Выступление на конференции для логопедов по презентации речевого проекта "Пасха"
проект на тему

Прокофьева Елена Витальевна

Развитие коммуникативных и речевых навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pasha.odt53.96 КБ
Файл prilozhenie_1-3.docx29.13 КБ
Файл prilozhenie_4.docx346.2 КБ
Файл prilozhenie_5.docx305.47 КБ
Файл prilozhenie_6-7.docx2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Проект по развитию речи обучающихся 1 класса

с интеллектуальной недостаточностью

 (умственной отсталостью)

через проведение тематической недели

«Светлый праздник Пасхи»

Целевая аудитория:

обучающиеся 1 класса

Руководители проекта:

Прокофьева Е.В.

Отрадный

2017

ВВЕДЕНИЕ

Из всех знаний и умений самым важным,

самым необходимым для жизненной

деятельности является умение ясно,

понятно, красиво говорить на своем языке.


        Развитие речи — одна из центральных задач всей системы коррекционной работы в школе. Помимо характерных нарушений в произношении, лексике, грамматике, дети с нарушением интеллекта имеют барьеры в процессе общения, т. к. они испытывают затруднения при подборе слов, построении предложений для диалога, не умеют пользоваться выразительными средствами речи, что в целом и характеризует специфику интеллектуального нарушения. Именно поэтому формирование устной речи как средства коммуникации выступает в качестве ведущей задачи коррекционного обучения.

        Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи у детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) способствует развитию их мыслительной деятельности, усвоению специальной программы, помогает более полной их социализации. Работа по коррекции устной речи может быть осуществлена только на основе учета конкретных особенностей речевого недоразвития учащихся.

        У детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) нарушена и диалогическая, и монологическая речь. При этом оказываются недостаточно развитыми и экспрессивная и импрессивная формы. Дети с трудом вступают в разговор со взрослыми, не всегда адекватно реагируют на обращенные к ним реплики, затрудняются в переключении с позиции слушающего на позицию говорящего, и наоборот: не выражают заинтересованности в получении информации.

        Нарушения монологической речи проявляются еще более резко. Здесь отмечаются: искажение логики и последовательности высказывания, его фрагментарность, соскальзывание с темы, ведущее к образованию побочных ассоциаций, быстрая истощаемость внутренних побуждений к речи, бедность и шаблонность лексического и грамматического строя, наличие черт, присущих ситуативной речи (большое количество местоимений, перескакивание с одного события на другое).

        Устная речь ребенка малоразвернута, фрагментарна. В рассказе нарушена логическая последовательность, связь между отдельными его частями. Связные тексты часто состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого, и характеризуются краткостью и сжатостью изложения. Одной из причин задержки формирования устной речи является то, что их речевая активность очень слаба и довольно быстро истощается. В процессе монологической речи отсутствует стимуляция извне, конкретизация и развитие рассказа осуществляется самим ребенком.

        Характеризуя состояние связной речи детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) необходимо сразу же отметить, что эти дети без специального обучения не в состоянии овладеть навыками связанного высказывания.

        Исходя из этого, нами разработан проект по развитию связной речи обучающихся с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью).

Цель проекта: Развитие коммуникативных и речевых навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью), в процессе приобщения их к православной культуре.

Задачи:

1. Формировать коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения.

2. Расширять представления об окружающей действительности и развитие на этой основе лексической, грамматико-синтаксической сторон речи и связной речи;

4. Формировать практические умения самовыражения средствами рисования.

5. Учить работать с разными видами материалов (бумагой, тканями, пластилином, природным материалом и т.д.), выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств;

6. Развивать умение слушать музыку, выполнять под музыку различные движения, в том числе и танцевальные, с речевым сопровождением или пением.

7. Формировать и развивать различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности.

1. Паспорт проекта.

Название проекта

«Светлый праздник Пасхи»

Руководитель проекта

Учитель - Логопед

Консультанты проекта

Учитель музыки

Учитель физической культуры

Родители

Состав и возраст участников

Ученики 1 класса

Срок реализации проекта

3 недели (2-4 недели апреля)

Направления, в рамках которой проводится проект.

Данный проект проводится в рамках:

- работы по развитию связной речи

- нравственного и духовного воспитания

Этапы

 Предварительный: включает организационно-аналитическую и информационно-подготовительную части и длится 1 неделю

Основной (творческий) этап: длится 1неделю.

 Итоговый этап: длится 1 неделю.

Характеристика деятельности участников в рамках проекта.

Ученики:

Участие в занятиях, совместной проектной деятельности, конкурсах, развлечениях, спектакле.

Учитель-логопед: организация и проведение фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятий, конкурсов, развлечений; подготовка методических материалов и организация развивающей среды; планирование и координация деятельности всех участников проекта;

Учитель музыки:

Проведение тематических музыкальных занятий, индивидуальных занятий;

Учитель физической культуры:

 Проведение спортивного развлечения.

Родители: оформление класса, актового зала; заполнение анкеты, участие в выставках, помощь в создание атрибутов и оборудования, посещение открытого занятия.

Рабочее планирование

Уроки учителя начальных классов:

- ознакомление с окружающим миром - 4 занятия

- чтение художественной литературы - 2 занятие

- рисование - 2 занятия

- лепка - 1 занятие

- конструирование - 1занятие

Уроки  учителя-логопеда:

- фронтальное интегрированное занятие (развлечение) - 1

- театрализованная игра - 1

- подгрупповые занятия - 4

- логоритмическое занятие-1

- индивидуальные занятия - ежедневно

Уроки  учителя физической культуры:

- спортивное развлечение - 1

Уроки учителя музыки:

- Фронтальное занятие - 1

- Индивидуальные занятия - 6

Необходимое оборудование

Предметные и сюжетные картинки по теме проекта.

Репродукции картин оформленные в презентации «Пасха в картинах русских и советских художников»

Крашенки и писанки.

Ветки вербы.

Колокольчики.

Аудиозаписи «Благовест», «Песнопения хора Сретинского мужского монастыря»

Костюмы героев сказки «Курочка ряба»

Макет печки.

Катальная горка.

Листы с заданиями («Найди различия», «Найди похожие яички», «Где спрятаны яички», «Нарисуй вторую часть яичка», «продолжи узор на яичке», «Лабиринт», «Кроссворд»)

Компьютер, проектор, программное обеспечение.

Презентация итогов проекта

Спектакль, открытое занятие, организация выставок, конкурс.

