ЖИТЕЛИ ЗЕМЛИ ЮГОРСКОЙ
план-конспект урока по краеведению (10 класс) по теме

 

Цель:выявить насколько хорошо учащиеся могут использовать знания, умения и навыки полученные в процессе изучения краеведческого курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhiteli_zemli_yugorskoy.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: «Жители земли Югорской».

Оборудование: Бахлыков П.С. Юганские ханты.- Тюмень, 2008г.

Край родной. Азбука краеведения. Екатеринбург, 2007.«СВ - 96».

Цель: выявить насколько хорошо учащиеся могут использовать знания, умения и навыки полученные в процессе изучения краеведческого курса.

Ход урока: 1. Орг. момент. Бескрайние таежные просторы Восточного Урала и Западной Сибири издавна населяют два родственных народа - ханты и манси. Манси расселились по левым притокам Нижней Оби и Иртыша вдоль Уральского хребта, а ханты заняли в основном правобережья Оби и Иртыша.

Ученик:

Привет тебе, древнее слово!                                                

Посланец забытых веков.                                                                      

Ты, словно богатая лодка,                                  

До наших дошла берегов.

А время превратно и мглисто.                                      

Куда тебя гонит судьба?                                        

Каким ты наполнено смыслом?

И кто же отправил тебя?

«Сибирь» - берега раздвигая,

Рекою от каменных гор

Течешь, в языках разветвляясь,

Земной обнимая простор.

Во всех ты наречиях мира,

И вот осеняет меня:

Да, были на свете сыпыры,

Скакали на быстрых конях!

И прежде чем в рокот моторов

Явилось ты В наши края,

Сыпыры с широких просторов

Родили тебя, как меня.

Сыпыры, а названы югры,

 По свету тебя понесли

Сыпыры - хунгарской культуры.

Сыпыры - с остяцкой земли.

Прапрадеды ханты и манси

Лепили столицу Искер.

С востока пришли иностранцы

Из южных степей и пещер.

Скатились в холодные чумы

От плена, но в рабство зимы ...

А кто их рассудит с Кучумом? -

Не станем печалиться мы.

Пусть время превратно и мглисто.

Волшебна у слова судьба.

Не страшным - торжественным смыслом

Наполнили люди тебя.

«Сибирь» - и зимою, и летом.

Сияет народам в веках.

И греет она полпланеты,

А искры - во всех языках.


Но история занимает нас лишь на мгновение. Дума устремляется вдаль, где плещутся под солнцем Обь и Иртыш. По ним плывут караваны судов. Они везут трубу, стройматериалы для нефтяных и газовых месторождений Севера. На этих судах плывут наши современники, добытчики нефти и газа. Это новые богатыри. В руках у них не меч, как во времена Ермака. В них кровь многих народов ... Вот только возникает вопрос: сохранят ли они память предков, не нарушат ли гармонию природы? От того, какой мы найдем ответ на этот вопрос, зависит дальнейшая жизнь на Югорской земле.

2.Работа в группах.

ЗАДАНИЕ 1: Вы должны выслушать пословицы, повторить их и определить суть. Разгадай тайну пословиц:

Ненецкие: «Ни перо пишет, а писарь». «Дитя, которое само упало, не плачет».

Мансийские: «Просить дурно, не дать - еще дурнее». «Не трудно заблудиться, если вокруг темный туман».

Хантыйская: «Сильно захочешь и на дерево полезешь».

За правильно расшифрованную пословицу – 10 очков.

ЗАДАНИЕ 2: Уважаемые участники сейчас Вам предстоит ответить на вопросы. Выигрывает та команда, у которой будет больше правильных ответов. За каждый правильный ответ дается одно очко.

Вопросы:

1. На сколько часов жители нашего края встречают новый день раньше, чем жители Парижа? (4 часа).

2. Существовала ли у остяков своя азбука? (нет).

3. Перечислите любые четыре вида дикорастущей ягоды на территории Югры? (черника, брусника, клюква, морошка).

4. Какое название носила древняя столица Югры? (Искер).

5. В каком году был заложен поселок Остяко - Вогульск? (1932).

6. В каком году он получил статус города? (1950).

7. В каком году был образован ХМАО? (10 декабря 1930 г.).

