Рекомендации педагогам при работе с детьми с ОВЗ
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме

Савенкова Ирина Геннадьевна

Цели работы, диагностические игры и упражнения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации педагогам по организации учебно-воспитательного процесса:

Учебники 

  • обеспечение учебниками альтернативного формата, но с одинаковым содержанием или более простыми для чтения;
  • предоставление краткого содержания глав учебников;
  • обеспечение интересными материалами для чтения более высокого уровня;
  • использование маркеров для выделения важной информации;
  • использование предложений с пропущенными словами;
  • обеспечение двумя комплектами учебников, для школьных и домашних занятий;
  • использование учетных карточек для записи главных тем;
  • предоставление учащимся списка вопросов для обсуждения до чтения текста;
  • указание номеров страниц для нахождения верных ответов;

Учебная программа: 

  • сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий;
  • сокращенные тесты, направленные на отработку правописания наиболее функциональных слов;
  • альтернативные замещения письменных заданий (лепка, рисование, панорама и др.);
  • четкое разъяснение заданий, часто повторяющееся;
  • акцентирование внимания на задании (например, "Когда ты прочитаешь эту главу, то сможешь назвать три причины возникновения Гражданской войны");

Работа в классе

  • наличие индивидуальных правил для учащихся;
  • оценка организации класса в соответствии с нуждами учащихся;
  • отсутствие в классе отвлекающих внимание предметов (например, мобильных телефонов);
  • близость учеников к учителю;
  • наличие в классе дополнительных материалов (карандашей, книг;
  • использование альтернативы кроссвордам;
  • сохранение достаточного пространства между партами.

Обучение и задания 

  • использование указаний как в устной, так и в письменной форме;
  • поэтапное разъяснение заданий;
  • последовательное выполнение заданий;
  • повторение учащимся инструкции к выполнению задания;
  • демонстрация уже выполненного задания (например, решенная математическая задача;
  • близость к учащимся во время объяснения задания.

Перемена видов деятельности 

  • подготовка учащихся к перемене вида деятельности;
  • предоставление дополнительного времени для завершения задания;
  • предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания;

Письменные задания 

  • использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;
  • использование упражнений с пропущенными словами/предложениями;
  • обеспечение школьника с ограниченными возможностями копией конспекта других учащихся или записями учителя;
  • обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске;

Оценка знаний 

  • использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
  • ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;
  • оценка работы на уроке учащегося, который плохо справляется с тестовыми заданиями;
  • акцентирование внимания на хороших оценках;
  • разрешение переделать задание, с которым он не справился;
  • оценка переделанных работ;
  • использование системы оценок достижений учащихся.

Тесты 

  • устное объяснение заданий;
  • обучение работе с тестовыми заданиями (например, распределение времени на выполнение каждой секции теста);
  • обеспечение учащихся списком слов с определениями;
  • неограниченное время для выполнения теста;
  • чтение тестовых материалов учащимся и разрешение устных ответов;
  • разграничение тестов на секции по сходным проблемам;
  • использование тестов множественного выбора, верного/неверного ответа;
  • сообщения о достижениях учащихся вместо оценки;
  • оценка правописания отдельно от содержания работы;
  • обеспечение напечатанными учебными материалами;
  • разрешение выполнить тест дома или с использованием учебников;
  • предоставление возможных ответов для заданий с пропущенными словами;
  • написание первой буквы пропущенного слова.

Дополнительная информация 

  • маркирование заданий в учебниках;
  • обеспечение обратной связи по каждому заданию;
  • использование линейки во время чтения для его облегчения;
  • обеспечение общего представления о долгосрочных заданиях, чтобы учащиеся знали, что от них требуется при выполнении этого задания;
  • ориентирование длительных по времени заданий на поэтапное выполнение, с ежедневной проверкой и частым оцениванием;
  • возможность представить выполненное задание в малой группе прежде чем выступить перед всем классом;
  • одновременная раздача листов с упражнениями;
  • последовательное выполнение задания, начиная с самой легкой его части;
  • проецирование изображений;
  • использование вспомогательных вопросов при выполнении теста;
  • практика записи заданий в тетради;
  • использование стрелок (в листах с упражнениями, на доске) для обозначения связей между явлениями.

