Консультация для воспитателей "Методика ознакомления с предметом детей с нарушением зрения" учителя-дефектолога Железновой Р.А.
консультация на тему

Консультация для воспитателей "Методика ознакомления с предметом детей с нарушением зрения"  учителя-дефектолога Железновой Р.А.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика ознакомления с предметом

детей с нарушением зрения.

Консультация для воспитателей

(учитель-дефектолог Железнова Р.А.)

Содержание:

1. Рассматривание предмета.

2. Сравнение предметов.

3. Формирование понятий.

4. Классификация.

Особенности развития речи детей с нарушением зрения.

  1. Суженный сенсорный опыт приводит к несоответствию или неполному соответствию слова и признака.
  2. Бедность словарного запаса.
  3. Недоразвитие связной речи детей с нарушением зрения.
  4. Низкий уровень представления.
  5. Частое нарушение фонематического слуха и звукопроизношения.
  6. Нарушение выразительности речи.

  1. Рассматривание предмета (с использованием алгоритма)

Мл. гр. Рассматривается предмет, его части, назначение, выделяются признаки (цвет, форма, величина).

Ср. гр. То же + качества и свойства предмета, материал, из которого сделан этот предмет и почему из этого материала.

Ст. и подг. гр. То же + подводим к обобщению и классификации.

Требования к подбору предмета:

  1. предмет должен быть жизненно необходим ребенку (шкафчик, пальто, игрушка, чашка и т. д.);
  2. с этим предметом можно действовать;
  3. предмет должен быть достаточно ярким, крупным, с хорошо выраженными деталями, с частями с которыми можно действовать;
  4. рассматриваются предметы, малоизвестные детям (не из группы).

Усложнения по группам:

1. В мл. гр.      Рассматривание ведет воспитатель (например, посмотрите, какой у него

                               хвостик.., носик.., проведите ручкой…, какой же..,? и т. д ).

    В ср. гр.       Обращаем вопросом внимание детей. Вопрос к детям, а дети отвечают.

    В ст. гр.        Дети, наученные видеть, сами выделяют признаки.

2. Символ алгоритма вводим в конце младшей группы, подготавливаем к восприятию.

    В средней гр. дети уже могут использовать алгоритм с помощью воспитателя.

    В старшей гр. дети уже работают самостоятельно без нашего слова (сильная и средняя

    подгруппы).  

3. В подгот. гр. для сильных подгрупп алгоритм можно убирать совсем или выставлять  его в сторонке, а в случае необходимости внести.

4. Увеличивается количество рассматриваемых объектов. Чем старше дети, тем предметы с меньшим отличительным признаком (например, капуста разных сортов, автобусы разных марок).

Программное содержание:

  1. Сформировать четкое представление о внешнем виде данного предмета. Например, сформировать четкое представление о грузовике, учить различать и называть точным словом основные части – кузов, кабина, колеса; частицы – борт, дно кузова; показать назначение грузовика (для младшей группы).
  2. Активизировать и обогащать словарь (прописать слова, которые должны прозвучать не менее 5-8 раз).

        Учить правильно строить предложения.

  1. Воспитательная задача.

        Коррекционные задачи можно выделять либо для всей группы, либо для подгруппы, либо индивидуально для какого либо ребенка (например, «учить обследовательским действиям …»).

 

Организация занятий

Если объект общий для всех, то дети сидят полукругом или за столом. Каждый ребенок должен иметь возможность подойти и рассмотреть предмет.

Структура

1.  Необходимо вызвать интерес к рассматриваемому предмету.

     В мл. гр. лучше использовать игровые моменты,  в ст. гр. можно и игровые моменты, и загадки, и проблемные вопросы. Со второго полугодия в ст. и подгот. группах можно уже четко ставить учебную задачу.

2.  Рассматривание предмета. 

  • Дать время на рассматривания.
  • Целенаправленное рассматривание объекта. Главный методический прием – вопросы воспитателя. Здесь вносится алгоритм.

При выделении формы предмета обязательно обвести предмет рукой (сначала воспитатель, а затем 1-2 ребенка). Важно не упустить назначение каждой части и детали.

  • Закрепление. Самостоятельное применение знаний. В мл. и ср. группах – играют с предметами. В ср. гр. Д/И «Что изменилось?», «Чего не хватает?», «Найди предмет в окружающем», игры на узнавание предмета в изображении разной модальности (контуре, силуэте).  В ст. и подг. группах – закрепление идет в виде обобщающего описания этого предмета, либо в виде более сложной дидактической игры или упражнения.

  1.  Сравнение предметов

Специальные занятия начинаются со средней группы. В мл. гр. даем только элементы сравнения.

Подбор предметов для сравнения.

  1. Объекты должны обладать достаточным количеством сравниваемых признаков

      (общих и отличительных)

  1. На первом этапе даются 2 знакомых предмета, которые уже рассматривали.

