Рабочая учебная программа по краеведению 8 класс
календарно-тематическое планирование по краеведению (8 класс) по теме

Елисеева Вера Ивановна

Рабочая учебная программа составлена для преподавания курса Краеведение (Сахалинская область) на 34 часа. Содержит 5 модулей: биология, история, география, литература и МХК

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kraevedenie_8.doc169.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8 г. ПОРОНАЙСКА

Рассмотрено на заседании  МО

Протокол от _____ № __

Руководитель:

Елисеева В.И. _________

 

Согласовано.

«30» 08. 2013

Зам. директора по УВР

Букина Н.С._________

Утверждаю.

Приказ от ____2013 №

И.О. директор МБОУ СОШ № 8 г. Поронайска

Сафенкова Е.Н. _______

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

курса краеведение 8 класс

основное  общее образование, 2 ступень

срок реализации 1 год

составлена на основе примерной программы основного общего образования по краеведению, Регионального (национально-регионального) компонента государственного общего образования, утверждённого приказом от12.09.2005 г. № 528-ОД

учитель МБОУ СОШ № 8 г. Поронайска: Елисеева В.И.

г. Поронайск, 2013 год

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа по краеведению для 8 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по краеведению, Регионального (национально-регионального)  компонента государственного стандарта общего образования в Сахалинской области, утверждённого приказом от 12.09.2005г. № 528-ОД.        В основе рабочей учебной программы лежит монопредметная интегративная модель. Содержание предмета по каждому классу раскрывает исторические, географические, политические, социально-экономические, культурные особенности изучаемого региона.

Региональный подход к содержанию образования предполагает включение в содержание материал, свидетельствующий о взаимодействии Сахалина и Курил с сопредельными территориями и народами АТР. Изучение родного края идёт постепенным погружением в содержание разделов «история», «география», «биология», «филология», «художественная культура.

 «Краеведение» входит в образовательную область «Обществознание» вариативной части Регионального базисного учебного плана и обязателен для изучения на территории Сахалинской области. Общий объём времени 35 час. В год 7 час на каждый из 5 разделов программы.

Срок реализации 1 год. Рабочая учебная программа по краеведению   не содержит изменений в порядке изучения модулей НРК,  в количестве часов на изучение каждого модуля, кроме модуля «Литературное краеведение». На изучение модуля «Литературное краеведение» отводится 6 часов за счёт сокращения изучения темы «Романтика моря в поэзии сахалинских авторов» на один час т. к. количество учебных недель в 2013 – 2014 учебном году составляет по Уставу МБОУ СОШ № 8 г. Поронайска и графику учебного процесса 34 недели.  Поэтому общий объём времени 34 часа, программа выполняется полностью.   При разработке тематического плана и поурочного планирования, конспектов уроков использовались методические рекомендации Института развития образования Сахалинской области разных лет выпуска с 2005 г.                                                              

Итоговые уроки по модулям предмета краеведение не предполагают проведение контрольных работ. Каждый модуль заканчивается итоговым уроком, содержащим элементы творческой деятельности, нетрадиционным уроком, экскурсией, защитой проектов.

Изучение краеведения на ступени основного общего образования направлено на:

  • Формирование российской идентичности,
  • патриотизма,
  • уважения к многогранным традициям и обычаям российского суперэтноса,
  • чувства сопричастности с прошлым, настоящим и будущим своей родной земли.
  • Этнопедагогическое и этнопсихологическое сопровождение процесса образования позволит сохранить этнические и исторические традиции в регионе,
  • овладеть культурой мира и опытом содружества.

Учебные умения, навыки и способы деятельности. Рабочая учебная программа предусматривает развитие у учащихся:

  • общеучебных умений и навыков,
  • универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципиальное значение приобретают виды деятельности, развивающие исследовательские навыки, творческие и информационно-коммуникативные способности.

