Педагогический проект на тему: « Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста».
учебно-методический материал на тему

Свергунова Светлана Теймуразовна

 В  сентябре 2016 года  в соответствии с годовым планом работы учителя-логопеда  проведена диагностика  речевого развития детей подготовительной к школе   группы МБОУ «ЦО № 34»  отделения «Крепыш», в ходе которой  выявлено, что все дошкольники посещающие данную группу имеют те или иные отклонения в речевом развитии.  Проанализировав результаты мониторинга (сентябрь, 2016г.), пришла к выводу, что у детей   в большей или меньшей степени имеются нарушения в лексико-грамматическом строе, словарный запас находится на бытовом уровне, недостаточно развита связная речь, звукопроизношение, имеются отклонения в состоянии общей, тонкой и артикуляционной моторики.

 Так как в дошкольном учреждении не имеются специализированные  группы для детей с нарушением речи, возникла необходимость   использования на индивидуальных и подгрупповых занятиях с дошкольниками нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в течение учебного 2016-2017 года.       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uchitelya-logopeda.docx30.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования № 34

имени Героя Советского Союза Николая Дмитриевича Захарова»

Педагогический проект на тему:

« Использование здоровьесберегающих  технологий  в логопедической работе с детьми  дошкольного возраста».

Подготовила:

Учитель-логопед МБОУ «ЦО № 34»

Свергунова Светлана Теймуразовна

Тула 2017 г.

Актуальность проекта.

          В  сентябре 2016 года  в соответствии с годовым планом работы учителя-логопеда  проведена диагностика  речевого развития детей подготовительной к школе   группы МБОУ «ЦО № 34»  отделения «Крепыш», в ходе которой  выявлено, что все дошкольники посещающие данную группу имеют те или иные отклонения в речевом развитии.  Проанализировав результаты мониторинга (сентябрь, 2016г.), пришла к выводу, что у детей   в большей или меньшей степени имеются нарушения в лексико-грамматическом строе, словарный запас находится на бытовом уровне, недостаточно развита связная речь, звукопроизношение, имеются отклонения в состоянии общей, тонкой и артикуляционной моторики.

 Так как в дошкольном учреждении не имеются специализированные  группы для детей с нарушением речи, возникла необходимость   использования на индивидуальных и подгрупповых занятиях с дошкольниками нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в течение учебного 2016-2017 года.          

Цель проекта: разработать и проводить логопедические занятия (индивидуальные и подгрупповые), включая в их планирование здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие каждому ребенку укрепление  психического и физического развития, формирования привычки к здоровому образу жизни.                                           

Задачи проекта:

  1. Изучить уровень речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся  в логопедической поддержке.
  2.  Определить основные направления и содержания работы с каждым из дошкольников.
  3. Развивать с помощью здоровьесберегающих технологий лексико-грамматический строй речи, связную речь, повысить уровень развития словарного запаса, улучшить звукопроизношение, развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику.
  4. Повысить с помощью здоровьесберегающих технологий адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
  5. Создать предметно-развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности.
  6. Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, самому себе, его оценку действительности, взглядов, вкусов, идеалов.

Новизна проекта:

1. Использование  здоровьесберегающих технологий в игровой форме на традиционных логопедических   занятиях.                                                               2. Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни  на логопедических  занятиях.

3. Новые формы взаимодействия  с семьей и приобщение детей к здоровому образу жизни.

4. Активное сотрудничество учителя-логопеда с воспитателями, медицинским работником ДОУ.

Тип проекта:

  • Практико-ориентированный.

Участники проекта: учитель-логопед, воспитатели группы, дети  старшего дошкольного  возраста и их родители.

Длительность: долгосрочный (2016-2017 учебный год).

Для решения поставленных задач необходимо использовать комплекс взаимодополняющих методов:

- теоретических (анализ педагогической, психологической, методической литературы, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, программ и технологий развития речи  детей дошкольного возраста);

- практических (анкетирование, наблюдение, тестирование, дидактические и подвижные  игры и упражнения, методы моделирования).

