Рабочая программа по краеведению. 5 класс
рабочая программа по краеведению (5 класс) на тему

Грищенко Инна Сергеевна

Рабочая программа по краеведению. 5 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО

/_____   /ПанкратоваЖ.А.                    

Протокол № _____  от

«___»___________2015г.

«Согласовано»

Заместитель директора по

УВР  (ИР) «СОШ № 4

г. Ртищево Саратовской

области»

/_______/ Бубенцова Т. Е.

«____»____________ 2015 г.

«Уверждено»

Директор МОУ «СОШ № 4

г. Ртищево Саратовкой области»

/_______/Авдеева О.Н.              

 Приказ  № _____  о

 «___»______________2015 г

             Рабочая программа по краеведению

            «Культура народов Поволжья»

                                       5 класс

          учителя русского языка и литературы

               Суриной Инны Сергеевны

                                                                                  Рассмотрено на заседании

                                                                              педагогического совета

                                                                                        протокол №    ____    от

                                                                             «____»_________2015г

                                       

                                 2015 – 2016 учебный год


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

           Общая характеристика учебного предмета «Культура народов Поволжья

Необходимость введения курса "Культура народов Поволжья" продиктована следующими факторами. В нашей области живут представители разных национальностей:  русские, татары, чуваши, мордва,  немцы, украинцы, казахи. Эти народы издавна проживают рядом друг с другом, их культуры постоянно взаимодействуют, сохраняя при этом неповторимый национальный колорит. Данный курс  включает в себя фольклорные и литературные произведения разных народов Поволжья, а также этнографические сведения о национальных костюмах, особенностях жилища, некоторых интересных обычаях. Главная его цель – показать, что при всех национальных различиях, идеалы и жизненные ценности у разных народов очень сходны, что запечатлено в их творчестве.   Таким образом, необходимо подвести детей к пониманию, что есть вечные, незыблемые человеческие ценности, и именно они должны быть определяющими в отношениях между людьми. Проведение занятий по литературному краеведению  предполагает сочетание различных видов деятельности школьника и учителя.

1Учебная:
1)
классная работа (уроки различных типов, в том числе лекции, проведение литературно-краеведческих викторин, заочные путешествия по Саратовской земле с использованием литературной карты);2) прослушивание аудио и видео записей выступлений фольклорных ансамблей;3)сообщение об интересных традициях разных народов: кухне, праздниках, обрядах,поверьях.  
4)
внеклассная работа с книгой (чтение и изучение легенд и сказаний, отыскивание справок в словарях и справочной литературе, энциклопедиях; вырезание нужных материалов из периодическихизданий,их классификация.
5)
развитие устной и письменной речи (классное и внеклассное) формирование богатой, интонационно и лексически насыщенной речи, в которой отражается история и бытие народа,отдельного человека.

      Данный учебный предмет входит в образовательную область «Филология». Он тесно связан с изучением таких предметов данной образовательной области, как литература. Так же прослеживается связь с уроками русского языка,  истории, географии.В результате прохождения курса учащиеся должны приобрести умения собирать информацию по заданной теме, оформлять свои наблюдения в виде буклетов, презентаций, альбомов, выступать с краткими выступлениями

        

                   

3



Предварительный просмотр:

                                 Место учебного предмета в учебном плане

     Предмет «Культура народов Поволжья» представлен в части формируемой участниками образовательного учебного плана основного общего образования «МОУ СОШ № 4г.Ртищево Саратовской области».. В соответствии с федеральным базисным учебным планом и учебным планом основного общего образования  на изучение программы по краеведению в 5 классе отводится  1 час в неделю. В конце учебного года обучающийся проводит защиту своего проекта «Мы разные, но мы вместе».После каждого занятия предусматривается творческая работа, которая оценивается учителем. Отметки выставляются в журнал. По предмету «Культура народов Поволжья» предусмотрено 3 пр/р. Предмет связан с родственными учебными дисциплинами – основным курсом литературы, курсами русского языка, отечественной истории, географии.

