«Автоматизация звука [л] в слогах, словах, предложении».
план-конспект занятия ( класс) на тему

Ирина Владимировна Журавлёва

Цель: автоматизация звука [л] в различных позициях.

     Задачи:

Коррекционно – обучающие:

- автоматизация звука [л] в слогах, словах, словосочетаниях, фразах и чистоговорке;

- формирование лексико-грамматического строя речи;

Коррекционно – развивающие:

- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

- развитие  логического мышления, внимания;

- развитие тонких движений пальцев рук;

Коррекционно – воспитательные:

-  формирование положительной установки на участие в занятии;

-  воспитание доброжелательных отношений, чувства доброты и помощи старшим

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Организационная информация

Предмет

логопедия

Класс

1 класс для детей с ЗПР

Тема

«Автоматизация звука [л] в слогах, словах, предложении».

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Журавлёва Ирина Владимировна, учитель-логопед

Образовательное учреждение

«Казанская специальная школа-интернат» (ГКОУ

РО Казанская школа-интернат);

Описание занятия

Тип урока (мероприятия, занятия)

Индивидуальное занятие

Время реализации урока (мероприятия, занятия)

25 минут

Цели урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные)

Цель: автоматизация звука [л] в различных позициях.

     Задачи:

Коррекционно – обучающие:

- автоматизация звука [л] в слогах, словах, словосочетаниях, фразах и чистоговорке;

- формирование лексико-грамматического строя речи;

Коррекционно – развивающие:

- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

- развитие  логического мышления, внимания;

- развитие тонких движений пальцев рук;

Коррекционно – воспитательные:

-  формирование положительной установки на участие в занятии;

-  воспитание доброжелательных отношений, чувства доброты и помощи старшим

Планируемые результаты

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

Предметные: формирование позитивного отношения к правильной, чистой речи, овладение первоначальными представлениями о нормах родного языка.

Личностные: развитие навыков общения с взрослыми, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, развитие самостоятельности.
Метапредметные: активное использование речевых средств для решения поставленных задач, формирование умения планировать, контролировать действия в соответствии с поставленной задачей.

УУД

  • Личностные УУД: активное желание оказать помощь старшим  
  •  Регулятивные УУД: постановка цели (помощь Лоло) и планомерное выполнение
  •  Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли, сотрудничество с педагогом
  • Познавательные УУД: самостоятельный выбор ребенка наиболее эффективных способов решения задач, в зависимости от ситуации

Дополнительная информация.

Ресурсы, оборудование и материалы

Компьютер, картинки, мультимедийная игра, зеркало, тетрадь, ручка.

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы 

Технологии: информационно – коммуникационные, здоровьесберегающие, личностно – ориентированное взаимодействие с ребенком. Методы -  словесные, наглядные.

Ссылки на использованные интернет-ресурсы, литература.

Логопед и психолог онлайн https://sites.google.com/site/logopedonlain/logopediceskie-upraznenia/stihi-na-raznye-zvuki/stihi-na-bukvu-zvuk---l

каРРРкуша-говоруша https://sites.google.com/site/karrrkusagovorusa/cistogovorki/zvuk-l

Игра «Снежинки» - тренировка воздушной струи https://mersibo.ru/

Гадасина Л. Я., Ивановская О. Г. «Эффективное поурочное планирование коррекции произношения звуков [р] и [л] на лексическом материале.» СПб.: КАРО, 2009.

Ход занятия:

Этапы

Деятельность логопеда

Деятельность ребенка

1.Орг. момент.

На южной окраине Земного шара раскинулось огромное снежное пространство – это Антарктида. Царство бесконечных ночей, свирепых буранов и удивительных по своей красоте сияний.

В Антарктиде в семье пингвинов рождается малыш Лоло. Он по своей натуре очень любопытен и каждый раз ищет приключений. У Лоло есть лучшая подружка, которую зовут Пепе. Во все переделки они попадают вместе. У Лоло есть еще один друг - щенок по кличке Дон. Он попал в Антарктиду вместе с учеными, которые живут на исследовательской станции.

-Какой звук слышится в начале  имени Лоло?

-Лоло  очень грустно от того, что он не умеет его правильно произносить. Давай научим Лоло!

-Звук [л].

2. Анализ артикуляции звуков. Характеристика звука.

-Расскажи Лоло по схеме, как нужно правильно произносить звук [л].

-Звук [л] согласный или гласный?

-Почему?

-Звонкий или глухой?

-Почему он звонкий?

-Твердый или мягкий?

-При произношении звука [л] губы в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка прижат к бугорку за верхними зубами.

Согласный.

Звук [л] согласный, потому что во рту есть преграда.

-Звонкий.

-При произнесении звука [л] горлышко дрожит.

-Твердый.

3. Развитие речевого выдоха.

Лоло  пошел погулять, с ним произошли удивительные приключения. Подул сильный ветер и чуть не снес его с ног (Игра «Снежинки» - тренировка воздушной струи https://mersibo.ru/)

-Ребенок выполняет упражнение.

4.Развитие мелкой моторики.