- наглядных  (наблюдения, рассматривание рисунков, картин, макетов, просмотр видеозаписей, прослушивание аудиозаписей).

- словесных (рассказы, беседы, чтение художественной литературы).

  1. Ресурсы проекта:
  • Материально – технические:

 Дидактические игры, сюжетные картинки, фотоаппарат, магнитофон, музыкальные произведения.  Практическая помощь родителей в создании развивающей среды.

  • Учебно-методические:
  1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н.Е.  Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 2015г.
  2.  Галанов А. С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников. СПб, 2007;
  3. Ковалько  В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников. М., 2005;
  4. Куликовская Т. А, Массаж лицевых мышц. М., 2004;
  5. Ткаченко Т. А.Физкультминутка для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи. М., 2001;
  6.  Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей с ФФН;
  7. Малюкова  И.  Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму. Дошкольное воспитание, 2008, №2
  8. Жукова О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно. Дошкольное воспитание, 2006, №11;
  9.  Перчаткина Е. Сотрудничество логопеда и родителей. Дошкольное воспитание, 1998, №11;
  10. Любина Г.  Детская речь: «нормы» и диагностика речевого развития.Ребенок в детском саду, 2004, №3;
  11. Яблинская Т. Сенсорно-моторная зона в логопедическом кабинете.  Ребенок  в детском саду, 2008, №6;
  12.  Манапова Е. Логопедическое занятие.   Ребенок в детском саду, 2009, №3;
  13.  Пивнюк Е., Бердникова Е. Занятие по логоритмике. Ребенок в детском саду, 2004, №2
  14.  Борисова Л. Е.  Здоровый ребенок – хороший ученик. Начальная школа, 2009 №10;
  15.   Михайдарова Д. М. Коррекционная работа по развитию мелкой моторики. Дошкольное воспитание, 1998, №11;
  16.  Щелчкова Л. А.  Наша программа «Здоровье»Начальная школа, 1996, №2;
  17.  Елизарова Л. Н., Чирихин С. Н.  Оздоровительная работа в начальной школе.Начальная школа, 2000, №9;
  18.  Астапова Т. В. Дифференциация звуков (с), (з). Логопед, 2007, №5;
  19.  Соловьева  Н. В. Новые варианты традиционной методики. Логопед, 2008, №8.

Наглядно-дидактические пособия:        

- Дидактический материал для самомассажа:  Су Джок, массажные шарики, мячики, массажные перчатки, массажные валики.

- Дидактический материал для развития мелкой моторики: марблс, массажеры, прищепки,  «Космический песок», «Ниткография».

- Игры на развитие целенаправленной воздушной струи «Дуйбол», «Футбол», «Волшебный ветерок», вертушки, трубочки, бутылочки для упражнения «Снегопад».

- Набор массажных  логопедических зондов (автор Новикова Е.В.)

Формы работы над проектом:

- проведение индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий.

Продукты проекта:

для детей: 

-   развитие  лексико-грамматического строя  речи, улучшение связной речи, повышение  уровня развития словарного запаса, исправление звукопроизношения, развитие артикуляционной, мелкой  и общей  моторики.  

 - формирование  положительного отношение к окружающему миру,  к своей семье, самому себе.

для педагогов:

- консультация для педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста».

- презентация данного проекта  на педагогическом совете, пополнение предметно – развивающей среды групп.

для родителей:

- проведение обучающего семинара-практикума: «Правила выполнения артикуляционной  гимнастики».  

- использование  наглядных  папок - передвижек по темам:

  1. Почему ребенок говорит неправильно?
  2. Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения?
  3. Развитие связной речи детей в семье.
  4.  Играем пальчиками и развиваем речь.
  5. Речевая подготовка детей к школе  в семье.

-  привлечение родителей к формированию мотивационного отношения ребенка к обучению у логопеда;

- индивидуальные консультации родителей в течение года.

