Программа по инклюзии (зачётная работа)
проект на тему

Бобрышова Наталия Владимировна
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ТНР,
как часть адаптированной образовательной программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_inklyuzii.docx63.88 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Бобрышова Наталия Владимировна

(ГБОУ ЦППРК «Доверие» Петродворцового района Санкт-Петербурга)

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ТНР,

как часть адаптированной образовательной программы.

по программе повышения квалификации для руководителей и специалистов ПМПК, реализуемой в рамках обучающих мероприятий

Государственной программы «Доступная среда»

 

 

2015 год

Оглавление:

  1. Введение                                                                                                стр.3
  2. Основная часть                                                                                     стр.9
  1. Коррекционно-развивающая программа индивидуального сопровождения ребёнка с ТНР                                                                                     стр. 9
  2. Особенности логопедического сопровождения учащегося с ТНР  стр. 19                                                                                
  1. Заключение                                                                                            стр.23
  2. Литература и интернет-ресурсы                                                        стр.24

ВВЕДЕНИЕ

Российская система образования сегодня претерпевает существенные изменения. Они направлены на модернизацию административно-финансовых механизмов, реализацию различных национальных проектов, связанных с повышением качества жизни россиян, профессиональной подготовкой будущих выпускников образовательных учреждений, с переходом на личностно ориентированный подход к обучению и воспитанию во всех образовательных учреждениях - от детского сада до вуза. Это побуждает педагогов к разработке новых моделей, форм, содержания и организации образовательного процесса, к поиску новых эффективных технологий в оказании индивидуальной помощи каждому ребенку во время получения им образования и в процессе подготовки к дальнейшей самостоятельной жизни в обществе.

Актуальность внедрения инклюзивного обучения в педагогическую практику в настоящее время не вызывает сомнения. Это обусловлено в первую очередь усилением в обществе гуманистических тенденций, признанием прав лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на совместное существование с остальными членами социума; пониманием эффективности индивидуального подхода в обучении не только к детям с ОВЗ, но и к их нормально развивающимся сверстникам. Во-вторых, первое десятилетие XXI века в России ознаменовалось экономическим ростом, что создало условия для внедрения в образовательные учреждения разных типов и видов всевозможных моделей и форм интегрированного обучения.

Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в общеобразовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении инклюзивного образования.

Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором все дети в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую социальную поддержку.

Основной критерий эффективности инклюзивного образования — успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта ребенка с ОВЗ наряду с освоением им академических знаний.

Инклюзивное образование предполагает адаптацию общего образования к особым потребностям детей. Его целью является максимальная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общество, и с раннего возраста приучить других детей к мысли, что существуют люди с различными физическими, физиологическими и психическими особенностями, которые являются такими же членами общества, как и остальные дети, хотя в чём-то и отличаются от них.

Инклюзивное образование базируется на восьми принципах:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
  4. Все люди нуждаются друг в друге
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Инклюзивное образование призвано решить следующие задачи:

  • создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ;
  • обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов;
  • построение обучения особым образом - с выделением специальных задач, разделов содержания обучения, а также методов, приемов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами;
  • интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков и процесса развития социального опыта, жизненных компетенций;
  • обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам;
  • разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ;
  • координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования;
  • повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности;
  • формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития детей с ОВЗ.

Таким образом, инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые и ученику и учителям для достижения успеха.

Развитие инклюзивного образования обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора подходящего образовательного маршрута для любого ребёнка вне зависимости от его физических и других возможностей.

Основная цель образовательного учреждения, вступившего на путь развития инклюзивной практики - создание специальных условий для развития социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников. Цель деятельности учителя – создать оптимальные условия для развития позитивных возможностей каждого ребёнка, обучающегося в инклюзивном классе.

В настоящее время происходят существенные изменения в педагогической теории и практике. В системе общего и специального образования происходит смена образовательной системы, а именно, содержание образования делает акцент на адаптацию образовательных программ для обучающихся в соответствии с их индивидуальными потребностями и возможностями.

В этой связи одной из актуальных проблем становится поиск путей качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с их образовательными потребностями, позволяя обеспечить доступность   получения образования детьми с психофизическими недостатками.