Предполагаемые итоговые продукты.

Рисунки и поделки детей и родителей

Работы детей (задания по развитию внимания, мышления, графических навыков)

Поздравительные пасхальные открытки.

Презентации:

«Как мы Пасху праздновали»

«Пасха в картинах русских и советских художников»

Фотоальбом

Мониторинг развития компонентов речи у детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) в ходе реализации речевого проекта «Светлый праздник Пасхи»

Картотека стихов о Пасхе.

Картотека традиционных пасхальных игр.

Картотека заданий на развитие интеллектуальных процессов по тематике проекта.

Анкета для родителей.

2. Ход проекта.

Этапы работы над проектом

Продолжи-

тельность

Место работы детей

Содержание работы детей

Выход этапа

Организационно-подготовительный этап

(первая неделя апреля)

1 неделя

Класс

Участие в занятии «Что такое Пасха?»

Сформированы знания об истории и традициях празднования Пасхи.

Класс

Ознакомление с экспозицией выставки «Старинная пасхальная открытка»

Сформировано представление об оформлении тематических поздравительных открыток.

Класс

Участие в занятии «Веточка вербы в вазе. Украшение пасхального стола»

Выставка детских работ из пластилина.

Класс

Слушание и обсуждение стихов о Пасхе; заучивание.

Знание стихотворения Е.Горчаковой «Светлая пасха».

Логопедический кабинет

Участие в логопедическом занятии «Составление описательного рассказа по картине «Готовимся к Пасхе»

Закрепление лексико-грамматических, фонетических, коммуникативных умений на речевом материале темы проекта.

Актовый зал.

Логопедический кабинет.

Участие в логоритмическом занятии «Весна пришла, Пасху привела»

Знание текста песни, развит музыкальный ритм, знание игры «Веснянка».

Логопедический кабинет.

Участие в занятие «Автоматизация (уточнение) произношения звука [Ч] в чистоговорках»

Автоматизировано произношение звука [Ч] в чистоговорке «Калачи»

Кабинет музыки

Участие в музыкальном занятии «Повсюду благовест гудит»

Знание произведений классической и духовной музыки, посвященной тематике.

Разучена песня, музыкально-ритмическая композиция.

Спортивный зал

Знакомство с командными и подвижными играми

Сформирован навык организации и участия в подвижных играх, разучены тексты к играм.

Основной (творческий) этап

(вторая неделя апреля)

1 неделя

Класс

Заучивание стихотворения Майкова «Повсюду благовест гудит»

Знание стихотворения.

Класс

Участие в комплексном занятии «Мы готовим куличи»

Расширение знаний о традиционных пасхальных блюдах.

Фольклорный уголок «Горница»

Участие в сюжетно-ролевой игре «Убираем горницу к празднику Пасхи»

Расширение знаний о празднование Пасхи. Оформление развивающей среды.

Логопедический кабинет

Участие в логопедическом занятии «Угощение на Пасху»

Закреплены навыки составления сравнительных описательных рассказов, умения играть в игры с буквами и словами.

Спортивный зал

Участие в спортивном развлечение «Весна красна»

Знание традиционных народных пасхальных игр и развлечений.

Класс (выставка в фойе школы)

Участие в занятии по изодеятельности «Пасхальные яички».

Выставка работ участников проекта «Пасхальные яички»

Класс (выставка в фойе школы)

Участие в занятии по изодеятельности «Пасхальные открытки».

Портфолио открыток участников проекта

Логопедический кабинет.

Класс.

Оформление поздравительных текстов открыток.

Формирование навыка печатания (написания) слов под диктовку и по образцу.

Класс (выставка в фойе школы)

Участие в занятии по конструированию «Хороши куличи из нашей печи»

Формирование умения выполнения однотипных объектов из различных материалов (песок, глина, пластилин).

Логопедический кабинет

Участие в занятии- соревновании «Пасха для умных и находчивых»

Портфолио работ по развитие интеллектуальных процессов (восприятие, внимание, мышление, графические умения)

Заключительный этап

(третья неделя апреля)

1 неделя

Спортивный зал

Участие в развлечении «Пасхальные развлечения наших прадедов»

Знание русских народных подвижных и хороводных игр по теме проекта.

Класс (выставка в рекреации школы)

Занятие по изобразительному искусству (с использованием различных техник рисования и аппликации) «Мы рисуем Пасху».

Оформление выставки работ участников проекта «Мы рисуем Пасху»

Дом (выставка в фойе школы)

Участие в изготовление совместных

творческих работ родителей и детей «Пасхальный сувенир»

Выставка совместных творческих работ родителей и детей «Пасхальный сувенир»

Кабинет музыки

Участие в интегрированном занятии- развлечении «Светлый праздник Пасхи»

Реализация знаний, умений, навыков, полученных детьми, в результате участия в проекте.

Музыкальный зал

Участие в театрализации пасхальной сказки «Курочка Ряба»

Реализация речевых и коммуникативных умений.

3. Содержание проекта.

Период

Вид деятельности/ Вид занятия

Тема занятия

Цели и задачи

Содержание

Первая неделя апреля

Совместная образовательная деятельность учителя и детей.

Ознакомление с окружающим миром.

«Что такое Пасха?»

Формирование начальных представлений о празднике Пасхи.

Беседа об истоках и традициях празднования православной Пасхи, вербного Воскресенья.

Рассматривание репродукций картин русских и советских художников, посвященных празднованию Пасхи и Вербного Воскресенья.

Совместная образовательная деятельность учителя-логопеда и детей.

Логопедическое занятие.

«Составление описательного рассказа по картине «Готовимся к Пасхе»

Формирование умения составления описательного рассказа по сюжетной картине.

Вводная беседа о традициях подготовки к празднику; чтение и обсуждение стихотворения Л.Громовой «Ожидание праздника»; рассматривание сюжетной картины «Готовимся к Пасхе», беседа по содержанию картины; составление описательного рассказа по картине.

Совместная образовательная деятельность учителя и детей. Лепка. Урок труда.

«Веточка вербы в вазе. Украшение  пасхального стола»

Закрепление навыка создавать композицию; лепить полую форму, закрепление различных приемов лепки.

Рассматривание репродукций

В.Калинина «Вербное Воскресенье», С.Милорадович «Приготовление к Пасхе», А.Маковского «Пасхальный стол»

Выбор сюжета и обсуждение композиции и приемов лепки.