- проведение родительского собрания по итогам учебного года и показ открытого занятия на тему: «Я красиво говорю».

 Этапы реализации:

  1. Накопительный (информационно – подготовительный)

Учитель-логопед

С детьми

С родителями

1.Изучение литературы по данной теме.   2.Накопление методического материала. 3. Знакомство с новыми здоровьесберегающими технологиями , оценка возможности их применения на логопедических занятиях. 4.Определение задач и реализации проекта на учебный год.               5.Анализ запросов со стороны педагогов и родителей, постановка проблемы. 6.Формулирование темы проекта, его целей, задач.

 

1.  Подбор диагностического материала.

2. Логопедическая диагностика детей .

3. Выявление  общего уровня детей, имеющих проблемы речевого развития.

4. Составление индивидуального плана работы на каждого ребенка.  

 

1. Беседы с родителями  детей.  Имеющих нарушения в речевом развитии.
2. Оформление  домашних тетрадей и разработка рекомендаций для занятий с детьми в домашних условиях .

 3. Привлечение родителей к изготовлению пособий и дидактических игр с применением здоровьесберегающих технологий.

 

  1. Практический (организационный, реализация проекта)

Учитель-логопед

С детьми

С родителями

1.Логопедические занятия с использованием здоровьесберегающих технологий.

2.Развлечения и досуги с использованием здоровьесберегающих технологий для детей и их родителей.

Здоровьесберегающие компоненты:

- Дыхательная гимнастика;

- Развитие целенаправленной воздушной струи;

- Комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения;

- Развитие мелкой и общей моторики;

- Су Джок терапия;

- Комплексы упражнений на релаксацию;

- Артикуляционные упражнения;

- Дыхательная гимнастика;

- Игровой массаж, самомассаж, зондовый массаж.

 Дыхательная гимнастика.

Комплекс упражнений по методике Стрельниковой.

Развитие целенаправленной воздушной струи.

Упражнения : «Футбол», «Снегопад», «Бабочка», «Задуй свечу», «Волшебный ветерок», «Вертушки», «Дуйбол»  и т.д.

Комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения.

Адаптированные упражнения на основе разработок НИИ глазных болезней им. Гельмгольца.

Развитие общей моторики.

Физкультурные минутки.

Су Джок терапия.

Стимуляция высокоактивных точек, индивидуально с каждым ребенком. Массажные шарики.

Развитие мелкой моторики.

Проговаривание стихотворений с одновременным движением пальцев рук, графические диктанты, шаблоны, штриховки, «Сухой бассейн», «Ниткография», «Космический  песок», марблс, прищепки.

Комплексы упражнений на релаксацию.

«Кулачки», «Олени», «Штанга», «Порхание бабочек» и т.д.

Динамические паузы.

Комплексы упражнений в течение дня.

Артикуляционные упражнения.

Комплексы упражнений индивидуально с каждым ребенком перед зеркалом.

Игровой массаж, самомассаж, зондовый массаж.

С применением зубной щетки, точечный самомассаж, с применением зондов Новиковой Е.В., массажные перчатки, массажные валики.

1.Консультации, дни открытых дверей.

2.Оформление родительских уголков, папок – передвижек.

 3.Рекомендации родителям по закреплению правильного звукопроизношения дома.

 4. Проведение обучающего семинара-практикума: «Правила выполнения артикуляционной  гимнастики».  

5. Проведение родительского собрания на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дома».

Основная форма логопедической деятельности в ДОУ – это логопедические занятия,  в ходе которых проводится коррекционно-воспитательная работа с дошкольниками, имеющими нарушения речи.

 В процессе обучения учителем-логопедом  проводятся два типа занятий:

Индивидуальные. Использование комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи. Постановка, автоматизация и дифференциация звуков.

Подгрупповые. Основная цель -  первоначальное закрепление поставленных логопедом звуков в различных фонетических условиях. Организуются они для  детей, имеющих однотипные нарушения звуковой стороны речи. Развитие лексико-грамматических категорий, связной речи, пополнение словарного запаса.