В свою очередь, процесс индивидуализации образования применительно к категории детей с ограниченными возможностями здоровья является инновационным в силу того, что требует смены педагогической системы в направлении построения процесса обучения, коррекции   и   компенсации   нарушений  у детей   как  их  адаптированной  деятельности, поддержки   и   развития   индивидуальности   каждого   ребенка   и   особой   организации образовательно-воспитательной среды.

Основными механизмами достижения максимальной доступности и индивидуализации образования     для     различных     категорий     обучающихся     являются:     проектирование образовательного процесса в каждой  образовательной организации и проектирование индивидуальных образовательных маршрутов (адаптированных образовательных программ) обучающихся  и  воспитанников  с особыми  образовательными  потребностями.  При этом каждая     адаптированная     образовательная     программа     нацелена     на,     «преодоление несоответствия между процессом обучения ребёнка с ОВЗ по образовательным программам начального, основного, среднего общего образования и реальными возможностями ребенка, исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей».

Учебное заведение, которое начинает работать по программе инклюзивного образования должно предоставить ребенку с ОВЗ полный спектр образовательных услуг, ввести в свой штат специалистов: педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, тьютера и т. д.  Кроме этого общеобразовательная школа должна разработать адаптированную образовательную программу для каждого ребенка с ОВЗ, индивидуальный план психолого-педагогического сопровождения специалистами. Учитель-логопед разрабатывает индивидуальную коррекционно-развивающую программу, которая является частью адаптированной образовательной программы.

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими учениками только из-за своего аномального речевого развития, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности, а также совершенствованию их познавательных способностей,   формированию условий   для  успешной адаптации ребёнка в школе и  обществе. Таким образом, проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоления школьной неуспеваемости остаётся одной из актуальных проблем обучения детей с ТНР (тяжёлыми нарушениями речи) в общеобразовательных учреждениях.

 Решение  данной проблемы возможно через разработку адаптированной образовательной программы, интегрирующей содержание общеобразовательной и коррекционной программ.

Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения, коррекции и развития детей 7лет с ТНР (общего недоразвития речи I, II уровня, осложнённого  дизартрическим компонентом).

Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С.Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; учение Р.Е.Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в условиях её нарушения, проведенные Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной.

Каким образом строится работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного обучения ребёнка с ТНР и пойдет речь в данной работе.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

2.1. КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА    ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

РЕБЁНКА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Пояснительная записка.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина — недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза, нарушения звукопроизношения, несформированность слоговой структуры слова, нарушения лексико-грамматического строя речи и т.д.

Особенно остро данная проблема касается детей с ОВЗ. Известно, что предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. А также установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха — фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребёнка в звуковой действительности. Лишь небольшое количество детей «с особыми потребностями» в воспитании и обучении в дошкольном возрасте посещают специализированные коррекционные дошкольные учреждения. В лучшем случае такая категория детей  индивидуально занимается со специалистами по коррекции речи (дефектолог, логопед). Однако зачастую родители начинают искать специализированные учреждения лишь к школьному возрасту, таким образом, пропуская сензитивный период.

Данная программа направлена на коррекцию нарушений устной речи и профилактику нарушений письменной речи учащегося  с ОНР I, II уровня в период начального школьного обучения (1 класс), развитие речевых и неречевых психических функций; воспитание правильного речевого поведения.

Коррекционно-развивающая программа разрабатывалась на основе методики  И.Н. Садовниковой «Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников» (1995), и «Программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, рекомендаций В.С. Кукушина по коррекции дислексии и дисграфии, опубликованных в книге «Логопедия в школе: практический опыт». Также для разработки программы использовалось методическое пособие для учителя-логопеда - «Логопедическая работа в коррекционных классах», автор Р.И. Лалаева,  и практический материал  Е.В. Мазановой по коррекции оптической, акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза (2008).

Цель и задачи программы

            Целью программы является коррекция нарушений устной речи и профилактика нарушений письменной речи учащегося с ОВЗ, что способствует  формированию личности, полноценно владеющей речью в соответствии со своими возрастными особенностями.

