Дополнительная образовательная программа «Развитие мелкой моторики пальцев рук на логопедических занятиях в условиях ДОУ».
рабочая программа на тему

Козлова Инна Владимировна

Дополнительная

образовательная программа

«Развитие мелкой моторики

пальцев рук

на логопедических занятиях

в условиях ДОУ».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_melkoy_motorike_1.doc208 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная

образовательная программа

«Развитие мелкой моторики

пальцев рук

на логопедических занятиях

в условиях ДОУ».

Составила: учитель-логопед

Козлова И.В

Пояснительная записка.

                                         

Одна  из первоочередных задач воспитания ребенка в детском

саду – развитие полноценной речи.  В последние годы в связи с различными причинами увеличивается процент детей, имеющих различные речевые нарушения. Развитие речи детей осуществляется по программе под редакцией А.М.Васильевой «Программа воспитания и обучения детей в детском саду». Речевые недостатки детей путем коррекционной работы  устраняются в логопедическом кабинете ДОУ. Наряду с прямой работой по речевому развитию логопед много времени отводит на развитие мелкой моторики  пальцев рук. Данный раздел очень важен, так исследованиями ученых подтверждена связь речевой  и пальцевой моторики. Ими было установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Исследователи М.М.Кольцова, Л.В. Антакова-Фомина, Е.И. Исенина рекомендуют стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М.М. Кольцовой, и «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга». К тому же работа по развитию мелкой моторики  крайне полезна для подготовки руки к письму.

    Проводится систематическая работа по развитию пальцевой моторики логопедом  со старшей группы. В литературе последнего времени описано множество приемов по развитию мелкой моторики у детей с различной речевой патологией. Однако  необходимость систематической целенаправленной работы приводит к задаче составления программы пальчикового игротренинга в условиях ДОУ. Данная программа составлена с учетом основных принципов дошкольной педагогики: игровой направленности, цикличности, учета возрастных особенностей, научной обоснованности. Разделы сменяют друг друга от простого к сложному: от развития общей моторики к развитию движений каждого пальчика и, далее, к составлению последовательных серий движений с речевым сопровождением. органов. Проводится развитие тактильных ощущений, это такие  игры, как «Волшебный мешочек», «Тактильные дощечки», «Шершавая азбука»  и пр. В ходе развития переключаемости движений формируется и переключаемость внимания,  а также переключаемость является составной частью артикуляции звуков.

    В программу включен раздел по обучению детей  обводке и штриховке как подготовительный к обучению письму. Также на протяжении 2 лет активно используются игры с использованием вспомогательных материалов: различные шнуровки, нанизывание бусинок на леску различной толщины, сортировка круп, камешков и пр.  Есть раздел, направленный на развитие графических навыков при работе в тетради. Немаловажным в пальчиковых играх является развитие коммуникабельности, обучение общению. Для этого применяются игры в парах. Как правило, пальчиковые игры – это эмоционально насыщенный, позитивно направленный вид работы, с радостью принимаемый всеми детьми. Несомнен коррекционный эффект таких занятий, поэтому они активно используется логопедом в течение всего срока пребывания ребенка на логопункте.

     Программа составлена в рассчитан на 2 года обучения. Одни разделы  более широко применяются на 1 году обучения, другие находят свое применение на следующем году. В программе указано примерное количество использований упражнений с каждым ребенком. Однако логопед вправе изменять последовательность и сроки работы в зависимости от уровня развития мелкой моторики и возраста ребенка, речевого дефекта. Занятия могут осуществляться в виде части занятия по развитию речи или как самостоятельное подгрупповое или индивидуальное занятие. Необходимо постоянно взаимодействовать с воспитателем при выполнении данных заданий с целью закрепления полученных навыков. При зачислении на логопункт логопед регистрирует уровень развития мелкой моторики в табличной форме с условными обозначениями, проводит мониторинг в конце каждого года обучения.      Уровень развития мелкой моторики оценивается исходя из следующих критериев:

  • Объем движений полный – неполный;
  • Темп выполнения: нормальный, медленный, быстрый;
  • Активность: нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство;
  • Координация движений: нормальная, недостаточная;
  • Наличие синкинезий;
  • Способность к переключению движений.

Данные мониторинга отражаются с помощью графика.