Организация выставки детских работ.

Совместная образовательная деятельность учителя и детей. Урок развитие речи.

«Стихи русских поэтов о праздновании Пасхи»

Ознакомление с поэтическими произведениями о празднике Пасхи.

Просмотр презентации «Пасха в картинах русских и советских художников».Чтение, обсуждение стихотворения Е.Горчаковой «Светлая пасха».

Совместная образовательная деятельность учителя-логопеда и детей. Индивидуальные занятия.

«Автоматизация (уточнение) произношения звука [Ч] в чистоговорках»

Автоматизация произношения аффрикат; разучивание речевого материала для драматизации сказки «Курочка ряба»

Работа по звуковой культуре речи при заучивание чистоговорки; заучивание текста сказки по ролям; работа над речевым дыханием, просодическими умениями и эмоциональной выразительностью речи.

Совместная образовательная деятельность учителя-логопеда и детей.

Логопедическое занятие.

Логоритмическое занятие «Весна пришла, Пасху привела»

Продолжать знакомить детей с произведениями русских поэтов и писателей о Светлой Пасхе. Работать над ритмической организацией речи и просодическими умениями.

Разучивание текста песни на слова А.Блока «Мальчики и девочки»; прослушание музыкального сопровождения, игра на колокольчиках; разучивание игры на координацию речи и движения «Веснянка»;

Совместная образовательная деятельность учителя физической культуры и детей. Урок физкультуры.

«Командные и подвижные игры»

Познакомить детей с традиционными пасхальными подвижными играми.

Закрепление народной игры на координацию речи и движения «Веснянка»

Совместная образовательная деятельность учителя музыки и детей. Урок музыки.

«Вербное Воскресенье»

Познакомить детей с произведениями классической музыки; развивать вокальные умения, ритмические движения.

Слушание: песнопения Свято – Троицкой Лавры, пьесы П. И. Чайковского «В церкви».

Пение: «Мальчики и девочки»

Разучивание музыкально-ритмической композиции «Танец с веточками вербы»

Аналитико-консультационная работа с родителями.

Анкетирование;

Индивидуальные и подгрупповые консультации;

Размещение информации в на стенде для родителей.

Выяснить отношение родителей к процессу ознакомления обучающихся с традициями православной культуры.

«Детская литература посвященная празднику Светлой Пасхи»

«Атрибуты празднования Светлой Пасхи»

«Подготовка костюмов для драматизации сказки «Курочка Ряба»

«Развитие речевых умений детей с использованием стихов, чистоговорок, речевых игр о весне и о Пасхе»

«Праздник добра и света»

Период

Вид деятельности

Тема занятия

Цели и задачи

Содержание

Вторая неделя апреля

Совместная образовательная деятельность учителя и детей.

Ознакомление с окружающим миром.

«Мы готовим куличи»

Продолжать формировать представления о традициях празднования Пасхи.

Рассматривание репродукций картин

С.Жуковского «Праздник весны», И.Воробьевой «Пасха»

Чтение стихотворения «Ожидание праздника» Л.Громова.

Беседа «Как готовятся куличи»

Закрепление чистоговорки «Наша печка горяча»

Совместная образовательная деятельность учителя-логопеда и детей.

Логопедическое занятие.

«Угощение на Пасху»

Закрепление навыка составления сравнительных описательных рассказов по картинам; составления сложносочиненных предложений; развитие звуковой культуры речи; закрепление навыка игр со звуками и словами.

Рассматривание репродукций картин

А.Маковского «Пасхальный стол», Водолазкина «Светлый праздник Пасхи»; составление сравнительного рассказа по картинам. Закрепление чистоговорки. Игра- викторина «Что нам нужно для приготовления кулича?» (разгадывание загадок, ребусов).

Совместная образовательная деятельность учителя и детей.

Урок труда.

«Хороши куличи из нашей печи»

Совершенствовать умение сооружать объекты с использованием различных техник, материалов.

Рассматривание репродукций картин с изображением пасхального стола, куличей (форма, размер, украшение). Обсуждение приемов и этапов работы. Самостоятельная работа.

Сюжетно-ролевая игра

«Убираем горницу к празднику Пасхи»

Учить распределять роли в игре, воплощать полученные знания в сюжете игры, выбирать и использовать необходимые атрибуты для передачи атмосферы праздника.

Обсуждение сюжета игры, распределение ролей, отбор готовых атрибутов, поделок, изготовленных на занятиях, предметов- заменителей для оснащения горницы. Самостоятельная игра.

Совместная образовательная деятельность учителя и детей. Урок рисования.

«Пасхальная открытка »

Закрепление навыка создавать композицию открытки; развивать оформительские умения с использованием различных знакомых техник рисования.

Рассматривание иллюстраций к книге «Пасхальный подарок»; рассматривание экспозиции выставки «Традиционная пасхальная открытка»;

обсуждение композиции открытки, техники выполнения;

самостоятельная работа.

Совместная образовательная деятельность учителя и детей. Литературное чтение.

А.Майков «Повсюду благовест гудит Заучивание»

Ознакомление с поэтическими произведениями о празднике Пасхи. Развитие внимания, памяти.

Рассматривание картины Ю.Кузенковой «Пасха». Прослушивание «Пасхальный благовест»

Чтение, обсуждение, заучивание стихотворения А. Майкова «Повсюду благовест гудит»

Совместная образовательная деятельность учителя-логопеда и детей. Индивидуальные занятия.

Обучение грамоте «Подписываем пасхальную открытку»

Закрепление навыка осознанного печатания (написания) слов ( по образцу; под диктовку); развитие графомоторных навыков.

Составление текста поздравительной открытки.

Печатание (написание) текста на заранее выполненных открытках.

Совместная образовательная деятельность учителя-логопеда и детей.

Логопедическое занятие.

Занятие- развлечение «Пасха для умных и находчивых»

Закрепление умения выполнять задания- игры с буквами и словами; развитие фонематических представлений, внимания, памяти, мышления, графических навыков.

Решение кроссворда, ребусов. Выполнение заданий «Лабиринт», «Найди отличия», «Найди одинаковое» «Найди спрятанное на рисунке», «Продолжи ряд», «Нарисуй вторую часть изображения»

Совместная образовательная деятельность учителя физической культуры и детей. Урок физкультуры.

Спортивное развлечение

«Весна - красна»

Развитие общей моторики, силы, ловкости движений, координации речи и движения.

