Комплекс упражнений логопедического массажа
картотека на тему

Козлова Инна Владимировна

Комплекс упражнений логопедического массажа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _rasslablyayushchiy_massazh.doc332.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений логопедического массажа

Необходимо сначала расслабить руки. Комплекс упражнений логопедического массажа проводится за час до еды и спустя 2,5 часа после еды. Комната, где будет проводиться массаж, должна быть хорошо проветрена. Свет должен быть неярким.

Массаж лба

       Упражнение№ 1

      Цель: приведение мышц лба в состояние покоя.

      Описание: легкое поглаживание лба от висков к центру.

      Методические рекомендации.

      Поглаживающие движения осуществляются указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6–8 раз (рисунок № 1).

http://www.modernlib.ru/books/arhipova_elena/logopedicheskiy_massazh_pri_dizartrii/i_030.png

      Рис. 1
 
             
Упражнение№ 2

      Цель: расслабление лобных мышц.

      Описание: выполняется точечная вибрация мышц лба от висков к центру лба.
      
Методические рекомендации.

      Вибрация осуществляется подушечками указательных пальцев обеих рук Вибрация должна проводиться в едином быстром ритме. При появлении неприятных ощущений и быстрой сонливости массаж приостанавливается или совсем прекращается. Движения выполняются 3–4 раза (рисунок № 2).

http://www.modernlib.ru/books/arhipova_elena/logopedicheskiy_massazh_pri_dizartrii/i_044.png

Рис. 2

Упражнение № 3 

      Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц.

      Описание: проводится массаж точек, находящихся над линией бровей, от середины к периферии.

http://www.modernlib.ru/books/arhipova_elena/logopedicheskiy_massazh_pri_dizartrii/i_100.png

Рис. 3

Упражнение № 4 

      Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц

      Описание: поглаживание лба от середины к вискам.

http://www.modernlib.ru/books/arhipova_elena/logopedicheskiy_massazh_pri_dizartrii/i_096.pnghttp://www.modernlib.ru/books/arhipova_elena/logopedicheskiy_massazh_pri_dizartrii/i_097.png

 

Рис. 4

 Упражнение № 5 

      Цель: обеспечение расслабления мышц лба.

      Описание: легкое поглаживание от корней волос к линии бровей.
      
Методические рекомендации.

      Поглаживающие движения выполняются указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6–8 раз (рисунок № 5).

http://www.modernlib.ru/books/arhipova_elena/logopedicheskiy_massazh_pri_dizartrii/i_031.png      Рис. 5

           Упражнение № 6 

      Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц.

      Описание: растирание лба от бровей к волосистой части головы.

http://www.modernlib.ru/books/arhipova_elena/logopedicheskiy_massazh_pri_dizartrii/i_099.png

 Рис. 6

Массаж щек

       Упражнение№ 7

      Цель: расслабление щечной мышцы.

      Описание: проводят вращательное поглаживающее движение по поверхности щек.
      Для достижения большего эффекта эти же движения можно осуществлять с

внутренней стороны щек.

      Методические рекомендации.

      Массажные движения осуществляются указательными и средними пальцами обеих рук. С внутренней стороны щек массаж осуществляется при помощи зонда «Шарик», указательного пальца, шпателя. Все движения выполняются 6–8 раз. Вращательные движения по часовой стрелке (рисунок № 7).

http://www.modernlib.ru/books/arhipova_elena/logopedicheskiy_massazh_pri_dizartrii/i_032.png

 Рис. 7
 

       Упражнение№ 8

      Цель: расслабление мышц, поднимающих угол рта.

      Описание: легкое поглаживание щек от мочек ушей к крыльям носа.
      
Методические рекомендации.

      Массажные движения осуществляются указательными и средними пальцами обеих рук. Движения повторяются 7—10 раз (рисунок № 8).

http://www.modernlib.ru/books/arhipova_elena/logopedicheskiy_massazh_pri_dizartrii/i_033.png

      Рис. 8

 
       
Упражнение№ 9

      Цель: расслабление щечной мышцы и мышц, поднимающих угол рта.
      
Описание:легкое растирание от мочек ушей к крыльям носа.
      
Методические рекомендации.

      Растирающие движения осуществляются указательными и средними пальцами обеих рук. Движения должны быть очень осторожными, не вызывающие напряжения в других группах мышц. Массажные движения осуществляются 3–4 раза (рисунок № 9).

http://www.modernlib.ru/books/arhipova_elena/logopedicheskiy_massazh_pri_dizartrii/i_034.png

     

 Рис. 9

Массаж скуловой мышцы

       Упражнение№ 10

      Цель: расслабление скуловых мышц.

