Интерактивная экскурсия «Мир нашему дому»
материал по краеведению на тему

Внеклассное мероприятие для обучающихся 1-7 классов. Проводится в школьном этнографическом музеи по экспозиции   «Крестьянский быт».

      Форма внеклассного мероприятия  – экскурсия с использованием мультимедийных средств обучения.

       Перед уроком обучающиеся делятся на 2 группы и рассаживаются по группам.  Предметы  изучения: «Печь – душа крестьянского дома», «Духовный центр дома».

Расширение и углубление знаний учащихся по культуре русского быта, предметам обихода и домашней утвари, познакомить с бытом и традициями крестьян.,воспитание интереса к духовному богатству русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie.docx36.48 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

     Внеклассное мероприятие для обучающихся 1-7 классов. Проводится в школьном этнографическом музеи по экспозиции   «Крестьянский быт».

      Форма внеклассного мероприятия  – экскурсия с использованием мультимедийных средств обучения.

       Перед уроком обучающиеся делятся на 2 группы и рассаживаются по группам.  Предметы  изучения: «Печь – душа крестьянского дома», «Духовный центр дома». У входа в музей гостей встречают экскурсоводы.

Тема: Интерактивная экскурсия «Мир нашему дому»

Цель:

   Расширение и углубление знаний  учащихся по культуре русского быта,  предметам обихода и домашней утвари, познакомить с бытом и традициями крестьян. Воспитывать интерес к духовному богатству русского народа.

 Задачи:

1. ввести в речевую практику детей новые понятия;

2. показать самобытность, талантливость русского народа, его простоту и глубокую  духовность;

3. формировать уважение и бережное отношение к традициям предков;

 4. развивать умение связно и последовательно передавать полученную        информацию;

 5. воспитывать мотивацию к глубокому  уважению истории Отечества и чувства патриотизма.

Оборудование:

1.предметы крестьянского быта из школьного этнографического музея;

2.компьютер, мультимедийный проектор, экран;

3. записи народной музыки;

4.карточки с заданиями для групп;

5.презентация.

  1. Подготовка  и мотивация.

(звучит музыка)

Вступительное слово ведущего

-Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное и полезное путешествие к нашим истокам.  Вы должны быть внимательными и активными; т.к. нас ждут удивительные открытия.

  1.  Сообщение темы и постановка учебной задачи.

Вступительное слово ведущего

Велик и вечен народ, который помнит свое прошлое и чтит своих предков! И нет страшнее проклятия, чем забвение. Так оградим же себя от греха и отправимся по дороге времени в таинственный, мудрый и прекрасный мир наших предков - мир образов старинного русского быта.

  1. Поиск новых знаний.

Экскурсовод №1

   Вы видите одну из старейших улиц города на территории Каменного лога. На фотографии конца XIX века начала XX века отчетливо видно, в каких условиях жила большая часть горожан.

   Это маленькие низкие строения, подслеповатые оконца, которые пропускали совсем немного света даже в солнечные дни, и покрытые соломой крыши, которая шла в тяжелые времена порой даже на корм скоту.

   Перед Вами экспозиция, которая показывает внутреннее убранство избы того времен.

   Входя в избу, волей – неволей каждый должен поклониться хозяевам, а то шишку на лбу можно набить: дверь в избе низкая, а порог наоборот высокий, чтобы меньше дуло.

    Войдя в избу, сразу обратишь внимание на печи, как и в целом дома – это целый ритуал традиционных обрядов характерных для нашей местности. 

   По углам клали золотые и серебряные монеты, которые должны были привлечь достаток и богатство в дом. В народе говорили: «Русская печь и греет, и кормит, и купает».

В народе про печь  слагали не только пословицы и поговорки, но легенды и сказки.

Задание №1

-Давайте вспомним  сказки, в которых упоминается печь?

1.Главный герой этой сказки пролежал на печи 33 года, прежде чем встать на ноги и идти на защиту земли Русской от врагов. (Илья Муромец)

2.Главный герой, не желая покидать уютную лежанку и ездил на печи. ( По щучьему веленью, по моему хотенью)

3.В этой сказке печку называют Сударыней. Печь предлагает отведать пирожков. (Гуси-лебеди)

4.В печи этой сказки был приготовлен странствующий хлеб. (Колобок)

5.Главный герой этой сказки сжег кожу лягушки. (Царевна лягушка)

6.В сказке этой печки спрятался младший братец. (Волк и семеро козлят)

7. В этой сказке лиса захватила теплое местечко. (Лиса и заяц)

Экскурсовод №1

   Топили печь, как правило, ольхой и березой: дыма меньше и тепло дольше держится. Сосной и елью топили редко, так как они очень быстро прогорали.

   Каждая русская печь имела полати, на которых, обычно, спали старики и дети.

   То, что печь кормила хорошо показывают чугунки разных размеров, у нас имеются таганцы, на которые ставили чугунки, рогачи или ухваты различных диаметров.  

Главным блюдом на крестьянском столе была каша, в народе говорили:

«Каша — кормилица наша», «Русского мужика без каши не накормишь»,

«Без каши обед не в обед».

Задание №2

- Какие же каши готовили на Руси? Попробуем их  определить (ведущий достает из печи каши: гречневая, манная, рисовая, овсяная, перловая, ячневая, толокняная, гороховая)

Для приготовления каши годились зерна самых разных растений.

- Какие же злаки использовались для приготовления ваших каш?

- Почему крестьяне не ели рисовую кашу (не произрастает в нашей местности рис)

Экскурсовод №1

Кроме каши русский народ любил и щи, часто говорили:

 «Щи да каша - пища наша»

- А кто знает, в чем варили щи? (Чугунках)

Какое интересное слово - чугунок! Это сосуд из чугуна - углеродистого железа.

Так как чугунки были горячи и подкопченные  на стол их ставили на таганец, а из печки доставали с помощью рогача или ухвата.

Задание №3

У вас в корзинках лежат картинки с продукты, отберите и положите в чугунок те, которые необходимы для приготовления щей.

-Проверим, все ли вы положили?

-А почему ваши щи без мяса? (Ответы детей  про пост)

Пост установлен для всех: и монахов, и мирян. Он не является повинностью или наказанием. Его следует понимать как спасительное средство, своего рода лечение и лекарство для каждой человеческой души. Сейчас дни, когда Церковь особо призывает человека хранить духовную чистоту: особо любить людей, особо жертвовать собой, стараться делать добрые дела, не совершать не предписанных поступков.  Человек начинает лучше видеть свои недостатки, у него появляется жажда очистить свою совесть и покаяться пред Богом. Если мы действительно во время поста могли что-то в себе поменять на лучшее, если мы смогли действительно главное в себе увидеть и вместо обычной пищи мы вдруг захотели по-настоящему пищи духовной, если мы вдруг увидели, что без помощи Божией мы никогда не станем настоящими людьми — значит, наш пост состоялся. В таком смысле и наша жизнь тогда, значит, состоялась. Пост — это шанс вылечить душу. Пост — это возможность подготовиться к вечному. Пост — это удивительное время, которое называют весной духовной.

-А теперь поставьте ваши щи вариться в печь (с помощью рогачей обучающиеся ставят чугунки в печь)

Экскурсовод №2

Особое значение печи еще в том, что она делила избу на две части, на жилую и хозяйственную. левый от печи угол был самой значимой частью крестьянского жилища, он ярче всего отражал достаток хозяев и умение хозяйки. Главным местом в доме считался красный угол – значит красивый. Здесь находились образа, которые украшались рушниками и полотенцами, сделанными самой хозяйкой

Экскурсовод №3

   Дом является продолжением храма, в прошлом в каждой православной семье - и крестьянской, и городской, на самом видном месте жилища обязательно имелась полочка с иконами, или целый домашний иконостас. При этом количество и богатство украшения икон указывало на достаток и положение в обществе самого хозяина. Место, где размещались иконы, называли по-разному: передний угол, красный угол, святой угол, божница, киот или кивот.

   Красный угол с иконами - это место, где начинается и заканчивается день православного христианина: здесь читаются утренние и вечерние молитвы и поэтому все должно быть подчинено одной цели - сосредоточенной молитве Богу.

-Ребята, а кто из вас знает, какие иконы должны быть в доме?

( слайд «домашнего иконостаса»)

   Дома нужно обязательно иметь иконы Спасителя и Божией Матери.

В традициях русского православия укрепилось особое почитание святителя Николая Чудотворца, иконы которого имеются почти в каждой православной семье.

   В домашних иконостасах издавна размещали иконы Сергия Радонежского и Серафима Саровского — самых чтимых святых, просиявших на русской земле.

Из изображений мучеников за веру Христову наиболее часто встречаются иконы святого великомученика и целителя Пантелеймона, святого великомученика Георгия Победоносца.

   Если православная семья трапезничает в доме, то и там нужна была икона для молитвы до и после трапезы. Разумнее всего было поместить икону Спасителя, так как, благодарственная молитва после еды обращена к Нему: «Благодарим Тебя, Христе, Боже наш...»

Экскурсовод №2

   Под образами ставились лавки и стол, куда усаживали самых почетных гостей.

- Кто желает сегодня занять это место?

   Сажая гостя в красный угол, говорили: «Встречай не с лестью, а с честью». Наша изба, скорее всего, изображает образ жизни зажиточных горожан. Несомненным атрибутом зажиточности был самовар. В нашей экспозиции два самовара. Один чугунный, другой медный. Давайте повнимательней их рассмотрим.(«гости» встают и ставят самовары столы своих команд)

   Самовары изобрели в Туле. Вода в нем  быстро закипала и долго не остывала, а для растопки годилось все: и щепочки, и шишки. Самовары делали круглыми, цилиндрическими, конусообразными, квадратными. А в качестве материала для изготовления использовали серебро, медь, железо и даже фарфор.

- Как вы думаете, из чего сделаны ваши самовары?

   Каждый из этих самоваров имеет целый набор вензелей и медалей, которые рассказывают о времени изготовления и мастере, изготовившего самовар. На медном самоваре стоит дата изготовления 1885 год. Чугунный самовар изготовлен на царском заводе, т.к. на нем стоит особый знак: Государственный императорский завод Гудкова в Туле и представлены награды, которые отмечали успехи в технологии изготовления самоваров (высшая награда в Париже 1904 год, Екатерининская медаль, медали Николая и Александра, всероссийских самодержцев, медаль за труды воздаяния с характерным рисунком, высшая награда Лондона 1904 год).

   В нашей экспозиции два трех литровых самовара, а были и десяти и двадцати ведерные. Такие большие чаще всего стояли в людской большого господского дома или в трактирах.

   Одно время были популярны самовары - термосы с двумя – тремя отделениями: одно для щей, другое для каши, третье для чая. Самовары искусно украшались.

   На поверхности иногда делали надписи типа: «Самовар кипит, уходить не велит»,  «Где есть чай, там под елью рай».  

Слово ведущего

 (звучит  музыка из песни Пелагеи «Ивушка»)

По вечерам в этой части избы рядом с печью собиралась женская часть семьи. При горящей лучине пели русские народные песни и занимались работой. Из древесины вырезали миски и ложки, на прялках пряли пряжу, вышивали полотенца, ткали, плели лапти.

(звучит песня Пелагеи «Ивушка»)

Слово ведущего

Сяду рядышком на лавку

Вместе с вами посижу

Загадаю вам загадки,

Кто смышленей погляжу.

Задание №4

1.Рогат, да не бык,

Хватает, да не ест,

Людям отдает,

А сам на отдых идет.

(Ухват)

2.Всех кормлю с охотою,

А сама безротая

(Ложка)

3.То назад, то вперед

Ходит бродит пароход.

Остановишь - горе!

Продырявит море!

(Утюг)

5.Стучат, стучат - не велят скучать.

Идут, идут, а все тут как тут.

(Часы)

6.Дом - стеклянный пузырек,

А живет в нем огонек.

Днем он спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется.

(Фонарь)

9.Сто один брат.

 Все в один ряд,

 Вместе связаны стоят.

(Забор)

10 С ней можно по грибы ходить,

 А можно ягоды собрать,

 Её нетяжело носить,

 И очень запросто сломать!

 Из прутьев, лыка их плетут,

 Скажите, как её зовут?

(Корзина)

  1. Закрепление

Экскурсовод №1

  -Ребята, мы неплохо с вами освоились в крестьянском доме, узнали много нового. А насколько хорошо, нам поможет  это узнать ивовая корзина.

Задание №5

  Ваша задача найти предметы быта, названия которых собраны в корзине (достают из корзины листочки с названиями предметов)

1. Таганец

2. Прялка

3. Самовар

4. Крынка 

Экскурсовод №1

   В нашей экспозиции из предметов домашней утвари хорошо представлены различные глиняные горшки, кринки, кувшины, махотки.

5. Лучина

6. Коромысло

Экскурсовод №1

   Как вы знаете, водопровода раньше не было и воду приносили в дом из колодцев и рек, а для того, чтобы легче было нести два ведра использовали, коромысло (деревянная дуга с выемками на концах, куда входили дужки ведер. Наше коромысло несет на себе творческую натуру его хозяев, оно расписано в стиле хохломской росписи.

7. Лапти

Экскурсовод №1

(Лапти плели из липового лыка, реже из  коры ракиты, ивы, вяза, березы, дуба. На одну пару лаптей требовалось ободрать три - четыре деревца.)

8. Сито

9. Кочерга

10.Полати

  1. Итог урока. Рефлексия

Слово ведущего

Чем дальше в будущее входим,              

Тем больше прошлым дорожим,                

И в старом красоту находим               

Хоть новому принадлежим

 -Вам понравилось наше путешествие в прошлое?

- О чём вас заставило  задуматься наше путешествие?

- Захотелось ли вам больше узнать по этой теме?

   Россия всегда отличалась своей самобытностью. И одной из отличительных особенностей являлись яркая образность народной речи. Пословица - это жанр фольклора, краткое  мудрое изречение имеющее поучительный смысл. Соедините половинки пословиц, в которых говорится о любви к Родине.

Времена теперь другие, как и игры, и дела.

Далеко  ушла Россия от страны, какой была,

Но преданья старины забывать мы не должны.

Слава русской старине! Слава нашей стороне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная экскурсия "Поле Куликово"

Интерактивная экскурсия "Поле Куликово" Первая часть проекта  "Поле русской славы"...

Интерактивная экскурсия "Пирамиды Гизы" (Египетские пирамиды)

Инерактивная экскурсия "Пирамиды Гизы " разработана в целях содействия повышению культурно-исторического уровня обучающихся, увиличению обема знаний об истории Египта как древнейшего государства.Зад...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории. Интерактивная экскурсия «Повседневная жизнь русского народа во времена Кузьмы Минина»

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 7-х классов. Интерактивная экскурсия "Повседневная жизнь россиян во времена Кузьмы Минина"...

Заочная интерактивная экскурсия по Лондону "Symbols of London"

Данное мероприятие проводилось для учащихся 5-х классов в рамках недели иностранных языков. Цель экскурсии ознакомление учащихся с некоторыми достопримечательностями Лондона и развитие познавательного...

Конспект урока "Интерактивная экскурсия по балету Ф.Яруллина "Шурале"

Конспект урока по татарской литературе в 9 классе русскоязычной сош...

Экскурсия "Тайны муравьиного дома"

Экскурсия проводится с целью более детального изучения жизни насекомых на примере муравьев....

Интерактивная экскурсия "Как жили наши предки" (проводится на базе музея крестьянского быта "Русская изба")

Приобщение учащихся к русской национальной культуре через знакомство с жизнью, бытом и обычаями русского народа....