Проведение подвижных и хороводных игр на координацию речи и движения по тематике «Весна» «Пасха». Проведение командных эстафетных игр

Совместная образовательная деятельность учителя и детей. Урок рисования.

«Пасхальное яичко»

Познакомить детей с приемам оформления пасхальных яиц: крашенок и писанок.

(1-2 год обучения рисование на бумаге, 3-4 год обучения роспись яиц).

Ознакомление с экспозицией выставки «Какими бывают пасхальные яички»

Рассматривание репродукции картины С.Милорадовича «Приготовление к Пасхе»

Показ приемов росписи. Самостоятельная работа.

Оформление выставки детских рисунков работ

Организация выставки совместных творческих работ родителей и детей.

Консультации по выбору тематики, техники исполнения работ.

Подготовка атрибутов для проведения традиционных пасхальных развлечений.

Изготовление «катальной» горки.

Период

Вид деятельности

Тема занятия

Цели и задачи

Содержание

Третья неделя апреля

Совместная образовательная деятельность учителя-логопеда и детей.

(открытое интегрированное занятие)

«Светлый праздник Пасхи»

Развитие коммуникативных навыков при ознакомлении детей с традициями православной культуры. Коррекция и развитие всех компонентов речи; развитие интеллектуальных процессов.

Беседа; разгадывание кроссворда, загадок; исполнение песни «Мальчики и девочки», музыкально-ритмической композиции «Танец с веточками вербы», игра на музыкальных инструментах (колокольчиках), Д\И «Назови ласково», «Назови приметы весны», чтение стихов.

Совместная образовательная деятельность учителя и детей. Урок рисования.

«Мы рисуем Пасху»

Закрепление навыка создавать композицию сюжетного рисунка, использования изобразительных умений для реализации замысла сюжета; учиться отражать в рисунке особенности и традиции празднования Пасхи;

Рассматривание и обсуждение репродукций картин Б.Кустодиева «Встреча. Пасхальный день», «Христосование», М.Мохова «Пасха»

Обсуждение сюжета будущих рисунков и приемов рисования Самостоятельная работа.

Подвижные игры

(проводят учитель- логопед, учитель и учитель физической культуры)

Занятие- развлечение на участке.

«Пасхальные развлечения наших прадедов»

Закрепление знаний о традициях празднования Пасхи. Развитие навыков ориентировки в пространстве, координации речи и движения, подвижности, ловкости, коммуникативных умений.

Проведение игр:

Хоровод «Веснянка»

«Подарки к Пасхе»

«Поиск пасхальных яиц»

«Катание яиц»

«Эстафета с яйцом»

«Верный расчет»

«Хозяин»

Театрализованная игра.

Театрализованная пасхальная сказка «Курочка Ряба»

Развитие творческих способностей, выразительности речи и движений, жестов, мимики.

Показ сказки для воспитанников СКОУ и родителей.

Помощь родителей в подготовке атрибутов для проведения итогового занятия.

Выпекание угощения- куличей.

Участие в итоговом занятии в качестве гостей.

Оформление выставки совестных творческих работ родителей и детей «Пасхальный сувенир»

4. ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Ожидаемые результаты реализации проекта «Светлый праздник Пасхи» и критерии оценки уровня сформированных знаний, умений, навыков.

Развитие коммуникативных навыков.

Высокий уровень: проявляет инициативность в речевой деятельности (в общении со взрослыми и сверстниками); умеет регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил; владеет речевыми коммуникативными навыками.

Средний уровень: принимает участие в в речевой деятельности, но не проявляет инициативности, самостоятельно не организует игр, в общении со взрослыми и сверстниками недостаточно активен (отвечает на вопросы, но не поддерживает диалога); не может самостоятельно реализовывать имеющиеся у него речевые коммуникативные умения (здоровается, прощается, благодарит и т.д. лишь при напоминании)

Низкий уровень: не участвует (или без желания участвует) в коллективном общении и других видах деятельности; не умеет регулировать свое поведение; плохо владеет коммуникативными речевыми навыками (не использует слова речевого этикета в нужных ситуациях); выполняет поручения без желания, неохотно участвует в продуктивных видах деятельности.

Формирование знаний об истории, культуре и традициях празднования православных праздников России.

Высокий уровень: имеет элементарные представления о родной стране, о людях населяющих страну, об основных православных и светских праздниках, традициях их празднования, знает стихи и литературные произведения, соответствующие тематике праздников.

Средний уровень: недостаточно сформированы элементарные представления о родной стране, о людях населяющих ее, об основных светских праздниках, традициях их празднования, не знает стихов и литературных произведений о праздниках.

Низкий уровень: не сформированы представления о родной стране и народе; не имеет представления о социальной жизни общества.

Формирование речевой компетентности обучающихся по теме проекта

Высокий уровень: называет по картинкам предмет и объекты, изображенные действия; безошибочно или с помощью реализует навыки словообразования и словоизменения на речевом материале темы проекта; звукопроизношение нарушено незначительно, звуко-слоговая структура слов по теме нарушена незначительно.

Средний уровень: называет по картинкам предмет и объекты, изображенные действия, допуская ошибки; реализует (с большой помощью) навыки словообразования и словоизменения на речевом материале темы проекта, допускает ошибки, которые исправляет с помощью подсказки, наводящих вопросов сам; испытывает небольшие затруднения при произнесение новых для его слов.

Низки уровень: не называет (называет незначительное число) предметы, объекты, действия на картинках; речь аграмматична; грубое нарушение звуко-слоговой структуры слов.

Развитие творческих способностей по теме проекта.

Высокий уровень: в рисовании, аппликации и в лепке создает образы знакомых предметов, передает их характерные признаки, использует правильный цвет для передачи эмоционального состояния; умеет в движение передавать характер музыки, выразительно танцует, поет, участвует в музыкальных играх, драматизациях, успешно передавая характер героя с помощью различных средств выразительности.

Средний уровень: в рисовании, аппликации и в лепке создает образы знакомых предметов с небольшой помощью взрослых, пытается использовать цвет для передачи эмоционального состояния; пытается в движение передавать характер музыки, но двигается недостаточно уверенно, присутствует раскоординация, моторно - неловок; умеет петь несложные песенки; участвует в драматизации, читает стихи недостаточно выразительно.

Низкий уровень: в рисовании, лепке, аппликации не может создавать образы знакомых предметов, передавая их характерные признаки, не умеет создавать композиции на заданный сюжет, не использует цвет для передачи настроения; не может двигаться в такт музыке, не умеет петь; не высказывает желания участвовать в инсценировках, читать стихи.

Развитие эмоциональной сферы и неречевых психических процессов.

Высокий уровень: ребенок эмоционально стабилен и адекватен, соотносит ситуацию с соответствующей эмоциональной реакцией, эмоционально реагирует на прочитанное, услышанное, оценивает поступки героев; сформированы зрительные эталоны цвета, формы; ориентируется в пространстве; умеет сконцентрировать внимание на предмете, действии, запоминает небольшой объём инструкций, стихов.

Средний уровень: ребенок недостаточно эмоционально устойчив, эмоциональные реакции не всегда адекватны, затрудняется в соотнесение ситуации соответствующей эмоциональной реакции; допускает редкие ошибки (неточности) в определение цвета, формы, размера при ориентации в схеме собственного тела; испытывает затруднения в запоминании стихов.

Низкий уровень: ребенок не вступает в контакт в игровой и учебной деятельности, эмоциональные реакции неадекватны; не знает или часто ошибается в определение цветов, размеров, форм; испытывает дефицит внимания; не запоминает простые четверостишья.

Оценка уровня развития по пятибалльной системе:

Низкий уровень: 1-2,2 балла

Средний уровень: 2,3-3,7 балла

Высокий уровень: 3,8-5 баллов

 5. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

Динамика развития речевых коммуникативных умений в ходе реализации проекта «Светлый праздник Пасхи»

Март 2016:                                                                                         Май 2016:

Высокий уровень   1 ребенок   12,5  %                             Высокий уровень  -  ребенка -  %

Средний уровень  1 ребенок 12,5  %                                  Средний уровень  - детей  - %

Низкий уровень   6  детей 75  %                                    Низкий уровень    -  ребенок  -  %

уровни развития речи

высокий

12,5%

уровни развития речи

высокий

%

средний

12,5%

средний

%

низкий

75%

низкий

%

Март 2016

Май 2016

        Результат наблюдения развития речевых коммуникативных умений у обучающихся, участвовавших в проекте «Светлый праздник Пасхи», выявил следующее:

высокий уровень развития речи наблюдался у 12,5% детей на начало реализации проекта и увеличился до - % к завершению проектной работы;

средний уровень развития речи наблюдался у 12,5% детей на начало реализации проекта и увеличился до - % к концу работы над проектом;

низкий уровень развития речи наблюдался у 75% детей на начало реализации проекта и снизился до - % к концу работы над проектом.

        Таким образом, наблюдается положительная динамика в формирование речевых умений и коммуникативных навыков детей при работе над проектом.

Задачи, поставленные в ходе проекта, реализованы в полном объеме:

1. У воспитанников сформированы коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения.

2. Расширены представления об окружающей действительности и достаточно развита (по теме) на этой основе лексическая, грамматико-синтаксическая сторона речи и связная речь .

4. Сформированы практические умения самовыражаться средствами рисования.

5. Умеют работать с разными видами материалов (бумагой, тканями, пластилином, природным материалом и т.д.), выбирать (с помощью взрослого) способы их обработки в зависимости от их свойств;

6. Умеют слушать музыку, выполнять под музыку простые движения, в том числе и элементы танцевальных, с речевым сопровождением (пока взрослого).

7. Формируются и развиваются различные виды устной речи (разговорно-диалогическая, описательно-повествовательная) на основе обогащения знаний об окружающей действительности (по теме).

  • Обучающиеся познакомились с тематическими стихами русских поэтов Л. Громовой, Е. Горчаковой, А. Блока, А. Майкова, с музыкальными произведениями П.И.Чайковского, с произведениями фольклорного жанра. Получили представление о церковном хоровом пение и колокольном звоне. Познакомились с картинами русских и советских художников: В. Калинина, С. Милорадовича, А. Маковского, С. Жуковского, И. Воробьевой, Б. Кустодиева.
  • Деятельность обучающихся в рамках проекта способствовала развитию у них восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов (сравнения, анализа, синтеза), дальнейшему совершенствованию общей и мелкой моторики.

        Результатами продуктивной деятельности детей в ходе реализации проекта стали: рисунки, поделки из пластилина и природного материала, посвященные теме «Пасха» и «Вербное воскресенье», поздравительные открытки, самодельные крашенки и писанки, декоративные подставки под яйца, пополнение портфолио обучающихся работами с заданиями по развитию внимания, памяти, мышления, фотографиями детей, участвовавших в спортивном развлечении, итоговом занятии.

Практическая значимость результатов

        Проект служит основой для выполнения задач по развитию речи в ОУ, направлен на оптимизацию коррекционной работы и способствует подготовке детей с ОВЗ успешной адаптации и социализации в обществе.

Литература

1.Аксенова А.К. «Обучение русскому языку во вспомогательной школе». М., 1998.

2.Воробьева В.К. «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи». М., 2007.

3.Львов М.Р. «Методика развития речи младших школьников». М.П., 1985.

4.Петрова В.Г. «Развитие речи учащихся вспомогательной школы» М., 1977.

5. Жукова Н.С. «Преодоление недоразвития речи у детей». М., 1994.

8. Узорова О.В. « Игры с пальчиками». М, 2007г.

10. Липкина А.И. «Работа над устной речью учащихся». – М., 1993.

11. С.А.Шмаков «Игры – шутки, игры – минутки». - М.: Просвещение, 2002.

12. М.Г.Яновская «Творческая игра в воспитании младшего школьника». М., «Просвещение», 1974.

13. Аксѐнова Н.Г. Галунчикова «Развитие устной и письменной речи» - М.: Просвещение, 2002.

14. Волина В.В. «Учимся, играя», Новая школа, 1994.

15.Воронкова В.В. «Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах.

16.Картушина М.Ю. «Весенние детские праздники Москва», 2013 СФЕРА.

17. «1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов». ЯРОСЛАВЛЬ «Академия развития», 1997.

18. «Библия в пересказе для детей», РБО, 2013.



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Конспект интегрированного занятия «Светлый праздник Пасхи»

Цель и задачи.

