Конспект Декоративно прикладное искусство. "Дымковская игрушка".
план-конспект занятия ( класс) по теме

Песоцкая Людмила Николаевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Дымковская игрушка"92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Декоративно прикладное искусство. Дымковская игрушка.

Цель. Знакомство родителей с декоративно прикладным искусством, дымковской игрушкой (историческая справка, особенности её лепки, орнамента). Показать возможность моделирования формы изделия на основе готовой формы.  Развивать мелкую моторику, глазомер, воображение. Учить расписывать глиняные игрушки стилистическими узорами. Формировать эстетический вкус.

Материал.  (1 – занятие). Глина, стеки, тряпочки, доски, вода в стаканчиках, дымковские барыни, иллюстрации  с изображением дымковских поделок и порядком лепки.

(2 – занятие). Вылепленные из глины барыни, акварельные краски, ромбики золотистой фольги («сажать золото»), кисточки, ватные палочки, баночки с водой, салфетки, поворотные диски или коробки для установки вылепленных фигурок в процессе декоративной росписи.

Таблицы с элементами дымковской росписи и характерными цветосочетаниями. Рисунки - варианты узоров на барынях.

Демонстрационный материал.  Росписи, Дымково, работы детей.

Ход занятия. Рассказ педагога о дымковской игрушке.

Изделия кировских мастеров удивляют пластикой формы, особыми пропорциями, необычным по яркости узором. Всем нравятся живые, праздничные, пышные по лепному оформлению и росписи куклы барыни-франтихи, козлы, кони, петухи с яркими хвостами. Промысел зародился в далеком прошлом. Самое раннее описание дымковских игрушек относится к 1811г. Автор его - Николай Захарович Хитрово. В описании рассказывается о народном вятском празднике - «Свистопляске» (позднее его стали называть «Свистунья»), во время которого продавались расписные глиняные куклы с позолоченным узором.

Точных сведений о возникновении этого праздника нет. Однако известно, что в XIX в. он стал в этой местности всенародным праздником с торгами, ярмаркой и гуляньем.

До революции мастера работали в селе Дымково в одиночку и семьями. Копали глину, смешивали ее с песком, месили сначала ногами, а потом руками. Изделия обжигали в русских печах, а потом расписывали. В этой работе принимали участие женщины и дети.

Фабрика, где сейчас изготавливают дымковские игрушки, находится в городе Кирове. Народные умельцы работают в благоустроенных, светлых мастерских. Все готовые игрушки хранятся на полках и закрыты занавесками. Но вот мастерица отодвигает занавес, и мы попадаем в удивительный, сказочный мир. На полках тесными рядами стоят игрушки, разные по содержанию и оформлению, яркие, с позолотой. Так и кажется, что ты в древнем городе Вятке на красочном празднике «Свистунья». Чего только здесь нет: барыни-франтихи, расписные козлы, кони, уточки-свистульки, поросята, медведи и др.

Всем известны имена прославленных мастеров дымковской игрушки. Это А.А.Мазурина, Е.З. Кошкина, З.В. Пенкина. Они лауреаты Государственной премии им. И.Е. Репина. Теперь на фабрику народной игрушки пришла талантливая молодежь, которая, сохраняя старые традиции и учась на них, создает новые, оригинальные игрушки.

Посмотри, как хороша,                                                                                                              Эта девица-душа:
Щечки алые горят,                                                                                                              Удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво.        

Барышня уж так красива!

Как лебедушка плывет,                                                                            Песню тихую поет.

Ай да девица-душа!        

Как ты чудо хороша!    

Клетчатая юбочка,

Фартук полосатый,        

На полосках точки,        

А вокруг кружочки.

Хоть весь базар обойдете,

Лучше барышень не найдете!
Игрушки наши повсюду славятся,

Подходите скорей,        

И вам понравится!

Девица в венце,        

Румянец на лице,        

Собой хороша,

Стоит не дыша.

Педагог показывает варианты оформления классических водоносок, барынь, нянек по мотивам дымковской игрушки (реальные игрушки или рисунки, таблицы).

Предлагает родителям и детям рассмотреть дымковские узоры и сказать, какими красками мастерицы расписывают игрушки.

Дети и родители отмечают, что все цвета яркие, нарядные, праздничные - жёлтый, красный, оранжевый, синий, зелёный.

Затем педагог обращает внимание на то, что узоры в дымковских игрушках не случайные, а традиционные:

«Много-много лет назад мастерицы начали расписывать свои игрушки кругами, точками, кольцами, прямыми и волнистыми линиями (пояснение сопровождается показом элементов). Такие узоры всем понравились, полюбились. Эти мастерицы научили своих дочек и внучек, а те выросли, тоже стали мастерицами и обучили своих дочек и внучек... И в наши дни мастерицы продолжают расписывать дымковские игрушки так, как это делали их бабушки и прабабушки».