Цель обучения конкретизируется в следующих задачах:

  • коррекция нарушений звукопроизношения, искажений звукослоговой структуры слова;
  • развитие и формирование  у учащегося звуковых, морфемных и   синтаксических обобщений;
  • формирование и совершенствование связной речи, её устной и письменной формы;
  • развитие пространственных и временных представлений;
  • коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений ручной и артикуляторной моторики;
  • развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
  • развитие зрительного восприятия, анализа зрительной памяти;
  • развитие слухового восприятия, внимания, памяти;
  • развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи;
  • воспитание культурной и интеллектуальной личности ребёнка с учётом его индивидуальности.

Основные принципы и структура построения программы

Программа позволяет реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования в Законе «Об образовании».

Программа включает в себя разделы по формированию звуковой стороны речи, лексике и грамматике. Она способствует расширению и совершенствованию словарного запаса учащегося при одновременной работе над различными грамматическими категориями. Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию логопеда, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой в интересах ребёнка.

- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений учащегося с ТНР, а так же всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.  

- Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до решения проблемы или определения подхода к её решению.

- Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ОВЗ защищать права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ОВЗ в группы комбинированной направленности.

Одним из основных принципов программы является принцип природосообразности, который учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с общим недоразвитием речи и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме. Также программа реализуется с учётом  принципов  систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации по всем направлениям работы, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие.

Для достижения положительной динамики в коррекционной работе логопед имеет право направить ребёнка для консультации и дальнейшего лечения к невропатологу, психиатру.

Таким образом, выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи работы специалистов педагогического и медицинского профилей. Так, взаимосвязь в работе невролога, психиатра и учителя-логопеда обеспечивают выбор адекватной коррекционной методики.

Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития учащегося и предусматривает совместную работу учителя - логопеда, классного руководителя, учителей-предметников, медицинского работника ГБОУ, педагога-психолога, воспитателей группы продлённого дня.

Содержание программы обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей ребёнка.

Подбор грамматических и лексических тем и их последовательность определяется как спецификой речевого нарушения, так и особенностями усвоения русского языка учащимися, с учётом таких важнейших принципов коррекционной педагогики, как системность, комплексность, принцип развития, онтогенетический принцип.

         Выделяются следующие направления коррекционной работы:

  • коррекция звукопроизношения
  • развитие пространственных и временных представлений
  • развитие фонематического восприятия и звукового анализа слов
  • совершенствование слогового и морфемного анализа и синтеза слов
  • количественное и качественное обогащение словаря
  • усвоение сочетаемости слов и осознанное построение предложений
  • обогащение фразовой речи учащихся путём ознакомления их с явлениями многозначности, синонимии, антонимии, омонимии синтаксических конструкций и др.
  • воспитание общей языковой культуры учащихся

Логопед работает одновременно над всеми компонентами речевой системы — звуковой стороной речи и лексико-грамматическим строем. При этом в работе выделяются несколько этапов, каждый из которых имеет ведущее направление в определённый период обучения.

Модель организации коррекционно-образователъного процесса

I этап: Исходно диагностический

Задачи этапа:

1.Сбор анамнестических данных посредством изучения медицинской и педагогической документации  учащегося.

2.Проведение процедуры психолого-педагогической и логопедической диагностики ученика: исследование состояния речевых и неречевых функций ребёнка, уточнение структуры речевого дефекта, изучение личностных качеств, определение наличия и степени фиксации на речевом дефекте.

Результат:

Определение структуры речевого дефекта каждого ребёнка, задач коррекционной работы,

• заполнение речевых карт.

II этап: Организационно подготовительный

Задачи этапа:

1.Определение содержания деятельности по реализации задач коррекционно-образовательной деятельности, формирование подгрупп для занятий в соответствии с уровнем сформированных речевых и неречевых функций.

2.Пополнение фонда логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, наглядным дидактическим материалом в соответствии с составленными планами работы.

3.Формирование информационной готовности учителей и педагогов  ГБОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с учащимися.

4. Индивидуальное консультирование родителей - знакомство с данными логопедического исследования, структурой речевого дефекта, определение задач совместной помощи ребёнку в преодолении данного речевого нарушения, рекомендации по организации деятельности ребёнка вне образовательного учреждения.

Результат:

Составление индивидуальных программ коррекции речевого нарушения в соответствии с учётом данных, полученных в ходе логопедического исследования, программ взаимодействия с педагогами и родителями ребёнка.

