Проектная работа по теме «Сердцу близкий уголок мой Исергап» (« Йөрәгемә терәгем син, туган авылым Исергәп”)
проект по краеведению (9 класс) по теме

Абузарова Рузиля Динмухаметовна

 

Проектная  работа по теме «Сердцу близкий уголок мой Исергап» (« Йөрәгемә терәгем син, туган авылым Исергәп”) посвящается истории нашего села Исергапово, с создания села, происхождения названия. В работе освещаются все стороны истории села: просвещение, доблестные люди , выдающиеся личности, сегодняшнее села.

Целью  данного проекта является: сбор  и накопление материалов  по истории села.

Задачи: ознакомление молодого поколения с историей села, с его прошлым и сегодняшним днем, воспитание любви и уважения к родной земле.

                                                   Основная часть

Мое родное село Исергапово расположено на юго – востоке Республики Татарстан Российской Федерации. С южной стороны село граничит с Республикой Башкортостан. Площадь села  посевными полями и сельскохозяйственными угодьями составляет 606541 гектаров. На сегодняшний день на селе в 421  домохозяйствах   проживают 1096 человек.

На этой благодатной земле, где из подножья гор бьют многочисленные родники, люди живут издавна. Слово «Исергап» образовано от тюркского «Есирка» (жалеть). У бурзянских башкир слово «Исергап» (Исиркап) употреблялось как мужское имя (книга «Башкорт шажэрэлэре» стр.152) Старик Исергаб- башкир по национальности поселился со своими сыновьями и братьями на месте современной улицы Советская, раньше улица называлась Башкорт урамы. В народе и по сей день  эту улицу называют Башкорт урамы. Это были первые поселенцы и отсюда произошло название  села Исергапово. Места были богатые лесами, где водилось много пушных зверей, в речках плавали разные рыбы,  почва была очень плодородная.

Переселившиеся в 1751 году из села Курса Арской дороги (нынешняя Верхняя Курса Арского района Республики Татарстан) со своим родом из 15 лиц мужского пола человек тоже обосновались на этих местах. В народе эту улицу называют Казан урамы (улица Казанская), название улицы и по сей день называется Казанская. Первую зиму они пережили в выкопанных в короткие сроки землянках, обогреваемых изнутри очагами открытого огня. Весной посеяли хлеба, летом косили сено, рубили лес и строили дома.

В селе говорят  на Мензелинском диалекте Приуральской группы казанских татар. В языке местного населения много башкиризмов. Наблюдается резко заметная замена звука (з) на (д).

     17 июня 1761 года в Исергапово переселился служивый татарин Мансур Тавялов с несколькими своими приближенными. А еще в 1762 году сюда переселились несколько человек из Казанского и Свияжского уездов, приписанных адмиралтейству

В селе Исергапово в 1795году среди государственных крестьян было 50 мужчин, 27 женщин.

Перед отменой крепостного права в селе было 331 мужчин. Крестьяне имели 2350 десятин земли.

До революции местное население носило название –типтяре.

По первой переписи, проведенной в селе Исергапово, в 1795 году в 36 домовладениях жили 117 лиц мужского и 112 – женского пола. 143 из них записали себя башкирами. Они имели два десятка домовладений. Еще 44 пришлых башкира жили в шести домовладениях. Одна семья из 4 человек записались типтярами.

В селе издавна существовало 3 общества:

- Башкирское общество. Это общество являлось первооснователями села. Здесь жила более зажиточная часть населения.

-Ясачное общество. Сюда входили жители улицы Казанской. В 1730-40 годы много казанских татар уходили в Башкирские земли (8 семей)

-Типтярское общество. Часть современной улицы Ленина. На этой улице проживала беднейшая  часть населения.

Ясачные общины владели угодьями, пахотной землей, лугами, лесами, полями, которые внутри общины делились между отдельными хозяйствами. Хорошая лошадь всегда была мечтой каждого жителя. 30% хозяйств села были безлошадными. У 50-60% населения была одна лошадь. Многие жители даже не имели возможность содержать корову, разводили коз.

12 января1783 года получили разрешение на переселение в село Ибрагим Надиров, Мухараб Мансуров и Биккул Имангулов. В этот же день составили договор о переселении с условием оплаты мулла Исмагил Якупов и татарин Гали Бикматов. Повод для переезда сюда священнослужителя Исмагила был, так как Указом Екатерины11 в Уфе было создано Духовное управление и в деревни направляли мулл, разрешили строить мечети.

