Проектно - исследовательская деятельность "История происхождения загадок"
проект (6 класс) по теме

Елисеева Татьяна Вадимовна

История происхождения загадок

Цель проекта: 1. Познакомиться с разными загадками

                           2. Узнать что такое загадка и её предназначение

Задачи:      - изучить литературу по теме "Загадки"

                     - узнать историю появления загадок

                       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация1.67 МБ
Файл proektno-_issledovatelskaya_deyatelnost.docx49.44 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История происхождения загадок

Слайд 2

Домовой Леший Водяной и русалки

Слайд 3

« корова » « рыкуша » « долгохвостый »

Слайд 4

Посвящение мальчиков в охотники

Слайд 5

Камень Что растёт без коренья?

Слайд 6

Что цветёт без цветка? Папоротник

Слайд 7

Что бежит без повода? Вода

Слайд 9

Свадебный обряд «Выбирай такого дружку, чтоб загадки разгадывал». В. Даль

Слайд 10

Загадка – это мудрёный вопрос. Она развивает у человека ум, догадливость, сообразительность, наблюдательность

Слайд 11

Пирамида Хеопса в Гизе

Слайд 12

Пирамида Хеопса в Гизе

Слайд 13

Виды загадок: прямые, загадки-обманки, загадки на образное мышление, математические, логические, юмористические.



Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская

деятельность

«История происхождения загадок»

Работу выполнили:                                                         учащиеся 6Ги 6Д класса                                            

                                                                        ГБОУ школы №854

(отделение для детей с ОВЗ)

Руководители:                                                                   Елисеева Т.В,

                                                                                            Филиппова Н.А

Москва, Зеленоград

2016

Оглавление

  1. Введение
  2.  Появление первых загадок
  3. Необходимость загадок
  4. Значение слова «Загадка»
  5. Виды загадок
  6. Вывод: какую роль играют загадки в развитии математических способностей.

Цель:      1.познакомиться с разными загадками.

                 2. узнать, что такое загадка и её предназначение.

        Задачи:        - изучить литературу по теме «Загадки»

                               - узнать историю появления загадок

Введение.

    Человек начал создавать загадки в глубокой древности.

    Загадка характеризуется  как «замысловатое поэтическое описание  какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего» (из «Литературной энциклопедии»). По определению В.И. Чичерова, «загадка - это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса».

    Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Отгадать загадку - значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т.е. совершить довольно сложную мыслительную операцию.

Появление первых загадок.

Древние загадки – это зеркало души наших предков. Часто они отражали их мистические верования, объяснения природных явлений и вообще всего происходящего вокруг них.

Первобытные люди верили, что природа одушевлена, разумна и враждебна, они боялись природы. Древнему охотнику, земледельцу и скотоводу казалось, что всюду есть добрые и злые существа. В лесу – Леший, в реке – русалки, Водяной, в избе - Домовой. Думали тогда люди, что и дерево, и рыба, и птица - все понимают человеческий язык.

И люди в те времена, собираясь на охоту, на рыбную ловлю или просто со стадом в лес, чтобы не навлечь гнев на себя и уберечься от неудачи в охоте, старались задобрить, обмануть и обхитрить силы природы, и поэтому вслух не произносили тех слов, которые с успехом предстоящего дела связаны. А для того,  чтобы обхитрить реку, лес, зверей, огонь, дождь и Солнце и друг друга понимать, придумали охотники, рыболовы да пастухи особый "тайный" язык, особую условную "загадочную" речь, которая не будет понятна природе. Получается, что придумал человек тайное словоизъяснение, не желая произносить вслух настоящее название того, что определяло его жизнь. Без знания этой «загадочной» речи человек не мог стать равноправным членом своего родного коллектива. Ещё в начале нашего века сибирские охотники во время охотничьего сезона медведицу называли "коровой", а корову "рыкуша", коня – "долгохвостый". А ещё древние люди не говорили обычными словами, чтобы не привлечь к себе беды, такие как наводнение, неудачную охоту, пожар, плохой урожай, лихость и другие неприятности. С этими "подставными" словами связана народная загадка, в которой неназванный предмет или явление описывались путём указания на какие-либо признаки, например: "Пошёл по тух-туху. Взял с собой тав-тавту, нашёл я храп-тахту; кабы не тав-тавта, съела бы меня храп-тахта" ("Пошёл я за лошадью, взял с собой собаку и встретился с медведицей"). Загадки всегда были проверкой знаний человека  они требовали наблюдательности, умения видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия, требовали способности воспринимать окружающий мир образно, поэтически.

Необходимость загадок

У всех первобытных народов существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода  охотники. Чтобы выдержать испытание на зрелость, мальчику нужно было доказать свою физическую силу, ловкость, мужество — убить огромного хищника, выдержать боль. А ум, знания, сообразительность он должен был проявить в отгадывании загадок. Получается, что в те далёкие времена загадка была основным сводом знаний и сведений человека о внешнем мире. У древних греков и германцев загадывание загадок приравнивалось к единоборству. Их легенды рассказывают нам о том, как не отгадавшие загадок расплачивались жизнью.

