Адаптированная общеобразовательная программа по факультативному курсу «Умелые ручки»
методическая разработка (7 класс)

Гончарова Елена Гаврииловна

Программа по факультативному курсу "Умелые ручки" представлена расширить и углубить сведения о работе с различными видами ткани, бисером, нитками для вышивки, отделочными материалами, совершенствовать приёмы работы инструментами, формировать умения работы с новыми материалами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umelye_ruchki-fakultativ2015-2016.docx30.76 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

на заседании методического объединения учителей швейного дела, социально – бытовой ориентировки, изобразительного искусства

ОГСКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Курская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»

Протокол от «  26 » августа 2015 г. № 1

Рассмотрено

на заседании

методического совета

ОГСКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Курская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»

Протокол от «   27  » августа 2015 г. № 1

Утверждено

решением педагогического

совета

ОГСКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Курская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»

Протокол от «  28 » августа 2012  г. № 1

Введено в действие приказом директора школы от «   01   » сентября 2015 г.

      № 01-02-84

Адаптированная общеобразовательная программа

 по факультативному курсу «Умелые ручки»

                                             

                                      Составила: Е.Г Гончарова

                               

КУРСК -2015

Пояснительная записка

Адаптированная общеобразовательная программа по факультативному курсу «Умелые ручки» представлена различными видами трудовой деятельности и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами работы с разными материалами  (работа с тканью, бисером, нитками для вышивки, фурнитурой), изготовление игрушек, панно для школы и дома.

Работа по факультативному курсу «Умелые ручки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, моторики, а также конструкторского мышления детей с ограниченными возможностями здоровья.

Программа рассчитана на 1 час в неделю. Обучение проводится для обучающихся 7 класса.  В целях снижения напряжения и перегрузок при проведении занятий используются зрительная гимнастика и физкультурные паузы.

Цель адаптированной общеобразовательной программы

по факультативному курсу «Умелые ручки»:

развитие творческих способностей школьников с ОВЗ, создание сплоченного детского коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

Основные задачи программы

Образовательные:

- совершенствовать практические умения и навыки обучающихся в обработке различных материалов;  

- обеспечить школьников дополнительными знаниями по трудовому обучению;

- научить практическому использованию поделок в сюжетно-ролевых играх, для украшения помещений.

Развивающие:

- развивать зрительное восприятие;

- развивать мелкую моторику пальцев рук,

- способствовать развитию творческих способностей, умению соблюдать цветовую композицию.

Воспитательные:

- воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение довести начатое дело до конца, уважительное отношение к результатам труда;

- воспитывать отзывчивость и умение работать в коллективе;

- воспитывать интерес к творческой деятельности.

Работа по факультативному курсу не дублирует программный материал по трудовому обучению для детей с ОВЗ, а расширяет и углубляет сведения о работе с тканью, бисером, нитками для вышивки, а также о работе с другими материалами, совершенствует навыки и умения, получаемые детьми на уроках. Работа организуется с учетом опыта детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

Продолжительность занятий не более 40 минут. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками вышивания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы.  Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ руководителя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия. Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые при работе, учит оформлять предметы декоративно - прикладного характера в разных техниках.

Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.

Программа всех разделов кружка усложняется от занятия к занятию, от года к году. Постепенно, создавая работы малых или больших форм, выполненные за короткое или длительное время, педагог и сами ребята видят качественный и творческий рост от работы к работе. В связи с этим определены критерии, по которым оценивается работа на различных сроках обучения:

- аккуратность;

- четкость выполнения изделия;

- самостоятельность выполнения;

- наличие творческого элемента.

Планируемый уровень подготовки обучающихся к окончанию факультативного курса «Умелые ручки»

знать:

  • названия ручных инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренных программой;
  • правила безопасности труда при работе ручными инструментами;
  • правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику;
  • способы обработки различных материалов, предусмотренных программой.

уметь:

  • правильно пользоваться ручными инструментами;
  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;
  • организовывать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
  • бережно относиться к инструментам и материалам;
  • экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;
  • самостоятельно изготовлять изделие по образцу;
  • правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда, различать их по внешнему виду.

Учебно – тематическое планирование занятий

(1ч/неделю 33ч)

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1.

Вводное занятие

4

2.

Изготовление мягкой игрушки «Чебурашка»

7

3.

Знакомство с бисером.

6

4.

Техника изготовления цветов из ткани.

9

5.

Обучение вышивки крестом – выполнение простого креста.

6

6.

Выставка детских работ

1

Итого

33

Содержание программы

1 занятие - Вводное занятие. Знакомство с программой обучения и с правилам безопасной работы на занятиях. Заинтересовать детей новыми видами художественного труда – вышиванием бисером, крестом, новыми технологиями шитья.

2-8 занятия - Знакомство с историей появления мягких игрушек и материалами для мягких игрушек, правилами соединения деталей игрушек. Отработка приемов вывертывания деталей через маленькие отверстия и набивания игрушек мягким материалом (ватой, поролоном, синтепоном и др.). Выставка работ.

9 занятие – Повторение правил техники безопасности при работе инструментами на занятии факультативного курса «Умелые ручки».

10 – 15 занятие - История вышивки бисером. Материалы для вышивания. Инструменты и приспособления. Выбор рисунка. Вышивка образцов.