Бумагу для заполучения урем, сенокосных угодий, плодородных земель написали выходцы из Кыр-Зиланской волости Башкортостана еще 24 июля 1749 года. Но челобитные Тапича Уразаева, Самея Тойкина и Утягана Сафарова не были подписаны. И они продолжали жить на этих землях, не уплачивая положенную дань

«…Башкирцы , типтяри и ясашные татары представители на право владения землею нигде незасвидетельсьвованные данные от вотчиннков башкирцев Кыр-Иланской волости договоров 24 июля 1749 годаТапичу Уразаеву, самею Тойкину и Утягану Сафарову, жить и владеть с ними во обще землею из платежой ясаку без обозначения срока; переводы из татарских писем данных 17 июня 1761 года служилым татарам: Мансуру Тавалову и прочим; 12 января 1783 года Ибрагиму Имангулову; договор 12 января 1783 года мулле Исмагилу Якупову и без обозначения время выдачи, татарину Галию Бикматову всем им жить и владеть землею из платежа оброка ежегодно с двора по 15 копеек; без обозначения срока копию с Указа из Уфимской казенной палаты от 26 июля 1799 года № 1098, с перечислении служилого татарина Габдрахмана Абдулгалямова в деревню Исергапову; подленный приказ начальника 12 башкирского кантона от 8 июля 1807 года за № 146, юртовому старшине Хамиту Яркееву с препровождением на жительство в деревню Исергапову выходца из заграницы Тухфетуллы Гайсина и о содержании его на ряду с башкирцами, да копию с Указа Бугульминского уездного суда от 12 апреля 1834 года за № 497 о причислении в тептярское звание помянутого выходца Гайсина в тою же деревню Исергапову. По ривизиям состояло:

-башкирцев -7-й – 37 и 8-й -57

-тептярей – 7-й – 14 и 8-й – 26

-татар -7-й – 34 и 8-й – 51 души….»              

Тагир Каримов. 

«Сборник документов по истории Бавлинского края.

Том 1. Заселение края в 17-18 вв.      

 

                                               Х11 кантон.

 

В конце Х1Х века в Оренбургской губернии для сдерживания бунтарского духа людей  создали кантонную систему. Башкиры были вынуждены содержать войско в десятки тысяч воинов и охранять границы, участвовать в битвах.

По свидетельствованию бумаг, обнаруженных в Центральном архиве Республики Башкортостан историком Тагиром Каримовым, по указу Уфимской казенной палаты 26 июля 1799 года служивый татарин Габдрахман Абдулгаллямов был переведен в село Исергапово.

8 июля 1807 года в село был переселен «из-за границы» участник кампании России против Пруссии Тухфатулла Гайсин. Об этом был издан приказ под номером 146 старшины юрта Хамита Яркая. Гайсин, прослуживший 27 лет, был переведен в сословие типтяров. В составе кантонов Исергапово относилось к 6-ой юрте Х11 кантона Тынламас тюбе Кыр-Еланской волости.

 Еще до начала Отечественной войны 1812 года из этих краев начали брать в рекруты, каждый третий мужчина привлекался к военной службе. Жители села Исергапово тоже сражались против наполеоновских войск, многие сложили головы на полях битвы. Несмотря на это, седьмая ревизия показала, что население села увеличилось, больше стало многодетных семей. Почему-то в этой ревизии регистрировались только лица мужского пола, количество домовладений между двумя ревизиями увеличилось на 23. Мужчин, записавших себя башкирами, в это время было 111 (башкиры не платили по усадебного налога на землю). Они жили в 33 домовладениях. «Навечно припущенные» к  башкирам- землевладельцам ясачные татары в количестве 27 лиц мужского пола жили в 11 землевладениях. Они при  получении права на строительство избы платили 3 рубля, а затем по 15 копеек за каждое землевладение.

                                                         

                                                    ТИПТЯРЫ.

Трудолюбивые типтяры- поселенцы сначала были одинокими – бобылями. В 1747 году восставшие безземельные бобыли из Бирской местности переселились в эти края. Их по-другому называли Атамби. Вот они и заложили в селе Исергапово улицу Атамби, в настоящее время улица Ленина в народе именуется Атамби.

Хотя и 11 семей башкиров-переселенцев были приписаны в селе Исергапово, 37 лиц мужского пола жили в селе Тумбарла с условием платы в год по 25 копеек с землевладения, так было записано в документах ревизии 1816 года. В первой половине Х1Х века из этих краев многих привлекали на строительство городов и дорог, причем безо всякой оплаты. Каждый должен был прибыть со своей лошадью и повозкой. Таким образом, была построена  дорога Бугульма- Стерлитамак. Жизнь  людей становилось все труднее.  В первой      четверти века в прикских (река Ик) уездах произошло около 25  крестьянских восстаний.

По данным восьмой ревизии в 1834-42-х годах в селе Исергапово проживало более 530 человек населения. Из них 249 мужчин и 255 женщин записаны башкирами, в том числе 55 мужчин и 50 женщин – припущенников имели землевладения. Это уже была прослойка, наживающая чужим трудом.

Типтярами записаны 27 мужчин, которые не считались людьми кантона, а их женщин вообще не учитывали. Но они уже жили на этой земле в течение целого века. У них был договор, составленный с башкирскими землевладельцами в 1743 году. Но во время ревизии 1836 года башкирские попечители нашли повод вернуть эти бумаги. И этот документ подтверждает факт переселения типтяров в середине ХV111 века в эти края и основания ими рода.

В первой половине Х1Х века противоречия между землевладельцами и наемными крестьянами обостряются. Когда на приикские угодья переселились выходцы из других губерний России, земли не стало хватать. После отнесения Бугульминского уезда в 1851 году к Самарской губернии положение сельского населения еще более осложнилось, ведь теперь каждую бумагу надо было составлять на русском языке. Чиновники же межевальной конторы, если не владеешь русским языком, и разговаривать даже не стали. Порядки барщины заставляли крестьян работать со своей лошадью по три дня в неделю на помещиков. Поборы с каждой семьи в среднем доходили до 17 рублей. Даже реформа 1861 года не изменила положение крестьян: хотя безземельным было роздано по 4-7 десятин земли и предоставлено право заниматься ремеслами. 14 мая 1863 года наконец гражданские права башкирцев и припущенников были уравнены.  Но этот указ Госсовета вызвал распри и столкновения за владения землей. В этот же год в село Исергапово был направлен карательный отряд и 40 человек были подвергнуты наказанию нагайками…

 В 1865 году кантонная система была несколько смягчена, сельские дела преимущественно решались принятыми на сходках постановлениями. Избирались старосты, в волостных центрах появлялись суды. Данные десятой ревизии 1859 года кантонное начальство обнародовало в виде ведомости лишь в 1864 году. В отчете было указано, что считая вотчинников и припущенников (права одинаковые), в 135 домовладениях села жили 474 мужчин и 468 женщин. Чем же жило село, где проживали 942 человека? В  «Экономических обозреваниях», опубликованных в середине века об этом было написано: «Жители сел Бавлы, Исергапово, Красный Яр живут, довольствуясь закрепленными за ними рекой, ручьями. Земли черноземные, с почвой серопесчаной, а материк - каменистая глина.  Из посеянного больше урожая дают рожь, овес, просо, другие семена дают посредственно. Сенокосы же хорошие. Служилые  и ясачные татары платят оброк с назначенного оклада, некоторые же занимаются торговлей, ездят в города Оренбург, Троицк, из Бухары привозят товары из хлопка, шелка. Женщины, кроме полевых работ, заняты рукоделием. Прядут коноплю, шерсть, выделывают полотна, сукно».

Реформы несколько улучшили положение  крестьян: они стали получать землю, развивались ремесла, шла к концу барщина. Повысились урожаи. Хотя они были несравнимы с сегодняшними. В 1883 году урожай ржи, овса, проса составлял с десятины 27 пудов.

После революции 1905 года, Столыпинская реформа несколько усилила внимание к сельскохозяйственному производству. Но, прельщая большими подъемными деньгами крепких крестьян, в том числе и из села Исергапово, переселяли осваивать Сибирские земли. В канун октябрьской революции в селе Исергапово жило 2578 человек. Но столкновения тех лет и гражданская война серьезно уменьшили сельское население.

 

ГРОЗНЫЕ ГОДЫ.

 

    Крестьянское восстание 1773 года под предводительством  Пугачева оставило свой след в селе Исергапово под названием «Даулы болыны» («Спорный луг»). В битвах приняли участие и исергаповцы, их предводитель погиб. Его могилу оградили забором из камней и сейчас чтят как место захоронения ясновидца. Эта могила сейчас называется «Эулия кабере» (Могила ясновидца»)  

  Гражданская война, мятеж вилочников не обошли стороной и село Исергапово. Исергаповцы активно участвовали также в борьбе против Колчака, воевали в дивизии легендарного Чапаева.  Вот некоторые сведения из похода по местам боев 218 Рязанского полка 25 Чапаевской дивизии:

«… 11 мая 1919 года полк выдержал крупный бой в районе  села Салихово и наступал через с. Измайлово на с. Покровоский Урустамак, с. Дмитриево (Бокла), которые и занял, а 12 мая передовой отряд полка вместе с 25 кавдивизионом занял                Татарская Тумбарла» В те грозные годы село потеряло образованного, очень уважаемого Малик – бая, от рук вилочников пал библиотекарь, просветитель Мусагит Гамбаров.  Могила  Мусагита Гамбарова находится в городе Бугульме Республики Татарстан. Много погибло и простых людей.

В 1920-21 годах пятеро исергаповцев в составе продовольственных отрядов принимали участие в реквизиции зерна от населения. 8 марта 1929 года жители села Исергапово организовали коллективное хозяйство, где было 22 лошади, девять коров, 31 овца, 12 плугов, 17 ульев, по одной сеялке, жатке, бороне. Первым его председателем стал учитель Гимаз Низамов. Принимается Устав колхоза. Через некоторое время председателем назначается   двадцати пяти тысячник Хайрутдинов. В 1930 году урожаи были невысокими: ржи собрано с гектара по 7, овса -12, пшеницы – 7, гороха – 9, проса – 5, конопли – 4, мака – 4, подсолнуха – 9,25 центнера.