Ветер успокоился и Лоло пошел дальше. Он шел по тропинке среди сугробов и  льдин встретил… Кого? А это мы узнаем, собрав эту картинку.

-Кто это?

-Пошли они с Пепе дальше.

-Ребенок собирает разрезную картинку.

-Это Пепе.

5. Упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы.

-Лоло шел и удивлялся всему, что его окружает. Давай покажем, как Лоло удивлялся. Вдруг на него стали падать камушки. Это чайки решили обидеть Лоло. Сначала он рассердился, а потом огорчился. Давай покажем, как Лоло рассердился и огорчился. Пошел Лоло дальше и встретил щенка Дона. Они подружились и стали играть. Лоло сразу развеселился. Как Лоло было весело?

-Ребенок выполняет упражнения.

6.Артикуляционная гимнастика.

-Давай покажем Лоло веселые упражнения. Улыбнись, сделай язык лопаточкой, представь, что  на верхней губе у тебя вкусное варенье. Упражнения «Иголочка», «Качели», «Лошадка».

-Ребёнок выполняет упражнения.

7. Мелодико-интонационное развитие речи.

-Произнеси звук [л] громко, теперь тихо, длинно, коротко.

-Ребёнок выполняет задание.

8. Автоматизация звука [л] в слогах.

-Пепе  предлагает Лоло поиграть в игру «Доскажи словечко».

Логопед:         Не плачь, дам ка...        

Логопед:        Дома я и очень рад,

Что могу надеть ха...        

Логопед:         Чтобы чисто было,

Нужно мыться с мы...        

Логопед:        Я щенка купила —

Очень-очень ми...                        

-...лач

-…лат

-…лом

-...лый.

9. Автоматизация звука [л] в словах.

Письменные упражнения.

-Друзья устали и отправились к Пепе домой выполнять домашнее задание воспитателя.

Письменные упражнения.

1. Списать с карточек слова, самостоятельно поставить ударения

Лама, лыжи, ложка, лужа, ласточка, лампа, луковица.

2. Подчеркнуть букву л условным обозначением (__).

3. Прочитать слова.

Ребёнок выполняет упражнения.

10. Физ. минутка.

-Лоло  предлагает поиграть в игру.

Игра «Что мы делали — не скажем, а что делали — покажем».

Логопед:        Веник пол подметал,

Веник очень устал.

Он забрался под стул,

Он зев... (показывает)                        

Логопед:        Он ус... (показывает)                

Логопед:        Пальчик, пальчик, где ты был?

— С этим братцем руки... (показывает)

Логопед:        С этим братцем кашу... (показывает)

Логопед:        С этим братцем песни... (показывает)

 

-Ребёнок выполняет физ. минутку.

-...нул,

-…нул

-…мыл

-…ел

-…пел

11. Автоматизация звука [л] в чистоговорках.

Лоло пошёл играть. Встретил щенка Дона и предложил ему почитать чистоговорки.

Ло-ло-ло- мама вымыла стекло

Ло-ло-ло- на улице мело

Ло-ло-ло- на улице тепло

Лу-лу-лу- диван стоит в углу

Лу-лу-лу- мы сидели на полу

Лу-лу-лу- я ищу пилу

 

-Ребенок проговаривает чистоговорки.

12. Автоматизация звука [л] в заученной речи.

- С твоей помощью Лоло научился произносить звук [л] и с легкостью выучит стихотворение. А ты сможешь?

Всё бело, бело, бело.

Много снегу намело.

Вот весёлые деньки!

Все на лыжи и коньки!

Мила мыла мишку мылом,

Мила мыло уронила.

-Да.

-Ребенок заучивает стихотворение.

13. Итог занятия.

-Какой звук мы сегодня повторяли?

-Как правильно он произносится?

-Какой он?

-Кто приходил к нам в гости?

-Назови гостей, в чьих именах встречается звук [л]?

-Сегодня на занятии мы повторяли звук

[л].

-При произношении звука [л] губы в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка прижат к бугорку за верхними зубами.

-Звук [л] согласный, твердый, звонкий.

-К нам в гости приходили Лоло, Пепе,Дон.

-Лоло.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, предложениях»

В данном файле находится конспект индивидуального занятия, отзыв, оценочный лист...

Автоматизация звука Ш в слогах, словах, предложениях.

Занятие расчитано на дошкольников и младших школьников на начальном этапе автоматизации звука Ш....

Подгрупповое логопедическое занятие на тему "Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях"

Представлен конспект подгруппового логопедического занятия и презентация. Занятие проведено с учащимися 1 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида....

Конспект подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях"

Цель: Автоматизация звука Л Задачи: Автоматизировать звук Л в слогах, словах, предложениях. Развивать фонематическое восприятие в процессе работы над звуком л. Учить детей воспринимать и прогова...

Автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях

Конспект занятия по автоматизации звука Л....

"Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях" - конспект занятия

Здесь представлен конспект фронтального занятия по автоматизации звука [л]....

Подгрупповое логопедическое занятие по коррекции устной речи по теме: "Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях"

Материал занятия подобран не только для автоматизации дефектного звука, но и способствует коррекции других компонентов устной речи детей с интеллектуальной недостаточностью....