Разработка урока по кубановедению
план-конспект урока (краеведение, 8 класс) по теме

Разработка урока по кубановедению в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_kubanovedeniya_v_8_klasse.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Урок Кубановедения в 8 классе.

Тема: «Семейные традиции на Кубани».

Цель:  Раскрыть особенности традиций кубанских семей прошлого и

             настоящего.          

Задачи: 1. Воспитывать любовь и уважение к традициям своей              

                        семьи.

              2. Формировать навыки исследовательской работы.

              3. Развивать интерес к прошлому своей семьи, семейным          

                  традициям.

 Оборудование: мультимедиа, выставка работ учащихся.

 Тип урока: урок – презентация.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

II.       Вступительное слово учителя:

Слайд 1.

- Ребята, тема нашего урока: «Семейные традиции на Кубани».

Сегодня на уроке мы рассмотрим особенности традиций кубанских семей прошлого и настоящего.

 Слайд 2, 3, 4.

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина, для нас таким местом является Краснодарский край, Кубань.

5 слайд.

- Человек рождается на свет, растет, задумывается: кто я? Откуда мои корни? Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную – генеалогическое древо. Эта традиция возвращается в семьи.

6 слайд.

Ученик читает стихотворение о своей семье.

Среди любимых старых фотографий.

Мне дорога особенно одна,

С красивых молодых, влюбленных

Представьте, начиналась я.

Жених серьезный и такой счастливый

Невеста ослепительно мила…

В погожий день, безоблачный и синий

Рождалась новая семья.

Волнуюсь я. Ведь лица мне родные,

Глаза лучистые, радостью полны.

Мой дедушка и бабушка чуть-чуть другие,

Любовью и надеждою сильны.

Пройдут года в заботах и тревогах

Родятся дети и, конечно, я

В моих поступках, взглядах и улыбках

Бабуля часто узнает себя.

И мне приятно видеть гордость деда,

Которому все нравится во мне,

И хочется, чтоб щедро время

Дарило близким много лет.

Я постараюсь быть всегда достойной

Не омрачать ничьих надежд

На древе нашей родословной

Оставлю самый яркий след.

   7 слайд.

 На Кубани вплоть до сороковых годов двадцатого века считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена. Генеалогическое древо рода, художественно оформленное в красивую рамку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род.

 Дома вы тоже составляли свою родословную, и лучшие работы представлены на нашей выставке.

- Ребята, а что для вас означает слово семья?

(Ответы учащихся: Семья - это мама, папа, бабушка, дедушка. Забота, понимание, любовь, защита, тепло, уют).

Семья – это слово понятно всем, как слова хлеб и вода. Семья – это дом, любовь и забота, труд и радость, несчастье и печали, привычки и традиции.

III. Проверка изученного материала.

 - Ребята, а  какие обычаи и традиции казаков вы знаете?

(Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков.

Казак должен был знать 10 Христовых заповедей: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому, и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Ходи в церковь, соблюдай посты. Молись единому Богу Иисусу Христу.)

Казак должен соблюдать следующие законы:

  1. Уважительное отношение к старшим.
  2. Уважение к матери, сестре, жене.
  3.  Почитание гостя.

 - Ребята, а как казак относился к своим родителям?

(Почитание родителей, крестного и крестной было не просто обычаем, а внутренней потребностью заботы о них сына и дочери.

Крестная мать помогала родителям готовить к будущей замужней жизни девочку – казачку, приучала ее к домашнему хозяйству, рукоделию, бережливости, труду.

 На крестного отца возлагалась главная обязанность – подготовка казачонка к службе, причем за военную подготовку казака спрос с крестного отца был большим, чем с родного отца.

 Авторитет отца с матерью был не просто непререкаем, а настолько почитаем, что без благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения по наиболее важным делам. Без согласия родителей и родни, как правило, обязательно не решались вопросы создания семьи: родители принимали самое непосредственное участие в ее создании. Развод у казаков в прошлом,  являлся редчайшим явлением).