К каждому модулю в каждом классе примерная программа основного общего образования по краеведению, НРК стандарта по краеведению прописывает специфические цели и задачи, которые указаны в содержании учебного материала.

Реализация рабочей учебной программы по краеведению осуществляется с использованием перечисленных типов, форм уроков, технологий образовательной деятельности и способами контроля усвоения знаний, умений и навыков обучающихся.

Формы и методы, технологии обучения

Формы (типы уроков):

  • комбинированный урок – КУ
  • урок усвоения нового материала - УУНМ
  • Урок закрепления изучаемого материала – УЗИМ
  • Урок повторения изученного материала – УПИМ
  • Урок систематизации и обобщения материала – УСОМ
  • Урок проверки и оценки знаний учащихся - УПОУ

Формы уроков:

  • традиционные,
  • самостоятельная работа
  • уроки-практикумы
  • экскурсии
  • наблюдения
  • защита докладов, конспектов, планов
  • интерактивные уроки.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические

Технологии обучения: традиционная, ИКТ-технология, технология проблемного обучения, технология критического мышления, игровые технологии.

Формы (способы, средства проверки) оценки учебных результатов: устный опрос, тестирование, учебный проект, самостоятельная работа.

Учебно-методический комплект, необходимый для реализации Примерной программы основного общего образования по краеведению, Регионального (национально-регионального) компонента государственного стандарта общего образования в Сахалинской области, разработан коллективом авторов – сотрудников СОИПиПКК во исполнении решения коллегии департамента образования Сахалинской области от 19.04.2004 г. УМК позволяет  выполнить НРК и Примерную программу основного общего образования по краеведению.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Модуль

Кол-во час.

1

Историческое краеведение

7

2

География и экономика Сахалина и Курил

7

3

Биология

7

4

Литературное краеведение

6

5

Художественная культура

7

Итого

34

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Раздел 1. Историческое краеведение

Историческое краеведение – составная часть интегративного учебного курса «Краеведение». Учебное время – 7 часов на каждый учебный год. НРК закладывает основу гуманитарных знаний о своеобразии исторического пути родного края, в этой связи целесообразно начинать изучение курса с этого раздела. Первые уроки в сентябре будут формировать особую мотивацию в связи с памятной датой освобождения Сахалина и Курил от японских милитаристов в годы Великой Отечественной войны.

Цель освоения НРК исторического образования: воспитание патриотизма, сохранение преемственности исторического опыта поколений, обеспечение успешной социализации и интеграции личности в социокультурную среду региона.

Задачи раздела:

  • организовать процесс образования и  воспитания, отвечающий потребностям личности, территориального сообщества и государства в целом;
  • обеспечить усвоение учащимися базовых знаний об историческом пути народов Сахалина, Курильских островов и их взаимодействии с народами сопредельных территорий с древнейших времён до наших дней;
  • сформировать уважительное отношение к истории Сахалина и Курил;
  • способствовать воспитанию гражданственности, российской идентичности, толерантности

Историческое краеведение (7 часов)

НРК. Сахалин и Курилы в XIX – начале  XX в.в.

Русские экспедиции на дальнем Востоке (2 час). Деятельность Российско-Американской кампании. Первая русская кругосветная экспедиция И.Ф.Крузенштерна и посольство Н.П. Резанова в Японию. Военная экспедиция Н.А.Хвостова и Г.И. Давыдова и её последствия. Активизация японских исследований. Экспедиции М.Дендзюро и М. Риндзо.

Разрешение амурской проблемы российскими исследователями. Экспедиция А.М.Гаврилова к устью Амура. Экспедиция Г.И.невельского и её значение. Первые русские посты на Сахалине и Амуре. Экспедиция Н.К.Бошняка. Деятельность генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н.Муравьёва-Амурского.

События на Дальнем Востоке  середине XIX в (1час). Отголоски Крымской войны на Дальнем Востоке России. Миссия Е.В.Путятина. Симодский трактат. Продажа Аляски. Изменение границы с Китаем по Айгунскому и Пекинскому договорам. Санкт-Петербургский договор и его последствия. Судьба айнов. Территориальные изменения и административное деление.

