Методическая разработка по теме:
Программа логопедического обследования детей.

В данной программе представлено методическое обеспечение логопедического обследования детей (от 2 до 15 лет) с учетом возраста по всем компонентам речи. Указаны цели и задачи логопедического обследования.

 

 

Пояснительная записка

 

Дифференциальная диагностика уровня актуального развития ребенка с отнесением его к определенной категории (группе) детей и выбор соответствующего выявленным возможностям ребенка вида образовательной программы является наиболее сложной диагностической задачей. Наиболее эффективно эта задача решается специалистами МПМПК в рамках комплексного обследования ребенка.

Цель комплексного обследования – выявление особенностей и уровня актуального развития ребенка, определение путей развивающей и коррекционной работы, вида и формы обучения,  адекватных возможностям  ребенка.

Одним из этапов комплексного обследования ребенка является логопедическое обследование.

Цель логопедического обследования – выявление у детей нарушений в устной и/или письменной речи.

Задачи:

·        определение уровня речевого развития ребенка;

·       разработка рекомендаций по коррекции речевых нарушений;

·       определение адекватных условий обучения ребенка.

Логопедическое обследование детей разных возрастных групп и разной степени обученности будет строиться по  разному. Однако существуют общие принципы и подходы, определяющие последовательность проведения обследования:

·       принцип индивидуального и дифференцированного подхода;

·       обследование рационально проводить от общего к частному;

·       внутри каждого вида тестирования предъявление материала дается от сложного к простому (это позволяет ребенку закончить каждую пробу успешно, что создает дополнительную мотивацию и положительный эмоциональный настрой);

·       от продуктивных видов речевой деятельности – к рецептивным(исходя из данного принципа,  в первую очередь обследуются такие виды речевой деятельности, как говорение и письменная речь: письменные высказывания, сочинения);

·       последовательность процедуры обследования – от экспрессивной языковой компетенции к импрессивной (сначала исследуется объем и характер употребления языковых единиц, и только при наличии трудностей в их использовании переходить к выявлению особенностей пользования ими в пассиве).

 

При проведении логопедического обследования детей для обеспечения объективной последующей оценки состояния ребенка соблюдаются следующие условия:

·       создание в   ходе всего обследования комфортности, установление эмоционального контакта с ребенком;

·       предъявление в начале обследования задания повышенной трудности для создания ситуации успеха, вызывающей у ребенка желание дальнейшей работы с экспериментатором;

·       чередование словесных и наглядных методик для предупреждения утомления;

·       предъявление заданий в  игровой форме;

·       экономичность предъявляемого материала;

·       учет уровня развития познавательной деятельности ребенка;

·       учет работоспособности ребенка;

·       четкое и доступное предъявление инструкции к заданиям.

В качестве критериев адекватности процедуры логопедического обследования ребенка выступают:

·     наличие контакта логопеда с обследуемым ребенком;

·     доступность, результативность, успешность деятельности ребенка в процессе обследования с учетом необходимых мер помощи;

·     своевременная компенсация состояния ребенка или прекращение обследования при возникновении по ходу обследования психосоматических, выраженных нейродинамических, невротических, психопатических или психотических расстройств;

·     исключение неэтичных ситуаций при обследовании ребенка и сообщении родителям о результатах диагностики и рекомендаций по дальнейшему виду обучения;

·     возникновение у родителей (законных представителей) доверия к логопеду, готовность воспринимать логопедическое заключение и следовать рекомендациям специалиста.

 

 

 

Программа логопедического обследования детей

составитель: Самойленко В.В. учитель – логопед МПМПК г. Таганрог

 

 

 

п/п

 

 

 

Компоненты  речи и цель их обследования

 

Возрастные категории детей

 

Младший дошкольный возраст 2 – 4 года

Старший дошкольный возраст 5 – 7 лет

Младший школьный возраст 1 – 4 классы

Средний школьный возраст 5 – 9 классы

 

Методическое обеспечение логопедического обследования

 

1.

Связная речь

 

Цель:выявить уровень сформированности связной речи ребенка

- «Расскажи стишок» (выясняется уровень развития связной речи);

- беседа по сюжетной картинке (ребенок отвечает на вопросы логопеда);

- рассказ знакомой сказки по опорным картинкам

- составление описательного рассказа по впечатлению, с опорой на объект или по картинке;

- составление повествовательного рассказа по впечатлению, по сюжетной картинке;

- составление повествовательного рассказа по серии сюжетных картинок

 

- составление рассказа – описания по памяти;

- составление рассказа с опорой на картинку или серии сюжетных картинок

- беседа с ребенком;

- пересказ прочитанного рассказа

 

 

 

 

 

 

 

2.

