Внеклассное мероприятие по краеведению Путешествие по Тульскому краю. (Проводится после обобщающего занятия по спецкурсу «История Тульского края»)
методическая разработка по краеведению на тему

Никитина Елена Анатольевна

 

Внеклассное мероприятие по краеведению

 

Путешествие по Тульскому краю.

 

(Проводится после обобщающего занятия по спецкурсу «История Тульского края»)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Бучальская СОШ

Никитина Елена Анатольевна

Внеклассное мероприятие по краеведению

Путешествие по Тульскому краю.

(Проводится после обобщающего занятия по спецкурсу «История Тульского края»)

Цель:  воспитание интереса к истории родного края, уважения к культурному наследию предков.

Задачи:

- привлечь учащихся к поисковой работе;

-развить умение формулировать правильно ответ на вопрос;

- развить умение выступать перед аудиторией, работать в команде.

Оборудование:  карта Тульской области, филимоновские игрушки (или их изображение), альбом «Тульский государственный музей оружия». – Тула.: Лев Толстой, 1997г., карточки со схемой Тульского кремля (Приложение 1), значки для обозначения остановок   на карте,  иллюстрации (фотографии и т.д.), на которых изображены: гербы городов Тульского края, Храм во имя преподобного Сергия Радонежского на Красном холме, колонну - памятник великому князю Московскому Дмитрию Ивановичу Донскому на Красном холме, кремль Тулы, Богоявленский собор XIX века, Успенский собор XVIII века(на территории кремля), музей самоваров в Туле,

Предварительная подготовка: учащиеся делятся на команды, придумывают название (обязательно связанное с историей родного края), занимаются поиском информации по заданным заранее темам (история городов Тульского края, родного села) в интернете, библиотеке, кабинете истории.

Ход игры

Учитель: Сегодня вы будете путешествовать по родному Тульскому краю. Давайте проследим наш маршрут по карте (показывает по карте). Следите:  из нашего села Молодёнки мы отправляемся  на Куликово поле, оттуда в Чернь, далее Белёв, Одоев, Крапивну, потом Алексин, Венёв, Тулу и через Епифань возвратимся в Молодёнки. На каждой из остановок вы получаете задание или вопрос о месте, где остановились. Ваша задача - определиться с ответом, поднять зелёную карточку (ответ готов) и правильно сформулировать его. За правильно выполненное задание вы получаете 10 очков. Вы можете также получить по 5 очков за ответы на дополнительные вопросы. Итак, сейчас мы находимся в Молодёнках.

1 ост. МОЛОДЁНКИ

1.Старинный список с межевой книги поместной земли стряпчего Семона Ерофеева Алмазова и жильца Ивы Скрипицына повествует о том, что наше село впервые упоминается . . .  Назовите точно дату. (5 сентября 1675г.)

2. Откуда и кому принадлежат эти слова: «Село Молодёнки имеет 900 жителей, богодельню, школу, больницу, лавки, свекло-сахарный завод. Принадлежит помещику П.Ф. Самарину» (из книги ученого-географа С. Тянь-Шаньского «Полное географическое описание нашего Отечества», 1902г.

3. Откуда и кому принадлежат эти слова «В семидесятых годах я бывала с моим отцом у Самариных. Имение моих родителей было в 80 верстах от села Молодёнки…»

(журнал красивой жизни «Столица и усадьба», Петроград 1 марта 1916г. София Бельгард)

2 ост. КУЛИКОВО ПОЛЕ

1.Перед вами Храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Многие из нас не раз бывали в нем.  Когда он был построен?

Доп. вопрос: Кто был его архитектором?  (Храм строился с 1913 по 1918гг. Архитектор А.В. Щусев)

2.Назовите любой литературный источник о битве на Куликовом поле. Доп. вопрос: Когда она была? Назовите участников поединка перед битвой.

(«Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище» и т.д. 8 сентября 1380г. Челубей и Пересвет)

3. Перед вами колонна- памятник великому князю Московскому Дмитрию Ивановичу Донскому на Красном холме . Кто автор проекта монумента? Доп. вопрос: Когда он был построен? (А.П. Брюллов. 1850г.)

3 ост. ЧЕРНЬ

Останавливаться в маленьких уездных городках мы не будем. Но историю их создания мы вспомним, чтобы двигаться дальше. Итак, Чернь.