Переселенческая и колониальная политика царского правительства в регионе (2час). Экономическое развитие Дальнего Востока. Хозяйственная деятельность коренных народов. Крестьянская колонизация. Политика русификации и христианизации.

Русские военные посты. Первые сельские поселения. Основание Владимировки и других населённых пунктов. Создание Каторги на Сахалине. Каторжные тюрьмы. Население каторги. Посещение А.П.Чеховым Сахалина. «Остров Сахалин». Первые этнографические исследования.

Внешняя политика России и других стран мира в Дальневосточном регионе (1час).  Борьба России, Великобритании, Японии, США за колониальные владения на Дальнем Востоке. «Дальневосточныйй узел проблем» Этапы борьбы за гегемонию а регионе. Локальные войны конца XIX в. Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. Аренда Россией Порт-Артура у Китая. Строительство КВЖД. Предпосылки войны с Японией.

Резерв (1 час)

Раздел 2. География и экономика Сахалина и Курил

Раздел рассчитан на непрерывное образование с 5 по 9 класс в объёме 35 часов (по 7 часов на каждый учебный год.

Изучение родного края – одно из ведущих направлений географического образования и экономического воспитания учащихся.

Основной целью изучение раздела «География и экономика» является:

  • способствовать формированию всесторонне образованной, инициативной личности, готовой к активной деятельности, самообразованию и самореализации в быстро меняющемся мире;
  • формирование у школьников целостного представления о своей малой родине – Сахалинской области,
  • месте сахалинской области в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Задачи курса:

  • Овладеть системой комплексных краеведческих знаний о своей области;
  • Сформировать географическую культуру, географо-экономическое мышление и связанные с ними умения оценивать природные условия и ресурсы с т.з. жизненных потребностей человека и его хозяйственной деятельности, экологическую ситуацию в своём крае и последствия воздействия хозяйственной деятельности человека на окружающую среду;
  • Сформировать практические умения по охране, восстановлению и улучшению окружающей среды;
  • Овладеть нормами и правилами поведения в природе.

Особенность курса заключается в том, что основу его содержания составляет местный материал и формы работы предлагаются разные: творческая деятельность, конференция, путешествия, ролевые и деловые игры. Значительную часть информации учащиеся могут самостоятельно получить на экскурсиях, практикумах, походах, экспедициях, из периодической печати, Интернет.

        При оценке знаний, умений и навыков используется традиционное выставление оценок, дифференцированные зачёты и т.д.

Географическое краеведение (7 часов)

Введение (1 час). Сахалинская область на карте России, АТР. Географическое положение. Оценка размеров территории, географического, экономико-географического, геополитического и военно-стратегического положения. Различия во времени на территории России, Дальнего Востока, Сахалинской области. Часовые пояса.

Практическая часть. Определение поясного времени для Сахалинской области и других регионов АТР. Определение протяжённости Сахалина и Курил по масштабу карты и в градусах. Определение координат крайних точек Сахалина и Курил. Определение расстояний до Хабаровска, Владивостока, Москвы, Пекина, Токио)

Береговая линия Сахалинской области (1 час). Моря, омывающие берега Сахалинской области. Охотское море – это сад и огород Сахалинской области. Японское море.

Практическая часть. Обозначение береговой линии Сахалинской области на контурной карте. Составление меню с использованием природных ресурсов Охотского и Японского морей

Подземная кладовая Сахалинской области (1 час) Рельеф и полезные ископаемые Сахалина и Курил. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Огненное кольцо Сахалинской области.

Практическая часть. Определение горных пород своей местности. Составление наборов коллекций.

«На острове нормальная погода» (1 час). Погода. Климат. Муссоны, тайфуны. Циклоны, антициклоны. Прогноз погоды.