Поведение

  • организация учебного дня;
  • обозначение школьных правил, которым учащиеся должны следовать;
  • использование невербальных средств общения, напоминающих о данных правилах;
  • использование поощрений для учащихся, которые выполняют правила (например, похвалить забывчивого ученика за то, что он принес в класс карандаши);
  • свести к минимуму наказания за невыполнение правил; ориентироваться более на позитивное, чем негативное;
  • составление индивидуальных планов поведенческого вмешательства, позитивно ориентированный и учитывающий навыки и умения школьника;
  • предоставление учащимся права покинуть класс и уединиться в так называемом "безопасном месте", когда этого требуют обстоятельства;
  • разработка кодовой системы (слова), которое даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент;
  • игнорирование незначительных поведенческих нарушений.
  • разработка мер вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным;



Предварительный просмотр:

Цели обучения детей с ОВЗ

Естествознание –  практика взаимодействия с окружающим миром

  1. Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире,
  2. Развитие способности использовать знания по природоведению и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Понимание выгоды и трудности собственного места проживания.
  3. Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию  с миром живой и неживой природы.

Принципы:

  1. Положительная мотивация – создание ситуации успеха, стимулирование интереса к занятиям (оценки, игровые моменты)
  2. Наглядные методы обучения, возможность опоры на все анализаторы
  3. Главное - формировать представления о мире, расширять кругозор, давать знания, которые могут пригодиться в повседневной жизни, практическая направленность знаний.
  4. Последовательность, регулярность, повторение заданий
  5. Включать в работу класса (послушайте, запомните названия животных ли др)

Дидактическая игра на уроках природоведения, биологии:

  1. Запомнить последовательность животных на картинке, потом записать в тетрадь, или сказать (направлено на коррекцию восприятия через развитие внимания)
  2. Упражнения на тренировку распределения и избирательности внимания

Среди буквенного текста вставлены слова. Ребенок должен найти и подчеркнуть эти слова или переписать их в тетрадь. Пример:

бсолнцеитра-нвстолрюджыметокноггщшщатмашина прстыюрозаевнциджарамылрквтсумкалдчеврыбай

можно использовать на учебном материале: почва, вода и др

  1. Тесты с вариантами ответов

А)  продолжи предложения

Б) пятое слово лишнее (4 лишний)

В) что общего между словами:  слон- муравей и др

Г) соотнеси линиями слово и его определение

Д) задки и варианты ответов

  1. Прочитать текст в учебнике (указать конкретно абзац, стр) найти ответ на вопрос (ответ должен состоять не боле чем из 1-2 слов)

можно привести варианты ответов

  1. Упражнение "Посмотрите внимательно на рисунок. На нем представлены. названия животных. Вообразите себе этих животных в тестах, где помещены, их названия, и придумайте историю, связывающую их между собой".

Затем рисунок закрывается и дети должны на листке бумаги воспроизвести названия животных на их местах.

Можно любые слова по теме

167

  1. РАБОТА С ДЕФОРМИРОВАННЫМ ТЕКСТОМ

Цель: развитие внимания при обнаружении ошибок в тексте.

Материал: деформированный текст, отпечатанный на листочках по числу учащихся, характер ошибок,  в котором не связан со знанием правил, например:

 «На Крайнем Юге нашей страны не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросло много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю,

да вдруг остановился. Грчи вют гнезда на деревьях. На повогодней елке висело много икрушек. Грачи для птенцов червей на пашне. Охотник вечером с охоты. В тетради

Раи хорошие отлетки. Нашкольной площадке играли дети. В траве стречет кузнечик. Зимой в саду расцвели яблони. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я киваю рукой. Сорняки шипучи и плодовиты».