    Цель данной системы упражнений –  развитие четких, координированных, разнообразных движений пальцев рук для опосредованного  развития речевых процессов и подготовки руки к письму, а также развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы ребенка 5-6 лет. Условиями для  их реализации являются:

    - систематичность выполнения;

    - разнообразие заданий;

    - эмоциональность, доброжелательность логопеда на занятиях;

    - учет возрастных и физиологических возможностей ребенка;

    - учет речевого дефекта.

   

Учебно-тематический план развития мелкой моторики.

№п\п

Название раздела, темы

Года

обучения

I.

Развитие общей моторики

I.1

Подражание движениям животных

1

I.2

Подражание движениям людей

1

I.3

Логоритмические движения без музыкального сопровождения

1,2

II.

Развитие движений каждого пальца

II.1

Знакомство названием каждого пальца.

1

II.2

Развитие движений указательного пальца

1

II.3

Развитие движений большого пальца

1

II.4

Развитие движений всех пальцев:

 - развитие силы при сжимании пальцев;

 - развитие мышечного аппарата при растягивании пальцев.

1,2

1,2

II.5

Развитие движений каждого пальца одновременно на  обеих руках.

1,2

III.

Обучение статическим  пальцевым фигурам.

III.1

Выполнение статических фигур по подражанию.

1,2

III.2

Самостоятельное выполнение с произнесением стихотворного текста.

1,2

IV.

Развитие переключаемости движений.

IV.1

Выполнение разных статических движений на левой и правой руках одновременно.

1,2

IV.2

Выполнение различных пальчиковых фигур с переменой рук.

1,2

IV.3

Выполнение пальчиковых фигур с использованием обеих рук, направленное на развитие переключаемости движений.

2

V.

Выполнение последовательных действий с сопровождением стихотворных текстов.

V.1

Выполнение действий по показу логопеда.

1,2

V.2

Самостоятельное выполнение под речевое сопровождение

1,2

VI.

Массаж пальцев и ладонной поверхности.

VI.1

Массаж ладоней и пальцев с использованием различных предметов и массажеров.

1,2

VI.2

Разучивание основных массажных движений во время самомассажа.

1

VI.3

Выполнение массажных движений  в сопровождении стихотворного текста, произносимого логопедом.

1

VI.4

Выполнение самомассажа с самостоятельным произнесением стихотворного текста.

2

VII.

Развитие тактильных ощущений.

Игры на ощупывание и различение предметов в «Волшебном мешочке».

1,2

Серия игр «Тактильные дощечки».

1,2

Различение различных поверхностей на ощупь.

1,2

«Шершавая азбука».

2

«Что мягче?»

1

VII.1

1

VII.2

1,2

VII.3

1,2

VII.4

2

VII.5

2

VII.6

«Пальчиковый бассейн»

1,2

VII.7

Различение различных поверхностей на ощупь

1

VIII.

Развитие мелкой моторики с использованием обводки и штриховки.

VIII.1

Обводка твердых силуэтов.

1

VIII.2

Обводка мягких крупных силуэтов.

1,2

VIII.3

Обводка мягких мелких силуэтов.

2

VIII.4

Обводка предметных картинок, вырезанных по контуру, с последующим нанесением всего изображения на данный силуэт.

2

VIII.5

Рисование по трафарету.

1

VIII.6

Рисование непрерывной линией по образцу.

1,2

VIII.7

Штриховка под линейку.

1,2

VIII.8

Штриховка горизонтальными и вертикальными линиями.

1

VIII.9

Штриховка наклонными линиями в одном направлении на различном расстоянии штрихов друг от друга.

2

IX.

Развитие мелкой моторики с использованием вспомогательных материалов.

IX.1

Нанизывание бус различного размера:

- на толстую леску;

- на тонкую леску.

1

2

IX.2

Перебирание круп.

1,2

IX.3

Сортировка мелких камешков по цвету.

1,2

IX.4

Шнуровки:

- по прямой;

-крест-накрест;

-шнуровка по образцу.

1

1,2

2

IX.5

Пришивание различных предметов к основе шнурками.

1,2

IX.6

Сматывание ленточек:

- на палочку;

- в клубочек.

1

2

IX.7

Работа с ножницами, вырезание из бумаги.

1,2

IX.8

Работа с пластилином.

1,2

IX.9

Плетение косичек.

2

X.

Игры в парах

X.1

Совместные  игры с каждым пальчиком

1,2

X.2

Игры с ладошками

1,2

X.3

Сюжетные стихи

2

X.4

Совместный массаж ладоней

1,2

XI.

