Конспекты занятий учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста
план-конспект на тему

Данные конспекты занятий с детьми дошкольного возраста позволят упражнять их в звуковом  анализе и синтезе слов; развивать графомоторные навыки и зрительное внимание; развивать фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка; развивать зрительное восприятие, внимание, память; обогащать лексику, практически знакомя  с антонимами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_1.docx32.22 КБ
Файл zanyatie_2.docx623.03 КБ
Файл zanyatie_3.docx32.43 КБ
Файл zanyatie_4.docx34.2 КБ
Файл zanyatie_5.docx41.46 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2101 «Филёвский образовательный центр»

121433, г. Москва,

ул.Малая Филёвская, д. 26

корп.2, тел. +7 (499) 144-59-42

тел./факс +7 (499) 144-75-59

2101@edu.mos.ru

www.sch2101.mskobr.ru

ОГРН 5147746277322;

ИНН 7731482850;

КПП 773101001;

л/с 2607542000680820;

р/с 40601810000003000002 в отд. 1 Москва;

БИК 044583001

Конспект подгруппового логопедического занятия в младшей группе «Насекомые»

Подготовила:

учитель-логопед образовательная площадка № 9

Спиридонова Е.П.

Москва

2016

Цели занятия: Расширить представления о насекомых и их характерных признаках; развивать длительность ротового выдоха, умение контролировать силу воздушной струи; пополнение глагольного словаря; развитие слухового и зрительного восприятия; воспитывать интерес и бережное отношение к насекомым.

Оборудование: картинки (бабочка, божья коровка), бумажная бабочка, игрушки (бабочка, божья коровка), зеленая скатерть (полянка), цветы и разноцветные бабочки, выполненные из картона, колокольчик.

Лексический материал:

Существительные: бабочка, божья коровка, насекомое, крылья, тельце, усики, голова, глаза, лапки, пятнышки, полянка, цветы, пыльца, гусеница, молочко.

Глаголы: летает, ползает, обижать, наблюдать, порхает, пляшет, машет, собирает, превратиться, выделяет, подуть.

Прилагательные: яркая, красивая, синий, красный, желтый, зеленая, разноцветная, черная.

Ход занятия:

Организационный момент: «Загадывание загадки»:

Логопед: «Ребята, отгадайте загадку:

Над цветами порхает, пляшет,

Крылышками разноцветными машет».

Дети: «Бабочка».

Рассказ о бабочке:

Логопед: «Правильно, это бабочка. У бабочки есть голова, на голове усики, также есть тельце, крылышки. Сначала появляется гусеница, она засыпает, а потом просыпается и превращается в бабочку. Бабочка очень красивая, яркая. Она собирает пыльцу с цветков». Логопед показывает детям картинку бабочки и описывает ее.

Дыхательное упражнение:

Логопед: «Ребята, давайте подуем на нашу бабочку, чтобы она полетела». Логопед держит бабочку на уровне лица ребенка и предлагает каждому ребенку подуть на бабочку. Логопед обращает внимание на силу воздушной струи.

Игра «Посади бабочек на цветочки».

Логопед: «Ребята, наши бабочки разлетелись и потеряли свои цветочки. Давайте им поможем их найти. Красная бабочка села на красный цветочек, синяя на синий, желтая на желтый». Перед детьми на столе (полянке) лежат картонные цветочки и бабочки. Дети, подходя к столу, подбирают бабочек по цвету. Логопед: «Молодцы, вот мы и помогли бабочкам найти свой цветочек».

Физминутка:

Логопед: «Ребята, давайте полетаем, как бабочки. Если колокольчик зазвенит громко, то бабочки начинают летать, а если тихо, то бабочки садятся на цветочки». Дети по сигналу колокольчика начинают «летать», как бабочки по кругу, резвиться. После тихого сигнала колокольчика садятся обратно на стульчики.