В 1930 году уезды были ликвидированы и организованы районы. Одним из крупнейших сел Бавлинского района тогда было село Исергапово, здесь жило 2107 человек, был свой базар. Но после организации района было решено закрыть сельские базары и открыть в Бавлах большой рынок, работающий по пятницам. Изменились требования к просвещению. Правительство Татарстана потребовало обучать в 1930-31 учебном году всех детей 8-10 –летнего возраста.

 Жители села Исергапово шли в передовых рядах в  районе по сельскому хозяйству. Проложивший первую борозду на Бавлинской земле на тракторе Мияссар Миннибаев был удостоен ордену Ленина. Воевавший на границе около озера Хасан Габит Халитов был награжден орденом Боевого Красного Знамени.

В 1933 году колхозники начали строить на селе кирпичный завод.

С 1934 по май месяц 1935 года председателем колхоза был Шавали Гилязев.

Первая трактористка колхоза – Мукатдаса Заляева.

Первые шоферы колхоза – Мугаллим Султанов, Гариф Газиев.

Июнь 1935- июнь 1936 года – председатель колхоза Нургали Хабибуллин..

В 1935 году бригада колхоза «Урал», руководимая Нургали Набиевым, за ударную работу была награждена походной кухней, чайником, 25 мисками, 25 кружками, двумя ковшами, одним ведром и килограммом плиточного чая. Самому бригадиру была вручена гармонь.

 

1936-1938 гг.- председатель Гафият Ибатов.

1938 год- председатель Лотфулла Гибадуллин.

1939 год- преседатель Нургали Хабибуллин.

1940-41 гг.- председатель Гимаз Низамов.

1941-42 гг.- председатель Шигап Заляев.

1942-43гг.- председатель Мирхатим Батраев.

1943- 46гг- председатель Сайфи Абдулов1947-52гг.- председатель Нуриман Хабипов.

1954-67 гг- колхозом возглавлял Бакиров Зиннур Хатипович. Колхоз вырос до звания «миллионер»

14 апреля 1958 года колхоз «Йолдыз» («Звезда») входит в сосотав колхоза «Урал», председателем был Муллаян Шакиров.

1967- 85 гг. – председатель Зияров Зямиль Мухамматкарипович.

1985- 89гг. – председатель Хабипов Альберт Габбасович.

1989- 1993 гг.- председатель Бакиров Анас Камилевич.

1993год - председатель Айрат Фатхуллин.

 1994- 2000гг - председатель Фахриев Ринат Карамович.

С 2000 года по нынешний день  СПК «Урал»  возглавляет Газзалиев Хаким Фазлыевич.

   Среди жителей села Исергапово очень много тружеников , удостоенных государственным наградам. Доярка Мухаммадиева Зайтуна Галиахматовна указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 марта  1966 года награждена медалью «За трудовую доблесть».

Комбайнер Нагимов Магруф Нурмыхамматович указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 июня 1966 года награжден медалью «За трудовую доблесть», от 14 февраля 1975 года -  орденом Трудовой славы 3 степени.

Ахметзянов Тагир- медалью «За трудовые подвиги»

Давлетов Мухтасим – медалью «За трудовые подвиги».

Мифтахутдинова Разыя – медалью «За трудовое отличие»

Мияссаров Асгат- награжден орденом Знака Почета.

 Латыйпов Нургали  награжден орденом Трудовой славы.

Бакиров Мияссар Хатипович награжден указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 декабря 1973 года  орденом Трудовой Красной Знамени.

И в годы Великой Отечественной войны исергаповцы проявили трудовую доблесть и героизм. Из села ушли защищать Родину 560 человек. Трое из них - женщины, добровольно ушедшие на фронт. 306 человек из села Исергапово сложили свои головы на полях сражений.

Пятеро сыновей Закии и Ибрагим  Миннебаевых сложили головы на полях сражений. Старший сын Муксин Миннебаев (1906 года рождения) до войны был начальником пограничной  заставы. В 1939 году работал председателем отдела  Бавлинского райкома.

1908 года рождения Мухтасим Миннебаев окончил Татарский Коммунистический университет, работал учителем в школах села Шалты и Татарская Тумбарла Бавлинского района.

Третий сын Минзагит Миннебаев, 1912 года рождения,  тоже окончил Татарский Коммунистический университет, преподавал в сельских школах, работал директором школы, секретарем Бавлинского райкома комсомола. Старший лейтенант Минзагит Миннебаев защищал Ленинград.

Четвертый сын Мухамметзагит Миннебаев, 1918 года рождения, после окончания Казанского института Учителей преподавал историю в Бавлинской школе.

Пятый сын Нурзагит Миннебаев, 1918 года рождения,  работал на селе продавцом. После очередной поездки в район  за товарами на обратном пути пришлось остановиться у друзей, в этот день у него украли один рулон  ткани. На другой же день пришла ревизия, обнаружили недостачу этой ткани.  За это Нурзагита осудили по статье 116 на 3 года. О дальнейшей судьбе Нурзагита узнали из писем, переписывались с его родными, с его товарищами, нашли того человека, который встретил Нурзагита в поезде при отправке осужденных. Это было в 1934 году, человек который встретил Миннебаева , работал в разных должностях. Дальнейшая судьба, где погиб и где похоронен Нурзагит Миннебаев, неизвестно. На месте, где родились и выросли эти отважные сыновья, установлена мемориальная доска.

  В 1965году в селе Исергапово был воздвигнут и открыт памятник павшим в Великой Отечественной войне.

Жители села Исергапово собрали для строительства танковой колонны «Колхозник Татарии»  400 тысяч рублей. За год отправили на фронт 230 рукавиц, 150 шерстяных носков, 300 овчин, а школьники заработали для приобретения подарков бойцам на фронте 500 рублей. В годы войны колхоз «Урал» являлся крупнейшим в районе и объединял 580 хозяйств. Руководил колхозом Сайфи Абдуллов. Секретарь комсомольской организации  Миргазиян Юнусов в период посевной 1943-44 годов занял первое место среди пахарей района. В те годы 14-летние подростки конным плугом за сезон пахали по 70 гектаров земли.

Просвещение в селе Исергапово.

 

Известно, что появление первого муллы в селе Исергапово было в 1783году, но дата возведения первой мечети пока неизвестно. По сведениям начала ХХ века имам-хатибом первой мечети был с 1871 года Мухамматхатип Мухамматвалеев, муадзин же Халиулла Рахимкулов вел службу с 1863 года. В 1910 два мугаллима – С. Гиззатуллин и М.Гамбаров учили шакирдов, одновременно исполняя обязанности муллы.

Открытой в 1898 году второй мечети имамом был Ахматсафа Мухтасаров, муадзиномМ.Мухамматлатып. Третья мечеть открылась в 1902 году имамом там был Хамза Мухамматгарифов, муадзином- Шафигулла Галиуллин.

17 ноября 1919 года на собрании молодежи села был создан союз молодежи. Председателем союза избирается Абдулла Хамзин, секретарем Ахметгали Ганиев.

11 декабря 19230 года была организована ячейка РКСМ. Открылась школа сельской молодежи. Вот первые комсомольцы села: Шамсуллин Миншаги, Шакиров Ахметгарай, Яруллин Хайрулла, Халфетдинов Замалетдин, Нурлыгаянов Фатхелислам, Гараев Нургали, Валиахметов Миннахмат, Лотфуллин Миннулла, Бахтигараев Исламнур, Рамазанов Ибрагим. Каменный амбар Миннуллы бая заняли под клуб. В 1921 году начала работать изба-читальня. Первым библиотекарем был Шакирзянов Сабирзян.

В 1920году в село приехал представитель Бугульминского кантона – редактор газеты «Якты юл» Музагит Мухтасаров, чтобы организовать молодежь в ЧОН

8 марта 1820 года при участии Гали Бикчурина в селе Исергапово создается ячейка РКП(б).

6 ноября 1928 года повязали первые красные галстуки пионерам села.  Первые пионеры : Самигуллина Фархезиган, Мухаммадиева Мафтуха, Нагимов Исмагил, Шагалиев Гали, Ахметзянова Канафия, Гилязова Бадар, Хабирова Такмиля, Зияров Хабип.

Первые медресе в селе Исергапово открылись 1905-06 годах.

В 1914 году открылась школа для девочек. В доме Шавали стали обучать девочек грамоте. В этом же году ввели в медресе обучение географии, арифметике. В 1914 году работали учителями Валиуллин Гамир, Шакирзянов Закирзян, Ибатов Шафигулла, Тазетдинов салман, Ахметзянов Шарипзян.

В 2004 году открылась новая красивая  мечеть со всеми удобствами на самом видном месте села.

В 1918 – 19 гг. в селе открывается и начала работать советская школа.

В 1929 году школа преобразовалась в начальную школу.

1935-36 гг. - организовалась семилетняя школа.

В 1958-59 гг. семилетняя школа преобразована в восьмилетнюю школу.

1966-67 учебный год - построена и сдана новая школа на 320 мест, с этого учебного года начинает работать Исергаповская средняя школа.

13 сентября 1996 года кабинет Министров Республики Татарстан постановил принять предложение: о присвоении Исергаповской средней школе имени бывшего директора Зиярова Аухадия Мухамматкариповича  и впредь именовать ее Исергаповская средняя школа имени А.М.Зиярова. На стене новой школы установлена мемориальная доска о присвоении школе имени А.М.Зиярова.

1 сентября 2005 года построена и сдана новая двухэтажная школа на 162 ученических места. Заказчик – главное инвестиционно-строительное управление  Республики Татарстан, начальник Р.Ш.Халитов

Выдающиеся личности села Исергапово

 

Самый уважаемый, почетный человек села Исергапово, Отличник народного просвещения РСФСР, Заслуженный учитель Татарстана, кавалер орденов  «Красной Звезды» и  «Знака Почета» Зияров Аухади Мухамматкарипович родился 14 декабря 1922 года в селе Исергапово. 1939- 41 гг . работал заведующим председателя Бавлинского районного комитета комсомола и партии. Работал учителем в Ново- Чутинской школе. В 1941-45 гг.воевал на фронтах Великой Отечественной войны, был танковой бригады, дошел до Берлина.

После войны работал заместителем председателя Бавлинского райфо, директором  Наримановской школы. С 1949 по 1985 годы работал в Исергаповской средней школе, последние 27 лет – директором школы. В одно и то же время 17 лет руководил партийную организацию колхоза «Урал». 

Дети- Амир, Амина, Анис, Анвар, получили высшее образование. Старший сын Амир Аухадиевич – учитель русского языка и литературы, преподавал в Исергаповской средней школе, в татарской гимназии города Бавлы. Отличник просвещения Татарстана, автор книги «Ижади эзлэнулэр»      

(« Творческие поиски»). Внучка, дочь Амира, Фарида Амировна закончила исторический факультет Казанского государственного университета. Амина- дочь Аухади Мухамматкариповича, закончила филологический факультет Елабужского государственного педагогического  университета  Республики Татарстан. Два  сына работают начальниками  в нефтяной и промышленной областях Бавлинского района РТ.

   Доблестные сыновья и дочери села Исергапово

Ветеран Великой Отечественной войны  Хайруллин Мурсал Шарифуллович дошел с победой до Берлина. Родившийся1918 году Мурсал Шафигуллович окончил начальную школу в селе Исергапово, поступил в Бугульминское ФЗУ, окончил курсы трактористов, комбайнеров в городе Казани. В  1939 году   призывается на службу, службу начинает в городе Могилеве. Первое боевое крещение получает 17 сентября на Белорусской земле, дошел с победой до Берлина. Всю свою послевоенную жизнь Мурсал Шарифуллович посвящает сельскому хозяйству, работал председателем мастерской Бавлинского МТС, в 1956-58 гг.- главным инженером МТС села Поповки, совхоза «Кандыз». С 1959 по 1977 гг. работал главным инженером колхоза «Урал». В 1967 году был удостоен почетного звания «Заслуженный механизатор ТАССР», в 1970 году почетное звание «Заслуженный механизатор РСФСР».

«…Годы проходят, время все больше отдаляет от родной земли, однако любовь к родной земле не иссякает, наоборот, растет и углубляется…Тем местом, куда обращены все чувства, сокровенные воспоминания, мечты, остается родная до боли улица, которую в народе называют «Этэмби»…». Так пишет в своем рассказе «Этэмби хатыннары» (Женщины с улицы  Этэмби») известный всему миру татарский писатель , публицист, лауреат Государственной премии Республики Тататрстан им. Г.Тукая, уроженец села Исергапово Миргазиян Закирович Юнусов.

Миргазиян Юнусов большую часть из восьми десятков лет жизни прожил в морских скитаниях, работая помощником капитана дальнего плавания на судах Черноморского и Азовского пароходств. Родился он 25 мая 1927 года в селе Исергапово. В 1944 году призывается в армию, учится в военной авиационной школе. Позже, закончив в 1950 году Харьковское военно- авиационное училище, служит в ВВС. В 1955 году, после увольнения с военной службы по состоянию, поступает на заочное отделение филологического факультета Московского университета. В то же время начинает работать в Черноморском пароходстве, ходит в заграничные рейсы на торговом корабле в должности помощника капитана. В 1968-77 гг. М.Юнусов работает научным сотрудником в научно- исследовательском институте морского транспорта, затем заведующим отделом в журнале «Наука и религия». С 1987 года на пенсии. С 1988 года профессиональный писатель. В начале 90-х годов возвращается из Москвы на родину. И не случайно большинство его произведений посвящено морской тематике, путешествиям и наблюдениям во время многомесячных походов. Миргазиян Юнусов внес в татарскую литературу новые темы, новые образы. Он описывает жизнь и обычаи жителей многих стран, интересные, порой трагичные  судьбы детей, людей в капиталистических странах. Он расширил кругозор и географию татарского читателя. Его первые рассказы «Дом наш был под ивами», «Железный слон» были  опубликованы в журнале «Казан утлары» и газете «Моряк» (1964 г.). Писателя по праву называют первым маринистом в татарской литературе. В романах, повестях и рассказах М.Юнусова морская тема тесно переплетается с нравственными проблемами, с раздумьями о родной земле, о прошлом, настоящем и будущем родного народа. «… Родину чувствуешь ты не только умом, но и физически. Ты рос и развивался под ее небом, дыша ее воздух, питаясь ее хлебом и водой. Пусть теперь она далека, но в тебе ее воспитания, в твоей душе звучит ее песни, красота ее вложена в твое сердце…»- так пишет Миргазиян Юнусов в своей книге «Искатели жемчуга».  Наиболее популярные книги автора : «Занзибар за голубыми облаками», «Железный слон», «Искатели жемчуга», «Наука странствий», «Последний вдох», «Обретения и потери», «Свеча горела в подсвечнике», «Семь чудес света»,