     Инструкция: «В тексте, который вы получили, есть разные ошибки, в том числе и смысловые. Найдите их и исправьте».

     Каждый ученик работает самостоятельно, на выполнение задания отводиться определенное время.  

  1. КОРРЕКТУРНЫЕ  ЗАДАНИЯ

     Для их проведения потребуются любые печатные тексты (старые ненужные книги, газеты и др.), карандаши и ручки. Для детей 6 – 11 лет желательно использовать

тексты с крупным шрифтом.

     Корректурные упражнения должны проводиться ежедневно по 5 минут

(минимум 5 раз в неделю) в течение 2 – 4 месяцев.

     Инструкция: «В течение 5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся

буквы «А» (можно указать любую букву); и маленькие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора».

     По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы,

по - разному зачеркиваются; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркивается; на одной строке буквы обводятся кружочком,

на второй отмечаются галочкой и т. п. Все вносимые изменения отражаются в инструкции, даваемой в начале занятия.

     По итогам работы подсчитывается число пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания 4 и меньше пропусков,

     Это задание  рекомендуется проводить в форме игры, придерживаясь следующих правил:

 

  1. ЧТЕНИЕ ТЕКСТА ДО ЗАДАННОГО ВЫРАЖЕНИЯ

Детям предлагается читать до заранее указанного выражения.

найти в тексте слова

  1.  «НАЙДИ СЛОВА»

     Пример задания:

            ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪМЩЮСАЭЕЫМЯЧ

            ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУР

            ФРШУБАТВВГДИЖСЯИУМАМАЦПЧУЪЩМОЖ

            БРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОПАЛКАФСПТУЧ

            ОСМЕТЛАОУЖЫЪЕЛАВТОБУСИОХПСДЯЗВЖ

«КАЖДОЙ РУКЕ – СВОЕ ДЕЛО»

     Детей просят левой рукой медленно перелистывать в течение 1 минуты книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или решать несложные примеры. Игра может быть предложена на уроке математики. Дорисуй картинку и раскрась ее.

Задания этого типа включают не только дорисовывание половинок зеркально, но и дорисовывание недостающих частей объектов. Остальные задания смотрите в альбоме.

Методические рекомендации

по формированию представлений и знаний

о комнатных растениях

Формирование у детей знаний об обобщающих понятиях «растения», «комнатные растения» целесообразно осуществлять в процессе дидактических игр.

«Четвертый лишний». (Педагог предлагает детям три изображения растений + одно изображение животного, три изображения комнатных растений в цветочных горшках + одно изображение грунтового растения и т. п.) Нужно исключить лишнее изображение.

«Наведи порядок». На наборном полотне (или у каждого ученика на столе) в беспорядке находятся рисунки двух групп предметов.

1. Педагог предлагает детям поделить рисунки на группы, определив при этом количество групп, какие это группы и в какую сторону надо поставить (положить) рисунки каждой группы. Например' «Разложите рисунки на две группы - растения и животные, слева поставьте (положите) рисунки, которые относятся к растениям, справа - к животным».

2. Педагог определяет только количество групп, на которые надо поделить рисунки, не называя их. После выполнения дети рассказывают, почему одни рисунки разместили вместе слева, а другие выделили в отдельную группу справа

3.  Воспитанникам предлагается самостоятельно поделить имеющиеся рисунки на группы, без определения педагогом групп и их количества.

4.  Среди рисунков двух групп предметов находится один рисунок третьей группы. Дети не должны отнести его ни к одной из групп.

«Что где растет?». Детям раздаются рисунки растений, характеризующихся разным местом произрастания Учащиеся должны разместить свои растения или в коробке с рисунками (например, дом, цветник, лес) или под соответствующими рисунками (либо надписями) на доске.

«Не ошибись!»:

1. Педагог предлагает детям выбрать из набора рисунков только те, которые относятся к растениям (к комнатным растениям).