1.В каком году была основана Чернь? (1572г.)

2. Какому князю Чернь была отдана в ведение по завещанию Иваном Грозным? (князю Ивану Воротынскому)

3. А почему город был назван Чернью? (по названию реки Чёрной)

4 ост. БЕЛЁВ

1.Почему город Белёв имеет такое название? (по имени речки Белёвки, имевшей в незапамятные времена чистую, прозрачную, ясную воду)

2. Найдите среди данных изображений герб Белёва. Что символизирует изображение? (на голубом фоне – ячменный сноп, из которого выходит пламя, как символ знаменитого в своё время белёвского пивоварения)

  1. ост. ОДОЕВ

1. Почему Одоев называют городом на хорошей дороге? (название состоит из двух греческих слов «одос» - дорога, «еу» - хорошо, то есть хорошая дорога, город стоял на пути из Византии на Русь)

2.Одоевские места знамениты особенными игрушками-свистульками. Вот они перед вами. Как они называются? Доп. Вопрос: Что вы можете сказать об особенностях  раскраски этих игрушек? (Филимоновские игрушки. Глина в одоевских местах шести расцветок – синяя, серая, жёлтая, белая, красная и зелёная. Раскрашивали в четыре цвета: жёлтый, красный, синий и зелёный)

6 ост. КРАПИВНА

1.Что изображено на гербе Крапивны?  Доп. вопрос: В каком году Крапивна обрела свой герб? («..в золотом поле шесть звездой расположенных веток крапивы. Сей герб знаменует собой название сего города», 1778г)

2.Как называется маленькая деревенька недалеко от Крапивны – родовое поместье дворянского рода Сухово-Кобылиных? (деревня Кобылинка)

7 ост. АЛЕКСИН

1.Побываем проездом в Алексине. Как известно, город этот не всегда был на этом месте. Скажите, почему после 1348 года город перенесли на новое место? (на город нападали степняки, после нападения 1348 года, когда город был снова выжжен, а все трудоспособное население взяли в полон (плен), город перенесли на труднодоступный мыс, который образовался впадением небольшой речушки Мордовки в Оку)

2. Как раньше называли Алексин? (Сторожек)

  1. ост. ВЕНЁВ

1.Теперь мы в Венёве. Скажите, откуда такое название?  (по названию речки Венёвки)

2. Что изображено на гербе Венёва?  Доп. вопросы: Каково значение изображения?  В каком году Венёв обрел свой герб? (1778г. «…в середине хлебная златая мера, изъявляющая хлебный торг сего городища»)

9 ост. ТУЛА

1.Мы с вами в Туле, в центре, на площади Ленина. Перед нами кремль Тулы. Назовите годы его постройки.   (1514 – 1520)

2.Вот схема тульского кремля. Кто безошибочно расставит названия башен, двигаясь по часовой стрелке, начиная с главной – башни Одоевских ворот? (1.башня Одоевских ворот, 2.Спасская башня, 3.башня Пятницких ворот,4. Наугольная башня, 5.башня Водяных ворот, 6.башня на погребу, 7.Ивановская башня, 8.башня Ивановских ворот, 9.Никитская башня )

3.Что находится на территории кремля? (Богоявленский собор XIX века, Успенский собор XVIII века)

4.Посмотрите на иллюстрацию: Богоявленский собор, в котором располагается музей оружия. «Старинные пушки и фузеи не переливать и не портить, а сдавать как курьёзы в цейхгаузы на сохранение». Тогда и начался сбор оружия на тульском оружейном заводе. Кому принадлежат эти слова? (Петру I )

2.Кто распорядился создать Палату редкого и образцового оружия, которая послужила началу музея оружия? (Екатерина II в 1775 году)

3. Перед вами знаменитые малокалиберные винтовки. Назовите конструктора. (С.И. Мосин)

4.Вот «боевые малютки» – русские пушки. Назовите их автора. (Б.М. Попов)

5.Перед вами музей самоваров в Туле. Больше нигде нет такой коллекции самоваров. А знаете ли вы, где и когда появился  первый самовар? (В тульском Заречье в 1778г.) Доп. вопрос: кем был изготовлен этот самовар? (Назаром Лисицыным)

10 ост. Епифань

1.Итак, мы возвращаемся домой через Епифань. Остановимся здесь. Скажите, если следовать греческому корню, что означает это название?  («явление»)

2. Говорят, что герб Еифани точно отражает былые занятия епифанцев. Найдите среди изображений герб Епифани и объясните его значение.