Коррекционно-образовательные:

- формирование элементарных представлений о православных праздниках;

- ознакомление с традициями русского народа;

- закрепление знаний о сезонных явлениях весны;

- знакомство с произведениями русских поэтов и фольклорного жанра;

Коррекционно-развивающие:

- формирование коммуникативных умений посредством различных видов деятельности: игра, театрализация, беседа;

- развитие всех компонентов речи: лексико-грамматического строя, фонетико-фонематических представлений, письменной речи, связной речи, звукового анализа и синтеза;

- развитие внимания, памяти, мыслительных процессов;

- воспитание умения передавать характер и эмоциональное состояние героев спектакля;

- развитие координации речи и движения, воспитание чувства ритма, вокальных умений;

Коррекционно- воспитательные:

- воспитание интереса и уважения к традициям русского народа и через них любви к Родине и ее истории;

- прививать чувства товарищества и  взаимопомощи;

- обогащение эмоциональной и чувственной сферы детей;

Предварительная работа.

  • Беседа: «Что такое Пасха, и как ее празднуют в России»
  • Просмотр презентации «Как празднуют на Руси пасху»
  • Рассматривание иллюстраций о Пасхе и пасхальных открыток.
  • Организация выставки «Пасхальные яички»
  • Роспись изображений пасхальных яиц.
  • Выполнение заданий на развитие графических навыков, внимания, памяти, мышления по теме «Пасха».
  • Чтение и заучивание стихов А. Блока,  Майкова «Повсюду благовест гудит» Феофанова «Под напев молитв пасхальных»
  • Разучивание песни «Вербное Воскресенье»
  • Разучивание танца.
  • Разучивание хоровода, чистоговорки.
  • Постановка спектакля «Курочка Ряба»
  • Работа с родителями: совместное изготовление катальной горки, роспись пасхальных яиц, выпекание куличей.

Логопед - Вот и настает самый светлый, самый радостный праздник – Пасха. В этот день все христиане празднуют воскрешение Иисуса Христа. В церквях радостно звучат колокола.

Диана-. Динь-дон! Динь-дон!
Раздаётся звон, звон!
Он со всех сторон - звон.
На пасху всех зовёт он.
Идите, спешите,
Радость всем несите,
На пасху собирайтесь,
Чуду удивляйтесь!
Христос воскрес!
Воистину воскрес!
Динь-дон! Динь-дон!
Динь-дон! Звон-н-н!
Логопед - Давайте и мы с вами послушаем  праздничный перезвон и сами позвоним в маленькие колокольчики.

(дети слушают запись праздничного перезвона колоколов и звонят в колокольчики, стараясь воспроизвести ритм).

Ученик 1

  Христос воскрес! Весна идёт,
Капель журчит, звенит, поет,
Цветы и травы появляются,
Весной природа просыпается.

Логопед - Замечательное стихотворение о светлом празднике Пасхи и о весне. А по каким приметам мы узнаем о приходе весны?

(Дети перечисляют сезонные приметы)

Логопед -  Люди радуются приходу весны, водят хороводы.

«Веснянка»

(Игра на координацию речи и движения)

Солнышко, солнышко,

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей,

Прилетели сто грачей,

А сугробы тают, тают,

А цветочки подрастают.

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Бегут по кругу.

«Летят» по кругу.

Медленно приседают.

Поднимаются на цыпочки, руки тянут вверх.

Логопед -  А за неделю до Пасхи наступает другой великий праздник - Вербное Воскресенье. Люди идут в храм, а что несут они в руках, мы узнаем, разгадав наш весенний кроссворд.

1

2

3

4

5

1.Голубые, синие небо и ручьи.

В синих лужах плещутся стайкой воробьи.

На сугробах ломкие льдинки- кружева.

Первые проталинки, первая трава.(весна)

4. Лишь только солнышко пригрело

Расправив крылышки, взлетела.

И каждый человек весною рад

Увидеть яркий их наряд.(бабочка)

2.Он по весне приходит к нам вторым.

Тепло и солнце вместе с ним.

Ручьи, и лужи, и капель

Он называется ….(апрель)

5. К нам в апреле ты пришла.

Радость людям принесла.

И летит со всех сторон

Храмов русских перезвон. (Пасха)

3. Когда растает снег весной,

Он в голубой рубашке

Бежит по дну овражка. (ручей)

(дети отгадывают загадки, записывают отгадки в цветных клетки кроссворда, и читают ключевое слово «Верба»)

Логопед - Давайте все вместе споем песенку о Вербном Воскресенье.

(дети поют песню «Благовест» ст.Блока)

Логопед - Наши девочки приготовили танец с веточками вербы.

(дети исполняют музыкально-ритмическую композицию)

Логопед -  Ветки вербы, принесенные из храма в Вербное Воскресенье, обладали чудесными свойствами. А наша веточка поможет нам превратить большие предметы в маленькие. Я буду называть слово, обозначающее большой предмет, а вы, передавая друг другу ветку, буде называть предмет, как будто он стал маленьким.

(верба - вербочка, ветка - веточка, подснежник - подснежничек, яйцо- яичко, праздник - праздничек, свеча- свечечка, кулич- куличек)

Логопед - Принято на Пасху яички красить, в Храм нести их святить, а потом друзьям и знакомым дарить. Откуда же пошел этот обычай?

Ученик 2

- Давно это было,
Прабабушка говорила,
Как Мария Магдалина
Яйцо царю подарила.
Оно было все бело,
Оно было все кругло.
Подносила, подарила,
"Христос Воскрес", - говорила.
Ученик 3

А Тиберий принимал,
Подарок не отвергал,
Говорил, что верить буду,
Если сам увижу чудо.
Он яйцо в руках держал

Сам с собою размышлял:
"Пусть яичко покраснеет -
В Воскресенье я поверю".
Ученик 4

Яйцо будто услыхало,
Алым цветом запылало

У Тиберия в руках, -
Ужас был в его глазах.
Вот так чудо! Вот так чудо!
Спорить я с тобой не буду.
Это чудо из чудес!
Христос воистину воскрес!
Радуйтесь! Христос воскрес!

Логопед -А сейчас мы посмотрим сказку, которую приготовили наши дети к празднику Пасхи.

Инсценировка сказки «Курочка-Ряба»

Логопед - Жили были в одной деревушке

Старичок со своею старушкой.

Дружно жили они, не тужили,

Вместе в церковь по воскресеньям ходили,

Вместе хозяйство вели,

Вместе пекли пироги.

Ученик (баба): ты бы печку затопил?

Сегодня я затею пир.

Ведь праздник пасхи наступил.

Ученик (баба):  А я уж выбился из сил:

Дров наколол, воды наносил,

Печку давно для тебя натопил.