      Описание: легкое поглаживание от мочек ушей к середине подбородка.
      
Методические рекомендации.     

 Поглаживание осуществляется указательными и средними пальцами обеих рук. Движения должны быть очень легкими, выполняются 6–8 раз (рисунок № 10).

http://www.modernlib.ru/books/arhipova_elena/logopedicheskiy_massazh_pri_dizartrii/i_035.png

Рис. 10


Упражнение№ 11

      Цель: укрепление скуловой мышцы.

      Описание: поглаживание скуловой мышцы от середины подбородка к мочкам ушей.
      
Методические рекомендации.

      Поглаживающие движения осуществляются указательными и средними пальцами обеих рук. Поглаживающие движения выполняются 8—10 раз  (рисунок № 11).

http://www.modernlib.ru/books/arhipova_elena/logopedicheskiy_massazh_pri_dizartrii/i_076.png

 Рис. 11

       Упражнение № 12

      Цель: расслабление скуловых мышц и мышц, опускающих нижнюю губу и угол рта.

      Описание: легкое пощипывание скуловых мышц от мочек ушей к середине подбородка.
      
Методические рекомендации.

      Пощипывание осуществляется указательными, средними и безымянными пальцами. Массажные движения выполняются 6—10 раз. Движения должны быть очень легкими (рисунок № 12).

http://www.modernlib.ru/books/arhipova_elena/logopedicheskiy_massazh_pri_dizartrii/i_049.png

Рис. 12

Массаж губ

Упражнение № 13

Цель: расслабление губ и круговой мышцы рта.

Описание: легкое поглаживание губ от углов рта к центру.

Методические рекомендации.

      Поглаживание осуществляется указательными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6—10 раз (рисунок № 13).

http://www.modernlib.ru/books/arhipova_elena/logopedicheskiy_massazh_pri_dizartrii/i_036.png   Рис. 13 

       

Упражнение № 14

 Цель: расслабление губ.

 Описание: легкое описание губ от углов рта к центру.

 Методические рекомендации.

     Растирающие движения осуществляются указательными пальцами обеих рук. Растирающие движения не должны быть очень интенсивными. Движения выполняются 3–4 раза (рисунок № 14).

http://www.modernlib.ru/books/arhipova_elena/logopedicheskiy_massazh_pri_dizartrii/i_037.png

      Рис. 14
 
        
Упражнение № 15 

 Цель: укрепление мышц губ.

Описание: поглаживание губ от середины к углам.

http://www.modernlib.ru/books/arhipova_elena/logopedicheskiy_massazh_pri_dizartrii/i_106.png

       Рис. 15

       
Упражнение № 16 

Цель: укрепление мышц губ

Описание: разминание губ от середины к углам.

http://www.modernlib.ru/books/arhipova_elena/logopedicheskiy_massazh_pri_dizartrii/i_107.png   

Рис. 16

      
Упражнение № 17

      Цель: укрепление и активизация мышц губ.

      Описание: пощипывание губ от середины к углам.

http://www.modernlib.ru/books/arhipova_elena/logopedicheskiy_massazh_pri_dizartrii/i_108.png     Рис. 17

      Упражнение № 18


 
Цель: стимуляция мышц губ.

Описание: обкалывание губ от середины к углам.

http://www.modernlib.ru/books/arhipova_elena/logopedicheskiy_massazh_pri_dizartrii/i_109.png

 
      Рис. 18

Упражнение № 19


      
Цель: максимальное расслабление круговой мышцы рта.

      Описание: поглаживание круговой мышцы рта.

      Методические рекомендации.

      Поглаживающие движения осуществляются указательными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6–8 раз  (рисунок № 19).

http://www.modernlib.ru/books/arhipova_elena/logopedicheskiy_massazh_pri_dizartrii/i_038.png

Рис. 19


 
Упражнение № 20

      Цель: расслабление корня языка.

      Описание: легкая вибрация двумя пальцами под углами нижней челюсти.
      
Методические рекомендации.

      Указательными пальцами обеих рук выполнять с нажимом вращательные движения в точках под углами нижней челюсти в течение 3–4 секунд(рисунок № 20).

http://www.modernlib.ru/books/arhipova_elena/logopedicheskiy_massazh_pri_dizartrii/i_040.png

      Рис. 20

Массаж шеи

       Упражнение № 21

      Цель: расслабление мышц плечевого пояса.

      Описание: проводят поглаживания шеи сверху вниз.