4



Предварительный просмотр:

             Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

п/п

Содержание разделы. темы)

Количество

часов

Дата проведения

      Оборудование

Основные виды учебной деятельности

(УУД)

   план

         

        факт

1.

Введение. Знакомство с жанрами . (Мифы, легенды, предания, сказки) Повторение по теме «Фольклор»

1

Учебное пособие, рабочая тетрадь

Л.: осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);

испытывать чувство гордости за красоту родного края,  родной природы, свою малую родину, страну.

П.: Знать:

1. Основные биографические сведения.

2. Содержание прочитанных литературных произведений, подлежащих изучению.

3. Изученные теорико-литературные понятия:

Литература - искусство слова.

Портретная характеристика героев.

Сюжет. Композиция.

4.Осознавать разницу между литературой и фольклором.

5. Основные понятия устного народного творчества, культуры народов Поволжья.

6.Основные теоретико-литературные понятия предмета

2-3.

Предания волгарей.

 Мы родом с Волги.
Повторение языковых средств.

2

4.

Топонимика. Что изучает топонимика?

1

5.

Топонимика. Предания о родном городе. Место моей семьи в истории родного края и на карте области.

1

6.

Моя родословная.

Практическое занятие.

1

Учебное пособие. рабочая тетрадь.

7.

Обитатели Древней Волги. Легенды, предания..

2

Учебное пособие. рабочая тетрадь

М./р: учиться обнаруживать и формулировать проблему;

  • составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки;
  • работать по составленному плану;
  • понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Познавательные:

  • предполагать, какая информация нужна;
  • выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
  • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
  • выстраивать логическую цепь рассуждений;

представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

М/к.:организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

  • предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
  • при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, учиться подтверждать аргументы фактами;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

.

Рабочая тетрадь

Учебное пособие,

8.

Обитатели Древней Волги. Легенды, предания.

1

Учебное пособие. рабочая тетрадь

9.

Сербы.

Сербы на Волге.

Историческая справка. Интересные обычаи.

1

10.

Сербские сказки.

Сюжеты и герои разных сказок.

1

11.

Татары.

Татары на Волге.

Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства.

1

12.

Татары на Волге.

Отражение действитель

ности в легендах и сказках.

1

Учебное пособие, рабочая тетрадь

13.

Чуваши. Чуваши на Волге.

1

14.

Быт и обычаи в чувашских мифах и легендах.

1

15.

Мордва на Волге.

1

16.

Быт и обычаи в мифах и легендах мордвы.

1

17.

Русские на Волге.

Что значит быть русским?

1

18-19

Быт и обычаи, история страны в преданиях княжеской Руси. Обрядовая поэзия.

2

Диафильм по легенде «Утёсы над Волгой

20.

Немцы.

Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома.

1

Учебное пособие, рабочая тетрадь

21.

Сказания о немцах Поволжья.

1

22-23

Казахи.

Быт и обычаи казахского народа в сказаниях и легендах.

2

24.

Сюжет, герои.
"Сказания об орлах", Легенда о Ер-Каптагае.

1

25.

Украинцы.

Откуда есть пошла украинская земля?" Обычаи и быт малороссов.

1

Кроссворд, рабочая тетрадь.

26-27.

Обрядовая поэзия. "Иван-да-Марья".

2

Презентация. Компьютер. Учебное пособие, рабочая тетрадь

28.

Творческая работа. Сочинение сказки.

1

Учебное пособие, рабочая тетрадь

29.

Калмыки.

Обычаи. Устройство дома.

1

Раздаточный материал: иллюстрации. Рабочая тетрадь.

30.

Легенды и предания калмыков. "Лотос", "Как ленивый старик работать стал", "Три мудреца".

1

Презентация. Компьютер.

31.

Легенды и предания калмыков. "Три мудреца".

1

Иллюстрации к произведениям

32.

Мари Эл на Волге

1

-

33.

Итоговый урок. Защита творческих проектов.