III этап: Коррекционно технологический

Задачи этапа:

1.Реализация задач, определённых в индивидуальных или подгрупповых коррекционных программах.

2.Психолого-педагогический и логопедический мониторинг, аналитические справки по результатам работы.

3.Согласование, уточнение и корректировка меры и характера коррекционно-педагогического влияния субъектов коррекционно-образовательного процесса.

4.Индивидуальное консультирование родителей о ходе коррекционного процесса, посещение ими индивидуальных занятий, овладением приёмами автоматизации корректируемых звуков.

5.Взаимодействие с педагогами по тетрадям и папкам взаимодействия, проведение консультаций.

Результат:

•Достижение определённого позитивного эффекта в устранении у ребёнка отклонений в речевом развитии.

IV этап: Итогово диагностический

Задачи этапа:

1.Проведение диагностической процедуры логопедического исследования состояния речевых и неречевых функций ребёнка — оценка динамики, качества и устойчивости результатов коррекционной работы с детьми.

2.Определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных) маршрутов учащихся.

Результат:

Решение о прекращении логопедической работы с ребёнком, изменении её характера или продолжении логопедической работы.

Задачи развития речи и коррекции её недостатков, а также профилактика нарушений письменной речи реализовываются на групповых и индивидуальных занятиях.

Групповые занятия приоритетно ориентированы на формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи, профилактике нарушений письменной речи, продолжительностью 40 минут, проводятся 2-3 раза в неделю.

Индивидуальные занятия направлены на осуществление коррекции индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков психофизического развития учащегося, создающие определённые трудности в овладении программой, продолжительностью 25 минут, проводятся 2 раза в неделю.  

Выбор количества часов зависит от уровня сложности речевого нарушения, индивидуальных особенностей ребёнка, скорости усвоения материала.

В речевой карте ребенка отражены направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребёнка с ОНР. Это позволяет повысить эффективность занятий и осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.

Коррекционно-логопедическая работа осуществляется систематически и регулярно. Знания, умения и навыки, полученные ребёнком на индивидуальных логопедических занятиях, закрепляются специалистами и родителями.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, ролевые игры, игры-драматизации, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для ребёнка прекрасный мир родного языка.

  Эффективность занятий по программе в значительной степени будет зависеть от разнообразия средств и  методов, которые использует учитель-логопед в своей работе. Программа предусматривает следующие методы  работы с детьми: практические, наглядно-демонстрационные, игровые, словесные, методы ролевого моделирования типовых ситуаций.

 Основные технологии:

  • Технология разноуровнего обучения;
  • Развивающее обучение;
  • Технология обучения в сотрудничестве;
  • Коммуникативная технология;
  • Информационно-коммуникативная технология;
  • Здоровьесберегающие технологии;
  • Технология мнемотехники;
  • Технология ТРИЗ.

Правильный выбор, а также   использование современных технологий  и методов на занятиях обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации   обучения,     развитию личностных качеств    школьника,

помогает создать благоприятную эмоциональную обстановку, повышает мотивацию обучающегося к изучаемому материалу, углубляет знания, способствует развитию психологических процессов, что в конечном итоге, повышает качество знаний ученика.

    Результативность работы по коррекционно-развивающей программе во многом зависит от степени подготовленности педагога, его эрудиции и профессионализма. Учитель должен найти нужный тон в общении с учащимся, избегать назидательности, создавать на занятиях обстановку непринуждённости и взаимопонимания.

Требования к уровню подготовки учащегося

  • Личностные результаты:

- формирование внутренней позиции обучающегося;

- повышение мотивации к учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы;

- ориентация на моральные нормы и их выполнение;

  • Метапредметные результаты:

       Регулятивные УУД:

-учиться работать по предложенному учителем плану

         Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,

исполнителя, героя и т.д.).

         Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы подгруппы и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказывать небольшие тексты.

  • Предметными результатами  прохождения данной программы  является сформированность следующих умений:

- владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне;

- различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;

- определять ударные и безударные гласные, слоги

- производить звукобуквенный разбор слогов и слов;

- подбирать слова на заданный звук;

- сравнивать слова со сходными звуками;

- определять в словах место и последовательность звука; гласных и согласных звуков;

- определять количество звуков и слогов в словах;

- производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов;

- восстанавливать предложения с заданными звуками.

