Где зимуют птицы.
учебно-методический материал на тему

Камилавкина Ирина Викторовна

Урок "Где зимуют птицы?" по "Окружающему миру".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл где зимуют птицы23.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

«Средняя  общеобразовательная школа № 4»

Урок по окружающему миру

в 1 «Б» классе

Где зимуют птицы?

        Учитель: Камилавкина И.В.

г. Железногорск

2014 г.


Тема: «Где зимуют птицы?» (зимующие и перелетные птицы)

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Задачи урока:

  1. учить различать  зимующих  и перелетных птиц, приводить примеры  и называть места зимовки птиц;
  2. учить работать в паре: выдвигать предположения, извлекать информацию  из учебника, осуществлять самопроверку.

Цели: расширять знания о птицах, зимующих  в наших краях и перелетных; воспитывать  заботливое  отношение к птицам.

Планируемые  результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

• различать зимующих и перелетных  птиц;

•объяснять  причины отлета птиц в теплые края;

•приводить  примеры зимующих и перелетных  птиц

•понимать учебную задачу урока, стремить-ся ее выполнить  и оце-нивать  свои достиже-ния;

•группировать  птиц  по существенному призна-ку;

•работать в парах: выд-вигать предположения,

доказывать их и осу-ществлять самопровер-ку

•проявлять целостный взгляд на мир;

•бережно относиться  к ценностям природы


Ресурсы урока: учебник «Окружающий мир» (2 часть), таблицы (дикие и домашние птицы, перелетные и зимующие птицы), конверт с письмом, репродукция  картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели», иллюстрации птиц, плакат «Покормите  птиц!», географическая карта мира, карточки, тетрадь «Проверь себя», атлас –определитель, кормушки, фигурки птиц, выставка книг о птичках, запись трели соловья.



Этап

Деятельность  учителя

Деятельность  учащихся

УУД

I Мотивация к учебной  деятельно-сти

II

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

III

Выявление места и причины затруднения.

-Ребята, давайте поприветствуем  друг друга улыбкой. Настроение  ваше улучшилось, а зна-чит и урок окружающего мира  у нас будет ра-достным, добрым и, надеюсь, очень интерес-ным.

-Вспомните, каких животных ученые относят к птицам?

-Каких птиц вы знаете?

-На какие две группы делятся птицы?

-Сегодня на уроке мы узнаем на какие 2 группы делятся дикие  птицы?

-Ребята, сегодня я получила  удивительное письмо. Какое оно большое!

-Откуда же пришло наше письмо? Смотрите, вот обратный адрес.

-Давайте посмотрим, от кого оно может быть? -Кто нарисован на конверте?

- Может кто-нибудь вспомнит сказку, где главный герой  лебедь?

-Это письмо от Лебедя из сказки Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок». Вы, наверное, читали сказку

Подготовка учащихся к уроку.

Очень  интересно

Все то, что неизвестно!

Мы тайны разгадаем,

И мир большой познаем!

-Птицы - это животные, тело которых  покрыто перьями.

Дети называют птиц.

Дикие и домашние. (рассматривают таблицу)

Читают(Африка)

-Лебедь.

«Гадкий утенок»

Личностные

коммуникативные

регулятивные

коммуникативные

познавательные

регулятивные

целеполагание

общеучебные

логические

или смотрели  мультфильм «Гадкий утенок».

-А что же пишет нам Лебедь?

Ребенок читает письмо.

Здравствуйте, дорогие ребята!

Я, Лебедь из сказки Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок». Вы конечно , помните, что  вырос  я на птичьем

дворе с домашними  птицами, но сейчас зимую в Африке. Здесь  солнечно и зелено. Рядом со мной много птиц  из ваших мест. К со-жалению, я пока не знаю, как их название, и поэтому я  не могу с ними  поговорить.

   Я знаю, что в Курской области, там, где вы живете, стоят морозы, а некоторые птички никуда не улетели.

    Ребята, подскажите:

1)Какие птички улетели на зиму в теплые  края и почему?

2)Какие птички остались зимовать  в вашей местности?

3)Чем  они питаются?

4)Помогаете  ли вы  им пережить холода?

Буду с нетерпением  ждать ваш ответ.

IVПостроение  проекта выхода затруднения.

-Кто сможет дать полный ответ на эти вопросы?

-Поиску ответов на эти серьезные вопросы мы посвятим наш урок.

1)-Ребята, давайте вместе назовем тему урока.  Это сложно, но я вам помогу.

-Хотите знать все о птицах?

-Попробуем же сегодня , хоть краешком глаза,  частичкой своей души заглянуть в чудесное,  загадочное, покрытое тайной Царство Птиц.

2) Знакомство с перелетными птицами.

-Какое время года сейчас идет?

-Зима на улице. Все белым бело. Вся живая природа готовилась к встрече с ней. Но все ли обитатели знают, что такое зима? Давайте  по-слушаем  разговор скворца и цапли.

Ваш друг-Лебедь.