Развитие графических навыков при работе в тетради в клетку

XI.1

Рисование прямых палочек

2

XI.2

Рисование наклонных палочек

2

XI.3

Рисование закругленных палочек

2

XI.4

Рисование различных  геометрических фигур в клеточках

2

XI.5

Рисование сложных фигур из геометрических по образцу

2

Учебно-тематический план развития мелкой моторики

I обучения.

№п\п

Название раздела, темы

Количество

использования данного вида задания

I.

Развитие общей моторики

I.1

Подражание движениям животных

2

I.2

Подражание движениям людей

2

I.3

Логоритмические движения без музыкального сопровождения

30

II.

Развитие движений каждого пальца

II.1

Знакомство названием каждого пальца.

1

II.2

Развитие движений указательного пальца

2

II.3

Развитие движений большого пальца

2

II.4

Развитие движений всех пальцев:

 - развитие силы при сжимании пальцев;

 - развитие мышечного аппарата при растягивании пальцев.

10

II.5

Развитие движений каждого пальца одновременно на  обеих руках.

5

III.

Обучение статическим  пальцевым фигурам.

III.1

Выполнение статических фигур по подражанию.

15

III.2

Самостоятельное выполнение с произнесением стихотворного текста.

15

IV.

Развитие переключаемости движений.

IV.1

Выполнение разных статических движений на левой и правой руках одновременно.

4

IV.2

Выполнение различных пальчиковых фигур с переменой рук.

4

V.

Выполнение последовательных действий с сопровождением стихотворных текстов.

V.1

Выполнение действий по показу логопеда.

5

V.2

Самостоятельное выполнение под речевое сопровождение

15

VI.

Массаж пальцев и ладонной поверхности.

VI.1

Массаж ладоней и пальцев с использованием различных предметов и массажеров.

60

VI.2

Разучивание основных массажных движений во время самомассажа.

8

VI.3

Выполнение массажных движений  в сопровождении стихотворного текста, произносимого логопедом.

30

VII.

Развитие тактильных ощущений.

Игры на ощупывание и различение предметов в «Волшебном мешочке».

Серия игр «Тактильные дощечки».

Различение различных поверхностей на ощупь.

«Пальчиковый бассейн»

Различение различных круп на ощупь

VII.1

5

VII.2

3

VII.3

2

VII.4

3

VII.5

10

VIII.

Развитие мелкой моторики с использованием обводки и штриховки.

VIII.1

Обводка твердых силуэтов.

10

VIII.2

Обводка мягких крупных силуэтов.

20

VIII.3

Рисование по трафарету.

10

VIII.4

Рисование непрерывной линий по образцу.

5

VIII.5

Штриховка под линейку.

4

VIII.6

Штриховка горизонтальными и вертикальными линиями.

10

IX.

Развитие мелкой моторики с использованием вспомогательных материалов.

IX.1

Нанизывание бус различного размера:

- на толстую леску;

30

IX.2

Перебирание круп.

10

IX.3

Сортировка мелких камешков по цвету.

10

IX.4

Шнуровки:

- по прямой;

-крест-накрест.

10

10

IX.5

Пришивание различных предметов к основе шнурками.

10

IX.6

Сматывание ленточек:

- на палочку;

2

IX.7

Работа с ножницами, вырезание из бумаги.

20

IX.8

Работа с пластилином.

10

X.

Игры в парах

X.1

Совместные  игры с каждым пальчиком

5

X.2

Игры с ладошками

5

X.3

Совместный массаж ладоней

30

Учебно-тематический план развития мелкой моторики.

II год обучения.

№п\п

Название раздела, темы

Количество

использования данного вида задания

I.

Развитие общей моторики

I.1

Логоритмические движения без музыкального сопровождения

30

II.

Развитие движений каждого пальца

II.1

Развитие движений всех пальцев:

 - развитие силы при сжимании пальцев;

 - развитие мышечного аппарата при растягивании пальцев.

10

10

II.2

Развитие движений каждого пальца одновременно на  обеих руках.

5

III.

Обучение статическим  пальцевым фигурам.

III.1

Выполнение статических фигур по подражанию.

10

III.2

Самостоятельное выполнение с произнесением стихотворного текста.

10

IV.

Развитие переключаемости движений.

IV.1

Выполнение разных статических движений на левой и правой руках одновременно.

5

IV.2

Выполнение различных пальчиковых фигур с переменой рук.

10

IV.3

Выполнение пальчиковых фигур с использованием обеих рук, направленное на развитие переключаемости движений.

15

V.

Выполнение последовательных действий с сопровождением стихотворных текстов.

V.1

Выполнение действий по показу логопеда.