Заключительный этап:

Учитель-логопед

С детьми

С родителями

1. Подведение итогов проекта.                                    2.  Фотоотчет.                        3. Выступление на совете педагогов по теме «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста».                                  4. Создание методических рекомендаций и пособий по данной теме.

1.Итоговое логопедическое обследование детей дошкольного возраста, выявление динамики в речевом развитии.

 1. Ознакомление родителей с результатами логопедической диагностики.  

 2. Проведение родительского собрания по итогам учебного года и показ открытого занятия на тему: «Я красиво говорю».

 

Перспектива развития проекта:

- продолжить работу по данной теме с детьми  в 2017-2018 учебном году;

- продолжать пополнять логопедический кабинет методическим материалом и дидактическими играми с использованием здоровьесберегающих и нетрадиционных технологий;

- создать видеофрагменты  использованием здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях, для показа воспитателям, родителям и студентам, проходящим педагогическую практику в ДОУ.

Связь со специалистами:

- старший воспитатель – проводит консультации для воспитателей ДОУ, обеспечивает воспитателей материально-техническим и учебно-методическими ресурсами;

- воспитатели – используют здоровьесберегающие технологии в работе с детьми имеющими нарушения речи в свободное от занятий время.

Результативность  работы:

         В конце 2016-2017 учебного года был проведен мониторинг. Главной целью мониторинга являлось определение динамики речевого развития воспитанников, выявление проблем и улучшение состояния коррекционной работы. Объектом мониторинга являлись дошкольники участвующие в данном проекте. 

Задачей мониторинга было:

- определения качества логопедического воздействия с применением здоровьесберегающих технологий.

 По результатам обследования можно сделать следующий вывод:

 У детей дошкольного возраста значительно улучшилось состояние лексико-грамматического строя речи, звукопроизношение, достаточно развилась мелкая, общая и артикуляционная моторика, фонематические процессы, связная речь.

Такие показатели коррекционно-логопедической работы подтверждают эффективность использования учителем-логопедом здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: «Использование деятельностного подхода на уроках природоведения – путь повышения познавательного интереса учащихся основной школы»

Проект направлен на внедрение деятельностного подхода на уроках природоведения в целях развития познавательного интереса учащихся. В ходе работы над проектом изучаются теоретические аспекты деятельнос...

Проект педагогического совета на тему "Использование современных образовательных технологий – залог успешного обучения"

Данный проект предлагает план проведения педагогического совета по теме "Использование современных образовательных технологий – залог успешного обучения". Разработан творческой группой....

педагогический проект на тему: "Использование ИКТ на уроках математики"

Опыт работы учителя математики по использованию ИКТ- технологий на уроках...

Проект педагогического эксперимента по теме: "Использование игровых технологий на уроках физической культуры для повышения уровня физической подготовленности школьников".

Цель проекта : экспериментально доказать необходимость применения игровых технологий, как средства развития уровня физической подготовленности школьников на уроках физической культуры....

Педагогический проект на тему «Использование некоторых элементов дифференцированного подхода в формировании положительной мотивации к изучению математики»

Цель  проекта:сформировать   положительную мотивацию  к   изучению   математики  с помощью дифференцированного подхода в обучении математики. Для достижения цели про...

Опыт работы. Практика организации цифровой педагогической интернатуры на тему: «Взаимодействие специалистов и воспитателей группы раннего возраста в период адаптации детей в рамках детско-родительского клуба «Гармония»

Опыт работы. Практика организации цифровой педагогической интернатуры на тему: «Взаимодействие специалистов и воспитателей группы раннего возраста в период адаптации детей в рамках детско-родите...

Педагогический проект на тему «Использование некоторых элементов дифференцированного подхода в формировании положительной мотивации к изучению математики»

Я занимаюсь педагогической деятельностью около 14 лет. Последние 12 лет занимаюсь обучением в МОБУ «Центр образования», в который приходят обучающиеся, которым по тем или иным причинам не ...