Практическая часть. Чтение климатической карты Сахалинской области, составление диаграмм, графиков по данным наблюдения погоды своей местности. Анализ статистических данных.

Внутренние воды (1 час). Реки, озёра, подземные источники. Охрана и использование человеком.

Практическая часть. Эксперимент по очистке воды от нефтяных загрязнений (см. пособие для учащихся «Выбери будущее сегодня) с. 30 – 33)

Наш остров в огромном мире (2 часа). Предложите проект туристического маршрута по интересным природным объектам (местам) Сахалина и Курил.

Практическая часть. Составление схемы туристического маршрута с кратким описанием объекта.

Раздел 3. Биология (35 часов)

Раздел является составной частью интегративного компонента «Краеведение». Объём учебного времени, выделяемый на данный раздел в рамках основного общего образования – 35 часов (по 7 часов на каждый учебный год). Изучение материала позволяет решить задачи экологического, эстетического и патриотического, санитарно-гигиенического воспитания. Знакомство с природой Сахалинской области, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность.

Программа предполагает ведение наблюдений и практические работы, углубляет и расширяет знания школьников о флоре и фауне Сахалинской области, раскрывает факторы, влияющие на здоровье человека, выявляет последствия деятельности человека в окружающей среде. Лабораторные и практические работы могут являться фрагментами уроков, отдельные учебные часы на них выделяются по усмотрению учителя.

Материал программы распределён таким образом, что позволяет учителю использовать его при изучении школьных разделов биологии основной школы и при этом углублять знания на краеведческом материале. Видовой состав растений и животных м.б. изменён по усмотрению учителя.

Цель обучения: Овладение учащимися знаниями о флоре и фауне региона, установление гармоничных отношений с природой, формирование отношения к здоровью как ценности.

Задачи раздела:

  • Воспитывать бережное отношение к природе родного края;
  • Обеспечить усвоение учащимися знаний о растениях и животных, занесённых в Красную книгу;
  • Научит распознавать съедобные и ядовитые грибы;
  • Научить распознавать животных, используемых для борьбы с вредителями сельского хозяйства и переносчиков инфекционных заболеваний;
  • Сформировать умение анализировать результаты собственной деятельности в окружающей среде;
  • Обеспечить знания о факторах, влияющих на здоровье человека.

Биология (7 часов)

Здоровье и образ жизни человека (3 час). Общая характеристика состояния здоровья населения области: болезни и факторы, вызывающие их. Сердечно-сосудистые, вирусные и бактериальные заболевания (гепатит, туберкулёз, СПИД, грипп), венерические заболевания. Пищевые отравления (интоксикация рыбой, грибами), способы обработки и приготовления пищевых продуктов из них. Заболевания человека, вызываемые климатическими условиями Сахалинской области (нервно-психические, неврозы, депрессии, аллергии, астма).

Практическая часть. Экскурсия в  центр по профилактике СПИДа, встреча с наркополицией, медицинскими работниками.

Витамины растительного, животного происхождения и минеральные элементы (1 час). Значение витаминов и минеральных элементов. Содержание их в растительном (ламинария, лук охотский, лимонник, красника, черника, брусника, шиповник, рябина бузинолистная, родиола розовая, чеснок, элеуторококк) и животном (гребешок, голотурия, морской ёж, треска, лососевые, медведь) сырье Сахалинской области.

Лекарственные растения Сахалинской области (2 часа). Видовой состав:  лимонник, красника, черника, брусника, шиповник, рябина бузинолистная, родиола розовая, чеснок, элеуторококк, аралия, ландыш Кейске, лопух, подорожник, мать-и-мачеха.

Практическая часть. Правила и техника приготовления витаминных отваров и настоек.

Профессия и здоровье населения Сахалинской области (1 час) Влияние шума и вибрации (слух, нервная система, ионизирующего излучения, нефтяных и газовых конденсатов, теплового излучения на здоровье человека.