      Методические рекомендации.

      Поглаживающие движения осуществляются двумя руками.
      Необходимо, чтобы движения были легкими, максимально расслабляющие мышцы. Следить за ответной реакцией в других группах мышц. Массажные, движения выполняются 6–8 раз (рисунок № 21).

http://www.modernlib.ru/books/arhipova_elena/logopedicheskiy_massazh_pri_dizartrii/i_029.png      Рис. 21

Упражнение№ 22

      Цель: расслабление передней части шеи (гортани) и корня языка.
      
Описание: производятся поглаживающие движения гортани сверху вниз.
      
Методические рекомендации.

      Поглаживающие движения выполняют первыми фалангами пальцев. Массажные движения осуществляются 6—10 раз, (рисунок № 22).

http://www.modernlib.ru/books/arhipova_elena/logopedicheskiy_massazh_pri_dizartrii/i_042.png

      Рис. 22   

 Массаж языка

Упражнение№ 23

      Цель: расслабление мышц языка.

      Описание: легкое поглаживание языка от кончика языка к его корню.
      
Методические рекомендации.

      Поглаживающие движения осуществляются зондом «Шарик», указательным пальцем, шпателем. Массажные движения выполняются 6–8 раз (рисунок № 23).

http://www.modernlib.ru/books/arhipova_elena/logopedicheskiy_massazh_pri_dizartrii/i_039.png

     

 Рис. 23
 

Упражнение№ 24

      Цель:расслабление поперечных мышц языка.

      Описание: легкое поглаживание языка из стороны в сторону.
      
Методические рекомендации.

      Поглаживающие движения осуществляются при помощи указательного пальца, зонда «Шарик» или при помощи шпателя. Движения выполняются 8—10 раз (рисунок № 24).

http://www.modernlib.ru/books/arhipova_elena/logopedicheskiy_massazh_pri_dizartrii/i_058.png

Рис. 24
 

       Упражнение№ 25

      Цель: укрепление мышц языка.

      Описание: проводится разминание языка.

      Методические рекомендации.

      Массаж осуществляется при помощи пальцев (обернутых в марлевую салфетку). Массаж выполняется по всей площади языка (проводится тщательное разминание языка во всех направлениях). Массажные движения выполняются не более 6–8 секунд (рисунок № 25).

http://www.modernlib.ru/books/arhipova_elena/logopedicheskiy_massazh_pri_dizartrii/i_093.png

Рис. 25

       Упражнение № 26 

      Цель: укрепление и активизация продольных мышц языка.

      Описание: поглаживание продольных мышц языка от корня к кончику языка.

http://www.modernlib.ru/books/arhipova_elena/logopedicheskiy_massazh_pri_dizartrii/i_112.png      Рис. 26

Точечный массаж мимической мускулатуры при гиперкинезах

       Упражнение № 1 

      Цель: снятие мышечного беспокойства в речевой мускулатуре.
      
Описание: проводится перекрестный массаж в точке, которая находится в середине левой носогубной складки и в точке, которая находится под углом губ справа. Затем массаж выполняется в точке на правой носогубной складке и в точке под углом губ слева.

      Методические рекомендации.

      Массажные движения выполняются подушечками указательных пальцев не более 10 секунд (рисунки № 1, 1а).

http://www.modernlib.ru/books/arhipova_elena/logopedicheskiy_massazh_pri_dizartrii/i_053.pnghttp://www.modernlib.ru/books/arhipova_elena/logopedicheskiy_massazh_pri_dizartrii/i_054.png

 

Рис. 1Рис. 1а

Массаж скуловой мышцы

 
        
Упражнение № 2 

      Цель: активизация мышц, опускающих нижнюю губу.

      Описание: проводятся спиралевидные движения от середины подбородка к мочкам ушей.

      Методические рекомендации.

      Спиралевидные движения осуществляются подушечками указательных, средних и безымянных пальцев обеих рук. Движения выполняются 4–6 раз, 2 раза в день (рисунок № 2).

http://www.modernlib.ru/books/arhipova_elena/logopedicheskiy_massazh_pri_dizartrii/i_078.png

   

   Рис. 2
                 

       Упражнение№ 3

      Цель: укрепление мышц языка и увеличение объема артикуляционных движений языка.

      Описание: проводится обкалывание языка от корня к кончику и по боковым краям языка.

      Методические рекомендации.