Педагог с детьми рассматривает выставку дымковских барышень, затем рассказывает и показывает детям последовательность лепки дымковской барышни.

Пальчиковая гимнастика.  «Маланья».

У Маланьи, у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей без бровей,

Вот с такими ушами,

Вот с такими носами,

Вот с такими усами,

Вот с такой головой,

Вот с такой бородой!

Они не пили, не ели,

На Маланью все глядели

И все делали вот так…

( Хлопки в ладоши. Показать избушку. Показать семь пальцев. Очертить брови пальцами. Растопыренные ладони – уши. Длинный нос – из двух ладоней с растопыренными пальцами. Очертить пальцами усы. Очертить большой круг вокруг головы.  Показать бороду. Поднести ко рту «чашку», «ложку». Держа руки у глаз показать ресницы – похлопать ими. Дети показывают загаданное действие – сжимают, разжимают руки.)

Педагог предлагает каждому участнику занятия выбрать понравившуюся барышню и поставить к себе на стол в качестве образца. Затем дети и родители приступают к выполнению работы.

Приемы лепки.

  • Все детали дымковской игрушки лепятся отдельно, а затем примазываются к основе.
  • Юбка лепится из пласта глины в форме колокола.
  • После того как вылеплена юбка, из отдельных частей лепится голова, туловище и руки.
  • Затем все детали крепко прикрепляются, для этого места соединения необходимо смочить водой и загладить мокрой тряпочкой.
  • В последнюю очередь фигурка украшается дополнительными деталями — оборками, шляпкой, муфтой, зонтиком.

Физкультминутка.    «Мельница».

Выполняйте так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно, с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. При этом касайтесь рукой противоположного колена, пересекая среднюю линию  тела. Время упражнения 1-2 минут, дыхание произвольное.

 После того как вылепленные игрушки просохнут, дети покрывают игрушки белой краской (водоэмульсионной или мелом с клеем ПВА).

Педагог предлагает детям расписать своих барышень так, как это делают мастерицы дымковской игрушки. Показывает варианты оформления и поясняет последовательность работы

- Узор на юбке идёт рядами сверху вниз (прослеживающий жест вдоль игрушки) и по туловищу. Сначала нужно нарисовать все вертикальные линии (поясняющий жест) - это лучше сделать тоненькой кисточкой. Затем, если нужно, - линии горизонтальные (поясняющий жест).

А потом поставить точки - вокруг кругов или вдоль уже нарисованных рядов (сопровождающий жест).

Педагог выставляет схему, показывающую последовательность работы и предлагает приступить к работе. Советует быть аккуратными, не забывать поворачивать игрушку и рисовать со всех сторон.

Завершающий момент - «золото» -ромбики золотистой фольги, которыми украшают головные уборы своих водоносок.

Итог.

Педагог еще раз рассматривает с родителями и детьми выставку дымковских барышень. Обращает внимание на праздничность их нарядов; выделяет особенности росписи глиняной женской фигурки.


                                       

                               

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урок изобразительного искусства "Дымковская карусель"

Итоговый урок в5 классе Урок закрепления и обобщения полученных знаний, умений и навыков по разделу Народные промыслы, дымковская игрушка....

Презентация к уроку изобразительного искусства "Дымковская игрушка"

Родиной дымковской игрушки является Дымковская слобода, которая находится неподалеку от города Вятка. Форма игрушек. Декор игрушки. Материал....

Программа декоративно-прикладного творчества "Мягкая игрушка"

В век технического прогресса, компьютерных и инновационных технологий современные дети очень много времени проводят за компьютерами. Это негативно сказывается на всестороннем развитии личности. В связ...

Открытое занятие по декоративно-прикладному творчеству: "Сборка игрушки из помпонов"

Занятие по декоративно-прикладному творчеству: «Изготовление помпонов из ниток и их применение». Цель: Научить учащихся изготавливать помпоны из ниток.Задачи:1. Привить детям пра...

Презентация по изобразительному искусству "Дымковская игрушка"

Презентация знакомит учащихся со сказочным  миром Дымковской игрушки,этапами её выполнения и росписи на примере дымковской барыни....

конспект урока изобразительного искусства на тему "«Современное выставочное декоративно-прикладное искусство. Ты сам –мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж»

В ходе урока учащиеся знакомятся с современными формами декоративно-прикладного искусства, с разнообразием матералови техник , учатся понимать отличие современного от искусства традиционного народного...

Конспект занятия по декоративно – прикладному творчеству ТЕМА « Камчатская игрушка - ТАНКЕЛ»

Тема занятия «Камчатская игрушка - ТАНКЕЛ» является темой раздела «Знакомство с понятиями формы и цвета элементов аппликации» по предмету «Декоративно - прикладное творче...