Игра «Слова рассыпались»

(в парах составляют название темы)

Читают  цели урока стр.-16 учебника.

Зима.

Сценка «Скворец и цапля»

Цапля.

-Здравствуйте, Скворушка!

Скворец.

-Что ты такая печальная, Цапля?

Цапля.

-Ах, голубчик, голова у меня раз-болелась от птичьей болтавни!

регулятивные

познавательные

коммуникативные

-Подумайте, почему птицы утверждают что нет на земле ни осени, ни зимы?

-Перелетными мы называем птиц, которые живут у нас,  вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением  холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться  в родные места.

-Лебедь спрашивает, какие птички улетели в теплые края? Я приготовила для вас плакат,  на котором изображены эти птички, а наш друг  Лебедь  прислал нам загадки.

Врут на каждом свисте. Какой-то чижик, важно вышагивая, чири-кал, что после теплого лета быва-ет дождливая осень, а какой-то пухлячишко серенький болтал, что бывает зима и какой-то трескучий мороз. Может быть, это правда?

Скворец.

-Пустая  болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере  и на юге, но зимы не видел. Врут птицы, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.

-Они перелетные.

а) Что за весенняя черная птица

    Любит за плугом ходить и кормиться?

    Что за весенняя черная птица

     Прямо на трактор чуть не садится? (грач)

17 марта  русские крестьяне отмечали день-Герасима - грачевника.

б) Угадайте, что за птичка:

     Темненькая невеличка

      Беленькая  с живота,

       Хвост раздвинут в два хвоста.(ласточка)

в) Кто без нот и без свирели

    Лучше всех выводит трели,

     Голосистее, нежней?

     Кто же это? (соловей)

-А теперь послушайте как он поет.

Дети находят отгадку.

Рассматривают репродукцию картины Алексея  Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели»

Ребята слушают трель соловья.

Сообщение  ученика.

Соловей - знаменитый  певец наших лесов. По имени этой птич-

ки наш курский край получил название  Соловьиный край. В старые времена иметь соловья в доме считалось роскошью, но ни-где не было  таких заливистых соловьев, как  в Курской губернии.


Словарная работа(на доске)

Трель- в музыке быстрое  и многократное повторение звуков, близких по тону.

Физминутка   

Птички прыгают, летают.

Птички крошки собирают.

Перышки почистили,

Клювики почистили.

Птички летают, поют

Зернышки клюют.

3)Работа с учебником.(стр.-16)

-Наш друг Лебедь хотел бы, наверное, узнать ,а хорошо ли вы запомнили его друзей перелетных  птичек. Давайте раскрасим красным карандашом кружочки около перелетных птиц.

Другие  соловьи  выводили  6-8 трелей. А наш соловей мог напе-вать целых  12 трелей. Раньше соловьи стоили  очень дорого-25 рублей, а корова – только 5 руб-лей.

Рассматривают  таблицу перелет-ные  птицы (соловей, иволга, скворец, трясогузка, зяблик, пеночка, дрозд певчий, грач, гусь, утка, лебедь, аист, цапля, малиновка, жаворонок, ласточка)

Прыжки на месте, взмахи руками.

Показать, как птички клюют.

Погладить руки, носики.

Взмахи руками.

Показать, как клюют  птички.

Дети раскрашивают кружочки около птиц: ласточка, соловей, скворец, журавль, жаворонок, зяблик.

VРеализация построенного проекта

VI Первичное закрепление во внешней речи.

VII

Самостоя-тельная работа с самопроверкой по эталону.

VIII

Рефлексия.

1 Давным-давно люди стали замечать ,что осенью  некоторые птицы куда-то пропадают , а весной появляются снова. Свои наблюдения они сохранили  в народных приметах. Например:

-А  22  марта (день равноденствия ) хозяйки пекли булочки «Жаворонки»

2) –Ученые  надевали на лапки специальные кольца. Этот способ научного исследования называется «кольцевание птиц». Если  птицу с кольцом обнаруживают в другом районе , об этом сообщают ученым, которые окольцевали птицу.

       Так удалось установить, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края. Напри-мер, ласточки, жаворонки, стрижи, аисты, цапли улетают в Африку. Грачи  -во Францию. Утки – в Испанию. Скворцы- в Турцию. Журавли – в Индию.

3)Причины перелета в теплые страны.

-Рассмотрите рисунки и попробуйте  догада-ться, почему  многие птицы улетают  на зиму в теплые  края.

4)Переходим ко 2-ому вопросу.

-Какие птички остались зимовать  в вашей местности ?

а)Игра « Узнай птицу по описанию»

Физминутка «Перелетные и зимующие  птицы»

Грач, синица, сорока, жаворонок, сова, ласточка, ворона, аист.

1)-Я прочитаю текст, если заметили ошибку, просигнальте.

« Я иду по зимнему лесу. Раздается  барабан-ная дробь  дятла. Весело поет  соловей. Слышится громкое: «Ку-ку!» Трещат сороки».