      Обкалывающие движения проводятся при помощи зонда «Игла». Движения должны быть очень осторожными, логопед должен наблюдать за состоянием ребенка. При появлении сонливости массаж следует прекратить. Обкалывающие движения можно проводить не более 10 секунд, 1 раз в день (рисунок № 3, 3а).

http://www.modernlib.ru/books/arhipova_elena/logopedicheskiy_massazh_pri_dizartrii/i_091.pnghttp://www.modernlib.ru/books/arhipova_elena/logopedicheskiy_massazh_pri_dizartrii/i_090.png

     

 Рис.  3                                                            Рис.  3а

            Упражнение № 4

      Цель: подавление гиперкинезов в мышцах языка.

      Описание: проводится точечный массаж языка, поочередно в трех точках.
      
Методические рекомендации.

      Массажные движения осуществляются при помощи зонда «Игла» (с тупым концом). Вращательные движения выполняются по часовой стрелке, не более 3 секунд на одной точке (рисунок № 4).

http://www.modernlib.ru/books/arhipova_elena/logopedicheskiy_massazh_pri_dizartrii/i_059.png

      Рис. 4

      

Условные обозначения

http://www.modernlib.ru/books/arhipova_elena/logopedicheskiy_massazh_pri_dizartrii/i_152.pnghttp://www.modernlib.ru/books/arhipova_elena/logopedicheskiy_massazh_pri_dizartrii/i_153.png

    легкое поглаживание.глубокое поглаживание

http://www.modernlib.ru/books/arhipova_elena/logopedicheskiy_massazh_pri_dizartrii/i_154.pnghttp://www.modernlib.ru/books/arhipova_elena/logopedicheskiy_massazh_pri_dizartrii/i_155.png

      

    лёгкое пощипывание                                  глубокое пощипывание

   http://www.modernlib.ru/books/arhipova_elena/logopedicheskiy_massazh_pri_dizartrii/i_156.pnghttp://www.modernlib.ru/books/arhipova_elena/logopedicheskiy_massazh_pri_dizartrii/i_157.png

  лёгкое растирание                                        глубокое растирание

   http://www.modernlib.ru/books/arhipova_elena/logopedicheskiy_massazh_pri_dizartrii/i_158.pnghttp://www.modernlib.ru/books/arhipova_elena/logopedicheskiy_massazh_pri_dizartrii/i_159.png

     надавливания                                           постукивания

      http://www.modernlib.ru/books/arhipova_elena/logopedicheskiy_massazh_pri_dizartrii/i_160.pnghttp://www.modernlib.ru/books/arhipova_elena/logopedicheskiy_massazh_pri_dizartrii/i_161.png

      вертикальное поглаживание                   вращательное поглаживание

      http://www.modernlib.ru/books/arhipova_elena/logopedicheskiy_massazh_pri_dizartrii/i_162.pnghttp://www.modernlib.ru/books/arhipova_elena/logopedicheskiy_massazh_pri_dizartrii/i_163.png

      лёгкое растирание                                           глубокое растирание

http://www.modernlib.ru/books/arhipova_elena/logopedicheskiy_massazh_pri_dizartrii/i_164.pnghttp://www.modernlib.ru/books/arhipova_elena/logopedicheskiy_massazh_pri_dizartrii/i_165.png

      точечная вибрация                      вращательное поглаживание с надавливанием

      http://www.modernlib.ru/books/arhipova_elena/logopedicheskiy_massazh_pri_dizartrii/i_166.png

      похлопывание сверху вниз и снизу вверх


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения логопедического массажа

Методика проведения логопедического массажа,комплексы массажных движенийМетодические указания к проведению расслабляющего массажа:массаж проводится в медленном темпеосновные приёмы – поглаживани...

Логопедический массаж.

Виды логопедического массажа....

Комплекс упражнений к разделу "Основы оздоровительного массажа"

Этот комплекс упражнений предназначен для самостоятельного использования родителями, при невозможности посещения занятий....

Конспект урока по теме: «Логопедический массаж мышц речевого аппарата с использованием современных логопедических технологий»

Цель: улучшение состояния произносительной стороны речи Задачи:Образовательные:Развитие благоприятных изменений в мышечной и нервной системах в целомСокращение периода логопедического воздействия...

Логопедический массаж- как одна из эффективных здоровье сберегающих технологий в логопедической практике

В последнее время наблюдается рост детей с тяжёлыми расстройствами речи. Как правило у таких детей нарушена нормализация тонуса мышц (языка, губ, лицевых мышц, шеи). Для чистого звукопроизношения нужн...

«Использование приёмов логопедического массажа в логопедической практике»

Использование приёмов логопедического массажа в логопедической практике...