Ученик (баба): Ай да помощник! И я не дремала.

Тесто поставила, клюкву намяла,

Сахар посыпала вкусный пирог

В печку сажу я, поспеет он в срок.

Сладкого морса в кувшинчик налили…

Ученик (баба):  Бабка, мы яйца покрасить забыли!

Ученик (баба): Ну это беда- не беда! Курочка Ряба, иди к нам сюда!

Ученик (курочка ряба):  Здравствуй, Дед, здравствуй, Баба!

Постаралась Курочка Ряба.

Вы не слушали меня,

А говорила вам не зря:

Ко Христову дню

Я яичко принесу.

Да яйцо- то не простое

Принесла вам- золотое!

Ученик (баба):  Да яйцо горит, как жар.

Ученик (баба): Я подумал, что пожар!

(бабка с дедкой уходят)

Логопед - Все бы ладно, но, детишки,

В доме том жила и Мышка.

Она по полу бежала

И яичко увидала.

(появляется мышка)

Ученик (мышка): Что за странное яйцо?

Словно жар горит оно!

С ним немножко поиграю,

Лапкой трону, покатаю.

(яичко разбивается, мышка убегает, приходят дед с бабкой)

Ученик (баба):  Во так горе! Вот беда!

Это Мышка, Дед, она!

Ученик (баба): Что же делать? Как тут быть?

Ученик (баба):  Будем старый слезы лить!

(дед с бабкой плачут, заходит курочка с корзинкой с цветными яичками)

Ученик (курочка ряба):   Не плачь, Дед, не плачь, Баба!

Принесла вам яички Курочка Ряба.

Яички другие-

Не золотые, а цветные!

Ученик (баба): Спасибо, хохлатушка,

Курочка Рябушка!

Ученик (курочка ряба):   Яйца катайте,

Пасху встречайте!

Логопед - Приглашаю деток яички из корзинки взять и с горки катальной их покатать. Яичко свое прокатите, а потом расскажите: у кого ближе, у кого дальше оно прокатилось, у кого за кем остановилось.

(дети катают яйца и рассказывают, используя в речи сравнительные формы прилагательных: ближе, дальше; предлоги за, перед, около, рядом).

Логопед - Но на пасху не только красили яички, но и пекли вкусные куличи. А из каких продуктов готовилось угощение- сейчас мы с вами узнаем.

1) Крепкий, круглый пузырек,

Цветом бел, внутри желток.

Снесен хохлаткой под крыльцом,

Все зовут его. (яйцом)

2) Из меня пекут оладьи и ватрушки, и блины.

Чтоб испечь кулич на Пасху.

Ты меня скорей возьми. (мука)

3) В воде родилась,

В воде крестилась,

В воду попала-

Там и пропала.

Отдельно я не так вкусна,

Но в пище каждому нужна. (соль)

4) От него здоровье, сила

И румянец щек всегда,

Белое, а не белила,

Жидкое, а не вода. (молоко)

5) Разгадать вам всем придется,

Как лесной тот плод зовется,

Что на дереве растет,

Его белочка грызет. (орех)

6) Солнце юга он впитал,

В гроздь плоды свои собрал.

Высох- мелким, сладким стал,

В тесто вкусное попал. (изюм)

Логопед - Отгадали все загадки наши умные ребятки! Теперь мы знаем из чего пекутся праздничные куличи, бублики и калачи! Пора к печке пройти и начать куличи печь.

(чистоговорка для автоматизации звука [Ч] в связных текстах; упражнение для развития координации речи и движения)

Ча, ча, ча                                                              (3 хлопка по бедрам)

Печка очень горяча                                            (4 прыжка на двух ногах)
Чи, чи, чи                                                            (3 хлопка над головой)
Печет печка куличи                                           (4 приседания)
Чу, чу, чу                                                            (3 хлопка за спиной)

Я куличика хочу.                                             (поворот туловища вправо-влево)

(Педагог выносит поднос с куличами и угощает детей)

Приложение 2

Картотека народных пасхальных игр и развлечений.

«Подарки к Пасхе»

        Одного из игроков выбирают водящим, он отправляется в путешествие, и все играющие просят его привезти им из разных городов подарки. Они называют города, но подарки не называют, они пока не знают, что «пришлют» им «родственники». Города лучше называть общеизвестные и желательно на разные звуки. Водящий принимает все просьбы, прощается и отправляется в путешествие, т.е. выходит из комнаты. «Путешествие» продолжается не более пяти минут. За это время водящий должен придумать, кому что привезти.

        Название подарка должно начинаться с того же звука, с которого начинается название города, упомянутое каждым играющим. Так, например, назвавшему город Калуга можно привезти корзинку, кошку, корыто, копыто, колесо, капусту и т.д., а назвавшему Ставрополь- сапоги, самовар, суп, сундук и т.д. Чем смешнее подарок, тем лучше. Главная задача водящего- запомнить, кто какой город назвал, а подарок на соответствующий звук придумать несложно. Путешествие закончено. Все поздравляют путешественника с благополучным прибытием. Начинается раздача подарков.

        -Был у вашего дедушки, - обращается водящий к тому, кто назвал город Омск,- он прислал вам окуня. Игрок должен принять подарок, но, если водящий ошибся, и он такого города не называл, подарок отвергается. Когда играют больше пяти человек, то одна ошибка в расчет не принимается, но за две ошибки водящего штрафуют- он обязан отдать свой фант

Катание яиц

        Любимой пасхальной игрой на Руси было катание яиц: делали простой деревянный или картонный «каток», а вокруг него освобождали ровное пустое место, на котором раскладывали крашеные яйца, или маленькие призы, или игрушки. Играющие подходят по очереди к катку и катят свое яйцо; предмет, который яйцо тронет, выигран.

Поиск пасхальных яиц

        С пришедшими в гости детьми можно провести такую игру: кто-нибудь из старших заранее прячет в разных местах яйца с сюрпризами - картонные, пластиковые, склеенные конвертики в форме яиц с маленькими призами (можно, конечно, спрятать и такие популярные у нынешних детей лакомства с игрушкой, как «Киндер-сюрприз»). Если детей будет много, можно разделить их на две команды, каждая из которых будет стремиться выиграть как можно больше яиц в отведенное для этого время. Конечно, надо постараться, чтобы каждый ребенок нашел хотя бы одно яйцо и в качестве приза унес домой.