2. Педагог называет слова (или показывает изображения) и предлагает детям хлопать в ладоши, когда произносится название (или показывается изображение) растения (комнатного растения).

Знакомство детей с конкретными комнатными растениями начинают с растений, растущих в их классе (группе, спальне). Необходимо позаботиться о наличии в помещениях растений разных видов.

Начинать знакомство с комнатными растениями лучше с ярко цветущих или с растений, имеющих необычный вид либо название (например, «щучий хвост» - сансевьера).

Знания детей о названиях комнатных растений (используются живые растения и их изображения) формируются и закрепляются в процессе упражнений:

- показ детьми называемых педагогом растений либо их изображений (например: «Покажи герань»);

- называние детьми предъявляемых им растений или их изображений (например: «Назови это растение», «Как называется это растение?», «Какое растение показала Катя?»);

нахождение в группе растений одинаковых (например, «Найди такое же растение», «Поищи, есть ли еще герань в нашей игровой»);

- расположение соответствующего изображения рядом с растением;

- расположение надписей возле соответствующего растения либо его изображения;

Также в процессе дидактических игр, которые описаны ниже,

«Найди пару».

«Посмотри и запомни». Педагог предлагает детям посмотреть на стол и запомнить расположенные там растения или рисунки растений на наборном полотне. Потом дети отворачиваются от стола и называют растения, которые они запомнили. Называть может один ученик, а остальные его дополняют при необходимости, или каждый ребенок называет по одному растению.

«Что исчезло?». Дети закрывают глаза Педагог либо один из ребят убирает одно-два растения или их изображения. Дети открывают глаза и называют, какое растение исчезло.

«Что изменилось?». Дети закрывают глаза, педагог меняет растения или их изображения местами или добавляет одно-два растения (изображения). Дети открывают глаза и называют, какие произошли изменения.

«Цепочка». Ученик называет одно растение, другой ученик повторяет это слово и добавляет свое - тоже название комнатного растения и т. д.

«Кто больше назовет комнатных растений». Можно проводить как соревнование между отдельными детьми и между группами детей (например, между рядами, бригадами, между мальчиками и девочками).

«Найди ошибку». Педагог предлагает детям внимательно послушать, как он или какой-нибудь сказочный персонаж (например, Буратино) будет называть комнатные растения или их изображения. При этом намеренно допускаются ошибки в виде неправильного называния растения (например, бегонию назвать кактусом). Вместо называния можно использовать таблички с надписями. Дети должны найти ошибки и исправить их.

Кроме того, знания детей о названиях комнатных растений формируются и закрепляются в процессе.

экскурсий (экскурсия может проводиться как специально организованное мероприятие, а можно также предложить детям называть встречающиеся растения, когда они идут в столовую, спальню и т. д.);

рисования, аппликации, складывания разрезных картинок.

Целесообразно, чтобы возле уже знакомых растений в помещении находились таблички с их названиями

Знания о названиях комнатных растений, а также о частях комнатных растений, их характерных признаках закрепляются с помощью упражнений:

- Найди все цветущие растения.

-  У каких из этих растений ярко-красные цветы? А белые? А розовые?

- У каких растений большие одиночные цветы? У каких - много маленьких?

- У какого растения пахнут не только цветы, но и листья? (У герани.) У какого растения самые большие листья? А самые маленькие?

- У какого растения лист «одет в рубашку»? (У фикуса.)

- У какого растения кончик молодого листа завернут, как улитка? (У папоротника.)

Также с помощью рисования, подвижных аппликаций и дидактических игр, которые описаны ниже.

«Один — много», к растению с одним цветком необходимо подобрать изображение или найти растение, у которого много цветков.

«Большие - маленькие»: к растению, у которого большие листья (цветы), необходимо подобрать контрастное растение с маленькими листьями (цветками).

«Что забыл нарисовать художник?».

Формируя у детей умение описывать растения, педагог вначале описывает их сам, определяя тем самым алгоритм описания, его образец.