2.2. ОСОБЕННОСТИ   ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО   СОПРОВОЖДЕНИЯ

УЧАЩЕГОСЯ 1 КЛАССА  С  ТНР.

Учебный план групповых занятий составляется  таким образом, чтобы коррекционная  работа осуществлялась  над  речевой  системой в целом  (в каждое занятие включаются задачи на развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи). При этом в работе выделяются несколько блоков, каждый из которых имеет ведущее направление в определённый период обучения, но на занятии учитель использует задания из каждого блока программы.

Блоки программы:

  1. Блок пространственно-временных категорий
  • графический диктант
  • игра «Найди отличия»
  • игра «Времена года»
  • игра «Части суток»
  • картики в «шуме»
  • игра «Подбери предлог»
  • игры на конструирование и реконструирование предметов и букв
  1. Блок развития фонематических функций
  • игры на развитие фонематических представлений
  • игры на развитие фонематического анализа и синтеза
  1. Блок развития звуко-слоговой структуры слова
  • игры типа: «Собери слово», «Раздели на слоги», «Переставь слоги»
  • игра «Эрудит» (составь слова из букв данного слова)
  • игра «Звуко-слоговая решётка»
  • игра «Начни-закончи-додумай слово»
  • игра «Звуковая пирамида»
  1. Блок развития лексико-грамматического строя речи
  • игры на классификацию и обобщение предметов и их категорий
  • игры на словообразование
  • игры на словоизменение
  1. Блок развития связной речи
  • игры-драматизации
  • составление предложений по схеме
  • игры с использованием технологии мнемотехники
  • игры с использованием технологии ТРИЗа
  • игры-ситуации
  • составление предложений по схеме.

Наиболее эффективными формами организации логопедических занятий являются следующие: игра, сказка, путешествие, соревнование, фантазирование и т.д.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся является основополагающим направлением в работе учителя-логопеда, особенно с детьми с ОВЗ. Одной из современных, здоровьесберегающих технологий является кинезиология. 

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития. Они развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают зрительно-моторную координацию, формируют пространственную ориентировку, совершенствуют регулирующую и координирующую роль нервной системы. Упражнения дают немедленный и кумулятивный эффект.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо соблюдение следующих условий:

  • Кинезиологическая гимнастика проводится каждый день, длительностью 5-15 мин.;
  • Упражнения выполняются в доброжелательной обстановке;
  • Кинезиологическая гимнастика проводится систематично, без пропусков;
  • От детей требуется точное выполнение движений и приемов;
  • Упражнения проводятся по специальным комплексам, длительностью 2 недели.

Комплексы кинезиологической гимнастики я сочитаю со стихами, так как ритм стихов, способствует развитию речевого дыхания, координации и произвольной моторики, речеслуховой памяти (включаются слуховой, речевой и кинестетический анализаторы), что является одной из форм коррекции нарушений. Кинезиологические упражнения можно использовать как на самих коррекционно-развивающих занятиях, в качестве динамических пауз (отдыхалочек), так и перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу во время занятий.

В своей коррекционно-развивающей работе использую следующие техники:

Сказкотерапия - один из наименее безболезненных способов развития речи ребёнка. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия "социальная адаптация", а значит, сказка играет важную роль в коррекции и компенсации грубых аномалий развития, подготовке детей к жизни в обществе. Сказка играет большую роль в коррекции эмоциональной сферы. Эмоциональный фон, который создается при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице логопеда эмоциональных состояний персонажей сказки — все это способствует тому, что ребенок, бессознательно начинает "отражать" на своем лице те чувства, которые он испытывает при прослушивании сказки.

Игротерапия. Наиболее естественная и эффективная форма работы с детьми – терапия в процессе игры. Этот психотерапевтический подход применяется для того, чтобы помочь детям проработать их психологические проблемы и эмоционально травмирующие переживания или преодолеть поведенческие проблемы и сложности развития. В процессе терапии ребенок начинает лучше понимать свои чувства, развивается способность к принятию собственных решений, повышается самооценка, коммуникативные навыки. Игротерапия является основным методом для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи, вследствие ограниченной их способности вербализовать свои мысли и чувства.