1

Проект

34-35

Резервные уроки

1

        



Предварительный просмотр:

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Культура народов Поволжья»

В результате изучения данного курса  выпускник научится:

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;

       _  объяснять, доказывать и защищать свои идеи;

        _    характеризовать народности Поволжья;

          -  объяснять традиции и обычаи;

         - сравнивать особенности народностей в быту, фольклоре, традициях, костюмах и т.д.

          - составлять презентации и проекты, писать рефераты на заданную тему.

Выпускник получит возможность узнать:

народности Поволжья; обычаи, традиции, быт народов Поволжья; фольклор народов Поволжья, его отличительные черты.

                                       Критерии оценивания:

Оценка «5» - дается четкий, развернутый ответ на поставленный вопрос, все ключевые понятия темы, даются определения и описания, нет фактических неточностей, речь правильная, включаются факты, поддерживающие детали. Из усвоенного материала самостоятельно делаются выводы, устанавливаются причинно-следственные связи. Учащийся хорошо ориентируется в материале. Оценка «4» - большинство ключевых понятий и фактов хорошо определяются, описываются, есть небольшие фактические неточности, речь правильная. Учащийся ориентируется в материале, выводы делаются с помощью учителя. Оценка «3» - определяется и описывается около половины ключевых понятий, проблем и фактов. Около половины объема информации правильной, остальная неверная, неточная или отсутствует. Учащийся не может делать выводы из материала урока.                                                                       Оценка «2» - определяется незначительное количество (либо отсутствует полностью) ключевых понятий, проблем, фактов, в основном информация неверная или не относится к поставленному вопросу. Обнаружено непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить даже при дополнительных вопросах.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

Фактологическая точность

1-3 балла

Оригинальность

1-3 балла

Дизайн

1-3 балла

Композиционная целостность

1-3 балла

Качество изображения

1-3 балла

Интерактивность

1-3 балла

Грамотность

1-3 балла

Итого

Максимум 21 балл

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИЛЛЮСТРАЦИЙ

Новизна и необычность подхода автора

1-3 балла

Актуальность изображаемого

1-3 балла

Эмоциональность изображаемого

1-3 балла

Техника

1-3 балла

Композиция

1-3 балла

Изобразительная целостность рисунка

1-3 балла

Художественное качество рисунка

1-3 балла

Итого

Максимум 21 балл

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ

(РАССКАЗОВ, ЭССЕ, СОЧИНЕНИЙ, СТИХОТВОРЕНИЙ, РЕЦЕНЗИЙ, ФАНФИКОВ)

Содержание

1-3 балла

Творческая глубина

1-3 балла

Логичность и последовательность

1-3 балла

Умение работать с источниками

1-3 балла

Оригинальность

1-3 балла

Художественное оформление

1-3 балла

Грамотность

1-3 балла

Итого

Максимум 21 балл

                                                ПЕРЕВОД БАЛЛОВ В ОТМЕТКИ

0-10 – «2»

11-14 – «3»

15-18 – «4»

19-21 – «5»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС         ...

Рабочая программа по краеведению 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для реализации школьного или регионального образовательного компонента в основной школе....

рабочая программа по краеведению 5 класс

Данная программа разработана для учащихся 5 класса МОУ Тагайской СОШ. Имеется возможноть варьировать для своего региона ....

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Данная рабочая програма сосотавлена на  основе вариативной программы по краеведению под ред. В.М.Кузнецова (Челябинск: АБРИС,  2008)  для 8 класса. Краеведение, Челябинская область...

Рабочая программа по краеведению 9 класс

Рабочая программа по краеведению для 9 класс...

Рабочая программа по краеведению 5 класс

Рабочая  учебная программа составлена на основе  программы «Культура народов Поволжья»....

Рабочая программа по краеведению 7 класс.

Рабочая учебная программа составлена на основе программы «Биологическое краеведение» для 7  класса общеобразовательных школ,  авторы В.Ю. Крестьянинов, Н.В. Дмитриева – 2009....