Затем дети учатся описывать растение, отвечая на вопросы педагога. Первоначально вопросы задаются к каждому признаку каждой части растения (например: «Сколько цветков у этого растения?», «Какого они цвета?», «Какой величины?», «Имеют ли запах?»). Затем вопросы принимают более общий характер (например: «Какие цветки у этого растения?»).

Дидактические игры (пример 6)


                               Лото.


                             "Ты кто?


    Развивающая цель: формирование технического образа.


    Обучающая цель: изучить типы почвообрабатывающих машин, их назначение и устройство.

можно сделать любое лото на тему


     Условия игры:  карточки-лото изготовлены из двух частей. На левойчасти изображен рисунок почвообрабатывающей машины.  На правой части -
название.  Эти две части соединяются опосредованным

рисунком.   Учащимся раздается комплект карточек-лото. Участникам игры необходимо с помощью опосредованных рисунков сложить лото и записать необходимую информацию в конспект.

При изучении  нового материала учащиеся осуществляют поиск информации по собранному рисунку, по вопросам преподавателя.



ГРИБЫ – ЯГОДЫ

 «Назови ».

Соедини линиями с названием гриба

Взяли мы с утра корзинки

И пошли в лесок.                                            (Подосиновик.)

И нашли мы под осинкой                                Масленок.)

Маленький грибок. Какой?                    (Мухомор?)

А у Пети с Васей

Руки словно в масле.

Отгадайте, малыши,

Какой гриб они нашли?

Самый яркий и красивый

И полезный для зверей.

Не клади его в корзину:

Он опасен для людей!

Вопросы. Что это за гриб? Какую пользу приносит животным? Чем опасен для людей? Может ли быть полезен людям?

Словесная игра «Объяснялки»

Объяснить происхождение названий грибов (ягод): подосиновик, подберезовик, масленок, лисичка, рыжик, мухомор (земляника, черника).

Логические задачи. На столе три стакана с ягодами. Вова съел один стакан. Сколько стаканов осталось на столе? (Три.) Дети в лесу собирали грибы. У мальчиков были большие красные ведра без дна. А у девочек — маленькие, зеленые. Кто больше соберет грибов? (Девочки.) Сколько грибов можно вырастить из семян ели? (Из семян ели нельзя вырастить грибы?) Пошли две девочки в лес за грибами, а навстречу два мальчика. Сколько всего детей идут в лес? (Две девочки.) Шли двое, остановились, один у другого спрашивает: «Это черная?». - «Нет, это красная». - «А почему она белая?». - «Потому что зеленая». О чем они вели разговор? (О смородине.)

 ОВОЩИ – ФРУКТЫ

Логические задачи. 

У Марины было целое яблоко, две половинки и четыре четвертинки. Сколько было у нее яблок? (Три.)

Груша тяжелее, чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее: груша или персик? (Груша.)

На столе лежат два апельсина и четыре банана. Сколько овощей лежит на столе? (На столе лежат только фрукты.)

На столе - четыре груши. Одну из них разрезали пополам. Сколько груш на столе? (Четыре.)

В корзине три мандарина. Как их разделить между тремя мальчиками, чтобы каждому досталось по одному мандарину и один мандарин остался в корзине? (Отдать мальчику мандарин в корзинке.)

Дидактическая игра «Разложи картинки в свои конверты».

У каждого ребенка конверты с наклеенными на них геометрическими фигурами (разными по цвету и величине) и набор картинок с изображением овощей и фруктов. Дети должны разложить картинки в конверты, выбрав принцип группировки (самостоятельно или по заданию воспитателя) по форме, цвету, величине.

Дидактическая игра «Куда пойдешь, что найдешь?»

У каждого ребенка большая карточка с изображением леса (огорода, сада) и конверт с набором картинок (овощи, фрукты, грибы, ягоды). Дети должны рассказать, что изображено на карточке, и подобрать нужные картинки (например, «В лесу можно найти ягоды, шишки, грибы, орехи» и т.д.).