10

V.2

Самостоятельное выполнение под речевое сопровождение

10

VI.

Массаж пальцев и ладонной поверхности.

VI.1

Массаж ладоней и пальцев с использованием различных предметов и массажеров.

60

VI.2

Выполнение самомассажа с самостоятельным произнесением стихотворного текста.

60

VII.

Развитие тактильных ощущений.

Серия игр «Тактильные дощечки».

Пальчиковый бассейн»

Различение различных поверхностей на ощупь.

«Шершавая азбука».

«Что мягче?»

VII.1

3

VII.2

4

VII.3

2

VII.4

4

VII.5

1

VIII.

Развитие мелкой моторики с использованием обводки и штриховки.

VIII.1

Обводка мягких крупных силуэтов.

10

VIII.2

Обводка мягких мелких силуэтов.

20

VIII.3

Обводка предметных картинок, вырезанных по контуру, с последующим нанесением всего изображения на данный силуэт.

20

VIII.4

Рисование непрерывной линией по образцу.

10

VIII.5

Штриховка под линейку.

6

VIII.6

Штриховка наклонными линиями в одном направлении на различном расстоянии штрихов друг от друга.

15

IX.

Развитие мелкой моторики с использованием вспомогательных материалов.

IX.1

Нанизывание бус различного размера:

- на тонкую леску.

30

IX.2

Перебирание круп.

10

IX.3

Сортировка мелких камешков по цвету.

10

IX.4

Шнуровки:

-крест-накрест;

-шнуровка по образцу.

5

5

IX.5

Пришивание различных предметов к основе шнурками.

5

IX.6

Сматывание ленточек:

- в клубочек.

5

IX.7

Работа с ножницами, вырезание из бумаги.

20

IX.8

Работа с пластилином.

10

IX.9

Плетение косичек.

5

X.

Игры в парах

X.1

Совместные  игры с каждым пальчиком

5

X.2

Игры с ладошками

5

X.3

Сюжетные стихи

10

X.4

Совместный массаж ладоней

10

XI.

Развитие графических навыков при работе в тетради в клетку

XI.1

Рисование прямых палочек

10

XI.2

Рисование наклонных палочек

5

XI.3

Рисование закругленных палочек

10

XI.4

Рисование различных  геометрических фигур в клеточках

20

Список литературы.

Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. СПб.: Дельта, 1999 г. –

226 с., ил.

Галкина В.Б., Хомутова Н.Ю. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук при коррекции нарушений речи у учащихся начальных классов. Дефектология, 1999 г., №3

Узорова О.в., Нефедова Е.А. Игры с пальчиками. М.: ООО «Издательство Астрель», 2004 г. – 124 с.

В. Киселева Развитие мелкой моторики. – «Дошкольное воспитание», 2006г. №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Роль упражнений, направленных на развитие мелкой моторики пальцев рук.

В данном материале говорится о роли упражнений , направленных на развитие мелкой моторики пальцев рук. Предназначен для родителей, воспитателей, учителей....

" Развитие мелкой моторики пальцев рук ".

В материале раскрыты проблемы развития мелкой моторики у детей, как одного из средств развития речи. Описаны различные игры, упражнения, используемые для укрепления и развития детской руки, коор...

Инновационный опыт работы по теме: "Развитие мелкой моторики пальцев рук"

Развите речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.Поэтому я стала стимулировать речевое развитие детей путем тренировки пальцев рук.В своей рабо...

Методическая разработка "Организация психокоррекционной работы с умственно отсталыми детьми и детьми с задержкой психического развития путем развития мелкой моторики пальцев рук на занятиях оригами

 Работа с детьми – олигофренами  и детьми с задержкой психического развития младшего школьного возраста показывает, что их обучение и воспитание должно построено специальным образом. ...

Консультация для родителей воспитанников детского сада на тему "Развитие мелкой моторики пальцев рук через русскую народную сказку".

Консультация на тему «Развитие мелкой моторики через русскую народную сказку».Автор: учитель – логопед МАДОУ  "Золотой ключик" г. Малая Вишера Новгородской области Изотова С. А.  ...

Использование нетрадиционной техники рисования как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей с нарушением интеллекта.

Наряду с незрелостью эмоционально-волевой сферы, недоразвитием познавательной деятельности, недостаточностью представлений об окружающем мире, нарушение речевого развития у детей с нарушением интеллек...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК НА ЗАНЯТИЯХ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК НА ЗАНЯТИЯХ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР...