать и собрать в две группы)
  • Выписать только прописные буквы (Текст состоит из рукописных и печатных букв).
  • Замена рукописного текста печатным и наоборот.
  • Придумать, на что похожи буквы (прием, облегчающий запоминание букв) – «Ч» - на чайку, «П» - на перекладину, «Д» - на дятла, «Б» - на белку.
  • Диктант букв и слогов (тех, которые ребенок смешивает).

Дидактические упражнения по коррекции письменной речи


1. Упражнения на развитие фонематических процессов подобраны для:

а) развития фонематического восприятия;

б) вырабатывания умения слышать и выделять первый и последний звук;

в) формирования умения подбирать слова по заданному количеству букв;

г) умения слышать и определять количество звуков в слове.

2. Упражнения для развития четкой артикуляции и голоса необходимы для успешного обучения в школе. Они построены на работе со скороговорками, ритмическим текстом, стихами, требуют точного воспроизведения сказанного и помогают почувствовать ритм и темп речи.

3. Развитие мелкой моторикой включает пальчиковую гимнастику и умение проводить непрерывные, плавные линии с "приговорками". Эта работа улучшает эмоциональное состояние детей, тренирует память и способствует профилактике дисграфических ошибок на письме.

4. Корректурные пробы необходимы при коррекции зрительного восприятия и образного представления буквы.

В дидактических упражнениях предлагаются некоторые практические материалы по профилактике дисграфических ошибок у детей начальных классов. При помощи этих упражнений происходит развитие памяти, внимания, восприятия, мышления, речи, развитие мелкой моторики, нормализация эмоциональной сферы.

Кроме профилактики и оказание помощи, предложенные упражнения решают следующие задачи: обогащение и расширение словарного запаса у детей; активизация устной учебной лексики у учащихся; совершенствование навыков звукобуквенного анализа и письменной речи; развитие фонематического восприятия устной речи; развитие мелкой моторики пальцев рук.

Упражнения по развитию фонематических процессов

1. Дифференциация оппозиционных звуков (звонкие и глухие согласные).

Цель: развитие фонематического восприятия; включение в работу слухового, зрительного, тактильного, двигательного, речедвигательного анализатора.

При дифференциации согласных лучше работать в таком порядке:

услышали, произнесли, отличили, записали.

При произнесении слогов подключается движение рукой: звонкие звуки находятся вверху, а глухие внизу. На первых порах ребёнку на слух очень трудно повторить правильно за педагогом. Однако согласованная работа речи с движением руки даёт удивительные результаты.

Инструкция педагога

Участие ребёнка

Педагог говорит БА и показывает рукой вверх, говорит ПА - показывает рукой вниз

Зрительное и слуховое восприятие

Педагог говорит и показывает вместе с детьми БА - ПА

К зрительному и слуховому восприятию подключается речь и движение руки в воздухе

Педагог говорит, показывает рукой и просит ребёнка повторить

Концентрация внимания, память слуховая и двигательная.

Педагог показывает только рукой и просит ребёнка повторить

Внимание, двигательная память, зрительное восприятие

Педагог показывает рукой и просит озвучить и подтвердить рукой

Внимание, двигательная память, зрительное восприятие, речь

Педагог говорит, а детей просит показать рукой рисунок высказывания

Слуховое восприятие, двигательная память

Педагог просит, основываясь на слух, повторить за ним оппозиционные слоги

Слуховое восприятие, речь

Памятка для родителей

        В нелегкой работе по преодолению недостатков речи у детей родителям необходимо:

  • поддерживать уверенность ребенка в том, что недостаток речи можно преодолеть, если он сам приложит к этому усилия и старания, будет выполнять требования и советы взрослых;
  • правильно строить общение с ребенком, создавать условия для спокойной, неторопливой речи, внося поправки в нее не ранее, чем на этапе отработки навыка;
  • проявлять выдержку, не допускать раздражительного тона;
  • на этапах подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков и закреплению звукопроизношения проводить специальные занятия;
  • проследить, чтобы ребенок занимался самостоятельно, проявлял инициативу в проведении свободного времени, так как это влияет не только на развитие его познавательных способностей, но и является условием полноценного эмоционального развития.

Родителям важно знать:

  • ясная, четкая речь взрослых с самого начала речевого общения с ребенком – одно из обязательных условий правильного речевого развития;
  • выполнение всех условий правильного речевого и общего воспитания является самой хорошей профилактикой речевых расстройств и избавит родителей и ребенка от тревог и переживаний, связанных с недостатками речи детей;
  • занятия дадут хороший результат тогда, когда они интересны для ребенка. Если в занятия включаются однообразные упражнения, то ребенка следует убедить, что они необходимы; 
  • занятие не должно продолжаться свыше 15 минут, более длительная работа утомляет ребенка;
  • занятие не следует перегружать заданиями;
  • на этапе подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков надо выбрать соответствующий комплекс упражнений;
  • к последующим упражнениям надо переходить, лишь усвоив предыдущие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерные технологии как средство коррекции письменной речи учащихся школы VIII вида (статья)

В данной статье  изучаются проблемы использования информационных технологий в обучении детей с нарушениями письменной  речи.В разделе  «Компьютерные технологии в специальном образ...

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции письменной речи для учащихся 6-8 классов по теме "Великие творцы Победы"

Логопедические занятия, проводимые в школе, направлены не только на устранение недостатков устной и письменной речи, но и на развитие познавательных способностей учащихся, расширение их кругозора, фор...

Конспект группового занятия в1классе по коррекции письменной речи. Предложение

На уроке используется слайд-программа. Идет работа  над развитием всех видов памяти: слуховой, зрительной, тактильной, двигательной. Используются все анализаторы. Все формы работы на уроке а...

Личностно-ориентированная коррекция письменной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.

У детей с ограниченными возможностями здоровья имеют место все нарушения речи, наблюдающиеся у детей с нормальным интеллектом. Однако наиболее распространенными являются нарушения письменной речи....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности для детей с нарушением речи «Коррекция письменной речи (смешанного вида дисграфии) у обучающихся младших классов»

Данная программа составлена для работы с обучающимися по коррекции смешанного вида дисграфии.Основная цель программы – сформировать речевую, языковую и коммуникативную компетенцию у детей младше...

конспект логопедического занятия по коррекции письменной речи, коррекции слоговой структуры слова. для учащихся 4 класса с ОВЗ."Слоги. Слова. Профессии".

Материал включает презентацию, подробный конспект занятия, приложение - наглядный материал. Предназначен для учащихся 4 класса с ИН лёгкой степени. Материал может быть использован для занятий с учащим...