Человек при помощи загадок боролся с силами природы в мифологических образах, таких как русалки и другие сверхъестественные существа. Чтобы овладеть этими мифическими существами, человек пытался разгадать их загадки. У славян существовали поверья о том, что русалки губят людей, не отгадавших их загадок. А загадки у них были такие:

Что растёт без коренья? (Камень);

Что цветёт без цветка? (Папоротник);

Что бежит без повода? (Вода).

Загадка нашла свое место на праздниках, в различных обрядах и ритуалах, не смотря на то, что существует она много лет и веков, и давно утерялся ее первоначальный смысл. Если загадка разгадывается  правильно, то исполняются все желания, совершается  ограждение от опасности. Находчивость и ум с помощью загадок проверяла невеста у жениха. В русских народных свадебных обычаях вплоть до XIX века загадывание загадок составляло обязательную принадлежность свадебного обряда. Подруги невесты загадывали жениху и дружке жениха трудные загадки и не пускали их в избу к невесте до тех пор, пока не получали правильного ответа. Владимир Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» записал пословицу, которую приводили в назидание жениху:
"Выбирай такого дружку, чтоб загадки разгадывал".

Ну а в русских народных сказках очень часто встречается такая картина, когда царевна выходит замуж за того, кто сумел отгадать все её загадки.

Итак, из сказок мы знаем, что загадка была средством к существованию, умение героев отгадывать загадки делало их в конце сказки знатными, богатыми людьми.

Значение слова  - ЗАГАДКА

Загадки любят все: и взрослые и дети. А что такое загадка? Само слово "загадка" образовано от слова "гадать", которое означало "думать", "размышлять".

Загадка  это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность.

 Мудреными словами описывается какой-либо предмет, который необходимо разгадать. Для формирования интеллекта загадки имеют очень большое значение. Загадки дают большую пользу для мозга, помогают расширить кругозор, научиться наблюдать и на предмете, который нужно отгадать, сосредотачивать внимание. Нужно иметь знания и иметь представление о многих предметах, чтобы отгадать загадку.

Загадки придумывают люди и по сей день. Это очень увлекательное занятие  попробуйте! Они составляются в краткой и занимательной форме, чаще всего в стихотворной. Для них характерны ясность, выразительность и меткость определений. Чаще всего в загадках содержится перечисление признаков, по которым надо догадаться, о каких предметах или явлениях идёт речь. От того, сколько этих признаков, насколько подробно они характеризуют то, что загадано, зависит простота или сложность загадки. Например, в загадке «Не огонь, а жжётся» (крапива) указан один признак, но он настолько характерен, что его достаточно для отгадывания. Иногда в загадках содержится по 3—4 признака: «Кругло, горбато, около мохнато, придёт беда — потечёт вода» (глаз). Каждый из этих признаков нужен для определения загаданного слова. Но, конечно, самое интересное в любой загадке — образное, поэтическое восприятие окружающего мира.

 Вот, оказывается, какая интересная история у загадки. Окунитесь в этот мир – и она не даст вам скучать!

Часто слово «загадка» мы употребляем и тогда, когда хотим сказать о чем-то неразгаданном, непонятном, удивительном и даже мистическом. Например, мы говорим «загадка природы», «чудо», когда видим снег, выпавший в Африке. Мы говорим слово «чудо», когда видим пирамиду Хеопса, которая находится в Египте.

Египетские пирамиды – это одно из семи чудес света. Так в древности называли необычные творения человеческих рук, поражавшие современников красотой, размерами, техникой исполнения. Учёные до сих пор спорят о том, как же возводились эти огромные сооружения. Высота пирамиды Хеопса, в объёме которой свободно мог поместиться любой европейский собор - около 147 метров. Длина каждой её наклонной стороны около 235 метров, площадь основании 55000 квадратных метров. Для постройки пирамиды Хеопса потребовалось 2300000 каменных кубов, весом 2 тонны каждая. Блоки эти были плотно пригнаны друг к другу, что между ними не просунешь и иголку. Строили пирамиду Хеопса 20 лет, дорогу для доставки каменных глыб из каменоломен на берегах Нила – 10 лет. Прочность пирамиды Хеопса изумительная. За 47 веков у пирамиды оказалась поврежденной лишь верхушка.

О загадочных творениях человеческих рук – чудесах света,  вы можете прочитать в интернете или вот в таких книгах. И, оказывается, что чудес таких намного больше.

Вернемся к загадке словесной. Предметом своих загадок народ делал вещи и явления, с которыми он постоянно сталкивался в быту и в работе. Земля и небо, явления природы, мир животных, домашних и диких, внутреннее убранство избы, утварь, посуда, земледельческая и всякая иная работа — таков основной тематический круг предметов и явлений жизни, охваченный в загадках.