Метод Рефлексии. Слово рефлексия происходит от латинского «reflexior» – обращение назад. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.

В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.

На логопедических занятиях при работе с детьми с ТНР наиболее часто использую  рефлексию настроения и эмоционального состояния. Широко используется приём с различными цветовыми изображениями, «Дерево чувств», «Море радости» и «Море грусти», Рефлексия окончания логопедического занятия.  

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ТНР.

Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ТНР.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В настоящее время в нашем обществе возрастает количество детей с отклонениями в речевом развитии, что связано с целым рядом экологических, социальных и психологических факторов.

Дети с проблемами в речевом развитии сталкиваются с трудностями, которые становятся препятствиями для полноценной жизни. Для них наиболее характерно отдаление от жизни общества, наличие примирения со своим положением и преодоление психологического дискомфорта, затруднения в обучении, участии в общественной жизни, трудоустройстве, создании семьи.

Дети с тяжелыми нарушениями речи не имеют достаточной возможности с помощью вербального общения обогащать свой лексический и интеллектуальный потенциал. Поэтому окружающая среда для них должна стать источником развития. Каждый ребенок, имеющий те или иные отклонения в развитии, нуждается в эффективной и скоростной реабилитации, позволяющей ему преодолеть нарушения в развития. Это возможно лишь при условии  создания программ индивидуального сопровождения ребёнка с ОВЗ,  т. е. формирования вокруг каждого такого ребенка единого коррекционно-развивающего пространства, поддерживать которое призваны не только учителя-логопеды и классные руководители (учителя начальных классов), но и в разной степени все взрослые, окружающие его в повседневной жизни и влияющие на его развитие: учителя-предметники, педагог-психолог, медицинский персонал, руководитель физического воспитания, семья.

  1. ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ–РЕСУРСЫ
  1. Артюшенко Н.П. Организация процесса включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательные учреждения/ Н.П. Артюшенко. – (Наука – практике) // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2011.
  2. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / [Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова]. – М.: Просвещение, 2013. – 42 с. – (Стандарты второго поколения).
  3. Мазанова Е.В. Коррекция оптической, акустической  дисграфии,  дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопеда – М.: Издательство ГНОМ, 2014.
  4. Материалы сайта Министерства образования и науки РФ http://mon.gov.ru/
  5. Материалы сайтаhttp://inpravo.ru
  6. Материалы с сайта www.fgos-spb.ru.
  7. Методические рекомендации. (Серия «Инклюзивное образование») М.,СПб: Нестор-История, 2013    
  8.  Научная электронная библиотека. [Электронный ресурс]. – URL: http://elibrary.ru/defaultx.asp
  9. Нацпроект «Образование» [Электронный ресурс] //http://mon.gov.ru /proekt/ideology.
  10. «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» - Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2009 года № 95.
  11.   «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами – Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06                                        
  12. Постановление правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. № 175 «О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы».
  13. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012.
  14. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей. - М.: Просвещение, 2010.
  15. Шевчук Л.Е. Интегрированное обучение учащихся с особенностями развития в общеобразовательном учреждении//Дефектология.  2004.- № 6
  16. Яковлева И.М. Подготовка педагогов для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. – М.: Издательство «Спутник+», 2012.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачётная работа слушателя курсов

Зачетная работа по IV- VIмодулям программы КПК«Подготовка профессиональных экспертов»...

Зачётная работа по теме : "Моделирование"

Варианты зачётной работы по информатике по теме  : " Моделирование", можно использовать в 9-11 классах...

Зачётные работы по русскому языку 10 класс

практический материал для уроков контроля в 10 классе по программе Гольцовой....

Зачётная работа. Традиционная карельская вышивка.8 класс.

8 класс                    Зачётная работа по модулю «Потенциал предмета для формирования ключевых...

Программа по инклюзии «Коррекция и развитие речи двуязычных детей по практикуму обучения игры на хомусе».

«Коррекция и развитие речи двуязычных детей по практимуму  обучения игры на хомусе».       В многоязычной школе проблема усугубляется еще тем, что детям приходится преодолеват...

Инклюзия и работа с детьми с ОВЗ в дополнительном образовании.

Инклюзивное образование – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по программам с учетом...