Рассказ о божьей коровки:

Логопед: «Посмотрите ребята, это божья коровка». Логопед показывает детям игрушку. Логопед: «Божья коровка черного цвета, крылышки у нее красные, а на них черные пятнышки. Посмотрите, еще у божьей коровки, есть голова, глазки, усики и лапки». Логопед показывает детям картинку с изображением божьей коровки. Логопед: «Божью коровку видно и на коре дерева, и на травке, поэтому ее может увидеть любая птица и напасть на нее. Но божья коровка выделяет молочко с неприятным запахом и отпугивает птиц. Поэтому ее и называют божьей коровкой, потому что она выделяет молочко».

Игра «Летает – ползает».

Логопед: «Ребята, покажите, как божья коровка летает, а как она ползает». Каждый ребенок по очереди подходит к логопеду, берет игрушку (божью коровку) и выполняет действие с ней.

Итог занятия:

Логопед: «Можно ли обижать насекомых?». Дети: «Нет, потому что они живые». Логопед: «Ребята, а кто сегодня к нам прилетал на полянку?». Дети: «Бабочка и божья коровка». Логопед: «Нашим насекомым пора улетать домой, давайте с ними попрощаемся». Дети: «До свидания!».



Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2101 «Филёвский образовательный центр»

121433, г. Москва,

ул.Малая Филёвская, д. 26

корп.2, тел. +7 (499) 144-59-42

тел./факс +7 (499) 144-75-59

2101@edu.mos.ru

www.sch2101.mskobr.ru

ОГРН 5147746277322;

ИНН 7731482850;

КПП 773101001;

л/с 2607542000680820;

р/с 40601810000003000002 в отд. 1 Москва;

БИК 044583001

Конспект логопедического занятия в средней группе: «Животные зимой»

Подготовила:

учитель-логопед образовательная площадка № 9

Спиридонова Е.П.

Москва

2016

Цель:

Создавать у детей положительный эмоциональный настрой, поощрять отчетливо воспроизводить эмоциональные состояния, учить управлять мышцами лица, выполнять артикуляционные упражнения и упражнения на развитие мелкой моторики с музыкальным сопровождением;

развивать речевое дыхание, закрепить названия цветов, общую моторику, координацию движений, чувство ритма, умение ориентироваться в пространстве;

пополнить знания детей об окружающем мире;

учить выделять и характеризовать особенности внешнего вида животного, способа их жизни.

 

Тренировать артикуляционный аппарат в точных движениях; развивать речевое дыхание, фонематическое восприятие, слуховое внимание.

Продолжать учить детей регулировать силу голоса, развивать удлиненный речевой выдох.

Формирование навыков связной речи у дошкольников.

Закрепить умение правильно называть диких зверей, строить простые предложения, согласовывать существительное с прилагательным в роде и числе.

Упражнять в построении маленького рассказа по схеме.

 Оборудование: наглядный материал по теме «Дикие звери», «Зима в лесу»; опорная схема для описания животного; билеты с изображением цифр от 1 до 5; волшебные ящики с карточками; подарочки от лесных жителей; елки, шишки, снежинки. Аудиозапись с песней «Автобус»

Ход логопедического занятия в средней группе

I. Организационный момент.

Дети, сегодня мы совершим путешествие в зимний лес. Но сначала нужно размять наш язычок, чтобы он случайно не замерз в лесу, не растерялся во время путешествия, а нам помогал. Поэтому сейчас поможем ему, а потом и он нам поможет.

II. Артикуляционная гимнастика.

Язычок в лес собрался.

Он умылся («Маляр»), причесался («Расческа»),

На прохожих оглянулся («Вкусное варенье»),

Вправо, влево повернулся («Часики»).

Вниз упал, наверх поднялся («Качели»).

Раз - и в ротике спрятался!

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Ну что, дети, готовы вместе с язычком отправиться в путешествие в лес? (Готовы!)

III. Путешествие в лес

А поедем мы с вами в лес на автобусе. Сначала нужно приобрести билетики.

1. Отгадывание загадок.

Для того, чтобы получить билеты на автобус, вам нужно отгадать загадки.