Чоканье яйцами

        Это тоже старинная русская забава: стукая тупым или острым концом крашеного яйца яйцо соперника, человек старается выиграть как можно больше целых яиц. Если яйцо треснуло- проиграл!

Эстафета с яйцом

        Играющие разбиваются на две команды и должны бегом с яйцом в ложке добраться до финиша и вернуться назад, чтобы передать яйцо следующему товарищу по команде. Можно игру разнообразить и держать ложку не в руках, а во рту.

«Хозяин»

        Один игрок становится «хозяином». Он выбирает себе сторожа. Другие дети- «курочки» и «петушки». Хозяин поручает сторожу «Хозяйство охраняй. Птиц в обиду не давай, от ястребов и коршунов куриц защищай. А то на Пасху без яиц останемся». Хозяин- водящий уходит. Сторож прячет пару- курочку и петушка. Возвратившийся хозяин спрашивает «А где курочка (по имени называет) и петушок (по имени называет)?» Сторож отвечает «Коршун унес. Тебе искать велел». Хозяин ищет спрятавшуюся пару. После того как находит, эта пара становится «хозяином» и «сторожем».

«Верный расчет»

        Крашенку кладут на землю. В десяти шагах от яйца встает игрок, которому завязывают глаза. С завязанными глазами игрок делает 10 шагов и пробует достать крашенку. Если яйцо достал - забирает себе.

Приложение 3

Картотека стихов о Пасхе

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес...

Христос Воскрес! Христос Воскрес!

С полей уж снят покров снегов,

И реки рвутся из оков,

И зеленее ближний лес...

Христос Воскрес! Христос Воскрес!

Вот просыпается земля,

И одеваются поля,

Весна идет, полна чудес!

Христос Воскрес! Христос Воскрес!

(А. Майков)

Как солнце блещет ярко,
Как неба глубь светла,
Как весело и громко
Гудят колокола.
Немолчно в Божьих храмах
Поют «Христос Воскресе!»
И звуки дивной песни
Доходят до небес.

(А. Плещеев)
 

Воскресение Христово
В день Пасхи, радостно играя,
Высоко жаворонок взлетел,
И в небе синем, исчезая,
Песнь воскресения запел.
И песнь ту громко повторяли
И степь, и холм, и темный лес.
"Проснись, земля, – они вещали, –
Проснись: Твой Царь, твой Бог воскрес!
Проснитесь, горы, долы, реки,
Хвалите Господа с Небес.
Побеждена им смерть вовеки –
Проснись и ты, зеленый лес.
Подснежник, ландыш серебристый,
Фиалка – зацветите вновь
И воссылайте гимн душистый
Тому, Чья заповедь – любовь".

(Княжна Е. Горчакова)


Пасхальный благовест 
Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздается
Голос по лесам.
Скрылась за рекою,
Бледная луна,
Звонко побежала
Резвая волна.
Тихая долина
Отгоняет сон,
Где-то за дорогой
Замирает звон.

(С. Есенин)

Под напев молитв пасхальных
И под звон колоколов
К нам летит весна из дальних,
Из полуденных краев.
В зеленеющем уборе
Млеют темные леса,
Небо блещет, точно море,
Море – точно небеса.
Сосны в бархате зеленом,
И душистая смола
По чешуйчатым колоннам
Янтарями потекла.
И в саду у нас сегодня
Я заметил, как тайком
Похристосовался ландыш
С белокрылым мотыльком
Звонко капают капели
Возле нашего окна.
Птицы весело запели.
Пасха в гости к нам пришла.

(К. Феофанов)

Весной, когда так благостно
Природы пробуждение,
Трепещет сердце радостно
Христовым Воскресением!
Весь мир веселием объят,
Ликует с небесами:
Христос воскрес! Повержен ад!
Не властна смерть над нами!
Играет солнце, Ожил лес,
Птиц трели рвутся ввысь;
Весна идет! Христос воскрес!
И торжествует жизнь!

(Л. Громова )

Ожидание праздника 
Не дают лежать в кроватке
Солнца теплые лучи
И чудесный запах сладкий, –
Пахнут медом куличи.
И, еще не сняв пижамы,
Побежал на кухню я.
Там яички красит мама,
Смотрит нежно на меня:
Утро доброе, сыночек,
Долго ты сегодня спал!
Хочешь кулича кусочек?
Тебе можно, ты же мал.
Я ответил: – Интересно,
А мой возраст тут причем?
Я хочу со всеми вместе
Разговеться куличом!
Обняла меня мамуля:
Ты уже совсем большой!
Так что мы тебя, сынуля,
Ночью в храм возьмем с собой.
Улыбаясь милой маме,
Я сиял от счастья весь,
Крикну я сегодня в храме
Громче всех: ХРИСТОС ВОСКРЕС!

(Л. Громова )

До светлой Пасхи остается две недели;
Уже деревья и кусты зазеленели,
Горят на солнце купола церквей,
Москва вся светится от теплых, ясных дней.
Зеленые, златые, голубые,
Такие древние и все же молодые,
На фоне распустившейся листвы,
Сияют купола моей Москвы.
Они так много видели и знают,
И с гордостью над прошлым возвышают
Свои четыре, три и пять голов
В преддверье праздничных колоколов.
Запахнет скоро куличом и пасхой,
Весна раскрасит город новой краской,
Московских улиц подчеркнув уют,
Колокола пасхальные пробьют.

(Е. Оленина)



Предварительный просмотр:

Приложение 4

Картотека заданий на развитие интеллектуальных процессов и мелкой моторики.

          Продолжи узор.                       Найди на картинке спрятанные яички.                                        

     

           Найди отличия.                                        Найди одинаковые яички

        

Нарисуй узор по точкам



Предварительный просмотр:

Приложение 5

Картотека картинок для раскрашивания по теме «Пасха»


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация выступления на конференции "Оценка метапредметных результатов в основной школе"

Одной из целей изучения математики в основной школе в метепредметном направлении является сорздание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования....

Методические рекомендации для учителей-логопедов и воспитателей речевых групп по работе над выразительностью речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Предложены игры и творческие задания для развития выразительности речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Презентация для выступления на конференции по теме "Эффективность применения ИКТ"

Презентация для выступления на конференции по теме "Эффективность применения ИКТ"...

презентацию к выступлению на конференции "выбор прфессиии......

презентация к работе по самоопределению школьников...

Презентация к выступлению на конференции "Лидер в образовании"

Использование современных компьютерных технологий на уроках русского языка...