Коррекционные возможности профессионально-трудового обучения учащихся с нарушениями интеллекта. 20.04.2017.
статья на тему

Чередниченко Татьяна Николаевна
Из опыта работы по коррекции недостатков психического развития школьников с нарушениями интеллекта на уроках цветоводства и декоративного садоводства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsionnye_vozmozhnosti_tsvetovodstva.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционные возможности профессионально-трудового обучения

учащихся с нарушениями интеллекта

на уроках цветоводства и декоративного садоводства

Одним из приоритетных направлений коррекционно-развивающего обучения школьников с нарушениями интеллекта наряду с общим образованием является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки. Обусловлено это тем, что трудовое обучение, направленное на профессиональную подготовку, коррекцию и компенсацию умственного и физического развития, обеспечивает возможность подросткам вхождения во взрослую жизнь путем трудоустройства в сфере материального производства.

Главными задачами в современной системе профессионально-трудового обучения и воспитания подростков с нарушениями интеллекта (умственной отсталостью) являются воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к труду и формирование соответствующих качеств личности, таких как умение работать в коллективе, чувство самостоятельности, самоутверждения, ответственности; коррекция и компенсация средствами трудового обучения недостатков физического и умственного развития, а также  профессиональная подготовка к производительному труду, которая позволяет окончившим школу работать на производстве. Эти задачи, являются основополагающими для всех категорий подростков с отклонениями в развитии. Но особое значение они приобретают в отношении умственно отсталых, которые в силу своих интеллектуальных и психофизических особенностей и возможностей являются наиболее сложными в плане обеспечения им общего образования, трудовой подготовки и особенно трудоустройства. Основной проблемой профессионально-трудовой подготовки подростков с умственной отсталостью есть невозможность их профессиональной и трудовой реализации в системе современной социально-экономической ситуации. В большинстве случаев на рынке труда они не выдерживают конкуренции со своими нормально развивающимися сверстниками. Проблемы обеспечения и реализации профессионально-трудовой подготовки обусловлены нарушениями психических познавательных процессов ощущения, восприятия, мышления, памяти, воображения, речи, внимания, а также нарушениями эмоционально-волевой сферы, моторики.

Следует отметить, что современная система коррекционно-развивающего образования активно направлена на коррекцию дефекта умственной отсталости и развитие относительно сохранных психических функций.

Правильно организованная трудовая подготовка умственно отсталых подростков должна дать им возможность после окончания обучения в некоторой степени материально обеспечивать себя, жить в коллективе, по возможности социально адаптироваться в обществе.

Одним из важнейших направлений коррекционной работы на уроках цветоводства и декоративного садоводства является активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие их познавательной активности. Этому в значительной мере способствует интерес школьника к выполняемой работе и положительное отношение к ней. Побуждение интереса учащихся к предмету легко поддерживать с помощью мультимедийных презентаций. Особенно это актуально на этапе ознакомления с новым материалом, ведь далеко не всегда есть возможность изучать его на реальных объектах (например, зимой изучать растения можно только по изображениям). Красочные слайды с изображением цветковых растений, деревьев, кустарников, видов клумб, инструментов и т.п. привлекают внимание учащихся, позволяют детально рассмотреть объект, сформировать правильное представление о нем, изучить его свойства, сравнить его с другими объектами. Установление соответствия изображений с реальными объектами способствует развитию и коррекции зрительного восприятия, наблюдательности, мышления.

Одна из проблем в обучении умственно отсталых школьников – недоразвитие речи. Речь детей с нарушениями интеллекта очень бедна, ограничена бытовой сферой. На уроках цветоводства необходимо уделять внимание развитию речи учащихся, учить детей последовательно выражать свои мысли, строить логические умозаключения, вводить в активный словарь термины. Если произносительная сторона речи ребенка сильно нарушена, необходимо работать над пассивным словарем: знания элементарной терминологии можно проверить с помощью изображений цветковых растений, деревьев, кустарников, инструментов, трудовых операций и т.п. – учитель называет – ребенок показывает.

Огромен коррекционный ресурс практических работ на уроках цветоводства и декоративного садоводства. Практические и лабораторные работы способствуют выработке умений и навыков социально-бытового и трудового характера. Вскапывание клумб, рыхление почвы, стрижка кустарников, полив растений способствуют общему физическому развитию детей, укреплению мышечной силы, моторной ловкости; разбивка цветника, выкопка лунок под рассаду развивает глазомер, а такие работы как сбор и сортировка семян, ручной посев, заделка семян, пикировка, прореживание всходов, высадка рассады, прищипка растений, прополка способствуют развитию мелкой моторики.

Одним из важнейших условий формирования у умственно отсталого ребенка мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к труду, осознанного желания трудиться является четкое представление о важности и необходимости данного вида трудовой деятельности. От учителя он узнает о том, для чего будет нужна данная работа. Выращивая цветы, ухаживая за цветником на пришкольном участке, ученик начинает понимать, что его труд нужен школе, родителям, ему самому, что своей работой он может доставить радость другим. Важно также и бережное, уважительное отношение учителя к результатам труда ученика даже в тех случаях, когда этот результат далек от совершенства. Учитель должен, во-первых, создавать ситуацию успеха для каждого учащегося с учетом его индивидуальных психофизических особенностей, во-вторых, постоянно поощрять труд детей. К способам поощрения, помимо оценки, можно отнести объявление благодарности ребенку за хорошо выполненную работу, помещение фотографии ребенка на стенд достижений в классе (школе). Это способствует повышению самооценки умственно отсталого ребенка, росту его уверенности в своих силах.

Таким образом, курс цветоводства и декоративного садоводства в значительной мере способствует коррекции и компенсации умственного и физического развития умственно отсталых школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мини-проект на тему: “Использование элементов здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе коррекционной школы как средства повышения умственной работоспособности учащихся с нарушением интеллекта”.

Цель и задачи:Создание оптимальных благоприятных условий на уроках для эффективного усвоения учебного материала на основе использования здоровьезберегающих технологий.Разработать комплекс здоровьесбер...

СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.

В работе описан метод психологических игр общения. Данный вид групповой работы направлен на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формированию установок, необходимых для ...

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА на уроках СБО

ПРИМЕНЕНИЕ  ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА  на примере  урока СБО ...

КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ УПРАЖНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Исследования специалистов   показывают, что нарушения эмоциональной сферы, в той или иной мере присущие всем учащимся шко­лы 8 вида, ограничивают возможности их со­циальной адаптации и негат...

Реферат на тему: "Подготовка учащихся с нарушением интеллекта к профессионально-трудовой деятельности".

Основной задачей коррекционной школы является подготовка детей с отклонениями в развитии к трудовой деятельности....

Реферат на тему: "Подготовка учащихся с нарушением интеллекта к профессионально-трудовой деятельности".

Основной задачей коррекционной школы является подготовка детей с отклонениями в развитии к трудовой деятельности....

Обогащение словарного запаса учащихся с нарушениями интеллекта на уроках профессионально-трудового обучения

В данной статье представлен опыт работы учителя профессионально-трудового огбучения по обогащению лексики умственно отсталых учащихся ....