2)-Зимующие птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать  даже в снежные зимы. И  все - таки тяжело им зимой. Особенно трудно маленьким птичкам. Из десяти, может быть, одна- две доживают  до весны. Как можно помочь птицам зимой?

6)Игра «Третий лишний»

(Ученики должны подчеркнуть лишнюю птичку и объяснить свой выбор»

1)-Наш урок подошел к концу. И нам пора писать  ответ нашему новому другу Лебедю.

      Здравствуй, Лебедь!

Пишут  из г.Железногорска Курской области.  Мы рады помочь тебе. Сообщаем, что птиц, зимующих в теплых краях , называют ….

Птиц, которые остались зимовать ,

называют….

Мы помогаем им. С уважением 1 «Б» класс.

2)Подробнее узнать о жизни птиц вам помогут книги, стоящие  на выставке «Пернатые друзья»

-Птицы, как цветы, принадлежат к творениям природы, которые словно существуют для того, чтобы дарить людям радость! Берегите  и охраняйте птиц, наших маленьких соседей на планете.

3)Сегодня мы узнали много интересного из жизни птиц.

-Кому понравилось на уроке, у кого все получилось поставьте птичек на 1 кормушку.

У кого были затруднения  и кому требуется помощь, то – на 2 кормушку.

Благодарю всех вас за хорошую работу.

Один из учеников рассказывает.

-Увидел скворца, знай –весна у крыльца. Журавли прилетели-тепло принесли. Прилетел кулик из-за моря, принес воду из неволья.

Работа с учебником (стр.-17)

Рассматривают  иллюстрации.

Дети прикрепляют птичек магнитами.

С учебником страница 17.

-Улетают  птицы  не из-за холо-дов, а из-за нехватки пищи, т.к. осенью  исчезают  насекомые , становиться меньше ягод и семян растений.

Сообщение детей:

а)Они общаются друг с другом громким чириканьем, сообщая о местах кормежки  или о том, что к стае подкрадывается  хищник. Вместе проще находить пищу и избегать опасности. Порой стайка птиц  давала  отпор даже грозному ястребу!(воробей)

Дети находят картинку.

б)Птичку ростом с воробья. С утра до вечера без устали пере-пархивает она с ветки на ветку. У этих птичек белые щечки и груд-ка, желтое брюшко, спинка зеле-ная, на голове черная шапочка, а крылья серо-голубые. (синица)

5) Рассматривают  таблицу с зимними птицами.

I ряд - перелетные

(машут крыльями)

II ряд - зимующие

(ходьба на месте)

Работа со светофорчиками.

Соловей, кукушка - перелетные  птицы.

Сделать кормушки и насыпать туда зерна, крупу и хлебные крошки.

3)Выставка кормушек.

4)Работают в тетрадях (стр.-13) «Проверь себя» в парах с атласом-определителем (3-4

задание)

5) Читают вывод в учебнике с-17.

Работа в парах.

Галка, грач, воробей.

Ласточка, зяблик, дятел.

Ворона, сорока, кукушка.

Сова, голубь, соловей.

В учебнике с-16 закрашивают синим карандашом кружочек около зимующих птиц. Потом проверяют с-84-85 (учебник)

перелетными

зимующие.

Дети ставят птичек на кормушки.

коммуникативные

познавательные

метапредметные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

регулятивные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Операция –кормушка. Знакомство с зимующими птицами.

Тема: Операция –кормушка. Знакомство с зимующими птицами.Цель: Формирование навыков по подкормке птиц и обобщённое представление о зимующих птицах. ЗАДАЧИ:-изучение зимующих птиц нашего края.развивать...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР по теме: "Зима. Зимующие птицы".

Данный конспект способствует активизации словарного запаса по лексическим темам: "Зима", "Зимующие птицы". Формирует у детей умение составлять предложения с предлогами на, под. Будет полезен в работе ...

Тема: "Сезонные изменения в природе зимой. Птицы зимой."

Конспект урока по развитию речи в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Форма урока выбрана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, что способствует активизации познав...

Разработки для организованной образовательной деятельности по логоритмике. Лексическая тема недели "Зима (характерные признаки зимы)", "Зимующие птицы" (февраль)

В данных разработках  представлены разнообразные игры и упражнения, позволяющие не только развивать общую и мелкую моторику,  двигательную  координацию, стимулировать двигательную актив...

Акция "Покормите птиц зимой" , Проект " Поведение зимующих птиц на кормушке".

МКОУ «Дарьинская основная общеобразовательная школа»Суджанского района, Курской области  Проект    «Поведение зимующих птиц нашего края на кормушках»  Проект ра...

Урок по окружающему природному миру 1 класс (умеренная умственная отсталость). Тема: «Зимующие птицы, кормление птиц». Обобщающий урок.

Материал урока  предназначен для учащихся 1 класса с умеренной умственной отсталость. На уроке царит не напряженная, интересная , познавательная "экскурсия" в мир природы,создаёт...