- Ребята, а как на Кубани  обращались к отцу, к матери?

(«Вы» «Вы, мама», «Вы, тату».)

- А какие семьи были на Кубани?

(Семьи на Кубани были большие, что объяснялось постоянной нуждой в рабочих руках и сложной обстановкой военного времени. Главной обязанностью казака была военная служба. В казачьих семьях большую роль играла женщина, которая вела домашнее хозяйство, заботилась о стариках, воспитывала младшее поколение.)

- Ребята, а сколько детей было в казачьей семье?

(В казачьей семье было 5-7 детей. Казаки любили детей и рады были и мальчику и девочке. Но мальчику радовались больше, так как это был будущий защитник, продолжатель рода, и на будущего казака, воина община выдавала наделы земли).

- А какие обязанности выполняли дети в казачьей семье?

(Дети рано приобщались к труду, с 5-7 лет они выполняли посильную работу).

- А чему учили сыновей отцы и деды?

(они обучали сыновей и внуков трудовым навыкам, выживанию в опасных условиях, стойкости и выносливости).

- Каким делам обучали девочек бабушки и мамы?

(Умению любить и беречь семью, рачительному ведению хозяйства, вышивать, прясть, шить, ткать.)

-Ребята, а как относились в семьях к старшим?

(Заботились о них,   проявляли поддержку,  оказывали помощь. Уважение прививалось с ранних лет. К дедушке ласково обращались «батько». Слова старшего являлись для младшего обязательными. Всегда спрашивали совета. И во всех делах и спорах - слово старшего было решающим, и требовало немедленного исполнения).

- Молодцы, ребята! Мы вспомнили, как казаки относились к своей семье.

А теперь послушайте стихотворение:

Семья – это дом,

Это двое и третий,

И, быть может, четвертый,

И пятый потом.

Это теплые строки

 в желанном конверте,

Если машет разлука

Печальным крылом.

А семья-это свет,

Что незримо и щедро

Озаряет всю жизнь

И сопутствует нам.

Учитель: Издавна на Кубани существовал обычай: представители одной семьи занимались одним видом деятельности, передавая свое мастерство, свои навыки из поколения в поколение. Так рождались династии гончаров, пекарей, военных, артистов, учителей.

В нашем городе доже есть знаменитые династии.

Это династии Силаковых и Малаховых.

IV. Презентации исследовательской работы (мультимедиа).

Вы провели большую работу, собрав сведения  об этих семьях, и сейчас вы представите свою работу.

9 слайд.

Итак, Семья Силаковых.

10 слайд.

1 ученик. Павел Михайлович Силаков и его семья приехали  на Кубань с брянщины. Позвали их сюда рассказы об удивительном крае, где земли плодородные, а зимы мягкие, где люди трудятся с высокой отдачей. Павел Михайлович в своем родном краю работал бригадиром, руководил большим хозяйством. Но мечта переехать на Кубань не оставляла его, и вся семья тронулась в путь. Приехали в Усть-Лабинский район. Началась трудовая жизнь. 11 слайд.  Сначала рядовым рабочим на виноградниках, а после окончания годичной школы животноводов возглавил коллектив молочно-товарной фермы № 10.

2 ученик.  12 слайд. Дома подрастали сыновья. И вот уже в 1967 году на помощь отцу пришел работать простым лаборантом старший сын-Николай. Служба в армии, институт, и в 1975 году он уже зоотехник колхоза «Кубань». В 1972 году в колхозе произошло знаменательное событие: две знатных семьи хозяйства Силаковых и Марковских решили создать новую семью, так стала продолжаться династия Силаковых на Кубани. В 1973 году на помощь отцу пришел и младший сын Виктор, но  тянуло парня к технике, отец не стал сопротивляться: так значит так. 23 года отработал водителем гаража Виктор Павлович Силаков.