8. Сколько районов входит в состав округа? (9: Белоярский, Березовский, Кондинский,Нефтеюганский, Нижневартовский, Октябрьский, Советский, Сургутский, Ханты-Мансийский).

9. Сколько городов находится на территории ХМАО? (15: Белоярск, Няягань, Мегион, Советский, Урай, Ханты-Мансийск, Лянтор, Когалым, Радужный, Пакачи, Пыть-Ях, Сургут, Нефтеюганск, Лангипас, Нижневартовск).

10. Вспомните, как раньше назывались ханты? (остяки).

11. Назовите древние название манси? (вогулы).

12. Знаете ли Вы, какое название носил наш округ в 1930 году? (Остяко - Вогульский).

13. Вспомните названия коренных народов ХМАО? (ханты, манси, коми, зыряне, ненцы).

14. Какова площадь округа? (523,1 тыс. кв. км.)

15. В какой части света находится наш округ? (Азия).

16. какие заповедники расположены на территории ХМАО? (Малая Сосьва -1976 г., Юганский -1992г.).

17. Куда впадает река Конда? (в Иртыш).

18. Куда впадает Иртыш? (в Обь).

ЗАДАНИЕ 3:  Расскажите об истории г.п.Фёдоровский, используя презентацию, которая была вашим домашним заданием:

  1. возникновение,
  2. развитие,
  3. современность.

Просматривая презентации своих «соперников», подготавливайте вопросы. Чем больше будет задано правильно сформулированных вопросов, тем больше вы заработаете очков для своей команды. За каждый вопрос – одно очко; за каждый верный ответ – также одно очко.

3.Заключение (пока учащийся читает стихотворение, подсчитываются очки  и выявляется команда, которая набрала наибольшее количество очков. Они получают «дипломы» знатоков «Родного края»).

Ученик: 

Всякий раз уезжая куда-то,

Я грущу по сургутской земле ...

Край мой северный, нефтью богатый

И людьми, очень близкими мне.

Край сургутский, поселок любимый,

Где нашла я судьбу и себя,

Добрым ангелом свято хранимый,

Разве можно прожить без тебя!

Двадцать лет неразлучны с тобою,

Край таёжный, посёлок родной,

Ты мне послан был доброй судьбою  

Не найти мне по сердцу иной.

На глазах моих рос, развивался,

Красоты набирался и сил,

И всегда молодым оставался.

Нас растил ты, лелеял, любил.

Здесь мой дом, мои братья и сестры,

Дочка, внучка, работа, друзья,

И с годами все более остро

Понимаю: ты - пристань моя.

Здесь весна удивительно нежная,

Осень - щедрая, лето - в цветах.

Жаль, зима очень долгая, снежная,

Прибавляет седин на висках.

Но не буду сегодня о грустном ...

Я живу и дышу лишь тобой.

Край мой северный, край мой сургутский

Стал мне родиной, домом, судьбой!

Заключительные слова учителя: «Дорогие, ребята, сегодня мы с вами завершаем изучение нашего курса. Каждый из присутствующих плодотворно поработал и наверное открыл для себя нечто новое ещё не известное или не понятое.Мы вспомнили историю нашего округа, посмотрели великолепные презентации, в которую вы вложили частичку своей души. Каждого из нас можно считать теперь настоящим жителем Югры , так как  вы теперь много знаете  о своей малой родине».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал «Сказание о земле Югорской»

Материал внеклассного мероприятия посвящённого Дню Рождения  ХМАО....

Воспитание нового поколения жителей Земли

Детское экологическое движение является одной из важнейших и действенных форм экологического воспитания детей и подростков. Повышение роли экологического образования связано с возникновением серьёзных...

Поэзия земли Югорской

Знакомство с поэтами Югры...

Классный час на тему "Красота земли Югорской в творчестве художников Севера"

Цель: Раскрыть образ земли Югорской, отражённый в работах художников Севера...

Внеклассное мероприятие – детский кукольный спектакль «Удивительные сказки земли Югорской»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия - детского кукольного спектакля посвящена теме дружбы, взаимопонимания, толерантности, любви к ближнему своему, а также любви к нашей малой роди...

Мы живём на земле Югорской.

Спортивный праздник ко дню ХМАО...