Раздел 4. Литературное краеведение (35 час)

Раздел входит составной частью в интегративный компонент «Краеведение». Примерный объём учебного времени, выделяемый на данный раздел 35 час (по 7 часов на каждый учебный год)

Цель: формирование представления о дальневосточной литературе как социокультурном феномене, развитие нравственно-ценностных ориентиров личности, чувства малой родины.

При реализации НРК в 5 – 9 классах решаются следующие задачи:

  • Приобщение к чтению и изучению значимых для духовного развития и нравственного развития и соответствующих возрастной эволюции школьников произведении второв Дальнего Востока и стран АТР;
  • Совершенствование общекультурной, ценностно-мировоззренческой компетентности учащихся; расширение эстетического кругозора учащихся при параллельном изучении родной и иноэтнической литературы;
  • Углубление и расширение знаний по литературе и формирование специальных умений, предусмотренных Федеральным образовательным стандартом: совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения, формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа. Определение и использование необходимых источников, включая работу с книгой, поиск нформации в библиотеке, Интернете.
  • Воспитание культуры этноотношений, чувства малой родины, патриотизма.

Программа предполагает три уровня работы с художественным произведением: чтение и изучение, чтение и обсуждение, внеклассное чтение.

Программа включает в себя народные и литературные сказки, произведения современных дальневосточных прозаиков и поэтов, произведения классической и современной японской и корейской литературы.

Включённые в программу произведения представляются значимыми для духовного и нравственного развития школьников, воспитания толерантного сознания, патриотически направленной личности гражданина.

Литературное краеведение (6 часов)

Человек в кругу семьи в произведениях современных авторов

        А. Тоболяк (3 часа). Повесть «Двое в доме». Вечная тема  взаимоотношений отцов и детей. Драма семьи через восприятие подростка. Сложный процесс взросления героя. Психологизм повести.

О.Кузнецов (2 часа). Рассказ «Это всё личное». Память кА нравственная категория в произведениях О.Кузнецова. Композиция произведения. Образ героя-повествователя (персонифицированный повествователь). Тема становления характера подростка в рассказе.

Романтика моря в поэзии сахалинских авторов (1 часа). И. Белоусов, М. Финнов, Ю. Николаев (стихи по выбору учителя и учащихся). Лирический герой – труженик моря, моряк, романтик. Проблема межличностных отношений в экстремальных условиях оторванности от родного берега.

Раздел 5. Художественная культура

Раздел входит составной частью в интегративный компонент «Краеведение». Примерный объём учебного времени, выделяемый на данный раздел 35 час (по 7 часов на каждый учебный год).

Раздел программы по художественной культуре составлен на основе федерального государственного стандарта основного общего образования и является интегральным по своему содержанию, т.к. представлен предметами художественно-эстетического направления: ИЗО и мировая художественная культура, музыка.

Примерная программа конкретизирует содержание отдельных тем, даёт примерное распределение учебных часов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, формирует опыт художественно-творческой деятельности.

Содержание раздела «Художественная культура» призвано развивать толерантное отношение к миру, осознание учащимися своего национального и

 культурного окружения, раскрыть мир художественно-эстетических ценностей и духовно-материальной культуры родного края. В раздел включён материал о культурных традициях и обычаях народов, населяющих регион, в т.ч. КМН: тончи, нивхов, айнов, ороков и др.

Рекомендовано использовать как урочную технологию, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора учащихся (музеи).

Цель: освоение художественного наследия края, формирование способности к его восприятию.

Задачи:

  • Освоить знания о художественной культуре родного края;
  • Развить художественно-творческие способности учащихся, образное, ассоциативное мышление, зрительно-образную память;
  • Воспитать культуру восприятия произведений народов прошлого и другой ментальности;
  • Овладеть умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения, музыкальной импровизацией
  •  Совершенствовать свою общекультурную компетенцию, расширить знание и понимание мира духовно-нравственных ценностей.