В теплой шубе он лежит,

Всю зиму крепко спит,

А проснется ото сна -

Вот и началась весна! (Медведь)

У меня маленький рост,

Зато большой имею хвост.

Классно может вскачь бежать

И орехи разгрызать. (Белка)

2. Повторение цифр от 1 до 5

Теперь можете занять свои места, соответственно приобретенных билетиков.

IV. Упражнение на развитие дыхания.

Дети, посмотрите, что это у нас тут в лесу? (Снег, снежинки) Возьмите каждый себе снежинку.

1. Развитие силы выдоха

Упражнение «Снежинка»

Прислушайтесь. Ветер дует. Сильно дует! (Дети дуют на снежинку). Тихо дует! Совсем тихонько дует!

2. Развитие длительного выдоха.

Упражнение «Заблудились»

Ладонь поставили на уровне пояса, произносим тихо звукосочетания АУ, поднимая ладонь к голове, при этом повышаем голос. И наоборот, поставили ладонь на уровне головы, начинаем громко произносить звукосочетания АУ, опуская ладонь, голос звучит тише.

V Развитие мелкой и общей моторики

1. Упражнение «Сцепили пальчики»

Сцепили пальчики малыши

И ручки протянули,

А потом ими от земли

Снежинку оттолкнули!

2. Упражнение «Согреем ладони»

Наверное, замерзли наши пальчики в зимнем лесу? Давайте согреем их. (Потереть ладони друг о друга)

VI Основной этап

1. Беседа с дошкольниками по теме: Животные зимой.

Дети, садитесь на свои места. Посмотрите, пожалуйста, на доску, кто это?

http://chudor.ru/images/2016/logoped/zanytiy/2/logopedicheskoe-zanyatie-ghivotnie-zimoy-7.jpg

Назовите, одним словом. (Животные)

А где живут эти животные? (В лесу)

Кто изображен на этом рисунке? (Медведь)

Что зимой делает медведь? (Спит)

Где он спит? (В берлоге)

А это кто? (Белочка)

А белочка зимой спит? (Нет)

Кто это? (Волк)

Что вы знаете о волке? (Он зимой не спит, а охотится на зайцев)

На этом рисунке кто изображен? (Зайчик)

Что он поделывает зимой? (Убегает от хищников. Ищет под снегом пищу)

А какое чудо случается с зайчиком зимой? (Он меняет цвет шубки. Был серый, стал белый)

Почему? (Чтобы было легче бежать, спрятаться от хищников)

А кто мне расскажет стишок про зайчика?

Какого зверя вы видите на этом рисунке? (Лиса)

Чем занимается зимой лисичка? (Охотится на зайчика)

2. Физминутка «Две лисички»

Давайте нашей лисичке расскажем вместе стишок о ней! Становимся в круг.

Две лисички, две подружки (приседаем, ручки на поясе)

Умывались на речушке (имитируем движения умывания).

Две лисички, две подружки (приседаем, руки на поясе)

Мыли лапки (поочередно моем руки от локтя до ладони),

Мыли ушки (поочередно моем ладонью каждое ухо).

Затем хвостики помыли (руки на поясе, двигаем бедрами вправо-влево)

И на солнышке сушили (разводим руки в стороны, поднимаясь вверх)

3. Описание животного по схеме

Сели, детки, на места. Сейчас мы поиграем в игру «Угадай зверя». Кто-то один выходит ко мне и по схеме описывает животное, не называя его, а все остальные детки должны отгадать кого вы описывали.

(Он живет в лесу. Шубка у него серая. Любит охотиться на зайца. - Волк.)

4. Воспроизведение ритмического рисунка.

Дети, посмотрите кто это? (Зайчик) Ему нужна ваша помощь. За ним гонится лиса. Зайчику нужно быстро от нее убежать. А что может делать зайчик? (Бегать, прыгать). Как он прыгает? (Скок - скок). Давайте поможем ему! Приготовили ладони, повторяем после меня ритмический рисунок. Скок - скок - скок - скок - скок!