Понимание речи

(речевой инструкции)

 

Цель: выявить особенности понимания речи (речевой инструкции) ребенком

- «Покажи игрушку» (выбор из 3 – 4 игрушек);

- «Понимание слов» - ребенка просят показать определенную предметную картинку или предмет;

- выполнение поручений ребенком, включающих два взаимосвязанных действия («Найди и принеси сюда мяч»)

 

- показ ребенком находящихся перед ним или изображенных на картинках обиходных предметов;

- ответить на вопросы по содержанию небольшого рассказа или сказки (для выяснения понимания содержания)

 

- выполнение ребенком ряда словесных инструкций (простых – из одного звена и сложных – многозвеньевых);

- понимание значения предлогов (в, на, над, за, под, из) и наречий (позади, впереди, между);

- понимание падежных окончаний;

- понимание логико – грамматических конструкций;

- понимание связного текста: ребенку предлагается прослушать рассказ и ответить на вопросы

 

3.

Словарный запас

 

Цель: выявить умение ребенка соотносить слово (как звуковой комплекс) с обозначаемым предметом, действием и правильно употреблять его в речи

- выясняется состояние пред­метного словаря по темам:  «Игрушки»,   «Одежда», «Наше тело»;

- обследуется состояние глагольного словаря: называние слов -  действий (картинки с изображением действий, зна­комых детям из их опыта);

 - проверяется наличие у ребенка слов, обозначающих признаки предметов.

- работа с набором картинного материала:  изображение предметов, действий, качеств, часто встречающихся в обиходе, но не очень распространенных;  изображения целого предмета и его частей; изображение картинок с однородными предметами по тематическому признаку (одежда, игрушки, посуда и т.д.);

- называние предмета по описанию;

- употребление слов в речи: составление предложения с заданным словом, по предметной картинке, добавление одного – двух слов в незаконченное предложение

- исследование предметного, глагольного словаря, словаря признаков предмета, обобщающих понятий;

- употребление слов в речи: составление предложения или рассказа с заданными словами; добавление одного – двух слов в незаконченное предложение

- называние предмета по описанию;

- составление рассказа по серии сюжетных картинок;

- пересказ прочитанного рассказа

 

 

4.

Грамматический строй

 

Цель: установить состояние сформированности грамматического строя речи

 

- «Расскажи» - ребенок самостоятельно рассказывает по сюжетной картинке или с помощью наводящих вопросов;

- «У кого кто?» - ребенку предлагается назвать детенышей животных с опорой на картинку.

- составление предложений из слов в начальной форме;

- добавление предлогов в предложение;

- «Назови ласково» - образование уменьшительной формы существительных;

- образование мн.ч. существительных в И.п. и Р.п.;

- употребление предлогов ребенком

- выявление типов употребляемых предложений: ребенку предлагаются предметные картинки, по которым он может составить предложения различных конструкций: простые, простые распространенные и т.д.;

- употребление имен существительных в разных падежах: по предъявленным картинкам ребенка просят ответить на вопросы;

 - употребление ребенком предлогов в самостоятельной речи (ребенок отвечает на вопросы логопеда); составление по картинкам предложений с использованием сложных предлогов;

- согласование существительных с прилагательными, числительными в роде, числе, падеже (ребенку предъявляются картинки, изображающие различные признаки предметов, а так же несколько однородных   предметов);

- образование множественного числа от существительных в единственном числе и наоборот

 

5.

Звукопроизношение

Слоговая структура слов

 

Цель: выявить возможные дефекты звукопроизношения (отсутствие, искажение, замена звука) и состояние слоговой структуры слов

 

- «Назови, что нарисовано на каждой картинке» -

при обследовании произношения отдельных звуков де­тям предлагаются звуки раннего онтогенеза:

гласные: а, и, у, о;

согласные:  м, п, б, т, д, н, в, ф, к, г, х;

йотированные: я, ю, е, ё;

мягкие согласные: «сь», «зь», «ль».

- «Повтори за мной» - выясняется умение ребенка про­износить слова различной слоговой структуры. Слова да­ются с учетом усложнения. Ребенок отраженно повторяет за логопедом двух- и трехсложные слова с от­крытыми слогами, односложные без стечения согласных, двусложные с закрытым слогом, двусложные со стечени­ем согласных в середине слова.

