Проектная деятельность школьников. Проект "Женщины в истории Бурятии"
проект по краеведению по теме

Эрдынеева Светлана Намсараевна

Представлен опыт работы над модулем "Женщины в литературе Бурятии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zhenshchiny_v_literature_buryatii.docx24.82 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность школьников. «Женщины в истории Бурятии». Модуль «Женщины в литературе Бурятии»

Важной задачей, стоящей перед педагогами школы, является создание условий для определения нравственных и социально значимых ориентиров учащихся, непременного условия успешной социализации.

Людей неинтересных в мире нет,

И наши судьбы – как истории планет:

У каждого – особая, своя,

Но как понять, кто в этом мире я?

Чтобы помочь ответить на этот вопрос, педагогами нашего методического объединения была предложена идея проекта «Женщины в истории Бурятии», реализация которого происходит в рамках проектно-исследовательской работы – силами научных руководителей и юных исследователей клуба «Эрудит». На правах руководителя одной из  рабочих групп, я хочу рассказать вам об этой работе.

Инновационность проекта «Женщины в истории Бурятии» заключается в реализации учебно-исследовательской деятельности на основе взаимодействия школы с представителями различных сфер общественной жизни Республики.

Основной целью является ориентированность на успешность и достижение социальной значимости посредством углубления понимания роли Женщины в становлении и развитии духовно-материальной культуры Республики Бурятия.

Ведущая идея проекта состоит в том, что силами  учащихся создается Банк данных о выдающихся женщинах Бурятии, внёсших значительный вклад в становление и развитие Республики в различных областях:

- культуре

- образовании и просветительстве

- спорте

- сельском хозяйстве

- промышленном производстве

- здравоохранении

- благотворительности

- воспитании детей (матери-героини)

- бизнесе

Продуктом проекта станет информационный ресурс «Женщины в истории Бурятии», который будет опубликован в сети интернет и станет доступен любому пользователю.

Поскольку охват материала обширен, работа ведётся поэтапно.

Этапы

Деятельность

Ответственные

Сроки

Организационный

Формирование инициативной и рабочей групп; определение стратегии реализации проекта;

анализ и отбор информационных ресурсов

Авторы, руководители рабочих групп

2012-2013 уч. год

Сбор информации

Создание информационного  банка данных (работа над модулями)

Руководители групп, учащиеся

2013-2016 уч. год

Мониторинг

Анализ деятельности рабочих групп

Руководители групп

в течение года

Практический

Создание продукта - информационного ресурса «Женщины в истории Бурятии», его размещение в сети интернет

Руководители групп, учащиеся, привлеченные специалисты

2015-2016 уч. год

Оценка

Рецензирование продукта 

Внешняя экспертиза

2016 уч. год

Презентация продукта

Презентация проекта и продукта широкой педагогической общественности

Авторы, руководители рабочих групп, учащиеся

2016 уч.год

Деятельность по реализации проекта включает в себя:

  • формирование инициативной и рабочей групп;

определение стратегии реализации проекта; (авторы, руководители рабочих групп)

  • анализ и отбор информационных ресурсов; (учащиеся – члены рабочих групп)
  • установление сотрудничества с организациями-информаторами: (руководители групп)

- городские и республиканские библиотеки;

- архивы РБ;

- вузы РБ, МАН;

- центры ДО РБ;

- СМИ РБ

- театры г. Улан-Удэ;

- Комитет женщин при правительстве РБ;

- религиозные конфессии РБ;

- и др.

  • Создание информационного  банка данных о выдающихся женщинах Бурятии, внёсших значительный вклад в становление и развитие Республики (учащиеся – члены рабочих групп)
  • Мониторинг, анализ деятельности (авторы, руководители)
  • Создание продукта - информационного ресурса «Женщины в истории Бурятии», его размещение в сети интернет (руководители групп, администратор сайта школы, учитель информатики)
  • Рецензирование продукта (внешняя экспертиза)
  • Презентация проекта и продукта широкой педагогической общественности (авторы, руководители, учащиеся)

Реализация проекта решает метапредметные образовательные задачи, развивает и совершенствует универсальные учебные действия, способствует их использованию в познавательной и социальной практике, организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, представителями общественности, а так же построению индивидуальной образовательной траектории, овладению навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности. 

Хотелось бы немного рассказать о практической стороне реализации проекта. Моя группа состоит из 12 учениц 7-х классов. Мы строим свою поисковую деятельность во второй половине дня в рамках одного из модулей общешкольной программы проектной деятельности школьников «Женщины в истории Бурятии» для 6-8 классов.

Научными руководителями клуба «Эрудит» разработана и реализуется программа модуля «Женщины в литературе Бурятии», методологической основой которого является системно-деятельностный подход. 

Вид деятельности

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность научного руководителя

Подготовка

Определение целей и темы проекта

Обсуждают предмет, устанавливают цели

Мотивирует

Планирование

Определение  источников информации, методов   исследования. Распределение задач

Вырабатывают план действий. Формулируют задачи

Предлагает идеи, высказывает предположения

Исследование

Сбор информации, решение промежуточных задач

Выполняют   исследование        

Наблюдает, советует, направляет

Получение результатов

Анализ информации, решение промежуточных задач     

Анализируют информацию

Наблюдает,    советует, корректирует

Представление отчета

Информационная карта, компьютерная презентация, письменный отчет, защита

Отчитываются, обсуждают

Принимает участие в обсуждении

Оценка результатов

Участвует в оценке путем коллективного обсуждения  и  самооценок

Оценивает   усилия учащихся, успешность их деятельности и ценность    полученных результатов

Виды деятельности учащихся:

1. Исследовательская, поисковая деятельность

2. Информационно-аналитическая деятельность

3. Практическая деятельность

Используются следующие методы и приёмы: постановка проблемы, опросы, описание, использование статистических и архивных  данных, интерпретация фактов; поиск, анализ, обобщение и презентация информации.