Художественная культура (7 часов)

        Культура и религия (4 часа). Просветительская работа русской православной церкви. Подвижническая деятельность отца Симеона (Семён Никанорович Казанский). Появление первых православных храмов, мечетей, молитвенных домов. Панорама культурной жизни острова.

Интерес русской общественности к острову. Посещение острова А.П.Чеховым в 1890 г. Книга А.П.Чехова «Остров Сахалин». Открытие в 1896 г. музея в посту Александровском. «Дневники» святого Николая Японского (Д.И.Касаткин).

        Этнографические исследования Сахалина и Курил (1 час). Л.И.Шренк,  И.С.Поляков, Б.О.Пилсудский, Л.Я.Штернбер и др. Их вклад в освещение жизниаборигенов острова.

        Художественно-творческая деятельность (2 часа). Конференция по теме  «Становление культуры родного края» (по письмам, дневникам, книги «Остров Сахалин». Изготовление моделей первых храмов, фотоальбома)

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ

        В результате изучения краеведения ученик должен знать/понимать:

  • Географическую, территориально-административную карты Сахалинской области;
  • Флору дальневосточных море, фауну региона;
  • Охраняемые территории Сахалинской области, редкие и исчезающие виды растений;
  • Факторы риска, влияющие на здоровье человека, экологические проблемы региона;
  • Природные ресурсы Сахалинской области;
  • Условия рационального природопользования;
  • Этнический состав населения Сахалинской области;
  • Характерные черты образа жизни и культуры коренных малочисленных народов;
  • Основные этапы освоения и заселения Сахалина и Курил, сопредельных территорий Дальнего Востока;
  • Основные события истории региона (дипломатические договоры, военные конфликты, факты позитивного культурного взаимодействия дальневосточных народов и государств);
  • Имена известных учёных, путешественников, общественных деятелей, внёсших вклад в открытие и освоение региона;
  • Фольклор коренных народов Дальнего Востока, Сахалина;
  • Классическую и современную прозу и поэзию стран АТР (Японии, Кореи, Китая), современные произведения авторов Дальнего Востока и Сахалина;
  • Особенности происходящих в регионе преобразований в структуре политических, экономических и социальных отношений;
  • Региональные элементы политической системы;
  • Государственные символы Сахалинской области, символы городов проживания;
  • Основные тенденции политического, экономического и культурного развития региона.

Уметь:

  • Ориентироваться по географической, физической, территориально-административной картам Сахалинской области;
  • Распознавать и описывать животных и растения региона;
  • Распознавать растения, используемые для борьбы с вредителями;
  • Распознавать редкие и исчезающие виды растений Сахалинской области;
  • Проводить экологический мониторинг местности проживания, описывать взаимодействие человека и природы;
  • Бережно относиться к природе;
  • Характеризовать экономическое развитие региона;
  • Характеризовать важнейшие исторические события региона;
  • Давать оценку дипломатическим действиям России в регионе, излагать обстоятельства заключения международных договоров, касающихся дальневосточных рубежей России;
  • Обобщать факты, прослеживать динамику социокультурных процессов в регионе;
  • Определять особенности дальневосточного фольклора и литературы, традиционной культуры коренных народов;
  • Бережно относиться к государственным символам региона;
  • Осуществлять поиск социальной информации;
  • Решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи;
  • Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности, правовых норм, сознательно не принимать антиобщественное поведение граждан;
  • Полноценно выполнять социальные роли;
  • Реализовывать свои гражданские права и обязанности, ориентироваться в актуальных общественных событиях и процессах региона;
  • Активно и позитивно взаимодействовать с представителями различных этносов, культур;
  • Создавать и бережно хранить семейные архивы, материалы школьных музеев. Краеведческих комнат.

  1. КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Оценивание устного ответа учащихся

Отметка «5» ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка «4»:

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «2»:

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.  