- ребенок самостоятельно называет предметы, изображенные на предметных картинках;

- повторение слов за логопедом;

- изолированное воспроизведение звука;

- повторение одного – двух предложений со словами, максимально насыщенными проверяемым звуком;

- самостоятельное и отраженное произношение слов различной слоговой структуры – со стечением согласных в начале, середине и конце слова, многосложные слова и слова, состоящие из сходных звуков

 

- повторение одного - двух предложений со словами, максимально насыщенными проверяемым звуком;

- самостоятельное и отраженное произношение слов различной слоговой структуры – со стечением согласных в начале, середине и конце слова, многосложные слова и слова, состоящие из сходных звуков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

Фонематический слух

 

Цель: выявить умения дифференцировать звуки речи

 

 

 

 

 

 

 

- «Покажи, кто как голос подает» (проверяется слу­ховое восприятие близких по звучанию звукоподражаний - с опорой на предметную картинку);

- «Дай картинку» (выясняется умение ребенка дифференцировать слова, близкие по звучанию).

 

- определить звук среди других звуков, как различных, так и близких по звучанию;

- повторить слоговые сочетания (для детей младше 5,5 лет предлагается прослушать и воспроизвести 2 слога, для детей старше 5,5 лет – 3 слога);

- дифференцировать слова, состоящие из акустически и артикуляторно близких звуков;

- придумать слова с определенным звуком;

- отобрать картинки с заданным звуком

 

 

7.

Письмо

 

Цель:

-выявить готовность ребенка к письму и способность ориентироваться в тетради

 

-выявить специфические ошибки, обусловленные несформированностью устной речи

 

-выявить уровень практического осознания элементов речи (дифференциация понятий «звук – слог – слово – предложение»)

 

- соединить две – три точки;

- обвести клетку на листе бумаги в клетку;

- написать печатные буквы по опорным точкам и без них (для тех, кто знает буквы);

- выделить строку и провести карандашом по всей её длине;

- повторить предложение из 2 – 3 слов, выделить в нем отдельные слова, указать количество и порядок слов;

- выделить первый и последующий звуки в слове;

- сложить из разрезной азбуки односложные и двухсложные слова (если ребенок знает буквы)

 

- анализ письменных работ ребенка;

- анализ результатов списывания и письма под диктовку во время обследования;

- анализ результатов самостоятельной письменной речи (мини – сочинение);

- пробы на языковой и звукобуквенный анализ, требующие определить количество слов в предложении, количество слогов, звуков в слове и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

Чтение

 

Цель:

-определить на каком этапе усвоения навыка чтения находится ребенок

 

-выявить ошибки допускаемые ребенком при чтении

 

- проверка знания букв;

- проверка умения чтения слогов, слов

 

- чтение связного текста;

- чтение предложений;

- чтение слов;

- чтение слогов;

- чтение отдельных букв;

- пересказ прочитанного текста (повтор прочитанного предложения);

- ответы на вопросы по тексту

 

- чтение связного текста;

- чтение предложений;

- чтение слов;

- пересказ прочитанного текста (повтор  прочитанного предложения);

- ответы на вопросы по тексту

 

 

 

9.

Артикуляционный аппарат

 

Цель: выявить возможные аномалии строения и подвижности органов артикуляции (челюсти, зубы, небо, язык, губы)

 

 - осмотр ротовой полости;

- ребенку предлагается воспроизвести на основе показа или речевой инструкции основные движения языка, губ, мягкого неба

 

По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков

Исследовательская работа« Оценка кислотности атмосферных осадков по результатам обследования дождевой воды и снежного покрова в микрорайоне СОШ №3 Староминского района.»

Исследовательская работа «Оценка  кислотности атмосферных осадков по результатам обследования дождевой воды и снежн...

План самообразования

Постоянно в поисках истины!...

Исследовательская работа« Оценка кислотности атмосферных осадков по результатам обследования дождевой воды и снежного покрова в микрорайоне СОШ №3 Староминского района.»

Исследовательская работа «Оценка  кислотности атмосферных осадков по результатам обследования дождевой воды и снежн...

Индивидуальная образовательная программа как условие профессионального роста педагога

Что такое "Индивидуальная образовательная программа"? Для чего она нужна и как правильно ее составить? Ответы на эти воп...

урок по теме "Свойства карбоновых кислот"

Урок проводится в 10 классе. Первый урок в данной теме....

Конспект урока "Путешествие"

Летние каникулы - это время отдыха на морском побережье или на даче, путешествий в дальние страны, осмотр достопримечате...

презентация

презентация к 23 февраля...

Обучение сочинению-описанию в 5 классе

Данный материал помогает обучить сочинению-описанию, воспитать в ребёнке чувство любви к родному краю, развить наблюдате...

сценарий классного часа "Жизнь -это..."

Сценарий классного часа для старшеклассников.(рзмышления о проблеме двух жизненных позиций : "жизнь для себя" и "жизнь д...