Положить в конверт

Небылицы

Дети находят несуразицы в тексте.

Квадратный спелый помидор

Раз забрался на забор

И увидел, как на грядке

Овощи играли в прятки.

Длинный красный огурец

Под листочек свой залез,

А зеленая морковка

В борозду скатилась ловко.

Ну а сладкая редиска

Наклонилась низко-низко.

Только Машенька пришла,

Сразу овощи нашла.

УДИВИТЕЛЬНЫЙ ОГОРОД

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, заселенных густо,

Огурбузы росли,

 Помидыни росли,

Редисвекла, чеслук и репуста.

Селдерошек поспел,

И моркофель дозрел,

Стал уже осыпаться спаржовник.

А таких баклачков

Да мохнатых стручков

Испугался бы каждый садовник.

УДИВИТЕЛЬНАЯ ГРЯДКА

У меня на грядке

 Крокодил растет!!!

А в Москве-реке

Огурец живет!

Я боюсь, ребятки,

Что за этот год

Вырастет на грядке

Страшный бегемот.

Осенью на грядке

Крокодил поспел!

Огурец в Москве-реке

Всех лягушек съел!

А в Москве-реке

Клюнет на крючок...

(Как вам это нравится?)

Страшный кабачок!

Ох! Когда ж на грядке

Будет все в порядке?!

 ДЕРЕВЬЯ

Логические задачи. На груше росло десять груш, а на иве на две груши меньше. Сколько груш росло на иве? (На иве груши не растут?) На дубе три ветки. На каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок? (На дубе яблоки не растут. На какое дерево сядет воробей после дождя? (На мокрое?)

Игра «Посади дерево».

Играют двое. У каждого игрока по десять деревьев (у одного - елочки, у другого - березки). Игровое поле - доска 16x16 клеток.

Игроки по очереди «высаживают» на поле по одному дереву. Задача - образовать цепочку из трех деревьев. За каждую вновь образованную цепочку у соперника забирается одно дерево. Игрок, у которого остались два дерева, считается проигравшим.

ПТИЦЫ

Логические задачи. Летели четыре утки. Охотник выстрелил и не попал. Сколько уток осталось? (Ни одной, все улетели) Летела стая гусей: два впереди, один позади, два позади, один впереди. Сколько было гусей? (Три гуся) От чего плавают утки? (От берега) На одном берегу цыплята, на другом - утята. Посередине островок. Кто быстрее доплывет до острова? (Утята, цыплята не умеют плавать) По дороге прыгали воробьи: один среди двух и три в ряд, один впереди и два позади. Сколько было воробьев? (Три воробья) Прилетели два чижа, два стрижа и два ужа. Сколько стало птиц всего возле дома моего? (Четыре)

Над рекой летели птицы:

Голубь, щука, две синицы,

Два стрижа и пять свиней.

Сколько птиц? Ответь скорей!

(Пять.)

Небылицы

Взлетела сорока высоко,

И вот тараторит сорока,

Что сахар ужасно соленый,

Что сокол не сладит с вороной,

Что раки живут на дубе,

Что рыбы гуляют в шубе,

Что яблоки синего цвета,

Что ночь наступает с рассветом,

Что в море сухо-пресухо,

Что лев слабее, чем муха,

Всех лучше летают коровы,

Поют же всех лучше совы,

Что лед горячий-горячий,

Что в печке холод собачий

И что никакая птица

В правдивости с ней не сравнится!

ЖИВОТНЫЕ

 «Концовки».

Если жираф выше тигра, значит, тигр.... Если слон тяжелее зебры, значит, зебра.... Если крокодил длиннее ящерицы, значит, ящерица.... Если лев сильнее черепахи, значит, черепаха.... Если гепард бегает быстрее черепахи, значит, черепаха....

 «Кто больше?».

Ведущий называет какое-либо животное и спрашивает первого игрока: «А кто больше этого животного?». Тот должен назвать другое животное, большее по величине, и задать такой же вопрос следующему игроку: «А кто больше?». Повторять названия животных нельзя.

Словесная игра «Отвечайте, правда ли?».

Любит кошка на обед

Виноград и винегрет.

Отвечайте, правда ли?

Закудахтал пес Барбос

И в гнезде яичко снес.

Отвечайте, правда ли?

Лапой хвать, зубами щелк.

Хищник - тигр и хищник - волк.

Отвечайте, правда ли?

Ночью, в дождик, как пастух,

Вывел кур гулять петух.

Отвечайте, правда ли?

Хоть улитка и мала,

Целый домик унесла.

Отвечайте, правда ли?

Хитрые вопросы. Когда козе исполнится семь лет, что будет дальше? (Пойдет восьмой?) По чему конь скачет? (По дороге?) У собачки Микки родились котята: три беленьких и один черненький. Сколько всего котят родилось у Микки? (У собачки не могут родиться котята?) Что едят крокодилы на Северном полюсе? (Крокодилы не живут на Северном полюсе?) Какого цвета волосы у колобка? (У колобка нет волос?) Кто громче мычит: петух или корова? (Петух не мычит?) Как поймать тигра в клетку? (Тигров в клеточку не бывает?)

Кто кем становится.

Жил-был маленький щенок,

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок -

Взрослая... (собака).

Жеребенок с каждым днем

Подрастал и стал... (конем).

Воспитание и обучение

Бык, могучий великан,

В детстве был... (теленком).

А кудрявый баран –

Маленьким... (ягненком).

Этот важный кот Пушок –

Маленьким... (котенком).

А отважный петушок –

Крохотным... (цыпленком).

А из маленьких гусят

Вырастают утки –

Специально для ребят —

Тех, кто любит шутки.

Перепутаница. 

Погляди-ка, у зайчонка

Меду полных два бочонка,

А у рыженькой у белки

Три морковки на тарелке.

А орешки - у бычка,

Два дубовых сундучка.

А у Пети-петушка

Травки целых три мешка.

У мохнатых медвежат

В миске зернышки лежат.

А у Журы-журавля

Три тарелки киселя.

А у Маши в кружке

Квакают лягушки.

Лягушонок скачет –

Что же это значит?

Это значит,

Что все тут перепутано.

А теперь попробуй сам

Все расставить по местам!

Небылицы. 

Как у нашего Мирона

На носу сидит ворона.

А на дереве ежи

Строят гнезда из лапши.

На коня баран залез

И поехал прямо в лес.

ЦВЕТЫ

Игра-беседа «Букет».

Прочитайте стихотворение.

Захотел я маме

Подарить букет.

Вышел на полянку,

Сорвал ей первоцвет,

Клевера пахучего

И крапиву жгучую,

Ландыш, медуницу,

Вот мама удивится!

И красивый получился

У меня букет.

Как вам кажется, ребята,

Рада мама или нет?

Вопросы для беседы. Каким цветам мама обрадуется, а каким нет? Почему? Может ли мама огорчиться? Почему? Что произойдет с природой, если все дети подарят своим мамам букеты весенних цветов? Могут ли все эти цветы расти на одной поляне?

НАСЕКОМЫЕ

Хитрые вопросы.

По чему летают бабочки? (По небу?) Для чего пауку крылья? (У паука нет крыльев?) Кто выше прыгает: муха или комар? (Эти насекомые не прыгают?) Кто быстрее летает: муравей или кузнечик? (Эти насекомые не летают?)

 «Родственники».

Игра «Что сначала, что потом?». Предложите детям пары картинок или слов и попросите объяснить, что появилось сначала, а что потом: паутина - паук; пчела - мед; муравейник - муравей; бабочка - куколка; комар - личинка.

Путаница.

Хи-хи-хи да ха-ха-ха,

Муха съела паука!

А Алешенька - дружок

Комариный ел медок!

Ну а бабочки-подружки

Паутину ткут для мушки!