1 ученик: Случилось так, что Павел Михайлович серьезно заболел, и в 1976 году Николаю - молодому специалисту пришлось принять беспокойную должность отца – стать заведующим фермы № 10. Пройдет много лет и уже Виктор продолжит дело отца.

13 слайд. Не дожил до сегодняшнего дня Павел Михайлович, не знает он, какую большую  дружную семью оставил после себя. Фамилию Силаковых знают и уважают не только в племзаводе «Кубань», но и в районе, и в крае.

2 ученик: Не секрет, что семейные узы самые крепкие, самые постоянные, самые надежные. Брат – это самый лучший друг, а сестра – самая верная подруга. Их тепло поддержка, совет, помощь будут сопровождать каждого из вас всю жизнь, даже если вы будете жить в разных концах страны.

1 ученик: Многие представители династии Силаковых и сегодня трудятся на благо Агрообъединения  «Кубань».

14 слайд.  В 2006 году на праздновании Дня города династии Силаковых была вручена от имени администрации района Поздравительная телеграмма.

15 слайд. Глядя на родословные, понимаешь, что в родственниках разобраться нелегко, но нужно, чтобы сохранять основу крепости каждого дома.

16 слайд.

Следующая династия, о которой мы хотим Вам рассказать – это династия Малаховых.

17 слайд. 1 ученик: Родился Виталий Малахов в Усть-Лабинске в 1940 году. Детство пришлось на тяжелые годы войны и послевоенной неустроенности. И первое, что запомнилось ему на всю жизнь - постоянная дума о хлебе, как о самом дорогом и необходимом.

2 ученик.  18 слайд. Когда ему исполнилось лишь 13, он уже значился в списках колхозников 6-й бригады местного колхоза Кубань. Пас коней по ночам, а днем подвозил колхозникам в поле воду. А в 15 лет ему, оставшемуся без отца, как взрослому записывали трудодни и выдавали хлеб.

1 ученик: В трудах и заботах он не заметил, как вымахал в плечистого парня, и подоспела пора идти на службу в армию.  С 1959-по 1962 год он проходит службу в рядах Советской армии. А после демобилизации в первый же день вышел в поле. 19 слайд. Так Виталий восстановил душевный контакт с полем, на котором, можно сказать, вырос и где дал клятву верности земле.

2 ученик: 20 слайд. За годы пока служил солдат, многое изменилось в родном колхозе и бригаде. Больше стало тракторов, комбайнов. Да и Виталий стал зрелым гражданином страны. И вот он уже курсант сельского профтехучилища, а через год тракторист – машинист широкого профиля.

1 ученик: Еще курсантом, когда был в бригаде на практике, Виталий приглянулся опытнейшему колхознику – комбайнеру - Николаю Арсентьевичу Атаманюку своей старательностью, деловитостью и тот приблизил его к себе, взял помощником на свой комбайн.

21 слайд.  А через полгода заявил бригадиру, что Малахову можно доверять комбайн. Так в 1964 году встал в строй квалифицированный хлебороб. Уже в первые годы самостоятельной работы Виталий по намолоту зерна вышел в число лучших в бригаде.

2 ученик:  22 слайд. Теперь он верил, знал, что люди уже никогда не будут знать, что такое нехватка хлеба, что такое голод. Он с еще большим рвением брался за дело и работал с упоением. Мысль о хлебе, о том, что его надо больше, заставляло его лучше осваивать комбайн и содержать.  

 1 ученик: 23 слайд. Эти годы становления хлеборобского мастерства Виталия и временем взлета его души, реализации его жизненных планов.

24 слайд. В эти же годы он познакомился со своей будущей супругой, а в 1965 году у них родился сын Евгений.

25 слайд. С 1968 г. В. Малахов работает в прославленной Клепиковской бригаде. А в это время подрастает его сын Евгений, закончив,  нашу школу, он поступает в Кубанский сельскохозяйственный институт  на факультет механизации сельского хозяйства. 26 слайд. Окончив институт, Женя устраивается на работу мастером-наладчиком в бригаду № 1. Затем стал работать помощником механика в бригаде № 2, а после устроился в авто-гараж «Кубань» механиком  по эксплуатации. В настоящее время Евгений работает инженером по эксплуатации в авто-гараже Агрообъединения «Кубань».

 2 ученик: 27 слайд.  Дети, которые появились в семьи Евгения тоже пошли по стопам деда. Старший сын Руслан, окончив 6-ю школу, поступил в кубанский Аграрный Государственный Университет на факультет механизации, который когда-то окончил его отец.

 А младшая дочь Кристина, будущая выпускница нашей школы, так же собирается поступать в Кубанский университет.

1 ученик: 28 слайд. В заключение моего рассказа хочется вернуться к родоначальнику Династии Малаховых и сказать, о том, что он является первым на Кубани Полным Кавалером Ордена Трудовой Славы, Почетным гражданином города Усть-Лабинска, заслуженным работником сельского хозяйства Кубани и награжден Золотой медалью 3 степени за вклад в развитие Кубани.

 

29 слайд. В настоящее время Виталий Павлович находится на заслуженном отдыхе, но продолжает на общественных началах работать председателем Краевого филиала героев соцтруда г. Усть-Лабинска.

 V.  Итог урока.

- Итак, что же такое семья?

- О каких семейных династиях мы сегодня говорили?

Учитель: В заключение нашего рассказа хочется сказать:

Ведь семья – это все:

Без нее холодней одинокая жизнь,

Одинокая мысль,

Ничего не бывает на свете родней,

Ничего, как не думай и как не храбрись.

А семья - это флаг, что несут поколенья,

Эстафетой любви, эстафетой добра,

И ее никогда и никто не отменит,

И назавтра ей солнечней быть, чем вчера!

(Под музыку звучат слова).

Итак, ребята, сегодня мы говорили о семье. И пусть ваши предки не были известными личностями, но были просто хорошими, достойными уважения людьми, любящими свою семью, Родину и свое дело.

Чем больше будет больших и дружных семей, тем дело возрождения пойдет быстрее.  (Зажечь пламя)

(Звучит песня) (Во время песни слайды 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36).

«Наш дом».

(Припев исполняют все)

Пусть ваш дом согреется теплом любви

Всем кто будет в нем

он радость подарит

Самым лучшим и уютным будет дом,

Где с семьею счастье обретем.

Я хочу, чтобы пламя семейного очага всегда согревало и поддерживало вас в трудную минуту.

На этом наш урок завершен, всем большое спасибо.

Домашнее задание: написать  сочинение  о традициях в вашей семье.  

Организация на перемену.    

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по кубановедению в 6 классе: "Посредническая деятельность генуэзцев".

Предлагается методическая разработка урока по модулю "История Кубани" в средневековый период....

Разработка урока по кубановедению в 6 классе "Памятники природы, истории, культуры".

Данная разработка урока относится к модулю "Природа родного края"  по кубановедению в 6 классе...

Разработка урока по кубановедению в 5 классе "Начало древнегреческой колонизации".

Данная разработка относится к разделу "История Кубани, археология, мифология"....

Разработка урока по кубановедению для 6 класса

Материал будет интересен учителям географии и кубановедения...

Разработка урока по кубановедению

Обобщающий урок "Природа малой родины и человек"...

Разработка урока по кубановедению в 4 классе "Защитники Отечества"

Разработка урока по кубановедени,содержит элементы технологии критического вида мышления,работу с разными источниками,материал может быть использован как для урокох кубановедения,так и для единых урок...

Методическая разработка урока по кубановедению "Казак без веры-не казак!"

Методическая разработка урока кубановедения«Казак без веры – не казак!» учитель истории и обществознания Айрапетян Айкуи КароевнаТип занятия: урок новых знаний.Задачи и цел...