(на серебряном поле по самому низу чёрная полоса, из которой поднимаются три конопляных стебля. Епифанцы в старину выращивали коноплю, давили из неё масло, из волокон вили веревки, канаты и даже грубую ткань)

3.Вы, конечно, помните, что Епифань посещал А.С. Грибоедов, здесь учительствовал Г.И. Успенский, о верховьях Дона писал знаменитый  Андрей Платонов. Как называется его произведение? («Епифанский шлюзы»)

1 ост. Молодёнки

1.Вот мы и добрались успешно до дома. Перед вами кроссворд «Обо всем  понемножку». 5 очков за правильный ответ.

По горизонтали

1.Самый привлекательный приз на народных увеселениях, которые устраивал помещик П.Ф. Самарин для крестьян. Его прикрепляли на верхушку высокого  шеста, и смельчаку нужно было по скользкому столбу лезть до самого верха, чтобы добраться до желанного приза. (сапоги)

2.Название наше село получило от этой речки. (Молодёнка)

3.После одного из посещений П.Ф. Самарина, он сказал: «Хочу написать рассказ «Три храпа» (Л.. Толстой)

4.Кроме церкви во имя Введения во Храм Пресвятой Богородицы, существовал внутри села ещё один храм, построенный П.Ф. Самариным, во имя этого великого полководца. (Александра Невского)

По вертикали

1.Этот граф в конце XVIII века построил в Молодёнках церковь во имя Введения во Храм Пресвятой Богородицы  (К.Г. Разумовский)

2.Ими очень увлекался П.Ф. Самарин (офорты)

3.Каждый день мы ходим в школу через эту речку (Дегтярка)

4.Наша маленькая Сухая впадает в большую Мокрую. О чём речь? (Реки Сухая Табола и Мокрая Табола)

3 Д

   е

1 Р

   г

1 с

  а

п

о

г

и

   т

  з

   я

  у

   р

2 м

о

л

2 о

д

ё

н

   к

а

  о

  ф

   а

  в

  о

  с

  р

  к

3 Т

о

л

с

4 т

о

й

4 н

е

в

с

к

  и

й

  ы

  а

  й

  б

  о

  л

  а

2.Последнее задание: расскажите стихотворения о нашем крае или стихотворения наших поэтов-земляков. За каждое стихотворение – дополнительные 5 очков.

                      Подсчет очков, награждение победителей.

4

5

6

7

Богояв.

собор

3

Успен. собор

8

2

1

9

 Приложение 1.  Схема тульского кремля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по музыке на тему:«Герои Отечественной войны 1812 года в зеркале истории России» для учащихся 9-11 классов

Цели и задачи мероприятия: - ознаменование торжественной даты « 200 лет со дня Отечественной  войны 1812 года»- активизация гражданской позиции и чувства патриотизма учащихся- осознание рол...

Презентация - приложение к внеклассному мероприятию по музыке на тему:«Герои Отечественной войны 1812 года в зеркале истории России» для учащихся 9-11 классов

Цели и задачи мероприятия: - ознаменование торжественной даты « 200 лет со дня Отечественной  войны 1812 года»- активизация гражданской позиции и чувства патриотизма учащихся- осознание роли личн...

Презентация к уроку обобщающего повторения по курсу "История Донского края". 5 класс.

Презентация к уроку обобщающего повторения по курсу "История Донского края" содержит основные вопросы по истории края в древний период....

Внеклассное мероприятие "Легенды Древней Руси", проведенное в 6-х классах в рамках недели истории в школе

Игра может быть полезна в проведении повторительно-обощающего урока по теме "Русь Древняя" и в проведении внеклассного мероприятия...

Разработка внеклассного мероприятия "Формирование коммуникативных навыков учащихся в процессе изучения английских традиций, а именно истории появления школьной формы и дискуссии «за и против» школьной формы".

Познакомить учащихся с историей появления школьной формы. Привлечь внимание обучающихся к такой теме, как достойный внешний вид школьника....


 

Комментарии

Тимченко Лариса Николаевна

Отличная идея.
Так здорово задумано.
Ребята очень мало знают об области,а это занятие расширяет кругозор

Никитина Елена Анатольевна

Спасибо, Лариса Николаевна!