Фольклорная традиция Нижегородской области. Разнообразие жанров. Малые жанры фольклора.
план-конспект урока (краеведение, 6 класс) по теме

Шитова Светлана Александровна

пусто

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фольклорная традиция Нижегородской области.

Разнообразие жанров. Малые жанры  фольклора.

Цели: дать понятие о нижегородском фольклоре, развить речь учащихся; помочь овладеть умением складывать загадку.

Оборудование: иллюстрация с изображением  петуха.

Ход занятия

  1. Вступительное слово учителя.

Учитель. Рождение устного народного творчества затерялось где-то в глубине веков. Что значит «устное»? (Уста – губы, рот.)

    Передававшиеся из уст в уста, от одного поколения к другому  сказки, пословицы, загадки, всегда отображали мечты и чаяния народа о радостном и плодотворном труде, о победе  добра над  злом, о справедливости, о вере в лучшее будущее. Веками люди оттачивали созданные произведения, переделывая, дополняя, создавая новые варианты. Мудрость, смекалка, удалое веселье, задиристость, напевность сконцентрировались в устном народном творчестве народа Нижегородской области.

  1. Беседа по вопросам.
  1. Ребята, а что такое «Фольклор»?

закличка

потешка

Устное народное творчество – это жанр литературы.  Назовите малые жанры этого творчества. прибаутка

пестушка

УНТ Нижегородской области

считалка

сказка

скороговорка

частушка

загадка

Вот такое замечательное  солнышко у нас получилось.

  1. Беседа о малом жанре устного творчества нижегородской области – загадке.

         «Если бы меня попросили назвать самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова, я, не задумываясь, сказал бы: это загадки» (Ю.Г. Круглов)

         Что же такое «загадки»?

         Загадки относятся к так называемым «малым жанрам» фольклора, что не мешает им занимать достаточно видное место в народном творчестве. По сути, они так же, как и поговорки и пословицы, в лаконичной образной форме аккумулируют народную мудрость, многолетние наблюдения над природными явлениями и окружающим миром, служат целям воспитания, сохранения многовекового народного опыта.

        Загадки – это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.

 о все загадки разные, и иносказательность есть не во всех. Вот, например, в загадке  «Не зверь, не птица, в носу спица, летит – кричит, сядет – молчит. Кто его убьет, свою кровь прольет»  иносказательно представлен комар.  Эта загадка записана  от Яшина В.И., 1906 г., в с. Обухово   Первомайского р-на. А в загадке «Маленькая, легонькая, а за хвост не поднимешь» нет иносказания, а есть описание ящерицы и момента в ее поведении. Кстати, эта загадка записана от     Демидовой М.П., 1910 г., в с. Шутилово   Первомайского р-на.

         Есть загадки-вопросы.  «На что похожа половина яблока?» -  На другую половину  (Зап. от Мишанова М.М., 1958 г., с. Чернуха  Арзамасского р-на.).

Такие загадки требуют неординарного мышления. Нужно из громадного количества возможных ответов дать один, с каким согласились бы все. Да! Половинка яблока  может быть похожа на многие предметы (круг, сердце и тд.), но только вторая, как две капли воды, схожа с первой. Значит, с ответом – « На вторую половину» - согласятся все.

         Еще один вид загадки-задачки. Вот, например, такая: « Летела стая совсем небольшая. Сколько в стае птиц и как они называются?». Зап. от Мишанова М.М., 1958 г., с. Чернуха   Арзамасского р-на.Ответ: «Семь сов – сов сем».

         Итак, загадки развивают наблюдательность, активизируют мыслительную деятельность, тренируют сообразительность.

         Вывод. Сходства и различия.

         Сходство всех четырех видов сказок – в их построении. Композиция состоит из двух частей: первая – вопрос, вторая – ответ. Загадки-иносказания и загадки-описания отличаются от загадок-вопросов и загадок-задач тем, что они созданы на основе поэтической образности большого количества художественных деталей.

Загадки-вопросы  и загадки-задачи сильны своей логикой, игрой ума.

  1. Обучение составлению своей загадки.
  1. Загадка-иносказание.

          Важно, чтобы учащиеся смогли сопоставить один предмет с другим. Например, учитель показывает рисунок петуха на заборе, бравого, с ярким оперением. Сообщает, что петух – птица воинствующая, своих кур в обиду не дает, поэтому его можно сравнить с воином, наездником. У петуха есть особенности строения – шпоры (палец). А теперь загадка уже сложилась:

  Не воин, а со шпорами, не караульщик, а кричит.

  1. Загадка-описание.

         Учитель может предложить учащимся представить себе горную реку. Подбираются глаголы-синонимы, характеризующие движение реки: бежит, течет и т.д. Можно обратить внимание учащихся на то, что поток никогда не кончается. И вновь происходит рождение сказки:

Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит.

Работу можно продолжить в виде конкурса, где для подведения итогов выбирают жюри.

          Аналогичную работу можно провести и по жанру частушки, используя соответствующий материал.

  1. Запись учащимися загадок.
  2. Домашнее задание: Сочинить загадки, подготовиться к викторине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации к уроку биологического краеведения в 6 классе "Земноводные Нижегородской области" и "Пресмыкающиеся Нижегородской области"

Презентации могут использоваться на уроках биологического краеведения в 6 классе и мероприятиях экологической направленности. Презентации включают в себя информацию и фотографии животных. А так же ста...

Презентация: "Мой родной край. Нижегородская область". Викторина по Нижегородской области.

Содержит вопросы  и ответы: об административно-территориальном составе, рельефе, полезных ископаемых, растительности, реках иоб охраняемых природных территориях Нижегородской области....

Методическое письмо «О преподавании образовательной области «Технология» в общеобразовательных учреждениях Нижегородской области в 2015-2016 учебном году»

Методическое письмо «О преподавании образовательной области «Технология» в общеобразовательных учреждениях Нижегородской области в 2015-2016 учебном году»...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО В 5 КЛАССЕ ПО ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ОБЩЕСТВЕННО НАУЧНЫЕ ПРЕДМЕТЫ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2015-2016 УЧЕБНОМ ГОДУ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО  В 5 КЛАССЕ ПО ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ОБЩЕСТВЕННО НАУЧНЫЕ ПРЕДМЕТЫ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2015-2016 УЧЕБ...

«9 класс Урок №2. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров».

laquo;9 класс Урок №2. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров».Цель: кратко познакомить учеников с обстоятельствами воз­никновения древнерусской литер...

Кроссворд «Разнообразие жанров»

Кроссворд «Разнообразие жанров»...