Усложнения:

  • Количество конкретных вопросов постепенно уменьшается и в подг. гр. остается один вопрос: «Чем отличаются, чем похожи эти предметы?»
  • После сравнения делаем обобщение (педагог, затем дети).
  • В подборе предметов: а) 2 знакомых, б) 1 знакомый, 1 незнакомый (ст. гр.), в) оба незнакомые, г) 1 натуральный, 2-й в картинке, д) сравнение группы предметов (зима-лето).

Начинаем сравнение с подробного рассматривания первого предмета; второй рассматриваем в сравнении с ним.

Программное содержание:

  1. Учебная задача.

      -  Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, умозаключение).

      -  Учить видеть признаки различия и сходства при восприятии предмета.

  1. Речевая задача.

      -  Учить подбирать точные слова для характеристики предмета, выделяя его

          особенности.

      -  Активизировать словарь (какие слова).

      -  Формировать связную, объяснительную речь.

  1. Воспитывать наблюдательность, зрительное внимание и т. д.

Структура занятия

  1. Вступительная часть. Это может быть игровая ситуация, сюрпризный момент, загадки, беседа или прямая учебная задача.

  1. Рассматривание и сравнение (с использованием алгоритма).
  • На 1 этапе рассматриваем  первый предмет, затем второй.
  • На втором этапе рассматриваем первый предмет и сравниваем со вторым (незнакомым) по алгоритму (см. выше).
  • Сравниваем в целом (по цвету, форме, величине, назначению).
  • Выделение и сравнение частей и деталей. Сначала различие, затем сходство.

На этих занятиях учим сравнивать предметы по адекватным признакам, поэтому на первых занятиях вопросами направляем восприятие («Одинакового ли цвета?», «Одинаковой ли формы?»).

  • Обобщение:  выделение обобщающих признаков (сначала воспитатель, затем дети).

  1. Закрепление в виде всевозможных дидактических игр (Д/И «Найди пару», «Что изменилось?», «Чего не стало?», различные игры на узнавание предметов в изображениях разной модальности; д/и обговариваются с тифлопедагогами).

  1. Формирование понятий

Существует 3 типа понятий:

1) видовые (например, стол – письменный, журнальный, обеденный и т. д.);

2) родовые (посуда, мебель, транспорт и т. д.);

3) научные (животные покрыты шерстью,  птицы покрыты перьями и т. д.).

Видовые понятия входят в родовые

В мл. гр.               –   видовые понятия

В ср. гр.                –   начинаем формировать родовые.

В ст. и подг. гр.  –    те же (более глубокие), + научные.

     Программное содержание

  1. Умственная задача.

  • Уточнить представления детей о некоторых признаках каждого из наблюдаемых предметов (н-р, транспорт: как узнал автобус, трамвай…).
  • Учить выделять существенные признаки, на основании которых все эти предметы обобщаются в понятие (например,  «овощи» – все то, что растет на грядке).
  • В ст. и подг. гр. может быть: расширять знания детей о новом представителе понятия (н-р, гужевой транспорт).
  • Расширять представления о людях, работающих в этой сфере.
  • Учить делать выводы, умозаключения.

  1. Речевая задача.

  • Активизировать и обогащать словарь за счет слов (указать, какие слова).
  • Учить  детей объяснительной (доказательной)  речи (в ср. гр. побуждаем отвечать на вопрос: «Почему ты так думаешь?»).

  1. Учить правильно  работать с наглядным материалом, уточнять ответы товарищей, развивать любознательность, воспитывать интерес к … и т. д.

Подготовка к занятию.

Это вся предыдущая работа, а также экскурсии, чтение, наблюдения на прогулках, т. е. накопление опыта.

Ход занятия.

1 часть. Уточняем представление об отдельных представителях данного понятия

В мл. и ср. группах используем игровые моменты: «Чудесный мешочек», «посылка», «Угощение для кукол (или сказочных героев)»

В ст. и подг. гр.– можно загадку или учебную задачу

Сначала  сравниваем  предметы между собой по несущественным признакам ( цвет, форма, величина).

Затем выделяем существенные признаки, на основе которых все эти предметы выделяются в понятие. В ср. гр. Воспитатель может подсказать, н-р: «Для чего нужны машины ( чашка, чайник, и т. д.)?»-перевозить людей и грузы

«Так что же такое транспорт?»- И обязательно формулировка! Сначала воспитатель, затем дети повторяют.

После этого идет закрепление понятия в дид/играх («Что лишнее?»),  в самостоятельном применении данного определения к новым представителям этого понятия, н-р: Почему трамвай – транспорт?  - Метро, корабль -это транспорт? Почему? – Телега - это транспорт?

- А санки-?  - А водопровод? Почему? И обращаемся к формулировке, если дети

 затрудняются ответить.

Можно предложить картинки, с изображением техники и транспорта. Дети должны обосновать свой ответ.

Можно спросить, какая посуда, мебель есть дома, о которой не говорили.

Можно оформить выставки, нарисовать рисунки, т.е. творчество воспитателей.

