Как помочь ребенку с нарушением внимания.
учебно-методический материал на тему

Землянко Наталья Викторовна

Дети с нарушением внимания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как помочь детям с трудностями освоения письма

(рекомендации родителям)

        Чаще всего трудность освоения письма связана с недостатками фонетико-фонематического восприятия, которые очень осложняют и замедляют процесс звуко-буквенного анализа, а отсюда – и процесс формирования навыка письма. Эти нарушения не имеют ярко выраженных специфических проявлений на начальном этапе. В то же время отсутствие своевременной помощи приводит к непроходящим трудностям освоения навыка письма. И потому занятия по коррекции этих трудностей – необходимое условие успешного формирования навыка письма.

 Вам предлагается комплекс занятий и ряд рекомендаций, которые помогут справиться с нарушениями фонетико-фонематического восприятия. Но, начиная самостоятельные занятия с ребёнком, необходимо помнить:

  • Работа потребует от вас напряжения и выдержки, т.к. положительные результаты появятся не сразу, и радость небольших успехов будет чередоваться с новыми огорчениями. Даже то, что получалось уже хорошо, вдруг может серьёзно осложниться.
  • Неожиданное ухудшение может быть для вас своеобразным сигналом ухудшения состояния ребёнка. Это может быть преддверием болезни, показателем сильного утомления, результатом стресса и значительного эмоционального напряжения.
  • Занятия должны быть систематическими, лучше ежедневными, но их продолжительность не должна превышать 15 – 20 минут.
  • Во время занятий сохраняйте ровный и спокойный тон.
  • Не забывайте похвалить ребёнка если не за успех, то хотя бы за старание.
  • Успокойте и подбодрите в случае неудачи; важно, чтобы ребёнок был уверен в вашей поддержке.
  • Никогда не занимайтесь с ребёнком, если он устал или плохо себя чувствует.
  • Будьте внимательны не только к его поведению, но и к его жалобам.

Занятия лучше начинать с повторения отдельных букв алфавита, закрепляя те буквы, которые ребёнок помнит нетвёрдо. Вы называете звук – ребёнок пишет букву.

Шаг первый. В первую очередь ребёнка нужно научить слышать и выделять отдельный звук из ряда гласных (а, о, у, ы, и, э). Ребёнку называется ряд гласных, а  он должен хлопнуть в ладоши или показать карточку с букой, когда услышит нужный звук. Помните, что на первых порах звуки должны быть в ударной позиции (доом, раак). Если ребёнку не удаётся выполнить задание, то надо ему подсказать. Повторите задания несколько раз. Постепенно в процессе упражнений он научится различать гласные.

Шаг второй. Дальше переходите к различению и выделению согласных звуков. Ребёнок должен научиться различать согласные звуки в словах, должен узнавать слова, начинающиеся на определённый звук. Например, из слов мышка, кошка, ложка, чашка, мука, рука, мост, мак, маяк, кот, мыло ребёнок должен выделить те, которые начинаются со звука [м] и т.д. Но помните: произносить слова нужно чётко, не торопясь. Можно использовать предметные картинки (или рисунки).  Если ребёнок справляется с данными заданиями, переходите к следующему этапу – выделению звуков из слов.

Предложите узнать, какой первый звук в словах: Оля, Алик, Аня, Уля …

Затем – выделить гласный звук в середине слова: сок, суп, мак, дым, лак…(звук должен находиться в ударной позиции).  После этого можно переходить  к выделению гласного звука, который находится в конце слова.

Помните: нельзя приступать к следующему занятию, если ребёнок не усвоил предыдущее.

   Шаг третий. Дети, имеющие несформированность фонетико-фонематического восприятия (фонематического слуха), часто пропускают гласные звуки. Для исправления  можно использовать деление слов на слоги. Ребёнок должен понять и запомнить, что без гласного нет слога. Выучите правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.

   1) Дальше анализируйте слова различной слоговой структуры (один, два, три… слога)

   2) Пусть ребёнок запишет слова, дописав в каждом слове слог:

Шко –                                              пар –

руч –                                                дос –

кни –                                                пап –

  3) пусть он назовёт слова из 1,2, 3 … слогов и составит их из букв разрезной азбуки.

  4) составить имена из слогов верхней и нижней строчек:

    Фе, Лё, Та, То, Во, Ве

    дя, ва, ля, ня, ма, ва, ра

  5) составить слова из «разбежавшихся» букв.

Шаг четвёртый.     Дети со сниженным фонематическим восприятием очень часто путают звонкие и глухие согласные, на письме звонкие согласные заменяют глухими: гол – кол, булка – пулка, заяц – саяц … для того, чтобы исправить данный дефект, надо прежде всего научить сравнивать оппозиционные звуки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ребенок с нарушением внимания

Все больше детей, обладающих гиперактивностью, садятся за парты.  Автор в данной статье дает рекомендации родителям и учителям, работающим с детьми, имеющими нарушение внимания....

Памятка-рекомендация учителя-дефектолога для учителей начальных классов "Как помочь ребенку с нарушениями зрения в школе?"

В памятке-рекомендации даны краткие, четкие рекомендации учителям начальных классов по созданию благоприятных условий в классе для детей с нарушенным зрением....

Как помочь ребенку с нарушениями в общении

Небольшие советы в разных ситуациях....

«Как помочь ребенку с нарушением внимания»

Советы родителям по развитию внимания ребенка....

Как помочь ребенку с нарушениями в общении

Рекомендации для родителей...