Где здесь правда, а где нет?

Дайте мне скорей ответ!

17. ВРЕМЕНА ГОДА

Словесная игра «Это правда или нет?».

Теплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей:

«Га-га-га» - пел соловей.

Быстро дайте мне ответ,

Это правда или нет?

 «Доскажи словечко».

Стала льдом вода и грязь,

Снег покрыл дома.

Это значит, началась

В городе... Весна? (Зима.)

Заботливые пчелки

В улей мед приносят.

Это значит, началась

Золотая... Осень? (Лето.)

Одуванчик распустился,

Проросла трава.

Это значит, к нам пришла

Матушка-... Зима? (Весна.)

Снег пушистый во дворе

И на санках дети.

Это значит, к нам пришло

Ласковое... Лето? (Зима.)

Логические задачи.

1. Маша встала рано утром и выглянула в окно. На улице светило солнце. Машенька воскликнула: «Мамочка, а ночью был сильный дождь!». Как она догадалась? 2. Посмотрел Ваня утром в окно и говорит: «А на улице, оказывается, очень сильный ветер. Нужно теплее одеваться». Как он догадался, что на улице сильный ветер?

Небылицы.

Я видел подснежник в осеннем лесу,

Где заяц тащил по опушке лису,

И волк за охотником крался.

Я слышал, охотник зубами стучал,

Я слышал, как он «Помогите!» кричал

И громко от страха смеялся!

Вчера я поехал пешком по дрова.

Под снегом вокруг зеленела трава.

Я из лесу дров не привез целый воз

И тер на жаре обмороженный нос.

РЫБЫ

Логические задачи.

Над рекой летели два карася и одна щука. Сколько рыб летело над рекой? (Рыбы не летают.) Как Иванушка-дурачок выполнил задание: переплыви реку и выйди из воды с ухой. (Сварил уху и переплыл с ней реку.)

Повезло опять Егорке!

У реки сидит не зря:

Пять карасиков в ведерке

И четыре пескаря.

Но смотрите: у ведерка

Появился хитрый кот.

Сколько рыб домой Егорка

На уху нам принесет?

Небылицы.

Постарел усатый сом,

Поселился под кустом.

Из корзин у грибников

Скушал он пяток грибков.

19. КОСМОС

Словесная игра «Доскажи словечко».

Ночью по небу гуляю, Тускло землю освещаю. Загляну к тебе в оконце, Ты узнал меня? Я... Солнце? (Луна.) Целый день возле окна Светит яркая... Луна? (Солнце.) Чтоб планеты все узнать, Наш Сережа маленький Космонавтом хочет стать И летать... На шарике? (Наракете.) Вышел он в открытый космос! Ах, какой он молодец! Изучает в небе звезды Смелый, сильный... Продавец? (Космонавт.)

ХЛЕБ

Логические задачи.

Бублик разрезали на три части. Сколько сделали разрезов? (Три.) Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов? (Два) Бабушка угостила Машеньку, Марусеньку, Манечку пирожками. Сколько пирожков дала бабушка? (Один. Это имя одной девочки) По чему колобок убежал от бабушки? (По дороге)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации педагогам по работе с детьми с ОВЗ.

Для обучающихся школьников с ОВЗ необходимы изменения способов подачи информации с целью более успешного освоения разделов адаптированной основной образовательной программы, указанных в заключениях ЦП...

Рекомендации педагогам по работе с детьми с ОВЗ. Дети с нарушением слуха

Рекомендации педагогам по работе с детьми, имеющими нарушение слуха...

буклет для педагогов на тему "Рекомендации педагогам по работе с детьми с ОВЗ".

Буклет составлен для педагог по рекомендациям с детьми ОВЗ...

Рекомендации педагогам по работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации

Рекомендации педагогам по работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации...

Рекомендации педагогу для работы с детьми с ЗПР

Даны упражнения для снятия зрительного давления, представлены дидактические материалы...