VII Итог занятия

Как хорошо вы все сегодня поработали и лесные жители приготовили вам вот такие подарочки! (Спасибо!)

Дети, а что вам наиболее запомнилось во время нашего путешествия? Что вы маме дома расскажете?

Что вам понравилось?

Спасибо за ваши улыбки, за ваши умные, добрые глаза!



Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2101 «Филёвский образовательный центр»

121433, г. Москва,

ул.Малая Филёвская, д. 26

корп.2, тел. +7 (499) 144-59-42

тел./факс +7 (499) 144-75-59

2101@edu.mos.ru

www.sch2101.mskobr.ru

ОГРН 5147746277322;

ИНН 7731482850;

КПП 773101001;

л/с 2607542000680820;

р/с 40601810000003000002 в отд. 1 Москва;

БИК 044583001

Лексическая тема

«Осень щедрая пришла». (Грибы. Ягоды)

 «Звук. Неречевые звуки».

(старшая группа)

Подготовила:

учитель-логопед образовательная площадка № 9

Спиридонова Е.П.

Москва

2016

Цели:

  1. Ввести в речь детей понятия «звук», «неречевой звук».  Дать знания о том, что существуют  разные неречевые звуки: звуки улицы, музыкальных инструментов, звуки, происходящие от действий с различными предметами (постукивание, похлопывание, шуршание бумаги, скрипы двери…); познакомить детей с органами артикуляции (губы, язык, нёбо, зубы – верхние, нижние) через выполнение артикуляционной гимнастики.
  2. Развитие фонематического восприятия  и слухового внимания через умение узнавать звук того или иного предмета, музыкального инструмента (игра «Угадай, что звучит»); развитие глубокого вдоха через упражнение «Осенний лес»; развитие общей и мелкой моторики через проведение физкультурной паузы, пальчиковой гимнастики.
  3. Воспитание интереса к логопедическому занятию.

Оборудование: сюжетная картина «Осенний лес», предметные карточки «Времена года», каждому ребенку зеркала, фотокарточка - лицо, картинки к основному комплексу артикуляционной гимнастики; ширма, предметы: бумага, ножницы, 2 кружки, погремушки, игрушечные персонажи.

Ход занятия:

  1. Организационный  момент.

Игра «Четвертый лишний». Три времени года – грибы - ягоды (различные варианты).

  1. Развитие глубокого вдоха .

Упражнение «Осенний лес». На доске картина с изображением осеннего леса. Представить. Что мы очутились в осеннем лесу. Делаем глубокий вдох.(3-5 раз)

  1. Артикуляционная гимнастика

Основной комплекс артикуляционной гимнастики

Удерживаем каждое положение 5 секунд.

  1.  Основная часть.
  1. Сообщение темы.
  2. Рассказ о неречевых звуках, демонстрация логопедом различных неречевых звуков.
  3. Игра «Угадай, что звучит»: 1 ребенок у стола, остальным раздаются предметы. Дети (1 называет далее по цепочке) издают различные неречевые звуки. Ребенок у стола угадывает звук (постукивание, шуршание бумаги и т.д.)

Вывод: предметы издают  неречевые звуки.

  1. Игра «Кто пришел? Что принес?».

На столе слоненок, хрюша, тигренок – погремушка, бусы, дудка. Прячутся за ширмой: угадать, кто хозяин игрушки и что звучит.

Вывод: музыкальные инструменты, игрушки издают неречевые звуки.

  1. Динамическая пауза  «Гриша шел, шел, шел…»
  2. Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика «За ягодой».
  3. Итог

Подводится итог занятия: что делали в начале занятия, в середине, в конце занятия

 (погладим себя по голове)



Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2101 «Филёвский образовательный центр»

121433, г. Москва,

ул.Малая Филёвская, д. 26

корп.2, тел. +7 (499) 144-59-42

тел./факс +7 (499) 144-75-59

2101@edu.mos.ru

www.sch2101.mskobr.ru

ОГРН 5147746277322;

ИНН 7731482850;

КПП 773101001;

л/с 2607542000680820;

р/с 40601810000003000002 в отд. 1 Москва;

БИК 044583001

Лексическая тема. Осень. Осенние настроения. (Огород. Овощи.)

Речевые звуки. Звук [А]. Гласные звуки.

(старшая группа)

Подготовила:

учитель-логопед образовательная площадка № 9

Спиридонова Е.П.

Москва

2016

Цели.

  1. Закрепить и расширить представления детей об овощах, о сборе урожая, о заготовке овощей на зиму. Активизировать словарь детей по теме: овощи, помидор, огурец, лук, морковь, капуста, свекла, картофель, огород, грядка, теплица, парник; спелый, сочный, гладкий, красный, огромный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, розовый; зреть, собирать, убирать, заготовлять.
  2. Продолжать учить детей отгадывать загадки (об овощах). Развивать у детей грамматический строй речи через образование существительных множественного числа; существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Формировать у детей умение координировать речь и движение при выполнении динамической паузы, работать над темпом и ритмом речи. Развитие у детей мелкой моторики пальцев рук через выполнение пальчиковой гимнастики, работу с раздаточным материалом, работу в тетради. Формирование у детей общих речевых навыков через развитие глубокого вдоха при выполнении упражнения «Узнай овощ».
  3. Воспитание у детей умения работать в коллективе.

Оборудование: предметные картинки по теме «Овощи», сюжетная картина «Огород», натуральные овощи, косынка, мяч, игра «Один – много», опорная схема, тетради, шаблоны «Морковь», оранжевые и зеленые карандаши на каждого ребенка.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Назвать какое сейчас время года. Почему? Месяц  

  1. Отгадывание загадок об овощах.

Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.

Я красный и сочный,

У меня красные щечки.

Неказиста, шишковата,                            

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну рассыпчата, вкусна!»

       

Я длинный и зеленый, вкусный и соленый,

    Вкусный и сырой.

  Кто же я такой?

Уродилась я на славу,            

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи, меня ищи.

Сидит дед, в шубу одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

                                           

Кругла, красна, в землю вросла.

За хохол да в котел.

А потом с борщом – на стол.


  1. Беседа по сюжетной картине «Огород».

- Что вы видите на картине?

 - Что растет на грядках в огороде?

 - Какие овощи могут расти на грядках? ( в земле, над землей, в парнике, в теплице)

 - Какие овощи собирают  (убирают) дети и взрослые?

 - Что можно приготовить из овощей?

 - Какие заготовки делают из овощей?

 - Можно ли есть овощи сырыми? Какие?

  1. Развитие глубокого вдоха.

Игра «Узнай овощ». Рассмотреть овощи. Описание овоща по схеме логопедом. Сделать надрезы на всех овощах. Дети нюхают овощи и запоминают запахи. Закрыть глаза. По запаху определить, какой это овощ. Логопед показывает, как правильно делается длинный, глубокий вдох – плавно, медленно, без подъема плеч.

  1. Развитие грамматического строя речи.
  1. Игра «Большой – маленький» с мячом.

Огурец – огурчик, помидор – помидорчик, свекла – свеколка, капуста – капусточка, лук – луковичка, картофель – картофелинка.

  1. Игра «Один – много» (в коробке)

Огурец – огурцы, помидор – помидоры, свекла – свеклы, капуста – капусты, лук – лука, морковь -  моркови, картофель – картофеля.

  1. Динамическая пауза «Урожай».
  1. Развитие мелкой моторики.
  1. Работа в тетради.

 - обвести помидор по контуру и раскрасить красным карандашом;

2. Пальчиковая гимнастика «У Лариски – две редиски»

  1. Итог занятия.

Вывод: в огороде растут овощи.



Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2101 «Филёвский образовательный центр»

121433, г. Москва,

ул.Малая Филёвская, д. 26

корп.2, тел. +7 (499) 144-59-42

тел./факс +7 (499) 144-75-59

2101@edu.mos.ru

www.sch2101.mskobr.ru

ОГРН 5147746277322;

ИНН 7731482850;

КПП 773101001;

л/с 2607542000680820;

р/с 40601810000003000002 в отд. 1 Москва;

БИК 044583001

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте

(в подготовительной группе)

«Путешествие  за сокровищами»

Подготовила:

учитель-логопед образовательная площадка № 9

Спиридонова Е.П.

Москва

2016

Цели и задачи занятия

Коррекционно-образовательные: продолжать обучать звуковому  анализу и синтезу слов; развивать графомоторные навыки и зрительное внимание; совершенствовать навыки движения под музыку.

Коррекционно-развивающие: развивать фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка; развивать зрительное восприятие, внимание, память; обогащать лексику, практически знакомя  с антонимами.

Коррекционно-воспитательные: создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, умение выполнять игровые правила; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность

Оборудование: мольберт с картой, игрушка – Лунтик, кораблик из плотной бумаги, дидактическая игра «Собери цветы», конверты с заданиями, раздаточный материал (звуковые фишки, солнечные лучики,  картинки, удочки, рыбки, маркеры, камешки)

Ход занятия

I. Организационный момент. (Дети под музыку входят в зал)

Логопед: Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей в зале. Давайте поздороваемся с ними все вместе.

Дети: Здравствуйте!

1. Психогимнастика

Логопед: А сейчас давайте встанем в кружок и пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик.

 (Дети встают вместе с логопедом в круг.  Звучит лирическая музыка.)

Этот мячик не простой, а волшебный. Своим теплом он излучает добро и передаёт его людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать его правой рукой, обращаясь друг к другу по имени и желая доброго утра.

Дети здороваются друг с другом

  1. Проблемная ситуация:

Логопед: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам в гости пожаловал … давайте отгадаем, кто же это?

Дети отгадывают имя героя, по первым звукам слов- картинок. (Ложка, Утюг, Ножницы, Телефон, Иголка, Конфеты – «ЛУНТИК»)

Лунтик: Здравствуйте ребята. Я хочу Вас  позвать  в опасное путешествие. Дело в том, что я перебирал старые вещи  и нашел карту, где  спрятаны сокровища, к которым необходимо добраться на  корабле. Но мне нужна команда. Согласны ли вы плыть вместе со мной?

Дети: Да.                                                                                                          

Лунтик:  Нас ждут сложные испытания и только, справившись с ними, мы добудем сокровища. Вы готовы к испытаниям? Тогда в путь.                    

Логопед: Давайте скажем волшебные слова: «Вокруг себя повернись и на корабле очутись»

Дети: Все вместе произносят волшебные слова.

Дыхательная гимнастика

Логопед: Вот мы с Вами стоим на корабле, представим, что греет нас теплое солнышко и мы дышим морским целебным воздухом. Давайте мы подышим свежим воздухом (Вдох носом- выдох ртом)

Развитие зрительного внимания

Логопед: (разворачивает карту и показывает детям) Ребята вот карта, по мере выполнения заданий, корабль будет продвигается по карте). А что еще необходимо всем путешественникам в пути?

Лунтик: Ребята, я Вам буду показывать картинки, а вы попробуйте отгадать, что это. (Показывает картинки нарисованные по точкам)

Дети отгадывают  картинки и объясняют зачем эти предметы нужны.

Логопед: «1,2,3 – наш корабль вперед плыви!»

3. Введение в тему.  Кораблик  приплыл к Протоке  Звуков. 

Характеристика звука.

Логопед:  Итак, первое испытание. (Конверт с предложением) Я сейчас прочитаю предложение, а Вы определите какой звук чаще других слышится в этих словах? (Л)                                                        

Лодка плыла по волнам.

Логопед: Дайте характеристику этому звуку. Какой это звук? (гласный или согласный)

Дети: Согласный, потому что  есть преграда – язычок.                                          

Логопед: Еще он какой?  

Дети: Твердый, звонкий.                                                                        

Логопед: Можем плыть дальше.

II. Основная часть.

Логопед:  Итак, мы приблизились к  озеру Перемен.

Задание на развитие фонематического восприятия

- Игра “Добавь звук” (с помощью мяча)

Цель: Развитие фонематического слуха, внимания, мышления.

Логопед: Я буду говорить слово, а вы постарайтесь изменить его так, чтобы звук Л был вторым в этом слове:                                                          

сон – слон, газ – глаз, пот – плот, бок – блок, сух – слух, пан – план, кок – клок, сова – слова, куб – клуб.

Логопед: Ребята, а что такое звуки?    

Дети:  Звуки – то, что мы слышим и произносим

Логопед: А где живет звук Л? (в букве Л)                                                

Логопед: Ребята, скажите,  на что похожа эта буква?    (Ответы детей)        

Развитие мелкой моторики

Логопед: Ребята, а сейчас мы с вами попробуем выложить эту букву из камней, на берегу озера. Молодцы! Отправляемся  в путь дальше.            

Логопед: Ребята, сейчас мы выйдем на Равнину Цветов.

Ребята, вам не кажется, что эта поляна какая-то странная, как будто заколдованная. Смотрите, да здесь конверт. «Злой колдун заколдовал цветы, если расколдуете цветы, то отправитесь в путь дальше»

- Игра “Собери цветы”.

Цель: Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза

Группа делится на три команды. Одна собирает цветок с лепестками - картинками, в названии которых имеется звук Л в начале слова, другая - цветок с лепестками - картинками, в названии которых имеется звук Л в середине слова, и третья команда – звук Л в конце слова.                                                                                                                                                                                                              

Логопед : Молодцы, вы успешно справились с этим заданием, и мы можем плыть дальше.

Логопед: Ребята, а сейчас мы входим в очень сложный Пролив Противоположностей. Здесь нас ждет новое задание

- Закончить предложение  словами-неприятелями

Цель: Упражнение детей в подборе антонимов.

Пушинка легкая, а камень - …. (тяжелый)                                      

Летом погода жаркая, а зимой - …. (холодная)                          

Горчица горькая, а сахар - … (сладкий)                                          

Суп горячий, а компот - … (холодный)                                              

Заяц трусливый, а лев - …. (смелый)                                                    

Дедушка старый, а внук  - … (молодой)

 Волк летом сытый, а зимой … (голодный)                                          

Асфальт шершавый, а камень … (гладкий)                                                

Лужа мелкая, а река … (глубокая)                          

Волшебница добрая, а колдунья … (злая).

(Дети произносят предложения и проходят по ребристому мостику)

Логопед: Теперь пора отдохнуть. Мы попали с вами на остров «Физминутки».

5. Остров Физминутки  (Танец – с зонтиками, движение под музыку)

Задание на чтение слогов

Цель: Отработка навыка послогового чтения.

Логопед: Ребята теперь нам нужно перебраться на другой остров. Но чтобы туда попасть, надо пройти по кочкам и прочитать слоги. (ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ, АЛ, УЛ, ОЛ, ЫЛ, ЭЛ).               Дети читают слоги.

6. Остров Слов

Звуковой анализ слова.

- Посмотрите-ка ребята, что это здесь.  (Солнце) А что-то оно грустное.

- Здесь новый конверт с заданием. Надо расшифровать слово по слогам. (ВОЛКИ, СЛОНЫ) Из первого слова возьмите 1 слог, со второго 2 слог. Какое слово получилось? (ВОЛНЫ)

- Давайте разделим это слово на слоги (Дети отхлопывают)

- Сколько слогов в слове ВОЛ-НЫ? (два).

- Давайте,  ребята, возьмем по лучику и выложим схему этого слова.  (Дети работают с  фишками).

- Дети дают характеристику звукам.

 (Поднять вверх лучики, чтобы показать гостям правильность выполнения задания)

Логопед: Какие Вы молодцы! Теперь наше солнышко стало каким? (Веселым)

7. Наш корабль плывет дальше. На горизонте река  «Богатых слов».

Логопед: В этой реке водятся необычные рыбы. Пока судно в пути, предлагаю наловить рыбы на уху, но сначала надо всем размять  пальчики.

Пальчиковая гимнастика.      

В гости.

В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Сам мизинчик – малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики- друзья.
Друг без друга им нельзя.

Большие пальцы вверх
Кисти рук “домиком”
Поочередно называемые пальцы соединяются с большим.
Пальцы в кулак, выставив мизинец.
Кулаки стучат .
Ритмичное сжатие кисти в кулак.

Развитие графомоторных навыков

- Игра «Рыболов» 

Цель: Развитие мелкой и общей моторики, зрительного восприятия.

Дети по очереди вылавливают магнитной удочкой из речки рыб со словами, где буквы размыло водой. Дети  проходят к столу, садятся на стульчики и  вместо точек вставляют букву Л в слово, и читают каждый  свое слово.

Логопед: Ребята, а что Вы  сейчас печатали? (букву Л)

Логопед:  А чем буква отличается от звука?   (Буквы – мы видим и пишем)                                                            

III. Итог.

Л: Ребята, мы с успехом справились со всеми испытаниями, добрались к  сокровищам.  Давайте посмотрим, что спрятано в ларце. А как же мы откроем замок? Нам нужен ключ.

Лунтик: Я вспомнил, у меня же  есть ключик, только я не знал от чего он.

(Дети раскрывают ларец, находят там угощения)

- Ну, вот и подошло к концу наше путешествие. Пришла пора возвращаться в детский сад.

- Теперь давайте скажем волшебные слова «Вокруг себя повернусь, и в детском саду окажусь»

         - Ребята, вам понравилось путешествовать? (ответы детей)

- С каким звуком и буквой мы познакомились?

- Где мы с вами побывали?

- Теперь попрощаемся с гостями и пойдем в группу.

Список использованной литературы:

  1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004.
  2. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО “Издательство АСТ”, 2000. – 48 с.
  3. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб.: ”СОЮЗ”, 2004. – 192 с.
  4. Обучение грамоте детей дошкольного возраста (планы занятий). Составитель Марцинкевич Г.Ф. – Волгоград. Изд. “Учитель”, 2001. – 129 с.
  5. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 1999. – 245 с.
  6. Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. –М.: “Гном-Пресс”, 1999. – 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия логопеда для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Зима и птицы»

Коррекционно-образовательные цели:1.Уточнить и активизировать словарь детей по теме.2. Расширять представления о том, чем питаются птицы зимой.3. Учить отвечать на вопросы логопеда полными...

Методические рекомендации по написанию конспекта "Проведение утренней гимнастики с детьми дошкольного возраста", для студентов педагогического колледжа

в рекомендациях представлены этапы написания конспекта утренней гимнастики и  даны образцы записи различных частей утренней гимнастики...

Методика проведения занятий фитбол-гимнастикой с детьми дошкольного возраста

Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольных учреждениях. Фитбол...

Конспект интегрированной деятельности учителя-логопеда и детей старшего дошкольного возраста "В стране Читалии"

Цель  совместной деятельности: формирование устойчивого интереса к книге, к детской художественной литературе. Воспитывать читателя, проявляющего устойчивый интерес к процессу чтения и слушания....

конспект занятия оздоровительной гимнастики с детьми дошкольного возраста "Поход в зоопарк"

приобретение опыта двигательной деятельности; становление ценностей здорового образа жизни....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2019 - 2020 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2019 - 2020учебный год....

«Игровые технологии на занятиях по хореографии с детьми дошкольного возраста»

Именно игра является основным методом обучения хореографии детей дошкольного возраста. Oна служит физическому, умственному и нравственному воспитанию детей, является источником радостных эмоций, облад...