Формы организации работы:

  • групповая (чаще)
  • индивидуальная

Средства:

  • информационные ресурсы сети интернет
  • ИКТ
  • информационные фонды библиотек г. Улан-Удэ (биографическая, методическая, публицистическая литература)
  • архив социального партнера школы – ГАУ РБ «Издательский дом Буряад yнэн»

Совместно с руководителями рабочих групп была разработана схема информационной карты и алгоритм работы с ней. Мы, учитывая специфику своего направления, внесли некоторые дополнения:

ФИО героини

 Общие сведения

Сфера деятельности

Дата рождения (день, месяц, год)

Место рождения

Место проживания

Образование

Профессия

Профессия

Достижения (почетные         звания         и         награды)

Творческий путь

Особенности творчества (род, жанры)

Этапы творчества

Публикации, издания

Членство в Союзе писателей Республики Бурятия

Творческие достижения

Семья

Родители (ФИО, место проживания, профессия)

Супруг (ФИО, профессия)

Дети

Увлечения

Приложения

Интересные       сведения      

Фотогалерея (портрет обязательно)

Ссылки, электронные адреса сайтов, где можно найти информацию о героине

Творческая работа (анализ произведения, эссе, сочинение, статья, биография, аннотация и др.)

Согласно имеющемуся плану мы в течение этого года создавали банк данных о женщинах – писателях Бурятии.

Самым интересным для ребят стал сам поиск информации: выходы в библиотеки, музеи, сотрудничество с архивом «Буряад yнэн», работа с интернет-ресурсами.

Найденный материал нуждался в анализе, обработке, систематизации, только после этой работы информация помещалась в электронную оболочку.

Как выглядит результат в реалии – демонстрация электронного ресурса.

Но, на мой взгляд, самый главный продукт данного проекта  -  это достижения учащихся, которые научатся:

  • осознанно самоидентифицироваться в поликультурном пространстве
  • воспринимать личность как часть этнического исторического процесса, определяя свое отношение к ней
  • формировать собственные ценностные ориентации, в том числе профессиональные
  • работать с различными жанрами биографии, публицистики, создавать собственные тексты
  • разрабатывать собственный образовательный маршрут
  • работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации
  • взаимодействовать и сотрудничать
  • самостоятельно искать, анализировать и структуировать информацию
  • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах

Данный проект имеет внешнюю экспертизу, он был представлен педагогическому сообществу и оценен: 

2012 г. – сертификат Республиканской выставки - ярмарки педагогических инноваций, методических идей

2013 г. – диплом 2 степени регионального этапа Международной Ярмарки социально-педагогических инноваций

2013 г. – диплом 2 степени Республиканской выставки - ярмарки педагогических инноваций, методических идей

Ожидаемые результаты:

  • ориентация на успешность
  • обогащение духовно-нравственной, патриотической и этнотолерантной культуры учащихся;
  • рост  компетентности учащихся ОУ в области истории, литературы родного края;
  • совершенствование УУД учащихся;
  • повышение уровня ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, социально-трудовых, информационных и личностных компетенций учащихся;
  • личная ориентированность каждого учащегося на успешность;
  • повышение партнерского имиджа ОУ  в социокультурной среде;
  • укрепление традиций сотрудничества и партнерства межу педагогами школы и окружающим социумом;
  • и, главное, ответ на вопрос:

Кто в этом мире я?

- Я – мать и дочь, учитель, ученица,

Я – чистая открытая страница,

Былинка на груди родной степи.

Я – все дороги, что смогу пройти…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение к лицейскому журналу как вариант проектной деятельности школьников

Несколько лет руководила работой издательского центра Лицея ТвГУ в Твери. Проектной деятельностью занялась с удовольствием, потому что подобная работа (а выпуск любого номера журнала - уже полноц...

Методика организации проектной деятельности школьников в процессе обучения предмету «Технология» на примере творческого проекта «Футляр для спиц «Виктория»»

В докладе дается характеристика различных видов проектов и методика организации проектной деятельности на примере практико-ориентированного проекта....

Проектная деятельность школьника на уроках изобразительного искусства.

Использование метода проекта на уроках изобразительного искусства одна из актуальных проблем школьного художественного образования. Использование метода проекта позволят сделать урок современным, боле...

Презентация к мастер классу "Исследовательская и проектная деятельность школьников в биологическом образовании"

План мастер - класса:Цель: передача коллегам личного профессионального опыта, в сфере организации и проведения исследовательской и проектной деятельности учащихся.Задачи :создание условий для пр...

технология проектной деятельности школьников

Традиционный способ обучения с каждым годом становится все более несостоятельным, неспособным решить стоящие перед школой задачи. Возникает необходимость поиска новых методов, технологий обуче...

технология проектной деятельности школьников

Традиционный способ обучения с каждым годом становится все более несостоятельным, неспособным решить стоящие перед школой задачи. Возникает необходимость поиска новых методов, технологий обуче...

Организация проектной деятельности школьников в урочной и внеурочной деятельности

Важнейшая задача современной школы – воспитать интеллектуально развитую личность, обладающую набором важнейших качеств: инициативностью,  способностью принимать нестандартные решения в разл...