«Судьба альбатроса»,  путевые заметки «Раздумья в пути» и его страстные публицистические заметки в защиту культуры, национального достоинства татарского народа. Деревянная архитектура- это увлечение Миргазияна Юнусова. В этом искусстве он достиг таких же высот, как в литературном творчестве. Его оригинальные работы демонстрировались на выставках в Москве, Казани, районных центрах Республики Татарстан и неизменно вызвали интерес и специалистов, и простых людей.

На стене новой школы висит вывеска о том, что в этом селе родился и вырос Миргазиян Юнусов.

Ни менее интересна судьба Вахита Закировича Юнусова, младшего  брата Миргазияна Юнусова.

Юнусов Вахит Закирович=Юныс Вахит Закир улы

Юнусов Вахит Закирович (литературный псевдоним — Вахит Юныс) родился 20 октября 1930 года в селе Исергапово Бавлинского района Татарстана. Окончил сельскую семилетку, Бугульминское педагогическое училище, учительский институт. 2 года преподавал в Шугуровской и Бавлинской средних школах литературу, историю, логику и психологию.

В 1953 году поступил в Московский государственный институт международных отношений МИД СССР, после окончания, которого в течение 35 лет работал в системе Министерства внешних экономических связей, а также в посольствах СССР в странах Азии и Африки. Побывал в 70 странах мира. Участвовал на переговорах со многими иностранными делегациями на высоком уровне. После выхода на пенсию продолжал заниматься внешнеэкономической деятельностью и ездить в страны Азии, Европы и Америки. Еще в юношеские и студенческие годы писал стихи, статьи и рассказы. Активная литературная деятельность Вахита Юнусова совпала с периодом перестройки. С 1987 года выходят его публикации на русском, татарском и английском языках. Это рассказы, публицистические статьи, литературные критические обзоры, исследования о татарской культуре. Несколько лет подряд, стремясь сохранить духовные образцы культурного наследия татарского народа, Вахит Юнусов ездил по татарским деревням, собирая народные песни и сказания. Автор книги «6000 көн чит илләрдә» («6000 дней в странствиях»).

С 1997 года — политический обозреватель и член редколлегии газеты «Татарские новости».

Был членом Союза писателей Татарстана и секретарем Татарского ПЕН-центра по международным связям. В ноябре 1996 года сделал доклад о татарской культуре и литературе на 63-м Международном конгрессе писателей в Мексике.

Умер в октябре 2006 года. Похоронен в родном селе Исергапове.

Внук  Вахита Закировича Юнусова певец  Тимати – Юнусов Тимур Эльдарович,  живет в городе Москве.

Хабипов  Нурислам Нуриманович – первый заместитель министра экологии и природных ресурсов Республики Татарстан. Заслуженный агроном Республики Татарстан.

Трудовую деятельность начал механизатором в Бавлинском районе. Его по праву считают большим знатоком земли и крестьянского труда: он работал главным агрономом колхоза «Урал», директором совхоза «Нива», возглавлял управление сельского хозяйства Бавлинского района. Стал кандидатом сельскохозяйственных наук. А с 1998 года по 2005 год Нурислам Нуриманович работал в должности главы администрации Бавлинского района и города Бавлы.

Способный руководитель награжден Почетными грамотами Министерства социальной защиты и Министерства внутренних дел Республики Татарстан, медалью «В память 1000-летия Казани», ему вручено благодарственное письмо Президента РТ.

Дважды избирали депутатом в Государственный Совет Республики Татарстан.

Хабипов Равиль Нуриманович- начальник Бавлинского цеха Альметьевской ЦБПО ЭПУ Открытого акционерного общества «Татнефть». Мало ко из избирателей при голосовании сомневался: достоин ли Р.Н.Хабипов стать депутатом Бавлинского муниципального района. Они знали, что кандидат в депутаты – человек, который  начинал свою карьеру от Бавлинской земли, от плуга, работал монтажником в строительной организации, механиком, а затем достиг поста заместителя главы администрации, - этому человеку можно доверить свои заботы и надеяться, что он поможет.

 Равиль Нуриманович делами доказывает, что они не ошиблись в выборе. Свидетельством тому служат многочисленные Почетные грамоты, Благодарственное письмо ОАО «Татнефть», а также благодарственные письма избирателей.

 Инициативный, энергичный руководитель цеха отмечен и высокой правительственной наградой – медалью «В память 1000-летия Казани».