Оценка самостоятельных письменных работ

Отметка «5» ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2. допустил не более одного недочета.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка «2» ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;

2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценивание проектов учащихся

        При оценивании использую матрицу оценивания

 

 Показатели проявления компетентности

 

Показатели

Предметно-информационная составляющая

6

 1.Знание основных терминов и фактического материала по теме проекта

2

 2.Знание существующих точек зрения (подходов) к проблеме и способов ее решения

2

 3.Знание источников информации

2

Деятельностно-коммуникативная составляющая

14

 4.Умение выделять проблему и обосновывать ее актуальность

2

 5.Умение формулировать цель, задачи

2

 6.Умение сравнивать, сопоставлять, обобщать и делать выводы

2

 7.Умение выявлять причинно-следственные связи, приводить аргументы и иллюстрировать примерами

2

 8.Умение соотнести полученный результат (конечный продукт) с поставленной целью

2

 9.Умение находить требуемую информацию в различных источниках

2

 10.Владение грамотной, эмоциональной и свободной речью

2

Максимально возможное количество баллов – 28

Оценка 3. От 12 до 17 баллов, от 18 до 23 – 4, свыше 24 – 5.  

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для учителя:  

  • Булавинцева М.Г., Методические рекомендации по изучению краеведения. История
  • Киселёва И.П., Методические рекомендации по изучению краеведения. География
  • Пьянзина Г. И., Методические рекомендации по изучению краеведения. Биология
  • Щербакова О.А., Методические рекомендации по изучению краеведения. Литература
  • Орлова О.И., Методические рекомендации по изучению краеведения. Художественная культура.
  • Высоков М.С. История Сахалина и Курил, 1994
  • История Сахалинской области. Рабочая тетрадь к учебному пособию. Ю.-Сахалинск, СахГУ

Литература для учащихся:

  • Высоков М.С. История Сахалина и Курил, 1994
  • История Сахалинской области. Рабочая тетрадь к учебному пособию. Ю.-Сахалинск, СахГУ
  • Тоболяк А. Двое в доме, Ю.-Сахалинск, 2008
  • Кузнецов О. Это всё личное, Ю.-Сахалинск, 1998
  • Белоусов И., Финнов М., Николаев Ю.Сборники разных лет Ю.-Сахалинск, 1996
  • Мультимедийная энциклопедия «Заповедные территории», Сахалинская областная общественная организация клуб «Бумеранг», 2010
  • Наглядно-методическое пособие «Жизнь моря» [Электронный ресурс] Сахалинская областная общественная организация клуб «Бумеранг», 2010
  • «Красная книга Сахалинской области», » [Электронный ресурс] Сахалинская областная общественная организация клуб «Бумеранг», 2010
  • Прогулки по сахалинскому лесу, » [Электронный ресурс] Сахалинская областная общественная организация клуб «Бумеранг», 2010
  • Мультимедийный сборник «Жизнь лосося» » [Электронный ресурс] Сахалинская областная общественная организация клуб «Бумеранг», 2010
  • Мультимедийный сборник «Жизнь и природа Сахалина» » [Электронный ресурс] Сахалинская областная общественная организация клуб «Бумеранг», 2010
  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2007
  • Википедия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа для 5 класса

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), учебного ...

Рабочая учебная программа для 6 класса

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), учебного плана школы, примерных пр...

Рабочая учебная программа для 10 класса к учебнику Ю.Н. Гладкий В.В.Николина

Рабочая программа для 10 класса к учебнику Ю.Н.Гладкий, В.В.Николина "География Современный мир"...

Рабочая учебная программа для 5 класса по математике

Рабочая программа по математике для 5 клас­са составлена рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение ФГОС» и ориентирована на использование учеб­ника: А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С. Якир....

Рабочая учебная программа История 7 класс

Программа предлагается для синхронно-параллельного изучения истории...

Рабочая учебная программа для 6 классов по ФГОС

Рабочая учебная программа для 6 класса по ФГОС, предмет история...

Рабочая учебная программа для 5 классов на основе ФГОС ,предмет- обществознание

Программа курса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №...