Открытый урок "Тема детства в лирике Н.А. Некрасова"
план-конспект урока по краеведению (6 класс) на тему

Данный урок составлен для учеников 6 классов. Работали над содержанием стихотворений "Школьник", "Крестьянские дети" и другими произведениями великого русского поэта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_detstva_v_lirike_n.a._nekrasova.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

/*Тема детства в лирике Н. А. Некрасова. Стихотворение «Школьник»

Предварительная подготовка к уроку:

Внимательно прочитать стихотворение Н. А. Некрасова «Школьник», попытаться определить его сюжет и место в творчестве поэта, подготовиться к выразительному чтению стихотворения.

Цели:

1) познакомить учащихся с главными темами творчества Н. А. Некрасова, учить работать с текстом, анализировать его, обобщать материал, развивать речь учащихся;

2) воспитывать любовь к русской поэзии, интерес к слову;

3) развивать способности чтения вслух с выражением.!!! Меняем местами 2 и 3 цели

Оборудование: учебник (автор-составитель Т. Ф. Курдюмова), репродукции картин И. Е. Репина «Бурлаки на Волге», картин В. Г. Перова «Проводы покойника», «Тройка», И. Н. Крамского «Н. А. Некрасов в период “Последних песен”», портреты Некрасова кисти И. Н. Крамского и Н. Н. Ге.

Тип урока: урок закрепления и совершенствования знаний.

Вид урока: урок - диалог

Ход урока

I. Повторение изученного

Учитель: Вы уже знакомы со многими стихотворными произведениями Николая Алексеевича Некрасова. Поэт всегда переживал о судьбе народа, чьи страдания воспринимал как собственные. Его стихотворениям очень подходят картины русских художников, изображающих быт крепостных: стихотворения «На Волге» и «Paзмышлeния y пapaднoгo пoдъeздa» принято соотносить с картиной Репина «Бурлаки на Волге», поэму «Мороз, Красный нос» с картиной Перова «Проводы покойника», а картина «Тройка» того же художника ассоциируется в нашем сознании со стихотворением «Плач детей». (Показывая картины, учитель зачитывает емкие отрывки из названных произведений).

II. Работа над новым материалом

Учитель: Сегодня мы поговорим о стихотворении Некрасова «Школьник». Оно написано в 1856 году. Поэт не только в стихах надеялся на преображение народа с помощью просвещения. Благодаря семье Некрасовых на родине Николая Алексеевича, в Абакумцеве, была открыта школа для всех желающих, «для обучения крестьянских детей грамоте, необходимой каждому крестьянину как для домашнего обихода, так и для лучшего уразумения добрых христианских правил и обязанностей».

С 1864 года стихотворение «Школьник» вошло во все школьные хрестоматии. Прочитайте выразительно это стихотворение. (Ученик читает).

Учитель:

- Кому посвящено стихотворение Некрасова «Школьник»?

- Каков сюжет этого лирического произведения?

- Кто размышляет о судьбе школьника?

- Как автор выражает в тексте идею произведения?

Учитель: Обратите внимание, что в стихотворении скупо, кратко рассказывается о самих событиях. Обычно сюжетная сторона стихотворения для автора менее важна, чем эмоциональная. Описываемое для автора — только повод выразить свои эмоции.

- Расскажите, с описания чего начинается стихотворение? (Начинается все с невеселой дороги, одетого в рубище мальчика и слов, что на учебу сына родители отдали последние деньги).

- Как автор выражает свои мысли? Сам ли он высказывает их? (Свои мысли и чувства автор выражает через слова попутчика, который решил подвезти мальчика до школы).

- Одобряет ли возница желание мальчика учиться? (Он одобряет то, что крестьянский сын выбрал «многих славный путь», пусть даже родители могли отдать последние деньги на учебу мальчика. Важно то, что уже изменилось народное сознание и крестьяне понимают важность, необходимость подобного шага при вступлении в новую жизнь).

- Найдите в тесте описание мальчика.

(Ноги босы, грязно тело,

И едва прикрыта грудь...

Не стыдися! что за дело?

Это многих славный путь.

Вижу я в котомке книжку.

Так учиться ты идешь...

Знаю: батька на сынишку

Издержал последний грош).

Учитель: Но дальше рисуются более радужные картины. Автор подчеркивает роль образования в жизни, говорит, что крестьянин тоже может быть образован и знаменит, как архангельский мужик  Ломоносов. Как возница подбадривает мальчика? Найдите в тексте.

(Не без добрых душ на свете —

Кто-нибудь свезет в Москву,

Будешь в университете —

Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:

Знай работай да не трусь...).

Учитель: За что автор любит Русь? (Автор говорит, что любит Русь за то, что она рождает такие таланты среди народа, как Ломоносов, которого возница ставит в пример мальчику.

Столько добрых, благородных,

Сильных любящей душой,

Посреди тупых, холодных

И напыщенных собой!).

Учитель: «Невеселая дорога», с описания которой начинается стихотворение, уже кажется широким путем к знаниям, в большое будущее всех крестьянских школьников. Путь мальчика автор сопоставляет с путем России, ее настоящим и будущим. Автор считает, что русский народ богат славными людьми, и образование, тяга к знаниям сделают их еще лучше, сильней, благородней.

- Какой теме, очень важной в творчестве Николая Алексеевича Некрасова, посвящено это стихотворение? (Теме детства).

Учитель: На протяжении многих лет творчества Некрасов постоянно возвращается к ней. Тема детства для автора неразрывно связана с темой Родины, русского народа. Эта тема развивается в стихотворениях «Крестьянские дети», «Родина», «Мать», «Несчастные», «На Волге», «Уныние» и др. В этих произведениях воссоздается непростая жизнь и тяжелый быт крестьянских крепостных детей. Немногие из них имели возможность учиться в школе. А школьникам приходилось ходить на уроки в соседнюю деревню, потому что школы были не везде. Некрасов в стихотворении «Школьник» показал именно такую ситуацию.

- Какая, как вы думаете главная черта характера мальчика? (Упорство, тяга к знаниям).

III. Подведение итогов

Мы прочитали стихотворение Некрасова «Школьник», проанализировали его, определили его место творчестве поэта, рассказали о сюжете лирического произведения, о характере героя из народа.

IV. Анализ и оценка итогов работы

V. Домашнее задание

Подготовить рассказ о творчестве Л. Толстого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – русской литературы в классе по теме «Тема детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».

       Урок построен  в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления ...

Конспект урока литературы"Тема детства в стихотворении Н.А.Некрасова "Крестьянские дети"

Цели:·       проанализировать произведение, раскрыть отношение поэта к крестьянским детям, выявить особенности построения произведения;·...

Практическая работа по теме «Жанровое своеобразие лирики Н.А. Некрасова»

Цель:- ознакомить обучающихся с тематикой лирики Некрасова, ее своеобразием;- совершенствовать навыки анализа  поэтического текста....

Темы и мотивы лирики Н.А. Некрасова

В презентации раскрываются особенности лирики великого русского поэта Н.А.Некрасова...

Основные темы и идеи лирики Н.А.Некрасова

Презентация к уроку "Лирика Н.А.Некрасова"...

Открытый урок по литературе "Любовная лирика Ф.И. Тютчева"

Открытый урок по литературе "Любовная лирика Ф.И. Тютчева"...

Блок-урок: 1. Н.А.Некрасов – поэт мести и печали. 2: Основные темы и идеи лирики Н.А.Некрасова. «В дороге», «Огородник», «Забытая деревня», «Поэт и гражданин», «Элегия».

ЦЕЛИ:1. ДидактическаяПознакомить учащихся с личностью Н.А.Некрасова; с основными темами и идеями лирики Н.А.Некрасова, с произведениями «В дороге», «Огородник», «Забытая ...