Рамиль Ахметвалиевич Валиахметов- заслуженный работник пищевой индустрии РТ, родился и вырос в селе Малые Бавлы Бавлинского района (с.М.Бавлы относится к колхозу «Урал»), окончил среднюю школу, работал в колхозе  трактористом. После службы в армии работал в городе Нижнекамск в организации «Гидромонтаж». В 1969 году вновь возвращается в родное село, до 1973года работает заведующим  молочно-товарной фермы. 1975 год- поступает в Лаишевский сельскохозяйственный техникум, после окончания техникума работает механиком тракторного парка. С 1979 по май 1981 года - механик Бавлинской мелиорации. 1981 по июнь 1989 года – начальник Бугульминской оросительной системы. В1989 – 1992 гг. директор совхоза Васькино-Туралы Бавлинского района Республики Татарстан.  1992 – 2004 гг. – генеральный директор Бавлинского молокозавода. С 2004 года по сегодняшний день работает главой Исергаповского сельского поселения.

Фермерское хозяйство «Бакер» образовался 3 сентября 1991 года. Фермером тогда был Бакиров Анас Камилевич (умер в 2007 году). Фермерское хозяйство начинает свою деятельность на 265 гектарах земли, для успешного продолжения земледельческих работ с Банка берут кредит в сумме полмиллиона. Вскоре хозяин фермерского хозяйства А.К.Бакиров своим неустанным трудом завоевал уважение односельчан. 130 человек сдают в аренду свои паевые земли. За пользование  землей на сегодняшний день фермерское хозяйство выдает пайщикам по 5 центнеров пшеницы,  солому, фуража, бесплатно обрабатываются огороды. На сегодняшний день у хозяйства имеются 4 комбайна, 2 трактора К-700, 2  автомашины КАМАЗ, жатки, плуги, молочно- товарная ферма, склады. Дело, начатое отцом, продолжает сын - Бакиров Марат Анасович.     

Сирина Закиевна Латыйпова – заслуженный работник культуры  Татарстана, член Союза композиторов Татарстана,  родилась и выросла в селе Исергапово. Окончила восемь классов Исергаповской школы, с детства любила музыку. Эта любовь привела ее в Лениногорское музыкально-педагогическое училище Республики Татарстан, затем окончила музыкальное училище города Октябрьск Республики Башкортостан. После училища поступила в Казанскую Государственную консерваторию по специальности музыковед. 27 лет  работала  в редакции музыкальных передач Татарстанского радио, вела музыкальные передачи «Музыкальные встречи», «Музыкальный зал», « Музыкальные новости».

Шамсуаров Камиль Лотфуллович, своим трудолюбием, скромностью, любовью к своей родной земле давно завоевал уважение односельчан.С супругой Сырдарьей они вырастили и воспитали восемь детей, семь дочерей, один сын. Всем детям смогли дать высшее образование. Кроме этого Камиль Лотфуллович в народе известен как писатель, фольклорист, историк своего края. У него очень много стихов о жителях нашего села, он прекрасно знает каждый двор, кто жил и живет в домохозяйствах, об этом обо всем пишет Шамсуаров в своих стихах. Выпущены три сборника стихов Камиля Лотфулловича.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Минем туган авылым.

Авылыбызның тарихын белү, аның үткәнен барлау- безнең бурычыбыз....

Туган авылым.

Үткәрелгән  дәрес-экскурсиянең максаты :  Жирле материал нигезендә укучыларның тел байлыгын арттыру, сөйләм культурасын үстерү, диалекталь сөйләмнәрдән арыну, туган якка мәхәббәт, авыл хезмә...

Туган авылым

Туган як! Туган җир! Туган туфрак!  Туган төбәк!  Туган табигать!  Һәрбер кеше өчен  нинди  газиз, тирән мәгънәле сүзләр! Алар һәркем йөрәгендә яши һә...

9 нчы сыйныфта проект яклау дәресе "Туган авылым, Кәрәкәшлем тарихы, рухландыра күңелем түрләрен"

Проект яклау дәресендә укучылар төркемнәрдә эшлиләр. Һәр төркем авыл тарихы, аның күренекле шәхесләре турында өйрәнеп, үзенең проектын яклый....

Туган авылым тарихы

Һәркемгә үз туган җире кадерле, чөнки һәрбер кешенең тормышы  бишектән, авыл янындагы тугайлардан, басуларда җыр сузучы тургайлардан, челтерәп аккан чишмә суларыннан, әти-әни йорты бусагасы...

"Арча хәбәрләре" газетасында басылган мәкалә. 201 7 ел, август. Туган авылым.

quot;Арча хәбәрләре" газетасында басылган мәкалә. 2017   ел, август. Туган авылым- Урта Сәрдәм....

Фәнни эш "Туган авылым тарихы"

Фәнни эш"Туган авылым тарихы"...


 

Комментарии

Абузарова Рузиля Динмухаметовна

Наша школа самая красивая -МБОУ "Исергаповская СОШ"