  1. Классификация  (2-3 раза в год)

Программное содержание

  1. Умственная задача.
  • Развивать гибкость мышления на основе действия классификации.
  • Учить детей раскладывать понятия на отдельные группы по заданному признаку (понятия «животные», растения», «транспорт», «посуда») и т. д.
  • Расширять знания и представления детей о данном понятии, дать новые.

  1. Речевая задача.
  • Активизировать словарь, обозначающий группы данного понятия
  • Учить детей объяснительной речи.

3. Воспитывать умение работать в быстром темпе, учить задавать вопросы, уточнять ответы и т. д.

Структура занятий

Эти занятия являются следствием предыдущих.

1-я часть.  

Уточнение представлений детей о всех видах данного понятия

-  Вначале показываем  картинки с изображением отдельных видов понятия в быстром

    темпе.  Назвать предметы, далее обобщение: «как все вместе называется?»

    Можно поставить лишний предмет, назвать его, Объяснить, почему лишний.

-  Затем повторяется определение понятия. Обобщить, почему все это называется

   «транспортом», «посудой» и т.д.

2-я часть.

Классификация. Объединяем предметы в группу по заданному признаку.

Например, предлагаем подумать, на какие две группы можно разделить весь транспорт

-  по назначению? (грузовой, пассажирский);

-  на 3 гр. по месту передвижения?(наземный, водный, воздушный);

-  далее предлагаем подумать, на какие еще группы можно разделить? (по рельсам, по

   дороге; на бензине, с помощью электричества, и т. д.).

   Дети начинают понимать, что один и тот же предмет может быть в разных группах.

3-я часть.

Закрепление. Даем полную характеристику отдельным видам понятия, н-р, автобус - наземный, пассажирский, движущийся на бензине, дорожный вид транспорта.        

И т. д. и т. п.

Усложнение при обследовании предмета.

МЛАДШАЯ  ГРУППА

Учим осязательно-зрительным способом обследовать предмет по плану педагога:

  • рассматривать весь предмет (педагог обводит контур предмета, ребенок выполняет практические обследовательские действия);
  • узнавать и  называть цвет;
  • узнавать и называть форму (предмет должен иметь простую конфигурацию или форму, идентичную эталону);
  • в предметах сложной конфигурации узнавать, показывать и называть основные части предмета. Обязательно подключать ручные обследовательские действия;
  • зрительно соотносить плоскостное изображение с натуральным предметом.

СРЕДНЯЯ   ГРУППА

Продолжаем учить обследовать предмет по плану:

  • целостно воспринимать предмет (педагог обводит контур, ребенок прослеживает зрительно);
  • выделять цвет с уточнением оттенка;
  • узнавать и показывать основные части предмета (3-4 части). При первоначальном знакомстве с предметом части выделяются дополнительными средствами;
  • определять эталонную форму выделенной части (при наличии образца);
  • определять величину каждой выделенной части относительно основной, а к концу года и взаимное расположение частей предмета относительно основной;
  • повторно, практическим способом (рукой) выделять контур предмета (педагог словесно направляет последовательность (план) восприятия;
  • развивать  способность зрительно узнавать ранее обследованный предмет в условиях искажения одного из свойств предмета, изменения пространственного положения в группе предметов, а к концу года – при восприятии его под разным углом зрения (ниже, выше, дальше и т. д.).

 

 

СТАРШАЯ    ГРУППА

 

  • целостно самостоятельно воспринимать предмет или его изображение;
  • определять окраску (одноцветная или разноцветная) с определением нюансов;
  • определять, простой предмет по форме или сложный;
  • определять величину  относительно окружающих предметов;
  • выделять части и определять их пространственное отношение; детальное рассматривание каждой части (определение ее формы, окраски, величины),
  • повторное  целостное рассматривание объекта;
  • продолжать развивать способность узнавать предмет в изображениях разной модальности;
  • учить составлять описательные загадки о воспринимаемом предмете.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для логопедов и родителей "Семейное воспитание детей с нарушениями речи"

В данной презентации рассмотрены все аспекты нарушений речи у детей, предложены формы взаимодействия с родителями, даны рекомендации для педагогов, и родителей, имеющих детей с различной речевой патол...

Консультация для родителей на тему: "Причины возникновения речевых нарушений у детей"

Речевые нарушения. Откуда они берутся? Почему возникают? Меры профилактики появления речевых нарушений. Очень многих родителей интересуют эти вопросы. В данной статье для родителей в доступной форме р...

Консультация для воспитателей: «Развитие памяти у детей с нарушением зрения посредством дидактических игр и упражнений»

В консультации описано с помощью каких дидактических игр и упражнений воспрители могут развивать процессы памяти у дошкольников с нарушением зрения....

Особенности ознакомления с окружающей действительностью детей с нарушением интеллекта

Психология умственно отсталых детей находится на стыке многих наук и в значительной мере зависит от степени разработанности теоретических проблем философии, детской неврологии и психиатрии, физиологии...