16 занятие - Повторение правил техники безопасности при работе инструментами на занятии.

17 - 25 занятие – Технология выполнения цветов из ткани. Подбор ткани, фурнитуры, сборка деталей цветов, оформление. Выставка работ.

26 занятие - Повторение правил техники безопасности при работе инструментами на занятии.

27 – 33 занятие – Знакомство с вышивкой крестом. Выполнение приемов вышивания простого креста, оформление работ. Выставка работ.

Дидактический материал и техническое оснащение занятий

Техническое оснащение.

  1. Ткань белая хлопчатобумажная, размер 20/20 см (на каждого ребенка).
  2. Нитки мулине (основные и оттеночные).
  3. Иглы № 2 и № 3 (на каждого ребенка).
  4. Ножницы с тупыми концами (на каждого ребенка).
  5. Пяльца пластмассовые (на каждого ребенка).
  6. Калька (на каждого ребенка).
  7. Копировальная бумага (на каждого ребенка).
  8. Бисер разного размера и цвета.
  9. Ткани разные для мягкой игрушки и для изготовления цветов.
  10. Фурнитура для мягких игрушек и цветов.

Дидактические материалы.

  1. Подборка готовых выкроек мягких игрушек, деталей цветов.
  2. Подборка готовых вышивок.
  3. Образцы рисунков для вышивания.
  4. Пооперационные карты.
  5. Иллюстрации вышивок, цветов.

 Список литературы.

Астапенко Э. А. Вышивка.- Донецк: «Сталкер», 2004 г.

Глинская Е.- Азбука вышивания -Издательство Мехнат Ташкент 1994 

Еременко Т.- Вышивка. Техника. Приемы. Изделия.- Москва. Аст – Пресс. 2000.

Еременко Т.- Иголка-волшебница – Москва Просвещение, 1987.

Максимова М.В. Вышивка. Первые шаги.- Москва.: З.А.О. издательство Эксмо,1997.- 96с.

Нуждина Т.Д. Мир вещей. Энциклопедия для малышей. Чудо-всюду.- Ярославль.: Академия   развития, Академия К, 1998.-287с.

Программа “Художественный труд” // Вестник образования. – 2001.- №20.- с.44-74.

Рукосуева В. А. Волшебная иголочка. – Ачинск, 2014.

Учебно-тематическое планирование занятий 

по факультативному курсу «Умелые ручки» (33 ч)

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

I четверть

Вводное занятие. Знакомство с программой обучения. Вводный инструктаж по технике

безопасности.

Подбор материала для изготовления мягкой игрушки «Чебурашка».

Раскрой деталей игрушки.

Соединение основных деталей игрушки.

Соединение мелких деталей игрушки.

Набивка деталей игрушки.

Сборка деталей игрушки.

Оформление игрушки.

8 ч.

1

1

1

1

1

1

1

1

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

II четверть

Вводное занятие. Вводный инструктаж по технике безопасности.

Из истории вышивки бисером. Материалы для вышивания. Инструменты и приспособления.

Перенос рисунка на ткань. Правила работы с бисером.

Методика вышивки бисером.

Выполнение вышивки.

Вышивание в соответствии с инструкциями.

Оформление вышивки. Выставка работ.

7 ч.

1

1

1

1

1

1

1

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

III четверть

Вводное занятие. Вводный инструктаж по технике безопасности.

Изготовление цветов из ткани. Подбор материала, украшений, инструментов.

Раскрой деталей цветов.

Подготовка лепестков.

Сборка лепестков.

Оформление серединки цветка.

Изготовление застёжки.

Подготовка подложки для панно.

Закрепление цветов на подложке.

Оформление цветов, панно из цветов. Выставка работ.

10 ч.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

IV четверть

Вводное занятие. Вводный инструктаж по технике безопасности.

Из истории вышивки крестом. Материалы для вышивания. Инструменты и приспособления.

Освоение приемов выполнения простого креста на бумажной основе.

Вышивание изделия с использованием шва простым крестом.

Освоение приемов выполнения простого креста.

Вышивание простым крестом.

Окончательная обработка изделий.

Оформление вышивки. Выставка работ.

8 ч.

1

1

1

1

1

1

1

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Оч.умелые ручки"

Программа кружка «Оч.умелые ручки» для детей 11-13 лет разработана на основе авторской программы Британ И.В., в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нач...

Авторская программа кружка внеурочной деятельности "Умелые ручки" для 5-8 классов

Основная цель занятий кружка «Умелые ручки» - формирование знаний и умений, навыков в области вязания крючком, воспитание уважения к личности, заботы в первую очередь о родных и близки...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УМЕЛЫЕ РУЧКИ» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности  «УМЕЛЫЕ РУЧКИ» 5 класс...

Адаптированная общеобразовательная программа учебного курса "Логопедия" 4 класс (для детей с умственной недостаточностью).

Адаптированная общеобразовательная программа учебного курса "Логопедия" может использоваться в работе учителями, учителями - дефектологами....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По внеурочной деятельности «Умелые ручки» в 5 – 7-х классах

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПо внеурочной деятельности «Умелые ручки»в 5 – 7-х классахна 2016 - 2017 учебный год...