Виды загадок

       Загадки бывают разные: прямые, загадки-обманки, загадки на образное мышление, математические, логические, юмористические и другие. Они учат нас быть внимательными и активными, развивают наше воображение и любознательность, тренируют память и просто веселят.

  1. Прямые загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Могут быть как разговорной, так и стихотворной формы.

Что такое: не лает, не кусает, а в дом не пускает?
Ответ: замок.

Не обязательно в загадке загадан только один предмет. Может быть и четыре совершенно разных: Без огня горит, без крыл летит, без ног бежит, без ран болит.
Ответы: (Солнце, туча, река, сердце).


2. Загадки-обманки отличаются тем, что в них подразумевается одно решение, а на самом деле, за игрой слов или другим обманным приемом, кроется совсем другое.

Пример детской загадки-обманки:
Кто грызёт на ветке шишку?
Ну, конечно, это ...
Мишка Белка *

В порту разыгралась буря. Корабль плывет к нему, ориентируясь на маяк. Маяк то потухнет, то погаснет. Доплывет ли корабль до причала?
Ответ: (Нет, потому что маяк то потухнет, то погаснет, в общем, не работает).

3. Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно. Включать в плоскость решения факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем используются.
Примеры:
Что можно приготовить, но нельзя съесть?
Ответ: (Уроки).

Назовите пять разных дней, не называя ни чисел (1, 2, 3,..) и не названий (понедельник, вторник, среда...).
Ответ: (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).

4. Математические загадки решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. А иной раз, это чистая математика, но обрамленная в образную народную речь. Например, красивая русская загадка:

Летела стая гусей, навстречу им один гусь «Здравствуйте, - говорит, - сто гусей!» - «Нет, нас не сто гусей. Кабы было еще столько, да полстолько, да четверть столько, да ты, гусь, так бы нас было сто гусей». Сколько гусей летело?
Ответ: (36 гусей. Т.к. если к 36 прибавить столько же (36), полстолько (18), четверть столько (9) и еще одного (1), будет ровно 100).
В первую очередь, персонажами загадок и сказок становятся те животные и растения, которые окружают народ, создавший загадку. Гусей на Руси всегда было с избытком.

5. Юмористические загадки обычно не отгадываются, а имеют характер анекдота, просто выраженного в форме загадки или вопроса.

Пример:
Что это – зеленое, белое, квадратное и летает?
Ответ: Квадратный бело-зеленый летающий арбуз!

В наше время загадки не утратили своей популярности. Они привлекают внимание многих детских поэтов, которые сочиняют загадки, следуя народным образцам. Авторские загадки легче отгадываются, а лучшие из них становятся настоящими народными загадками, иногда приспосабливаясь для устного загадывания. Вот, например, загадку о пиле:

rithg"Ела, ела, дуб, дуб, поломала зуб, зуб"

знают все и воспринимают ее как народную. А ведь ее сочинил известный детский писатель С.Я.Маршак. И хотя большинство из них возникло давно, многие воспринимаются как современные. А многие современные авторские загадки воспринимаются нами как народные.

 Вот, оказывается, какая интересная история у загадки. Окунитесь в этот мир – и она не даст вам скучать!

Вывод:

    Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме.

    Отгадать загадку - значит найти решение задачи, ответить на вопрос, то есть совершить сложную мыслительную операцию.

    Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован, и способы шифровки различны. От способа шифровки зависит тип логической задачи, ее сложность, а следовательно, и характер умственной операции, которую предстоит совершить отгадывающему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность на уроках истории (из опыта работы учителя).

Проектно-исследовательская деятельность на уроках являлась до недавнего, времени, педагогическим новаторством. Преимущество отдавалось традиционным урокам. Конечно, нельзя говорить о том, что на совре...

Проектно- исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания

Статья "Проектно- исследовательская деятельность учащихся на уроках истории и обществознания" Из опыта работы....

Формирование патриотического самосознания старшеклассников на уроках истории методом проектно-исследовательской деятельности

эта работа является итовой работой в рамках именного образовательного чека в курсе: Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования...

Использование проектно-исследовательской деятельности в изучении истории родного края

В статье  подводятся итоги создания исследовательских проектов  по изучению истории Дивеевского района...

«Использование ИКТ как способ организации проектно-исследовательской деятельности на уроках истории»

Сегодня  набирают силу новые критерии оценки качества образования, учитывающие динамику развития каждого обучающегося.В таких условиях  наиболее успешными становятся люди, которые могут пред...

Внеурочная проектно-исследовательская деятельность обучающихся, как фактор развития основных учебных компетенций при изучении истории и обществознания

Особенности организации внеурочной проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Её влияние на развитие сновных учебных компетенций при изучении истории и обществознания....

Проектно-исследовательская работа "История появления загадок"

Проект реализован учащимися с легкой и умеренной степенями умственной отсталости 5-х – 10-х классов при изучении в рамках предметов математика и чтение и развитие речи, в общеобразовательной шко...