Совершенствование системы ранней психолого - педагогической помощи детям - инвалидам, детям с ОВЗ и их социальная адаптация
статья

Глотова Светлана Александровна

Необходимость в оказании ранней комплексной психолого-медико-педагогической  помощи детям с ОВЗ и детям -инвалидам подтверждена рядом мониторинговых исследований. В течение последних лет наблюдается рост обращений родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и детей -инвалидов. Поэтому важно создать благоприятные условия для успешного образования и социализации этих детей. Актуальным как никогда становится психолого – педагогическое сопровождение детей  - инвалидов и детей с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Левокумского муниципального района Ставропольского края

Выступление на педагогическом совете на тему:

«Совершенствование

системы ранней психолого — педагогической помощи детям — инвалидам и  детям с ограниченными возможностями здоровья и их социальная адаптация»

Подготовила учитель — логопед

Светлана Александровна Глотова

        В соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, согласно Федеральным государственным образовательным стандартам для детей с ограниченными возможностями здоровья, основным направлением системы  образования является интеграция детей в единое образовательное пространство.

        Исчезает понятие «необучаемый ребенок», ведущим направлением в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми — инвалидами является психолого-медико-социальное сопровождение индивидуального образовательного маршрута каждого ребенка.

        Необходимость в оказании ранней комплексной психолого-медико-педагогической  помощи детям с ОВЗ и детям -инвалидам подтверждена рядом мониторинговых исследований. В течение последних лет наблюдается рост обращений родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и детей -инвалидов. Поэтому важно создать благоприятные условия для успешного образования и социализации этих детей. Актуальным как никогда становится психолого – педагогическое сопровождение детей  - инвалидов и детей с ОВЗ.

        В нашей школе функционирует психолого — медико — педагогический консилиум. Свою деятельность консилиум осуществляет во взаимодействии с администрацией школы, социально — психологической, логопедической, медицинской службами школы, методическими объединениями учителей и всеми звеньями учебно – воспитательного процесса.

        Работа школьного консилиума включает в себя взаимосвязанные направления деятельности:

диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения, а также подготовку коллегиального заключения для ТПМПК;

коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья  и детей- инвалидов в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Наша работа с «особыми» детьми и их родителями построена на принципах:

1. Личностно - ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учёт личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

2. Гуманно-личностный– всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).

3. Принцип комплексности – психолого - педагогическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом, классным руководителем, родителями.

4.Принцип деятельностного подхода – психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно - значимым для ребенка.

5. Использование технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома.

        Ранняя помощь позволяет реализовывать компетентностный подход в содержании обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в период школьного детства, у ребенка появляется больше возможностей для овладения спектром академических компетенций.

        При реализации компетентностного подхода в системе образования детей с ОВЗ и детей -инвалидов  в нашей школе соблюдаются следующие условия:

1. Проведение диагностики нарушений и недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы на максимально раннем этапе.

2. Создание доступной среды, позволяющей решать задачи инклюзивного образования.

3.  Наличие широкого спектра вариативности образовательных программ.

4.  Целенаправленная работа по включению семьи в  образовательный процесс.

        Успешность  коррекционно - образовательного процесса детей с ОВЗ и детей -инвалидов во многом зависит от степени вовлечённости семьи в эти процессы.

        Самым важным социальным пространством для ребенка с ограниченными возможностями здоровья является семья, которая выполняет функцию главного организатора социального взаимодействия между ребенком и обществом.

        Принимая во внимание, что семья формирует у ребенка самооценку, систему ценностных отношений к себе и миру, закладывает основы стратегий поведения, помогает осваивать социальные нормы и роли, которые являются основанием для построения перспективных жизненных планов ребенка, то важным условием успешной социализации ребенка является сотрудничество специалистов и родителей.

        Так как появление в семье ребенка-инвалида приводит родителей в стрессовое состояние, члены семьи испытывают потрясение, растерянность, беспомощность, что нередко приводит к социальной изоляции или даже распаду семьи. Важно, чтобы родители не только справились со стрессовым состоянием, но и приняли ребенка, каким он есть, чтобы направить свои усилия на восстановление его здоровья, развитие и образование. Поэтому наша работа  направлена не только на ребенка, но и на его социальное окружение, в первую очередь, на семью.

        Чем раньше с момента появления «особого» ребенка семья получает специализированную помощь, тем благоприятней прогноз успешной социальной адаптации семьи и развития ребенка.

        Очевидно, что программа психолого-медико-социального сопровождения каждой семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями развития и (или) ребёнка -инвалида, носит интегративный характер и осуществляется по следующему алгоритму:

1. Обеспечение всех членов семьи достоверной информацией о состоянии здоровья и перспектив развития ребенка.

2. Комплексная диагностика и формулирование рекомендаций по вопросам участия родителей в реабилитационном и образовательном процессах.

3.  Помощь семье в выборе программ обучения ребенка.

4. Помощь в организации конструктивного взаимодействия родителей и ребенка.

5. Помощь родителям в использовании возможностей различных учреждений для развития ребенка (учреждений дополнительного образования, спортивных учреждений, учреждений социального обслуживания и др.)

        Для эффективной реализации ранней психолого — педагогической помощи детям — инвалидам и детям с ОВЗ, нам необходимо скоординировать деятельность сотрудников различных сфер жизнедеятельности: образования, здравоохранения, социального обслуживания:

-  выявление детей с факторами риска в родильных домах и при детских поликлиниках;

-    диспансерное наблюдение в поликлиниках участковыми педиатрами;

- проведение скринингового обследования детей первого года жизни  и последующее наблюдение детей группы риска  с участием узких специалистов детской поликлиники и анализом полученных данных;

- комплексное психолого-медико-педагогическое обследование и осуществление психолого-педагогической коррекции нарушений в развитии с

раннего возраста в условиях дошкольных учреждений;

-   оказание квалифицированной социально-психологической и социально-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ и детей — инвалидов;

        Только в условиях раннего включения и совместной плодотворной деятельности всех участников данного процесса, мы можем помочь   детям — инвалидам и детям с ОВЗ стать успешными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете "Модель психолого педагогической помощи детям с нарушениями развития"

В материале даны рекомендации по сопровождению детей с нарушениями в развитии в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида....

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В настоящие время проблема психологического сопровождения детей-инвалидов является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социал...

Программа "Психолого-педагогического сопровождения детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья"

Проблема сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее детей с ОВЗ) заботит многие образовательные учреждения. Анализ требований Федеральных государственных образовательных стандар...

Программа психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и их семей

Основной целью Программы является формирование эффективной системы поддержки детей-инвалидов, включающей в себя как профилактические и реабилитационные мероприятия, так и создание оптимальной среды жи...

Программа психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой общеобразовательной школы.

Данная программа психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей  с ограниченными возможностями здоровья составлена в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, законом «Об...